Научная статья на тему 'Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников'

Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1794
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСГРАФИЯ / DYSGRAPHIA / ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ / DYSGRAPHIA OPTICAL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА / INTERACTIVE TOOLS / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / INTERACTIVE WHITEBOARD / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Юлия Викторовна, Жулина Елена Викторовна

В статье анализируется система помощи детям младшего школьного возраста с недостатками развития письменной речи в форме оптической дисграфии, а также раскрываются возможности применения инновационных технологий коррекции оптической дисграфии младших школьников. Целью данной статьи является освещение конкретного примера применения инновационной технологии, способствующей коррекции нарушения речи в виде оптической дисграфии. Автором представлены преимущества и развивающий потенциал использования такой инновационной технологии, как интерактивная доска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников»

Отдельно нужно сказать о речи инструктора, который будет вести занятия с детьми с моторной алалией. Она должна быть правильной, громкой, очень четкой, эмоциональной и слегка замедленной. Ребенка можно и нужно постоянно просить, чтобы он смотрел на губы и следил за артикуляцией инструктора. Даже если ребенок уже самостоятельно формулирует короткие фразы, необходимо следить за правильностью его речи и постоянно расширять словарный запас - делать все это стоит в мягкой форме, используя игры и задания [4].

Хотя статистических данных в настоящий момент не собрано, из практики можно смело говорить о том, что эффект от занятий иппотерапией с детьми с моторной алалией всегда заметный и положительный. Родители отмечают, что ребенок нигде столько не говорит, сколько сидя верхом. Все это свидетельствует о том, что иппотерапия при правильной организации занятий позволяет добиваться ощутимых результатов по выходу из моторной алалии.

Литература

1. Голубева Л. П. Развитие речи неговорящих детей / Из опыта работы с неговорящими детьми. М., 1951.

2. Гришпун Б. М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликах. М., 1975.

3. Гурвич П. Т. Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии // Неврология и психиатрия. № 8, 1997.

4. Куприян В. Рекомендации по проведению занятий вспомогательно-педагогической верховой езды (иппотерапии) / Пер. с нем. (ксерокопия).

5. Опыт работы детского реабилитационного центра «Солнечный мир». Пособие по организации реабилитационных центров с опорой на иппотерапию. М., 2002.

6. Роберт Н. С. Иппотерапия / Энциклопедия традиционной медицины. Направления. Методики. Практики.// Сост. И. М. Минеев М., 2002.

7. Трауготт Н. Н. Хрестоматия по логопедии. / Извлечения из текстов: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 тт.Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.

Modern innovative technologies of the correction optical dysgraphia

younger students Borisova Yu.1, Zhulina E.2 Современные инновационные технологии коррекции оптической дисграфии младших школьников Борисова Ю. В.1, Жулина Е. Н.2

'Борисова Юлия Викторовна / Borisova Yulya — студент магистратуры; 2Жулина Елена Викторовна / Zhulina Elena - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии, факультет психологии и педагогики, Нижегородский государственный педагогический университет, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируется система помощи детям младшего школьного возраста с недостатками развития письменной речи в форме оптической дисграфии, а также раскрываются возможности применения инновационных технологий коррекции оптической дисграфии младших школьников. Целью данной статьи является освещение конкретного примера применения инновационной технологии, способствующей коррекции нарушения речи в виде оптической дисграфии. Автором представлены преимущества и развивающий потенциал использования такой инновационной технологии, как интерактивная доска. Abstract: the article analyzes the system of care for children of primary school age with disabilities written speech in the form of optical dysgraphia, as well as describes the possibility of application of innovative technologies correction of optical dysgraphia younger students. The purpose of this article is to highlight a specific example of the application of innovative technologies that contribute to the correction of speech disorders in the form of optical dysgraphia. The author presents the advantages and developmental potential use of such innovative technologies as the interactive whiteboard.

Ключевые слова: дисграфия, оптическая дисграфия, интерактивные средства, интерактивная доска, младший школьник.

Keywords: dysgraphia, dysgraphia optical, interactive tools, interactive whiteboard, Junior high school student.

Изучение недостатков зрительных и графических процессов детей младшего школьного возраста с оптическим нарушением дисграфии является весьма актуальным вопросом в логопедии, так как зрительные процессы играют огромную роль в формировании правильного воспроизведения букв на письме.

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Нарушения письма создают существенные препятствия в овладении грамотой: на них приходится большой процент среди других нарушений речи у учащихся начальных классов. По мнению учителя, это небрежность и невнимание при письме. Но корень данной проблемы, лежит гораздо глубже.

