http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12-323-326
УДК 376.112.4; 616-059; 616-054-071.3
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАТИВНОЙ МОДЕЛИ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Фань Ин
Институт Искусств Московского Педагогического Государственного Университета, г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья представляет путь создания и применения интегративной модели музыкотерапии в психолого-педагогическом сопровождении младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Разработаны теоретико-методологические принципы интегративного музыкально-терапевтического подхода к воспитанию и психолого-педагогическому сопровождению младших школьников с СДВГ на основе китайской и российской традиций, определены точки музыкально-терапевтического воздействия при нарушениях внимания и гиперактивности младших школьников, предложены и апробированы методы и технологии. Полученные результаты свидетельствуют о здоровьесберегающей продуктивности и воспитательном потенциале интегративной музыкотерапевтической модели.
Ключевые слова: интегративная музыкотерапевтическая модель, психолого-педагогическое сопровождение, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, китайская традиционная медицина и музыкотерапия.
Введение. Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится все более значимой, по данным исследований в мире количество гиперактивных детей растёт. Согласно статистике, в России 13% детей страдают от немотивированной тревоги, часто связанной со стрессовым состоянием. Статистика также утверждает, что в России детей с СДВГ от 4-18%, в Китае 112% (в данном случае имеются в виду поставленный диагноз, сколько детей живет с такими же проблемами без диагноза СДВГ - социология не знает).
Причины возникновения синдрома очень индивидуальны, в большинстве случаев это сочетание различных факторов: нейропсихологических, нейроэндо-кринных, темпераментальных, социально-психологических, а также последствия инфекций и травм в раннем возрасте [1].
Обобщая внешнюю симптоматику, можно выделить основные поведенческие признаки детей СДВГ:
• Ограниченность внимания (удержание внимания лишь на короткое время из-за невозможности сосредоточиться, рассеянности, забывчивости, возбуждения и гиперактивности).
• Ограниченность двигательного самоконтроля (беспокойство, хаотичные движения рук и ног, импульсивность и излишняя двигательная активность, неусидчивость, неспособность ждать).
• Ограниченность речевого самоконтроля (неспособность слушать обращенную к нему речь, излишняя болтливость, перечисленные симптомы часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков: чтение, счет или письмо).
Эти явления являются критерием для постановки в школьном возрасте диагноза СДВГ. Если в школьном возрасте среди детей с СДВГ на первый план выступают трудности в обучении и отклонения в поведении, то в подростковом возрасте данные симптомы могут стать причиной развития асоциального поведения: правонарушений, алкоголизма, наркомании, неадекватность поведения, социальная дезадаптация, различные личностные расстройства могут стать причиной неудач и во всей взрослой жизни [1; 2].
При этом в Китае данная симптоматика зачастую считается недостатком воспитания. Но какие способы воспитания могут помочь детям в младшем школьном возрасте преодолеть хотя бы частично данные поведенческие проблемы? С давних пор действенным методом воспитания необходимых качеств и свойств личности в Китае была признана музыкотерапия (не имея такого названия, но являясь частью этико-философ-ской системы воспитания благородных качеств). Современная западная и российская музыкотерапия также ищет пути для решения некоторых проблем физического и психического плана в состоянии здоровья.
Налицо необходимость сближения и поиск путей интеграции китайских и российских музыкотерпевтиче-ских технологий.
Пути интеграции китайских и российских музыко-терапевтических технологий для сопровождения младших школьников с СДВГ
В Китае проблемой оздоровления с помощью звуков и музыки учёные занимались на протяжении многих сотен и тысяч лет. В китайской системе здравоохранения значительное место всегда занимала превентивная медицина. Характерный для китайской медицины целостный подход к анализу явлений основывается преимущественно на трех факторах:
Рассмотрении человеческого организма в качестве органически единого целого и результата внутреннего самовоспитания. В этой связи значима роль музыки как средоточия природной гармонии в восстановлении баланса и управляемого психического состояния человека [3].
2. Признании отражения баланса стихий в жизни человека и природы, влияющих на самочувствие. В основе баланса лежит теория действия и противодействия пяти элементов: ДЕРЕВО, ОГОНЬ, ЗЕМЛЯ, МЕТАЛЛ, ВОДА. Теория пяти стихий считает, что подобное принадлежит подобному, как видно из утверждения Ци Бо1, гармония и баланс энергий являлись условием здоровья человека. Эти пять стихий согласно философской концеции общемировой гармонии У-Син (5 элементов) соотносятся с пятью органами человека и музыкальным звукорядом (пентатоникой), где пять тонов у инь: Гун ^ gong, Шан Щ shang, Цзюе Й jué, Чжи Ш zhi и Юй Щ yü так же соответствуют всем системам организма человека, а также его состояниям и эмоциям. Вибрации музыки и физиологические вибрации человеческого тела (частота сердечных сокращений, дыхание, кровяное давление, пульс и т.д.) могут быть в резонансе или диссонансе, это является основанием для музыкотерапии и воспитания музыкой, когда каждое нарушенное состояние требует подбора определенных средств музыкальной выразительности: тона, звукоряда, тембра, динамики, лада, стиль и т.д. [4; 5].
