УДК: 332.1 АБДУЛЛАЕВА ТАМАРА КУРБАНОВНА
д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
е-таИ: [email protected]
АБДУЛАЕВ ХАБИБ ГАГАРИНОВИЧ
аспирант кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет»,
е-таИ: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО МЕТОДА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ
Аннотация. Цель работы. Исследовать текущее состояние и перспективы развития кластерных образований в региональном агропромышленном комплексе. Метод. Используются методы экономического и логического анализа, а также статистический анализ динамики объемов производства продукции сельского хозяйства и показателей развития кластерообразующих предприятий АПК в регионе. Результаты работы. Формирование и развитие кластеров является одним из основных направлений стимулирования экономического роста в регионе, эффективным инструментом взаимодействия субъектов регионального агропромышленного комплекса. В статье проанализированы современное состояние и перспективы использования кластерного подхода в развитии регионального агропромышленного комплекса, сформулированы ключевые условия и уточнен механизм становления и устойчивого развития кластеров в агропромышленном комплексе региона. Область применения результатов. Приведенные выводы дополняют научные представления об особенностях развития интеграционных процессов с использованием кластерного подхода в агропромышленном комплексе региона. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при формировании и развитии кластерных структур в АПК, а также при разработке и реализации комплексных программ регионального социально-экономического развития. Выводы. В настоящее время агропромышленный комплекс региона испытывает целый ряд проблем, сдерживающих его динамичное развитие. Делается вывод о том, что самостоятельно справиться с данными проблемами предприятиям в современных условиях хозяйствования практически невозможно. Это обуславливает особую значимость различных интеграционных образований, в т. ч. кластеров. Показано, что кластерный подход управления региональным агропромышленным комплексом является эффективным инструментом повышения устойчивости развития и конкурентоспособности региона.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, кластер, стратегия развития региона, инновации, стимулирование.
ABDULLAEVA TAMARA KURBANOVNA
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of "Management" of FSBEI of HE "Dagestan State Technical University",
e-mail: [email protected]
ABDULAEV KHABIB G A GARINO VICH
Doctoral Candidate of the Department of "Management" of FSBEI of HE
"Dagestan State Technical University", e-mail: [email protected]
APPLYING THE CLUSTER METHOD FOR AN EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE REGION
Abstract. The goal of the study. Researching the current state and prospects of development of cluster formations in the regional agro-industrial complex. The method. We are using the meth-
ods of economic and logical analysis, as well as the statistical analysis of dynamics of volumes of agricultural production and indicators of development of cluster-forming enterprises of the AIC in the region. The results of the study. The formation and development of clusters is one of the main areas of focus of stimulating the economic growth in the region, an effective instrument of interaction of entities of the regional agro-industrial complex. The manuscript covers the analysis of the modern state and prospects of using the cluster approach in the development of the regional agro-industrial complex formulating the key conditions and detailing the mechanism of establishment and sustainable development of clusters in the agro-industrial complex of the region. The area of application of the results. The conclusions provided complement the scientific perceptions about the typical features of development of integrational processes using the cluster approach in the agro-industrial complex of the region. The results of the study performed may be used when forming and developing cluster structures in the AIC, as well as when developing and implementing complex programs of the regional social-economic development. The conclusions. At the present moment the agro-industrial complex of the region is experiencing a whole number of problems that are limiting its dynamic development. A conclusion is made that in the modern conditions of economy it is practically impossible to independently solve these problems. This explains the special importance of different integrational formations including clusters. It has been shown that the cluster approach in managing the regional agro-industrial complex is an effective instrument of improving sustainability of development of competitiveness of the region. Keywords: the agro-industrial complex, a cluster, a strategy of development of the region, innovations, boosting.
Введение. Одним из важнейших вызовов, стоящих перед российскими регионами, является обеспечение их устойчивого развития и экономического роста на основе модернизации и инноваций, направленных на результативность экономики, включая систему АПК.
Обусловленная кризисом в данном секторе экономики, назрела острая необходимость разработки на научной основе механизмов и инструментов по повышению эффективности региональных АПК, основанных на разумном сочетании методов государственного управления и принципов рыночного саморегулирования и направленных на обеспечение конкурентоспособности экономики региона.
Концепция кластера - это один из подходов развития региональной экономики и один из наиболее значимых факторов конкурентоспособности региона на современном этапе. В то же время, несмотря на широкое освещение кластерного подхода в экономической науке, некоторые теоретические и методологические проблемы формирования и развития агропромышленных кластеров до сих пор изучены недостаточно.
