Научная статья на тему 'МВД России в системе противодействия коррупции'

МВД России в системе противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19089
1516
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / СИСТЕМА / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / МВД РОССИИ / CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION / SYSTEM / LEGAL FRAMEWORK / RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильичев И. Е.

Противодействие коррупции и иным преступлениям экономического характера продолжает оставаться одним из актуальных направлений борьбы с преступностью в современной России и в мире. Деятельность МВД России в общероссийской системе противодействия коррупции имеет многомерный характер. Это связано с тем, что, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и утвержденным Президентом Российской Федерации Положением о Министерстве, МВД России является одним из основных субъектов профилактики и борьбы с преступностью, включая ее коррупционную составляющую. Осуществляя свои полномочия в указанной сфере, Министерство взаимодействует с иными органами государственной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и гражданами. Целью работы является исследование правовой и организационной основ деятельности МВД России в сфере противодействия коррупции. В состав решаемых в работе задач входит исследование и анализ соответствующей нормативной правовой базы, иерархии и функций системы органов внутренних дел, специализирующихся на противодействии коррупции в масштабах всей страны и в системе МВД России, выявление и анализ факторов, благоприятствующих / препятствующих повышению эффективности противодействия коррупции в стране и в структуре Министерства. В исследовании использована совокупность методов научного познания: общефилософских, общенаучных и специально-юридических методов, включая конкретно-правовой анализ нормативной базы и организационных основ противодействия коррупции в современной России. Возможность качественного изменения результативности борьбы с коррупцией автор видит в решении сохраняющихся социальных проблем основной массы населения страны (низовая коррупция) и законодательном закреплении репрессивных мер, доказавших свою эффективность в мировой практике (верхушечная коррупция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ильичев И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIA OF RUSSIA IN THE SYSTEM OF COUNTERACTION OF CORRUPTION

Countering corruption and other crimes of an economic nature continues to be one of the topical areas in the fight against crime in modern Russia and in the world. The activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the all-Russian anti-corruption system are multi-dimensional. This is due to the fact that, in accordance with the Federal Law “On Police” and the Regulation on the Ministry approved by the President of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the main subjects of crime prevention and control, including its corruption component. In exercising its authority in this area, the Ministry interacts with other state authorities, state bodies and local governments, civil society institutions and citizens. The aim of the work is to study the legal and organizational basis of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of combating corruption. The tasks to be accomplished in the work include research and analysis of the relevant regulatory legal framework, hierarchy and functions of the system of internal affairs bodies specializing in countering corruption throughout the country and in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, identifying and analyzing factors favorable to the country and in the structure of the Ministry. The study used a set of methods of scientific knowledge: general philosophical, general scientific and special legal methods, including a specific legal analysis of the regulatory framework and organizational framework for combating corruption in modern Russia. The author sees the possibility of a qualitative change in the effectiveness of the fight against corruption in solving the remaining social problems of the bulk of the country’s population (grassroots corruption) and legislatively securing repressive measures that have proved effective in world practice (top corruption).

Текст научной работы на тему «МВД России в системе противодействия коррупции»

L НЛ iVKi L1 'ЕОРИЯ.ПРАКТИКА 1

МВД России в СИСТЕМЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

КОРРУПЦИИ

MIA OF RUSSIA IN THE SYSTEM OF COUNTERACTION

OF CORRUPTION

УДК 343.35

И.Е. ИЛЬИЧЁВ,

доктор юридических наук, доктор технических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) ilicigor@yandex.ru

IGOR E. ILICHEV,

Doctor of Law, Doctor of Technical Sciences, Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: противодействие коррупции и иным преступлениям экономического характера продолжает оставаться одним из актуальных направлений борьбы с преступностью в современной России и в мире.

Деятельность МВД России в общероссийской системе противодействия коррупции имеет многомерный характер. Это связано с тем, что, в соответствии с Федеральным законом «О полиции» и утвержденным Президентом Российской Федерации Положением о Министерстве, МВД России является одним из основных субъектов профилактики и борьбы с преступностью, включая ее коррупционную составляющую. Осуществляя свои полномочия в указанной сфере, Министерство взаимодействует с иными органами государственной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, институтами гражданского общества и гражданами.

Целью работы является исследование правовой и организационной основ деятельности МВД России в сфере противодействия коррупции.

