УДК 372.8 СЕРГЕЕВА Н.И.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Академия ФСО, E-mail: [email protected] АНДРЕЕВА Л.А.
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Академия ФСО, E-mail: [email protected]
UDC 372.8 SERGEEVA N.I.
Candidate of Pedagogics, associate professor, department of foreign languages, FSO Academy E-mail: [email protected] ANDREEVA L.A.
Candidate of Pedagogics, associate professor, department of foreign languages, FSO Academy E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
APPLICATION OF AN ELECTRONIC TEACHING AIDS SET AT THE LESSONS IN SUBJECT «FOREIGN LANGUAGE»
В статье рассматриваются вопросы использования электронного учебно-методического комплекса на занятиях по дисциплине «Иностранный язык». Эффективность применения всех элементов ЭУМК зависит от направленности содержания учебного материала на достижение основной цели обучения - обеспечение практического владения иностранным языком, от выбора технологий обучения, а также от качества подготовки всех компонентов ЭУМК и их объединения в единую систему.
Ключевые слова: электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), содержание учебного материала, цель обучения, объединение в единую систему.
The article discusses questions related to the application of an electronic teaching aids set (ETAS) at the lessons in subject «Foreign Language». The effectiveness of all ETAS elements depends on the orientation of the content of educational material on the achievement of the main educational goal -providing practical language skills development, on the choice of teaching techniques as well as on the quality of all ETAS components and their integration.
Keywords: electronic teaching aids set (ETAS), content of educational material, educational goal, integration.
Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по иностранному языку может применяться для организации учебно-познавательной деятельности на аудиторных занятиях и во время самостоятельной работы обучающихся. В качестве основных направлений в практике применения электронных компонентов ЭУМК для обучения иностранному языку, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам мы выделяем следующие:
• применение информационно-справочных электронных ресурсов при подготовке преподавателя к учебным занятиям;
• применение электронных ресурсов в процессе предъявления, систематизации и обобщения учебного материала с помощью электронных презентаций;
• автоматизация контроля, оценки и самоконтроля с помощью функций ЭСО (электронной среды обучения);
• использование функционала ЭСО в самостоятельной работе обучающихся (например, задействование информационных сетевых ресурсов при подготовке рефератов и сообщений);
• осуществление проектной и исследовательской деятельности с использованием ЭСО и других имеющихся информационных ресурсов.
Методика внедрения компонентов ЭУМК на ауди-
торных занятиях предусматривает в качестве обязательных элементов организации учебных занятий по ИЯ следующие:
• предъявление обучающимся учебной задачи, решение которой позволяет усвоить содержание учебного материала;
• системное и целенаправленное использование преподавателем методов, приемов и средств активизации учебной деятельности обучающихся;
• сочетание форм фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности обучающихся по решению учебных задач;
• самостоятельную работу обучающихся при использовании компонентов ЭУМК и обычных (бумажных) средств обучения.
Методика реализации электронных средств при обучении ИЯ включает в себя такие приемы и средства, как:
• прием структурирования представляемого в модулях ЭУМК содержания учебного материала в соответствии с содержательными линиями образовательного стандарта и компонентами языковых знаний, умений и навыков (ЗУН);
• средство управления процессом обучения ИЯ через пошаговое выполнение учебных действий обучающихся в процессе представления, усвоения, система-
© Сергеева Н.И., Андреева JI.А. © Sergeeva N.I., Andreeva L.A.
тизации. закрепления и обобщения учебного материала, контроля, оценивания и коррекции уровней его усвоения, осуществляемых в своей совокупности на основе применения технологической карты для конструирования системы учебных занятий с применением электронных компонентов ЭУМК в сочетании с обычными средствами обучения;
• средство представления информационных ресурсов в виде мультимедийных материалов;
• средство поиска необходимой информации при помощи гипертекстовых ссылок, а также поисковых систем;
• средство демонстрационной поддержки процесса обучения с помощью текстовых, аудио- и видеоисточников, опорных конспектов, для подготовки которых используются возможности мультимедиа;
• средство диагностики, позволяющее осуществлять контроль, оценивание и коррекцию результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся;
• средство самообразования обучающихся через предоставление возможности самостоятельного изучения ими содержания учебного материала и осуществления самоанализа результатов своей учебной деятельности.
