Научная статья на тему 'Причины, способствующие возникновению коррупции в деятельности органов местного самоуправления'

Причины, способствующие возникновению коррупции в деятельности органов местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / CAUSES OF CORRUPTION / LOCAL GOVERNMENTS / ANTI-CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцева Татьяна Николаевна,

В данной статье рассматривается понятие и сущность «коррупции», производится попытка выявления основных причин ее возникновения в деятельности органов местного самоуправления, а также предлагаются меры по повышению эффективности в борьбе с коррупцией в органах местного самоуправления РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasons contributing to corruption in the activity of local government bodies

This article examines the concept and essence of "corruption", attempts to identify the main causes of its occurrence in the activities of local governments, and also proposes measures to improve efficiency in the fight against corruption in local governments of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Причины, способствующие возникновению коррупции в деятельности органов местного самоуправления»

Причины, способствующие возникновению коррупции в деятельности органов

местного самоуправления

Reasons contributing to corruption in the activity of local government bodies

Мальцева Татьяна Николаевна

Студент 3 курса Факультет Институт экономики и управления Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: maltseva. tanya2018@yandex. ru

Maltseva Tatyana Nikolaevna

Student 3 term

Faculty of Institute of economy and management Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: maltseva. tanya2018@yandex. ru

Научный руководитель

Заливанский Борис Васильевич

кандидат социологических наук Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, Белгород e-mail: zalivansky@bsu. edu. ru

Scientific adviser Zalivansky Boris Vasilyevich

candidate of sociological sciences Belgorod state national research university Russia, Belgorod e-mail: [email protected]

Аннотация.

В данной статье рассматривается понятие и сущность «коррупции», производится попытка выявления основных причин ее возникновения в деятельности органов местного самоуправления, а также предлагаются меры по повышению эффективности в борьбе с коррупцией в органах местного самоуправления РФ.

Annotation.

This article examines the concept and essence of "corruption", attempts to identify the main causes of its occurrence in the activities of local governments, and also proposes measures to improve efficiency in the fight against corruption in local governments of the Russian Federation.

Ключевые слова: коррупция, причины коррупции, органы местного самоуправления, противодействие коррупции.

Key words: corruption, causes of corruption, local governments, anti-corruption.

Одной из самых насущных проблем, волнующих общество на протяжении всей истории является коррупция. Коррупция - на всех уровнях власти приобрела глобальный, системный характер, стала непреодолимым препятствием на пути социально-экономического развития страны, проведения правовых реформ и преобразований.

Справедливости ради отметим, что коррупция - явление интернациональное и проявляется во всех странах мирового сообщества, включая развитые. Однако, коррупция в нашем государстве имеет ряд особенностей - всеобъемлющий характер, огромные масштабы - которые детерминируют коррупцию как некую систему, принизывающую все сферы общественной жизни, влекущую многочисленные негативные последствия: деформацию политической и экономической систем, дискредитацию правовых институтов, искажение

нравственных и моральных ценностей, снижение имиджа страны в международном сообществе, разрушение демократических институтов общества и государства и т.п.

Согласно данным Неправительственной международной организации Transparency International [5], осуществляющей исследование уровня коррупции по всему миру, в 2018 г. Россия в индексе восприятия коррупции (ИВК-2018) заняла 138-е место, набрав 28 баллов. Ситуация ничуть не изменилась по сравнению с 2017 г. (Россия находилась на 135-й позиции с 29 баллами): перемена позиции обусловлена тем, что в отчетном году исследование проводилось в 180-ти странах (в 2017 г. - в 176).

Увидеть значимость проблемы также позволяют сравнительные статистические данные, складывающаяся в сфере уголовного преследования коррупционных отношений. Согласно официальным данным пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ в 2018 г. по «коррупционным статьям» было осуждено 12200 человека (в 2017 г. - 10064 человек), из которых 871 - это должностные лица органов местного самоуправления, из них 295 - главы муниципальных образований, 120 - депутаты муниципальных советов и другие [6].

Таким образом, можно отметить, что проблема исследования заключается в наличии противоречия между необходимостью повышения эффективности работы органов местного самоуправления и недостаточно налаженным механизмом, направленным на выявления причин коррупционных процессов в деятельности муниципальных служащих.

