риалы, детские игрушки, лекарственные средства и медицинская техника, продукты питания зачастую являются опасными для здоровья и жизни населения, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны.
Более того, по данным Генерального секретаря Интерпола Рональда Нобля, имеет место подтверждение ряда случаев, когда вырученные от производства и реализации контрафактных товаров средства идут на финансирование международных террористических группировок.
Таможенные органы играют ключевую роль в защите интересов России. С точки зрения таможенного контроля проблема защиты интеллектуальной собственности тесно связана с проблемой безопасности и качества импортируемых товаров, с проблемой защиты внутреннего рынка от проникновения фальсифицированной и контрафактной продукции.
Наибольший удельный вес контрафактной продукции приходится на аудио- и видеотехнику, парфюмерную, фармацевтическую, алкогольную продукцию.
Борьба с контрафактом, «серым импортом», нарушениями прав интеллектуальной собственности особенно актуальна в свете переговоров по вступлению России во Всемирную торговую организацию, являясь одним из важнейших направлений работы таможенных органов, обеспечивающим стимулирование товарного производства, защиту прав потребителей, повышение собираемости таможенных платежей.
Основополагающая роль в решении данного вопроса принадлежит внедрению Системы управления рисками в процесс таможенного оформления и таможенного контроля.
В соответствии с гл. 6 Руководства к Генеральному приложению: «Таможенный
контроль» Киотской Конвенции в редакции 1999 г. и ст. 358 Таможенного кодекса РФ управление рисками - это основной базисный метод таможенного контроля в новых условиях работы, который позволит оптимально использовать ресурсы таможенных органов и освободит большинство участников ВЭД от излишнего бюрократического контроля.
Управление рисками является одним из наиболее перспективных направлений разви-
тия системы таможенного администрирования. Оно основывается на применении выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения участниками ВЭД таможенного законодательства.
СУР является одним из основных механизмов минимизации риска ввоза контрафактной продукции.
Регулированию деятельности таможенных органов, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена гл. 38 ТК РФ - «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров».
В соответствии со ст. 393 ТК РФ таможенными органами принимаются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного заявления правообладателя либо его уполномоченного представителя.
Однако таможенные органы принимают данные меры в отношении не всех объектов интеллектуальной собственности (далее
ОИС), охраняемых в соответствии с вышеуказанными законами. В перечне, определенном статьей 393 ТК РФ, не указаны изобретения, полезные модели и промышленные образцы, охраняемые Патентным законом.
Что же касается вошедших в перечень объектов интеллектуальной собственности -товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров; объектов авторского права и смежных прав, то они вносятся в таможенный Реестр объектов интеллектуальной собственности (ст. 395 ТК РФ) при условии, что они зарегистрированы в Роспатенте либо в ВОИС - Всемирной организации интеллектуальной собственности, и при выявлении товаров, на которые правообладатель (либо его представитель) указал как на контрафактные, их выпуск приостанавливается в соответствии с требованиями ст. 397 ТК РФ - до 20 дней. Необходимая информация передается правообладателю для выяснения обстоятельств правомерности ввоза товара.
Правообладатель и декларант (их представители) могут брать под таможенный контроль пробы и образцы товаров, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом их фиксировать (ст. 398 ТК РФ).
Порядок и сроки применения мер в отношении ОИС по приостановлению их выпуска регулируются нормами, содержащимися в гл. 38 ТК РФ. Срок приостановления выпуска товара не может превышать срок правовой охраны объекта интеллектуальной собственности, внесенного в Реестр ОИС ФТС России.
Включение в ТК РФ положений об интеллектуальной собственности - одно из важнейших нововведений российского таможенного законодательства. Тем самым преодолевается еще одно препятствие на пути присоединения России к ВТО.
Одним из основных критериев риска ввоза контрафактной продукции является заниженная стоимость или сумма страховки по сравнению с товарами подобного типа.
Как свидетельствует практика, ввозимая под торговыми марками ведущих брендов мира фальсифицированная продукция занимает наибольший удельный вес среди поступающих на потребительский рынок страны контрафактных товаров.
Так, например, парфюмерные духи-карандаши, духи-ручки с пульверизатором -все являются подделками с логотипами популярных известных компаний «Hugo Boss», «Л’ Ореаль», «LANKOME», «CACHAREL» и др. Ни один производитель парфюмерии их не выпускает. Эта «левая» дешевая продукция пользуется ажиотажным спросом на потребительском рынке страны. Бойкая торговля «левой» парфюмерией и косметикой приносит ежегодно представителям теневого бизнеса прибыль, оцениваемую миллиардами долларов США.
