ф
РАБОТЫ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
_т4.С. с)6одарев,
докторант Ростовского государственного экономического университета (Т>ЫЯ-1сХ.)
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА ПРЕДПРИЯТИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Одним из основных направлений современного этапа реформ жилищно-коммунального хозяйства является создание конкурентной среды в жилищной сфере с предварительным разделением функций заказчика и подрядчика по оказанию жилищно-коммунальных услуг и формированием договорных отношений между собственником жилья (или организацией, им уполномоченной), управляющими и подрядными организациями. Поскольку у большинства предприятий, оказывающих во до-коммунальные услуги,реализация услуг населению занимает 60-70 % от общего объема реализации1, реформирование жилищной сферы, затрагивающее в первую очередь интересы населения, окажет существенное влияние на их функционирование, в связи с чем целесообразно рассмотреть данное направление более подробно.
Вплоть до начала первой половины этого десятилетия отношения между участниками процесса коммунального обслуживания строились в соответствии со следующей схемой (рис. 1).
Как показано на рис. 1, все предприятия, предоставляющие услуги жи-лищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), в том числе предприятия водоснабжения и водоотведения (ВиВ), по организационно-правовой форме являлись (и на сегодняшний день эта форма все еще превалирует) муниципальными унитарными предприятиями. Гражданский кодекс РФ определяет унитарное предприятие как коммерческую организацию, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Унитарное предприятие лишь осуществляет управление этими фондами от имени собственника (муниципалитета) на правах хозяйственного ведения.
1 Веселов B.C. Система стимулирования персонала в условиях реструктуризации отрас ли. Диссертация на соискание степени, к.э.н. СПб, 2003 г.
Практика последних лет показала, что такая правовая форма имеет ряд недостатков, которые сказываются на эффективности функционирования предприятий ВиВ и качестве оказываемых ими услуг. Сюда входят: вмешательство местных политиков в управление предприятием, отсутствие прозрачности в работе, неспособность руководства предприятия оптимизировать использование основных фондов из-за отсутствия контроля собственника над ними и низкое качество управления в целом.
Муниципалитет
------------1-------------
Владение муниципальным предприятием
Рис. 1. Схема взаимоотношений между участниками процесса коммунального обслуживания1
Сердцевиной управленческих проблем, типичных для унитарных предприятий ВиВ, является противоречие между функцией предприятия в качестве субъекта коммерческой деятельности, предоставляющего экономические услуги по поставке, сбору и очистке воды, и использованием предприятия в качестве инструмента осуществления социальной защиты, обеспечивающего доступность соответствующих коммунальных услуг для всех, включая малообеспеченные слои населения. Несмотря на осуществляемые в последние десятилетия реформы, в большинстве своем предприятия жилищно-коммунального
1 Составлено автором по: Клявлина Я.М. Совершенствование хозяйственной деятельности предприятий на основе развития инновационных процессов. Диссертация на соискание степени, к.э.н. — Уфа, 2005; Кумец Н.Ю. Экономический механизм развития водопровод-но-канализационного хозяйства крупного города с привлечением внебюджетных источников финансирования. Диссертация на соискание степени, к.э.н. — СПб, 2006; О ходе реализации Концепции и выполнения мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области на 2004-2010 годы. Отчет // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/content/info.aspPinfoId =4515&р artId=7&topicFolderId=0&topicInfoId=4515.
обслуживания продолжали работать вне рыночной системы хозяйствования, в условиях серьезных бюджетных ограничений и неясного распределения функций и ответственности. Мотивация к управлению на высоком уровне была ослаблена особыми правовыми характеристиками унитарных предприятий, включая финансовые отношения между предприятием и собственником-муни-ципалитетом, которые определены Бюджетным кодексом РФ.
В связи с такой системой взаимоотношений между участниками рынка жилищно-коммунальных услуг предприятия ВиВ имели слабый стимул к повышению эффективности своей деятельности, снижению издержек за счет сокращения неучтенных расходов воды и утечек, поддержанию водопровод-но-канализационных сетей в надлежащем состоянии и повышении качества своих услуг, поскольку все издержки покрывались из государственного бюджета. Более того, для экономического обоснования монопольно высоких цен и тарифов большинство организаций и ведомств, обслуживающих во до про-водно-канализационное хозяйство, стали резко увеличивать расходную часть своих бюджетов, включая и зарплату. Это привело к плохому техническому состоянию систем водоснабжения и водоотведения, низкому качеству питьевых вод, сбросу недостаточно очищенных сточных вод, низкой эффективности водопользования и дефициту финансирования в сектор1.