Алгоритм проведения учебных занятий по ИЯ предусматривает системное применение электронных компонентов ЭУМК на следующих этапах:
- актуализация содержания ранее изученного материала;
- усвоение теоретического и практического учебного материала;
- систематизация и обобщение содержания учебного материала;
- закрепление предметного содержания;
- оценка и самооценка обучающимися уровня учебных достижений;
- коррекция результатов обучения.
Алгоритмизация осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе реализации методики применения ЭУМК по ИЯ при линейной форме предъявления содержания учебного материала представлена таблице 1.
Для предъявления содержания обучения в форме презентаций при использовании программы PowerPoint из пакета Microsoft Office, представляется необходимым использование средств мультимедиа. Они обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых языковых явлений. Презентации могут быть как статичными, так и подвижными (ани-мированными). Это могут быть также видеоролики. Общее методическое назначение этих материалов заключается в сообщении суммы знаний, формировании умений и навыков учебной деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения. Однако презентации, видеоролики и другие информационные материалы могут использоваться преподавателями и обучающимися и в ходе подготовки к учебным занятиям, а также для осуществления проектной, поисковой и исследовательской деятельности с использованием компьютеров и доступных информационных ресурсов с привлечением больших массивов учебной языковой информации из традиционных источников, а также информационных ресурсов глобальной сети Интернет.
Осуществление учебно-познавательной деятельности при актуализации учебной работы с лексическими единицами как элемент обучения в рамках его активизации на учебном занятии по ИЯ требует учета необходимого выстраивания дидактической связи: термин - определение термина - визуализируемый графический образ. Так, при изучении лексической темы «Телекоммуникационные системы» усвоение терминов «Drahtverbindung», «Funkverbindung». «Satellitenverbindimg» и т.д. происходит пошагово с помощью формы представления учебного материала в виде
Таблица 1.
Алгоритм учебно-познавательной деятельности обучающихся при применении электронных компонентов ЭУМК по ИЯ
Этап актуализации содержания ранее изученного материала Использование вводного тестирования, для диагностики уровня усвоения компонентов языковых ЗУН, необходимых для изучения нового материала
Этап усвоения теоретического и практического содержания учебного материала Использование гипертекстовых ссылок, экранных форм для представления языковых знаний, доступных для обучающихся электронных информационных ресурсов для процесса усвоения языковых ЗУН
Этап систематизации и обобщения содержания учебного материала Использование комплексов разно-уровневых заданий для автоматизации общеучебных и языковых умений и навыков
Этап закрепления содержания изучаемого материала Использование комплексов разно-уровневых (в том числе тестовых) заданий, обеспечивающих возможность обучающимся обратиться к учебным информационным ресурсам в рамках ЭУМК
Этап оценки и самооценки обучающимися уровня учебных достижений Использование комплексов тестовых заданий различной формы в процессе тематического (промежуточного) контроля с ограничением по времени выполнения и отсутствием доступа к учебным электронным ресурсам
Этап коррекции достигнутых обучающимися уровней усвоения содержания изучаемого материала Использование электронных компонентов ЭУМК, применявшихся при усвоении, для изучения неусвоенных обучающимися компонентов ЗУН
презентации Power Point. С помощью технологических возможностей ЭУМК обучающимся пошагово представляется сам термин, его определение и изображение.
На этапе закрепления представляется экранная форма, на которой изображения не соответствуют терминам, и необходимо установить соответствия.
На этапе осуществления текущего контроля и последующей коррекции результатов обучения в инструментарии контрольно-диагностического модуля ЭУМК по ИЯ представляются экранные формы, где необходимо установить соответствие между термином и его определением, или выполнить задания на вставление пропущенного элемента.
На этапе систематизации и обобщения содержания учебного материала, а также при самоподготовке обучающихся в режиме тренинга необходимо предусмотреть возможность работы в режиме самоконтроля, а также контроля с помощью ключей. На данном этапе можно использовать экранные формы всех видов: вставление пропущенного элемента, установление последовательности. нахождение соответствий, задания с открытым ответом и т. д.
