применение
государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы ростовской области
у. а. зданевич,
аспирант кафедры теорий и технологий в менеджменте Южный федеральный университет E-mail: ulaz@mail. ru
Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие общественной инфраструктуры. Государственно-частное партнерство может стать выходом из создавшегося положения. В таких условиях растет интерес бизнеса к государственной поддержке, которая позволит не только значительно снизить риски частных инвестиций, но и повысить надежность инвестиционных проектов.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиционный проект, частный инвестор, бюджет.
Оценивая перспективу развития экономики в ближайшие несколько лет, можно сказать о необходимости внесения изменений в концепцию функционирования отрасли коммунальной инфраструктуры. Так как основными источниками привлечения инвестиций на безвозвратной основе в настоящее время являются долгосрочные целевые программы федерального и регионального уровней, а также Инвестиционный фонд РФ, есть необходимость перейти от ожидания бюджетного финансирования к формированию и развитию устойчивых моделей государственно-частного партнерства.
Такие модели помогут привлечь внебюджетное и внетарифное финансирование со стороны частных инвесторов в условиях экономического кризиса в коммунальные сферы. Так как в этой отрасли отсутствуют достаточно долго структурные изменения, системы теплоснабжения, водоснабжения, канализации в последние годы не были объектом практически ни одного крупного проекта модерни-
зации и реконструкции за счет средств инвестора. Инвестиции в инфраструктуру ограничивались в основном бюджетными источниками и осуществлялись в рамках целевых программ либо инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет тарифной выручки. Такое положение дел обусловлено позицией региональных и муниципальных властей, ожидавших федеральных инвестиций, в том числе ассигнований из Инвестиционного фонда РФ.
В формировании устойчивых моделей взаимодействия частного бизнеса и государства в коммунальной отрасли должны быть заинтересованы обе стороны. Органы местного самоуправления несут законодательно установленную обязанность по обеспечению проживающего на соответствующей территории населения коммунальными услугами соответствующего качества.
Инвесторы заинтересованы в том, чтобы включать объекты коммунальной инфраструктуры в свой бизнес, поскольку это означает стабильность их деятельности и возможность получения гарантированного дохода в течение длительного периода времени при условии квалифицированного управления инвестициями (что весьма актуально в существующих условиях финансовой нестабильности). Длительность периода получения гарантированного дохода позволяет реализовать в коммунальной сфере достаточно значительные по объему инвестиционные программы, привлекая для этого как государственное финансирование на безвозвратной основе, так и кредитные ресурсы финан-
- 37
совых институтов развития (Внешэкономбанка, Европейского банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации и т. п.).
В то же время в соответствии с российским законодательством за органами местного самоуправления сохраняются значительные рычаги влияния на организацию коммунального комплекса. Это тарифное регулирование и осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
При взаимопонимании публичной власти и частных инвесторов, а также при использовании опыта реализации соответствующих проектов, в том числе с привлечением квалифицированных консультантов, применение модели государственно-частного партнерства должно способствовать сохранению и увеличению темпов реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, даже в условиях кризиса.
Наиболее значительный инвестиционный проект в коммунальной отрасли, отобранный для финансирования за счет средств Инвестиционного фонда, — это Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области [15]. Основными целями этого проекта являются:
• ликвидировать дефицит питьевой воды в г. Ростове-на-Дону и населенных пунктах юго-запада Ростовской области;
• повысить качество питьевой воды до полного соответствия нормативным требованиям Российской Федерации;
• обеспечить инфраструктурой водоснабжения и водоотведения строительство
нового жилья в объеме 12,6 млн м2 (на 781 тыс. жителей);
• улучшить здоровье населения;
• создать 1 170 рабочих мест;
• повысить инвестиционную привлекательность региона;
• обеспечить санитарно-гигиеническую и экологическую безопасность территории города и реки Дон в ее нижнем течении, бассейнов Черного и Азовского морей;
• создать предпосылки для развития туризма и строительства рекреационных объектов. Организационная схема реализации этого проекта представлена на рис. 1.
38 -
6,66
24,542
□ Инвестиционный фонд РФ
2,267 □ Консолидированный бюджет области
□ Внебюджетные источники
Источник: составлено автором на основе данных [15]. Рис. 2. Источники финансирования проекта, млрд руб.
Стоимость вышеуказанного проекта, финансируемого в 2007—2021 гг., более 33,4 млрд руб. (рис. 2).
Основным внебюджетным источником финансирования выступает концерн «Евразийский», который собирается вложить в водопроводно-ка-нализационное хозяйство более 24 млрд руб. Предполагается, что окупаемость инвестиций составит 20 лет после начала реализации проекта (к 2027 г.) и будет достигнута за счет оптимизации водоснабжения и сокращения непроизводительных затрат, а также увеличения численности абонентов.