В состав решаемых в работе задач входит исследование и анализ соответствующей нормативной правовой базы, иерархии и функций системы органов внутренних дел, специализирующихся на противодействии коррупции в масштабах всей страны и в системе МВД России, выявление и анализ факторов, благоприятствующих / препятствующих повышению эффективности противодействия коррупции в стране и в структуре Министерства.

В исследовании использована совокупность методов научного познания: общефилософских, общенаучных и специально-юридических методов, включая конкретно-правовой анализ нормативной базы и организационных основ противодействия коррупции в современной России.

Возможность качественного изменения результативности борьбы с коррупцией автор видит в решении сохраняющихся социальных проблем основной массы населения страны (низовая коррупция) и законодательном закреплении репрессивных мер, доказавших свою эффективность в мировой практике (верхушечная коррупция).

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, система, правовые основы, МВД России.

Для цитирования: Ильичев И.Е. МВД России в системе противодействия коррупции // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 1. С. 28-42.

Abstract: countering corruption and other crimes of an economic nature continues to be one of the topical areas in the fight against crime in modern Russia and in the world.

The activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the all-Russian anti-corruption system are multidimensional. This is due to the fact that, in accordance with the Federal Law "On Police" and the Regulation on the Ministry approved by the President of the Russian Federation, the Ministry of Internal Affairs of Russia is one of the main subjects of crime prevention and control, including its corruption component. In exercising its authority in this area, the Ministry interacts with other state authorities, state bodies and local governments, civil society institutions and citizens.

The aim of the work is to study the legal and organizational basis of the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of combating corruption.

The tasks to be accomplished in the work include research and analysis of the relevant regulatory legal framework, hierarchy and functions of the system of internal affairs bodies specializing in countering corruption throughout the country and in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia, identifying and analyzing factors favorable to the country and in the structure of the Ministry.

The study used a set of methods of scientific knowledge: general philosophical, general scientific and special legal methods, including a specific legal analysis of the regulatory framework and organizational framework for combating corruption in modern Russia.

The author sees the possibility of a qualitative change in the effectiveness of the fight against corruption in solving the remaining social problems of the bulk of the country's population (grassroots corruption) and legislatively securing repressive measures that have proved effective in world practice (top corruption).

Keywords: corruption, anti-corruption, system, legal framework, Russian Ministry of Internal Affairs.

For citation: Ilichev I.E. MIA of Russia in the system of counteraction of corruption // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 1. Pp. 28-42.

Борьба с коррупцией как с многогранным и безусловно отрицательным явлением жизни современного общества [1] невозможна без реализации комплекса мер политического, социального, экономического, правового и организационного характера [2]. Мировая практика свидетельствует о том, что государства используют различные антикоррупционные стратегии [3]. Можно ожидать, что в силу многообразия проявлений коррупции эффективным было бы, скорее всего, сочетание, комбинирование известных стратегий. В любом случае успешная борьба с коррупцией невозможна без всестороннего и системного подхода к решению этой проблемы.

В противодействии коррупции и иным преступлениям экономического характера в современной России в соответствии со сформированным законодательством задействованы мощные силы, начиная с высшего руководства страны. Однако, несмотря на тенденцию к снижению масштабов коррупции (ст.ст. 290 и 291 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ) и злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) (см. таблицу 1), общественное мнение страны не удовлетворено уровнем и эффективностью противодействия этому злу.

Таблица 1.

Динамика коррупционной преступности по статьям УК и количеству регистрируемых преступлений [4].

Статья УК ioii Ш 2 ЖА lob Ж6 m-i

290 7747 47 6516 6710 59S0 6495 53М 315-5

291 4265 4СЮ5 31S2 4B11 5913 6S16 4640 2272

290 + 291 12012 10952 9753 11521 11393 1331! 10034 5460

ПЗН* 176433 ША5А 17X171 МШу- 107797 11Ш5 Ж15й 10Ш7

23 d 463 7 4593 4077 3034 22.36 2331 2352 2237

* ПЭН - преступления экономической направленности (ст.ст. 169 - 200.6 УК РФ)

МВД России является одним из основных субъектов профилактики и борьбы с преступностью, включая ее коррупционную составляющую.

Сложившиеся в системе МВД России правовые и организационные основы противодействия коррупции представляют собой самостоятельную и вполне современную комплексную технологию. Ее своеобразие связано с наличием двух самостоятельных, но взаимосвязанных векторов деятельности: 1) борьба с коррупцией в масштабах всей страны (внешняя коррупция) и 2) исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции в системе МВД России (внутренняя коррупция).