На этапе осуществления промежуточного контроля результатов обучения может быть проведена электронная зачетная работа, включающая в себя значительное число заданий разного характера (лексико-грамматические задания, задания на чтение).
Очень важно, что при промежуточном контроле результатов обучения в сетевом режиме данные передаются в программу «Администратор» на рабочее место - головной компьютер преподавателя. В данном случае преподавателю представляется возможность мгновенно и объективно оценить результаты работы обучающихся, что значительно упрощает его работу и сокращает временные затраты по сравнению с временем, затрачиваемым на проверку, например, письменных зачетных работ, используемых в настоящее время на кафедре для промежуточного контроля.
Методика применения ЭУМК при обучении включает в себя следующие этапы: мотивационно-целевой; содержательно-деятельностный; оценочно-рефлексивный.
Мотивационно-целевой этан включает в себя следующие функции:
• постановку целей и задач реализации электронных составляющих ЭУМК с учетом особенностей процесса овладения ИЯ;
• установление условий применения электронных блоков ЭУМК в сочетании с традиционными средствами обучения;
• стимулирование у обучающихся интереса к изучению предмета с помощью компьютеров;
• возможность выбора обучающимися различных траекторий обучения при организации как коллективно-групповой, так и индивидуальной форм учебно-познавательной деятельности в процессе усвоения содержания учебного материала.
Содержательно-деятельностный этап предполагает:
• представление структурированных по модульно-
му принципу теоретических и практических тренинговых компонентов с учетом нормативно определенных в образовательном стандарте основных содержательных линий;
• формирование и развитие у обучающихся общеучебных и специальных способов деятельности при овладении ИЯ;
• алгоритмизацию учебных действий обучающихся при применении электронных компонентов ЭУМК наряду с обычными средствами обучения.
Содержательный компонент ЭУМК включает комплекс электронных учебных пособий (ЭУП) для аудиторной работы, а также практикум для самостоятельной работы обучающихся. Содержательная учебная информация ЭУП и практикума структурирована по принципу модульности (5 модулей: «Общевоенная тематика», «Страноведческая тематика», «Общие сведения об элементной базе техники связи», «Основы вычислительной техники», «Телекоммуникационные системы»). Кроме того, мы полагаем, что целесообразно включить в данный компонент также и следующие электронные ресурсы (внешние и внутренние):
- электронный словарь терминов по профилю подготовки на платформе Moodle;
- электронно-пополняемый банк учебных материалов;
- мультимедийные программы и системы;
- медиатеку, размещенную на платформе Moodle.
При рассмотрении содержательно-деятельностного
этапа мы считаем необходимым более подробно остановиться на представлении комплекса ЭУП «Немецкий язык» по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи», поскольку оно является, на наш взгляд, одним из основных элементов, формирующих содержательный компонент предлагаемой нами модели ЭУМК.
Известно, что для большого объема информации необходимо использовать соответствующий носитель. Технология на основе использования CD-ROM вполне годится для создания и применения электронного пособия, как, впрочем, и всего ЭУМК. Можно также разместить все материалы, составляющие ЭУМК. на сервере вуза или в сети ИНтернет. Это позволяет объединить различные виды представления информации в одной среде - текст, неподвижные и подвижные изображения, видео- и аудио - в единый комплекс, который делает обучающегося активным субъектом учебного процесса. Использование такого комплекса, при задействовании многих каналов восприятия информации обучающимся, обеспечивает индивидуализацию обучения, что особенно важно при компьютерном обучении.
Основные компоненты каждого учебного модуля электронного модульного учебного курса «Немецкий язык» по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи», являющегося основой ЭУМК, подразделены на блоки: «Фонетика», «Лексика», «Грамматика» и «Чтение».
Раздел «Фонетика» предназначен для обучения правилам чтения на немецком языке, формирования
правильного произношения и интонирования.
Раздел «Лексика», являясь базовым разделом, состоит из частей, количество которых определяется количеством тематических блоков, где объяснение учебного материала представляется на основе презентации и совокупности групп упражнений для формирования навыков аудирования, говорения, чтения, письма.
Освоение раздела «Грамматика» осуществляется параллельно с тематическими блоками раздела «Лексика». Эти блоки состоят из объяснения грамматики в виде анимированной лекции-презентации и комплекта упражнений.
