УДК 616-059;616-054-071.3;376.112.4
МУЗЫКОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОПРОВОЖДЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
Фань Ин, А.В. Торопова
ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» Москва, Россия, 119991
Аннотация. В статье поднимается проблема психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Цель проводимого авторами исследования заключается в нахождении путей воздействия на основные психологические и двигательные симптомы СДВГ у детей средствами музыки и музыкальной деятельности. Задачи исследования включают: поиск методологических оснований для музыкотерапев-тического воздействия, отбор и тестирование в практике адекватных методов и приемов, музыкального материала и психолого-педагогических условий организации сопровождения детей с синдромом СДВГ. Исследование может дать импульс к дальнейшим разработкам здоровьесберегательных технологий общего образования и программ сопровождения детей с ОВЗ.
Ключевые слова: музыкотерапия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (СДВГ), психолого-педагогическое сопровождение.
Современная система образования всех цивилизованных стран находится в поиске оптимальных технологий сопровождения детей, имеющих различные проблемы и ограничения.
В фокусе данного исследования находится «проблемный» ребенок с поставленным медицинским диагнозом «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и, как следствие, с особым профилем личности. Для психолого-педагогического сопровождения обучения детей с таким диагнозом важным целевым ориентиром является укрепление личностного потенциала ребенка с СДВГ, который мог бы способствовать осуществлению образовательного процесса и улучшению показателей здоровья.
Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей становится все более значимой, по данным исследований количество гиперактивных детей в мире растет. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью имеет сложную системную симптоматику проявлений. Основные признаки СДВГ:
сниженное внимание (нарушение концентрации внимания) и чрезмерная двигательная активность, а также импульсивность, нетерпеливость, резкие скачки настроений и нецелесообразная лихорадочная деятельность. В обоснованиях нейропсихологии причиной гиперактивного поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Это нарушение нервно-психического баланса в организме ребенка приводит к чрезмерной нетерпеливости и эмоциональному стрессу, неудержимой двигательной гиперактивности, расторможенности и неспособности к сосредоточению внимания [1—5].
На уровне психологических трудностей обучения у детей с СДВГ можно наблюдать такие проявления как невнимательность, рассеянность, неорганизованность, неспособность слушать обращенную к нему речь, забывчивость, беспокойство, неусидчивость, хаотичные движения рук и ног, излишняя болтливость, излишняя двигательная активность, неспособность ждать, недостаточная целенаправленность, импульсивность поступков
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7
----—
и повышенная возбудимость — то есть весь комплекс называемый гиперактивностью. Перечисленные симптомы часто сочетаются с трудностями в приобретении учебных навыков: чтение, счет или письмо [1—5].
Все перечисленное вместе и в различных вариациях создает особый личностный профиль таких детей, вызывающий зачастую отчаяние у родителей и педагогов, не видящих способов помочь своему ребенку в приручении собственной природы и адаптации к процессу обучения в школе.
Для того, чтобы работать с таким ребенком учителям и воспитателям необходимо учитывать все эти нервно-психические особенности и учить ребенка взаимодействовать с миром, школой, учителями и сверстниками, справляясь с собственным личностным профилем.
Двигательная и вербальная гиперактивность означает избыток ненаправленной энергии, выделяемой организмом на внешнюю активность. Низкий контроль за своими импульсами говорит о нарушениях процесса осознания своих внутренних реакций и перехода от внутреннего импульса к собственно действиям. Дефицит внимания и рассеянность могут указывать либо на чрезмерную ментальную активность без торможения фоновых стимулов или самостимуляцию сенсорного голода. Нарушения координации говорят о том же: о неспособности ребенка прослеживать действие в его развитии, от импульса и исполнения самого действия и его коррекции в процессе. Что касается сенсорного голода и эмоциональных сложностей, то оба признака являются как причиной, так и следствием данного синдрома: эмоциональный стресс и жажда сенсорной информации лишь усугубляют ситуацию и зацикливают ее.
Чаще всего дети этого типа возбудимы или внутренне напряжены. Как показывает практика наблюдений, эти дети бедны эмоциональными ощущениями, у них скудный эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения, так же не глубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. По этой причине очень важно приобщать ребёнка с СДВГ к музыкально-творческой деятельности, которая может наполнять его постоянный сенсорный и двигательный голод, а также будет насыщать его эмоциональную потребность [6].
Именно на этот процесс переключения между внешним внутренним должна быть нацелена терапия, а мишенями воздействия и опорными пункта-
ми терапии могут быть те же основные характеристики, выявляющие синдром: нарушения координации и гиперактивность, импульсивность, сенсорный голод, эмоциональная возбудимость, невнимательность и рассеянность.
В сопровождающей работе школы необходимы скоординированные усилия медиков, психологов, педагогов и родителей гиперактивных детей.
Учитель музыки или музыкальный психолог (музыкотерапевт) также способен оказывать значимое влияние на коррекцию поведения ребенка с СДВГ в процессе обучения через многоуровневое воздействие специально подобранной музыки и учебной музыкальной деятельности.
Музыка обладает исцеляющей силой — об этом писали во все времена. Музыкальная терапия в смысле поддержания в человеке правильных состояний существовала с глубокой древности. Известны специальные приемы исцеления музыкой в культуре древней Индии, Китая, Греции, Армении. Звук и ритм — вот основные составляющие, становящиеся инструментами нелекарственного лечения. В.М. Бехтерев, подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызывать или ослаблять возбуждение [7].