Методы исследования. В агропромышленном комплексе республики продолжается реализация мероприятий в рамках государственной программы РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20142020 гг.» и приоритетного проекта развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс», направленных на создание конкурентоспособной сырьевой базы для перерабатывающей промышленности, ускорение процесса модернизации мощностей предприятий, обеспечение устойчивого развития сельского хозяйства [19].
В целях уменьшения импортозависимости от поставок продовольственных товаров, увеличения производства сельскохозяйственной продукции и поддержания финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей постановлением Правительства РД от 11 февраля 2015 г. № 43 реализуется План мероприятий по содействию импортозамещению в агропромышленном комплексе.
В утвержденных планах мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности и агропромышленном комплексе предусмотрены меры по эффективному использованию производственного потенциала, созданию новых технологий и конкурентной продукции, поддержке несырьевого экспорта, созданию в республике условий для организации производства продукции и комплектующих, обеспечению продовольственной безопасности. В целях ускоренного развития агропромышленного комплекса РД, привлечения инвестиций, реализации высокорентабельных проектов, стимулирования сбыта продукции реализуется приоритетный
проект развития Республики Дагестан «Эффективный агропромышленный комплекс».
Республика Дагестан относится к числу регионов России, демонстрирующих динамичное развитие агропромышленного комплекса.
Рост производства продукции растениеводства прогнозируется за счет вовлечения в оборот неиспользуемой пашни, повышения эффективности ее использования путем предоставления на условиях аренды крестьянским (фермерским) и индивидуальным хозяйствам, улучшения плодородия почв, внедрения в производство передовых технологий и возделывания новых высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, за счет реализации инвестиционных проектов в области растениеводства.
Увеличение производства продукции животноводства намечается за счет роста показателей продуктивности основного стада путём улучшения селекционно-племенной работы, совершенствования технологии содержания и кормления, а также за счет финансовой аренды (лизинга) племенного скота и реализации инвестиционных проектов в области животноводства.
Предпосылками для развития переработки мяса и рыбы являются:
- наличие ресурсного потенциала для развития производств по переработке мяса и рыбы;
- наличие значительного неудовлетворенного спроса в Республике Дагестан на мясную продукцию «Халал» и высококачественную рыбную продукцию;
- благоприятные природно-климатические и геолого-географические условия для развития речного и прудового рыбоводства и морского рыболовства;
- историческая предрасположенность и большой опыт дагестанских народов в отрасли овцеводства и выращивания крупного рогатого скота;
- устойчивый рост спроса на отечественном и зарубежном рынке на качественную, генетически модифицированную и экологически чистую мясную и рыбную продукцию.
При благоприятных условиях развития сельского хозяйства, т. е. увеличении объёмов кредитования, привлечении частных инвестиций, успешной реализации инвестиционных проектов, технико-технологической модернизации агропроизводства, создании полноценной системы страхования рисков, прогнозируется довести производство основных видов продукции сельского хозяйства в натуральном выражении в 2019 г. до следующих показателей: зерновые культуры - 404,1 тыс. тонн (107,6% к уровню 2018 г.; подсолнечника - 12,75 тыс. тонн (106,3%); картофеля - 485,8 тыс. тонн (108,4%); овощей - 2475,3 тыс. тонн (118,5%); мяса (в живом весе) -до 285,6 тыс. тонн (108,3%); молока - 1007,6 тыс. тонн (107%); яиц - 288,3 млн штук (108%).
Мероприятия реализуемого приоритетного проекта развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс» направлены на развитие птицеводства, виноградарства (внедрение кластерного подхода), животноводства, рыбохозяйственного комплекса, размещение промышленных садов интенсивного типа, создание агропромышленных парков, геотермальных агропар-ков, сопровождение ключевых инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса. Продолжится реализация начатых крупных высокорентабельных инвестиционных проектов [15].
В 2017-2019 гг. сохранится позитивная динамика роста производства пищевых продуктов, в ряде отраслей перерабатывающей промышленности республики будут модернизированы производства, созданы новые современные предприятия.
На период до 2019 г. планируется рост показателей по производству алкогольной и безалкогольной продукции, в рамках государственной программы РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20142020 гг.» планируется посадка новых виноградников [8].
В 2019 г. в хозяйствах населения прогнозируется увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства на 6,2%, по второму варианту на 9%. В сельскохозяйственных организациях по первому варианту рост составит 19,6%, по второму - 19,5%. В КФХ увеличение объемов производства продукции по первому варианту составит - 15,9%, по второму варианту -17,1% [8].
