ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО» ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ
ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ОСАВЕЛЮК,
кандидат юридических наук, доцент, член Российской ассоциации международного права, декан юридического факультета Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры административного и международного права Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, доцент кафедры «Предпринимательское право» ФГОБУВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются преимущества и особенности применения интерактивных методов обучения при проведении практических занятий по дисциплине «Международное частное право» по программам магистратуры.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, формы занятий, семинары, практические занятия, дисциплина Международное частное право, программа магистратуры.
Annotation. Discusses the advantages and characteristics of the interactive methods in conducting workshops on the subject «Private international law» on the master's degree programs.
Keywords: interactive methods, form of training sessions, seminars, practical training, subject Private international law, master's degree program.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»)1 удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30% аудиторных занятий, при том, что занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20% аудиторных занятий (п. 7.3. ФГОС).
Таким образом, одной из основных (80% аудиторных занятий) активных форм формирования профессиональных компетенций, связанных с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспер-тно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской, педагогической), для ООП магистратуры является семинар.
Думается, это оправдано тем, что сам по себе семинар как вид практического занятия предполагает активную работу обучающихся, преследуя цель научить студентов самостоятельно формулировать свои мысли и аргументировать свои выводы.
Следовательно, в практических занятиях должны сочетаться: информирование обучающихся, под-
ведение итогов их самостоятельных занятий, проверка приобретаемых ими знаний, их закрепление, расширение и углубление.
Практические занятия должны научить обучающихся ориентироваться в нормативном правовом материале, дать навыки творческого подхода к изучению дисциплины, к осмысленному пониманию значения рассматриваемых вопросов и того, как пользоваться приобретенными знаниями на практике, в конкретной юридической действительности.
Таким образом, получается, что семинар - это своеобразная творческая лаборатория, в которой знания, полученные обучающимися на лекции и в результате самостоятельной работы, приобретают новое качество.
Во-первых, практические занятия позволяют приобрести качественно иное, более осмысленное и прочное знание.
Во-вторых, расширяют имеющиеся знания, поскольку в ходе занятий выдвигаются новые положения, не попавшие ранее в сферу внимания обучающихся на лекции или в ходе самостоятельной работы.
В-третьих, углубляют их содержание, двигая мысль обучающихся от одного уровня знания к другому, более высокому.
Согласно п.п. 7.3-7.4. ФГОС в программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
При этом реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций, игровой судебный процесс) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Термин интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо2. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Таким образом, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Практические занятия в интерактивной форме -это большая взаимная работа.
Задачами интерактивных форм обучения являются:
• пробуждение у обучающихся интереса к предмету;
• эффективное усвоение учебного материала;
• самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
• формирование профессиональных навыков;
• выход на уровень осознанной компетентности студента.
Внедрение интерактивных форм обучения -одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности
Говоря простым языком, студенты легче вникают, понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
В ходе практических занятий использование интерактивных форм не должно быть бессистемным.
Во-первых, их выбор необходимо коррелировать с
^ и!
конкретной темой3, а во-вторых, введение арсенала интерактивных форм следует проводить от простого к сложному. При этом следует оговориться, что сами формы, как таковые, сложно отнести к простым или сложным - такая квалификация проводится самим преподавателем в контексте конкретного их наполнения для того или иного случая.
Так, применительно к тематике международного частного права сначала рекомендуется использовать ситуативные задания, когда слушатели просто идентифицируют себя с учебным материалом, например, предлагается помочь своему родственнику или знакомому, объяснив ему каким образом, имеющееся у него на руках судебное решение может быть исполнено в другой стране, например, в Украине или в Узбекистане.
Здесь студент в развернутом, но относительно простом, ответе на вопрос демонстрирует умение применять знания на практике, давать квалификацию. При этом он видит конкретность и утилитарность полученных знаний.
Более сложный мыслительный, творческий и познавательный процесс происходит при использовании таких интерактивных методов, как круглый стол или проектная работа. Приоритетно эту форму следует использовать, когда необходимо охватить большой однородный материал из значительного количества обособленных частей, например, при изучении наследственных отношений в международном частном праве невозможно ограничиться одними коллизионными нормами, поскольку сама система принятия наследства, формы завещания, очередность наследников принципиально разнятся, что сказывается даже на терминологии. Более того, в английском праве наследование - институт семейного, а не гражданского права, поэтому арсенал коллизионных норм, отраслевой подход и весь механизм иной.