В связи с этим необходима трансформация схемы взаимодействия участников жилищно-коммунального рынка в направлении решения вышеописанных задач (рис. 2).
В основу новой системы управления предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в том числе ВиВ, должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений между собственником инженерной инфраструктуры, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением населению жилищно-коммунальных услуг необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности2, что в целом будет способствовать и формированию конкурентной среды на рынке водопроводно-канализационных услуг.
1 Пресс-релиз «О состоянии дел в сфере водоснабжения и водоотведения и реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 году» // Официальный сайт Федерального агентства по строительству и ЖКХ. - Режим доступа: http://www. gosstroy.gov.ru / pressrel332 .htm.
2 Концепция реформирования ЖКХ Ростовской области на 2004-2010 годы // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/ content/info, asppinfold =4515&partId=7&topicFolderId=0&topicInfoId=4515.
Ill
Организация конкурсов на выполнение специализированных работ
Рис. 2. Конкурентоформирующая схема взаимодействия участников рынка жилищно-коммунальных услуг1
В соответствии со схемой, представленной на рис. 2., управляющая организация заключает договор с собственниками жилья (муниципалитетом, населением) на управление жилищным фондом. Основное требование при формировании или выборе управляющей организации — это ориентированность на удовлетворение нужд нанимателей и собственников жилья в части предоставления им качественных жилищно-коммунальных услуг, при этом функции управляющей компании могут выполняться организацией различной организационно-правовой формы2.
Создание равных условий для привлечения к управлению муниципальным жилищным фондом организаций разной формы собственности возможно при
1 Составлена автором по: Концепция реформирования ЖКХ Ростовской области на 2004-2010 годы // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/content/info.asp? infold =4515&partId=7&topicFolderId=0&topicInfo
Id=4515.
2 Концепция реформирования ЖКХ Ростовской области на 2004-2010 годы // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru/ content/info, asppinfold =4515&partId=7&topicFolderId=0&topicInfoId=4515.
формировании муниципального заказа, размещаемого на конкурсной основе. Организаторами конкурсов могут выступать управляющие организации на основании положения, закрепленного в договоре на управление, заключаемом с органом местного самоуправления, что создаст конкуренцию среди частных предприятий, оказывающих услуги в сфере ЖКХ и ВиВ.
Реализация такой схемы взаимодействия участников рынка жилищно-коммунальных услуг на практике предполагает создание частных предприятий и основана на развитии государственно-частного партнерства в сфере ВиВ. По состоянию дел на 2007 г. соотношение государственных и частных предприятий в сфере водоснабжения и водоотведения в целом по РФ значительно изменилось в пользу последних. На текущий момент доля частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения составляет 41% от общей численности предприятий. Наиболее крупными операторами на коммунальном рынке являются: ОАО «Российские коммунальные системы», компания «Евразийское водное партнерство», управляющая компания «Росводоканал», входящая в состав «Альфа-Групп», ОАО «РВ «Дон ВК Юг»1.
Следует также отметить, что в результате развития института государ-ственно-частного партнерства повышается интерес зарубежных компаний-инвесторов, международных финансовых институтов к российскому коммунальному сектору. В частности, при поддержке Всемирного банка в России реализуется проект «Городское водоснабжение и канализация» с объемом заимствования 79,1 млн. долларов, в котором участвуют 13 городов: Вологда, Волхов Ленинградской области, Гагарин Смоленской области, Печора Республики Коми, Псков, Чебоксары, Кунгур и Чернушка Пермского края, Новочеркасск, Таганрог и Ростов-на-Дону Ростовской области, Уфа и Брянск2.
В Ростовской области также имеются примеры устойчивого функционирования частных предприятий ЖКХ: 15 крупных предприятий из 40 (37,5 %), оказывающих в соответствии с договорами услуги в сфере ЖКХ на территории г. Ростова-на-Дону, являются предприятиями не муниципальной формы собственности. Данные предприятия обслуживают 40% площади муниципального жилищного фонда. Результаты социологического опроса населения по качеству предоставляемых услуг частными предприятиями показали, что предпочтение отдано этим предприятиям3. В общем в Ростовской области
1 Пресс-релиз «О состоянии дел в сфере водоснабжения и водоотведения и реализации проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры в 2007 году» // Официальный сайт Федерального агентства по строительству и ЖКХ. — Режим доступа: http:// www.gosstroy.gov.ru / pressrel332 .htm.