Проанализировав публицистическую, научную, правовую литературу мы выявили, что термин «коррупция», будучи сложным социальным явлением, не имеет универсального определения. Это позволяет выявить огромное количество трактовок данного понятия. Рассмотрим некоторые из них.

1. В международных правовых актах под коррупцией понимается: «умышленное деяние служащего, который собственно или через посредника приобретает или запрашивает выгоду разного характера для себя или для третьих лиц».

2. В Российской Федерации понятие коррупции зафиксировано в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (п. 1 ст. 1). Под коррупцией законодатель понимает «злоупотребление служебным положением, коммерческий подкуп, дача взятки, получение взятки, либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам государства и общества в целях получения выгоды в виде ценностей для себя или для третьих лиц» [2].

3. Отечественная доктрина рассматривает подходы к определению коррупции по-разному. Так, например, политологи характеризуют коррупцию как «поведение должностного лица, выражающегося в нелегитимном использовании своего положения с целью сохранения власти». Филологи подразумевают под коррупцией «моральное разложение представителей власти, которое выражается в незаконном хищении, обогащении и срастании с мафиозными группами». Экономисты определяют коррупцию как «поведение должностного лица, направленного на обогащения в личных целях за счет использования ресурс государства»

[4].

Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать вывод, что коррупция - многогранный, социально-политический феномен.

Высокая предрасположенность к действиям коррупционной направленности в органах местного самоуправления предопределяется следующими причинами [9]:

1. Решения, принимаемые чиновниками, имеют высокую значимость в управленческой деятельности. К ним относятся вопросы, связанные с изменением муниципальной формы собственности, муниципальные контракты, выделение земельных участков и многое другое.

Вспомним примеры с муниципальными служащими. В Челябинской области глава Луговского сельского поселения Красноармейского муниципального района был привлечен к уголовной ответственности по статье получение взятки в размере 200 тыс. руб. за фальсификацию документов на земельные участки (апрель 2017 г.).

В Керчи осудили главу администрации, обвиняемого в получении крупной взятки в размере 3,2 миллиона рублей. Как сообщает Следственный комитет, чиновник вымогал деньги у предпринимателя за содействия в заключении администрацией города договоров аренды и купли-продажи земельных участков (июнь 2016 г.).

2. Сложившиеся и устоявшиеся морально-духовные ценности россиян.

Вызывают интерес исследования, проводимые с целью выявления установок к коррупционному поведению среди студентов государственных вузов, готовящих специалистов на муниципальные должности. Так, 46 % респондентов считают приемлемым наличие взятки-благодарности; 38 % - допускают возможность «дополнительной оплаты» в целях установления деловых отношений; 34% и 24 % - согласны с предоставлением презента муниципальному служащему для получения льгот или для помощи в ускоренном решении проблемы; 10% - выражают согласие с решением спорного вопроса в их пользу посредством неформальной благодарности «кому нужно». Усугубляет ситуацию тот факт, что лишь треть опрошенных (36 %) считают неприемлемым любые формы материального вознаграждения должностного лица, связанные с исполнением им своих служебных обязанностей. Абсолютное же большинство респондентов (64 %) допускают возможность коррупции на муниципальном уровне. В итоге, мы получаем будущих специалистов с низким уровнем антикоррупционной устойчивости и деформированным профессиональным сознанием, склонных к коррупционному поведению [8]. В этой связи, следует признать, что проявление коррупции зиждется не только «в кабинетах и коридорах больших начальников», а вытекает из духовно-нравственного потенциала личности, ее поведения.

3. Порядок, наличествующий в российском государстве и создающий условия для коррумпированности, не меняется, несмотря на начавшуюся антикоррупционную борьбу (например, создание жесткой вертикали власти, внедрение электронных услуг). Этому свидетельствуют принятый 1 января 2018 года реестр коррупционеров, в который попадают служащие разных уровней управления и структур, уволенные за коррупционные правонарушения с формулировкой "в связи с утратой доверия". По состоянию на 13 апреля 2019 года в нем находится 1140 человек. Лидерами данного списка являются муниципальные служащие, далее идут сотрудники Министерства внутренних дел и судебные приставы. От Белгородской области в реестр попали лишь пять человек. Причем один из них занимал должность начальника управления земельных отношений в администрации города Белгорода [10].

