Научная статья на тему 'Памяти Софьи Николаевны палентреер'

Памяти Софьи Николаевны палентреер Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
260
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Теодоронский B. C.

В декабре 1961 г. правление Союза архитекторов СССР провело совещание по ландшафтной архитектуре. Это было знаменательное событие в связи с тем, что в I960 г. организация труда при ООН в официальном регистре профессий утвердила профессию «ландшафтная архитектура». На совещании рассматривались различные вопросы городского зеленого строительства и формирования ландшафта в городах Российской Федерации, на Украине, в республиках Прибалтики, в Молдавии, на Кавказе, в Средней Азии. С докладами выступили известные в области зеленого строительства архитекторы, инженеры, ученые. Особое внимание обращалось на теорию ландшафтного садово-паркового искусства и роль профессии специалиста в данной области, на формирование благоприятной и комфортной среды в городах и поселках. Подчеркивалось, что зеленые насаждения это важнейший компонент открытого пространства, играющий средообразующую роль в современном градостроительстве и благоустройстве городов. О роли и значении растительности в ландшафте выступили известные теоретики О. Иванова (Ленинград), Л. Машин-ский (Москва). М. Коржев крупный архитектор и тонкий знаток садово-паркового искусства выступил с принципиальным докладом о терминологии в ландшафтном искусстве. С анализом зарубежной практики в данной области сделала обстоятельный доклад Л.С. За-лесская. Затрагивались вопросы непосредственно благоустройства и озеленения промышленных предприятий, магистралей и улиц, микрорайонов. Большое место отведено докладам, посвященным теории ландшафтного искусства. И. Косаревский, И. Родичкин, Л. Рубцов (Украина) затронули вопросы формирования парковых ландшафтов. Важное место занял доклад С.Н. Палентреер, посвященный построению паркового пейзажа и формированию открытого пространства в виде полян в парках и лесопарках. С.Н. Палентреер, по существу, заложила теоретические основы создания и оформления полян в садах и парках, которые в последующем были изложены в ее учебниках и учебных пособиях для студентов, обучающихся в лесотехнических вузах по специальности «озеленение городов и населенных пунктов». Представляемая статья была напечатана в 1963 г. в сборнике «Ландшафтная архитектура» по материалам совещания, посвященного вопросам ландшафтной архитектуры. Статья публикуется с незначительными редакционными правками и сокращениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти Софьи Николаевны палентреер»

ПАМЯТИ СОФЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПАЛЕНТРЕЕР

B.C. ТЕОДОРОНСКИЙ, зав. кафедрой садово-паркового строительства и ландшафтной архитектуры МГУЛа

В декабре 1961 г. правление Союза архитекторов СССР провело совещание по ландшафтной архитектуре. Это было знаменательное событие в связи с тем, что в 1960 г. организация труда при ООН в официальном регистре профессий утвердила профессию «ландшафтная архитектура». На совещании рассматривались различные вопросы городского зеленого строительства и формирования ландшафта в городах Российской Федерации, на Украине, в республиках Прибалтики, в Молдавии, на Кавказе, в Средней Азии. С докладами выступили известные в области зеленого строительства архитекторы, инженеры, ученые. Особое внимание обращалось на теорию ландшафтного садово-паркового искусства и роль профессии специалиста в данной области, на формирование благоприятной и комфортной среды в городах и поселках. Подчеркивалось, что зеленые насаждения - это важнейший компонент открытого пространства, играющий средообразующую роль в современном градостроительстве и благоустройстве городов. О роли и значении растительности в ландшафте выступили известные теоретики - О. Иванова (Ленинград), Л. Машин-ский (Москва). М. Коржев - крупный архитектор и тонкий знаток садово-паркового искусства выступил с принципиальным докладом о терминологии в ландшафтном искусстве. С анализом зарубежной практики в данной области сделала обстоятельный доклад Л.С. Залесская. Затрагивались вопросы непосредственно благоустройства и озеленения промышленных предприятий, магистралей и улиц, микрорайонов. Большое место отведено докладам, посвященным теории ландшафтного искусства. И. Косаревский, И. Родичкин, Л. Рубцов (Украина) затронули вопросы формирования парковых ландшафтов.

Важное место занял доклад С.Н. Палентреер, посвященный построению паркового пейзажа и формированию открытого пространства в виде полян в парках и лесопарках. С.Н. Палентреер, по существу, заложила теоретические основы создания и оформления полян в садах и парках, которые в последующем были изложены в ее учебниках и учебных пособиях для студентов, обучающихся в лесотехнических вузах по специальности «озеленение городов и населенных пунктов».

