Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика / В.И.Андреев. Казань: ЦИТ, 2000. 608 с.
2. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов. Монография / Г.В. Безюлева. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2008. 320 с.
3. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 146 с. С. 23.
4. Гришина Л. Трудный путь развития // Профессионал, 1998. № 4.
5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности / Л.М. Митина. М.: Мос-ий псих.-социальн. ин-ут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. Под ред. Л.М. Митиной. Москва: Academia, 2005. 334. 1 с.: ил.
6. Митина Л.М.Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для вузов по специальностям 031000-Педагогика и психология, 031300-Соц. педагогика, 033400 - Педагогика / Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. [Текст]: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. заведений / под ред. Л.М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 336 с. С. 34.
7. Осипов Н.П. ГОС СПО как условие повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда // СПО, 2002. № 3. С. 18-20. С. 18.
8. Полякова А.А. Формирование деловых качеств личности. Волгоград, 1998. 19 с.
9. СагиновК.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. М.: «Триада», 1998. 310 с.
10. Тадеуш С. Академическая зрелость как интегральная ценность и показатель готовности студентов к профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 530 с.
11. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе. Дисс.... док. пед. наук. Казань, 1996.
12. Шипунов В.Г. Перестройка средней специальной школы: проблемы и перспективы совершенствования // Среднее специальное образование, 1988. № 5.
13. ШмелевА.Г. Продуктивная конкуренция. М., 1997. 55 с.
14. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 12. № 5 (2), 2010.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ
И ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ
1 2 Разуваева И.Ю. , Махмудов М.Р.
1Разуваева Ирина Юрьевна - преподаватель; 2Махмудов Мамат Рахматович - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, факультет международного туризма, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается использование компьютерных программ с целью оптимизации образовательного процесса, что может быть применено не только в спортивных играх, но и в любом виде спорта, что, в свою очередь, должно способствовать изменению спортивных результатов у спортсменов любого уровня подготовки.
Ключевые слова: компьютерная программа, спортивные игры, наглядное пособие, эффективность, учебно-тренировочный процесс.
Использование информационных технологий качественно изменяет содержание, методы и организационные формы обучения, которые при определенных условиях могут способствовать сохранению и развитию индивидуальных способностей обучаемых их личностным качествам; формированию познавательных способностей, и к их самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании информационных технологий на занятиях студент вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Это особенно важно при сравнении с традиционными формами обучения, при которых он пассивен. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия студентов [1, с. 117].
Каждый студент имеет возможность работать в своем темпе, не завися от более слабых или наоборот сильных однокурсников. Компьютер способствует формированию у него рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Наш опыт работы показывает, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль преподавателя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе как естественных, так и гуманитарных дисциплин.
В спортивной практике разработаны мультимедийные программы по оздоровительной аэробики, атлетической гимнастике [2, с. 36]. Современные спортивные виды спорта, такие как гандбол, футбол, баскетбол и т.д. требуют высокого уровня владения техническими приемами: броски по воротам, обводка соперника, передачи и пас мяча, поэтому учебно-тренировочный процесс на всех этапах подготовки должен базироваться на возможности детального анализа индивидуальной техники спортсменов. Для этого уже недостаточно просто визуального анализа техники каждого игрока в связи с тем, что высокая скорость выполнения технических приемов игровиков часто не позволяет достаточно точно уловить отдельные нюансы их индивидуального выполнения [3, с. 16]. Для этого требуется более широкое применение информационных технологий на всех этапах подготовки, особенно - при совершенствовании технических приемов и тактических действий, что и определило цель исследования.
Цель исследования: повысить эффективность образовательного процесса по физическому воспитанию студентов на основе применения современных информационных технологий для совершенствования технических приемов и тактических действий в спортивных играх.