Диагностике и лечении в зависимости от синдромов переизбытка или недостатка энергии определенных стихий (Юнь Лун2). В числе путей работы с балансом энергий одним из главных способов в Китае традиционно являлась музыкотерапия [4; 5].
Знакомство с истоками европейской музыкотера-пии позволило сделать обобщение о том, что в основе и античного, и современного понимания сущности музыкального воздействия лежит механизм катарсиса,
1 Ци Бо ( 27 столетие до Н.Э.) - известный врач, советник Жёлтого императора (Хуан Ди), вместес которым они написали медицинские кники «Су Вэнь» и «Хуан Ди Нэй Цзнь».
катарсиса - очищения души в процессе вызванных соответствующей музыкой усиления и проработки эмоционального переживания и сброса напряжения [6]. В России существует опыт использования музыкотера-пии в лечебной практике (С.В. Шушарджан [7], А.В. Торопова и Т.В. Львова [6] и др.)
Основой интегративной модели музыкально-терапевтического подхода к воспитанию и компенсации дефицитарных качеств личности в процессе сопровождения младших школьников с СДВГ предлагаются:
- признание значимости сочетания двух фундаментальных философских принципов: «принципа баланса энергий» и «принципа катарсиса»;
- принцип превентивности музыкально-терапевтической работы с детьми, который заключается в работе с поведенческими нарушениями как с привычками, «как будто» синдрома СДВГ у детей нет, осуществляя традиционный китайский подход «предупреждения заболеваний» и воспитания внимания;
- принцип природосообразности и экологически полезной направленности двигательной и речевой активности ребенка.
Музыкально-терапевтические технологии воздействуют на такие поведенческие качества детей с дефицитом внимания как импульсивность, хаотичность движений и речи, неустойчивое внимание из-за телесного возбуждения и расторможенности путем:
- успокоения повышенной возбужденности ребёнка через музыкально-двигательную отработку снятия напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;
- удержания и расширения объёма и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на всё удлиняющемся выдохе;
- осознанного управления движениями и речью через музыкальную ритмизацию.
Музыкальная терапия хорошо подходит для работы с такими детьми, ведь наряду с проблемами у детей с СДВГ есть и позитивные качества, которые окружающие, к сожалению, часто не замечают, Многие из детей творчески одарены, например, в области музыки и изобразительного искусства. Эти позитивные качества могут быть востребованы на занятиях искусством, музыкой как учебных сферах, допускающих и культивирующих проявления спонтанности, креативности, двигательной активности. Учитель музыки или музыкальный психолог (музыкотерапевт) способен оказывать значимое влияние на коррекцию поведения ребенка с
2 Юнь Лун. Китайская медицина для здоровья и долголетия. Электронная библиотека.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2017. Vol. 19. No 12
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-12
—--—■
СДВГ в процессе обучения через многоуровневое воздействие специально подобранной музыки и учебной музыкальной деятельности.
С целью отработки в практике и проверки действенности музыкально-терапевтических технологий в работе с детьми был проведен пилотажный эксперимент летнем детском лагере в подмосковье.
Были апробированы следующие технологии:
1. Слушание музыки, этот вид деятельности в музыкальной терапии используется в коррекции эмоциональных состояний, чрезмерной двигательной активности, речевых расстройств, страхов, которые зачастую свойственны детям и подросткам с СДВГ.
Чаще всего дети этого типа возбудимы или внутренне напряжены, их эмоциональные проявления по отношению к другим людям не глубоки. По этой причине очень важно приобщать ребёнка с СДВГ к чувствам людей через музыку: тихий, спокойный, медленный и мягкий голос или интонация речи, минорная и мягкая мелодия рождает ответное чувство у детей. Может быть использована музыка: Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Колыбельная», а также китайские песни «Воспоминание детства» и «Благодарное сердце» (китайская песня языка жестов).
Ритмические упражнения дают возможность работы с импульсивными движениями и координацией. Может быть использована музыка: П. И. Чайковский «Детский альбом», Адажио из балета «Лебединое озеро».
Созерцательное слушание и со-интонирование с помощью идеофонов с успокаивающим тоном может настроить тормозящие функции нервной системы, работу парасимпатической нервной системы, дающей спокойствие, мирное настроение и эмоции покоя. Может быть использована музыка: китайская классическая музыка «Осенняя луна над дворцом Хань»; «Гусь белолобый падает на плоском песке»; «Отблеск луны в двух источниках»; «Прощальная мелодия с тремя рефренами в Янгуаньской заставе»; «Высокие горы, текущие воды».
Музыкально-терапевтические игровые методы наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми и подростками. Здесь может быть задействовано пластическое выражение музыки, подражание друг другу и воспитателю, который задает тон и стиль музыкального движения. Может быть использована музыка: Э. Григ «Танец Аниты» и «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», китайская песня «Бамбуковый медведь».