Вместе с тем сдерживающими факторами развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности являются значительный износ производственных фондов (до 70%), высокие цены на новую технику, недостаток оборотных средств и долгосрочных инвестиций.
Несмотря на финансовые сложности на отдельных предприятиях консервной промышленно-
сти республики продолжаются работы по модернизации и техническому перевооружению.
Предпосылками формирования плодоовощеконсервного кластера являются:
- высокий спрос на высококачественную дагестанскую плодоовощеконсервную продукцию;
- наличие значительных производственных мощностей в сфере плодоовощного консервирования;
- высокая доля Республики Дагестан в валовом сборе овощей (1-е место среди субъектов РФ), плодов и ягод (19-е место среди субъектов РФ);
- наличие развитой сети учебных заведений по подготовке кадров и научного потенциала в сфере выращивания и переработки овощей, плодов и ягод;
- наличие неиспользуемых земельных угодий для расширения площадей овощных, плодовых и ягодных культур;
- развитие отечественного консервирования;
- благоприятные природно-климатические условия для развития растениеводства;
- наличие вспомогательных производств и потенциала для их развития.
ООО «Кикунинский консервный завод» осуществил модернизацию оборудования с использованием современных зарубежных технологий. На предприятии оборудован цех по производству детского питания, открытие которого состоялось в июне 2015 г. На осуществление проекта вложено заемных средств в сумме 380 млн руб., собственных средств - 78 млн руб.
Завершена работа по модернизации на ООО «Дагагрохолдинг», при господдержке в размере 8,3 млн руб. смонтировано оборудование для розлива соковой продукции в г. Избербаш. На КФХ «Габулакал» при господдержке в размере 6,2 млн руб. приобретено и смонтировано оборудование для розлива сокосодержащих напитков.
ООО «Азерконсерв» осуществил модернизацию производства, приобретены новые линии по производству и розливу компотов. Установлена линия розлива соков, компотов и холодных напитков в ПЭТ бутылки. Определен поставщик оборудования по переработке плодов и овощей.
Осуществление быстрых и качественных изменений, обеспечивающих оптимальную необратимую динамику, в современном менеджменте достигается посредством использования логики прорыва, поэтому формирование эффективной региональной политики, учитывающей особенности и возможности всех регионов государства, а также межрегиональных связей, при современном состоянии процесса будет являться прорывом в теории и практике управления. Организовать процесс прорыва на основе использования имеющегося опыта фактически невыполнимо. Для этого необходимы радикальные и нестандартные организационные действия, креативные решения, а также новые управленческие технологии.
Процесс прорыва реализуется в минимальный промежуток времени за счет концентрации материальных, финансовых, интеллектуальных, информационных и административных, т. е. всех доступных ресурсов. Интегрирование в старую систему «точек роста», способных за счет собственного потенциала развития обеспечить ее модификацию в дальнейшем, является целью прорыва.
Среди первостепенных задач, стоящих перед современной Россией, является ориентирование на инновационную экономику, которое может быть достигнуто, в свою очередь, путем интенсификации экономического роста с помощью экономических, социальных и институциональных преобразований общественного производства. Инновационное развитие способствует повышению уровня конкурентоспособности продукции и организации в целом. В этих условиях особую значимость приобретают инновационные технологии, ориентированные на поддержку «точек роста». «Точками роста» можно назвать новые виды бизнеса, новые формы и методы управления, объединения, ориентированные на повышение эффективности функционирующей системы экономики региона. «Точки роста» могут выступать в роли фирмы, отрасли, комплекса отраслей, характеризующихся значительным экономическим «эффектом увеличения» для региона, образуют так называемую «зону инновационного прорыва» в качестве элемента общей инновационной стратегии региона. «Зона инновационного прорыва» является толчком инновационного и социально-экономического развития и призвана обеспечить интенсификацию в приоритетных сферах экономики региона. Экономические полюса таких зон позволяют сформулировать цели и задачи развития региона и определить условия их достижения.
Создание «точек роста» на системной основе, с использованием механизмов мультипликации (распространения опыта) - одна из важнейших задач, решение которой позволит достичь поставленных стратегических целей. При планировании и создании «точек роста» в первую очередь учитываются такие факторы, как близость к уже существующим населенным пунктам и автотранспортным магистралям.
Сегодня кластеры становятся такими «точками роста», которые, распределяясь по территории региона, обеспечивают равномерное и сбалансированное развитие его экономики.
Процесс формирования и функционирования кластеров не только способствует экономическому росту, но и трансформирует существующее экономическое пространство регионального субъекта, обеспечивая тем самым качественный переход от сырьевой к инновационной модели хозяйствования.
