Кравчук О.А.
зам. директора по ВР Корж Л.И. учитель начальных классов Иванова В.М. учитель-логопед Калашникова М.А. педагог-психолог ГБС(К)ОУ школа-интернат VIIIвида пос. Паркового Краснодарского края, Россия
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Аннотация: Целью статьи является стремление показать, что современный урок в школе VIII вида трудно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, через использование презентаций и мультимедийных программ на уроках и коррекционно-развивающих занятиях создаются условия для эффективного усвоения учащимися знаний и умений. Компьютерная презентации позволяет выстроить урок или занятие логично, поэтапно, с использованием визуального сопровождения. Использование компьютера в работе с классом и при проведении индавидуальной работы способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов.
Ключевые слова: развитие ребенка, ограниченные возможности здоровья, обучение.
Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены: комплексная диагностика, лечение, социальная и коррекционно-педагогическая помощь в обучении, социально-трудовой адаптации и интеграции в общество. Возможность использовать в практической деятельности учителя, логопеда, педагога-психолога информационно-коммуникационные технологии открыла широкие возможности для обучения и осуществления коррекционно-развивающей работы с умственно отсталыми учащимися. Она органично дополнила традиционные формы работы и расширила возможности взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми).
В ГБС(К)ОУ школе-интернате VIII вида пос. Паркового Краснодарского края обучение начинается с подготовительного класса. Для большинства детей это первое образовательное учреждение, поэтому учебное занятие является для них новой формой деятельности.
Кабинет подготовительного класса кроме обычной школьной доски оснащен интерактивной доской, которая стационарно установлена в комплекте с компьютером и проектором. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель и использующий эффективные методы обучения, а доска является полезным инструмент в руках учителя. Важным элементом в работе учителя является подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка. В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников и младших школьников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала, а главное, не все отвечают требованиям типовой программы специальной коррекционной школы VIII. Учителем начальных классов Корж
Л. И. эффективно используются в обучении умственно отсталых детей комплекты развивающих и обучающих игр с простым, интуитивно понятным ребенку интерфейсом из серии «Умные игры». Они рассчитаны на детей от 4-х до 8-ми лет и содержат доступные для детей игры направленные на расширение кругозора, тренировку памяти, логики и внимания. Используются и комплекты развивающих и обучающих игр-тренажёров из серии «Скоро в школу!», предназначенных непосредственно для подготовки ребёнка к занятиям в школе («Учимся считать», «Учимся читать» и др.)
Работая на интерактивной доске электронным маркером как мышью, можно быстро и наглядно показать учащимся тот или иной прием работы. Для того чтобы научить детей ориентироваться в прописях и рабочей тетради по письму, используются сканированные изображения, которые выводятся на доску и в которых можно писать с помощью маркера. То есть интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных. На ней размещается разное количество разноплановой информации тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д., изображения видны всему классу, что позволяет сосредоточить и удерживать внимание учащихся, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Ушла необходимость тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, как это было раньше. В результате использования интерактивной доски на уроке увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового и закрепление изученного материала, ускорить темп урока.
. Пространство специализированного кабинета логопеда условно разделено на четыре зоны: учебная зона (индивидуальные парты для занимающихся, магнитно-маркерные доски формата А3 и цветные маркеры, две доски - обыкновенная школьная доска и магнитно-маркерная доска белого цвета, используется мультимедийный проектор); рабочая зона (стол, стул, ноутбук, открытые и закрытые шкафы для документации и методических материалов); диагностико-коррекционная зона (логопедическая парта, настенное зеркало, ноутбук); игровая и релаксационная зона (ковровое покрытие).
В системе логопедических занятий проводимых с учащимися подготовительного класса реализуется основной принцип специального образования -принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно коррекционное воспитание, коррекционное развитие и коррекционное обучение. Работа с учащимися включает в себя следующие направления развитие сенсорных и моторных функции; формирование кинестетической основы артикуляционных движений; развитие мимической мускулатуры; развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; развитие интеллектуальных функций; формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.
Учителем-логопедом Ивановой В. М. используется программно-методический комплекс по «Развитию речи» (включающий в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения). Программа состоит из нескольких разделов - это «Неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы», «Звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира», «Речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка», «Развитие связной речи: обучение построению предложений (от словосочетания до текста). А также включает специальный «Интерактивный раздел», который позволяет логопеду создавать свои задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать. Данный комплекс предназначен для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей. Использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия, формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов; развитию умения связано говорить, самостоятельно
строить предложения; наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения. Логопедом используется «Веселая лого-ритмика» Екатерины Железновой из «Музыкальные обучалочки» («ВЕСТЬ-ТДА»), которая позволяет использовать как на индивидуальном, так и на групповом занятиях ч учащимися чистоговорки и лого-ритмические игры с речевым сопровождением.
Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. В результате работы проводимой логопедом у учащихся подготовительного класса улучшаются показатели двигательной сферы и осанка, возрастают показатели двигательной памяти и фонематического слуха, снижается чувство неполноценности, появляется уверенность, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи.
Большую помощь в формирование у учащихся подготовительного класса навыков саморегуляции и отдыха оказывает «Кабинет развития психомоторики и сенсорных процессов» или «Сенсорная комната», которая благодаря различной технике со световыми эффектами, музыкой позволяет детям с эмоционально-поведенческими нарушениями успокоиться и расслабиться, создает условия для повышения эффективности коррекционно-равивающей работы. Имеющееся в ней ноутбук, магнитно-маркерная доска белого цвета и цветные маркеры, мультимединый проектор, музыкальный центр, а также специальное оборудование и методические материалы -сухой душ, сухой бассейн с шариками, пузырьковая колонна, панно со светящимися нитями, сенсорная тропа, игры развивающего характера типа «Лего», «Шнуровка», «Почтовый ящик», «Вкладыши», «Классификация», комплекты корпьютерных развивающих и обучающих игр с из серий «Умные игры» и «Скоро в школу!» и др., аудио и видеоматериалы, книги и альбомы широко используются педагогом-психологом Калашниковой М. А.
Подводя итог выше сказанному можно сказать, что применение информационно-коммуникационных технологий учителем, логопедом, психологом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида позволяет: значительно расширить возможности предъявления учебной информации в игровой форме; привлечь внимание учащихся движением, звуком, мультипликацией; воссоздавать реальный предмет или явление (с помощью звука, графики и цвета); существенно повысить мотивацию учащихся; поощрять учащихся при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы (наглядно представить результат своих действий и дают возможность исправить ошибку); наиболее широко раскрыть способности детей, активизировать умственную деятельность; формировать у учащихся рефлексию, расширять творческие возможности самого педагога.
А также позволяют сократить время при написании справок, отчетов, протоколов, заключений и других текстовых документов в MS Word, обработка результатов в MS Excel и простых презентаций в MS Power Point, подготовать печатные материалы консультационного и просветительного содержания для самостоятельного изучения педагогов и родителей учащихся.