иностранных граждан в Российской Федерации»); получение соответствующего разрешения на работу; заключение трудового договора и т.п.
Реализация субъективных прав неграждан имеет следующие специфические особенности и непосредственно зависит от особенностей правового статуса негражданина:
• стадии реализации ими прав. Так, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ) находится в стадии общего состояния, поскольку предоставлено Конституцией РФ. При регистрации негражданина в порядке, установленном законодательством в качестве индивидуального предпри-
нимателя и т.п., это право переходит в стадию обладания, а при вступлении негражданина — индивидуального предпринимателя в какие-либо правоотношения (например, гражданские) — в стадию непосредственного воплощения;
• активностью негражданина; предполагает целенаправленные действия по приобретению каких-либо благ, предусмотренных конкретным правом. Так, выбор образования, которое намерен получить негражданин, зависит от его воли (несомненно, в рамках предусмотренных законодательством возможностей). Собственная активность негражданина не исключает соблюдения обязанными лицами, установленными соответствующими правовыми нормами, правовых норм, закрепляющих это право, т.е. его обеспечение.
ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВАЯ СЛУЖБА НА МОСКОВСКОМ МЕТРОПОЛИТЕНЕ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ОХРАНУ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
В.Н. АМЕЛЬЧАКОВА,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права ОВД МосУ МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право, финансовое право, информационное право
E-mail: Venera Amel63@mail.ru
Аннотация. Необходима активная деятельность разных подразделений, однако передовой службой, стоящей на охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях Московского метрополитена, являются строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности. Ключевые слова: общественная безопасность, транспортная безопасность, общественный порядок.
THE PATROL SERVICE IN THE MOSCOW'S UNDERGROUND, AIMED AT PROTECTING PUBLIC ORDER
V.N. AMELCHAKOVA,
the associate professor of administrative law of ATS, University of Moscow Russian Interior Ministry
Annotation. Analyzing the security activities at the sites of underground by bodies of internal affairs and for the attainment of the tasks of DIA personnel in the Moscow underground it, requires the active work of the various units, however, the good service, standing on the protection of public order and public security in the Moscow underground are frontline units patrol-guard service of the public security police.
Keywords: public safety, transport safety, public order.
В течение всей истории человечества безопасность выступала основным условием нормального функционирования общества, его развития. Необходимость в безопасности присуща всем социальным группам. Общественная безопасность представляет собой неотъемлемую часть национальной безопасности, охватывающую те общественные отношения, которые связаны с предотвращением или устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества. Так, общественная безопасность органически связана с личной безопасностью граждан и общественным порядком. Общественную безопасность призваны обеспечивать разные органы государственной власти, при этом огромную роль в обеспечении общественной безопасности играют ОВД.
Общественный порядок — это сложившаяся в обществе система отношений между людьми, правил взаимного поведения и общежития, установленных законодательством, обычаями и традициями, а также нравственными нормами. Общественный порядок представляет собой совокупную систему общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм обычаев, традиций и ритуалов.
Россия берет на себя реализацию функции охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, относящейся к охранной функции государства. Так, эта функция реализуется с помощью правоохранительной деятельности, которая представляет собой государственную деятельность, осуществляемую с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями специально уполномоченными (правоохранительными) органами путем применения юридических мер воздействия в соответствии с законом и при неуклонным соблюдении установленного им порядка.
Специфические признаки правоохранительной деятельности:
• осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен порядок комплектования, организации и функционирования;
• направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;
• осуществляется в порядке, установленном законом;
• осуществляется посредством применения мер государственного принуждения или наложения взысканий, применения мер юридического воздействия.
Для достижения целей правоохранительной деятельности определены ее задачи, к которым относится охрана личности, ее прав и свобод; охрана общества и его социальных институтов; охрана материальных и духовных ценностей; охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.
Основные направления правоохранительной деятельности:
• выявление и расследование преступлений как деятельность, направленная на раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение их к ответственности;
• отправление правосудия, т.е. разбирательство в суде уголовных и гражданских дел и вынесение по ним законных и обоснованных решений;
• охрана правопорядка, обеспечения безопасности населения;
• оперативно-розыскная деятельность.
Для реализации основных направлений правоохранительной деятельности существует система правоохранительных органов, в которую входят федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды, прокуратура, органы дознания и предварительного следствия.
Основным государственным органом, обеспечивающим общественную безопасность и общественный порядок, является милиция. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О милиции» милиция в России — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных этим Законом и другими федеральными законами. Милиция входит в систему МВД России. Согласно ст. 2 задачами милиции являются:
• обеспечение безопасности личности;
• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушениях;
• выявление и раскрытие преступлений;
• охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
• защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
• оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом РФ «О милиции».
