УДК 330.88:631.145
теория и практика формирования и функционирования региональных агропромышленных кластеров в регионах поволжья
д.В. СЕРДОБИнЦЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита E-mail: [email protected] Саратовский государственный аграрный университет им. н.И. Вавилова
Предметом исследования являются формы и методы создания кластерных формирований и организации внутренних производственно-коммерческих взаимоотношений хозяйствующих субъектов, возникающих при производстве, переработке и реализации продукции. На современном этапе развития основная роль в решении задач обеспечения эффективного функционирования и повышения конкурентоспособности предприятий АПК принадлежит разработке оптимальных организационно-экономических механизмов формирования и модели функционирования региональных агропромышленных кластеров. Гглавная цель научной работы состоит в подготовке рекомендаций по совершенствованию процессов формирования и функционирования региональных агропромышленных кластеров на основе частно-государственного партнерства. Основные методы исследования: статистико-экономический, монографический, абстрактно-логический, расчет-но-конструктивный. Рассмотрены теоретические основы и практический опыт развития кластерной деятельности в различных отраслях экономики и агропромышленном комплексе регионов России и Поволжья. Приведены статистические данные и конкретные примеры формирования и функционирования агропромышленных кластеров. Обоснованы необходимость и экономическая эффективность формирования региональных агропромышленных кластеров, предложен структурированный по основным организационно-экономическим элементам механизм такого формирования. Структурирован поэтапный порядок построения региональных агропромышленных кластеров на базе существующих предприятий, с распре-
делением организационных функций между основными участниками. Разработана организационно-экономическая модель функционирования агропромышленного кластера с использованием элементов частно-государственного партнерства. Сформирована организационная структура производственного ядра и обслуживающих сателлитов агропромышленного кластера, обеспечивающая повышение экономической эффективности хозяйственных взаимодействий. Область применения результатов исследования: региональные правительства, министерства экономического развития и сельского хозяйства, районные и муниципальные администрации, сельскохозяйственные организации и перерабатывающие предприятия АПК Поволжья. Внедрение разработанных механизмов формирования и модели функционирования региональных агропромышленных кластеров в АПК Поволжья создаст предпосылки к снижению себестоимости конечной продукции за счет оптимизации издержек и процессов товарообращения.
Ключевые слова: теоретические основы, практический опыт, механизм формирования, модель функционирования, агропромышленные кластеры, Поволжье
В настоящее время индивидуализированно выступать в такой сложной отрасли, как сельское хозяйство, предприятиям весьма сложно. Отчетливо видны попытки предприятий упрочить свои хозяйственные связи и их тяготение в этом к различным видам интеграционных структур. На практике данные структуры реализуются в виде различных сельскохозяйственных
или агропромышленных холдингов, союзов и ассоциаций, осуществляющих свои хозяйственные взаимодействия на принципах кооперации и интеграции. Подробное рассмотрение различных схем организации производственных взаимоотношений позволяет определить, что на данный момент наиболее прогрессивной формой хозяйственных взаимодействий между различными участниками цепочки производства, переработки и распределения продукции является агропромышленный кластер. Это обусловливается следующими преимуществами кластеров:
- снижение издержек товарообращения;
- исключение дублирования функций и общий синергетический эффект для каждого из участников за счет более широкой и всесторонней интеграции.
Данные преимущества обеспечиваются самой структурой производственного кластера, состоящей из 2 основных элементов:
- ядра, т.е. основных производящих, перерабатывающих и реализующих продукцию предприятий;
- сателлитов - вспомогательных предприятий, поставляющих дополнительные товары, работы и услуги для предприятий ядра кластера. Термин «кластер» происходит от английского слова cluster, что в переводе означает «группа», «гроздь», «скопление», «пучок». Данный термин широко используется в физике, статистике и информационных технологиях, а в экономике получил широкое распространение относительно недавно. Известный исследователь истории развития кластеров И.В. Пи-липенко отмечает: «термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А.П. Горкиным и Л.В. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К Фредрикссоном и Л. Линдма-рком для обозначения скоплений предприятий в пространстве еще в 1970-х гг.». И.В. Пилипенко подчеркивает отсутствие первенства в употреблении данного термина у классика кластерного развития: «Портер не первым использовал этот термин, что, впрочем, он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Маршалл, А. Леш, У. Айзард, и других исследователей»1.
1 Пилипенко И.В. Кластерная политика: приложение 6 к Докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Итоги 2006 года и будущее экономики России: потенциал несырьевого сектора». URL: http://www.docme. m/doc/1835/ргОб-пилипенко.
Вместе с тем можно отметить, что в современных трудах многих ученых-экономистов агропромышленные кластеры очень часто ассоциируют или даже отождествляют с агропромышленными холдингами или комплексами и подкомплексами. Но необходимо подчеркнуть, что кластер имеет ряд существенных организационно-экономических отличий от них (табл. 1).
