ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 338.24
Е.В. Скубрий
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В МЧС РОССИИ
В статье рассмотрены цели и задачи применения информационных интеллектуальных систем поддержки управленческих решений в МЧС России. Показана необходимость создания современных интеллектуальных систем поддержки и централизованная система передачи данных с места чрезвычайной ситуации в национальный центр управления в кризисных ситуациях и обратно для принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий.
Ключевые слова: информационные системы, информационные технологии, процесс принятия управленческих решений, национальный центр управления в кризисных ситуациях.
E. Skubriy
APPLYING THE INFORMATION INTELLECTUAL SYSTEMS OF SUPPORTING MANAGEMENT DECISIONS OF THE EMERCOM OF RUSSIA
The article views the topical issues in the field of applying the information intellectual systems of supporting management decisions of the EMERCOM of Russia. The author of the article presents the necessity of creation contemporary intellectual systems of supporting and the centralized system of data transmission from an emergency situation to the national center for crisis management and back for adoption of management decisions on the basis of modern information technologies.
Keywords: information systems, information technologies, process of adoption management decisions, national center for crisis management.
Традиционно считалось, что руководитель вынужден принимать управленческие решения при недостатке информации. Однако с внедрением компьютерных информационных систем, которые способны хранить большие массивы данных, возникает задача оптимального использования данных.
Сегодня руководители сталкиваются с необходимостью принимать множество решений, опираясь при этом на большие объёмы данных, которые необходимо обрабатывать в сжатые сроки. В связи с этим возникает задача разработки систем интеллектуальной поддержки процесса принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий. Однако разработка таких систем принадлежит к областям, наиболее трудно поддающимся автоматизации.
Чтобы понять сложность ситуации, достаточно сравнить интеллектуальные возможности компьютера и человека. По большинству показателей, например, по вычислительной возможности, по скорости реакции, работоспособности искусственный интеллект лидирует с большим отрывом. Но существует несколько сфер, в которых он если не бессилен, то весьма ограничен.
Так обстоит дело со способностью к решениям в неопределённых ситуациях, способностью к анализу событий. Поэтому компьютерная поддержка принятия решений может быть решена с помощью такого распределения функций между компьютером и человеком: компьютеру отводится вспо-50 Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4
могательная роль, роль «поддержки», а основная роль принадлежит человеку. Тогда возникает вопрос: как обеспечить наиболее эффективную помощь искусственного интеллекта управленцу. В решении возникшего вопроса следует исходить из особенностей человеческого мышления: представленная в каком виде информация лучше всего (т. е. легче, быстрее, глубже, полнее) воспринимается человеком; как происходит оперирование полученной информацией в процессе мышления. В частности следует учитывать то, что согласно психологии, человек мыслит образами, используя ассоциацию, из чего вытекает, что преобразование цифровой и текстовой информации в образы сложнее преобразования графической. Поэтому становится актуальной задача визуализации данных, т. е. представление их в виде, удобном для восприятия человеком.
Сегодня среди средств, предлагаемых рынком информационных технологий, по обработке и визуализации данных для принятия управленческих решений в наибольшей мере отвечают OLTP- и OLAP-технологии. OLTP-технология ориентирована на оперативную обработку данных, а более современная OLAP-технология - на интерактивный анализ данных. Системы, разработанные на их основе, позволяют достигнуть понимания процессов, происходящих на объекте управления, путём оперативного доступа к разнообразным срезам данных (представлениям содержимого баз данных, организованным так, чтобы отразить различные аспекты деятельности предприятия). В частности, обеспечивая графическое представление данных, OLAP-технология способна сделать результаты обработки данных лёгкими для восприятия.
Но чем выше занимаемая должность, тем меньше времени у руководителя остаётся на работу с компьютером. Высокопоставленный руководитель не должен отвлекаться на технологию получения информации. В этом случае наилучшим решением вопроса будет являться ситуационный центр (далее по тексту - ЦУКС), оборудованный всеми необходимыми мультимедийными средствами, обеспечивающий «погружение» человека в проблему буквально за несколько минут. Таким образом, с помощью искусственного интеллекта будут созданы условия для самого эффективного использования живого интеллекта.
Данные технологии являются наиболее перспективным направлением в решении вопросов безопасности населения и территорий. Применение данных технологий осуществляется в США и во многих странах Западной Европы, хотя в основном в целях управления подразделениями на основе разведки непосредственно на поле боя. Полученная информация обрабатывается в командных пунктах за тысячи километров и командирам подразделений ставятся конкретные задачи, поскольку обработка информации и принятие решений происходит в режиме реального времени.
До этого времени использование мультимедиа было минимальным (отправка донесений по формам 1 ЧС, 2 ЧС, 3 ЧС, 4 ЧС, 5 ЧС и графические документы «схемы зоны ЧС», фотографии с места чрезвычайной ситуации (далее по тексту - ЧС). Для принятия правильного, взвешенного решения данных от данного перечня донесений было недостаточно. В связи с этим количество дополнительных донесений постоянно увеличивалось, что приводило к невозможности принимать решения по ликвидации, выработке мер по защите населения, т. к. всё время уходит на составление донесений. Создание внутренней ведомственной информационной сети позволяет решать задачи в режиме реального времени на уровне «ЦУКС субъекта РФ» - «ЦУКС РЦ» - «НЦУКС». Передача данных на уровне «оперативная группа (подвижный пункт управления)» - «ЦУКС субъекта РФ» осуществляется по мобильным телефонам (устно) и, в лучшем случае, по беспроводному (мобильному) Интернет.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4 51
На сегодняшний день, с созданием национального центра управления в кризисных ситуациях (далее по тексту - НЦУКС), наиболее остро стал вопрос информационной интеллектуальной поддержки управленческих решений при прогнозировании, предупреждении и ликвидации последствий ЧС различного характера.