УВД на Московском метрополитене является структурным подразделением ГУВД по г. Москве, следовательно, на УВД на Московском метрополитене возлагаются общие задачи, предусмотренные Законом РФ «О милиции».
Однако необходимо учитывать специфику Московского метрополитена как источника повышенной опасности. Так, метрополитен является крупнейшим транспортным предприятием города, состоящим из 12 линий общей протяженностью 276,4 км. Ежесуточно метрополитеном пользуется более 9 млн пассажиров. Охрану общественного порядка и общественную безопасность обеспечивает личный состав УВД на Московском метрополитене, под охраной которого находятся станции метро, депо, электропоезда.
Основные направления работы личного состава УВД на Московском метрополитене:
• предупреждение и предотвращение актов терроризма и экстремизма;
• укрепление антитеррористической устойчивости станций и объектов Московского метрополитена;
• активизация работы по раскрытию и расследований тяжких преступлений;
• пресечение фактов незаконного оборота наркотических средств, оружия и боеприпасов;
• пресечение фактов несанкционированной торговли, бродяжничества и попрошайничества на территории метрополитена.
Для достижения поставленных перед личным составом УВД на Московском метрополитене задач необходима активная деятельность разных подразделений, таких как оперативно-розыскные службы, подразделения дознания, следственный отдел, однако передовой службой, стоящей на охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в условиях Московского метрополитена, являются строевые подразделения патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, деятельность которых регламентирована Уставом патрульно-посто-
вой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 80. Несение службы патрульно-постовыми подразделениями в условиях метрополитена имеет следующие особенности:
• на станциях метрополитена (вестибюлях станций, посадочных платформах, межстанционных и подулич-ных переходах, эскалаторах и маршевых лестницах, в подъездах метрополитенов) постовая служба организуется начальником отдела (отделения) внутренних дел (милиции) по охране метрополитена с учетом складывающейся оперативной обстановки, интенсивности пассажиропотока и движения электропоездов во взаимодействии с территориальными органами внутренних дел. При этом порядок работы патрульно-постовой службы устанавливается начальником ОВД по охране метрополитена;
• территории, прилегающие к открытым участкам железнодорожного полотна, станциям, подуличным переходам, киоскам вентиляционных шахт, объектам энергообеспечения метрополитена, а также участки местности под железнодорожным полотном являются территориями оперативного обслуживания ОВД по районам (городам без районного деления) и подлежат обязательному включению в перечень постов и маршрутов горрайлинорганов внутренних дел;
• наряду с обязанностями, определенными Законом РФ «О милиции», наряды патрульно-постовой службы милиции на объектах метрополитенов дополнительно выполняют следующие обязанности: принимают неотложные меры по спасению людей при возникновении кризисных ситуаций на объектах метрополитена; осуществляют контроль над соблюдением гражданами и должностными лицами правил пользования метрополитеном; оказывают в пределах своей компетентности помощь администрации и работникам метрополитена в осуществлении ими своих должностных обязанностей;
Основные формы организации патрульно-постовой службы милиции на объектах метрополитенов:
• патрулирование пассажирской зоны метрополитена (вестибюли станций, посадочные платформы, межстанционные и подуличные переходы, эскалаторы и маршевые лестницы);
• сопровождение нарядами милиции подвижных составов электропоездов;
• посты и патрули милиции устанавливаются на
станциях метрополитена. Количество и границы постов определяются границами пассажирской зоны станций. Кроме этого, посты милиции устанавливаются на входах (выходах) железнодорожного полотна в тоннель (из тоннеля) с наземной части метрополитена;
• для обеспечения безопасности пассажиров в подвижном составе метрополитена назначаются милицейские наряды по сопровождению поездов. Составы нарядов определяются начальником ОВД (командиром подразделения патрульно-постовой службы милиции) по охране метрополитена и в количестве не менее двух человек. При выполнении своих служебных задач взаимодействуют с нарядами патрульно-постовой службы милиции на станциях метрополитена, персоналом подразделений и служб метрополитена;
• для усиления охраны общественного порядка на отдельных станциях, особенно на пересадочных, и станциях, приближенных к транспортным узлам, могут выставляться заслоны милиции из числа сотрудников криминальной милиции и милиции общественной безопасности;
• при обеспечении правопорядка в период следования пассажиров к местам проведения массовых мероприятий (и обратно) наряды патрульно-постовой службы милиции на объектах метрополитена и наряды, задействованные на время проведения массовых мероприятий к прилегающей к станциям метрополитена территории, организуются по особым планам, разрабатываемым совместно с горрайлинорганами внутренних дел и руководителями федеральных органов безопасности;
• в период закрытия метрополитена наряды патрульно-постовой службы милиции по охране метрополитенов обеспечивают пропускной режим на станциях в соответствии с отдельными инструкциями;
• по согласованию с администрацией метрополитена для размещения личного состава постовых нарядов патрульно-постовой службы милиции на станциях оборудуются специальные помещения (комната милиции).