Борьба с внешней коррупцией является одним их важных элементов назначения полиции, связанного с противодействием преступности (ст. 1 Федерального закона «О полиции»). Президент Российской Федерации определяет декриминализацию экономики и противодействие коррупции в качестве основных задач Министерства [5]. В своей деятельности в данной сфере Министерство внутренних дел Российской Федерации, как и другие правоохранительные органы, руководствуется принципами, которые формулирует статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» - в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О полиции» и Положением о Министерстве1.

Признание, обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина С.В. Ве-кленко и С.Л. Панов трактуют как государственную гарантию равенства прав и свобод лицам, подвергающимся воздействию при осуществлении антикоррупционных мер, независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а также других обстоятельств [6].

Принцип законности, по мнению этих же авторов, выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилактики должна основываться и регулироваться разработанной законодательной базой, которой не хватает четкости, прозрачности и предсказуемости процедур и мер.

Публичность и открытость как принцип деятельности МВД России в сфере противодействия коррупции подчиняется правилам, установленным статьей 8 Федерального закона «О полиции». Согласно указанной статье (ч. 1) деятельность полиции остается открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации 1) об

1 Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 06.11.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

уголовном судопроизводстве, 2)о производстве по делам об административных правонарушениях, 3) об оперативно-разыскной деятельности, 4) о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций:

1. Статья 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) раскрывает содержание принципа недопустимости разглашения данных предварительного расследования и условия раскрытия этих данных.

Согласно части 1 указанной статьи данные предварительного расследования не подлежат разглашению.

Предусмотренные законом исключения описывают части 2, 4 и 6 этой же статьи.

Часть 2 указанной статьи разрешает следователю или дознавателю предавать гласности данные предварительного расследования, но лишь в таком объеме, чтобы разглашение этих данных, во-первых, не противоречило интересам предварительного расследования и, во-вторых, не нарушало прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Часть 5 той же статьи накладывает запрет на разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия, а также на разглашение данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста четырнадцати лет, - без согласия его законного представителя.

Во исполнение принципа недопустимости разглашения данных предварительного расследования закон обязывает следователя, дознавателя предупреждать участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения этих данных без соответствующего разрешения. С этой целью с участников уголовного судопроизводства следователем (дознавателем) берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 УК РФ.

Часть 4 статьи 161 УПК РФ допускает предание гласности данных предварительного расследования:

- о нарушении закона органами государственной власти и их должностными лицами;

- распространенные следователем (дознавателем, прокурором) в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным публичным способом;

- оглашенные в открытом судебном заседании.

Часть 6 указанной статьи не признает разглашением данных предварительного расследования изложение сведений по уголовному делу:

а) в ходатайствах, заявлениях, жалобах и иных процессуальных документах по данному делу;

б) в заявлениях и иных документах, подаваемых

в государственные и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и в) предоставление сведений по уголовному делу лицу, привлекаемому к участию в этом деле в качестве специалиста. В последнем случае привлекаемый специалист представляет письменное обязательство о неразглашении указанных сведений без согласия следователя или дознавателя.

2. Статья 24.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) предусматривает открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях, за исключением: 1) случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса; 2) случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно 3) в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Часть 3 статьи 28.6 КоАП допускает вынесение постановления по делу об административном правонарушении без участия лица, в отношении которого возбуждено это дело, на основании материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

3. Статья 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматривает защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. В состав таких сведений закон включает информацию:

- об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-разыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-разыскной деятельности;

- о лицах, внедренных в организованные преступные группы;

- о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

- об организации и о тактике проведения оперативно-разыскных мероприятий.

4. Указанные сведения согласно закону составляют государственную тайну. Они подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.

С учетом изложенного на сайт МВД России выведен пакет информации по вопросам противодействия коррупции, который включает в себя:

- нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, в том числе утвержденный Министром План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы;

- информацию по вопросам антикоррупционной экспертизы, включая независимую экспертизу проектов нормативных правовых актов;

- разъяснения, памятки, методические рекомендации для применения в практической деятельности;

- формы документов для заполнения, связанных с противодействием коррупции;

- сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 2009 по 2017 год включительно;

- Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и информацию о ее деятельности;

- ход реализации МВД России мероприятий по противодействию коррупции;

- доклады, отчеты, обзоры, статистическую информацию;

- телефоны обратной связи для сообщений о фактах коррупции;

- ответы на часто задаваемые вопросы;

- новости в сфере борьбы с коррупцией;

- сведения о среднемесячной заработной плате работников, занимающих должности руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в федеральных казенных учреждениях.

