ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО ПРАВА
УДК 347
DOI: 10.17223/22253513/30/12
Е.С. Болтанова, Н.Д. Титов
МЕТОДИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЧАСТНОПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
Приведено краткое содержание докладов представителей научной и практической общественности - участников Всероссийской научно-практической конференции ТГУ (25-26 октября 2018 г.).
Рассмотрены некоторые проблемы преподавания дисциплин бакалавриата и магистратуры частноправового цикла. Обращено внимание на необходимость учета значительной воспитательной функции, которую реализует образование, опыта преподавания учебных дисциплин в советское время. Затронуты вопросы интерактивных форм обучения, преподавания семейного, земельного права, перспектив развития магистратуры по направлению «Юриспруденция». Ключевые слова: обучение, преподавание, методика, частное право.
В рамках Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая наука и образование в Сибири: традиции и инновации» (25-26 октября 2018 г.) был проведен круглый стол «Методика, проблемы и перспективы преподавания частноправовых дисциплин», на котором присутствовали представители научной общественности Алтайского государственного университета, Сибирского федерального университета, Томского политехнического университета и Томского государственного университета, адвокатского бюро Краснодарского края и другие практические работники.
Круглый стол был посвящен 100-летию со дня рождения профессора Б.Л. Хаскельберга и был открыт докладом доцента кафедры гражданского права НИ ТГУ Николая Дмитриевича Титова об основоположнике цивилистической школы в Западной Сибири, педа-Л гоге, ученом, фронтовике, докторе юридических
наук, профессоре Б.Л. Хаскельберге, более шестидесяти лет служившем Томскому государственному „л , университету. Докладчик отметил основные этапы жизненного пути Б.Л. Хаскельберга, его актуальные научные исследования, огромный вклад в подго-\ шъ ' товку преподавателей-юристов высшей квалифи-
t
кации для вузов Западной Сибири, в которых создавались юридические факультеты18.
Ирина Дмитриевна Кузьмина, доктор юридических наук, профессор СФУ, выступила с докладом «Роль курса гражданского права в формировании юриста», в котором отметила, что гражданское право - одна из тех базовых юридических дисциплин, которые непосредственно направлены на формирование квалификации юриста во всех сферах профессиональной деятельности (судебной, адвокатской, прокурорской, нотариальной, исследовательской, преподавательской, юридического консультирования и др.). Изучение гражданского права призвано сформировать у студента не только актуальные знания нормативных правовых актов и практики их применения, но и представления о сущности и содержании основных, фундаментальных цивилистических понятий, их отличительных признаках, системе и системности, а также умение анализировать гражданские правоотношения с использованием таких элементов, как его субъекты, объекты, содержание и основания возникновения, но и навыки практического применения полученных знаний, продолжения процесса самостоятельного изучения гражданского права в ходе профессиональной деятельности.
И.Д. Кузьмина высказала мнение, что развитие способностей самореализации будущего юриста в условиях масштабного увеличения объема правовой информации, необходимости ее постоянной актуализации, существующих пробелов и противоречий, распространения информационных технологий требует определенной модернизации в организации самостоятельной работы студентов в ходе подготовки к практическим занятиям по курсу гражданского права, в частности таких, как постановка исследовательских (творческих) заданий, выполнение которых требует самостоятельной познавательной деятельности студента, проведение дискуссий по актуальным и спорным вопросам гражданского права, определение задания и программы для лабораторной работы по составлению в малых группах обзоров официально опубликованной судебной практики с использованием справочно-поисковой системы «Консультант Плюс» и сети Интернет.
Эль чаи Сулейманович Юсубов, кандидат юридических наук, профессор НИ ТГУ, начал доклад «Идейные и компетенционные основы юридического образования» с того, что 120-летие юридического образования в Сибири является безусловным достоянием российского общества, что обязывает обратиться не к пользе или полезности подготовки юристов, а посмотреть на проблему образования шире. Необходимо рассматривать юридическое образование не только в контексте карь-
18 Подробнее см.: Болтанова Е.С., Титов Н.Д. Борис Лазаревич Хаскельберг: фронтовик, ученый, педагог (к 100-летию со дня рождения) // Правоведение. 2018. № 2. С. 422-430.