Теория кластерного развития является одним из основных направлений и школ теории регионального экономического роста и относится к разделу новых форм территориальной организации производства. Данный раздел обычно разделяют на 3 научных школы:
- американскую (М. Портер, М. Энрайт, С. Ро-зенфельд, П. Маскелл, М. Лоренцен, М. Старпер);
- британскую (Д. Даннинг, Д. Хамфри, Х. Шмитц, К. Фримэн);
- скандинавскую (Б.-О. Лундваль, Б. Йонсон, Б. Асхайм, А. Изаксен, Э. Райнарт).
Однако можно отметить, что понятие кластера в основном используют представители американской научной мысли. Остальные исследователи, несмотря на то, что и прибегают к территориальным группировкам предприятий различных отраслей, все же стараются применять другие термины [1, 2, 5].
Среди множества идей и концепций теории интеграции предприятий на основе кластерного подхода, пожалуй, наиболее значимыми являются работы Майкла Портера «Конкурентные преимущества наций» [9] и «Конкуренция» [8], в которых он подробно описывает взаимосвязи между кластерным партнерством и конкурентоспособностью фирм, отраслей промышленности и национальной экономики. Другой примечательной особенностью данных работ является то, что Портер рассматривает многие характеристики кластеров через призму своей модели ромба конкурентных преимуществ. При этом автор критикует тарифное регулирование и такие меры прямой государственной поддержки, как субсидирование или предоставление грантов на инновации, так как, по его мнению, политика обеспечения преимуществ для отдельных предприятий разрушает рынки и приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. В такой поддержке обслуживающих производство сфер идеи автора во многом сходятся с условиями членства в ВТО, где такие меры господдержки не ограничиваются. Также автором отмечаются роль част-
Таблица 1
Сравнение основных отличительных особенностей агропромышленных кластеров,
комплексов и холдингов
Показатель
Холдинги
Кластеры
Комплексы и подкомплексы
Отношения собственности
Все предприятия холдинга принадлежат одному владельцу напрямую или через дочерние организации
Предприятия кластера являются независимыми друг от друга, при этом в их состав могут входить холдинги
Все предприятия являются независимыми, при этом некоторые из них могут входить в состав холдингов
Правовой статус
Не являются организационно-правовой формой по ГК РФ, регистрируется головная компания или также дочерние компании
Не являются организационно-правовой формой по ГК РФ, кластеры не регистрируются, регистрируются только их предприятия-участники
Не являются организационно-правовой формой по ГК РФ, представляют собой научную категорию
Территориальное расположение
Предприятия холдинга могут располагаться на разных территориях в других районах и регионах
В зависимости от уровня кластера его предприятия располагаются на одной определенной территории района или региона
Предприятия подкомплекса располагаются на территориях соответствующей подведомственной административной единицы
Состав и взаимосвязь участников
Различные виды предприятий, в том числе из разных, несвязанных отраслей или сфер деятельности
Различные виды предприятий, связанные с процессами производства, переработки и реализации определенной продукции и их обеспечением
Все виды предприятий, относящихся ко всем сферам АПК, в том числе не связанные прямыми производственно-экономическими связями
Инновационная направленность
Холдинг не занимается специальными НИОКР, если это не является основным видом деятельности или не связано с производством продукции
В состав кластера входят научно-исследовательские учреждения или специализированные малые инновационные предприятия
Научно-исследовательские учреждения некоторыми учеными-экономистами включаются в состав различных сфер АПК
Государственная поддержка
Осуществляется на общих основаниях, адресно по каждому предприятию холдинга, имеющему на то основания. Поддерживаются государственные холдинги и корпорации
Осуществляется на общих основаниях. В рамках инвестиционной политики возможна административная и финансовая поддержка участников при организации и координации
Осуществляется на общих основаниях, адресно по каждому предприятию АПК, имеющему на то основания
Способы управления, степень свободы и конкуренции
Все организации холдинга строго подчиняются решениям и распоряжениям одной компании-владельца при отсутствии конкуренции
Координируют деятельность в рамках специально созданных союзов (ассоциаций) или ЦКР и могут конкурировать вне и внутри кластера
Управляются уполномоченным территориальным административным органом, могут свободно принимать решения и конкурировать на рынке
Источник: авторская разработка.
но-государственного партнерства среди основных принципов развития кластерных инициатив, а также значение консорциумов и ассоциаций в формировании и организационной структуре кластеров. Роль частно-государственного партнерства выражается в активном участии правительства в предпринимаемых частным сектором усилиях (где в то же время приоритет отдается частным инициативам). Наряду с этим в работах М. Портера отмечается и важность агропромышленных кластеров: государство должно ориентироваться на развитие не только избранных, а всех без исключения кластеров, так как каждый из них способствует повышению производительности
других кластеров, предприятий-участников, регионов и стран. По этой причине не следует оставлять без внимания базовые отрасли и традиционные кластеры (например, сельскохозяйственные), а их также необходимо совершенствовать. При этом Портер также выделяет 2 функциональных уровня горизонтальной и вертикальной интеграции предприятий, а общую функциональную структуру входящих в кластер предприятий представляет следующим образом (рис. 1).
