Научная статья на тему 'Применение информационных технологий при управлении объектами интеллектуальной собственности'

Применение информационных технологий при управлении объектами интеллектуальной собственности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудь С. Н.

Описывается использование информационных технологий при защите объектов интеллектуальной собственности. Раскрывается сущность некоторых решений при управлении интеллектуальной собственностью, а также возможные проблемы при реализации таких решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение информационных технологий при управлении объектами интеллектуальной собственности»

Секция «Экономика и бизнес»

По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля фальсифицированной продукции на потребительском рынке также увеличивается.

Борьба с фальсификацией уже многие годы не дает положительных результатов. В России нет механизма экспертизы, чтобы доказать противоправность действий тех, кто производит фальсификат.

При защите товара от фальсификации в первую очередь используется информационная защита, в которую входит защита от подделки упаковки, этикетки и товарного знака [4].

В данное время таможенная служба РФ резко активизировала фронт борьбы с серым импортом. Практически все товарные знаки, реализуемые в России, оказались вовлечены в эту схему. Федеральная таможенная служба РФ получила право возбуждать дела по собственной инициативе, не дожидаясь заявления со стороны правообладателя. Суды все чаще признают за серым импортом противоправное действие, что делает труд таможенников не напрасным, а бизнес серых импортеров более рискованным. В результате вышеперечисленных мер практически все участники рынка, представляющие разные товарные группы, говорят об уменьшении в последние годы объема серого импорта [5].

Таким образом, можно отметить существенную роль Федеральной таможенной службы в пресечении ввоза на территорию РФ фальсифицированной и контрафактной продукции, что способствует защите авторских прав и экономических интересов товаропроизводителей и защите прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.

Библиографические ссылки

1. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров : закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-1.

2. Контрафакт - зло или благо? / под общ. ред. О. А. Дворянкина. М. : Юрист, 2004. 352 с.

3. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Товароведение. М. : Дашков и Ко, 2007. 460 с.

4. Лопатина В. Н. Интеллектуальная собственность. Контрафакт // Актуальные проблемы теории и практики : сб. науч. тр. Т. 2 / под ред. В. Н. Лопати-ной. М. : ЮРАЙТ, 2009. 303 с.

5. URL: http://www.customs.ru : официальный сайт ФТС России.

© Рикер Н. С., 2014

УДК 347.77

С. Н. Рудь

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Описывается использование информационных технологий при защите объектов интеллектуальной собственности. Раскрывается сущность некоторых решений при управлении интеллектуальной собственностью, а также возможные проблемы при реализации таких решений.

На сегодняшний день в ведении бизнеса существенную роль играет защита объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС), а также взаимодействие владельцев объектов ИС с государственными органами для осуществления полноценной охраны их прав. В настоящее время существует немалое количество проблем и рисков как во взаимодействии с компаниями-владельцами прав на объекты ИС, так и в неразвитом законодательстве относительно данной проблемы.

В связи с тем, что за последнее время количество контрафактных электронных товаров в промышленном секторе очень возросло, подрядчикам и поставщикам приходится сталкиваются с особыми рисками при защите объектов интеллектуальной собственности в аэрокосмической промышленности.

Компании вынуждены отдавать большую часть ответственности за разработку основных подсистем своим подрядчикам в связи с тем, что в современных условиях бизнеса необходимо сокращать время и затраты на создание технически сложных и масштаб-

ных продуктов, таких как самолеты и их системы. При таких обстоятельствах подрядчики имеют доступ к важной информации, которая ни в коем случае не должна попасть в руки конкурентных компаний. Ведь одной из главных приоритетных задач для предприятий аэрокосмической промышленности является национальная безопасность и, собственно, защита секретной информации.

В настоящее время компании стремятся защитить объекты интеллектуальной собственности посредством организации и исполнения специальных мероприятий, за которыми следит группа людей, объединенная в отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. В задачи отдела входит контроль над использованием и перемещением информации, касающейся объектов ИС. В данном случае важную роль играет человеческий фактор, который может как навредить, так и поспособствовать защите объектов ИС.