2 Там же.
3 Предприятия ЖКХ // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru.
функционирует 579 частных компаний и компаний смешанной формы в сфере ЖКХ, из них: водоснабжения — 16; электроснабжения — 3; теплоснабжения — 74; жилищного хозяйства — 40; многоотраслевые — 11; предприятия, проводящие капитальный ремонт — 333; прочих видов деятельности — 102. Созданы и функционируют 4 управляющие компании в сфере ЖКХ1.
В качестве примера эффективной работы управляющей компании в сфере ВиВ можно рассматривать заключение в 2005 г. 25-летнего концессионного контракта на управление ростовским «Водоканалом» между мэрией г. Рос-това-на-Дону и компанией «Евразийское водное партнерство». В результате данного государственно-частного партнерства в 2005-2006 гг. было построено три магистральных трубопровода, что позволило существенно улучшить водоснабжение города2. В рамках контракта за этот период компания инвестировала в водопроводно-канализационное хозяйство города более 700 млн руб.3
В 2007 г. Правительственная комиссия РФ одобрила инвестиционную заявку холдинга «Евразийский» на комплексную реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области. ОАО «Евразийский» совместно с ОАО «ПО Водоканал» г. Ростова-на-Дону приступил к реализации «Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону и Юго-Западной Ростовской области»4. Программа реализуется при участии Администрации Ростовской области и Администрации г. Ростов-на-Дону, рассчитана на 15 лет и предполагает финансирование в размере 42 млрд. руб. в прогнозных ценах3.
Первый пятилетний план реализации данной программы рассчитан на использование 13,5 млрд. руб., из них 35 % за счет частных инвестиций, 48 ,5 % — за счет Инвестиционного фонда РФ. Второй и третий пятилетние планы финансируются за счет частных инвестиций, результаты новых частных ин-вестиций подлежат передаче городу по окончании сроков действия арендного договора6.
1 Предприятия ЖКХ // Официальный сайт Администрации Ростовской области. Режим доступа: http://www.donland.ru.
2 Персидский Б. Усилия не напрасны // Вестник Водоканала. — 2007. — № 1 (57).
3 Важное решение. Интервью с президентом ООО «Евразийское водное партнерство» Яшечкиным С. // Вестник Водоканала. — 2007. — № 7(63).
4 Инвестиционный проект утвержден решением Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. Протокол №4 от 22 марта 2007 г.
5 Форум ЖКХ // Вестник Водоканала. — 2008 г. — № 1 (69).
6 Там же.
Реализация мероприятий данной комплексной программы позволит качественно улучшить водоснабжение г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области, обеспечить инфраструктурные условия для градостроительного развития Юга России, а также снизить остроту экологических проблем Азово-Черноморского бассейна. В частности, проект предполагает создание коммунальной инфраструктуры, которая откроет возможности для возведения 12,6 млн. кв. метров нового жилья, что равнозначно строительству нового города на 780 тысяч жителей.
Положительным образом сказывается использование механизмов госу-дарственно-частного партнерства и на финансово-экономических результатах работы ростовского водоканала. Рассматривая систему критериев оценки деятельности предприятия, можно сделать вывод, что финансово-экономическое положение улучшилось за период сотрудничества 2005-2006 гг. по сравнению с 2004 г. Так, в 2005 г. коэффициент ликвидности увеличился с 1,39 до 1,91, что вызвано значительным снижением кредиторской задолженности и ростом дебиторской задолженности (для достижения нормативного значения коэффициента > 2 необходимо активное снижение кредиторской задолженности), уменьшился коэффициент банкротства до -2,4 (при нормативном значении < 0), что позволяет говорить о стабилизации финансово-экономической ситуации в целом по предприятию. В 2005 Г. предприятием освоено 183 млн. руб. на реконструкцию и модернизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства при плане 149 млн. руб. (увеличение составило 22,8 % или 34 МЛН. руб.), что позволило улучшить ситуацию с водоснабжением как в некоторых микрорайонах города, так и в отдельных многоквартирных домах, снизить непроизводственные потери воды на сетях на 1 % (или на 5,5 млн. м3 в год)1.
