УДК 614. 8
А.А. Маченин
МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОПЕРАТИВНО-МОБИЛЬНЫМ РЕПОРТЁРАМ ВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ И СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ
Приведён обзор основных медиаобразовательных направлений и принципов. Даны технические, технологические и методические рекомендации, разработанные специалистами телевизионной группы объединённой редакции МЧС России для оперативных подразделений региональных и федеральных структур Национального центра управления в кризисных ситуациях и систем управления информацией министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основные задачи данного исследования характеризуются практико-теоретическими решениями, выявленными на опытно-экспериментальной основе, проанализированы и описаны профессиональные техники медиапроиз-водственной оперативно-мобильной репортёрской работы с учётом требований федеральных телеканалов: 1 канал, Россия 24, Звезда, НТВ, РЕН ТВ, ТВ Центр, а также различных печатных и электронных российских и зарубежных средств массовой информации.
Ключевые слова: задача информации, подробности случившегося, информагентства, видеотекст, фототекст, аудиотекст, медиатекст, комплекс аудиовизуальных средств, оперативно-мобильная медиапроизводственная деятельность, процесс информационного документирования, оперативный репортёр МЧС России.
A.A. Machenin
MEDIA AND EDUCATIONAL RECOMMENDATIONS FOR EMERCOM FEDERAL
AND REGIONAL SYSTEMS'S OPERATIVE-MOBILE REPORTERS OF THE CENTER FOR CRISIS MANAGEMENT AND MANAGEMENT INFORMATION SYSTEMS
OF THE EMERCOM OF RUSSIA
The article presents an overview of the main media and educational directions and principles and technical, technological and methodical recommendations developed by specialists of television group of joint edition of the EMERCOM of Russia for operational units of regional and federal agencies of National Center for Crisis Management and management information systems of the EMERCOM of Russia. The main tasks of the research are characterized by the practical and theoretical decisions revealed on a skilled and experimental basis, professional techniques of media production operational mobile report work according to the requirements of the federal TV channels: Channel 1, Russia 24, Zvezda, NTV, REN TV, TV Center, and other different print and electronic Russian and foreign mass media.
Keywords: task of information, detail of the incident, news agency, video, photo, audio-, media text, complex of audiovisual means, mobile media production activity, process of information documenting, operational reporter of the EMERCOM of Russia.
О важной роли видео-, аудио- и фото- медиаматериалов в телевизионных, радио и печатных масс-медиа, также и в интернет пространстве, свидетельствует стремительный рост числа информационных агентств, официальных и неофициальных новостных теле-, радио-, печатных СМИ и интер-
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4
нет-порталов, являющихся легкодоступными источниками современных форм информации, социально-активной аудитории информационных потребителей [2, 5].
Репортёры МЧС России являются официальным средством оперативного информирования о различных событиях из жизни МЧС России, должны полно и грамотно использовать процесс медиа-ретронсляции, донесения информации до зрителя, слушателя, читателя. Грамотно разработанные и применённые подходы науки медиаобразования в оперативном медиапроизводстве, новизна и эксклюзивность представляемого материала обеспечивают массовую распространённость, открытость и доступность информации целевой аудитории зрителей, слушателей и читателей, находящихся в отдалённых уголках мира.
Медиаобразование связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными) и различными технологиями; оно даёт возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1) анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2) определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3) интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа как для восприятия, так и для продукции.
Задачи медиаобразования - обучить грамотно «читать», понимать и производить медиатекст; развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса; интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и оперативной производственной деятельности [8].
Транслируемые телевизионным, радио, интернет медиаканалам-партнёрам и информагентствам региональных или федеральных средств массовой информации (далее по тексту - СМИ) видео-, фото-, аудио- или другие медиаматериалы должны представлять не что иное, как разнофункциональ-ный, актуальный, оперативный, оригинальный художественно-творческий, а иногда, особенно из зон чрезвычайных ситуаций, и судебно-экспертный комплекс изобразительных аудиовизуальных средств. С их помощью достигается наиболее полная информативно-популяристическая, экспертно-аналитическая, наглядно-демонстрационная, подетальная трактовка реальных обстоятельств, их результатов или текущего хода событий описательного характера, процесса деятельного реагирования оперативных подразделений МЧС России на различные чрезвычайные ситуации (далее по тексту -ЧС). Достоверность аудиовизуального медиаматериала позволяет без искажения информативной насыщенности транслировать или ретранслировать обстоятельства с места ЧС, а также грамотные действия и взаимодействия сил и средств оперативных подразделений МЧС России. Перед распространением по медиаканалам-партнёрам СМИ каждый медиаматериал, вне зависимости от продолжительности и количества, в обязательном порядке должен проходить проверочно-оценочный анализ уполномоченных представителей руководства региональных или федеральных подразделений национального центра управления в кризисных ситуациях (далее по тексту - НЦУКС) и управления информацией (далее по тексту - УИ) МЧС России.