В концепции стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г. организация и активизация кластерных образований позиционируется как одно из важнейших направлений создания общенациональной системы поддержки инноваций и технологического развития, инициируемых федеральным центром.
Внедрение инноваций приводит к качественному переходу, приводящему региональную экономическую систему к технологическому скачку. Региональное объединение производителей позволяет лидировать на рынке комплексам, а не отдельным предприятиям, что отвечает современным требованиям развития рыночной экономики, выражающемся, в т. ч., и в сокращении трансакционных издержек, рациональном использовании природных и человеческих ресурсов. С другой стороны, прогрессивный эффект, достигаемый благодаря объединению технологических достижений компаний, находящихся на одной территории или смежных территориях, способствует повышению конкурентоспособности регионов, что соответствует стратегическим направлениям их социально-экономического развития - повышению уровня и качества жизни населения.
Таким образом, кластер - совокупность географически сконцентрированных, соседствующих предприятий и взаимосвязанных с ними организаций, сетей высокоспециализированных фирм частного и общественного секторов одной или нескольких отраслей, в которой участники образования, с одной стороны, конкурируют друг с другом, с другой, объединены общностью деятельности, способностью производить и извлекать выгоды из совместного расположения и социальной встроенности не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Применение кластерного метода на уровне региона продиктована необходимостью организации прочной кооперации между участниками кластера, что наилучшим способом достигается на единой административной территории. Необходимость увеличения роли системы управления регионом при рыночном развитии экономики требует инновационных методов, предлагаемых кластерным подходом. Преимущества использования кластерного метода при осуществлении управления регионом заключаются в присущей кластеру способности содействия развитию конкуренции, обеспечении эффективного межотраслевого сотрудничества, максимальном содействии в распространении инновационных технологий, методик, информационного обмена.
Другим эффектом от развития кластеров является создание системы по распространению технологий, обладающей несомненным преимуществом перед спонтанным распространением знаний и изобретений. Такая система является источником формирования устойчивой связи между хозяйствующими субъектами, объединенными в кластерную сеть, и обеспечивает переход изобретений в инновации, а их, в свою очередь, - в конкурентные преимущества. Это предопределяет необходимость все более тесного сотрудничества и кооперации между участниками кластера, одновременно ставя их перед риском полной либо частичной утраты своей производственной и финансовой независимости. Следствием успешного развития кластера должно стать участие региональной системы управления в процессе его инвестирования.
Основными результатами реализации Концепции кластерного развития региона является повышение конкурентоспособности компаний-участников кластера и, как следствие, экономики региона в целом. Достижение данных результатов происходит за счет увеличения объемов производства и производительности труда участников кластеров, роста доли инновационной продукции и объемов инвестиций в экономику региона, за счет интенсивного развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также за счет усиления взаимодействия между компаниями участниками кластеров.
Становление и развитие кластера в регионе должно осуществляться на основе гармонизации интересов региональных органов государственной власти и компаний-участников кластера.
Механизм становления и развития кластера в регионе, должен состоять из следующих последовательных этапов (табл.):
Таблица
Механизм становления и развития кластера в регионе
№ этапа Наименование этапа Содержание этапа Итог
1. Диагностическое исследование Основной задачей на данном этапе формирования кластера является диагностика деятельности компаний-участников и внутрикластер-ного взаимодействия, а также создание атмосферы доверия как основы для развития взаимопомощи и установления эффективных деловых связей между производителями, поставщиками, финансовыми и техническими институтами поддержки. По итогам первого этапа становления кластера должна сложиться атмосфера доверия между компаниями-участниками кластера, а также должны быть определены угрозы и потенциал в развитии компаний кластера
2. Формирование кластера Основной задачей данного этапа формирования кластера является краткосрочное планирование деятельности кластера и начало реализации совместных проектов компаниями-участниками кластера. Итогом реализации второго этапа развития кластера должны стать видимые положительные результаты совместной деятельности компаний-участников кластера, повышение доверия между компаниями-участниками кластера, а также развитие производственной кооперации среди партнерских предприятий.
3. Стратегическое планирование Основной задачей данного этапа развития кластера является реализация долгосрочных проектов по технологическому обновлению и модернизации производства, а также проектов, ориентированных на создание новых предприятий с целью удовлетворения потребностей компаний-участников кластера и заполнения недостающих звеньев в цепочке добавленной стоимости ядра кластера. Итогом третьего этапа развития кластера должно стать увеличение объема инновационных разработок и их коммерциализации, усиление кооперации между организациями кластера, увеличение экспорта производимой продукции, а также объема привлеченных иностранных инвестиций. Реализация мероприятий стратегического плана развития кластера должна привести к формированию модельной структуры кластера.
