Научная статья на тему 'Применение дистанционной технологии при обучении иностранному языку в магистратуре технического вуза'

Применение дистанционной технологии при обучении иностранному языку в магистратуре технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / МАГИСТРАТУРА / BUSINESS FOREIGN LANGUAGE / DISTANCE LEARNING / FOREIGN LANGUAGE IN A TECHNICAL HIGHER SCHOOL / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PROFESSIONAL COMMUNICATION / SPECIALISTS' TRAINING / MASTER''S PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодых-нагаева Е. Г., Нордман И. Б.

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку в магистратуре технического вуза на примере дисциплины «Деловой иностранный язык». Подчеркивается значение указанной дисциплины как одного из условий качественной подготовки специалистов. Показана роль системы поддержки дистанционного обучения для эффективной организации учебного процесса в области аудиторной и самостоятельной работы, а также контроля по дисциплине «Деловой иностранный язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молодых-нагаева Е. Г., Нордман И. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of distance learning technology in foreign language teaching in the course of Master’s Program in a technical higher school

This article discusses the features of foreign language teaching in the course of Master’s Program in a technical higher school by case study of "Business Foreign Language" course. The importance of the given course as a condition of qualitative training is stressed. The authors discuss the role of the support system of the distance learning for the effective organization of the educational process in the classroom and independent work, as well as assessment during the "Business Foreign Language" course.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционной технологии при обучении иностранному языку в магистратуре технического вуза»

УДК 378.01

Молодых-Нагаева Елена Геннадьевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Тюменского государственного нефтегазового университета

Нордман Ирина Борисовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков

Тюменского государственного нефтегазового университета

ПРИМЕНЕНИЕ

ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В МАГИСТРАТУРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности обучения иностранному языку в магистратуре технического вуза на примере дисциплины «Деловой иностранный язык». Подчеркивается значение указанной дисциплины как одного из условий качественной подготовки специалистов. Показана роль системы поддержки дистанционного обучения для эффективной организации учебного процесса в области аудиторной и самостоятельной работы, а также контроля по дисциплине «Деловой иностранный язык».

Ключевые слова:

деловой иностранный язык, дистанционное обучение, иностранный язык в техническом вузе, коммуникативная компетенция, профессиональная коммуникация, подготовка специалистов, магистратура.

Molodykh-Nagaeva Elena Gennadyevna

PhD in Social Science, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

Nordman Irina Borisovna

Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Tyumen State Oil and Gas University

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGY IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING IN THE COURSE OF MASTER'S PROGRAM IN A TECHNICAL HIGHER SCHOOL

Summary:

This article discusses the features of foreign language teaching in the course of Master's Program in a technical higher school by case study of "Business Foreign Language" course. The importance of the given course as a condition of qualitative training is stressed. The authors discuss the role of the support system of the distance learning for the effective organization of the educational process in the classroom and independent work, as well as assessment during the "Business Foreign Language" course.

Keywords:

business foreign language, distance learning, foreign language in a technical higher school, communicative competence, professional communication, specialists' training, Master's Program.

Изменения, которые происходят в настоящее время в сфере образования, свидетельствуют о смене традиционной образовательной концепции на личностно ориентированную. Ее ведущим компонентом являются ключевые компетенции, необходимые для личного совершенствования и развития, формирования активной гражданской позиции, социальной адаптации и применения в течение всей жизни [1, с. 109]. Одним из основных моментов качественной подготовки специалистов является развитие и совершенствование их языковой компетенции. Дисциплина «Деловой иностранный язык», помогающая в будущем общению с зарубежными коллегами, выступает не только как объект изучения, но и как средство совершенствования профессиональных компетенций [2, с. 296].

Указанная дисциплина включена с 2012 г. в учебные планы первого курса магистрантов всех специальностей ТюмГНГУ. Введение данной дисциплины оправдано современными реалиями: только в Тюменской области работают большое количество совместных предприятий, где языками деловой документации, а часто и повседневного общения являются немецкий или английский. Российские предприятия также активно сотрудничают с поставщиками из-за рубежа, что влечет за собой потребность в специалистах с определенным уровнем знаний иностранных языков, поскольку требования к современному специалисту предполагают как способность работать со специальной литературой на иностранном языке, так и умение общаться на нем на повседневную тематику, а также ориентирование в профессиональных ситуациях.

Среди магистрантов можно встретить недавно завершивших образование бакалавров, которым сложно найти работу, как по причине отсутствия опыта, так и вследствие того, что многие

работодатели в России все еще не считают бакалавриат высшим образованием и предпочитают нанимать сотрудников с дипломом либо специалиста, либо магистра. В магистратуру идут также специалисты, закончившие вуз 5, 10 и более лет назад, для повышения качества своего образования или ознакомления с последними научными разработками в своей профессиональной и смежной областях. И первой, и второй категории магистрантов необходимо восстановить в памяти те знания иностранного языка, которые они получили на предыдущем этапе обучения в вузе. Даже при поступлении в магистратуру сразу по окончании бакалавриата возникает пауза в изучении иностранного языка, так как студенты многих специальностей изучают иностранный язык в основном на первых двух курсах. Кроме перерыва в изучении иностранного языка, отмечаются еще некоторые проблемы при освоении магистерской программы по дисциплине «Деловой иностранный язык». Это недостаточное количество аудиторных часов, отводимых на изучение иностранного языка, и отсутствие возможности выделить часы на проведение необходимых для студентов магистратуры консультаций, а также несформированность у многих магистрантов умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность [3, с. 103].

Опыт работы в ТюмГНГУ с магистрантами различных специальностей и направлений выявил следующие положительные моменты в организации работы по освоению дисциплины «Деловой иностранный язык».