Критериями этого анализа, должны быть следующие позиции:
актуальность медиаматериала для освещения в региональных и федеральных СМИ;
качество идеологического уровня медиаматериала, его информативность и отражение в нём основной идеи и содержания освещаемых оперативных мероприятий;
эстетическая и этическая стороны отображения спасательного процесса и самих обстоятельств происшествия;
своевременность, грамотность и конструктивность действий сил и средств МЧС России, участвующих в ликвидации ЧС;
слаженность группового и индивидуального взаимодействия личного состава подразделений МЧС России, уровень их знаний, умений и навыков, при оповещении, предупреждении и ликвидации ЧС, уровень профессионализма, умение работать как в индивидуальном, так и в командно-групповом оперативно-мобильном составе;
соблюдение общетехнических стандартов и требований, установленных специалистами телевизионных, радио, печатных и мультимедийных интернет СМИ, при размещении и использовании распространяемых оперативно-съёмочных видео-, фото-, аудио- и других видов медиаматериалов.
В настоящее время предоставляемые информационно-съёмочные видео-, аудио-, и фото материалы собирают и обрабатывают специалисты НЦУКС МЧС России совместно с УИ МЧС России. Также, предоставляемый готовый и исходный медиаконтент с мест событий собирается специалистами оперативной дежурной сменой (далее по тексту - ОДС) НЦУКС и размещается в разделе «Оперативная информация» и в фотоархиве ведомственных интернет-порталов МЧС России. Популяризацию съёмочный медиаматериал получает и за счёт использования в ежедневной новостной программе «Оперативно о главном», еженедельной «Итоги недели», «Техно-среда» и т. д.
Данный медиаматериал дорабатывается специалистами телевизионного отдела «Объединённой редакции МЧС России». Впоследствии он размещается на страницах ведомственных печатных изданий (газета «Спасатель»), научно-методических информационных журналах («Гражданская защита», «Пожарное дело», «Противопожарный и спасательный сервис», «Вестник МЧС», «ОБЖ»), а также на ведомственных интернет-порталах www.mchs.gov.ru,www.mchsmedia.ru, mchs-112.tv. Медиаматериал также получает широкое распространение за счёт размещения в официальных ведомственных социально-общественных блогах МЧС России: Facebook, Vkontakte, livejournal, Twitter, на международном видеохостинге YouTube и в эфире различных региональных и федеральных телеканалов и информагентств таких, как: 1 Канал, Россия 24, Рен ТВ, ТВ Центр, «Комсомольская правда».
Зачастую видео-, аудио- и фотоматериалы являются единственными доказательствами, достоверными источниками аудиовизуальной информации с мест чрезвычайных событий. В связи с этим данные медиаматериалы регулярно используются региональными и федеральными СМИ для передачи достоверности обстоятельств происходящих оперативных событий.
Технология видео-, аудио- и фотодокументирования применяется в системе МЧС России в оповещательной, предупредительной, ликвидационной и учебно-тренировочной деятельности. Особенно важным является своевременное, оперативно-ретрансляционное, содержательное отображение грамотного взаимодействия сил и средств МЧС России в процессе спасательных и ликвидационных мероприятий на местах ЧС.