Расслабляющая музыка со специальными дыхательными техниками применяется для релаксации после активного упражнения. Может быть использована музыка: Ф. Мендельсон «Песни без слов», Увертюра «Сон в летнюю ночь» и т.д.
Заключение. Опытная работа с детьми в Москве и Пекине показала, что в процессе музыкального воспитания дефицитарных качеств личности ребенок с СДВГ начинает лучше понимать свои чувства, реже переходит на уровень повышенной возбудимости и плаксивости, становится способен к удержанию и расширению объёма и времени внимания, осознанному управлению движениями и речью. Все приведенные эффекты приводят к повышению самооценки учащихся с проявлениями нарушенного внимания, улучшаются их коммуникативные навыки, что привело в ряде наблюдаемых случаев к уменьшению общей симптоматики СДВГ у школьников.
Разработанный подход к применению интегратив-ных музыкально-терапевтических технологий китайской и российской традиций может с успехом применяться в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями внимания и гиперактивностью, в урочной и внеурочной работе как в России, так и в Китае.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Брязгунова, И. П. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. / И. П. Брязгунова, Е. В. Касатико-вой — М. : Издательство Института Психотерапии. — 2001.-45 с.
[2] Шевченко, Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом / Ю. С. Шевченко.—СПб., 1997. —52 с.
[3] Титаренко, М. Л. Духовная культура китая. Энциклопедия в пяти томах. - Т. 5. НАУКА, ТЕХНИЧЕСКАЯ И ВОЕННАЯ МЫСЛЬ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ. - М.: Восточная литература, РАН, 2009. -572 с.
[4] Гао Тянь. Переводил: Музыкотерапевтическое руководство клинической подготовки, /Авторы: Barbara L.Wheel, Carol L.Shultis, Donna W.Polen.—Пекин, издательство, АЩ^£ЖШ±-2010 г. —198 с.
[5] Гао Тянь. Основы теории музыкотерапии / Гао Тянь. — Пекин, издательство,Ш^5№ЖШ±, 2007. —261с.
[6] Торопова, А.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности / А.В. Торопова, Т.В. Львова - М.: ООО «Ритм», 2012. - 179 с.
[7] Шушарджан, С. В. Руководство по музыкотерапии. -М.: ОАО Издательство «Медицина» 2005. -С.480
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
~ 325 ~
APPLICATION OF INTEGRATIVE MODEL OF MUSICOTHERAPY IN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN WITH AN ATTENTION DEFICIT SYNDROME AND HYPERAPTIVITY
Fan Ying
Graduate student of the Institute of Arts Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation
Annotation. The article represents the way of creation and application of the integrative model of music therapy in the psychological and pedagogical accompaniment of younger schoolchildren with attention defeciency syndrome and hyperactivity. The theoretical and methodological principles of the integrative musical and therapeutic approach to upbringing and psychological and pedagogical support of junior schoolchildren with ADHD on the basis of Chinese and Russian traditions have been developed; the points of musical and therapeutic influence for attention violations and hyperactivity of junior schoolchildren have been determined; methods and technologies have been proposed and tested. The obtained results testify to the health-saving productivity and educational potential of the integrative music therapy model.
Key words: integrative music therapy model, psychological and pedagogical support, attention deficit hyperactivity syndrome, Chinese traditional medicine and music therapy.
REFERENCES
[1] Bryazgunova, I. P. Neposedlivyj rebenok ili vse o giperaktivnyh detyah. / I. P. Bryazgunova, E. V.
[2]
Kasatikovoj — M.: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii. 2001.-45 p.
Shevchenko, YU. S. Korrekciya povedeniya detej s giperaktivnost'yu i psihopatopodobnym sindromom / YU. S. SHevchenko— SPb., 1997.—52 p.
[3] Titarenko, M. L. Duhovnaya kul'tura kitaya. EHnciklope-diya v pyati tomah. - T. 5. NAUKA, TEKHNICHESKAYA I VOENNAYA MYSL', ZDRAVOOHRANENIE I OBRA-ZOVANIE. - M.: Vostochnaya literatura, RAN, 2009. -
572 p.
[4] Gao Tyan'. Perevodil: Muzykoterapevticheskoe rukovod-stvo klinicheskoj podgotovki, /Avtory: Barbara L.Wheel, Carol L.Shultis, Donna W.Polen.—Pekin, izdatel'stvo, A
g. —198 p.
[5] Gao Tyan'. Osnovy teorii muzykoterapii / Gao Tyan'. — Pekin, izdatel'stvo,®^ 2007.—261p.
[6] Toropova, A.V. Opyt muzykanta v psihologicheskoj reabil-ita-cii detej s psihosomaticheskim profilem lichnosti / A.V. Toropova, T.V. L'vova - M.: OOO «Ritm», 2012. - 179 p.
[7] Shushardzhan, S. V. Rukovodstvo po muzykoterapii. - M.: OAO Izdatel'stvo «Medicina» 2005. - p.480