Вне зависимости от длительности перерыва иностранный язык забывается при отсутствии практики, поэтому в первом семестре магистратуры на практических занятиях предлагаются такие задания по ведению деловых переговоров и составлению деловой документации, которые помогают обучающимся вновь погрузиться в атмосферу немецкого или английского языка посредством повторения грамматико-лексических конструкций и страноведческой информации.

Учитывая разный уровень владения иностранным языком, студентам магистратуры предлагаются задания для повторения, предоставляемые в ТюмГНГУ средствами системы поддержки дистанционного обучения Educon. Названная система содержит электронные курсы по каждой дисциплине для студентов всех форм обучения. Включенное в структуру курсов методическое обеспечение (программа и карта методического обеспечения дисциплины, методические указания и пособия, глоссарии) помогает ориентироваться в изучаемом материале и полностью обеспечивает обучающихся необходимым учебным и справочным материалом. Кроме того, к неоспоримым преимуществам использования электронных курсов относятся также свобода выбора времени для выполнения заданий, возможность получения консультации преподавателя независимо от расписания занятий, постоянная доступность информационных, справочных и учебных материалов. Названные преимущества очень важны именно для данной ступени получения образования, поскольку многие магистранты уже работают по специальности, и возможность самостоятельного регулирования времени выполнения заданий и нахождения необходимого материала могла бы сделать процесс обучения более эффективным.

Содержание программы по дисциплине для магистрантов тоже имеет свои особенности. Первые устные задания, с одной стороны, повторяют знакомые разговорные темы, с другой -знакомят студентов с правилами деловой коммуникации, рассматривая ситуацию с позиции деловых партнеров, а не друзей или приятелей. Соответственно, изучаются необходимые для данных целей грамматические конструкции, корректное лексическое оформление речи. Письменные задания направлены на установление контакта с возможными партнерами и поиск информации.

Правила деловой переписки и оформление документации отличаются в разных странах, поэтому необходимо работать с оригинальными образцами из стран изучаемого языка. В этом отношении важно правильно выбрать источник информации. На практических занятиях с магистрантами по дисциплине «Деловой немецкий язык» в ТюмГНГУ используются учебные пособия немецких издательств Hueber, Klett, Schubert, Langenscheidt. В них предложены не только аутентичные тексты и образцы деловых писем, составленные с учетом современных правил, но и звуковое сопровождение диалогов, что позволяет работать как над лексическими и грамматическими навыками, так и над правильным произношением.

Для более эффективной организации обучения по дисциплине «Деловой иностранный язык» студентам предлагаются тренировочные задания для самостоятельной работы в электронных курсах, отражающие содержание обучения по дисциплине по всем аспектам, в том числе и по аудированию. Система предоставляет возможность использования нескольких попыток для выполнения заданий. Результаты правильности выполнения задания студент может сразу же увидеть в электронной системе. Это дает возможность студентам самостоятельно регулировать повторение материала.

Контроль усвоенного материала осуществляется, как и в программах подготовки бакалавров, устно и письменно на практических занятиях, а также при помощи системы электронного тестирования Educon. Система тестирования предоставляет различные возможности для проверки.

Во-первых, существуют тесты текущего контроля, показывающие уровень усвоения материала за определенный период времени в семестре или по отдельной изученной теме. Такие тесты могут выполняться в обязательное, отведенное преподавателем, или другое, удобное для студента время, возможно даже с домашнего компьютера. Выбор места и времени определяется спецификой изученного материала, а также наличием или отсутствием обязательного электронного тестирования в рамках принятой в вузе системы объективизированного контроля знаний студентов.

Во-вторых, это тесты промежуточного контроля, показывающие уровень усвоения материала за целый семестр. Такие тесты используются, как правило, студентами, которые не смогли выполнить тесты текущего контроля на удовлетворительную оценку или по каким-либо причинам отсутствовали на них. Тесты промежуточного контроля предоставляют студентам дополнительную возможность показать уровень изученного материала в случае отсутствия их на текущем тестировании или самостоятельно проверить усвоенный в течение семестра материал.

И, наконец, тесты итогового контроля, дающие объективную и независимую оценку усвоения материала за весь курс обучения.

Использование возможностей дистанционного обучения для освоения магистерских программ по дисциплине «Деловой иностранный язык» является целесообразным в области самостоятельной работы студентов и контроля, поскольку делает процесс усвоения дисциплины более эффективным за счет доступности материалов, оперативности оценки результатов и учета индивидуальных особенностей студентов.

Ссылки:

1. Степанова М.М. Современные подходы к обучению иностранному языку в магистратуре неязыкового вуза // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2010. Т. 2, № 111. С. 109-114.

2. Абзалова С.Р. Особенности преподавания иностранных языков в магистратуре технического вуза // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 11. С. 295-296.

3. Каменская Л.С., Савицкая Т.П. Организация самостоятельной работы магистрантов по иностранному языку в техническом вузе // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2011. Вып. 12 (618). С. 98-110.

References:

1. Stepanova, MM 2010, 'Modern approaches to teaching foreign language in not language high school graduate', Scientific and technical sheets of St. Petersburg State Polytechnic University. Humanities and social sciences, vol. 2, no. 111, p. 109-114.

2. Abzalova, SR 2013, 'Features of foreign language teaching in the graduate of a technical college', Bulletin of Kazan Technological University, vol. 16, no. 11, p. 295-296.

3. Kamenskaya, LS & Savitskaya, TP 2011, 'Organization of independent work of a student in a foreign language in a technical college', Bulletin of Moscow State Linguistic University, vol. 12 (618), p. 98-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.