Практический анализ присылаемого медиаматериала показал, что в большинстве региональных информационных подсистем МЧС России при организации работы с медиаматериалами возникают следующие трудности:
на месте оперативных событий не всегда осуществляется видео-, аудио- и фотосъёмка;
в большинстве случаев присылаемые с мест ЧС видео-, аудио- и фотоматериалы низкого технического и информационного качества, малоинформативны;
материалы не в полной мере отражают рабочий процесс сотрудников МЧС России, а также суть оперативного события;
время на передачу первичных и других медиаматериалов в ОДС НЦУКС и на FTP-сервер телевизионной группы объединённой редакции МЧС России не соответствует установленным требованиям;
не в полной мере налажено должное взаимодействие с другими подсистемами РСЧС по обмену, обработке, адаптации и архивации видео-, аудио-, фото- и других форм медиаматериалов;
сотрудники на месте события недостаточно владеют основными профессиональными производственными знаниями, умениями и навыками информационно-документальной съёмки;
недостаточное материально-техническое оснащение некоторых региональных подсистем УИ МЧС России. В ряде подразделений МЧС России отсутствует информационно-документальное съёмочное оборудование, а имеющееся не удовлетворяет требованиям полноценного информационно-документального съёмочного процесса и канала передачи этих материалов в НЦУКС МЧС России, центрально-федеральное УИ МЧС России и телевизионную группу объединённой редакции МЧС России.
В НЦУКС и на FTP-сервер телевизионной группы «Объединённой редакции МЧС России» представляются следующие медиаматериалы:
с мест пожаров, в тушении которых принимают участие подразделения МЧС России, с мест социально значимых происшествий, в том числе ДТП, а также из районов чрезвычайных ситуаций, к ликвидации последствий которых привлечены сотрудники МЧС России;
по работе в территориальных органах МЧС России, в субъектах Российской Федерации руководства МЧС России (Министра (по согласованию с пресс-секретарем), заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата).
Сроки представления медиаматериалов в НЦУКС МЧС России и на FTP-сервер телевизионной группы объединённой редакции МЧС России:
с мест пожаров, социально-значимых происшествий, в том числе ДТП, из зон чрезвычайных ситуаций - не позднее 20 минут после прибытия оперативной группы к месту проведения спасательных работ;
медиаматериалы, отражающие непосредственное участие руководства МЧС России - не позднее 30 минут после завершения планового мероприятия (оперативных штабов, селекторных совещаний, конференций и т. д.) [4, 6].
При работе с видео-, аудио-, фото- и другими видами информационного документирования на практике, как правило, можно встретиться с двумя самыми распространёнными форматами конечного производственного медиапродукта - готовыми к телеэфиру медиасюжетами и отдельно присылаемыми оперативными исходными видео-, аудио-, фото- и другими медиаданными по теме оперативного события. Разница этих двух форм медиадокументирования заключается в следующем:
1. К готовым эфирным медиаматериалам относятся отснятые, оформленные, смонтированные и подготовленные к теле- или радиоэфиру медиасюжеты, не требующие медиамонтажного дополнения, либо являющиеся отдельной, самостоятельно тематической составной частью документального фильма, теле- или радиопередачи. Они полностью раскрывают содержание темы или оперативного события и сопровождаются всевозможными оформительско-графическими элементам [3, 7]. ^ ^ _
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4
2. Исходный съёмочный медиаматериал должен отображать качественный уровень содержания мероприятия или комплекса мероприятий по определённому оперативному или повседневному актуальному для МЧС России, освещаемому в СМИ событию. Он представляет собой совокупность съёмочных планов, требующих последующего сопоставления (монтажа) в единый телевизионный, кино- или радиосюжет. Для более профессионального медиапроизводства региональных и федеральных оперативно-мобильных репортёров ЦУКС и УИ МЧС России разработаны технические и технологические параметры как для исходных медиаматериалов, так и для эфирных готовых медиасюже-тов, применяющиеся для поточного наполнения и оформления новостных ежедневных выпусков «Оперативно о главном» и еженедельной информационно-аналитической программе «Итоги недели» транслируемых на ведомственных интернет ресурсах МЧС России, социальном медиапортале YouTube и в эфире крупных федеральных телеканалов таких, как Россия 24, 1 канал, ТВ Центр и т. д.
Для минимизации факторов съёмочно-производственного брака оперативного медиапроизвод-ства, представителями телевизионной группы объединённой редакции МЧС России, специалистами НЦУКС и УИ МЧС России разработаны следующие единые требования к проведению разноформатных информационно-документальных съёмочных мероприятий на месте чрезвычайных и прочих оперативных событий:
1. Объекты на фотографиях и видеозаписях должны чётко различаться, а важные детали видео-и фотопланов должны иметь высокие резкость и цветопередачу.
