Научная статья на тему 'Подготовка прикладного бакалавриата в образовательном учреждении СПО'

Подготовка прикладного бакалавриата в образовательном учреждении СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВРИАТ / МОДЕЛИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ / РАБОТОДАТЕЛИ / ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА / МОДЕЛЬ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА / AN APPLIED BACHELOR DEGREE / MODELS OF EXPERTS OF HIGHER LEVEL / EMPLOYEES / REQUIREMENTS TO PREPARATION OF AN APPLIED BACHELOR DEGREE / MODEL OF AN APPLIED BACHELOR DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шебанов А. Н., Шкодкина Н. Н.

В работе рассмотрены вопросы подготовки прикладного бакалавра в условиях образовательного учреждения СПО. Определены модели повышенного уровня подготовки специалистов среднего профессионального образования в период с 1989 по 2004 г.г., которые стали прототипом прикладного бакалавриата. Сформулированы виды деятельности прикладного бакалавриата с учетом требований стандартов СПО и ВПО, а также работадателей. Спроектирована модель прикладного бакалавриата.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шебанов А. Н., Шкодкина Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n work questions of preparation of the applied bachelor SPE are considered in conditions of educational establishment. Models of higher level of preparation of experts of average vocational training during the period with 1989 2004 are determined., which became the prototype of an applied bachelor degree. Kinds of activity of an applied bachelor degree are formulated in view of requirements of standards SPE and HPE, and also employee. The model of an applied bachelor degree is designed.

Текст научной работы на тему «Подготовка прикладного бакалавриата в образовательном учреждении СПО»

УДК-378

ПОДГОТОВКА ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ СПО

Шебанов А Н., Шкодкина Н.Н.

В работе рассмотрены вопросы подготовки прикладного бакалавра в условиях образовательного учреждения СПО. Определены модели повышенного уровня подготовки специалистов среднего профессионального образования в период с 1989 по 2004 г.г., которые стали прототипом прикладного бакалавриата. Сформулированы виды деятельности прикладного бакалавриата с учетом требований стандартов СПО и ВПО, а также работадателей. Спроектирована модель прикладного бакалавриата.

Ключевые слова: прикладной бакалавриат, модели специалистов повышенного уровня, работодатели, требования к подготовке прикладного бакалавриата, модель прикладного бакалавриата.

За последние двадцать лет анализ, систематизация и обобщение опыта многоуровневого профессионального образования выявили разные точки зрения на многоуровневую систему образования в целом и на реализацию отдельных уровней, в частности. Одним из направлений этой работы является подготовка бакалавров. История вопроса подготовки бакалавров оказала большое влияние на формирование ее содержания и политику реализации. В этой связи вызывает интерес возможность подготовки прикладного бакалавра в образовательных учреждениях СПО.

В целях приведения содержания и структуры подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными требованиями рынка труда вышло постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Приказом Минобрнауки России № 423 от 16.10.2009 года «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2009 № 667» были утверждены:

- перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых разрабатываются и реализуются основные профессиональные образовательные программы (ОПОП) прикладного бакалавриата;

- порядок и критерии конкурсного отбора федеральных государственных образовательных учреждений СПО и ВПО для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата;

- требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата.

По итогам конкурса с 2010 года начали подготовку по программе прикладного бакалавриата 16 образовательных учреждений ВПО и 33 образовательных учреждений СПО России (Приказ Минобрнауки России № 463 от 04.05.2010 г. и № 793 от 21.07.2010 г.).

Весомым аргументом в пользу прикладного бакалавриата и многоуровневой системы подготовки в целом является сложность, разноплановость и быстрая сменяемость современных высокоинтеллектуальных образцов техники и технологий.

В развитии вопроса о прикладном бакалавриате интересен опыт подготовки специалистов повышенного уровня учреждениями среднего профессионального образования — колледжами. Экспериментом 1989-1995 годов, в частности, устанавливалось следующее:

- реализация профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня является обязательным условием отнесения образовательного учреждения среднего профессионального образования к виду «колледж»;

- определение межотраслевого характера техников повышенного уровня подготовки;

- образовательные программы должны строятся на основе многоступенчатости, при этом каждая ступень должна быть профессионально завершенной;

- конкурсный прием преподавателей и широкое привлечение профессорско-преподавательского состава, осуществлять подготовку через аспирантуру и докторантуру кадров высшей квалификации для работы в колледже;

- сокращение сроков обучения в вузах для выпускников колледжей до двух лет.