В своих исследованиях М. Портер предполагает несколько уровней формирования и деятельности промышленных кластеров:
Государственные и частные образовательные, научные технологические, мониторинговые и статистические организации
Ассоциации, союзы, организации и объединения по сотрудничеству предпринимателей и поддерживающие участников
Органы государственного
управления предприятиями кластера или регулирующие сферы их деятельности
Поставщики специальных средств производства, оборудования и сервисных услуг
Фирмы из низовых отраслей (работающие с каналами сбыта или потребителями)
Поставщики производственных
комплектующих деталей и элементов
Провайдеры специализированной обеспечивающей инфраструктуры
Источник: рисунок составлен автором на основании данных, представленных в работе [3].
Рис. 1. Функциональный состав предприятий - участников промышленных кластеров,
по мнению М. Портера
- межгосударственный уровень;
- страна;
- регион;
- город;
- район [3].
Наряду с этим авторы М. Энрайт, П. Маскелл, М. Лоренцен, С. Розенфельд, М. Сторпер [6, 7, 10, 11], развивая теорию производственных кластеров М. Портера, делают акцент именно на региональной сущности кластеров. Это означает, что в первую очередь необходимо объединять и развивать кластерные структуры в регионах различных государств, после чего возможны их диверсификация и выход на национальный и международный уровни.
Вместе с постоянным развитием мировой экономики, промышленного производства и интеграционных процессов происходит и трансформация научных понятий о кластерах как формах и методах объединения производств и предпринимателей. Однако до настоящего времени сохранилось двоякое отношение к сущности кластеров как экономической категории. Одна группа авторов отождествляет
производственные кластеры с некоторым определенным промышленным комплексом экономики, называя кластерами скопление на одной территории предприятий, занимающихся производством какого-либо одного вида продукции. Особенно данная тенденция проявляется в отношении добывающих отраслей. Другие же авторы ассоциируют промышленные кластеры с какими-либо организованными структурами, которые на принципах доброй воли и независимости координируют свою деятельность в пределах определенных интересующих их территорий и отраслей в целях объединения усилий для достижения общих результатов. По причине такого широкого разнообразия трактовок кластеров в целях данного исследования необходимо сформировать понятие агропромышленного кластера. Агропромышленный кластер - это формальное или неформальное объединение независимых предприятий АПК, координирующих свою деятельность (в рамках объединения), расположенных на определенной территории (обусловленной особенностями производства) и связанных с производством (пере-
работкой, реализацией, снабжением и обслуживанием) определенного вида продукции (работ, услуг) и что вызывается осознанием экономических выгод и необходимости данного объединения.
Наряду с развитием кластерной теории в настоящий момент кластеры активно развиваются во многих странах мира, причем независимо от уровня развития сельского хозяйства. В развитых странах (ЕС, США) они стали естественным этапом эволюции способов агропромышленного производства, а для развивающихся государств (Китай, Аргентина) кластеры являются главным способом достижения мирового уровня развития сельского хозяйства и выхода на международные рынки. Если привести пример ближайших регионов мира с дифференцированным уровнем развития, то, по данным Европейской кластерной обсерватории, в настоящее время в 28 странах Западной и Восточной Европы функционирует 2 101 кластер в различных отраслях экономики с общей численностью в 42 млн сотрудников2. При этом 11,5% из них осуществляют деятельность в агропромышленном комплексе, создавая 4,5 млн рабочих мест.
В последние годы в стремлении перенять передовой опыт кластерные методы стали приживаться и на российской земле, следствием чего является все более широкое упоминание кластеров в различных законопроектах, концепциях, инвестиционных программах на федеральном и региональном уровнях. Одним из последних документов в данной области является постановление Правительства России от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров»3 (далее - Постановление № 188). Данные Правила, в частности, предусматривают ряд финансируемых мероприятий:
- обеспечение деятельности организаций, осуществляющих сопровождение развития кластеров;
2 Cluster Observatory. URL: http://wwwxlusterobservatory. eu/index.html.
3 Об утверждении Правил распределения и предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предус-
мотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров: по становление Правительства РФ от 06.03.2013 № 188 (ред. от 15.07.2013).
- переподготовку кадров организаций-участников;
- консультирование участников:
- проведение и участие организаций в коммуникативных мероприятиях;
- развитие инфраструктуры на территориях кластеров.
Но следует заметить, что прилагаемый к Правилам список объектов финансирования, состоящий из 15 кластеров, расположенных в тринадцати субъектах РФ и четырех федеральных округах, не содержит ни одного агропромышленного или связанного с АПК кластера.
Одновременно кластерные инициативы активно реализуются на практике в экономике страны. И к 2013 г. Минэкономразвития России уже зарегистрировано порядка 221 кластерного проекта в 58 из 83 регионов, или на 70% территорий (табл. 2).
Наибольшая доля регионов, реализующих кластерные инициативы, сосредоточена в Южном и Приволжском федеральных округах, а наибольше количество кластеров при этом создается в ПФО. Также ПФО и Северо-Западный федеральный округ лидируют и по количеству создаваемых агропромышленных кластеров, а вот по доле кластеров в АПК впереди всех - Дальневосточный федеральный округ и тот же СЗФО. В целом по РФ формируется около 41 агрокластера (19%)4.