ерного успеха и стремления успешно вписаться в общество, важно осознать, насколько оно ценно для людей, для тех, кто учится и учит. Ведь многие убеждены, что образование - всего лишь услуга.
Современное юридическое образование, подчеркнул Э.С. Юсубов, должно формировать у будущих специалистов определенные профессиональные компетенции.
Спор с этим требованием совершенно не уместен. Однако профессия юриста - не только наличие компетенции и компетентности. Юрист как личность нуждается в формировании нравственных и этических качеств с высокой степенью ответственности. Как показывает практика и содержание учебных планов (программ), эти два начала сейчас несовместимы. Кроме того, беда современного юридического образования в том, что оно лишено воспитательной мотивации. Воспитание без образования - фикция, а образование без воспитания означает обесценивание образования.
Вспомнила советский опыт преподавания гражданского права доктор юридических наук, профессор НИ ТГУ Раиса Петровна Мананкова. В своем выступлении она основное внимание уделила методике обучения частноправовым дисциплинам. Традиционные формы чтения лекций и проведения семинарских занятий анализировались на советском опыте кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Томского университета и кафедры гражданского права юридического факультета Московского госуниверситета (1986-1991 гг.).
Среди современных методических проблем образовательного процесса по частноправовой тематике Р.П. Мананкова особо выделила проблему несогласованности мнений преподавателей по решению задач и назвала это распространенное явление грубейшим нарушением профессиональных обязанностей. В связи с этим Раиса Петровна вспомнила советский период, когда преподаватели путем обсуждения каждого задания приходили к единому решению, которое фиксировали в специальном (преподавательском) задачнике, содержащем ответы. В последующем в него вносились лишь необходимые изменения и дополнения.
В выступлении Р.П. Мананковой также было обращено внимание на формы совершенствования учебного процесса и необходимость усиления контроля качества лекций и семинарских занятий. Для этого целесообраз-
но возродить открытые лекции, использовать известные в советское время формы семинаров («спектакль в группе», «пятиминутка» и т.д.). Для заочников можно использовать известные оптимальные для них формы приема экзаменов и зачетов. Во всяком случае при обучении частноправовым дисциплинам преподаватель призван помочь студенту понять и усвоить огромный и сложный материал.
Андрей Александрович Серебряков, старший преподаватель АлтГУ, в своем выступлении «Проблемы реализации практико-ориентированного подхода в процессе преподавания гражданского права» отметил наиболее перспективные методы, направленные на реализацию данного подхода при проведении практических занятий, которыми, по его мнению, являются составление проектов юридических документов (прежде всего договоров), анализ юридических документов, используемых в практической деятельности, кейс-стади, деловая игра. Составление проектов юридических документов следует использовать не только для развития навыков разработки типовых документов (в современных условиях шаблон юридического документа можно легко найти в справочных системах и сети Интернет), но и для создания юридических документов, ориентированных на потребности конкретных субъектов (работодатель, заказчик). Необходимо ознакомить студентов и с реальными юридическими документами, используемыми в практической деятельности. Метод кейс-стади отличается от метода решения типовых задач, поскольку решение кейса поливариативно, позволяет взглянуть на одну и ту же юридическую ситуацию с разных сторон. Метод деловой игры обычно в процессе преподавания юридических дисциплин используется в виде учебных судебных процессов, но ими не ограничивается. В последнее время все большую актуальность приобретают судебные поединки, которые отличаются динамизмом (поединок длится три минуты), развивают навык быстрого принятия решений в стрессовой ситуации и позволяют участнику проявить гибкость мышления (участники выступают как в роли истца, так и в роли ответчика).
Каждый из указанных методов, отметил А.А. Серебряков, имеет свои достоинства и недостатки, направлен на развитие определенных компетенций будущего специалиста-юриста. При этом практико-ориентированные методы преподавания не могут заменить в полном объеме классические методики, формирующие теоретическую базу знаний студента. В связи с этим необходимо последовательное и дозированное внедрение данных методов в образовательной процесс.