Представляемая статья была напечатана в 1963 г. в сборнике «Ландшафтная архитектура» по материалам совещания, посвященного вопросам ландшафтной архитектуры. Статья публикуется с незначительными редакционными правками и сокращениями.

ПОСТРОЕНИЕ ПЕЙЗАЖЕЙ ПОЛЯН

С. ПАЛЕНТРЕЕР

Парки и лесопарки включают сеть открытых и закрытых пространств. К открытым пространствам относятся водные поверхности, поляны и площадки, к закрытым

- массивы, куртины, рощи. Соотношение между этими элементами определяет художественный облик и композицию парка в целом.

В зонах с большой влажностью воздуха количество полян может быть значительным. Поляны часто встречаются в парках Украины. На юге - в Крыму и на Кавказе - они немыслимы без тщательного ухода. В ряде случаев в южных областях поляны могут быть включены в композицию паркового пейзажа (например, поляна Сочинского Дендрария).

Устройство полян требует большого искусства. При построении необходимо учитывать масштаб и размер поляны, ее конфигурацию и направление по сторонам света, рельеф местности, систему насаждений, маршрут дорожно-тропиночной сети. В пейзаж поляны может быть включено архитектурное сооружение. Чрезвычайно важны переходы от одной поляны к другой, иными словами их взаимосвязь в общей композиции.

При построении композиции полян решающее значение имеет их масштаб и место в плане. Важным моментом является величина полян, которая различна. В большом парке уместны поляны в 2, 1,5 или 1 га. В небольшом парке обширные поляны не масштабны, их следует заменить небольшими лужайками.

Поляна может иметь самостоятельное значение и служить композиционным центром в парке и в то же время она может быть второстепенным элементом.

Рельеф полян зависит от общего композиционного замысла проектировщика, создателя парка, и может быть самым различным.

Величину поляны подчиненной архитектурному сооружению определить легко -ее ширина должна быть не меньше самого здания, а длина - такой, чтобы здание хорошо просматривалось. Размер поляны находится в прямой зависимости и от назначения (поляны для игр, отдыха и т.п.). По конфигурации в плане поляны могут иметь как спокойные, так и «изрезанные» очертания.

Поляна со спокойными плавными контурами либо вытянута (длина превосходит ширину в несколько раз), либо вписывается в круг. Поляна с изрезанными контурами более живописна благодаря «западам» или, «бухточкам», используемым для размещения растительности - древесных групп, солитеров. Очень важна правильная ориентировка поляны по странам света. Если поляна имеет вытянутую форму, то рекомендуется (по возможности) длинную ось поляны предусматривать в направлении с востока на запад или с северо-востока на юго-

запад. В таком случае ее центральная часть, свободная от насаждений, будет освещена в течение всего дня. Такое направление длинной оси поляны предъявляет определенные требования к подбору насаждений и к их компоновке. Северные участки получают здесь более яркое освещение, а южная граница находится в тени. Соответственно этому и производится подбор видов растений. Растения светлых тонов и ажурные по структуре следует размещать в южной стороне, а темных тонов и компактные по структуре, с пластичной кроной, хорошо моделирующейся солнцем - на северной. Что касается насаждений, окаймляющих лужайку с востока и запада, то необходимо учитывать, что первые будут освещаться лучами заходящего солнца, а вторые, наоборот, восходящего.

При таком расположении деревьев желательно, чтобы у входа на поляну или выхода с поляны со стороны, наиболее освещенной в течение дня, был просвет, так как светлое пространство, как бы, притягивает взгляд. «Выход» может быть подчеркнут и другим способом, «зелеными пропилеями» - деревьями с особенно интересной структурой кроны - ажурной (береза), пестролистной или очень вертикальным силуэтом (пихта сибирская, тополь черный пирамидальный, кипарис).

Немаловажную роль в создании поляны играет рельеф. В большинстве случаев поляны расположены на спокойной, ровной местности, но небольшие уклоны поверхности территории можно выгодно использовать для раскрытия перспективы на окружающий ландшафт, на пруд, озеро, реку или на смежную поляну. Необходимо учитывать, что слишком резкий уклон искажает масштаб и нарушает цельность композиции.