В то же время не остаются в стороне от данных процессов и 8 регионов Поволжья, где в настоящее время уже реализуется порядка 39 вариантов формирования кластеров в различных отраслях народного хозяйства, в том числе около 6 кластеров создаются в АПК. При этом в большинстве регионов вся деятельность по кластеризации сосредоточена в центрах кластерного развития (ЦКР), которые занимаются всей работой по формированию различных отраслевых кластеров. Данные центры весьма схожи между собой по истории создания, организационной структуре, кругу решаемых задач, поставленным целям работы и выполняемым функциям. Наряду с тем большая часть поволжских ЦКР была организована относительно недавно (в 2010-2012 гг.) по инициативе региональных правительств в целях подготовки инвестиционного проекта для вхождения в перечень пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров.
4 Сводная база данных по кластерам России. URL: http:// www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/ doc201001081707.
Таблица 2
Количество реализуемых кластерных проектов в различных отраслях экономики*
Показатель РФ ЦФО СЗФО ЮФО ПФО УФО СФО ДВФО СКФО
Количество регионов 83 18 (100) 11 (100) 6 (100) 14 (100) 6 (100) 12 (100) 9 (100) 7 (100)
в округе (100)**
Количество регионов, 58 (70) 12 (67) 7 (64) 6 (100) 13 (93) 2 (33) 6 (50) 7 (78) 5 (71)
создающих кластеры
Количество реализуемых 221 (100) 33 (100) 28 (100) 23 (100) 59 (100) 11 (100) 27 (100) 23 (100) 17 (100)
кластерных проектов
Количество создаваемых
кластеров в отраслях:
- АПК 41 (19) 7 (21) 8 (29) 4 (17) 8 (14) 1 (9) 3 (11) 7 (30) 3 (18)
- ИТ и электроника 28 (13) 3 (9) 1 (4) 1 (4) 9 (15) 1 (9) 11 (41) 1 (4) 1 (6)
- медицина 11 (5) 2 (6) - 2 (9) 5 (8) - 2 (7) - -
- образование 2 (1) - - - 2 (3) - -) - -
- промышленность 30 (14) 9 (27) 1 (4) 4 (17) 8 (14) 2 (18) 2 (7) 1 (4) 3 (18)
- строительство 19 (9) 3 (9) 1 (4) 2 (9) 5 (8) 3 (27) 2 (7) - 3 (18)
- транспорт 13 (6) 1 (3) 2 (7) 1 (4) 3 (5) 0 (0) 0 (0) 4 (17) 2 (12)
- туризм 22 (10) 1 (3) 6 (21) 6 (26) 2 (3) 1 (9) 3 (11) 1 (4) 2 (12)
- лесообрабатывающая 15 (7) 1 (3) 4 (14) 1 (4) 4 (7) 2 (18) 1 (4) 2 (9) -
промышленность
- машиностроение 25 (11) 5 (15) 1 (4) 2 (9) 12 (20) 1 (9) 1 (4) 1 (4) 2 (12)
- добывающая 15 (7) 1 (3) 4 (14) - 1 (2) - 2 (7) 6 (26) 1 (6)
промышленность
*:Без учета некоторых видов наукоградов, технопарков и особых экономических зон. ** В скобках даны значения в процентах.
Источник: данные Минэкономразвития России и собственных исследований автора.
Так, к примеру, Центр кластерного развития Татарстана основан в 2010 г. в соответствии с решением Правительства Республики Татарстан совместно с Казанским национальным исследовательским технологическим университетом. Основная цель деятельности ЦКР Республики Татарстан заключается в развитии полимерной отрасли республики на основе создания условий для успешного развития малого бизнеса. В структуру ЦКР входят:
- центр полимерного инжиниринга;
- независимый лабораторно-исследовательский центр;
- производственно-экспериментальный центр;
- торгово-выставочный центр;
- учебный центр5.
Астраханский центр кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства начал свою деятельность в 2011 г. как структурное подразделение Астраханского областного инновационного центра. В качестве наиболее приоритетных отраслей экономики Астраханской области,
5 URL: http://www.cluster-rt.ru/.
требующих создания кластеров, определены следующие шесть видов отраслей (рис. 2). Помимо представленных на рис. 2 предприятий в состав каждого кластера также входят профильные органы государственного управления, научные и образовательные учреждения, финансово-кредитные и прочие организации6.
Центр инновационного развития и кластерных инициатив Самарской области был создан в августе 2010 г. В настоящее время главным проектом данного центра определено создание и развитие автопромышленного кластера по разработке и производству автомобилей, автокомпонентов и комплектующих7. Основными видами деятельности центра являются:
- оказание информационно-консультационных услуг;
- разработка и предоставление информационных ресурсов;
- услуги по организации производства и логистики;
6 URL: http://astrackr.ru/.
7 URL: http://www.innocentr-samara.ru/.
Источник: рисунок составлен по данным Центра кластерного развития малого и среднего предпринимательства Астраханской области. URL: http://astrackr.ru/.