Как показывает опыт и многолетние наблюдения, а также анализ работ таких исследователей, как Р. И. Лалаевой, В. А. Ковшикова, И. Н. Садовниковой, И. Н. Ефименковой, А. Н. Корнева и др. [3, 5], причины оптической дисграфии связаны с расстройством пространственной ориентировки и временных представлений, недостаточным развитием слухового анализа и синтеза, нарушением связей моторных образов звуков и слов со зрительными образами, недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.

При организации коррекции оптической дисграфии у детей следует придерживаться следующей последовательности:

Вначале проводится работа по преодолению нарушений звуковой стороны речи (включая формирование фонематических представлений), затем восполняются пробелы в развитии лексики и грамматики. И только после этого приступают к совершенствованию связной речи.

Одним из направлений коррекции дисграфии на современном этапе является применение информационных технологий. Многими авторами отмечается значительный развивающий потенциал компьютерных технологий, обеспечивающий значительно больший опыт экспериментирования с языковым материалом [4]. Существует ряд методик по коррекции нарушений письменной речи младших школьников, к ним относятся методики с применением интерактивных средств обучения, которые превосходят возможности традиционных методик реализации учебного процесса, способствуют совершенствованию учебного процесса, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся и логопеда.

В последние годы школьные кабинеты стали оснащаться компьютерным рабочим местом преподавателя, включающим мультимедиа. Даже используя проектор, основным инструментом своей работы продолжали считать школьную доску. Сейчас ее постепенно заменяют интерактивной доской. Интерактивность досок обеспечивают различные технологии, которые нет возможности продемонстрировать традиционными способами [2].

Представим основные преимущества интерактивной доски для логопеда:

- экономия времени и улучшение качества материалов,

- возможность сохранения изображений на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, что позволяет проанализировать ошибки, сделанные учеником, которые впоследствии он сможет исправить;

- мобильность использования дидактических возможностей интерактивной доски, экономия времени урока;

- активизация детей;

- организация групповой работы;

- повышение эффективности подачи материала;

- частота смена видов деятельности, за счет использования мультимедийных возможностей.

Преимущества использования интерактивной доски для учащихся в коррекционном

процессе:

- повышение мотивации к логопедическим занятиям, за счет наглядности материала, т. к. есть возможность загружать видео, музыку, картинки, различные программы и т. д. Все это способствует более полному и глубокому восприятию учебного материала;

- возможность для участия в коллективной работе за счет контроля деятельности учащихся;

- ясность, эффективность и динамичность подачи материала. Происходит активизация деятельности учащихся за счет возможности самостоятельного управления объектами на доске или видимой всему классу работе у компьютера, что позволяет сосредоточить внимание учащихся на доске.

Нельзя категорически заявить, что с применением интерактивной доски результаты всех учащихся резко улучшатся. Главная задача такой технологии - заинтересовать учащихся и мотивировать на улучшение результатов в коррекционно-педагогическом процессе.

С помощью такого средства обучения как интерактивная доска можно повысить эффективность коррекционной работы при нарушениях процесса письма и чтения. Все зависит от того какие методы и приемы будет использовать логопед, а также какие упражнения будут предложены ребенку.

Интерактивная доска очень удобна и более эффективна в коррекции оптических функций. Она позволяет увеличивать и уменьшать объекты, изображения, моментально изменять цвета объектов и многое другое [1].

У детей с нарушением оптических функций иногда требуются дополнительные средства привлечения внимания ребенка к деталям компьютерного изображения. Полезно выделить необходимые объекты цветом, толстым контуром и другими изобразительными средствами из набора инструментов интерактивной доски.

Так как оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв, очень эффективным способом борьбы с данным видом нарушений будет выступать интерактивная доска, как современная инновационная технология.

Выделим возможности интерактивной доски:

1. Цвет можно использовать для того, чтобы акцентировать внимание младших школьников на необходимой информации, обозначить связь между схемами, рисунками, формулами, которые в этот момент демонстрируются на интерактивной доске и т. д.

2. Добавление звука и видеоклипов может значительно улучшить наглядность учебной информации и ее восприятие учениками на уроке. Технология позволяет фиксировать изображения из видеоклипов и отображать их в качестве статических картинок для дальнейшего обсуждения или сохранять в виде заметок.

3. Выделение отдельных элементов на изображении. Некоторые программные средства интерактивной доски включают в себя трафареты, которые можно использовать для того, чтобы направить внимание учеников на определенную область. Программные средства имеют возможность подсветки, которую учителя и ученики могут использовать в качестве выделения нужных областей. Части изображения можно вырезать, стирать с экрана, копировать, вставить, отменить или повторить действие. Такие возможности придают ученикам уверенности в своих силах, т. к. они знают, что всегда можно вернуться и исправить ошибки.

