Научная статья на тему 'Прикладной бакалавриат как фактор реализации программ непрерывного образования'

Прикладной бакалавриат как фактор реализации программ непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / APPLIED BACHELOR DEGREE / CONTINUOUS FORMATION / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Ф. Ш.

Статья содержит авторскую позицию по значению и роли реализации программ по прикладному бакалавриату на базе СПО в решении задач обновления содержания современного образования. Представлен опыт работы ФГОУ СПО Казанского государственного профессионально-педагогического колледжа (КГППК) по заявленной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article contains an author's position on value and a role of realization of programs on an applied bachelor degree on the basis of average vocational training (AVT) in the decision of problems of updating of the maintenance of modern formation. Experience of AVT Kazan state professional-pedagogical training college (KSPPTC) on the declared theme is presented.

Текст научной работы на тему «Прикладной бакалавриат как фактор реализации программ непрерывного образования»

Прикладной бакалавриат как фактор реализации программ непрерывного образования

Мухаметзянова Ф.Ш.

Статья содержит авторскую позицию по значению и роли реализации программ по прикладному бакалавриату на базе СПО в решении задач обновления содержания современного образования. Представлен опыт работы ФГОУ СПО Казанского государственного профессионально-педагогического колледжа (КГППК) по заявленной теме.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, непрерывное образование, социальное партнерство.

Applied bachelor degree as the factor of realization of programs of continuous formation. Article contains an author's position on value and a role of realization of programs on an applied bachelor degree on the basis of average vocational training (AVT) in the decision of problems of updating of the maintenance of modern formation. Experience of AVT Kazan state professional-pedagogical training college (KSPPTC) on the declared theme is presented.

Key words: applied bachelor degree, continuous formation, social partnership.

Ориентация современного инновационного рынка труда на подготовку высококвалифицированных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях знаний и умений является главной составляющей запроса работодателей на новое качество образования. Кроме того, развивающиеся процессы интеграции в мировое пространство определили и новый взгляд на результаты образования по подготовке конкурентоспособных специалистов, способных к эффективной работе на уровне требований, принятых в мировой практике, готовыми к постоянному профессиональному росту и социальной мобильности. Данный процесс для настоящего времени является реальным и необратимым, что определяет необходимость каждого образовательного учреждения находить свои пути решения важных государственных задач в сфере образования.

Одна из таких попыток на практике реализовать принципы непрерывного образования стало проведение эксперимента по созданию и реализации на базе ВПО и СПО программ прикладного

бакалавриата, позволяющая в более короткие сроки (4 года) подготовить специалистов по востребованным специальностям современного инновационного производства. Кроме того, в рамках целеполагания определены и инновационные перспективы обновления содержания образования- формирование и внедрение новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики.

Наш колледж, являясь образовательным учреждением федерального подчинения в числе 102 конкурсантов также подал заявку на участие в конкурсном отборе на право реализации на базе СПО или ВПО новой образовательной программы- прикладного бакалавриата по специальности Профессиональное образование (по отраслям). Результат отбора для нас был неутешительным, на последнем заседании комиссии - мы не смогли стать одним из 30 победителей СПО и ВПО, на базе которого в настоящее время разворачивается реализация ОПОП прикладного бакалавриата.

Однако мы считаем очевидным, что переход СПО на уровне колледжей - это одно из перспективных решений многих задач образования и современного производственного сектора экономики. Кроме того, обучение по программе прикладного бакалавриата - это и привлечение большего количества абитуриентов из более старшей возрастной группы, которые уже имеют опыт производственной деятельности на уровне квалифицированного рабочего. Таким образом, прикладной бакалавриат можно считать и эффективным средством решения задач непрерывного образования, переводя образовательный ориентир на позицию «обучения на протяжении всей жизни», что соответствует требованиям современности мирового образовательного пространства.

Интеграционные процессы в профессиональном образовании, реализация линии непрерывного образования требуют и выстраивания новых отношений с работодателями и социальными партнерами в системе образования. От парадности и позиционирования на уровне встреч и конференций, ОУ все чаще и активнее «пробиваются» в сферу бизнеса и производства. ФГОУ СПО «КГППК» для решения задач повышения результативности и качества образовательного процесса ориентирован на активное использование ресурсов социума, на развитие новых форм партнерских отношений с учреждениями бизнес-сообществ и образовательными учреждениями различных ступеней образования. Подготовка методических материалов, обновление организационно-педагогических условий для реализации ОПОП прикладного бакалавриата позволили значительно ускорить процессы модернизации и обновления деятельности всего инженерно- педагогического коллектива. Кроме того, коллектив колледжа в 2010 году в качестве экспериментальной площадки Учреждения Российской академии образования «Института педагогики и психологии профессионального образования» разрабатывал и представлял свой опыт реализации темы эксперимента «Подготовка специалистов по программам прикладного бакалавриата в условиях среднего профессионального образования». В результате колледж имеет договора и соглашения о сотрудничестве с такими социальными партнерами как: Учреждение Российской академии образования «Института педагогики и психологии профессионального образования», ФГОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», ЧОУ ВПО «Академия Социального Образования», ГОУ НПО