Рис. 2. Состав кластерных проектов ЦКР Астраханской области
- подбор и привлечение инвесторов и партнеров;
- содействие при разработке и доработке бизнес-планов;
- инжиниринг, проектирование и прототипиро-вание продукции;
- подготовка и переподготовка кадров, обмен опытом, стажировки, конференции;
- маркетинг, организация выставок, ярмарок и т.д.
Все услуги центра предоставляются на безвозмездной основе для субъектов малого и среднего предпринимательства Самарской области, осуществляющих деятельность в сфере инноваций, кластерных инициатив и промышленного производства.
В Пензенской области уже функционирует ряд кластеров под эгидой ЦКР, наиболее сформировавшимся из которых является кондитерский кластер. Также в стадии формирования и развития находятся:
- биомедицинский кластер;
- кластер информационных технологий;
- мебельный, приборостроительный, стекольный и туристический кластеры8.
8 URL: http://clustercenter.ru/.
Центр кластерного развития был организован в августе 2011 г. по инициативе правительства Пензенской области. И в наиболее полной мере функции по развитию кластеризации за неполный год деятельности ЦКР были реализованы при создании кондитерского кластера (рис. 3).
В Ульяновской области в августе 2009 г. по инициативе губернатора Ульяновской области в организационно-правовой форме простого товарищества был создан Консорциум «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск - Авиа». Главная цель создания Консорциума - «обеспечение конкурентоспособности продукции регионального кластера авиационной промышленности за счет формирования на принципах частно-государственного партнерства эффективных механизмов взаимодействия органов власти, образования, науки и производства»9. Высшим органом управления Консорциума является наблюдательный совет. Также в качестве исполнительных органов Консорциума в рамках кластера созданы управляющая компания (областное государственное учреждение «Развитие авиационного кластера») и Центр кластерного развития Ульяновской области.
9 URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/in-novations/.
ЦЕНТР КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Подготовительная и организационная работа
Учредительное собрание предприятий - участников кластера
Подписание договоров о сотрудничестве с производителями, научными и образовательными учреждениями
Проведение координационных совещаний, экскурсий и других мероприятий по обмену опытом
/---ч
Постоянная обеспечивающая работа
Организация и финансирование участия предприятий кластера в выставках-ярмарках
Проведение маркетинговых исследований рынка кондитерских изделий России
Подготовка рекламных материалов и компаний для всего кластера в целом
Г ^
Деятельность по развитию кластера
Формирование единой торговой марки «Пензенский кондитерский двор»
Поддержка совместной деятельности участников по организации поставок продукции в регионы РФ
Содействие работе участников по организации
совместных закупок производственного сырья (муки, сахара, премиксов)
¥ Ч
Источник: рисунок составлен по данным Центра кластерного развития Пензенской области. URL: http://clustercenter.ru/. Рис. 3. Основные организационно-экономические функции, выполняемые ЦКР при создании и функционировании кондитерского кластера в Пензенской области
Проведенный анализ опыта кластеризации в регионах Поволжья указывает на особую роль частно-государственного партнерства при формировании кластеров, так как решение данной масштабной задачи невозможно по инициативе отдельных участников рынка, оно зависит от всех уровней законодательной и исполнительной власти. В результате был сформирован организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров с функциональным подразделением решаемых задач на государственном и частном уровнях по экономическим и организационным элементам (рис. 4).
В условиях свободного рынка инициатива по созданию агропромышленных кластеров должна в основном исходить от самих предприятий, которые осознают все преимущества интеграции и выгоды от участия в кластере. При этом роль органов управления, помимо наличия объективной инициативы, на начальном этапе должна ограничиваться разъяснительной работой с предприятиями, расчетным проектированием возможных кластеров, гарантированием всесторонней поддержки в осуществлении проектов. Как уже было отмечено, роль государства преобладает на предварительной стадии, но также важна и в основной, организационной и в дальнейшей, кон-
трольной стадии формирования кластера, где будет особенно значима непрерывная деятельность по поддержке работы кластера. Но очевидно, что после завершения подготовительной работы основная роль по организации формирования и налаживанию функционирования кластера будет отводиться самим непосредственным участникам, которым придется отладить до мельчайших элементов все виды производственно-экономических взаимодействий.
Вместе с тем наибольшее внимание необходимо уделить формированию кластеров на основе уже существующих объединений предприятий, обладающих соответствующими производственными признаками, свойственными производственным кластерам. Именно успешно работающие агропромышленные интегрированные предприятия регионов Поволжья в перспективе станут полем отработки механизмов формирования кластеров и центром притяжения ассоциированных участников в их состав.
В рамках данного исследования помимо механизма также были разработаны методика и порядок формирования кластера. В первую очередь, в целях рассмотрения начальных этапов формирования кластеров разрабатывается порядок построения агропромышленного кластера поэтапно в порядке строгой очередности, в котором отдельно выделены
4л
ОРГАНЫ ВЛАСТИ РЕГИОНА (правительство, министерства)
к д
к
hQ i hQ
о Й.