Повышенный уровень среднего профессионального образования имел несколько моделей,

отражающих специфику изменения требований к деятельности специалиста среднего звена и особенности целей подготовки.

1-я модель обусловлена усложнением функций специалиста среднего звена, связанным с

увеличением объема информации, требующей предварительной переработки для обоснованного принятия решения; с повышенным уровнем ответственности за принятие решения; с эксплуатацией особо сложной техники; с изменением характера отношений на производстве. Данная модель повышенного уровня среднего профессионального образования формировалась за счет расширения фундаментальной подготовки, выделения в самостоятельный блок общенаучных дисциплин.

2-я модель была обусловлена новым сочетанием функций специалиста среднего звена и предусматривала углубление содержания образования за счет дополнительной подготовки специальности, относящейся к другой профессиональной группе.

Основная профессиональная образовательная программа повышенного уровня включала в себя программу базового уровня подготовки специалиста среднего звена по соответствующей специальности и программу дополнительной подготовки. При этом программы дополнительной подготовки могли быть направлены на расширение фундаментальной общенаучной и общепрофессиональной подготовки (1-я модель) или дополнительной подготовки по другой профессиональной группе (2-я модель).

Выпускник со средним профессиональным образованием повышенного уровня получал следующую квалификацию:

- в случае реализации расширенной подготовки (1-я модель) - новая квалификация по сравнению с базовым уровнем (например, «старший техник» (на базовом уровне - «техник»));

- в случае углубленной подготовки (2-я модель) - квалификация базового уровня с указаниями направления дополнительной (углубленной) подготовки в виде «с дополнительной

подготовкой в области......» (например, «техник с дополнительной подготовкой в области

менеджмента»).

До внедрения ГОС СПО повышенного уровня многие колледжи вели подготовку повышенного уровня по учебным планам, которые содержали дисциплины федерального компонента 1-ого и 2-ого курсов вузов.

С 1993 года в Железногорском горно-металлургическомколледже начаты планомерные исследования по определению его места и роли в подготовке кадров для социальноэкономического развития города Железногорска Курской области. В основу концепции развития колледжа были положена идея непрерывного образования в сочетании с идеями гуманизации, демократизации и опережающего профессионального образования. В колледже реализовывались обе модели повышенного уровня - по 1-ой модели велась подготовка специалистов технических специальностей, а по второй - специалистов экономического профиля.

В основу Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования повышенного уровня, введенного в 2004 году, была положена 2-я модель, т.е. углубленная (дополнительная) подготовка в определенной области профессиональных знаний. Вопрос о реализации 1-ой модели был снят.

Однако опыт работы по 1-ой модели подготовки специалистов повышенного уровня нашел интересное продолжение в вышеуказанном постановлении Правительства РФ от 19.08.2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования».

Для выбора специальности прикладного бакалавриата нами был проведен системный анализ локомотивных отраслей экономики с учетом развития научно-технического прогресса, а затем маркетинговые исследования потребности специалистов на предприятиях города.

Кроме того, анализ ФГОС СПО третьего поколения специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и проектов ФГОС ВПО по направлению ВПО 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника, опыт подготовки специалистов СПО повышенного уровня до и после введения ГОС СПО повышенного уровня, а также опыт реализации инновационной образовательной программы колледжа «Подготовка специалистов и рабочих кадров для перспективных инвестиционных проектов ОАО «Михайловский ГОК»», осуществленной в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», показал, что современному высокотехнологичному производству необходим прикладной бакалавр, имеющий профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для ОПОП СПО, общую и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для ОПОП ВПО. Это позволило нам сформулировать основные виды деятельности прикладного бакалавра:

- ведение производственно-технологических процессов эксплуатации, обслуживания и

ремонта электрических и электромеханических объектов;

- организация иуправление деятельностью производственных подразделений;

- выполнение сервисного обслуживания иремонта бытовой техники.

