* *
* Л
5 *
* л
л *
л *
Ж ПРИЛОЖЕНИЕ Щ
л *
* л
2 *
л *
л *
« л
л *
л *
л *
£ 2
5 8
«я*************
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2000 ! у 7
Ученики С.Н. Палентреер внесли значительный вклад в теорию и практику садово-паркового искусства и строительства. Многие из них работают и по настоящее время.
Ниже приведены некоторые приемы построения пейзажей в различных ландшафтных условиях. Разработки выполнил один из учеников С.Н. Палентреер - С. Соколов. Руководителем была С.Н. Палентреер.
Лесопарки и некоторые парки создаются на базе имеющихся лесных массивов. В этих случаях естественный лесной ландшафт подвергается формированию, обработке.
При построении парковых пейзажей в первую очередь оформляются наиболее живописные места: участки на рельефе, у водных поверхностей, поляны, опушки лесных массивов.
На этих объектах и сосредоточено внимание при составлении настоящего альбома, где показаны некоторые примеры возможных построений пейзажа.
Первые три (1-3) рисунка посвящены групповым сочетаниям, как однородным, так и смешанным, расположенным в различных условиях.
Рисунки 4-7 - примеры построения пейзажей полян в парках и лесопарках.
Рисунки 8-9 - примеры создания пейзажей с включением водной поверхности (ручья, прудов).
Рисунки 10-12 - примеры оформления лесных опушек путем расчистки, посадки древесно-кустарниковых групп.
Рисунки 13-14 - примеры различного восприятия пейзажа (далекие перспективы) взаимозависимости от трассировки дорожек.
Вклад в теорию садово-паркового искусства внесла Л.М. Фурсова. Ею разработаны ландшафтно-экологические принципы формирования садово-паркового пейзажа.
Большие работы в области реставрации парков-памятников проведены В.А. Агальцовой. Под руководством Е.А. Семеновой-Прозоровской выполнены проекты реконструкции московских парков-памятников садово-паркового искусства. В свое время необычно плодотворно трудились в данной области Я.Д. Янович, Л.Н. Дмитриева и др.
х
=г
X
їй
<
^ и '5, и
п
гг
а -х їй д ю Ц
о
п
ь
18
V
5
~ < О
о х |Е
Н г; о:
§
л;
п
4^.
з:
х
О
и
о
<а
о
а л &
0
1 о о
О М
<ЧІ ГУ*>
з
<
I-
3
<
©
Рис. 1. Пример построения древесной группы
Самостоятельная многопородная группа из шести деревьев без подлеска. В состав группы входят как хвойные, так и лиственные породы деревьев. Группа построена на контрасте между вертикальным силуэтом кроны тополя пирамидального (Яблокова), живописной формой сосны обыкновенной и компактной кроной каштана конского. Группа хорошо воспринимается с различных сторон.
Рис. 2. Примеры построения древесных групп
Самостоятельная многопородная группа с подлеском, в состав которой входят тополь берлинский, яблоня сибирская, алыча и можжевельник казацкий (нижние план и рисунок).
Группа построена на контрасте структуры крон и цвета листвы. Вертикальному силуэту тополя пирамидального противостоят почти сферические кроны яблони сибирской. Светлая живописная крона алычи резко выделяется на фоне остальных деревьев, а темная опушка из можжевельника казацкого усиливает цветовую и структурную характеристику группы.
Сопутствующая группа из пихты сибирской и ивы белой (верхний план и рисунок).
Группа построена на контрасте между вертикальной темной кроной пихты и округлой, светлой кроной ивы белой.
Рис. 3. Примеры построения древесных групп
Самостоятельная однопородная сосновая группа с сомкнутыми кронами без подлеска. Мягкий силуэт крон контрастирует с резко очерченными стволами (слева).
Группа лиственниц построена по тому же принципу (справа).
Рис. 4. Построение пейзажей полян
Построение пейзажей небольших полян с применением сопутствующих и самостоятельных групп и солитеров.
Рис. 5. Построение пейзажей поляны
Построение пейзажей поляны площадью около гектара, оформленной солитерами (береза бородавчатая, дуб черешчатый), играющих роль отдельных акцентов и хорошо воспринимающихся с различных точек дорожек.
Рис. 6. Построение пейзажей полян
Построение пейзажей небольших полян, в которых подчеркнута роль отдельных групп - липы мелколистной и ели обыкновенной.
Рис. 7. Построение пейзажей полян
Построение пейзажей небольших полян с применением сопутствующих и самостоятельных групп и солитеров.
ПАКУ А I !ВГГ>!_« ДП
Рис. 8. Построение пейзажа с водоемом
1 - заросли кустарника, закрывающие вид на водную поверхность; 2 - вырубка кустарника и раскрытие вида на водоем с прогулочной дорожки.
Рис. 9. Обогащение пейзажа с водной поверхностью
Вполне сложившийся ландшафт с водной поверхностью. Предлагается удалить отмершие деревья, выборочно удалить кустарники на островке (штриховка на плане) с целью создания выразительной светотени, подсадить несколько кустарников на ближнем берегу, играющих роль кулис.
Рис. 10. Обработка'опушки*'
Дорожка в лесопарке огибает старый сосновый бор, расположенный на пологом склоне, сильно заросшем кустарником (план 1, нижний рисунок). Весьма декоративные монументальные стволы сосен скрыты от глаз разросшимся подлеском.
Предлагается удалить часть подлеска и большую часть кустарников с лужайки (план 2, верхний рисунок). Таким образом, в пейзаж включаются эффектные стволы сосен, между которыми местами выходит подлесок, а также зеленая поверхность газона. Трасса дорожки незначительно меняется.
Рис. 11. Обработка опушки
Частично удаляют разросшиеся кустарники с края опушки, вдоль которой проходит дорожка. Трасса дорожки незначительно изменяется, в пейзаж включается зеленая поверхность газона. Удаляются и разравниваются бугры земли. Группа берез, отделенная от массива дорогой, оформляется декоративными кустарниками. Великолепная сосна на переднем плане остается центром композиции (план 2, рисунок нижний), на плане 1 и верхнем рисунке показано состояние опушки до реконструкции.
Рис. 12. Обработка опушки
Чистые сосновые культуры в возрасте около 40 лет производят впечатление монотонности однообразия благодаря рядовым посадкам и отсутствию подлеска. Вводя первый план, нарушая рядовые посадки незначительной вырубкой и создавая опушку из кустарников, мы значительно изменяем восприятие пейзажа.
Рис. 13. Трассировка дорожки
Расположение отдельных деревьев или групп в непосредственной близости от опушки леса не дает особого эффекта, так как деревья переднего плана сливаются с фоном - опушкой.
Приближая те же деревья или группы деревьев к дорожке и удаляя их от опушки леса, мы изменяем соотношение глубины.
Становится виден силуэт дерева, оно пространственно отделяется от заднего плана - опушки.
Рис. 14. Трассировка дорожки
Правильно проложенная дорожка может значительно улучшить восприятие пейзажей, раскрывающихся по пути следования. В первом случае дорожка проходит по границе лесной опушки. Отсутствие кулис обедняет пейзаж.
Во втором случае дорожка проложена таким образом, что частично проходит под деревьями. Пейзаж обогащается, идти удобнее, так как появляется тень от деревьев.