УДК 37.01
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА
А Н. Шебанов, Н.Н. Шкодкина
В работе рассмотрены вопросы новейшей истории развития многоуровневого профессионального образования. Дан анализ моделей подготовки специалистов повышенного уровня СПО в последнее десятилетие XX века. Представлен опыт Железногорского горно-металлургического колледжа подготовки специалистов повышенного уровня в период с 1989 по 2004 г.г., который лег в основу разработки основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата.
Ключевые слова: прикладной бакалавриат, модели специалистов повышенного уровня, работодатели.
Понятие «прикладной бакалаврит» совсем недавно вошло в практику профессионального образования, как уровень высшего практико-ориентированного образования. Анализ новейшей истории педагогики, систематизация и обобщение опыта многоуровневого профессионального образования выявили разные точки зрения на многоуровневую систему образования в целом и на реализацию отдельных уровней. История вопроса подготовки прикладного бакалавриата оказала большое влияние на формирование ее содержания и политику реализации. Историографическое исследование данного вопроса помогает понять, почему эксперимент по подготовки прикладного бакалавриата реализуется не только в образовательных учреждениях высшего образования, но и в учреждениях среднего профессионального образования - колледжах.
В СССР была неплохо отлаженная система образования, в том числе и система профессионального образования: профессионально-техническое, среднее специальное и высшее. Система вполне отвечала задачам того времени, каждую пятилетку профессиональное образование на всех уровнях получало около 25 млн. юношей и девушек, был достигнут высокий уровень подготовки кадров. Характерными чертами профессиональных учебных заведений были классовая и ведомственная разобщенность. С одной стороны - профтехучилища, призванные готовить будущих рабочих. С другой стороны - средние специальные и высшие учебные заведения, призванные готовить «интеллигенцию». Кроме того, техникумы, отчасти и вузы создавались при отраслевых министерствах, ведомствах и их деятельность была направлена на удовлетворение интересов последних. Профтехучилища создавались и функционировали при крупных базовых предприятиях, действовавших также в большинстве своем в составе министерств и ведомств. Для последних регионы (города и области) были, прежде всего, лишь географическими и демографическими территориями, обеспечивающими подведомственные предприятия кадрами, землей и другими ресурсами.
До 1992 года система профессионального образования пребывала в относительной стабильности. В системе действовали типовые Учебные планы по специальностям, утвержденные Гособразова-нием СССР.
Свершившаяся в России в 90-х годах смена государственно-политического устройства создала принципиально новую ситуацию в сфере образования. Определяющее значение для перемен в деятельности профессиональной школы имели Указы Президента, а также Закон Российской Федерации «Об образовании». Так, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» к средним профессиональным образовательным учреждениям, в частности, были отнесены техникумы, колледжи и техникумы-предприятия. Средние профессиональные образовательные учреждения по своим организационноправовым формам могли быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и религиозными).
Профессиональные лицеи и колледжи создавались на базе лучших, перспективных средних и начальных учебных заведений (согласно приказам: Гособразования СССР «О порядке эксперимента средних учебных заведений повышенного типа» от 30.11.89 № 879; «О порядке создания высших учебных училищ от 29.04.90 № 293; «О ходе эксперимента и в дальнейшем развитии высших профессиональных училищ от 08.07.91 № 331, а также согласно Временному положению о среднем специальном учебном заведении в РСФСР, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 119).
13 марта 1992 года постановлением Комитета по высшей школе № 13 было введено Временное положение о многоуровневой структуре высшего образования в Российской Федерации. С целью расширения возможностей высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества вузам было предоставлено право вводить подготовку бакалавров (ученая степень) по направлениям высшего образования, охватывающим широкие обла-
сти науки, техники и культуры, со сроком обучения четыре года. Необходимо отметить, что бака-лаврит этим документом вводился как базовый уровень высшего образования для последующей подготовки специалистов или магистров.
В последующий период реализации многоуровневой структуры высшего профессионального образования, а главное — в ходе разработки Г осударственных требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров выявилось следующее:
- категория «ученая степень» вызвала неоднозначное понимание вузовской общественностью сущности подготовки бакалавра, т.е. степени ее профессиональной направленности;
- многие учебно-методические объединения и отдельные вузы не приняли идею подготовки специалиста (инженера) как методически включающую в себя содержание подготовки бакалавра наук.
Однако, возможность подготовки кадров техническими вузами за четыре года была воспринята положительно, поэтому параллельно возникла идея подготовки бакалавров с четкой профессиональной градацией — понимание звания бакалавра как квалификации, а не ученой степени.
При возможном развитии такой сокращенной подготовки в высшей школе неминуемо встал вопрос о существовании колледжей и повышенного уровня подготовки в системе СПО, поскольку уравниваются сроки обучения двух уровней — высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Весомым аргументом в пользу бакалавриата и многоуровневой системы подготовки в целом является сложность, разноплановость и быстрая сменяемость современных высокоинтеллектуальных техники и технологий, которые затрудняют, а порой делают невозможной подготовку технических кадров в рамках традиционной технологии обучения.