Исходя из анализа обозначенных нами причин развития коррупции в органах местного самоуправления, нами были выделены три основных направления борьбы с данным явлением:

1. Проведение научно-теоретических и научно-практических мероприятий (конференций, семинаров, симпозиумов и т.п.) на базе университетов области по актуальным вопросам, возникающим при реализации служебных обязанностей органов местного самоуправления, связанных с коррупционной проблематикой. Считаем необходимым привлекать к участию в таких мероприятиях как практических работников (муниципальных служащих, государственных служащих МВД, прокуратуры), так и представителей образовательных организаций (преподаватели, студенты), общественных организаций, СМИ. Учитывая важность проблемы коррупции для современного российского государства считаем, что необходимо проводить подобные мероприятия как минимум раз в квартал.

2. Вместе с тем, стоит обратить внимание и на зарубежный опыт в решении вопросов борьбы с коррупционными проявлениями. Так, например, в 2001 году в Закон Республики Казахстан «О местном

государственном управлении и самоуправлении» были внесены некоторые изменения, в частности нормы, запрещающие лицам, совершивших коррупционные преступления, поступать на муниципальную службу. По нашему мнению, такой опыт совершенствования реализации административно-правовых запретов в системе муниципальной службы необходимо учесть и российскому законодателю. Необходимо в Федеральном законе «О системе муниципальной службы Российской Федерации» закрепить положение, согласно которому на муниципальную службу не имеют права поступать лица, которые ранее наказывались за коррупционные преступления или иные правонарушения коррупционного характера.

3. Необходимо создать систему прозрачности в деятельности органов муниципальной власти, в частности, при принятии решений касающихся управления и распоряжения муниципальной собственностью и бюджетными средствами через доступ к финансовым документам органов местного самоуправления со стороны организаций и средств массовой информации. Так, например, прозрачность действий по предоставлению в пользование муниципальным имуществом должна осуществляться с обязательной публикацией (в сети Интернет, в печатных изданиях) перечня объектов для всех заинтересованных лиц. При наличии двух и более заявителей объекты предоставляются в пользование исключительно путем организации и проведения торгов.

Проведенное нами исследование еще раз доказывает тезис о том, что коррупция на муниципальном уровне РФ достигла огромных масштабов. Вместе с тем стоит признать, что борьба с коррупцией для российского государства не просто актуальна, а жизненно важна и необходима потому, что исход этой борьбы обусловливает существование России как суверенного правового государства. Для эффективной борьбы с коррупцией необходимы разносторонние, комплексные и долгосрочные меры, но при всем этом не стоит забывать и о причинах данного явления.

Список используемой литературы:

1. Конвенция Совета Европейского Союза, принятая на основании Статьи К.3(2)(с) Договора о Европейском Союзе о борьбе с коррупцией от 26 мая 1997 года [Электронный ресурс] : [офиц. сайт] / Собрание законодательства РФ. - Режим доступа: http ://www. szrf. ru/szrf

2. О противодействии коррупции в Российской Федерации [Текст] : Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство ».

3. Задержания главы поселения Челябинской области, обвиняемого в получении взятки [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / ГУ МВД России по Челябинской области. - Режим доступа: https://74.мвд.рф

4. Ильиных, А.В. К вопросу о коррупции на муниципальном уровне [Текст] / А.В. Ильиных, Г.Е. Кузнецова, П.В. Исайкина // Ученые заметки ТОГУ. - 2017. - № 2. - С. 111-117.

5. Индекс восприятия коррупции - 2017 [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Трансперенси Интернешенл-Р. - Режим доступа: http://www.transp.org.ru/

6. Итоги работы прокуроров по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2018 году [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Генеральная прокуратура Российской Федерации. - Режим доступа: http://genproc. gov. ru/smi

7. Кадровые перестановки во властных структурах Крыма и Севастополя [Электронный ресурс] : [сайт] / РИА Новости Крым. - Режим доступа: https://crimea.ria.ru

8. Камнева, Е. В. Психологические аспекты феномена коррупции [Текст] / Е.В. Камнева // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 4 (12). - С. 70-75.

9. Рябова, В.С. Общая характеристика причин коррупции в органах местного самоуправления [Текст] / В.С. Рябова // Актуальные вопросы юридической науки и практики. - 2018. - № 7. - С. 295-301.

10. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия [Электронный ресурс] : [офиц.сайт] / Госслужба. -Режим доступа: https ://gossluzhba. gov.ru/reestr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.