4. Разделение экрана на две различные части. Это может быть полезно, при сопоставлении различных процессов или сравнение каких либо объектов.

Функция интерактивности позволяет осуществлять контроль над действиями ребенка. Если будет допущена ошибка, школьнику будет на нее тем или иным образом указано для дальнейшего ее анализа [5].

Таким образом, использование интерактивной доски ведет к реализации дидактических принципов:

- новизны,

- наглядности,

- коммуникативной активности,

- интерактивности,

- обратной связи,

- сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, а также личностно-ориентированного обучения.

В свете вышеизложенного применение современных инновационных технологий для коррекции нарушении письма младших школьников в виде оптической дисграфии представляется актуальной проблемой. Использование различных технологий, в частности интерактивной доски может сделать коррекционно-формирующую работу с детьми более эффективной. Ведь именно развитие зрительного и пространственного представлений, как основные недостатки в оптических нарушений, возможно при использовании всех преимуществ интерактивной доски.

Литература

1. Афанасьева Е. А. Интерактивная доска: приемы использования в образовательном процессе.

2. Кузнецов А. И., Шехман С. А. Интерактивные доски: теория и практика // Мир ПК, 2007.

3. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: «Образование», 1997. 172 с.

4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. Центр «Академия», 2007.

5. Фокина О. А. Использование компьютерных технологий в коррекции дисграфии / О. А. Фокина // Коррекционная педагогика, 2010. № 4.

About effective methods of teaching physics at the preparatory courses Mishina A.1, Luzikova S.2 Об эффективных методах преподавания физики на подготовительных

курсах

Мишина А. В.1, Лузикова С. Н.2

'Мишина Анна Витальевна /Mishina Anna — доцент, машиностроительный факультет, кафедра прикладной физики;

2Лузикова Светлана Николаевна /Luzikova Svetlana — кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка предвузовской подготовки, факультет международного академического сотрудничества, Тверской государственный технический университет, г. Тверь

Аннотация: современные образовательные условия требуют от школьников старших классов усиленной подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Помимо школьных занятий большинство старшеклассников посещают специализированные подготовительные курсы по разным предметам, в том числе по физике. Слушателями курсов также являются выпускники колледжей, юноши, отслужившие в армии, и те, кто имел перерыв в учебе в несколько лет. Одной из основных проблем, стоящих перед преподавателем подготовительных курсов, является задача оптимизации учебного процесса в условиях групповых занятий с учащимися, имеющими различный уровень подготовки по дисциплине.

Abstract: modern educational conditions require high school students enhanced preparation for the Unified state exam. In addition to school, most high school students attend special preparatory courses in various subjects, including physics. Course participants are also College graduates, young men who have served in the military, and those who had a break in education of several years. One of the main challenges facing teacher training courses is the problem of optimization of educational process in conditions ofgroup classes with students having different level of training in the discipline.

Ключевые слова: физика, Единый государственный экзамен, подготовительные курсы. Keywords: physics, Unified state exam preparatory courses.

Экзамен в форме ЕГЭ, как и любой другой экзамен, требует целенаправленной подготовки. В зависимости от финансовых и технических возможностей будущие абитуриенты выбирают различные формы обучения: от самоподготовки по учебникам и интернет-тренажерам до индивидуальной работы с репетитором. Занятия на специализированных подготовительных курсах, организованных при вузах, по-прежнему являются достаточно популярными в этом ряду.

В Тверском государственном техническом университете много лет успешно функционируют подготовительные курсы. В Центре довузовской подготовки (ЦДП), организующем эти курсы, ежегодно проводится мониторинг успеваемости слушателей. Результаты мониторинга свидетельствуют о том, что большинство учащихся успешно поступают в региональные и столичные вузы. В частности, после окончания подготовительных курсов ТвГТУ в этот вуз поступили «в 2011 г. - 73% (учащихся), в 2012 г. - 67%, в 2013 г. - 61%, 2014 - 71%, в 2015 - 72%» [2, с. 165]. Наиболее востребованными являются курсы по физике и математике.

Выбор формы занятий - групповых или индивидуальных - зависит от разных факторов: личных приоритетов, степени имеющейся подготовки, финансовых возможностей. Любой способ подготовки имеет свои положительные и отрицательные стороны, но все они подчинены одной цели - в сжатые сроки учащийся должен получить знания и приобрести навыки, позволяющие ему сдать экзамен на максимально возможный балл. Персональные занятия, безусловно, позволяют учесть индивидуальные особенности учащегося, однако, квалифицированные преподаватели должны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.