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений является скорее декларацией, чем реально выполнимым требованием закона - в силу высокой латентности преступлений этой категории [7]. Повышение раскрываемости таких преступлений С.В. Векленко и С.Л. Панов видят в совершенствовании оперативно-разыскной деятельности, направленной на выявление, раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, связанных с коррупцией, а также в применении в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля [6].

Система противодействия коррупции в органах внутренних дел входит в состав системы противодействия коррупции в Российской Федерации в качестве ведомственного блока, а Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий в соответствии с утвержденным Положением о Министерстве (п. 11, ч. 84)2. Указанная система включает в себя

2 Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 (ред. от 06.11.2018) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс

три базовых элемента: 1) правовую основу противодействия коррупции в органах внутренних дел; 2) организационную структуру противодействия коррупции в органах внутренних дел и 3) систему мониторинга и анализа.

Правовую основу противодействия коррупции в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» (ст. 2) составляют:

- Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, указанный Федеральный закон и другие федеральные законы;

- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;

- нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, в том числе ведомственные акты МВД России.

Реализуя свои полномочия в сфере противодействия коррупции, МВД России3 разработало пакет ведомственных актов по данной проблеме, которые размещены на официальном сайте Министерства и находятся в режиме открытого доступа. В своей совокупности указанные акты создают правовой механизм реализации положений федерального законодательства о противодействии коррупции в системе МВД России.

Правовые основания для комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции в системе МВД России закладывают Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [6].

Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции лежит в основе Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы4.

Сотрудничество МВД России с институтами гражданского общества и физическими лицами обеспечивает Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутрен-

3 Официальный сайт МВД России https://мвд.рф/anticorr/ NPA/acts

4 План МВД России по противодействию коррупции на 2018 - 2020 годы. Утвержден Министром внутренних дел

Российской Федерации 30.08.2018 № 1/10044 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

них дел Российской Федерации. В соответствии с утвержденным Положением5 Управление:

- выполняет функции головного подразделения системы Министерства в сфере информационного сопровождения деятельности Министерства;

- обеспечивает эффективность деятельности пресс-служб, подразделений информации и общественных связей, должностных лиц, ответственных за взаимодействие со средствами массовой информации и институтами гражданского общества;

- организовывает и обеспечивает взаимодействие руководства МВД России со СМИ, органами государственной власти, общественными объединениями и организациями по вопросам, относящимся к его компетенции;

- осуществляет:

а) незамедлительное реагирование в соответствии с законодательством Российской Федерации на материалы в СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие недостоверные или порочащие честь и достоинство сведения о деятельности органов, организаций, подразделений системы МВД России, а также их должностных лиц;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) оперативное информирование статс-секретаря - заместителя Министра об оценке деятельности МВД России, органов, организаций, подразделений и сотрудников системы МВД России в СМИ, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в) координацию деятельности органов, организаций и подразделений системы МВД России по распространению информации о чрезвычайных происшествиях и иных событиях в системе МВД России, вызвавших широкий общественный резонанс;

г) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации доступа граждан и организаций к информации о деятельности МВД России (его территориального органа);

д) регулярное информирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан о деятельности Министерства через СМИ, информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также предоставление СМИ сведений об издаваемых МВД России нормативных правовых актах, о заявлениях, выступлениях, встречах и других мероприятиях с участием руководства Министерства;

5 Положение об Управлении по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. № 683 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд.рф/mvd/ structure1/Upravlenija/uos/Polozhenie_ob_Upravlenii

е) размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России;

ж) организацию и осуществление комплекса мер по совершенствованию взаимодействия органов, организаций и подразделений системы МВД России с редакциями СМИ, журналистами, общественными объединениями, создание необходимых условий для эффективного участия институтов гражданского общества в разработке и реализации основных направлений государственной политики в сфере внутренних дел;

з) организацию в пределах компетенции встреч Министра с представителями институтов гражданского общества по вопросам укрепления законности и правопорядка, оказания содействия подразделениям системы МВД России в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, поддержания авторитета МВД России;

и) обеспечение деятельности Общественного совета при МВД России и оказание организационно-методической помощи общественным советам при территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровнях;

к) реализацию иных функций.