Система насаждений на поляне может быть различной. Первостепенную роль играет опушка, т.е. насаждения, окаймляющие поляну по периметру, затем - отдельно стоящие деревья или группы деревьев, расположенные вдоль опушки и на открытых местах.

Решение опушки тесно связано с конфигурацией поляны. При спокойных очертаниях опушка будет состоять из групп деревьев или массива с еле заметными изгибами.

Художественная выразительность композиции достигается умелым подбором видов растений - лиственных и хвойных - и их чередованием. Такие виды, как липа, дуб, вяз, береза, ива дают очень спокойную, мягкую округлую воздушную линию опушки. Все внимание сосредоточено на фактуре стволов, на цветовых контрастах листвы. Липа весной окутана розоватой дымкой, в летние месяцы она дает спокойный фон своей темной лиственной массой; осенью она стоит в золотом уборе. Весной до распускания листвы дуб четко выделяется силуэтом, летом приковывает внимание своеобразным рисунком кроны, осенью - ее бронзовым оттенком. Белые стволы берез и трепетная листва ивы четко выступают на фоне липы и дуба. В группу к этим видам хорошо присоединить лиственницу сибирскую, она не нарушит общей спокойной гаммы, а внесет контраст по силуэту и тональности: весной -своей нежно-зеленой хвоей, осенью - желтопалевым оттенком своих игл.

В опушку можно включить хвойные виды растений - ель обыкновенную, пихту сибирскую, отличающуюся неспокойным «зубчатым» силуэтом. Сплошная стена елей или пихт с заостренными безукоризненными по архитектонике верхушками дает четкий ритм. Но слишком большая протяженность такой опушки утомительна (допустимая длина 50-75 м).

При резком контуре поляны построение опушки иное. В «западах» рекомендуется размещать преимущественно деревья с ажурной кроной, светлым стволом, а иногда и резким, четким силуэтом (ель, пихта, кедр).

Кроме опушки в композиции полян большую роль играют отдельно стоящие деревья и группы из деревьев. На маленькой поляне, скажем, в 0,25 га, можно ограничиться одним деревом желательно того вида, который встречается и на опушке.

Поляны средние и большие оформляются также и группами деревьев, располагаемых асимметрично в хорошо обозреваемых с главных, видовых точек маршрута местах. Очень важно выдержать правильное соотношение между высотой деревьев и размером поляны.

В пейзаж поляны должны быть включены кустарники, преимущественно в опушку, реже в группы. На выбор кустарников влияют окраска побегов и тональность листвы, красота соцветий и плодов.

Травяному покрову поляны также надо уделять большое внимание - подобрать нужные виды трав и обеспечить за ними тщательный уход.

Дорожки могут окаймлять поляну со всех сторон, с одной стороны или пересекать ее. Независимо от направления дорожки и тропинки должны быть совершенно незаметными, но ни в коем случае не подчеркиваться живой изгородью или бордюром.

Рис. 1. Большая поляна в Царицыно

Прежде чем приступить к трассировке дорожной сети и троп, надо установить главные и второстепенные видовые точки и затем уже соединить их маршрутом, учтя все направления. Кольцевой маршрут позволяет обозревать поляну с многих точек. Маршрут по «касательной» (поляна расположена между двумя аллеями) имеет свои преимущества: пейзаж поляны раскрывается неожиданно.

Разберем несколько примеров больших композиций с полянами и проанализируем их.

Образцы крупных лужаек отличаются либо совершенно плоским рельефом (Масляный луг на Елагине), либо незначительной покатостью (Большая поляна перед южным фасадом дворца в Царицыно). И в том, и в другом случае по композиции лужайка тесно связана с архитектурой здания. Поляна «Масляный луг» имеет 250 м по длинной оси и 100 м - по короткой. Деревья, ограничивающие полукольцом поляну с юга и запада, а также вкрапленные между зданиями с северо-востока и юго-востока липы, дубы, лиственницы достигают в среднем 20 м. В любое время дня часть поляны Масляного луга освещена солнцем: даже самые длинные тени не могут целиком закрыть его. На поляне стоит одиночный дуб, расположенный асимметрично по отношению к центральной части.

Большая поляна в парке Царицыно перед южным фасадом дворца ограничена с юго-запада зданием Оперы, а с юга и востока - насаждениями. В отличие от плоской поляны Масляного луга поверхность поляны в Царицыно имеет небольшой уклон к западу и северо-западу. Размеры поляны по длинной оси составляют 230 м, по короткой - 185 м. В центре поляны произрастает великолепный экземпляр сосны обыкновенной.