Раздел «Чтение и перевод научно-технической литературы» включён в ЭУП «Немецкий язык» для специалистов в области связи и инфокоммуникационных систем, и его целью является обучение самостоятельному чтению научно-популярных и специальных текстов, формирование навыков перевода, составления аннотации и реферата.
В данном разделе заканчивается изучение грамматики. даются образцы специальных упражнений по правилам перевода с немецкого на русский, изучаются правила написания аннотаций и рефератов, базовые положения теории перевода. Кроме того, здесь находятся профессионально-ориентированные тексты и тестовые задания для контроля умений и навыков различных видов профессионально направленной речевой деятельности.
На оценочно-рефлексивном этапе методики применения ЭУМК осуществляется контроль и самоконтроль сформированное™ индивидуальной профессиональной коммуникативной компетенции (ИПКК), то есть готовности обучающихся к осуществлению иноязычного профессионального общения по профилю специальности или к продолжению обучения иностранному языку.
Поскольку ИПКК - это сложная, иерархически организованная уровневая многокомпонентная структура, интегрированная характеристика качеств личности, то следует осуществлять контроль успешности конкретных действий обучающихся в процессе профессионального общения во всех основных видах профессиональной деятельности. В них следует выделить наиболее типичные речевые ситуации, требующие от специалиста наличия определенных знаний, умений и демонстрации способности их экстраполирования на новые области применения на базе приобретенного опыта. На данном этапе также осуществляется самооценка обучающимися результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Для проведения контроля предусматривается в качестве критерия определения успешности обучения описание уровней усвоения содержания учебного языкового материала, а в качестве показателей обученности - отметочные баллы пятибалльной шкалы оценивания учебных достижений обучающихся. Контрольно-диагностический модуль включает в себя контрольные работы, материалы зачётов и экзаменов, комплекты тестов для входного тестирования, промежуточного контроля и самоконтроля, электронную анкету (опро-
сник). Комплекты контролирующих тестов на платформе Моос11е должны содержать методические указания, сами тестовые задания для контроля по окончании изучения материала каждого учебного модуля дисциплины, задания как для промежуточного контроля к блоку учебного материала, так и для самоконтроля, дающие возможность интерактивно проверить результаты и вести журнал успеваемости обучающегося. Одним из неотъемлемых преимуществ применения тестирования с помощью ЭУМК на платформе ЭСО Моос11е становится быстрота обработки результатов, поскольку большая часть тестов оценивается автоматически. Данная модульная объектно-ориентированная обучающая среда позволяет для более удобной работы группировать тесты по категориям. Преподаватель имеет возможность автоматически настроить количество попыток для сдачи теста и размещать свои комментарии как относительно отдельных ответов обучающихся, так и всего теста. Все оценки помещаются в единый журнал, содержащий инструменты для подведения итогов. Специальная система учета и мониторинга учебной деятельности позволяет в любой момент увидеть полную картину как о работе обучающихся в учебном процессе в целом, так и подробную информацию по каждому модулю курса. Объединение с электронной почтой позволяет отправлять всю учебную информацию с обеих сторон учебного процесса, что особенно важно при дистанционном обучении.
При оценке готовности обучающихся к эффективному осуществлению иноязычного профессионального общения контролируются языковые знания, умения и навыки оперирования ими. Это объекты контроля первого уровня, то есть коммуникативные умения во всех видах иноязычной речевой деятельности, а также объекты контроля второгоуровня, то есть компетенции, являющиеся компонентами ИПКК. которые обеспечивают способность выносить адекватные суждения и самостоятельно принимать решения для выполнения задач профессионального характера.
Формой контроля объектов первого уровня являются языковые тесты (в том числе и в ЭСО МоосИе). Контроль способности самостоятельно решать профессиональные задачи осуществляется в форме креативных заданий.
С целью же контроля понимания прочитанного или прослушанного текста могут использоваться приемы контроля, повторяющие приемы обучения, такие как: вопросно-ответная работа, классификация и ранжирование. соотнесение, обсуждение, пересказ и другие.