Усилиями Управления на официальном сайте МВД России поддерживается пополняемая на регулярной основе информация по разделам «Полиция и общество», «Борьба с коррупцией», «Преступления в сфере экономики», «Профилактика преступности и происшествий» и многие другие.

Отмечая невысокий уровень эффективности взаимодействия МВД России с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, В.Ф. Саетгараев видит причину сложившегося положения в отсутствии действующего объективно и автономно универсального организационно-правового механизма такого взаимодействия [8]. По мнению С.М. Тохтарбаевой, ситуация требует надлежащей организационно-правовой регламентации взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в борьбе с коррупцией [9].

Разделяя озабоченность указанных авторов, полагаем необходимой подготовку специального Наставления по организации взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в сфере борьбы с коррупцией. Представляется, что указанное Наставление должно предусматривать дифференциацию форм, методов и приемов такого взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

На федеральном уровне оговариваются условия и порядок взаимодействия с федеральными СМИ, Общественной палатой Российской Федерации, Торгово-Промышленной палатой Российской Федерации, иными институтами гражданского общества федерального и/или межрегионального значения, в том числе ориентированными на правозащитную деятельность.

Аналогичным образом организуется взаимодействие с соответствующими институтами на региональном уровне.

Наиболее результативным и эффективным может стать антикоррупционное взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества и населением на муниципальном уровне. На данном уровне целесообразно использовать возможности образовательных организаций для проведения ознакомительно-разъяснительной работы со старшеклассниками и их родителями, со студентами колледжей и вузов. Стимулируя создание и поддерживая функционирование общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе молодежных, вооружая их необходимыми информационными и справочными материалами, органы внутренних дел на местах, как нам представляется, в состоянии преодолеть традиционное неверие населения в свою способность и способность власти одолеть как минимум бытовую коррупцию в стране [10].

Тем самым документ (Наставление - см. выше) станет не только практическим руководством по организации соответствующей деятельности, но создаст возможности для количественной и качественной оценки ее результативности и эффективности [11].

Данное предложение укладывается в русло реализации Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (пункт 5.1), который предусматривает подготовку предложения по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции в пределах своих полномочий, с субъектами общественного контроля.

В системе МВД России отлажены механизмы работы с обращениями граждан в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан», по всей вертикали органов внутренних дел выделены круглосуточно работающие доступные для населения телефоны доверия. Определен обширный перечень подразделений Министерства внутренних дел, которым вменена обязанность осуществлять прием обращений граждан, в том числе и сотрудников органов внутренних дел.

Приказом МВД России 6 установлен единый порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц. Соответствующая Инструкция предусматривает регистрацию и учет движения материалов по письменным обращениям граждан, установление графиков приема и ведение карточек личного приема граждан руководящим составом территориальных органов внутренних дел на районном и региональном уровнях.

Исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции внутри системы МВД России входит в состав полномочий МВД России в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным Указом Президента Российской Федерации [6, п. 84]. Эта деятельность организуется по трем направлениям:

- выявление и расследование преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел [12];

- выявление и устранение факторов, детерминирующих коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел [13-15];

- формирование антикоррупционной модели поведения сотрудников органов внутренних дел [16].

Многообразие провоцирующих факторов и форм проявления коррупции в органах внутренних дел предопределяет необходимость реализации комплексного подхода к противодействию коррупции на ведомственном уровне.

Организационная структура противодействия коррупции в органах внутренних дел представлена иерархией подразделений и служб, отвечающих за решение вопросов, связанных с противодействием коррупции на уровне Министерства внутренних дел Российской Федерации, его территориальных органов в субъектах Российской Федерации и подведомственных им органах внутренних дел в муниципальных образованиях. Кадровые службы, службы собственной безопасности и подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции призваны тщательно изучать личный состав, выявлять в нем лиц, склонных к коррупционным и иным правонарушениям, работать в режиме взаимодействия и координации деятельности.

Организационную основу противодействия коррупции в органах внутренних дел формируют создаваемые в структуре МВД России подразделения собственной безопасности, подразделения экономической безопасности и противодействия

6 Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 (ред. от 01.12. 2016) «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

коррупции, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Главное управление собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУСБ МВД России) в соответствии с утвержденным Положением7 обеспечивает и осуществляет в пределах компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

В состав основныхзадач Главного управления входят:

- организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих и их близких;

- разработка и реализация мер обеспечения собственной безопасности в системе МВД России, предотвращение проникновения в подразделения, находящиеся в оперативном обслуживании, лиц, преследующих противоправные цели;

- противодействие коррупции;

- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также выявление их коррупционных связей;

- проведение проверок по находящимся в производстве Главного управления жалобам, заявлениям и сообщениям о неправомерных действиях сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России;

- решение иных задач.