Основными странами-поставщиками
контрафактной продукции являются Польша, Китай, Турция. Большое количество контрафактных товаров производится на территории Украины с использованием известных товарных знаков «Адидас», «Рибок», «Прок-тер энд Гэмбл». Перевалочными пунктами являются крупные морские порты, в т. ч. Новороссийск, Владивосток.
На российских рынках реализуется не только контрафактная продукция, ввезенная из других стран, но и произведенная в России поддельная продукция. Последнее время весьма широко используется так называемый метод «имитации», при котором название фальсифицированной продукции отличается
от подлинного названия общеизвестных брендов лишь какой-либо одной буквой, что позволяет производителю контрафактной продукции уходить от ответственности.
Особую озабоченность вызывает проблема безопасности контрафактных товаров, которые, как правило, по качеству не соответствуют гигиеническим нормам Российской Федерации, вследствие чего может быть причинен вред здоровью потребителей.
Приведу несколько примеров по результатам экспертных заключений АНО «Союз-экспертиза» ТПП России.
Вина из Грузии («Ахашени», «Киндзма-раули», «Хванчкара», «Алазанская долина») и Молдавии приходят в страну фальсифицированными под натуральные, в них отсутствуют продукты брожения и выявлены синтетические красители, такие как Азорубин Е122 и Синий блестящий Е133.
Контрафактные коньяки армянского производства не соответствуют срокам выдержки и часто обнаруживается белый хлопьевидный осадок («Гладзор» (15 лет выдержки), «Вагаршапат» (15 лет выдержки), «Ван» (10 лет выдержки).
Посуда столовая и кухонные принадлежности из керамики - не соответствуют гигиеническим требованиям по повышенной массовой концентрации цинка - в 118 раз (118 мг/л при норме не более 1 мг/л) и кобальта - в 800 раз (80 мг/л при норме не более 0,1 мг/л), превышающей предельно допустимые нормы.
Обувь, изделия из кожи и меха, швейные изделия, поступающие на потребительский рынок страны - более 60% из предъявленных на экспертизу имеют после незначительной эксплуатации производственные дефекты, в том числе явные.
И эти примеры не единичны. Ежегодно от фальсифицированной контрафактной водки в России погибает более 35 тыс. человек. Некачественные и опасные для здоровья и жизни контрафактные продукты питания, лекарственные препараты, детские игрушки, одежда, запасные части для транспорта представляют непосредственную угрозу национальной безопасности страны, в связи с чем вполне очевидно: с точки зрения таможенного контроля проблема защиты интеллектуальной собственности тесно связана с проблемой безопасности и качества импорти-
руемых товаров, с проблемой защиты внутреннего рынка от проникновения фальсифицированной и контрафактной продукции.
Прошло более 9 лет с момента издания Постановления Правительства РФ от 12.07.1996 г. № 799 «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (с изменениями от
13.07.2004 г.), однако объемы реализуемой некачественной, контрафактной и фальсифицированной продукции по-прежнему имеют массовый характер, а методы, используемые мошенниками для подделки и фальсификации, становятся все более изощренными.
Первопричиной этому являются разобщенность и несогласованность действий таможенных, правоохранительных, контролирующих и иных надзорных органов.
Особенно актуален данный вопрос в настоящее время, в связи со складывающейся в мире эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением атипичной пневмонии, и эпизоотической обстановкой, связанной с распространением «куриного гриппа» и «коровьего бешенства», вследствие чего присутствует риск ввоза опасной для жизни и здоровья российских потребителей продукции из карантинных зон с представлением фальсифицированных разрешительных документов (сертификатов соответствия, санитарно-эпидемиологических заключений,
ветеринарных свидетельств, актов фитосанитарного контроля и т. д.). Где произведен товар, каков его маршрут следования, подлинность представленных разрешительных документов - эти вопросы в оперативном порядке должны решаться на этапе таможенного оформления и таможенного контроля таможенными органами в тесном взаимодействии с территориальными службами Россель-хознадзора, Роспотребнадзора, Ростехрегу-лирования.
Риск ввоза контрафактных товаров значительно снизится в случае проверки соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности на всех этапах осуществления внешнеэкономической сделки, начиная со стадии ее заключения и заканчивая этапами таможенного оформления и постконтроля.
Большой потенциал в сфере борьбы с контрафактной продукцией имеется у оперативных подразделений таможенных органов,
на которые возложено проведение проверочных мероприятий в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, после их выпуска в свободное обращение, реализуемых на внутреннем потребительском рынке.