В 2006 Г. выручка от всех видов деятельности составила 1 391 017 ТЫС. руб., в том числе: от основной деятельности — 1 381 056 тыс. руб., от прочей — 9 960 тыс. руб. Итогом деятельности предприятия в 2006 г. стало получение прибыли в размере 71,2 млн. руб., финансовый результат составил 20,9 млн. руб.2 Несмотря на то, что в 2006 г. выручка от основной деятельности составила 97 % от плана, а фактические расходы составили 101,8 % от запланированных (1 309,9 млн. руб.), что вызвано ростом аварийных ситуаций на сетях водопровода по сравнению с 2005 г., благодаря экономии по другим статьям затрат удалось снизить общую сумму перерасхода до 22,6 млн. руб.3
1 Сухенко А. Результаты деятельности предприятия за 2005 год // Вестник Водокана ла. - 2006. - № 9(53).
2 Силютин В. О финансово-экономических результатах работы объединения в 2006 го ду // Вестник Водоканала. — 2007. — № 7(63).
3 Там же.
На предприятии осуществляется целенаправленная работа в направлении снижения издержек. Если условно разбить структуру затрат на 5 основных групп и сравнить с международными стандартами, то можно сделать следующие выводы: доля зарплаты в структуре расходов намного ниже, чем аналогичный показатель для Западной Европы (16,9 % и 27 % соответственно), что при наличии избыточной численности персонала по отношению к международным нормам1 позволяет сделать вывод о низких зарплатах и о высокой трудовооруженности используемого на предприятии оборудования; доля затрат на элекроэнергию в Ростовском Водоканале практически соответствует европейскому уровню; расходы на ремонт и техническое обслуживание основных средств более чем в два раза меньше, чем европейские стандарты; все остальные расходы более чем в 7 раз превышают международные нормы
(33,7 % против 4,8 %)2.
Таким образом, на предприятии еще есть существенные резервы для оптимизации издержек. Отдельно следует подчеркнуть выполнение предприятием следующих обязательств, финансирование которых осуществляется за счет прибыли: софинансирование займа Международного Банка Реконструкции и Развития — 42,9 млн. руб., модернизация и реконструкция арендованных основных производственных фондов — 75,4 млн. руб., модернизация и реконструкция собственных основных производственных фондов — 21,7 млн. руб. Положительным фактором в 2006 г. следует считать снижение дебиторской задолженности на 11 767 тыс. руб. или на 4 % по сравнению с началом года3.
В 2006 Г. осуществлено сокращение численности персонала на 350 человек, однако интересным фактом является то, что данное сокращение в основном проведено в рамках реорганизации структуры предприятия и выделения из нее отдельных частных предприятий в сфере ВКХ, т.е. с сохранением рабочих мест. В частности, сокращены: О КС и группа технадзора (27 человек) и РСУ (57 человек) с учреждением ООО «Водоканалстройкомплект» и передачей последнему функций заказчика-застройщика; ВОХР (256 человек) — в связи с передачей функций ЧОПу; КНС «Северная» (10 человек) в связи с выводом ее из эксплуатации и вводом в эксплуатацию 68 -го коллектора4. Это позволило также увеличить заработную плату, так в 2006 г. среднемесячная заработная плата составила 9 330 руб., что на 21 % больше по сравнению с 2005 г., когда она составляла 7729 рублей.
1 Силютин В. О финансово-экономических результатах работы объединения в 2006 го ду // Вестник Водоканала. — 2007. — № 7(63).
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
Таким образом, на основании вышеприведенного анализа можно сделать вывод, что выстраивание новой системы управления сферой водоснабжения и водоотведения в Ростовской области и г. Ростове-на-Дону, основанной на государственно-частном партнерстве, позволило ростовскому водоканалу повысить качество оказываемых населению услуг и эффективность своей деятельности, что проявляется в стабилизации производственных показателей, сохранении производственного коллектива, проведении комплекса ремонтных работ на объектах водопроводно-канализационной инфраструктуры (в объеме 196 млн. руб. в 2006 г.), своевременном выполнении налоговых обязательств перед всеми уровнями бюджета, осуществлении платежей за энергоресурсы, выплат заработной платы работникам. Это говорит о высокой перспективности опыта государственно-частного партнерства для формирования целостной политики интеграции водопроводно-канализационного хозяйства в рыночную экономику, в связи с этим целесообразно активизировать переход отрасли к новой организации путем усовершенствования законодательной базы по развитию проектов государственно-частного партнерства в части регулирования инвестиционных соглашений в коммунальном хозяйстве.