Организационные
Управление.
Определение и вовлечение предприятий, поощрение, _контроль и регулирование_
Нормативно-правовое обеспечение.
Формирование концепции, стратегии, принятие правовых актов
Экономические
Бюджетное финансирование.
Обеспечение подготовки, формирования и координации _деятельности_
Обеспечение льготами.
Стимулирование развития, субсидирование, дотации и _компенсации_
Основные стадии и этапы Формирования кластеюа
Подготовительная стадия Организационная стадия Контрольная стадия
Постановка целей и задач создания Формирование рабочей группы Создание агрокластера Организация работы предприятий Построение взаимосвязей Корректировка работы кластера Координация и обеспечение
■А-.*-. о.-.«-.
Организационные
Логистика.
Организация товародвижения
Юридическое обеспечение.
Заключение договоров о поставках и закупках
Экономические
Ценообразование.
Создание системы формирования цен
Взаиморасчеты.
Определение способов оплаты
Источник: авторская разработка.
Рис. 4. Организационно-экономический механизм формирования региональных агропромышленных кластеров
основные исполнители и проводимые ими мероприятия (рис. 5).
Выбор исполнителей определяется кругом решаемых задач, возложенных на данные органы государственной власти соответствующими федеральными или региональными нормативно-правовыми актами. В соответствии с законодательством Саратовской области для Минэкономразвития определен круг задач в сфере развития предпринимательской, торговой, внешнеэкономической и инвестиционной деятельности, к чему можно отнести создание агропромышленных кластеров. Также в работе по созданию кластеров участвует Минсель-хоз, потому что его задачами являются содействие развитию сельскохозяйственной производственной и потребительской кооперации, создание ассоциаций и других интегрированных формирований в агропромышленном комплексе области.
При этом в соответствии с п. 5 Постановления № 188 важным условием предоставления субсидий является наличие в субъекте Федерации специализированной организации, одним из учредителей которой является регион. Кроме того, данная организация в соответствии с заключенными договорами должна осуществлять координацию деятельности
участников кластера. Как отмечалось, для реализации данных задач к настоящему моменту во многих регионах Поволжья созданы центры кластерного развития, которые занимаются развитием кластерной деятельности. По этим причинам создание таких центров необходимо и в других регионах. При этом создаваемый ЦКР не будет ограничивать свою деятельность только рамками АПК, так как он будет представлять собой единую организацию по комплексному развитию кластеров, что делает целесообразным его формирование при региональных министерствах экономического развития. А для решения отраслевых задач можно сформировать в структуре ЦКР обособленное подразделение, ответственное за работу с предприятиями АПК.
Как показывает опыт развития кластерной деятельности в некоторых регионах России, для региональных ЦКР в настоящий момент наиболее оптимальной организационно-правовой формой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации10 являются фонды (ст. 118-119), а для самих кластеров - объединения юридических лиц
10 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014).
ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ
основные юпюлнители
Правительство региона (Минэкономразвития, Минсельхоз)
I \
Некоммерческая организация «Центр кластерного развития»
1. Формирование регионального Центра (Фонда) кластерного развития (ЦКР).
2. Постановка целей и задач деятельности Центра.
3. Финансирование деятельности ЦКР.
4. Контроль и координация деятельности ЦКР
1. Разработка концепции формирования агропромышленных кластеров.
2. Подготовка региональной целевой программы «Развитие агропромышленных кластеров на 2015-2020 годы».
3. Разработка и утверждение в Минэкономразвития России пилотного инвестиционного проекта по развитию инновационного территориального кластера в АПК региона.
4. Подписание договоров о сотрудничестве с производителями, обслуживающими предприятиями, научными и образовательными учреждениями.
5. Организация и финансирование мероприятий по формированию и функционированию кластера
Предприятия -участники агропромышленного кластера
1. Подписание договоров о сотрудничестве с Фондом кластерного развития.
2. Формирование, участие в деятельности и финансировании отраслевых Ассоциаций предприятиями различных подкомплексов АПК.
3. Регламентация процессов товародвижения внутри кластера, ценообразования, взаиморасчетов, фиксация информационных взаимосвязей
Ассоциация «Агропромышленный кластер»_
1. Участие и поддержка мероприятий, организуемых и финансируемых ЦКР.
2. Определение потребности и организация поставок услуг сервисных предприятий.
3. Организация совместных поставок продукции и прочих видов взаимодействий
Источник: авторская разработка.
Рис. 5. Основные мероприятия, порядок и участники формирования агропромышленных кластеров
в регионах Поволжья
(ст. 121-123). В случае с ЦКР данная форма позволит избежать разногласий с налоговой службой и прочими контролирующими организациями по причине того, что Центр практически не приносит прибыли, а только расходует поступающие бюджетные средства. В итоге организационно-экономическая модель функционирования агропромышленного кластера может быть представлена следующим образом (рис. 6).