За основу определения основных видов профессиональной деятельности взят ФГОС СПО третьего поколения по специальности 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования. В рамках основных видов профессиональной деятельности внесены новые компетенции. Введение в ОПОП прикладного бакалавриата вида деятельности: «Выполнение сервисного обслуживания и ремонта бытовой техники» - обусловлено возможностью реализации выпускников в области предпринимательства.

При реализации инновационной образовательной программы «Подготовка специалистов и рабочих кадров для перспективных инвестиционных проектов ОАО «Михайловский ГОК»» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» было выявлено противоречие между требованиями работодателей в связи с нарастающим развитием научно-технического прогресса и содержанием подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.

С целью преодоления данного противоречия нами была разработана и реализована технология сотрудничества с работодателями для создания условий формирования новых видов профессиональной деятельности и оценки качества подготовки выпускников.

При проектировании новых видов профессиональной деятельности в ОПОП прикладного бакалавриата с учетом требований работодателей нами проведено:

- анализ профессиональных компетенций, которыми должен обладать прикладной бакалавр, в соответствии с должностями предложенными работодателями в заявках;

- обобщение профессиональных компетенций, которое позволило сформулировать новые виды профессиональной деятельности на основе требований работодателей.

Таким образом, в ОПОП прикладного бакалавриата совместно с работодателями нами определены следующие новые виды профессиональной деятельности:

- проектирование и исследование электрических и электромеханических объектов;

- проведениемонтажа, наладки и испытаний электрического и электромеханического оборудования.

социально-личностные качества, обеспечивающие успешную деятельность, как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР специальности СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и направлению ВПО 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ведение производственно- организация и выполнение проектирование проведение

технологических управление сервисного и исследование монтажа, наладки

процессов эксплуатации, деятельность обслуживания и электрических и и испытании

обслуживания и ремонта ю ремонта электромеханиче электрического и

электрических и производствен бытовой ских объектов электромеханическ

электромеханических ных техники ого оборудования

объектов подразделений

Рис.1 Модель прикладного бакалавриата

Весь перечень видов профессиональной деятельности согласован с работодателями и подтвержден заявками на подготовку соответствующих кадров с указанием должностей, на которых они будут заняты, гарантией предоставления мест для прохождения всех видов практик и последующего трудоустройства.

В свою очередь сформулированные виды деятельности легли в основу разработки перечня требований к результатам освоения ОПОП прикладного бакалавриата в части общих и профессиональных компетенций. На основе этих требований была спроектирована модель прикладного бакалавра.

Срок освоения ОПОП прикладного бакалавриата - 4 года. Сводные данные по бюджету времени определяют трудоемкость ОПОП прикладного бакалавриата - 240 зачетных единиц, ежегодная трудоемкость - 60 зачетных единиц. План учебного процесса включает наименование дисциплин, профессиональных модулей и их распределение трудоемкости по курсам и семестрам. Максимальный объем учебной нагрузки студента составляет 1,5 зачетных единиц в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторных учебной нагрузки.

В настоящее время в Железногорском горно-металлургическом колледже ведется подготовка прикладного бакалавриата. Проводится анализ содержания учебных дисциплин и профессиональных модулей, разрабатывается учебно-методическое обеспечение, проводится мониторинг формирования у студентов общих и профессиональных компетенций. Первый пакет результатов получим после окончания студентами первого курса.

In work questions of preparation of the applied bachelor SPE are considered in conditions of educational establishment. Models of higher level of preparation of experts of average vocational training during the period with 1989 - 2004 are determined., which became the prototype of an applied bachelor degree. Kinds of activity of an applied bachelor degree are formulated in view of requirements of standards SPE and HPE, and also employee. The model of an applied bachelor degree is designed.

Key words: an applied bachelor degree, models of experts of higher level, employees, requirements to preparation of an applied bachelor degree, model of an applied bachelor degree.

Список литература

1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4. 2005. С. 19-27.

2. Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. М., 2002. С. 22-46.

3. Журавлев Ю. И., Рязанов В. В., Сенько О. В. «Распознавание». Математические методы. Программная система. Практические применения. М.: Фазис, 2006

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М. 2002

5. Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. 2005. С. 2733.

Об авторах

Шебанов А.Н. - ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж».

Шкодкина Н.Н. - ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.