В вышеприведенных примерах точки восприятия расположены по кольцевому маршруту вокруг полян.. Однако и здесь надо отделить основные видовые точки от второстепенных. На поляне Масляного луга архитектура исторического здания дворца является доминантой общей композиции, и основная видовая точка на дворец расположена на западе, со стороны главной аллеи парка, причем в этом кадре лужайка служит передним планом. Со стороны же дворца, т. е. с запада, панорама лужайки приобретает самостоятельное значение.

Главная точка восприятия по кольцевому маршруту на поляне в Царицыно находится на юге, откуда просматриваются дворец и лужайка на переднем плане. С востока

поляна очень эффектно воспринимается по длинной оси, но в кадр «входит» Оперный дом. Пейзаж более эффектно воспринимается с северо-запада. Отсюда видны слегка покатый подъем поляны и группа сосен на фоне паркового массива, граничащего с поляной. Парк в современном состоянии значительно отличается от первоначального замысла и композиция во многих элементах понесла потери, так как многие группы деревьев разрослись и сомкнулись.

Исключительно интересны большие поляны в дендрологическом парке Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева в Москве. Планировка этих полян отличается неправильной конфигурацией и пересекающимися дорожками. Обмеры полян, проведенные автором, позволили выявить интересные качества и особенности планировки и композиции.

Наиболее интересна восточная поляна, существующая уже более ста лет. Входы на поляну предусмотрены с запада, с востока и юго-востока через зеленые «пропилеи». Зеленые пропилеи подчеркивают контраст между открытым и закрытым пространствами. Композиция поляны требует некоторой реконструкции, но все же производит сильное впечатление. Поляна предстает перед зрителем залитая солнцем со стоящими в отдалении группами дубов и сосен. Дорожка направлена с северо-запада на юго-восток. Пройдя 30 м по дорожке, посетитель приближается ко второй видовой точке. Здесь доминирующим элементом пейзажа становится мощный экземпляр дуба черешчатого. Задним планом или фоном служит смешанный массив с вкраплением лиственниц сибирских. Дорожка, направленная по северной границе поляны, незаметна для глаза, что зрительно увеличивает пространство.

Чтобы попасть на место, где находится третья видовая точка, посетителю необходимо пройти еще 25 м к юго-востоку. По мере продвижения возникают глубинные перспективы, причем экземпляр дуба черешчатого как центра композиции уже выпадает из поля зрения. Внимание привлекают группа лип, две березы, памятник Виль-

ямсу и мощный дуб, находящийся на расстоянии 115-120 м (четко воспринимаемая группа лип и берез находится на расстоянии 65-70 м).

Экземпляр березы бородавчатой, находящийся около дорожки у места третьей видовой точки, на данном отрезке маршрута особой роли не играет. У березы находится скамейка для отдыха посетителей и отсюда можно созерцать пейзаж поляны.

Та же поляна рассчитана на восприятие с северной дорожки и великолепно воспринимается, если подойти к ней с северо-востока. Первое, что приковывает внимание

- одиночный дуб, находящийся на расстоянии от зрителя всего на 45 м; если двигаться в западном направлении, то в поле зрения попадает береза. Значительную роль в пейзаже играет массив в форме «залива» с опушкой из лип, обращенный к юго-западу. Данная поляна по своей величине невелика, ее площадь около 1 г. Отношение ее длинной оси поляны к ее ширине и высоте деревьев (от 16 до 22 м) - образец прекрасных пропорций в садово-парковом и ландшафтном искусстве.

с

Рис. 2. Восточная поляна в дендропарке Сельскохозяйственной Академии им. Тимирязева

Осенью темная зелень хвойных пород подчеркивает золотистую гамму лип, берез, кленов и бронзовый оттенок дубов. Не теряет художественного облика поляна и зимой,

когда покрытая пеленой снега поверхность контрастирует с кряжистым, мощным и приземистым силуэтом дуба, с ажурной графич-ной кроной березы, а хвойные выступают на первый план. Вся гармония и соразмерность частей достигнута здесь средствами зеленой палитры - газон, деревья - без участия архитектурных элементов.

Интересный образец искусства создания полян имеется в парке Тростянец Черниговской области на Украине. Парк Тростянец расположен на площади 270 га, имеет бесконечное число прекрасных по композиции полян и лужаек.