В ходе проектной работы или круглого стола заслушиваются доклады студентов по различным странам, в том числе по коллизионным нормам, затем происходит обсуждение докладов в сравнительно-правовом контексте. Во-первых, именно этой формой достигается максимальное запоминание материала, так как каждая страна у студентов начинает ассоциироваться с конкретным докладчиком, а не сливается в единый котел, во-вторых, тема очень живая, всегда вызывает много юмора и живое участие в последующей дискуссии, когда студенты начинают сопоставлять, в какой стране и почему более благоприятные условия для детей или для пережившего супруга или для дальних родственников. Студенты как бы включаются в изучаемую ситуацию.
При обсуждении в аудитории несколько раз проговаривается квинтэссенция докладов в разной эмоциональной окраске, что способствует необыкновенно продуктивному результату. В заключении,
аудитория решает последний вопрос: о коллизионных нормах представленных государств. Вопрос значительно более сложный. Однако, когда студенты ошибаются - теперь ими ощущается яркое понимание «цены» ошибки и полное представление того, что скрывается за сложными формулировками.
Следующий уровень сложности может быть выражен моделированием ситуации, когда дается некая фабула, в рамках которой студент сначала сам должен спрогнозировать несколько вариантов ее развития, после чего выбрать наиболее удачный. Например, при изучении брачно-семейных отношений в международном частном праве, когда студенту предлагается дать юридическую консультацию будущим супругам, желающим заключить смешанный брак или супругам, желающим расторгнуть такой брак. Теоретически и то и другое можно сделать в любой стране (странах гражданства каждого или стране совместного места жительства), но практически, от выбора места будут зависеть и сама возможность расторжения (заключения) брака: и процедура, и правовые последствия. Рассуждая, примеряя варианты, студент должен выбрать наиболее выгодную схему для своего условного клиента,
т.е. студенты побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и, соответственно, мотивируют свое поведение.
В результате, будущим специалистом приобретается целый ряд важнейших профессиональных компетенций, таких как: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7); способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2); способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1); и др.
Это становится возможным именно при использовании интерактивных методов.
1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. № 1763 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 февраля 2011 г. № 19648)
2 Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование апрель 201 г.
3 См. напр.: Осавелюк Е.А. Программа учебной дисциплины «Международное частное право». М.: Финуниверситет, 2013. С. 40.
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И СОЕДИНЕННЫМИ ШТАТАМИ АМЕРИКИ
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ФАДЕЕВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминологии Московского Университета МВД РФ Научная специальность 12.00.08 - международное право, европейское право Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук,
профессор Эришвили Н.Д. E-mail: [email protected]
Аннотация. За последние два десятилетия Запад и США привыкли к новому образу России как поверженной стране, правопреемнице капитулировавшего в «холодной войне» Советского Союза. Но Россия - независимое государство, и, как у любого государства, у России имеются свои геополитические интересы, а значит, существуют силы, которые угрожают или будут угрожать России в XXI в. Необходимо это понимать и принимать меры, чтобы сглаживать и преодолевать все эти негативные моменты, используя международно-правовые механизмы, если мы хотим остаться сильным, независимым, авторитетным на международной арене государством.
Ключевые слова: экономический, финансовый и политический кризис; «холодная война»; наркотрафик; геополитические интересы; военно-политический кордон; однополярный мир; цивилизационный кризис; дестабилизация; очаги нестабильности, международное право, международные отношения.
Annotation. For the last two decades West and USA got used to the new image of Russia as defeated country, successor-state of the capitulated in the «cold war» Soviet Union. But Russia is an independent country, as an any state Russia has her own geopolitical interests, which means that there are forces that threaten or will threaten to Russian in the 21-st century. It is necessary to understand and to take necessary measures in order to smooth out and overcome negative points, if we want to remain strong, independent, recognized on the international scene state.
Keywords: economic, financial and political crisis, «cold war», drug traffic, geopolitical interests, military - political cordon, unipolar world, civilization crisis, destabilization, centers of instability, International law, European law.