Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
Часто можно услышать, что для инноваций нужны идеи. Но это не так. Проблем с идеями нет, их много. Но вот практически применить можно далеко не каждую идею. Поэтому инновация - это не просто идея как плод фантазии, а как акт творчества, подкрепленный знаниями о мире.
В любой инженерной деятельности разработка нового приводит к появлению ряда вопросов, которые необходимо решить. Поскольку инженер по роду своей деятельности изобретатель, то ему приходится сталкиваться с неочевидным решением проблем.
Деятельность инженера осуществляется только в определенной области: инженер-электрик - электротехника, инженер-конструктор - машиностроение и т. д. Поэтому результатом деятельности инженера является некое изобретение, которое не выходит за рамки тех условий, для которых создавалось. Как следствие — вся инновационность для подавляющей части общества остается недосягаемой. Наука идет вперед, развиваются критические для государства отрасли, но инженеров, способных распространить полученные результаты на предельно широкий круг областей деятельности людей, не учат
Множество историй успеха свидетельствуют, что люди добивались значительных результатов не благодаря чему-то, а вопреки. И причиной всему были не знания, а свойства личности. Формализовать их трудно, может быть даже и невозможно. Поэтому образование не является стопроцентной гарантией успеха, а может лишь дать набор инструментов широкому кругу лиц, в надежде, что кто-нибудь найдет им применение.
Примером могут послужить художники. По всему миру существует множество академий, которые обучают художественному мастерству не одну сотню лет. Но сколько из десятков тысяч выпускников стали известны? Писать картины их научили, но вот как создать шедевр научить не смогли.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что инновация - это скорее состояние человека, его стремление, внутреннее побуждение к преобразованию; это не работа, а образ жизни. Для экономики выгоднее считать результат процесса, но этот результат - следствие, а не причина...
© Пацук А. Б., 2014
УДК 347.77
Н. С. Рикер Научный руководитель - А. П. Сурник Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОТЛИЧИЕ КОНТРАФАКЦИИ ОТ ФАЛЬСИФИКАЦИИ, И УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ИМИ ПРАВООБЛАДАТЕЛЮ
Рассматривается понятие контрафакции и фальсификации, и ущерб причиненный ими правообладателю.
В последние несколько лет в России отмечается стабильный рост преступных посягательств экономической направленности, в том числе связанных с производством и сбытом товаров, являющихся фальсифицированными и (или) контрафактными. Фальсификация товаров, поступающих на внутренний рынок, сопровождает тенезацию экономических связей и не только представляет опасность для экономических перспектив развития регионов и страны в целом, но и сопровождается угрозой жизни и здоровью потребителей поддельной продукции.
Основным фактором для масштабных фальсификаций в отечественной экономике является наличие в ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики. При этом границы между легальной и теневой экономикой размыты, а зачастую их практически не существует.
Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио и видео записей.
Понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от
23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными» [1].
Контрафактная продукция существует в любой отрасли промышленности, больше всего среди компаний с широкой сетью филиалов. Подделка особенно распространена там, где существует много торговых посредников.
Проблема контрафакта приобрела национальные масштабы и ставит под угрозу экономическую безопасность государства [2].
Существует множество понятий термина «фальсификация». Автор книги «Идентификация и фальсификация продовольственных товаров» И. П. Чепур-ной, дает следующую трактовку данному термину: «Фальсификация - это действия, направленные на обман покупателя или потребителя путем подделки купли - продажи с корыстной целью» [3].
Понятие «контрафакт» и «фальсификат» имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым - нарушение технологии производства.
Секция «Экономика и бизнес»
По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также самих производителей, доля фальсифицированной продукции на потребительском рынке также увеличивается.
Борьба с фальсификацией уже многие годы не дает положительных результатов. В России нет механизма экспертизы, чтобы доказать противоправность действий тех, кто производит фальсификат.
При защите товара от фальсификации в первую очередь используется информационная защита, в которую входит защита от подделки упаковки, этикетки и товарного знака [4].
В данное время таможенная служба РФ резко активизировала фронт борьбы с серым импортом. Практически все товарные знаки, реализуемые в России, оказались вовлечены в эту схему. Федеральная таможенная служба РФ получила право возбуждать дела по собственной инициативе, не дожидаясь заявления со стороны правообладателя. Суды все чаще признают за серым импортом противоправное действие, что делает труд таможенников не напрасным, а бизнес серых импортеров более рискованным. В результате вышеперечисленных мер практически все участники рынка, представляющие разные товарные группы, говорят об уменьшении в последние годы объема серого импорта [5].
Таким образом, можно отметить существенную роль Федеральной таможенной службы в пресечении ввоза на территорию РФ фальсифицированной и контрафактной продукции, что способствует защите авторских прав и экономических интересов товаропроизводителей и защите прав потребителей на приобретение качественной и безопасной продукции.
Библиографические ссылки
1. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров : закон РФ от 23 сентября 1992г. № 3520-1.
2. Контрафакт - зло или благо? / под общ. ред. О. А. Дворянкина. М. : Юрист, 2004. 352 с.
3. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Товароведение. М. : Дашков и Ко, 2007. 460 с.
4. Лопатина В. Н. Интеллектуальная собственность. Контрафакт // Актуальные проблемы теории и практики : сб. науч. тр. Т. 2 / под ред. В. Н. Лопати-ной. М. : ЮРАЙТ, 2009. 303 с.
5. URL: http://www.customs.ru : официальный сайт ФТС России.
© Рикер Н. С., 2014
УДК 347.77
С. Н. Рудь
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Описывается использование информационных технологий при защите объектов интеллектуальной собственности. Раскрывается сущность некоторых решений при управлении интеллектуальной собственностью, а также возможные проблемы при реализации таких решений.
На сегодняшний день в ведении бизнеса существенную роль играет защита объектов интеллектуальной собственности (далее - ИС), а также взаимодействие владельцев объектов ИС с государственными органами для осуществления полноценной охраны их прав. В настоящее время существует немалое количество проблем и рисков как во взаимодействии с компаниями-владельцами прав на объекты ИС, так и в неразвитом законодательстве относительно данной проблемы.
В связи с тем, что за последнее время количество контрафактных электронных товаров в промышленном секторе очень возросло, подрядчикам и поставщикам приходится сталкиваются с особыми рисками при защите объектов интеллектуальной собственности в аэрокосмической промышленности.
Компании вынуждены отдавать большую часть ответственности за разработку основных подсистем своим подрядчикам в связи с тем, что в современных условиях бизнеса необходимо сокращать время и затраты на создание технически сложных и масштаб-
ных продуктов, таких как самолеты и их системы. При таких обстоятельствах подрядчики имеют доступ к важной информации, которая ни в коем случае не должна попасть в руки конкурентных компаний. Ведь одной из главных приоритетных задач для предприятий аэрокосмической промышленности является национальная безопасность и, собственно, защита секретной информации.
В настоящее время компании стремятся защитить объекты интеллектуальной собственности посредством организации и исполнения специальных мероприятий, за которыми следит группа людей, объединенная в отдел по контролю за объектами интеллектуальной собственности. В задачи отдела входит контроль над использованием и перемещением информации, касающейся объектов ИС. В данном случае важную роль играет человеческий фактор, который может как навредить, так и поспособствовать защите объектов ИС.
При этом все более важную роль начинают играть информационные технологии, позволяющие разме-