Идея создания такой структуры зрела несколько лет. Её создание обусловлено расширением круга задач МЧС, необходимостью перехода на новые технологии управления в кризисных ситуациях и повышения эффективности межведомственного взаимодействия. То есть, когда происходит чрезвычайная ситуация либо вероятность появления таковой резко возрастает, каждая секунда на счету. Масштаб нашей страны огромен, с момента получения сообщения до начала реагирования можно потерять много драгоценного времени. Первая задача, которую должен будет решить НЦУКС, ускорение и оптимизация действий по реагированию на чрезвычайные ситуации. Тем более что современные технологии позволяют это сделать. Кроме того, находясь на любом уровне управления, можно визуально присутствовать в той точке, где произошла чрезвычайная ситуация. Одно дело оценивать обстановку по докладу, и совершенно другое - хотя бы один раз взглянуть. Специалистам это очень важно. Известны случаи, когда на принятие решения тратилось больше времени, чем могло бы, потому что специалисты не имели достаточных данных об обстановке на месте. Именно поэтому необходима система, которая позволяла бы в режиме онлайн наблюдать за ходом развития событий в зоне ЧС, чтобы при необходимости оперативно принимать управленческие решения. НЦУКС должен стать единым многоуровневым управляющим комплексом нового поколения, который будет решать задачи координации, оперативного управления и экстренного реагирования, предупреждения и ликвидации ЧС. Техническую основу центра должны составить программные средства сбора, оперативного анализа и отображения информации, а также технические средства доведения информации и поручений до исполнителей и обеспечения связи с местом ЧС. В том числе - телемосты. Сейчас создаётся «мозг» центра - компьютеризированная система управления в кризисных ситуациях. Собраны различные информационные базы данных, например, по силам и средствам, которые могут быть привлечены к ликвидации последствий ЧС, по потенциально опасным объектам и т. д. Вся эта информация позволит моделировать угрозы и чрезвычайные ситуации, разрабатывать варианты предупреждения, смягчения последствий и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. То есть будут готовиться сценарии для «проигрывания» различных вариантов управленческих решений. Создается информационная оболочка, в которой будут находиться информационные ресурсы, включая и уже разработанные планы ликвидации последствий ЧС по конкретным объектам. А также инструмент, обеспечивающий поиск и формирование готового варианта решения с учётом различных условий (времени года, суток, погоды) в районе события. А дальше в зависимости от ситуации либо корректируется этот готовый вариант, либо сразу даётся команда на исполнение. Время на принятие решения сокращается до минут. Как только устраняется чрезвычайная ситуация, описание работ закладывается в архив информационной базы данных, с тем, чтобы в случае возникновения подобной ситуации была возможность поднять аналогичные случаи для анализа. Для максимальной эффективности необходимо довести эту вертикаль мониторинга и управления до территорий Российской Федерации. В территориальных органах МЧС России алгоритм аналогичен, там функционируют свои центры управления в кризисных ситуациях, входящие в систему НЦУКС. Специалисты этих центров собирают информацию, обобщают, анализируют её, используют в работе, передают в НЦУКС и заинтересованным
52 -
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4
федеральным органам исполнительной власти. НЦУКС - это именно национальный центр, в него войдет не только МЧС России, но и представители федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. Ликвидация последствий любой ЧС - это обязательно межведомственное взаимодействие, в котором МЧС России осуществляет оперативное управление либо координирует усилия всех участников операции. Кстати, в здании НЦУКС в Москве предусмотрены места для всех специалистов, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с прямым включением в сеть и, соответственно, с доступом к (ведомственным) базам данных.
Национальный ЦУКС оснащён современными средствами интеллектуальной поддержки на основе мультимедийных систем, но остро стоит вопрос «как работать?». ЦУКСы региональных центров и Главных управлений МЧС России по субъектам РФ по обеспечению средствами автоматизации, программного и другого технического обеспечения не соответствуют необходимому минимуму.
Поэтому, необходимо создание единой централизованной политики по следующим направлениям:
целевое обеспечение ЦУКС современными совместимыми ЭВМ и другим оборудованием;
единое программное обеспечение для создания универсальных баз данных;
переподготовка руководящих кадров и работников ЦУКС для работы с применением новейшего оборудования.
В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что необходимость создания современных интеллектуальных систем поддержки бесспорна, но необходима централизованная система передачи данных с места ЧС в НЦУКС и обратно.
Литература
1. Автоматизированные информационные технологии / Под. ред. Г.А. Титоренко. - М.: Компьютер ЮНИТИ, 1998.
2. Пятибратов А.П., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации. - М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Москвитин Г.И., Савченко В.В., Скубрий Е.В., Чеботарёв С.С. Методы, принципы совершенствования информационного обеспечения органов управления экономикой. Монография. М.: МИНИТ ФСБ России, 2005.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4