Текущий контроль сформированности продуктивных умений отличается сложностью и трудоемкостью ввиду сложности экспрессивной речи. Он осуществляется разными приемами, повторяющими приемы обучения этим видам речевой деятельности. Так. например, контроль уровня сформированности умений и навыков монологической речи, основанной на результатах информативного чтения, требует контроля сформированности следующих сложных умений:
- чтения нескольких иностранных источников, письменного оформления профессионально-значимой информации по какому-либо вопросу, конструирования логически выстроенного монологического высказывания в определенных ситуациях профессионального общения;
- самостоятельного (не основанного на чтении каких-либо источников) монологического высказывания по проблеме в конкретной ситуации профессионального общения.
Для того чтобы установить уровень сформированное™ этих умений и навыков, используются следующие упражнения: в понимании и запоминании информации, имеющей профессиональное значение, в построении логически структурированной программы высказывания, в подготовке самостоятельно построенного монологического высказывания на основе плана, а также упражнения общего контроля выполнения задач, которые предусматривают информативное чтение и монологическое высказывание в ситуации профессионального общения, основанное на извлеченной из текста информации. Эти упражнения могут осуществляться в форме вопросно-ответной работы, перекодирования информации, пересказов, устного выступления (презентации) или сообщения, дискуссии, решения проблемных задач, ролевого моделирования и т. д.
Для контроля сформированности умений в письменной речи используются письменные работы, например, написание комментария к полученной информации, написание сообщения с изложением полученной информации с разной степенью компрессии (краткое изложение, аналитический отчет, доклад и т. п.)
Текущий контроль самостоятельной деятельности обучающихся осуществляется как аудиторно (презентации групповых мини-проектов на занятии, доклады и т. д.), так и в рамках электронной системы платформы Moodle. Система позволяет осуществлять:
- общий мониторинг регулярности самостоятельной работы (выявлять обучающихся, которые не работают в системе или делают это редко);
- анализ результатов тестирования (проанализировать средний балл в конкретной группе или среди всех обучающихся, время прохождения тестов, допускаемые ими ошибки для выявления наиболее трудных для обучающихся заданий, тем, аспектов системы языка);
- контроль и оценивание созданного обучающимися и загруженного в систему цифрового контента, представляющего собой ответ на задание (небольшие рассказы, аудио- или видео-клипы, презентации и т. д.).
Выявив глубину усвоения каждой темы и имеющиеся недостатки, преподаватель определяет причины. мешающие работать, а также меры по их устранению и меры коррекции программы овладения компетенциями. Коррекция предполагает преодоление отклонений от заданного целями обучения эталона то есть профессионально-коммуникативных деформаций, которые зафиксированы в ходе осуществления иноязычного профессионального общения. Меры коррекции определяются типом профессионально-коммуникативных фонетических, лексических, грамматических, стилисти-
ческих. этикетно-поведенческих и других деформаций. Задача педагога в данной области - своевременно обогащать содержание обучения задачами в сфере профессиональной коммуникации, которые ориентированы на преодоление выявленных нарушений. Например, если педагогом отмечается частое нарушение обучающимися стилистических норм в ходе написания аналитического отчета на иностранном языке, необходимо в рамках аудиторных занятий или -внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся обеспечить выполнение комплекса упражнений тренировочного характера и упражнений в написании аналитического отчета, направленных на развитие всех или части нижеследующих умений:
- определять и формулировать тему и проблему аналитического отчета;
- собирать, анализировать и систематизировать научную информацию по проблеме из источников на иностранном языке;
- составлять план-набросок для обобщения имеющихся сведений;
- определять недостающую информацию и осуществлять поиск недостающих данных;
- формулировать тезисы и доказательства;
- формулировать выводы;
- осуществлять саморедактирование и др.
Промежуточный контроль осуществляется в
форме контрольной работы с целью определения степени усвоения каждого модуля в целом. Объектом контроля при этом должен быть, согласно поставленным целям обучения, уровень сформированности иноязычной про фе ссиона льно -коммуникативной компетентно сти. С этой целью контрольные работы должны содержать не только и не столько такие стандартные задания, как ле кс и ко - гра м мат иче с к и й тест и подготовленное монологическое высказывание объемом 10-12 фраз, а задания, контролирующие сформированность компонентов компетенций в отдельных видах речевой деятельности. Это должны быть задания по чтению или аудированию печатных и аудио-текстов, представляющих профессиональный интерес, по извлечению и применению в письменной и устной речи информации из них; устные и письменные задания творческого характера, демонстрирующие способность обучающихся решать профессиональные задачи с помощью иностранного языка.