Комнаты милиции оборудуются и оснащаются:
• средствами видеонаблюдения за пассажирской зоной станции;
• внутренней и городской телефонной связью;
• селекторной связью с дежурной частью отдела милиции;
• средствами радиосвязи между нарядами на станции метрополитена и радиосвязи с нарядами и дежур-
ными частями ОВД, на чьей территории расположена станция метрополитена;
• первичными средствами пожаротушения и оказания первой медицинской помощи;
• средствами усиления речи;
• специальными ключами от входных (выходных) дверей вестибюлей станции, схемой метрополитена;
• необходимой мебелью.
В помещении поста милиции должна быть следующая служебная документация:
• книга приема-сдачи поста милиции;
• фотоальбом разыскиваемых лиц;
• правила пользования метрополитеном;
• книга записи проверяющих и ответственных руководителей;
• справочник адресов и телефонных номеров дежурных частей территориальных ОВД, пунктов охраны общественного порядка, общественных формирований правоохранительной направленности, аварийных служб города и метрополитена;
• образцы пропусков на территорию метрополитена в период его закрытия для входа (выхода) пассажиров;
• правила противопожарной безопасности на метрополитене, схема эвакуации.
При служебной необходимости помещения поста милиции могут оборудоваться, оснащаться и обеспечиваться иными техническими средствами, предметами и документацией.
При заступлении на службу на станции или ином объекте метрополитена наряд патрульно-постовой службы милиции обязан:
• принять пост у предыдущей смены посредством совместного обхода территории станции, проверить наличие на посту милиции служебной документации, оборудования, имущества и инвентаря согласно описи;
• проверить работоспособность средств видеонаблюдения и устойчивость радиосвязи с нарядами и дежурными частями территориальных ОВД, на чьей территории расположена станция метрополитена.
При несении службы наряд патрульно-постовой службы милиции обязан:
• ежечасно докладывать в дежурную часть отдела милиции по охране метрополитена об оперативной обстановке на территории станции метро;
• требовать от граждан (пассажиров) соблюдения установленных правил пользования метрополитеном;
• вести наблюдение за посадкой и высадкой пас-
сажиров в составы электропоездов, при необходимости оказывать содействие работникам службы движения в регулировании пассажиропотоков;
• в случае падения пассажира на «жесткий путь» принимать меры через дежурного по станции к снятию напряжения с контактного рельса, оказывать содействие в извлечении пострадавшего, вызывать медицинских работников, устанавливать очевидцев происшествия;
• во избежание случаев поездных травм и иных случаев травматизма принимать меры к недопущению прохода на станцию граждан, находящихся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, принимать меры к своевременному их удалению с территории метрополитена;
• при проникновении посторонних лиц во время движения поездов в тоннель через дежурного по станции принимать меры к снятию напряжения с контактного рельса, сообщать о случившемся на следующую станцию и в дежурную часть отдела милиции, принимать безотлагательные меры к задержанию нарушителя и установлению его личности;
• обеспечивать безопасность инкассации денежных средств из касс станции метро, встречать инкассаторов и сопровождать их до автомашины;
• целях обеспечения беспрепятственного прохода граждан и недопущения загромождения эвакуационных путей пресекать несанкционированную торговлю и иную деятельность граждан на территории метрополитена без соответствующих разрешений;
• знать правила противопожарной безопасности на метрополитене, уметь пользоваться средствами пожаротушения при возникновении очага пожара до прибытия пожарного расчета;
• во время внеплановых остановок электропоез-
дов по техническим причинам немедленно сообщать об этом в дежурную часть отдела милиции, а в необходимых случаях совместно с работниками метрополитена принять меры к выводу пассажиров из метро и закрытию станции;
• по окончании работы движения электропоездов обходить служебные помещения, проверять пропуска и удостоверения личности работников метрополитена, удалять посторонних лиц со станции.
Контроль над работой нарядов патрульно-постовой службы милиции на станциях и в электропоездах метрополитена организуют и осуществляют начальник отдела (отделения) внутренних дел (милиции) по охране метрополитена, его заместитель — начальник милиции общественной безопасности, командиры строевых подразделений милиции, ответственный от руководства. Порядок и периодичность контроля над работой нарядов определяется с учетом протяженности линии метрополитена, количества станций и милицейских постов на них, количества маршрутов сопровождения. При этом периодичность контроля каждого наряда должна быть не менее 3 раз за смену.
Реализация целей и задач, наставленных перед сотрудниками милиции в условиях Московского метрополитена с учетом вышеприведенных специфических черт, позволяет обеспечивать общественную безопасность и общественный порядок. Обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка, а также профилактика преступлений и правонарушений зависит не только от подразделений патрульно-постовой службы, но и от деятельности оперативно-розыскных подразделений, органов дознания, следственного отдела.