2. Вне зависимости от технических и технологических съёмочных средств техническое разрешение съёмочных видео-, аудио-, и фотоматериалов должно соответствовать техническим требованиям печатных ведомственных и общественных издательств, телевизионных, радио- и электронно-интерактивных СМИ.
3. По каждому оперативному событию должны быть отображены: место события; объект ЧС или пожара; действия сотрудников МЧС России; работа техники МЧС России; работа СМИ; запись интервью; работа фотокорреспондентов, репортёров и видеооператоров СМИ.
4. Фотографирование и видеосъёмка должна осуществляться следующим образом - по 3 фотографии или видеоплана каждого объекта съёмки с трёх наиболее презентабельных, информационных, выгодных ракурсов (направлений съёмки). Необходимо производство от трёх до шести видов фото- и видеосъёмочных планов, разделяющихся по важности и масштабности отображённых на них деталей и объектов оперативной съёмки: общий, средний, крупный план и т. д. [1].
В настоящее время разделяются шесть основных видов съёмочных видео- и фотопланов:
дальний план (объект или человек и окружающая его обстановка);
общий план (объект или человек в полную величину);
средний план (условно - человек до колен);
поясной план (условно - человек по пояс);
крупный план (условно - голова человека);
макроплан (элемент или деталь объекта или человека, например: руки, глаза, шеврон, эмблема, колесо, финистрон).
5. К каждому фотографическому или видеосъёмочному медиаматериалу (плану) необходимо представлять грамотно оформленное, объективное и краткое описание с обязательной информацией:
дата события;
точный адрес события (субъект, населённый пункт, улица, дом);
объект ЧС или пожара (жилой дом, магазин, завод и т. д.);
предмет пожара или ЧС (жилая комната, крыша, подвал и т. д.);
названия объектов, изображённых на фотографии;
действия, изображённые на фото- или видеоматериале.
6. Должна быть представлена сводка о количестве людей, участвующих в ликвидации ЧС, сколько единиц техники, масштаб, предварительные причины и последствия произошедшего. Количество пострадавших и погибших, количество времени на проведение спасательной или ликвидационной операции.
7. Полная расшифровка комментария ответственного лица на подходе к прессе. Указывается точная информация интервьюируемого (фамилия, имя, отчество), а также штатные должностные обязанности на момент съёмки.
8. На снимках должна быть отражена работа сотрудников МЧС России, применение техники МЧС России и средств спасения, работа оперативных групп, оперативных штабов. Все видео- и фотопланы должны отображать детали, указывающие на принадлежность к МЧС России.
В настоящее время медиаматериалы являются неотъемлемой частью информационного источника или сообщения, доклада, презентации, публичного выступления. В связи с этим высокий уровень медиаобразовательного процесса в ведомственных подразделениях ЦУКС и УИ МЧС России является важной составляющей грамотного понимания принципов медиаобразования и оперативного медиапроизводства на профессиональной, теоретическо-практической познавательной основе.
Для повышения качества медиапроизводственной деятельности ведомственных подразделений МЧС России предлагается принять к сведению настоящие рекомендации и обратить внимание на следующие вопросы:
организацию обучения на местах ведомственных специалистов МЧС России по практико-теоретическому курсу «Медиаобразование», основы которого базируются на грамотном проведении информационно-документальной съёмочной деятельности с учётом вышесказанных требований;
налаживание дополнительного (дистанционного) взаимодействия с профессиональными ме-диаобразовательными структурными подразделениями МЧС России с целью организации профессионального обучения аудио-, фото- и видеосъёмочной деятельности техническим средствам интернет, интранет или другой оперативной связи.
Литература
1. Волынец М.М. Принципы работы оператора при съёмке архитектурных сооружений: Учеб. пособие. -М., 1999.
2. Воскобойников Я.С. Журналист и информация. М., 2002.
3. Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источниками информации. М., 2001.
4. Князев А.В. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособие. - Бишкек, КРСУ, 2001.
5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.
6. Нестеренко Ф.П. Эрназаров К.Т., Маматова Я.М. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. М., 2004.
7. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи: Учеб. пособие. - М., 1996.
8. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура. Словарь. Омск, 2000.
Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4