Организационная структура регионального агропромышленного кластера определяется фактором наличия в регионе необходимого количества определенных предприятий АПК и прочих смежных отраслей. Особенно важно при формировании кластера организовать взаимодействие с предприятиями-сателлитами, поставляющими разнородные виды товаров (работ, услуг). В Саратовской области работает значительное количество снабжающих, обслуживающих или других связанных с АПК предприятий, что позволяет свободно сформи-
ровать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Задача кадрового обеспечения решается благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений, а разработка и внедрение инноваций обеспечиваются рядом научно-исследовательских организаций. Финансовое и техническое снабжение и обслуживание обеспечивает ряд организаций, созданных в рамках реализации Национального проекта «Развитие АПК»11 и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы 12, а также сеть
11 Национальный проект «Развитие АПК» URL: http:// www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/181.htm..
12 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (ред. от 23.04.2012).
РЕГИОНАЛЬНЫМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР
Правительство региона (отраслевые министерства и ведомства)
Центр кластерного развития
ША— Совет-Is. ревизионная ^о!
Попечительский совет
Аппарат
Координация, заказы, предложения^ информация, организация и финансирование мероприятий
Сельскохозяйственные производители Сельхозпродукци^^^^^. Деньги f"
Терминалы и приемные пункты
Сельхозпродукция
Деньги
Предприятия пищевой промышленности_
^Пищевая продукци^ Деньги [
Логистические центры
Пищевая продукция
Деньги |;;;j
Реализующие предприятия
Координация, заказы, предложения, информация, организация и финансирование мероприятий
Деньги
<
<с <с <с <с
Обеспечивающие сателлиты
Оборудование
Поставщики техники и оборудования
Кадры
Образовательные учреждения
Финансы
Финансово-кредитные и страховые _организации_
Технологии
Чаучно-исследовательские учреждения
Консалтинг
Инф<
юрмационно-консультационные центры
:1 " >:; II
п
::1 11
Источник: авторская разработка.
Рис. 6. Организационно-экономическая модель агропромышленного кластера
машинно-технологических станций и т.д. В итоге можно сформировать организационную схему работы регионального агропромышленного кластера Саратовской области, объединяющего предприятия различных сфер АПК (рис. 7).
В Саратовской области в настоящий момент по ряду объективных причин наиболее целесообразным видится создание агропромышленного кластера в молочнопродуктовом подкомплексе АПК, который представлен достаточным количеством сельскохозяйственных организаций и перерабатывающих предприятий, испытывающих дефицит производственного сырья. Именно молокоперера-батывающие предприятия проявляют интерес к созданию организованной производственно-сбытовой структуры в виде агропромышленного кластера в целях формирования стабильной сырьевой базы вблизи от основных перерабатывающих мощностей. К тому же многие сельхозорганизации испытывают необходимость в развитии молочного животноводства, но прежде чем инвестировать средства, хотят заручиться гарантиями в стабильном рынке сбыта молока. Наряду с тем агроклиматические условия области диктуют ее общую растениевод-
ческую и, в частности, зерновую направленность, где находятся основные возможности по увеличению объемов производства экологически чистого высококачественного зерна твердой пшеницы и различных экспортных культур (нута и рыжика, что особенно важно в условиях ВТО и может быть достигнуто посредством формирования зернопро-дуктового кластера). Для поддержки данных инициатив разработаны проекты возможных структур молочнопродуктового [4] и зернопродуктового13 кластеров, основу которых составят наиболее крупные и перспективные предприятии подкомплексов, позволяющие обеспечивать достаточный уровень производства, переработки и реализации продукции.
Проведенный анализ и сопоставление транзак-ционных издержек при использовании традиционного канала товародвижения и агропромышленного кластера в виде составленной логистической схемы демонстрируют, что на 45,0% сокращаются транс-
13 Организационно-экономическая модель агропромышленных кластеров в зернопродуктовом подкомплексе АПК Поволжья. Саратов: ГНУ ПНИИЭО АПК. 2012. 31 с.
Источник: авторская разработка.
Рис. 7. Возможная структура агропромышленного кластера в Саратовской области
портные, складские и административные расходы. В целях обоснования внесенных предложений на основе индикаторов, заложенных в проекте Концепции развития агропромышленного комплекса Саратовской области до 2020 года14, была также определена существенная экономия от повсеместного распространения методов кластерной организации производства в АПК, которая может составить к 2020 г. до 8,7 млрд руб. При этом дополнительный эффект от внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения налоговых отчислений участниками кластера делает очевидной необходимость скорейшей активизации процессов региональной агропромышленной кластеризации как основы повышения эффективности и конкурентоспособности взаимодействия предприятий АПК Поволжья.
Список литературы
1. Макроэкономическая динамика северных регионов России: монография. Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН. 2009. 336 с.
2. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория,
14 URL: http://minagro.saratov.gov.ru/Razvitie/.
опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена. 2005. 496 с.
3. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс. 2005. 608 с.
4. Сердобинцев Д.В., Сорокина Л.В. Основные направления совершенствования механизма взаимодействия предприятий молочнопродуктового подкомплекса АПК Поволжья // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 2. С. 111-115.
