УДК 796.011.3+796.3
ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
старший преподаватель, Д.М Панягин Нижнекамский химико-технологический институт
г. Нижнекамск
INTEGRATE WAY OF TEACHING PROGRAM DURING SPORT GAME LESSONS IN FRAMES OF PHYSICAL EDUCATION AT HIGH
SCHOOLS
D.M. Paniagin, senior teacher Nizhnekamsk Chemistry Technology Institute Nizhnekamsk
Ключевые слова: программа интегрированного подхода, спортивные игры, физическое воспитание, практические занятия, биомеханическая структура
Аннотация. В статье рассматривается программа интегрированного подхода к проведению занятий по спортивным играм в рамках физического воспитания в вузе. Наиболее часто в учебный процесс физического воспитания в вузе включают освоение таких видов командных спортивных игр как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол. Обычно программа изучения того или иного вида предусматривает теоретические и практические занятия. Практические занятия состоят из ОФП, СФП, технико-тактической подготовки и выполнения контрольных нормативов. Важнейшей задачей в спортивных играх является формирование системы технических приёмов и тактических действий на уровне двигательных навыков. Авторы разработали программу интегрированного подхода к проведению занятий по спортивным играм, в которой осуществили попытку совмещения упражнений с похожей биомеханической структурой из футбола, баскетбола, волейбола, гандбола. Авторами был предложен ряд подводящих упражнений, в которой реализуется интегрированный подход в технико-тактической и физической подготовке в баскетболе и гандболе.
Key words: Integrate way of teaching program, sport games, Physical education, lessons, bio mechanic structure
Summary: This article tells about Integrate way of teaching program during sport game lessons in frames of Physical education at high schools. Physical education process often includes sports games such as football, basketball, volleyball, handball at high schools. Usually
the program of study includes theoretical and practical classes. Practical classes usually include Physical education base, Physical education sport, techniques and tactics background and control normative.
The main aim at sport games is technical actions system forming and tactical skills motor. Authors created the integrate way of teaching program during sport game lessons in frames of Physical education, where they tried to complete sport games exercises offootball, basketball, volleyball, handball. They offered the exercises where integrate way of teaching is improved by technique and tactic and Physical education in basketball and handball.
Практически все образовательные учреждения включают спортивные игры в учебные программы по физической культуре. Игровые виды спорта широко используются в процессе физического воспитания в вузах. При их помощи эффективно решаются вопросы физического развития и формирования здоровья студентов. В процессе обучения игровым видам спорта формируется большой объем двигательных навыков. Это связано с многообразием игровых ситуаций и с большой вариативностью их решения. Популярность использования спортивных игр в учебных занятиях определяется относительной простотой их организации. Велика роль спортивных и, особенно, командных игр в формировании личностных качеств студентов, так как их специфика предполагает формирование таких качеств, как подчинение собственных действий интересам команды, коллективизм. Большинство авторов сходятся во мнении, что спортивные игры это универсальное средство физического воспитания, с помощью которых могут быть сформированы основы физической и духовной культуры личности.
Наиболее часто в учебный процесс физического воспитания в вузе включают освоение таких видов командных спортивных игр как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол. Обычно программа изучения того или иного вида предусматривает теоретические и практические занятия. Практические занятия состоят из ОФП, СФП, технико-тактической подготовки и выполнения контрольных нормативов.
Техническая подготовка осуществляется через подготовительные и подводящие упражнения. Совершенствование техники происходит с учётом индивидуальных особенностей обучаемого и его игровой функции. Техническая подготовка неразрывно связана с тактической подготовкой. Основная задача обучения тактике - способствовать овладению рациональными средствами, способами и формами ведения игры в конкретных условиях. В процессе изучения спортивных игр на занятиях физической культурой в вузе часто и эффективно применяются двухсторонние учебные игры, привносящие с собой элементы соревновательной деятельности.
ОФП реализуется через общеразвивающие упражнения, направленные на развитие быстроты, силы, координационных способностей, гибкости и выносливости. Основными средствами СФП являются специальные подготовительные упражнения, которые позво-
ляют развивать физические способности, специфические для конкретной спортивной игры. Единство ОФП, СФП, технической и тактической подготовки является залогом успеха в освоении спортивных игр.
Совершенствование навыков в спортивных играх приводит к смещению акцентов в сторону технико-тактической подготовки. Именно технике и тактике, а также СФП должно уделяться наибольшее количество учебных часов.
Важнейшей задачей в спортивных играх является формирование системы технических приёмов и тактических действий на уровне двигательных навыков. Двигательный навык образуется по мере увеличения количества повторений при относительно постоянных условиях обучения. Не всегда на учебных занятиях, ограниченных временными рамками, возможно увеличение количества повторений большого объёма соревновательных действий - приёмов игры. Поэтому не всегда возможно добиться от обучаемого освоения арсенала технико-тактических действий и физической подготовки на должном уровне.
Данная проблема ставит перед нами задачу наиболее рационального использования учебного времени и поиска оптимальной формы построения занятий, основанных на материалах таких спортивных игр как футбол, баскетбол, волейбол, гандбол.
В результате анализа литературы и базируясь на собственном опыте, мы пришли к выводу, что некоторые технические действия футболиста, баскетболиста, волейболиста и гандболиста похожи по исполнению. Также сходства имеются в тактике и физической подготовке. Исходя из этого, мы разработали программу интегрированного подхода к проведению занятий по спортивным играм, в которой осуществили попытку совмещения упражнений с похожей биомеханической структурой из футбола, баскетбола, волейбола, гандбола. Суть подхода состоит в том, что на учебных занятиях в качестве подводящих упражнений применяются упражнения, формирующие двигательные навыки в различных игровых видах. То есть, одно отдельно взятое упражнение способствует выработке двигательных навыков элементов нескольких спортивных игр, что позволяет снизить временные затраты на их изучение. Вместе с тем, некоторые технические и тактические действия в волейболе, баскетболе, футболе и гандболе специфичны и применяются только в одном из видов. Поэтому в разработанную программу также входит изучение общепринятых подготовительных и подводящих упражнений для той или иной спортивной игры.
Интеграцию технико-тактических действий можно рассмотреть на примере элементов таких спортивных игр, как баскетбол и гандбол. Проанализировав технику и тактику в баскетболе и гандболе, мы пришли к следующему: прослеживаются сходства в тактических схемах построения защиты и нападения. В индивидуальной тактике - это действия против игрока с мячом и без мяча. В групповых действиях - подстраховка, пере-
ключение, проскальзывание. В командных тактических действиях - это личная, зонная и смешанная защита. В технических действиях определённое сходство имеется в биомеханической структуре выполнения таких элементов, как бег, прыжки, остановки, ловля, передача и ведение мяча. Очевидны сходства в физической подготовке баскетболистов и гандболистов, характеризующиеся скоростно-силовой, прыжковой выносливостью, наличием координационных способностей, гибкостью и др.
Исходя из вышеизложенного, нами был предложен ряд подводящих упражнений, в которой реализуется интегрированный подход в технико-тактической и физической подготовке в баскетболе и гандболе. По такой схеме был проведён анализ и выявлены общие моменты в технике, тактике и физической подготовке в баскетболе, гандболе, волейболе и футболе.
Применение данной программы в рамках занятий по физической культуре в вузе позволяет добиться не только того, что студенты приобретают умения и навыки в вышеперечисленных игровых видах, но и довольно легко осуществляют перенос навыков из одного игрового вида в другой.