Реализация проекта происходит в 3 этапа (табл. 1). Экономические показатели проекта: 1) финансовая эффективность:
• критерий чистой приведенной стоимости NPV = 3 793 176 тыс. руб;
• критерий внутренней нормы доходности IRR = 9,66 %;
• средневзвешенная стоимость капитала WACC = 5,99 %;
• период окупаемости инвестиционного проекта, Playback period = 20 лет;
Город Ростов-на-Дону
Договор аренды водоснабжения и водоотведения
Частный партнер
ОАО«Вода Ростова»
Договор управления
ОАО «ПО Водоканал»
Источник: Составлено автором на основе данных [15]. Рис. 1. Организационная схема реализации проекта
ПОТРЕБИТЕЛИ
Таблица 1
Три этапа реализации проекта, млн руб.
Этап проекта, год Всего Инвестиционный фонд Бюджет субъекта РФ Бюджет муниципального образования Собственные средства инвестора
Всего по проекту 33 470,77 6 660,29 2 018,5 249,48 24 542,5
I этап 13 724,28 6 660,29 2 018,5 249,48 4 796,01
2008 515,31
2009 1 694,29
2010 2 406,72
2011 2 043,97
II этап 2012—2016 9 601,09 — — — 9 601,09
III этап 2017—2021 10 145,4 — — — 10 145,4
Источник: составлено автором на основе данных [15].
• удельная финансовая эффективность инвестиционного проекта RFA = 0,24;
2) бюджетная эффективность (показатель рассчитан на 10 лет, так как для расчета на период жизненного цикла проекта — 25 лет — не доступны макроэкономические прогнозы):
• индекс бюджетной эффективности PIB = 1,81;
3) экономическая эффективность (на 10 лет):
• интегральный индикатор экономической эффективности инвестиционного проекта ЭТ = 0,024 %;
• показатель макроэкономической эффективности инвестиций PIGDR = 5,16
Для понимания сущности применяемого механизма государственно-частного партнерства [4] предлагается рассмотреть схему привле-
Муниципалитет г.Ростова-на-Дону
Договор аренды + Договор управления
ОАО «ПО ВОДОКАНАЛ»
Потребители услуг водоснабжения
"И
Финансирование подрядных работ
~~П
Рис. 3. Схема привлечения долгосрочного финансирования проекта
Отделимые модернизации.
лйъмггм яр;тки-Аттг*~га
чения долгосрочного финансирования в проект (рис. 3).
В настоящее время водоканал города Ростова-на-Дону помимо мегаполиса снабжает водой жителей Аксая и Батайска. К 2027 г., кроме этих городов, абонентами предприятия станут жители Аксайского, Азовского, Неклиновского и Мясниковского районов. В настоящее время осуществляется первый этап реализации программы «Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону», срок реализации — 2007-2011 гг.
Планируется поострить второй водозабор с очистными сооружениями общей производительностью 150 тыс. м3 воды в сутки, это самый грандиозный объект программы. Вследствие этого появится
возможность интенсивно застраивать Левенцовский район, а освободившиеся в Александровке объемы будут направлены на водоснабжение новых районов города в северной его части и ряда прилегающих к Ростову территорий.
В целях реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» 09.12.2008 между Министерством регионального развития РФ и Администрацией Ростовской области подписано Соглашение «О предоставле-
ооо
«ВодоканалСтройКомплект»
Генеральный подрядчик
Таблица 2
Фактическое финансирование инвестиционного проекта, млн руб.
Показатель Всего Средства инвестора Инвестиционный фонд Областной бюджет Местный бюджет
Предусмотрено проектом 3 735,29 2 499,08 515,31 680,9 40,0
Фактическое выполнение 3 359,2 2 333,23 — 862,88 163,09
В том числе за 2008 г. 3 342,52 2 311,55 — 867,88 163,09
Предусмотрено проектом 2 935,08 1 999,27 515,31 400,5 20,0
Фактическое финансирование 1 576,71 825,48 0 608,14 143,09
Фактическое выполнение 1 624,28 866,15 0 615,04 143,09
Источник: составлено автором на основе данных [11].
нии бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» [11].
В связи с отсутствием на федеральном уровне бюджетной классификации по субсидиям Инвестиционного фонда предусмотренные в 2008 г. 515,31 млн руб. Ростовской областью не получены.
Фактическое выполнение и финансирование инвестиционного проекта представлено в табл. 2.
Ожидаемый эффект от реализации данной программы предполагается следующий:
• увеличится численность абонентов — до 2 млн человек;
• создание водопроводно-канализационной инфраструктуры позволит построить 12,6 млн м2 нового жилья, в том числе 6 млн м2 — в Ростове-на-Дону;
• сократится численность аварий в коммунальных сетях на 33 %;
• уменьшится потребление электроэнергии на 20 млн кВт-ч [3].