По окончании изучения дисциплины проводится итоговый контроль и оценивание. Итоговый контроль должен учитывать результаты теку щего и промежуточного контроля, то есть особенности учебной деятельности обучающегося на протяжении всего периода изучения дисциплины. Решением поставленной перед итоговым контролем задачи является рейтинговая система контроля. Опыт ее применения в российских вузах позволяет говорить о таких очевидных достоинствах, как: объективность оценки, повышение состязательности учения, мобилизация самостоятельности и активности обучающихся. повышение системности в работе студентов, возможность мониторинга динамики и результативности разных видов работы и т. д.
Как в создании электронных элементов ЭУМК, так и в реализации методики их применения в ходе учебной деятельности обучающихся обязательным условием является оптимизация основных функций электронных средств обучения, представленных в таблице 2.
Методика применения компонентов ЭУМК в условиях существующей в вузе системы организации учебного процесса предполагает совместное использование различных средств обучения, взаимодополняющих друг друга, которые позволяют эффективно решать учебные задачи как посредством электронных, так и обычных бумажных компонентов УМК. С нашей точки зрения, такое применение является педагогически целесообразным и представляет собой единую систему, состоящую из предъявляемого с помощью данных средств содержания дидактического материала и логики организации занятия.
Применение ЭУМК требует хорошего оснащения компьютерной техникой, тщательности при разработке программно-технических аспектов, поскольку сбои в данной сфере могут оказать негативное влияние на успешность обучения. Однако методика использования ЭУМК в процессе обучения не может ограничиваться лишь техническим аспектом ее реализации. Организационные и методические аспекты использования ЭУМК (определение места и времени их введения, последовательное или параллельное использование в учебном процессе электронных компонентов с обычными средствами обучения) представляются одинаково важными. Использование ЭУМК и информационной базы традиционных средств обучения могут быть разнесены по времени их представления в учебном процессе. Подобная ситуация может иметь место на учебных занятиях, посвященных повто-
Функции элементов ЭУМК, оптимизируем
рению, систематизации и обобщению знаний.
При разработке методики использования электронных элементов ЭУМК и традиционных средств в обучении ИЯ является целесообразным создать технологические карты для конструирования учебного занятия и определения возможностей интегрирования ЭУМК в его структуру.
Создание технологической карты представляет собой один из способов организации деятельности обучающихся по ИЯ (учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-исследовательской) с использованием ЭУМК. Технологическая карта позволяет выделить этапы учебного занятия, определить специфику деятельности преподавателя и обучающихся в процессе обучения, а также производить ее коррекцию.
С помощью технологической карты для определения возможностей интегрирования электронного ЭУМК в учебный процесс преподавателем конструируется собственный вариант обучения, в котором методические приемы и средства могут применяться вариативно. Представляем образец технологической карты:
Подводя итог сказанному об организации обучения иностранному языку на основе применения ЭУМК по дисциплине «Иностранный язык», отметим, что эффективность применения всех элементов ЭУМК на занятиях зависит от того, насколько содержание предъявляемого учебного материала ориентировано на достижение основной цели обучения - обеспечение практического владения иностранным языком, от выбора технологий обучения, а также от качества подготовки всех компонентов отдельных, но взаимосвязанных модулей ЭУМК и их объединения в единую систему.
Таблица 2.
в соответствии с этапами их использования
Этапы использования элементов ЭУМК
мотивационно-целевой содержательно-деятельно стный оценочно-рефлексивный
Функции элементов ЭУМК управленческая обучающая мотивационная управленческая обучающая мотивационная самообразования управленческая обучающая мотивационная контрольно-оценочная корректирующая самообразования
Таблица 3.