На основании полученных ранее данных была разработана методика совершенствование технических приемов и тактических действий в гандболе и футболе с применением современных информационных технологий. Для тренировки студентов экспериментальной группы была разработана методика интегральной подготовки с использованием сопряженного метода. Основные особенности данной методики заключались в следующем. Наряду с обучением и совершенствованием технических приемов и тактических действий делался акцент на развитие скоростно-силовых способностей. Для этого применялись:
- специальные упражнения для развития силы и взрывной силы;
- упражнения для развития скорости выполнения технических приемов и тактических действий;
- при совершенствовании техники выполнения передач и бросков делался акцент, как на точность выполнения данных приемов, так и на скоростно-силовой аспект их
100
выполнения в условиях сопротивления соперника, в то время как традиционная методика предусматривает обучение данным приемам без акцента на развитие изложенных качеств.
В качестве усиления обучающего эффекта применяли наглядные пособия. Осуществлялось объяснение техники броска с места, ведение мяча, броска в прыжке через блок и показ сделанных самостоятельно с помощью видеосъемки и компьютерной обработки материалов наглядных пособий, а также - видеокассет с записью техники выполнения бросков или передачи мяча профессионалами. Просмотр видеокассеты производился 1 раза в месяц. Наглядные пособия выдавались каждому студенту для детального изучения дома на неограниченный срок. При подготовке наглядного пособия приглашались спортсмены высших разрядов (не ниже первого), отбирались наиболее удачные материалы.
Метод показа включал в себя просмотр плакатов, схем созданные с помощью компьютерных технологий, так и использовались уже существующий набор таких иллюстраций в цифровых образовательных ресурсах и сети Интернет.
Метод демонстрации включал в себя демонстрацию видео образцов (игра команд высшей лиги), видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения выполнения технических приемов, тактических взаимодействий занимали не более 10 минут. Четкую и отвечающая всем требованием мы создавали с помощью графических редакторов (Рош^ Photoshop, CorelDraw). Ключевые и важные элементы при бросках по воротам, взаимодействии в парах, тройках выделялись и исполнялись в виде отдельных изображений, слайдов с привлечением таких программных продуктов как MSWorl, MSPublisher.
Современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, разработано учебное пособие, которое более чем наглядно показывает изучаемый материал. Одной из активных форм совершенствование технических приемов и тактических действий, предлагающей использование компьютерных технологий, является создание мультимедийного реферата или презентации, которые доносят информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
Программа «Power Рош1» позволяет достаточно просто создавать мультимедийные презентации. Главное свойство данной программы заключается в том, что она поддерживает использование не только текстовой информации, но и позволяет вставлять и оперировать объектами, созданными в других программах. Примерами таких объектов могут быть звуковые фрагменты, которые используются для звукового сопровождения при изучении темы и графические объекты. Все это позволяет наиболее наглядно представить изучаемый материал. Мультимедийные презентации используются преподавателем для подачи нового практического материала, занятий студентов, как средство информации по внеклассной работе.
Использование подобных мультимедиа-средств в системе образования изменяет механизм восприятия и осмысления получаемой обучающимися информации.
Вывод: таким образом, компьютерные технологии позволяют модифицировать учебно-тренировочный процесс спортивной направленности, и характеризует высокую эффективность в достижении результатов игровой деятельности по гандболу и футболу. Использование компьютерных технологий существенно обогащает педагогические методы совершенствования игровых действий студентов. Возможности компьютерных технологий (слайды, электронные учебные пособия, глобальная сеть Интернет) по хранению, поиску и передаче информации позволяет решить такие задачи как мотивацию к практическим занятиям, стремление к самосовершенствованию, ведению здорового образа жизни её в целом.
Список литературы
1. Ермаков С. Основы создания информационной системы обеспечения научных исследований в контексте единого образовательного пространства // Наука в олимпийском спорте, 2005. № 2. С. 117-127.
2. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Учебник тренера по гандболу. М.: ФОН, 1996.
3. Козина Ж.Л., Слюсарев В.Ф., Волков Е.П. Фактор на структура тдготовленост1 гандбол1ст1в високого класу // Педагопка, психолопя тамедико-бюлопчш проблем и ф1зичного виховання 1 спорту: Зб1рник науков их працьзаред. Ермакова С.С. Харшв. ХДАДАМ (ХХП1), 2003. № 13. С. 11-21.