В развитии вопроса о прикладном бакалавриате интересен опыт подготовки специалистов повышенного уровня учреждениями СПО — колледжами. Экспериментом, начатым в 1989году, в частности, в отношение колледжей устанавливалось следующее:
- реализация профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня является обязательным условием отнесения образовательного учреждения среднего профессионального образования к виду «колледж»;
- определение межотраслевого характера техников повышенного уровня подготовки, установление новых форм дипломов, их эквивалентности и признания;
- образовательные программы должны строятся на основе многоступенчатости, при этом каждая ступень должна быть профессионально завершенной и сопровождаться выдачей соответствующего документа установленного образца лицам, выполнившим все требования учебного плана и программ соответствующей ступени или нового курса обучения;
- конкурсный прием преподавателей и широкое привлечение профессорско-преподавательского состава, а также предполагалась разработка критериев аттестации колледжей и формы аттестационных сертификатов;
- осуществлять подготовку через аспирантуру и докторантуру кадров высшей квалификации для работы в колледже;
- сокращение сроков обучения в вузах для выпускников колледжей до двух лет.
С 1993 года Михайловский горно-металлургический техникум был реорганизован в Железногорский горно-металлургический колледж. В связи с этим встала необходимость разработки концепции развития колледжа. С этого времени в колледже начаты планомерные исследования по определению его места и роли в профессиональном образовании города Железногорска, региона и России. В основу концепции развития колледжа была положена идея непрерывного образования в сочетании с идеями гуманизации, демократизации и опережающего профессионального образования.
С точки зрения реализации повышенного уровня представляют интерес разработанные в колледже организационные модели и технологии. Так, повышенный уровень подготовки специалистов реализовался по двум моделям (рисунок 1)
- углубление подготовки (спец. 0904, 1201, 1705, 1806) с присвоением квалификации «старший техник по специальности», когда «углубление» реализовывалось за счет введения в содержание обучения фундаментальных дисциплин (1-ая модель). При этом акцент делался на содержание общенаучной и общепрофессиональной подготовки по родственной специальности ВПО. Организация учебного процесса осуществлялась по последовательно-параллельной схеме;
- углубление подготовки (спец. 0601, 0602, 0201) с присвоением квалификации базового уровня и указанием направления дополнительной подготовки (2-ая модель). Данная модель была обусловлена новым сочетанием функций специалиста среднего звена и предусматривала углубление
содержания образования за счет дополнительной подготовки, обеспечивающей овладение знаниями, умениями и навыками по родственной специальности или специальности, относящейся к другой профессиональной группе. По такой модели организация учебно-воспитательного процесса осуществляется по последовательной схеме.
Повышенный уровни подготовки специалистов осуществлялись на горном, машиностроительном и экономическом отделениях по очной форме
I (первая) ступень состоит из двух модулей:
Первый модуль - первый курс (1 и 2 семестр), где все студенты, независимо от выбранной специальности обучались по единой программе, реализующей базисный учебный план общих образовательных учреждений Российской Федерации.
Рисунок 1. Модель реализации повышенного уровня подготовки специалистов СПО в ЖГМК
(1993 - 2004 гг)
Второй модуль - (3-7 семестр). Студенты обучались по базовой программе в соответствии с ГОС СПО, согласно которому они должны освоить объем гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных знаний, соответствующих квалификации техника, приобрести рабочую профессию повышенной квалификации.
После окончания 7 семестра студентам, проявившим наибольшую склонность к теоретическому обучению, добросовестное отношение к учебе, и в соответствии с их желанием, предоставлялась возможность повысить образовательный уровень на II (второй) степени колледжа. Остальные студенты заканчивали обучение на I ступени защитой дипломных проектов. Им выдавался диплом с присвоением квалификации техника по данной специальности.
II (вторая) ступень обучения (8-10 семестр). От каждой специальности на II ступень зачислялись лучшие студенты согласно существующему Положению «О переходе на II ступень обучения в колледже», завершало курс обучения дипломное проектирование с последующей защитой. Выпускникам второй ступени выдавался диплом с присвоением квалификации старшего техника по специальности повышенного уровня подготовки.
Орловским посударс- в енньм аграрный университет
Орловским посу дарст венный техническим
Бр Я11С1С ий гос у^орст С СIIII ы й ПС ДО ПО ГИЧССКИИ у 11И осрситст им. В.ГЛстоооского
Са мкт-П ет ер бу р гс ким государственный горный университет им. Г.В. Плеханова
Рисунок 2. Модель непрерывного образования по схеме КОЛЛЕДЖ - ВУЗ, реализуемая в
ЖГМК (1993 - 2004 гг)
После окончания повышенного уровня выпускники колледжа могли проходить вступительные испытания в вузах, по результатам которых они зачислялись по соответствующим профилям и продолжали обучение по сокращенным программам. Взаимоотношения между колледжем и вузами складывались на основе договоров «О совместной подготовке специалистов».