Строителями парка руководило желание более широко раскрыть пространство по берегам большого пруда - главной композиционной оси, создать контраст искусственному горному ландшафту, найти оправу для великолепных групп деревьев, вскрыть перспективу на малые пруды и балки и, наконец, создать пейзажи по кольцевой периферийной дорожке. Этот последний мотив кажется нам особенно примечательным, имеющим большой практический интерес. Ведь устройство защитной зоны по границам парка необходимо в самых различных условиях. Зеленая полоса, опоясывающая Тростянец с трех сторон - с севера, востока и частично с запада, должна была защищать парк от степных ветров и зноя и создать благоприятный микроклимат.

Поляны в парке самые разнообразные по величине, конфигурации, обсадке и местоположению. Они подробно описаны и проанализированы в книге И. Косаревского «Парки Украины». Остановимся лишь на разборе одной из них так называемой «Длинной» в западной части парка. Она находится между двумя дорожками, ведущими к Большому пруду. Длина поляны примерно 175 м, средняя ширина 40 м. Расположение ее по странам света меридиональное. Решена поляна чрезвычайно просто. С севера она замыкается эффектной группой сосны Вей-мутовой, с южной — великолепными елями. Опушка поляны очень простая, но с восточной стороны выделяется интересная группа, приковывающая внимание. Группа состоит

из семи близко расположенных лип; снизу эта группа кажется очень мощной. Ветви деревьев свешиваются почти донизу, и группа воспринимается как цельное монолитное пятно.

Весьма характерным для парков Подмосковья и средней полосы России является фрагмент парка Отрада-Семеновское. Парк создан во второй половине XIX в. известным ландшафтным архитектором Эдуардом Андрэ.

Общая площадь участка достигает примерно 0,8 га. Рельеф имеет уклоны: с севера на юг, на запад и на юго-восток. Форма поляны неправильная — вытянутая, в основном к юго-западу. В отличие от всех анализированных выше примеров доминирующим элементом построения композиции являются отдельно стоящие группы деревьев.

Рис. 3. «Длинная» поляна в дендропарке Тростянец

Расположение групп на местности и их состав достойны самого тщательного изучения. В композицию включены лиственница сибирская, лиственница европейская, дуб обыкновенный, сосна обыкновенная и липа мелколистная. Высота деревьев около 20 м. Группы однопородные и смешанные без подлеска (за исключением одной), в основном они состоят из 7-8 и 11-12

деревьев. Эти группы выделяются либо на фоне неба, либо по мере понижения местности - на фоне липовой аллеи.

Мощные группы лиственниц очень масштабны по отношению ко всему участку парка. Находясь по сторонам здания, они похожи на его кулисы. Остальные группы как бы создают своеобразную опушку и подчеркивают рельеф местности. Очень важен сезонный фактор - осенью еще совершенно зеленая хвоя европейской лиственницы прекрасно сочетается с желто-палевой окраской лиственницы сибирской обыкновенной. Группа дубов осенью стоит в бронзовом уборе, а липы - в золотистом, вечнозеленые сосны участвуют в общей гамме оттенком ствола. Травяной покров поляны объединяет всю картину.

Рис. 4. Система малых полян в парке Вороново

Так простыми средствами достигнут великолепный садово-парковый пейзаж. В парке санатория Михайловское (Подмосковье) лиственницам отведена немаловажная роль в художественном облике полян.

Одна из полян находится в юго-восточной части ландшафтного массива; конфигурация компактная. Рельеф местности покатый с запада на восток (разница отметок 5 м).

Границами поляны служат с юга ряды тополей вдоль ограды, отделяющей парк от подъездной дороги, со всех других сторон

- парковый массив с преобладанием хвойных видов - пихты сибирской, сосны, ели и лиственницы, из лиственных - дуба череш-чатого, липы мелколистной, березы боро-

давчатой. Своеобразно решена опушка по периметру поляны. Здесь главенствующая роль отведена контрастной группе из дуба и сибирских пихт. Вертикальный силуэт пихты (высота около 30 м) контрастирует с раскидистым шатром кроны дуба.

Немного поодаль от контрастной группы находится однопородная группа из трех дубов, чьи кроны слились воедино. Южная опушка поляны, не представляет интереса - она нейтральна, а на восточной границе большую роль приобретают лиственницы и пихта. Великолепная лиственница судетская с оригинальным силуэтом и длинными плакучими ветвями выделяется на фоне лиственных посадок.