Андрей Юрьевич Копылов, старший преподаватель НИ ТГУ, выступил с докладом по теме «Метод майев-тики и интерактивные формы обучения в процессе преподавания гражданского права» и рассмотрел известное
в педагогике и теории познания явление майевтики как совокупность методов поиска, познания и исследования истины, которое заключается в свободном обсуждении учебного материала с помощью наводящих вопросов преподавателя, получение ответов на которые, их сопоставление и поводит студента к выработке самостоятельного решения.
Метод майевтики докладчиком был сопоставлен с интерактивными формами организации учебного процесса, используемыми в процессе преподавания гражданского права, когда студенты непосредственно вовлекаются в процесс познания, получают, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.
Кандидат юридических наук, доцент НИ ТГУ Валентина Григорьевна Мельникова представила доклад на тему «Структурные связи в частном праве и методика преподавания частноправовых дисциплин». Она напомнила, что критерии разделения на публичное и частное, разделение права на отрасли остаются предметом дискуссий в юридической науке уже на протяжении многих десятилетий, и отметила, что провести разграничение по предмету и методу в современных условиях не представляется возможным. Целесообразно исходить из целей правового регулирования. Законодатель определяет цели правового регулирования в первых статьях кодексов, федеральных законов. При этом в правовом регулировании общественных отношений возникают пограничные области, в которых сложно разграничить отрасли права и правильно определить применимую норму. В связи с этим представляется важным согласование рабочих программ дисциплин по смежным отраслям права. Методика преподавания частноправовых дисциплин должна обеспечивать формирование у студента целостной картины частного права, навыки применения правовых норм в сложных ситуациях. В частности, возможно включение в планы семинарских занятий задач, предусматривающих применение норм нескольких отраслей или необходимость их разграничения. Было предложено уделять значительное внимание последовательности изучения дисциплин и необходимости согласования содержания учебных курсов с целью разграничения изучаемых вопросов и корректного разделения тем между смежными дисциплинами.
Доктор юридических наук, профессор НИ ТГУ Елена Сергеевна Болтанова в докладе «Земельное и гражданское право: проблемы размежевания учебных дисциплин» остановилась на конкретных предложениях по разграничению этих смежных (по определенным вопросам) учебных дисциплин при их преподавании. Проблемы преподавания, подчеркнула докладчик, связаны с совместным регулированием соответствующими отраслями законодательства имущественных отноше-
ний в земельной сфере. В то же время в рамках дисциплины можно выстроить линию разграничения двух дисциплин на основе отраслевых принципов (которые кардинально отличаются). Учет базовых земельно-правовых положений позволяет раскрывать в курсе земельного права вопросы образования земельного участка (в том числе как объекта гражданских прав), специфические основания возникновения и прекращения публичной и частной собственности, ограничения прав на земельные участки в интересах общества, отдельные положения, смежные с градостроительным законодательством. При этом докладчик обратила внимание, что вряд ли необходимо (и возможно) полное размежевание норм земельного и гражданского законодательства, именно их (и ряда иных отраслей) комплексное воздействие позволяет обеспечить эффективное правовое регулирование имущественных земельных отношений.
Алексей Юрьевич Чурилов, ассистент НИ ТГУ, представил доклад на тему «Перспективы преподавания частноправовых дисциплин в эпоху развития цифровых технологий». По мнению А.Ю. Чурилова, понимание хотя бы основ программирования станет необходимым для юриста уже в ближайшем будущем. Поскольку цифровизация общества требует соответствующих изменений в мышлении и образовании юристов, то разумно ввести в образовательную программу хотя бы на уровне курсов по выбору предмет «Основы программирования для юристов». Для преподавания технологической стороны профессии «юриста будущего» следует привлечение математиков, программистов, инженеров. Необходимость понимания технологических особенностей многих современных явлений - задача как ученого, так и практикующего юриста. Поскольку роль юристов для продвижения инноваций высока, то и требования к знаниям, необходимым для продвижения таких инноваций, возрастают с ростом темпов технологического развития и снижения сроков инновационных циклов.