4. Этап саморазвития После формирования модельной структуры кластера начинается переход на последний этап развития кластера - этап саморазвития. К моменту перехода на данный этап часть правительственных программ, направленных на стимулирование формирования кластеров в регионе, прекращает свое действие. Поэтому основной задачей данного этапа становления кластера является увеличение ответственности за реализацию запланированных мероприятий компаний-участников кластера и кластерную организацию, а также переход на самофинансирование деятельности кластерной организации. При этом деятельность кластера становится более эффективной за счет увеличения межкластерного взаимодействия, а также повышения деловой активности компаний-участников кластера, которые постепенно приобретают управленческие навыки. Итог - деятельность компаний-участников кластера должна достигнуть высокой эффективности, а установление деловых отношений между участниками кластера должна привести к росту кооперации, позволяющей реали-зовывать совместные проекты без вмешательства правительственных организаций.
Региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций. Успешно реализуется и приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Предложения Дагестана нашли поддержку Правительства РФ. В нацпроект отдельно были включены программы поддержки овцеводства и развития виноградарства.
В Дагестане крупнейшими предприятиями, занимающимися переработкой винограда, являются Кизлярский коньячный завод, Дербентский коньячный комбинат, Дербентский завод игристых вин, Избербашский винно-коньячный завод. В настоящее время самыми востребованными техническими сортами винограда являются Рислинг, Пино, Мускат, Ркацители, Каберне.
Кластерообразующими предприятиями могут выступать винно-коньячные заводы и комбинаты (Кизлярский коньячный завод, Дербентский коньячный комбинат, ОАО «Махачкалинский винзавод», ООО «ДВКПК Каспий», ООО «Каспийвинпром», ООО «Союз виноделов Дагестана», Махачкалинский винзавод, Геджухский винзавод, Дербентский завод игристых вин), а также виноградарческие предприятия.
Предпосылками формирования винно-коньячного кластера являются:
- высокий спрос на винно-коньячную продукцию предприятий Дагестана;
- популярность коньячных брендов Кизляра и Дербента и винных брендов Геджуха;
- высокая доля предприятий Республики Дагестан в РФ и ЮФО в производстве коньяков, шампанских вин;
- наличие развитой сети учебных заведений по подготовке кадров и научного потенциала в сфере развития виноградарства и технологии его переработки;
- благоприятные природно-климатические условия развития виноградарства;
- наличие свободных земельных площадей для посадки виноградников;
- благоприятная конъюнктура для расширения рынков сбыта коньячно-винодельческой продукции;
- развитие современного отечественного виноделия;
- наличие собственного стекольного производства;
- обеспеченность трудовыми ресурсами.
Предпосылками формирования плодоовощеконсервного кластера являются:
- высокий спрос на качественную и экологически чистую дагестанскую плодоовощекон-сервную продукцию;
- наличие значительных производственных мощностей в сфере плодоовощного консервирования;
- высокая доля Республики Дагестан в валовом сборе овощей (1-е место среди субъектов РФ), плодов и ягод (19-е место среди субъектов РФ);
- наличие развитой сети учебных заведений по подготовке кадров и научного потенциала в сфере выращивания и переработки овощей, плодов и ягод;
- наличие неиспользуемых земельных угодий для расширения площадей овощных, плодовых и ягодных культур;
- развитие отечественного консервирования;
- благоприятные природно-климатические условия для развития растениеводства;
- наличие вспомогательных производств и потенциала для их развития.
Предпосылками для развития кластера переработки мяса и рыбы являются:
- ресурсный потенциал развития производства по переработке мяса и рыбы;
- значительный неудовлетворенный спрос на мясную продукцию «Халал» и высококачественную рыбную продукцию;
- природно-климатические и геолого-географические условия, благоприятные для развития речного и прудового рыбоводства и морского рыболовства;
- исторический опыт овцеводства и выращивания крупного рогатого скота;
- устойчивый рост спроса на генетически немодифицированную и экологически чистую, качественную, мясную и рыбную продукцию на российском и зарубежном рынках.
Республика Дагестан располагает благоприятными климатическими и почвенными условиями для выращивания капусты (сорта дербентской озимой капусты, позднеахтынской капу-
сты), крупноплодных томатов, буйнакских корнишонов, дагестанских сортов моркови, крупного каякентского репчатого лука и др. Ежегодный сбор капусты составляет 250-260 тыс. т. Климат южного Дагестана дает возможность получать два урожая овощей в год.