Вследствие этого государство получит следующие экономические выгоды:
• дополнительные поступления налогов в федеральный бюджет — 13 280 млн руб.;
• дополнительные поступления в региональные бюджеты — 12 500 млн руб.;
• вклад 1,7 % в рост ВВП Ростовской области за пять лет реализации проекта. Программа строительства и реконструкции
объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области является одним из глобальных документов, определяющих дальнейшее развитие этих городов и окрестных территорий.
В рамках другой программы — «Чистый Дон», которая будет реализовываться параллельно, намечено строительство завода по сжиганию канализаци-
4 - 2250,39
1 - 1055,6
- 1011,28
3 - 149,46
Рис. 4. Финансирование проекта «Чистый Дон», млн руб.: 1 — Инвестиционный фонд РФ; 2 — бюджет Ростовской области; 3 — бюджет г. Ростова-на-Дону;
4 — ООО «АБВК — Эко»
онного (илового) осадка. Без этой программы функционирование второго водозабора невозможно.
Участниками регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон», с одной стороны, стало ООО «АБВК-Эко», с другой стороны, Администрация Ростовской области и Администрация города Ростова-на-Дону, привлекающие средства Инвестиционного фонда РФ, в качестве целевой субсидии.
Целью данного проекта является строительство и реконструкция элементов системы водоотведения города Ростова-на-Дону, которые обеспечат подключение новых потребителей к централизованной системе водоотведения, а также улучшат качество очистки сточных вод на очистных сооружениях канализации.
Для реализации инвестиционного проекта предполагается использование как средств частного инвестора, так и бюджетных средств.
Общая стоимость регионального инвестиционного проекта (с НДС, в ценах соответствующих лет) — 4 466,72 млн руб. (рис. 4) [18].
Для жителей Ростова-на-Дону реализация этих инвестиционных проектов скажется на значительном улучшении качества жизни. По оценкам проектировщиков, срок службы новых коммуникаций составит около 50 лет.
Благодаря надежности и высокой ремонтопригодности новые водоводы и объекты коммунального хозяйства помогут экономить на эксплуатации
значительные финансовые ресурсы. Благодаря реализации программы население и бизнес смогут планировать свои расходы на ЖКХ, и будет обеспечена экологическая безопасность реки Дон.
Список литературы
1. БруссерП., Рожкова С. Государственно-частное партнерство — новый механизм привлечения инвестиций // Рынок ценных бумаг. 2007. № 2. С. 30—35.
2. Власенко К. Стратегические амбиции Дона // Вестник донской экономики. 2007. № 6. С. 15—17.
3. Вода Ростова. URL: http://rostov-dom. info/2010/02/voda-rostova-na-donu/#V. %20 «Вода %20Ростова». (Дата обращения 08.02.2010).
4. Касаткин А. Инвестиционные проекты, финансируемые из федерального бюджета: методы оценки эффективности // Российский экономический журнал. 2006. № 2. С. 63—67.
5. Крекотнев С., Иванов О. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 9. С. 19—27.
6. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007).
7. О внесении изменений в Областной закон «Об Областной целевой программе «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области» на 2006—2010 годы: областной закон Ростовской области от 03.08.2007 № 754-ЗС.
8. О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области: областной закон от 18.09.2002 № 268-ЗС.
9. О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета: постановление Администрации Ростовской области от 16.08.2005 № 91.
10. О стратегии привлечения инвестиций Ростовской области: постановление Законодательного
Собрания Ростовской области от 28.06.2004 № 402 (в ред. постановления Законодательного Собрания Ростовской области от 15.09.2005 № 1063).
11. О предоставлении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации для реализации комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»: соглашение № 527.
12. Об инвестиционном фонде Российской Федерации: постановление Правительства РФ от
23.11.2005 № 694 (в ред. от 31.10.2007).
13. Об инвестициях в Ростовской области: Областной закон от 01.10.2004 № 151-ЗС.
14. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 (с изменениями от 2 января 2000 г., 22 августа 2004г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г, 24 июля 2007 г.) № 39-ФЗ.
15. Паспорт инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»: утверждено распоряжением Правительства РФ от
30.11.2006 № 1708-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 20.09.2008 № 1375-р)
16. Федосова Р. Н., Хокшанова Е. П., Пименов С. В. Методология разработки региональной инвестиционной стратегии с учетом социальных приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 11 (104). С. 18-23.
17. Фролова И. В. Инвестиционный потенциал региона: разработка системы оценок // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 16 (109). С. 25-33.
18. URL: http://www. evraziyskiy. ru/projects/ clean don.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ И СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации — 6 000 рублей (НДС не облагается) за две журнальные страницы формата А4.
Тел./факс: (495) 721-85-75 [email protected]