Появление так называемого Legal Tech, отметил А.Ю. Чурилов, также оказывает существенное воздействие на преподавание правовых дисциплин: доступность правовых баз упрощает работу как практикующего юриста, так и исследователя, не говоря уже об упрощении жизни студента. Современные технологии за рубежом уже помогают при разрешении проблемных вопросов договорного права, а некоторые дают возможность составлять полноценные юридические документы и оценивать их риски, исправлять ошибки в черновиках. Безусловно, не стоит идеализировать технологии, - проповедуемого некоторыми исследователями «конца юристов» не настанет. Вместе с тем уже сейчас становится очевидной необходимость мультидисциплинарного взаимодействия, в первую очередь взаимодействия юристов и программистов, для решения многих правовых задач, которые возникнут в будущем. В настоящее время следует сосредоточить внимание обучающихся на оценке новых технологий в частном праве,
к примеру на технологии Блокчейн, которая продемонстрировала поразительную гибкость применения.
Старший преподаватель НИ ТГУ Наталия Владиславовна Багрова
озвучила «Проблемы преподавания семейного права в современный период». Одна из наиболее важных проблем, заметила Н.В. Багрова, обусловлена тесной связью семейного права с социальными науками (социологией, демографией и др.) и необходимостью изучения семьи, брака, родительства не только как юридических, но и как социальных ин-статутов. В то же время негативные тенденции, наблюдающиеся в сфере брачных отношений в современном обществе, порождают у студентов скептическое отношение к институту брака как таковому и необходимости его правового регулирования. Поэтому одной из важных задач, стоящих перед преподавателем, является ориентация студентов на сохранение традиционных семейных ценностей с учетом изменений, происходящих в современном обществе.
Определенные проблемы докладчик видит и в процессе междисциплинарного взаимодействий семейного права и иных учебных дисциплин. В Юридическом институте НИ ТГУ изучение семейного права осуществляется в начале третьего курса, когда студенты еще только начинают изучать гражданское процессуальное право, незнакомы с основными видами судопроизводств и процессуальными документами. Это создает определенные сложности в изучении ряда вопросов (расторжение брака, установление происхождения детей в судебном порядке, взыскание алиментов, установление / отмена усыновления, лишение родительских прав и др.). Специфика преподавания семейного права обусловлена и научной дискуссией о суверенитете семейного права как отрасли. В связи с этим преподавателю необходимо дать студентам возможность сформировать собственное мнение по указанной проблеме. В связи с этим особую актуальность приобретают такие интерактивные методы обучения, как дискуссия, семинар-дебаты и др.
Вопросам преподавания в магистратуре был посвящен доклад кандидата юридических наук, доцента НИ ТГУ Марии Павловной Имековой под названием «Научно-исследовательская деятельность студентов, обучающихся в магистратуре по направлению «Юриспруденция».
Основной тренд современных магистерских программ, по мнению докладчика, - практико-ориентированность магистерского образования. Однако гипертрофированное отношение к любому тренду создает неверное представление о сути явления. Магистратура является такой ступенью профессионального образования, в рамках которой студент должен овладеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, подготовиться к исследовательской, консультационной, аналитической и педагогической деятельности. В этой связи в магистратуре должны найти широкое применение научно-исследовательские семинары, которые способствуют формированию у студентов следующих навыков: квалифицированно проводить самостоятельные научные исследования; осуществлять самостоятельную работу по сбору, обработке, анализу теоретического и практического материала, судебно-арбитражной практики; осуществлять правовую экспертизу нормативных и иных правовых актов; формировать результаты исследований в виде научных отчетов, статей или докладов, - а также развитию оперативной и гибкой правовой оценки конкретных проблемных практических ситуаций в целях принятия верных решений.
Татьяна Юльевна Баришпольская, кандидат юридических наук, доцент НИ ТГУ, остановилась на «Особенностях преподавания учебных дисциплин в рамках магистерской программы "Российское обязательственное право"» и отметила, что в рамках магистерской программы цивилистической направленности актуально преподавание курса «Проблемы применения гражданского права: правовые позиции высших судебных инстанций». С учетом небольшого количества предусмотренных учебным планом аудиторных занятий (14 часов лекций и 4 часа семинарских занятий) особую сложность представляет вопрос о содержании программы курса. По мнению докладчика, программа должна включать разделы, предполагающие освещение правовых позиций высших судов в соответствии с системой Гражданского кодекса РФ как основного источника гражданского законодательства. Поэтому предлагаются следующие основные разделы программы курса: «Значение актов высших судебных инстанций для толкования и применения норм гражданского права»; «Правовые позиции по вопросам применения норм раздела 1 части первой ГК РФ»; «Правовые позиции по вопросам применения норм вещного права»; «Правовые позиции по вопросам применения обязательственного права».