По данным Министерства сельского хозяйства Дагестана, в последние два года в республике выращивали по 300-310 тыс. т. помидоров и 60-65 тыс. т. огурцов ежегодно. Наиболее эффективными проектами в сфере АПК, имеющими перспективу внедрения, являются «Организация предприятия по производству и переработке мяса птицы», «Создание сети овоще- и фруктохранилищ», «Строительство комбинатов по глубокой переработке плодов и овощей».
В целях решении задач модернизации и инновационного развития страны необходимо использовать преимущества кластерного подхода, так как формирование и развитие инновационных кластеров могут служить возможными точками роста, способствующими повышению конкурентоспособности отдельных регионов и экономики России. При этом, несомненно, государству отводится особая роль, поскольку данная политика предполагает обеспечение четкой координации деятельности между федеральными органами государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями.
Реализация эффективной кластерной политикой связана, прежде всего, с разработкой четкой системы организации и управления взаимоотношениями всех участников кластера, методического обеспечения и механизма управления развитием кластеров, действенной нормативно-правовой и законодательной базы, а также формированием благоприятной экономической среды для функционирования сетевых структур посредством механизмов государственно-частного партнерства, создания соответствующих специализированных финансовых институтов, соответствующей инновационной инфраструктуры.
Взаимодействие между властью и бизнесом основано на учете интересов обеих сторон и является основой устойчивого развития любого современного государства. Развитие института партнерства государственного и частного секторов как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в общественно значимые региональные и муниципальные проекты позволит сохранить достигнутые в последние годы темпы экономического роста, повысить эффективность общественного сектора, будет способствовать качественному изменению структуры национальной экономики и усилению конкурентоспособности как отдельных регионов, так и в целом Российской Федерации.
Успешная реализация программ по формированию и специальному стимулированию кластерных структур возможна только при наличии общерегиональной стратегии развития.
Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть взаимно согласованы.
При разработке региональной стратегии надо учесть, какие ключевые точки роста существуют в регионе и что могут сделать различные группы интересов для развития этих ключевых точек роста. В то же время при выявлении перспективных кластеров и при планировании их развития обязательно должны быть учтены рамки региональных стратегий. В современных условиях речь идет не столько о том, что необходимость развития определенного кластера должна быть прописана в региональной стратегии, а о том, что должен существовать консенсус между деловыми и административными элитами региона о необходимости развития кластера [6, 12,17,18].
Региональное экономическое развитие на основе стимулирования кластеров предполагает инициативу и совместные усилия бизнеса и администраций. Роли, которые должны играть администрации и бизнес при развитии отраслевых кластеров разные, но взаимодополняющие. Роль администрации может состоять в поддержке и инициировании процессов активации кластеров. Региональные администрации практически всегда сильно вовлечены в деятельность бизнеса. Бизнес же часто оказывает сильное влияние на администрацию. Поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластеров. Также существует высокоэффективный способ стимулирования кластеров, который есть у администраций, этот инструмент - целевые программы. Они могут оказать существенное влияние на развитие кластера. Администрация может проводить активную
работу в построении взаимодействия между различными субъектами развития кластера, а также заниматься урегулированием различных вопросов кластера между другими уровнями власти.
Особенности внедрения кластеров в России: как правило, необходимо наличие формальной институциональной структуры, координирующей развитие кластера, созданной с участием входящих в кластер компаний. Кроме того, кластеры требуют от своих участников доверия по отношению друг к другу и более длительного горизонта планирования. И с тем и с другим в большинстве случаев существуют проблемы. В этом случае определенной адаптацией кластерного подхода является создание кластеров при содействии вертикально интегрированных бизнес групп. То есть развитие кластеров и вертикальных групп может дополнять друг друга [6, 12,17,18].
Преимущества, получаемые региональными властями при реализации кластерного подхода, заключаются в том, что кластер позволяет сфокусировать внимание на проблемах и преимуществах экономики. Органы управления кластерами, в которые могут входить и представители властных структур, получают доступ к разнообразной и концентрированной информации о деятельности предприятий, состоянии данного сектора экономики, рынке трудовых ресурсов, что существенно уменьшает объем аналитической работы, выполняемой органами власти, увеличивая уровень ее достоверности.
Преимущества, получаемые бизнес-структурами, связаны с существенным понижением барьеров выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы, снижением затрат за счет эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства разрешения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона. Используя влияние и авторитет кластера, бизнес и региональные власти совместно могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры, включая подготовку законопроектов и лоббирование на федеральном уровне прохождения региональных и отраслевых инициатив [19].