В этом примере интересен следующий прием: высокие пихты и ели, высаженные рядами по сторонам тропинки, ведущей к поляне и далее к пруду на востоке, как бы вытянуты в композицию поляны. И хотя стволы их замаскированы другими деревьями и кустарниками, кроны образуют характерную воздушную линию и участвуют в качестве важнейшего компонента в создании общего замкнутого пейзажа.

Рис. 5. Поляна в Михайловском (Подмосковье)

Прекрасным образцом взаимосвязи являются замкнутые пейзажи полян парка Вороново в Подмосковье, созданные с большим мастерством. Это незабываемые картины, тонко продуманные и поражающие своей естественностью, мягкостью и лиричностью, своей созвучностью со среднерусским ландшафтом.

Вход в эти условно называемые нами «малые поляны», расположенные к востоку от продольной липовой аллеи, предусмотрен с этой аллеи между двумя группами деревьев - елями и березами. Пейзаж здесь замкнутый, причем первая поляна, совсем небольшая (диаметр по главной оси не более 20 м), обсажена одиночными деревьями и группами из них со всех сторон. С юго-запада предусмотрен разрыв между насаждениями. Этот просвет невольно притягивает взгляд и влечет дальше - ко второй поляне. Она значительно больше предыдущей и несколько поката к юго-западу, где также есть просвет.

Поляна со всех сторон окружена мощными группами деревьев из лип, берез, елей, дубов и ив. Имеются однопородные монолитные группы из елей, настолько компактные, что воспринимаются они как одно дерево; группы из двух пород - липы и березы, наконец, отдельно стоящие березы -сквозистые и ажурные. Некоторые из групп, окаймляющих поляну, выдвигаются вперед, другие отступают, что усиливает игру светотени.

В размещении групп наблюдается своеобразный ритм. Чередование пород, с одной стороны, создает цельность впечатления, а с другой, - контрастами подчеркивает форму крон, окраску листвы и т.д.

Очень интересна третья поляна. Она отличается от предыдущих не только размерами, но и конфигурацией, так как более вытянута с запада на восток (очевидно, ради эффектов освещения). Здесь главную роль играют хвойные деревья, причем для обрамления поляны по контуру использован также небольшой ассортимент пород - хвойные (ель, лиственница, сосна) сосредоточены к востоку и частично юго-востоку; на западе -массив из елей; березы разместились живо-

писными группками, сочетаясь иногда с липами. Группы хвойных очень мощны и монолитны. Поляна также поката к юго-западу и имеет просвет в сторону четвертой поляны. Просвет решен уже иначе, и пройти к четвертой поляне можно вдоль группы лип.

Четвертая в этой сюите поляна имеет отличную от других полян форму и характеризуется расчлененностью. Ее контуры особенно живописны благодаря сильно выступающим некоторым группам деревьев. Поляна вытянута с северо-запада на юго-восток. Из древесных пород здесь встречаются ель, лиственница, сосна, липа, дуб, береза и ива. Группы также однородные и смешанные; ритм зеленых масс, созданный чередованием и повторением пород, подобен ритму на первых трех полянах. Разница в том, что эта лужайка обсажена деревьями не только по периметру. Мощные группы деревьев расчленяют ее открытое простран-

ство. Например, группа сосен, которую скорее следовало бы назвать куртиной, занимает участок почти 800 м2.

Для всех четырех полян характерны хорошая освещаемость в течение всего дня. Небольшой уклон рельефа, естественный переход от одной поляны к другой, создают восприятие особой жизнерадостности пейзажа. Поляны полностью изолированы от липовой аллеи и прилегающего массива береговой полосы.

Можно было бы привести еще много примеров, характеризующих роль полян и лужаек в парках и лесопарках. История русского паркостроения богата примерами. Но весь этот богатый опыт должен стать необходимым подспорьем при создании зон отдыха, городских парков и садов. И нет сомнения в том, что полянам и лужайкам должно быть отведено соответствующее место в наших лесопарках, парках и даже садах микрорайонов.

УСЛОВИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ В ЖУРНАЛЕ «ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК»

Объявления и реклама публикуются в черно-белом исполнении. Материалы принимаются в напечатанном виде через 2 интервала. Вы должны представить готовый оригинал-макет вашей рекламы или по вашему заказу редактор и художник разработают оригинальную рекламу, товарный знак или другую символику.

По вопросам размещения рекламы обращаться в редакцию.

Тел. (095) 588-57-62, 588-54-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.