Подготовка специалистов повышенного уровня по 1-ой модели требовала составления интегрированных учебных планов со всеми вузами (рисунок 2), куда шли продолжать образование выпускники колледжа «по штучно». Анализ ГОС СПО и ВПО при разработке интегрированных учебных планов в части содержания профессиональной подготовки (дидактических единиц) по аналогичным специальностям показал, что содержание учебных программ профессиональных дисциплин СПО и ВПО совпадали более, чем на 90%. Именно поэтому большая часть выпускников колледжа повышенного уровня при получении высшего образования делали так называемый «образовательный маневр», обучались на другой специальности своего профиля. Такие решения были достаточно оправданы в тот исторический период (с 1993 по 2004 гг.): неустановившиеся рыночные отношения, кризисы, дефолты и т.п.. С таким подходом к своему образованию выпускники колледжа, а затем и вуза имели большие возможности при трудоустройстве.
Таким образом, в Железногорском горно-металлургическом колледже за период 1993-2004 гг. сложилась практика подготовки специалистов повышенного уровня по 1-ой модели, когда в дополнительный срок обучения вводились курсы фундаментальных дисциплин высшей школы.
В 2004 году был принят ГОС СПО повышенного уровня, в основу которого была положена 2я модель, т.е. углубленная (дополнительная) подготовка в определенной области профессиональных знаний. Вопрос о реализации 1-ой модели был снят.
Однако опыт работы по 1-ой модели нашел интересное продолжение в постановлении Правительства РФ от 19.08.2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования» в целях приведения содержания и структуры подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития общества. Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.10.2009 г. № 423 «О реализации постановления Правительства РФ от 19 августа 2009 г. № 667» были утверждены:
- перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых реализуются в учреждениях СПО и ВПО основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалаврита;
- порядок и критерии отбора федеральных государственных образовательных учреждений СПО и ВПО для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата;
- требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ прикладного бакалавриата.
2 февраля 2010 года был объявлен конкурсный отбор федеральных государственных образовательных учреждений СПО и ВПО для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалав-рита, в результате которого 16 образовательных учреждений ВПО и 33 СПО получили право участвовать в эксперименте. Одним из них стало ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический
колледж».
Основными требованиями к содержанию подготовки прикладного бакалавриата стало соответствие требованиям ФГОС СПО в части профессиональной практико-ориентированной подготовки и ФГОС ВПО в части профессиональной теоретической подготовки, а также запросы работодателей, отражающие степень освоения обучающимися по ОПОП прикладного бакалавриата видов профессиональной деятельности.
Для выбора специальности прикладного бакалавриата нами был проведен системный анализ локомотивных отраслей экономики с учетом развития научно-технического прогресса, а затем маркетинговые исследования потребности специалистов на предприятиях города. Таким образом, эксперимент по подготовки прикладного бакалавриата в настоящее время проводится совместно с Белгородским государственным технологическим университетом им. И.Г.Шухова по специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и направлению ВПО 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника. Для этой специальности в колледже создана современная лабораторнопроизводственная база при реализации в 2007 году инновационной образовательной программы «Подготовка специалистов и рабочих кадров для перспективных инвестиционных проектов ОАО «Михайловский ГОК»», осуществленной в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
In this work they touch the questions of the new history of the development of multilevel vocational education. They give the analysis of models of training the specialists of the advanced level of secondary vocational education during the later decennary of XXth century. They show the experience of Zheleznogorsk mining and metallurgical college in training the specialists of the advanced level from 1989 till 2004. This experience has become the base of working out the main professional educational program of applied bachelor degree.
The key words, applied bachelor degree, models of specialists of the advanced level, employers.
Список литературы
1. Новиков А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦПНПО РАО, 1997. 254 с.
2. Симоненко В.Д. Основы маркетинга. Ишим: ИГПИ, 1998. 394 с.
3. Шебанов А.Н., Шкодкина Н.Н. Интеграция среднего и высшего профессионального образования // Непрерывное образование: теория и практика. Красноярск: ГАИМаЗ 1997
Об авторах
Шебанов А.Н. - директор, к. техн. н., ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж», ismk@,kursknet. ru
Шкодкина Н.Н. - руководитель НМЦ, к.пед. н., ФГОУ СПО «Железногорский горнометаллургический колледж», shcodkina@,rambler. ru
HISTORIOGRAPHY OF APPLIED BACHELOR DEGREE
A. N.Shebanov, N. N Shkodkina., “Zheleznogorsk mining and metallurgical college”