«ПУ № 54» (+ и в качестве работодателей) и д.р. По группе работодателей это: «Союз строителей республики Татарстан», Волжско-Камская Ассоциация производителей бетона и железобетона, ГОУ НПО «ПУ №12» Удмуртия, Швейная фабрика №1 «Адонис» г. Казани и т.д.

КГППК - многопрофильное образовательное учреждение, поэтому создание условий для прохождения различных практик - это одно из обязательных условий всех образовательных профессиональных программ. Сотрудничество колледжа с различными социальными организациями позволяет организовывать практическое обучение по специальности «социальная работа» в таких организациях как: Государственные бюджетные учреждения центры социального обслуживания Министерства труда и социального защиты Республики Татарстан: «Восстание», «Таяныч», «Ярдэм»; Комплексный центр социального обслуживания «Доверие», Городской центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ», Муниципальное педагогическое учреждение «Подросток», Муниципальное учреждение «Социально- реабилитационный центр для детей с девиантным поведением»,государственное бюджетное учреждение Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, Центральная детская клиническая больница № 18, Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель», Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, Комплексный центр социального обслуживания детей и молодежи «Доверие», городской приют для детей «Гаврош».

Создание системы непрерывного образования предполагает активные устремления образовательных учреждений по создание современных моделей сотрудничества ВПО с СПО. Особое место для реализации задач по развитию социального партнерства для колледжа имеет ЧОУ ВПО «Академия социального образования». В рамках дальнейшей разработки экспериментальной темы в 2010/ 11 учебным году колледж разрабатывает тему: «Научно-методическое обеспечение менеджмента качества среднего профессионального образования в условиях перехода на ФГОС третьего поколения» под научным руководством данного ВУЗа. Практика нашего сотрудничества по созданию условий для реализации непрерывного образования определена и реализацией однородной специальности «социальной работа», в частности мы можем отметить, что почти 30% выпускников по данной профессии по итогам мониторинга трудоустройства за 2011 год продолжили обучение на следующей ступени образования по сокращенной программе. Кроме того, опыт колледжа по разработке программы прикладного бакалавриата в рамках колледжа является важным компонентом для реализации ФГОС на модульно-компетентностной основе.

Регулярное участие членов инженерно-педагогического коллектива колледжа в работе «Круглых столов» Академии и ИПП ПО РАО повышает уровень профессионализма всех участников данного сотрудничества и партнерства взаимно дополняя опыт реализации инновационных проектов. Одним из самых примечательных достижений для себя мы считаем участие в научно- практических конференциях с представлением опыта работы ИПК по инновационным проектам, работе «круглых столов» ИПП ПО РАО, ЧАО ВПО «АСО» по различным проблемам профессионального образования. По материалам диагностирования профессиональных умений и компетентности наших сотрудников, мы отмечаем повышение уровня мотивации на участие в реализации инновационных проектов, что также

можно рассматривать как линию непрерывного образования для преподавателей и мастеров производственного обучения, повышения их профессионализма и компетентности.

Важным признанием результатов нашей деятельности мы считаем участие представителей колледжа в работе «Круглых столов» в рамках научно-практического Форума работников экспериментальных площадок «Опытно-экспериментальное обеспечение реализации национальной инициативы «Наша новая школа» Российской академии образования.

Выстраивание новых взаимовыгодных отношений с работодателями, ВПО, организациями социума, изучение результатов обучения по профилю подготовки по родственным специальностям колледжа по программам бакалавриата позволяют моделировать ОПОП по ФГОС и быть готовым в любой момент начать, а точнее, продолжить в колледже эксперимент по прикладному бакалавриату.

Литература:

1. Адольф В.А., Ковалевич И.А., Чурляева Н.П. Проектирование системы профессионального образования в условиях комплекса «Школа-вуз-предприятие», Каз.пед.журнал, №4, с.77-87.

2. Мухаметзянова Г.В., Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Матухин Ч.Л., Самолдина Л.Н., Сафин Р.С. Взаимодействие образования и производства: содержание, модели реализации. Каз.пед.журнал, №3, 2010, с. 5-10.

3. Шайхутдинова Г.А. Актуальные проблемы профессионально-личностного становления будущего специалиста. Каз.пед.журнал №4, 2010, с. 151-162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.