Отталкиваясь от идеи воздействия музыки на баланс процессов возбуждения и торможения, который нарушен у детей с СДВГ, мы можем изучить подходы к музыкотерапии с позиции разнонаправленного действия музыки исходя из факторов этих воздействий. Такими факторами могут быть:
1) сама музыка (как язык звукового интонирования передает чувственный образ и эмоциональный смысл только через выражение двух основных жизненных процессов и их сочетаний — напряжения и расслабления [8]);
2) специально организованная музыкальная деятельность (музыкальное исполнение даже самых простых фраз требует непрерывного выдоха с голосом при пении и ритмического упорядочивания хаотичных движений, выражающих музыкальный метроритм, при исполнении на любом инструменте, все это в потоке основных двух энергий — тонизирующей и расслабляющей [9];
3) этнический фактор восприятия музыки различной культурной традиции или, в медицинском аспекте, антропологическая вариативность силы и направления воздействия музыкальных стимулов. Существуют определенные характеристики,
Фань Ин, Торопова А.В. Музыкотерапевтический подход к сопровождению гиперактивных детей
----—
по которым музыка Запада, например, отличается от музыки Востока. Сравнив музыкальную традицию Запада и Китая можно увидеть, что западная музыка стремится к выражению динамического развития, это музыка процесса, движения и изменения во времени, в то время как китайская — скорее, музыка состояния как пребывания в каком-либо из них вне времени [10].
Сочетание в музыкотерапии музыки западной (европейской и российской) и китайской традиций стали основой для нашего пилотажного исследования в работе с гиперактивными детьми с выраженным дефицитом внимания и напряженностью.
Музыкотерапевтическое воздействие выполняло следующие функции в медико-психологическом сопровождении детей:
♦ успокоение повышенной возбужденности ребенка через музыкально-двигательную отработку напряженности и постепенное торможение в замедляющемся музыкальном потоке;
♦ удержание и расширение объема и времени внимания при исполнении музыкальных фраз на выдохе;
♦ осознанное управление движениями и речью через музыкальную ритмизацию.
Методы и приемы включали: музыкально-пластическое соинтонирование музыке детьми, певческие приемы и активное пространственное движение под музыку.
Наблюдение и анализ достигаемого эффекта по уменьшению всех симптомов СДВГ у детей позволяет сделать вывод о перспективности продол-
жения данного исследования и обоснованности выдвинутых методологических установок и экспериментальных гипотез.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. М., 2001.
2. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. С. 2—6.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. СПб., 1998.
4. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка. М., 1997.
5. Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития // Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М., 2004. С. 47—64.
6. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб., 2007.
7. Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916. № 1—3. С. 105—124.
8. Торопова А. В. Интонирующая природа психики. М., 2013.
9. Торопова А.В. Опыт музыканта в психологической реабилитации детей с психосоматическим профилем личности. М., 2012.
10. Симакова И.Н., Торопова А.В. Психофизиологические корреляты восприятия музыки разных культурных традиций российскими и китайскими студентами // Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. № 3. С. 6—16.
MUSIC-THERAPEUTIC APPROACH TO SUPPORT CHILDREN WITH HYPERACTIVITY
Fan Ying, A.V. Toropova
Moscow State Pedagogical University Moscow, Russia, 119991
Annotation. The article raises the problem of psycho-pedagogical support for children with attention deficit hyperactivity disorder. The aim of the authors of the study is to find access points to major psychological and motor manifestations of ADHD symptoms in children and non-drug methods of influence on these points by means of music and musical activities. Research objectives include: Search of methodological grounds for music therapy exposure, selection and testing in practice adequate methods and techniques of musical material and psycho-pedagogical conditions of the organization of medical and psychological support training of children with ADHD syndrome. The study may give an impetus to the further development of helth-saving programs of general education and support for children with HIA.
Key words: Music therapy; Attention Deficit Hyperactivity Disorder in children (ADHD), psychological and pedagogical support.
The Journal of scientific articles "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 7
----—-
REFERENCE
1. Brjazgunov I.P., Kasatikova E.V. Neposedlivyj rebjonok ili vsjo o giperaktivnyh detjah. Moscow, 2001.
2. Zavadenko N.N. Diagnoz i differencial'nyj diagnoz sindroma deficita vnimanija s giperaktivnost'ju u detej. Shkol'nyjpsiholog, 2000, no. 4, pp. 2—6.
3. Zinkevich-Evstigneeva T.D., Nisnevich L.A. Kak pomoch' "osobomu" rebenku. St.Petersburg, 1998.
4. Kosheleva A.D., Alekseeva L.S. Diagnostika i kor-rekcija giperaktivnosti rebenka. Moscow, 1997.
5. Kiphard Je.J. Giperaktivnost' kak problema psiho-motornogo razvitija. Giperaktivnye deti: korrekcija psiho-motornogo razvitija. Moscow, 2004. P. 47—64.
6. Monina G.B., Ljutova-Roberts E.K., Chutko L.S. Giperaktivnye deti: psihologo-pedagogicheskaja pomoshh'. St.Petersburg, 2007.
7. Behterev V.M. Voprosy, svjazannye s lechebnym i gigienicheskim znacheniem muzyki. Obozrenie psihia-trii, nevrologii i jeksperimental'noj psihologii, 1916, no. 1—3, pp. 105—124.
8. Toropova A.V. Intonirujushhaja priroda psihiki. Moscow, 2013.
9. Toropova A.V. Opyt muzykanta v psihologicheskoj reabilitacii detej s psihosomaticheskim profilem lichnosti. Moscow, 2012.
10. Simakova I.N., Toropova A.V. Psihofiziologiche-skie korreljaty vosprijatija muzyki raznyh kul'turnyh tradicij rossijskimi i kitajskimi studentami. Teoreticheskaja i jeks-perimental'najapsihologija, 2015, vol. 8, no. 3, pp. 6—16.