Выводы. Таким образом, формирование и развитие кластерных структур дает возможность для бизнеса и для региона развиваться не по инерции. Стимулирование развития кластеров по силам любому региону. Однако важно понимать, что кластеры, как и любая другая привлекательная методика, могут принести результаты только тогда, когда они вписаны в более широкий контекст стратегий регионального развития. Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой способствует ее динамичному пропорциональному развитию.
Литература
1. Абдулаев, Ш.-С., Садыкова, А. М. Региональная экономика и кластерная организация производства // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. № 1. С. 34.
2. Абдулаева, З. З. Организационно-экономический механизм обеспечения экономической безопасности региона (на примере Республики Дагестан) // Национальные интересы : приоритеты и безопасность. 2011. № 34. С. 42-50.
3. Абдуллаева, Т. К., Гамидуллаев, Б. Н. Гамидуллаев, Р. Б. Преимущества и предпосылки проведения кластерного подхода в региональной в промышленной политике. // Экономика и предпринимательство.
2016. №7. С. 188-191. 1.
4. Абдуллаева, Т. К., Магдиева, М. Н., Османов, М. З. Управление инвестиционной деятельностью как основа долгосрочной стратегии развития предприятий АПК РД // Экономика и предпринимательство.
2017. № 4 (ч. 2) (81-2). С. 836-840. 2.
5. Абдуллаева, Т. К., Османов, М. З. Формирование стратегии устойчивого развития агропромышленного комплекса. // iqtisadiyyatin davamli тМ§а/ ргоЬ1етЬг, репреШуЬг : materiallari i hissэ ЬеупэХа^ elmi Ып/гатт. 27-28 арге12016-С1 П. - Sumqayit, 2016. С. 110-112. 3.
6. Базарова, М. У. Теория кластеров в решении проблем устойчивого развития АПК региона // Байкальские экономические чтения. Социально-экономическое развитие регионов : проблемы, перспективы: материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 19-22.
7. Баширова, А. А., Гимбатов, Г. М. Экологические инновации в сельском хозяйстве: место и роль в системе инноваций //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 6 (56). С. 11-15.
8. Государственная программа РД «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 гг.».
9. Деневизюк, Д. А., Омарова, К. А., Елисеева, Е. М. Состояние, проблемы и направления развития социальной инфраструктуры сельских поселений Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 3. С. 295-304.
10. Ершова, В. Ю. Кластеризация регионов к повышению экономического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 20. С. 2611-2615. 4.
11. Ильина, Е. А. Особенности маркетинга в сельском хозяйстве. - URL : https: // www.scienceforum.ru / 2016 /1631 /18568 (дата обращения: 28.03.18). 5.
12. Курбанов, К. К. Кластеризация производства аграрного сектора экономики региона // Модернизация экономических систем : опыт и перспективы: сборник материалов 2-й международной научно-практической конференции ; отв. редактор Н. С. Аскеров. - 2014. С. 93-96.
13. Кутаев, Ш. К., Тумсоев, А. Б. Оценка социально-экономического потенциала сельских районов региона// Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2012. № 1. С. 255-258.
14. Министерство экономического развития. Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. - URL : http: // www.economy.gov.ru / minec / activity / sections / innovations / doc20120210 _ 04. Дата обращения 16.03.2018 6.
15. Приоритетный проект развития РД «Эффективный агропромышленный комплекс».
16. Радковская, Е. В., Кочкина, Е. М., Дроботун, М. В. Сравнительный анализ инновационной активности по федеральным округам Российской Федерации // Наука и бизнес : пути развития. 2016. № 11. С. 77-80. 7.
17. Сеньчукова, Г. А. Структура, особенности и принципы формирования инновационного регионального кластера в АПК // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2 (32). С. 55-60.
18. Сычева, И. Н., Пермякова, Е. С. Инновационное развитие регионального АПК на основе формирования кластеров в продуктовых подкомплексах АПК // Наука и практика организации производства и управления (0рганизация-2015) : материалы Международной научно-практической конференции. -2015. С. 237-240.
19. Татаркин, А. И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территорий // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 1. С. 9 -27. 8.
20. Feser, E. J. Old and New Theories of Industry Clusters / in Steiner, M. Clusters and Regional Specialisation : On Geography, Technology and Networks. - London : Pion.