Технологическая карта конструирования учебного занятия при применении электронных компонентов учебно-методического комплекса по иностранному языку
Этапы учебного занятия Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Используемые электронные компоненты ЭУМК (вариативно)
Вводный - диагностирование исходного знаниево-деятельностного уровня обученности; - актуализация личного опыта и знаний обучающихся для «погружения» их в лексическую тему; - организация совместно с обучающимися целеполагания; визуализация формулировок целей и задач, а также плана занятия средствами мультимедийной презентации - выполнение заданий по диагностированию исходного уровня обученности; - участие в определении и формулировании целей и задач занятия, фиксация их формулировок в тетради; - уяснение цели осуществляемой учебно-познавательной деятельности; - планирование учебно-познавательной деятельности, коррелирующей с планом занятия и планами самоподготовки мультимедийные презентации преподавателя, тестовая среда в режиме диагностики на входе, Интернет-ресурсы, материалы теоретического модутя^етериалысправочно-информациониого модуля
Представление учебной информации - представление теоретического содержания учебного материала, конкретизируемого с помощью мультимедийной презентации и учебного пособия: лексический состав, упражнения и тексты; - организация освоения обучающимися учебно-познавательных действий, овладение которыми является целью занятия; - представление в мультимедийных презентациях и раздаточном дидактическом материале заданий дифференцированного характера по анализу текста; - поддержка состояния активного осуществления учебно-познавательной деятельности - первоначальное ознакомление с теоретическим содержанием учебного материала, представляемого в презентации и тексте учебного пособия; - восприятие объяснения преподавателя представляемого в презентации и учеб-ном пособии учебной информации; - индивидуальное или коллективное (групповое) выполнение запланированных преподавателем заданий дифференцированного характера; - выполнение индивидуальных планов самоподготовки мультимедийные презентации преподавателя, тестовая среда в режиме практики, Интернет-ресурсы, теоретический материал, электронные словари и справочники
Коррекция знаний переопределение цели и уточнение образовательной траектории обучения с учетом полученных и планируемых результатов - соотнесение поставленных целей с полученными результата-ми обучения; - осуществление коррекции с использованием режима помощи и обращением к доступным информационным ресурсам (учебное пособие, Интернет-ресурсы и т. д.) тестовая среда в режиме помощи, мультимедийные презентации обучающихся, материалы теоретического модуля, электронные словари и иныематериалысправочно-информационного модуля
Систематизация и обобщение, закрепление содержания учебного материала обеспечение закрепления содержания учебного материала по теме при выполнении комплекса заданий, в том числе тестовых с использованием режима помощи, предполагающем обращение к учебным информационным ресурсам; - обеспечение закрепления результатов учебно-познавательной деятельности - выполнение деятельно стной подготовки - закрепление необходимых способов и методов учебно-познавательной деятельности; - завершение целостного выполнения индивидуальных планов мультимедийная презентация, тестовая среда в режиме помощи, материалы теоретического модуля, электронные словари и иные материалы справочно-информационного модуля
Промежуточный контроль - проверка и оценивание уровня усвоения содержания по теме, а также сформированности способов учебно-познавательной деятельности; - выявление объема выполнения обучающимися индивидуальных планов; - использование нормативных показателей, отражающих все стороны учебно-познавательной деятельности обучающихся и обеспечивающих их выявление; - получение информации о качественном состоянии обучения ИЯ и возможности перехода обучающихся и с одного уровня усвоения содержания учебного материала и способов деятельности на другой; - возврат (при необходимости) к механизму коррекции вплоть до достижения продуктивного уровня усвоения - выполнение разно-уровневых заданий по осуществлению промежуточного контроля; - самопроверка объема выполнения индивидуального плана самоподготовки; - получение информации о продвижении в обучении и его продуктивного уровня усвоения, что отображается в индивидуальном плане самообразования тестовая среда в режиме контроля, раздаточный дидактический материал контроля
Рефлексия - анализ типичных и особенных ошибок; - определение мер по устранению ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся; - выявление тенденций и динамики формирования результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся; осуществление прогнозирования дальнейшего развития дидактического процесса (при необходимости) к механизму коррекции вплоть до достижения продуктивного уровня усвоения осознание основных этапов учебно-познавательной деятельности, ее индивидуальных и коллективных результатов; - оценка возникших проблем и способов их решения; коррелирование поставленных целей с окончательными результатами обучения электронные средства обучения (тестовая среда в режиме представления итогов и результативности учебно-познавательной деятельности обучающихся)