При этом все более важную роль начинают играть информационные технологии, позволяющие разме-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

щать информацию об ИС в специализированных системах с назначением допуска определенным лицам из числа подрядчиков и работников компании. Данный подход переносит большую часть ответственности на технический персонал компании, контролирующий доступ к информации об интеллектуальной собственности. При этом усложняется взаимодействие с заинтересованными лицами, подрядчиками и др., а также возникают дополнительные затраты на информационные технологии.

На сегодняшний день компаниям-производителям доступен более удобный подход, фокусирующийся на создании систем управления жизненным циклом изделия (англ. PLM - Product Lifecycle Management). PLM-система объединяет информацию об объектах интеллектуальной собственности из нескольких систем управления и позволяет свести ее в главное хранилище информации по всем проектируемым изделиям. Следовательно, PLM-система контролирует разработку продукции, а также защищает информацию об объектах ИС от несанкционированного доступа.

При использовании технических решений, использующих технологии контроля за жизненным циклом изделия, запросы на получение доступа к информации об объектах ИС внутри определенного проекта контролируются централизованной системой, определяющей в реальном времени права доступа пользователя к информации, которая им запрашивается, исходя из его компетенций и географического местополо-

жения. В результате применения РЬМ-решений международные подразделения всех сторон, участвующих в проекте, могли бы еще более эффективно работать совместно, соблюдая правила экспортного контроля и, что немаловажно, законы о защите объектов интеллектуальной собственности. Похищение информации об объектах ИС становится все большей проблемой для предприятий. Решением может как раз оказаться правильный подход к организации технического обеспечения защиты интеллектуальной собственности. Правильное взаимодействие и контроль на местах поможет производителям вести свои дела без опасения за то, что их самый ценные достижения, такие как ноу-хау, секреты производства и др. могут быть скомпрометированы вследствие попадания в чужие руки.

Информационные технологии, такие как системы контроля за жизненным циклом изделия, предоставляют возможность как полного контроля над всей имеющейся информацией о процессах проектирования, разработки и обслуживания изделия, так и полной защиты всей информации об объектах интеллектуальной собственности, входящих в данный продукт. Они применяются повсеместно в оборонной и аэрокосмической промышленности стран всего мира и уже зарекомендовали себя с лучшей стороны в решении вышеописанных проблем.

© Рудь С. Н., 2014

УДК 658.64

К. И. Савинская Научный руководитель - Г. А. Карачёва Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРИНЦИПАХ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрена система организации управления предприятием, направленная на совершенствование бизнес-процессов, с целью сокращения времени и оптимизации информационных потоков.

Теория бизнес-процессов впервые появилась приблизительно два десятилетия назад. В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «бизнес-процесс». Если свести формулировки в общее определение, то можно сказать, что бизнес- процесс, это любые виды деятельности в работе предприятия, которые в совокупности дают ценный для клиента и предприятия результат. Считается, что даже частичное усовершенствование бизнес-процессов предприятия приносит эффект в виде роста производства на 10-20%, фундаментальное же переосмысление и радикальное проектирование бизнес-процессов для достижений коренных улучшений по основным показателям деятельности предполагает кардинальное повышение эффективности в десятки раз.

В современных условиях только постоянное развитие и совершенствование системы управления предприятием может являться гарантией его эффек-

тивной работы. Постоянное снижение доходности продаж заставляет искать ресурсы для повышения эффективности внутри компании. Сегодня можно говорить о существовании системы управления, которая объединяет в себе все направления совершенствования производства и может поднять конкурентоспособность предприятия и вывести его на новый уровень. Речь идет о бережливом производстве, которое предусматривает внедрение новых принципов управления. Время ожидания, время простоя в очереди и другие задержки в бережливом производстве рассматриваются как бесполезные и значительно сокращаются или ликвидируются полностью [1].

Объектом исследования в работе выступает известная на Красноярском рынке автомобильная компания «Крепость», являющаяся единственным официальным дилером автомобилей марки Toyota. Предприятие успешно работает на рынке автомобильного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.