5. Тищенко А.Н. Теория и практика организации кластеров: зарубежный опыт // Проблеми економь ки. 2010. № 2. С. 9-15.
6. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity. Utrecht. 1993. P. 87-102.
7. Maskell P., Lorenzen M. Firms & Markets, Networks & Clusters: Traditional & Creative Industries // DRUID Winter Conference 2004 Paper. URL: http:// www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-958. pdf?q=music-clusters.
8. Porter M. E. On Competition. Cambridge: Harvard Business School Press. 1998. 485 p.
9. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. London: Macmillan. 1990. 875 p.
10. Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into 11. Storper M. Territories, Flows, and Hierarchies
the Mainstream of Economic Development // European in the Global Economy: Spaces of Globalization: Planning Studies. Vol. 5. Is. 1. 1997. P. 3-23. Reasserting the Power ofthe Local. New York: Guilford
Press. 1997. 157 p.
Regional economics: theory and practice Development of agricultural sector
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
THEORY AND PRACTICE OF FORMATION AND FUNCTIONING OF REGIONAL AGRICULTURAL CLUSTERS IN THE REGIONS OF THE VOLGA REGION
Dmitrii V. SERDOBINTSEV
Abstract
The subject of the research covers the forms and methods of creation of clustering formations and the organization of internal industrial-commercial mutual relations of the managing subjects arising by manufacture, processing and realization of production. At the present stage of the development the basic role in solving the problems of providing of effective functioning and increase of competitiveness of the enterprises of agro-industrial complex belongs to elaboration of the optimum organizational-economic mechanism of formation and model of functioning of regional agro-industrial clusters. The principal objective of scientific work consists in preparation of recommendations on perfection of processes of formation and functioning of regional agro-industrial clusters on the basis of the private-state partnership. The basic methods of research are as follows: statistical-economic, monographic, abstract-logic, and the calculated-constructive ones. The author offers a mechanism of formation of regional agro-industrial clusters structured on the basic organizational-economic elements. The organizational-economic model of functioning of agro-industrial clusters with use of elements of the private-state partnership is designed. The results of the research may be used by: regional governments, ministries of economic development and agriculture, district and municipal administrations, agricultural organizations and the processing enterprises of agro-industrial complex of the Volga region. The introduction of the designed mechanism of formation and model of functioning of regional agro-industrial clusters in agro-industrial complex of the Volga region will create preconditions to decrease the cost price of finite production at the expense of economy of optimization of costs and goods circulation processes.
Keywords: theoretical bases, practical experience, mechanism, formation, model, functioning, agro-industrial clusters, Volga region
References
1. Makroekonomicheskaya dinamika severnykh regionov Rossii: monografiya [Macroeconomic dynamics of the northern regions of Russia: a monograph]. Syktyvkar, Komi Scientific Center of Ural Branch of Russian Academy of Sciences Publ., 2009, 336 p.
2. Pilipenko I.V. Konkurentosposobnost' stran i regionov v mirovom khozyaistve: teoriya, opyt malykh stran Zapadnoi i Severnoi Evropy [Competitiveness of countries and regions in the world economy: theory, experience of small countries of the Western and Northern Europe]. Saratov, Oikumena Publ., 2005, 496 p.
3. Porter M.E. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.
4. Serdobintsev D.V., Sorokina L.V. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya mekhanizma vza-imodeistviya predpriyatii molochnoproduktovogo podkompleksa APK Povolzh'ya [The main directions of improvement of the mechanism of interaction of the enterprises of a diary sub-complex of the agrarian and industrial complex of the Volga region]. Intellekt. Innovatsii. Investitsii - Intelligence. Innovation. Investment, 2011, no. 2, pp. 111-115.
5. Tishchenko A.N. Teoriya i praktika organiza-tsii klasterov: zarubezhnyi opyt [Theory and practice of cluster organization: the foreign experience]. Problemi ekonomiki - Problemi emhOMim, 2010, no. 2, pp. 9-15.
6. Enright M. The Geographical Scope of Competitive Advantage. Stuck in the Region? Changing scales for regional identity. Utrecht, 1993, pp. 87-102.
7. Maskell P., Lorenzen M. Firms & Markets, Networks & Clusters: Traditional & Creative Industries. DRUID Winter Conference 2004 Paper. Available at: http://www.druid.dk/uploads/tx_picturedb/dw2004-958.pdf?q=music-clusters.
8. Porter M. E. On Competition. Cambridge. Harvard Business School Press, 1998, 485 p.
9. Porter M. E. The Competitive Advantage of Nations. London, Macmillan, 1990, 875 p.
10. Rosenfeld S. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development. European Planning Studies, vol. 5, iss. 1, 1997, pp. 3-23.
11. Storper M. Territories, Flows and Hierarchies in the Global Economy: Spaces of Globalization: Reasserting the Power of the Local. New York, Guilford Press, 1997, 157 p.
Dmitrii V. SERDOBINTSEV
Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russian Federation [email protected]