21. Soulie, D. Filieres de Production et Integration Vertical //Annales des Mines. Janvier 1989. P. 21-28.
22. Stimulation of Regional Clusters and International Exchange (International Comparative Survey for Vitali-zation of the Japanese Econome) //Japan External Trade Organization (JETRO). Tokyo, June 2004.
References:
1. Abdullaev, S. S., Sadykovа, A. M. Regional Economics and cluster organization of production // Regional problems of transformation of the economy. 2010. No. 1. P. 34.
2. Abdulaeva, Z. Z. Organizational and economic mechanism of economic security of the region (on the example of the Republic of Dagestan) // National interests : priorities and security. 2011. No. 34. P. 42-50.
3. Abdullaev, T. K., Gamidullaev, B. N. Gamidullaev, R. B. Advantages and assumptions of the cluster approach in regional industrial policy V. // Economics and entrepreneurship. 2016. No. 7. P. 188 to 191. 1.
4. Abdullaev, T. K., Madieva, M. N., Osman, M. Z. investment Management as a basis for long-term development strategy of agricultural enterprises RD // Economics and entrepreneurship. 2017. № 4 (part 2) (81-2). P. 836-840. 2.
5. Abdullayeva, T. K., Osmanov, M. Z. Formation of strategy of sustainable development of agro-industrial complex. // Iqtisadiyyatin davamli problemlar inki§afi, perspektivlar: materiallari I map hissa beynalxalq Elmi konfransin. 27-28 April 2016-ci il. - Sumgayit, 2016. P. 110-112. 3.
6. Bazarov, M. W. the Theory of clusters in the solution ofproblems of sustainable development of agribusiness in the region // the Baikal economic readings. Socio-economic development of regions : problems, prospects: materials of scientific and practical international conference. 2015. Pp. 19-22.
7. Bashirova, A. A., Gimbatov, G. M. Ecological innovations in agriculture: place and role in the system of innovations // Regional problems of economic transformation. 2015. № 6 (56). P. 11-15.
8. The state program of RD development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2014-2020"
9. Denevizyuk, D. A., Omarova, K. A., Eliseeva, E. M. State, problems and directions of development of social infrastructure of rural settlements of the Republic of Dagestan // Regional problems of economic transformation. 2012. No. 3. P. 295-304.
10. Ershova, V. Yu. Clustering of regions to increase economic development / / scientific and methodical electronic journal Concept"2014. Vol. 20. P. 2611-2615. 4.
11. Ilyina, E. A. features of marketing in agriculture. -URL : https: // www.scienceforum.ru / 2016 / 1631 / 18568 (date of circulation: 28.03.18). 5.
12. Kurbanov, K. K. Clusterization ofproduction of agricultural sector of economy of the region / / Modernization of economic systems: experience and prospects: collection of materials of the 2nd international scientific and practical conference ; resp. editor N. S. Askerov. - 2014. P. 93-96.
13. Kutaev, sh. K., Tumsoev, A. B. Evaluation of socio-economic potential of rural areas of the region// Scientific review. Series 1: Economics and law. 2012. No. 1. P. 255-258.
14. economic development Ministry. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 URL : http: // www.economy.gov.ru /minec / activity /sections / innovations / doc20120210 _ 04. Date of circulation 16.03.2018 6.
15. Priority project of development ofRD Effective agro-industrial complex"
16. Radkovskaya, E. V., Kochkina, E. M., Drobotun, M. V. Comparative analysis of innovation activity in the Federal districts of the Russian Federation // Science and business : ways of development. 2016. No. 11. P. 7780. 7.
17. Senchukova, G. A. Structure, features and principles offormation of innovative regional cluster in agroin-dustrial complex // Innovative development of economy. 2016. № 2 (32). P. 55-60.
18. Sycheva, I. N., Permyakova, E. S. Innovative development of regional agro-industrial complex on the basis of clusters formation in food sub-complexes of agro-industrial complex / / Science and practice of production and management organization (0rganization-2015) : materials of scientific-practical International conference. - 2015. S. 237 to 240.
19. Tatarkin, A. I. the Regional focus of the economic policy of the Russian Federation as Institute of the spatial arrangement of territories // Economy of region. 2016. Vol. 12. No. 1. P. 9-27. 8.
20. Feser, E. J. old and new theories of industrial clusters / in Steiner, M. clusters and regional Specialization: Geography, Technology and networks. - London: Pion.
21. Soulie, D. Filieres de production and vertical integration // Annales de min. Janvier 1989. P. 21-28.
22. Stimulation of regional clusters and International exchange (international Comparative study for the Vitali-zation of the Japanese economy) / / / Japan foreign trade Organization (JETRO). Tokyo, June 2004.