Аспирант НИ ТГУ Валерия Андреевна Гончарова обозначила «Особенности осуществления образовательного процесса в условиях реформирования гражданского законодательства РФ». Традиционным в преподавании гражданского права, как и любой правовой отрасли, является рассмотрение непосредственно действующей на момент обучения совокупности правовых норм. Подобный подход, по мнению В.А. Гончаровой, следует при-
знать полностью обоснованным, поскольку именно такое изучение законодательства способствует формированию у студентов адекватного видения права. Однако любые юридические нормы как отражение общественных интересов способны к изменению. И в последние годы именно это мы наблюдаем с гражданским законодательством. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости определения ряда особенностей образовательного процесса в этот период: а) важными являются освещение в рамках семинарских занятий состояния не только действующего, но и утратившего силу законодательства, решение практических задач с применением правовых норм различного времени действия; б) необходимо обращение внимания на правовое регулирование длящихся гражданско-правовых отношений (аренда, найм и пр.) с учетом вводных законов, устанавливающих особенности вступления в силу правовых норм; в) с точки зрения толкования действующих гражданско-правовых норм представляется необходимым изучение текстов программных документов реформы с целью выяснения мотивов принятия тех или иных правовых норм или их изменений.
В ходе дискуссии по итогам выслушанных докладов особенное внимание было обращено на доклад А.А. Серебрякова и отмечено, что использование при решении конкретной задачи нескольких вариантов решения имеет спорный характер. Кроме того, высказанная докладчиком идея с подготовкой проектов документов хотя и заслуживает поддержки, в условиях дефицита времени, отводимого для проведения практических занятий, требует значительную внеаудиторную подготовку обучающихся. Также вызвал неоднозначную оценку с учетом особенностей учебного плана ЮИ ТГУ (в том числе количества зачетных единиц, экзаменов) доклад В.Г. Мельниковой, которая в ответ на вопросы озвучила ряд конкретных предложений.
В ходе докладов многие из выступающих вспомнили добрым словом Б.Л. Хаскельберга, который не только был у истоков томской цивилисти-ческой школы и сформировал ее, но и оказал огромное влияние на ее становление.
Boltanova Elena S., Titov Nikolay D., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation) METHODOLOGY, PROBLEMS AND PROSPECTS OF TEACHING PRIVATE LAW DISCIPLINES
Keywords: training, teaching, method, private law.
DOI: 10.17223/22253513/30/12
Within the framework of All-Russian practical science conference "Legal Science and education in Siberia: traditions and innovations "a Round table was held on "Methodology, problems and prospects of teaching private law subjects". It was attended by representatives of the scientific community of Altai State University, Siberian Federal University, Tomsk Polytechnic University and Tomsk State University and practitioners. The article deals with the materials of the round table and abstracts of the participants.
Since the Conference was held to commemorate the centenary of Prof. B.L. Haskelberg, who has worked at the Department of Civil Law for many years, the round table was opened by a report about his life and research activity.
In the course of the Round table and subsequent follow-up discussions the participants considered a variety of problems of private law subjects, which are studied within the framework of both undergraduate and master courses.
The article points out the need to take into account the Soviet experience when teaching disciplines directly aimed at forming the skills of a lawyer in all areas of professional activity. The authors stress that the changing legislation and guidelines in education should not sideline the education of students. A lawyer must possess high moral and ethical qualities.
The most promising methods for implementing a practice-oriented approach in the teaching of civil law, such as drafting legal documents, analysis of real documents, case study, business game and maieutics are examined.
Special attention is paid to the objectives and principles of legal regulation of social relations, the understanding of which allows distinguishing separate legal branches and related educational subjects. It is proposed to introduce a special course on the basics of programming (optional) into the curriculum. It is noted that the emergence of LegalTech has a significant impact on teaching of legal disciplines, but the technology cannot replace a professional.
Research seminars aiming at teaching master students to do a qualified research, to carry out a legal expertise of regulatory and other legal acts and competently formulate the research results should be widely conducted.