Эффективность выявления и пресечения оборота контрафактной продукции на этапе «постконтроля», в первую очередь, зависит от результативности взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов с подразделениями таможенной инспекции. Совокупность полномочий позволяет всесторонне организовать проверку имеющейся информации о незаконном ввозе на территорию РФ контрафактной продукции, а именно: провести проверку достоверности сведений после выпуска товаров в форме специальной таможенной ревизии, выявить места реализации контрафактной продукции, поставщиков, склады, места хранения, отследить так называемую цепочку «от магазина к импортеру», установить организации и лица, причастные к ввозу в Российскую Федерацию контрафактной продукции.
Результативность проводимых мероприятий по противодействию ввозу контрафактной продукции во многом зависит от слаженного взаимодействия таможенных органов с региональными подразделениями МВД России и органов прокуратуры, а также от информационной поддержки со стороны правообладателей - именно они располагают наиболее полной и своевременной информацией о нарушении собственных прав в области интеллектуальной деятельности.
Необходимо создание единого электронного банка данных, обобщающего разрозненную ведомственную информацию о выявленных контрафактных товарах, «сером импорте», о нарушениях прав интеллектуальной собственности, а также создание единой базы данных разрешительных документов, выдаваемых контролирующими госор-ганами.
Необходимо формирование негативного отношения предпринимателей и потребителей к контрафактной продукции. Причем должна проводиться не только разъяснительная работа, но и широко применяться меры административного и уголовного воздействия. К примеру, законодательство Франции и Италии с недавнего времени пре-
дусматривает ответственность за нарушение прав ИС не только продавца, но и покупателя контрафактных товаров. В России же покупатель контрафакта пока не несет ответственности перед законом.
В настоящее время Федеральной таможенной службой России подготовлены предложения по внесению дополнений в Таможенный кодекс РФ, предусматривающие реализацию принципа «ехоШею», то есть наделения таможенных органов полномочиями по приостановлению выпуска товаров без заявлений правообладателей.
Также необходимы коррективы в ст. 395 ТК РФ по вопросу дифференцированного подхода к размеру вносимого обеспечения, составляющего не менее 500 тыс. рублей,
которое является преградой для включения в реестр ОИС ФТС России товаров мелких и средних производителей, тем самым лишая их возможности защиты со стороны таможенных органов в рамках требований гл. 38 ТК РФ.
Как свидетельствует двухлетняя практика работы по новой редакции Таможенного кодекса РФ, большинство участников ВЭД нацелено на работу в правовом поле. Именно на углубление взаимовыгодных партнерских отношений с добросовестными участниками ВЭД и должны быть направлены мероприятия, проводимые таможенными органами.
Поступила в редакцию 28.02.2006 г.
ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ БАЗОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА
В.В. Тен
Ten V.V. Problems of application of the basic instruments of estimating a creditability of a borrower. The article shows that while estimating a creditability of a borrower it’s necessary to investigate the dynamics of the development of an enterprise and to make the appropriate forecasts of the changes of the financial-economical indices, so we should speak not only about evaluation, but also about monitoring of the credita-bility of a borrower. The author introduces suggestions for the structure of the procedures of the monitoring of the creditability of a borrower, both at the stage of adopting a decision about granting of credit and at the stage of its management.
Проблема оценки способности заемщика своевременно и полно выполнить свои обязательства по возврату кредита была актуальной во все периоды развития банковского дела. Однако вследствие ограниченного понимания кредитоспособности многими практиками проблема ее оценки часто рассматривается, главным образом, с точки зрения ликвидности баланса организации-заемщика, а основным инструментом оценки кредитоспособности становится анализ коэффициентов текущей, срочной и абсолютной ликвидности, рассматриваемых в качестве важнейших индикаторов финансово-экономического состояния предприятия.
Коэффициенты ликвидности дают возможность оценить уровень покрытия всех текущих обязательств за счет различных статей ликвидных (оборотных) активов, однако
без знания реального состояния активов, принимаемых в расчет при выводе соответствующих коэффициентов, оценка платежеспособности организации-заемщика может оказаться неверной. Например, при высокой доле сомнительной дебиторской задолженности или значительном объеме неликвидных запасов коэффициенты текущей и срочной ликвидности могут показывать удовлетворительное финансовое положение предприятия, что, однако, может не соответствовать действительности.
С другой стороны, если оценивать финансовое состояние только по значениям коэффициентов ликвидности, устойчиво работающее предприятие может быть признано неплатежеспособным. Поэтому при оценке кредитоспособности заемщика анализ ликвидности должен дополняться изучением