Функции, связанные с выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в области противодействия коррупции в части, касающейся выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, в структуре Министерства внутренних дел возлагаются на Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

7 Положение о Главном управлении собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Утверждено приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 679 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд.рф/ mvd/structure

В состав основных функций Главного управления согласно утвержденному Положению8 входит:

- определение приоритетных направлений совершенствования служебной деятельности территориальных органов МВД России, их структурных подразделений по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления;

- анализ и мониторинг оперативной обстановки в установленной сфере деятельности, разработка мер по оперативному реагированию на ее изменение, а также подготовка проектов стратегических решений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления, на основе проводимого анализа прогнозов изменения оперативной обстановки;

- участие в организации и проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления;

- осуществление оперативно-разыскной деятельности в полном объеме;

- организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер либо вызывающих большой общественный резонанс, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (по закрепленным сферам - нефтедобыча, сельское хозяйство, объекты транспорта, оборонно-промышленный комплекс, особо важные и режимные объекты, закрытые административно-территориальные образования и др.);

- осуществление мероприятий по противодействию коррупции в выборных органах власти, федеральных органах исполнительной власти, в органах власти субъектов Российской Федерации, в сфере управления негосударственным сектором экономики, в госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях с государственным участием, а также по противодействию преступным посягательствам на государственную и муниципальную собственность;

- проведение проверочных мероприятий по поступившим обращениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях экономической и коррупционной направленности;

- принятие в пределах своей компетенции мер

8 Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Утверждено приказом МВД России от 16 марта 2015 г. № 340 [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд.рф/ mvd/structure

по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений экономической и коррупционной направленности;

- иные функции.

В структуре территориальных органов внутренних дел создаются управления экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно-разыскные подразделения собственной безопасности, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Управление экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Белгородской области:

- организует оперативно-служебную деятельность УМВД России по Белгородской области по линии обеспечения экономической безопасности, противодействия коррупционной и налоговой преступности;

- выявляет, предупреждает и раскрывает преступления по линиям:

а) борьбы с коррупцией, в т.ч. в выборных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти, в негосударственном секторе экономики, госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;

б) защиты бюджетных средств; нецелевого расходования бюджетных денежных средств; по линии налогообложения;

в) подрыва экономических основ организованной преступности;

г) противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем;

д) декриминализации высокодоходных отраслей экономики;

е) противодействия фальшивомонетничеству;

ж) обеспечения возмещения причиненного материального ущерба по преступлениям, оконченным расследованием, в полном объеме.

В состав задач Управления входит также выявление и пресечение противоправной деятельности на объектах первоочередной оперативной заинтересованности, определенных в соответствии с указаниями ГУЭБиПК МВД России.

Оперативно-разыскная часть собственной безопасности УМВД России по Белгородской области - подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Белгородской области, обеспечивающее и осуществляющее в пределах компетенции функции в сфере обеспечения собственной безопасности и противодействия

коррупции в подразделениях УМВД России по Белгородской области.

В состав основных задач подразделения входит:

- реализация государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции, государственной защиты сотрудников, гражданских служащих и их близких;

- реализация мер обеспечения собственной безопасности в подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании, предотвращение проникновения в них лиц, преследующих противоправные цели;

- противодействие коррупции, разработка и реализация мер по вопросам деятельности подразделения собственной безопасности в подразделениях, находящихся в оперативном обслуживании;

- предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками подразделений, находящихся в оперативном обслуживании, а также выявление их коррупционных связей.

Комиссия УМВД России по Белгородской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов согласно утвержденному Положению9 оказывает содействие руководству УМВД России по Белгородской области:

- в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими УМВД России по Белгородской области ограничений и запретов, требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

- в обеспечении соблюдения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов работниками, замещающими должности на основании трудового договора в УМВД России по Белгородской области, при назначении на которые федеральные гражданские государственные служащие, сотрудники и работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязатель-

9 Положение о комиссии УМВД России по Белгородской области по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://31.мвд.рф/citizens/

ствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- в осуществлении в УМВД России по Белгородской области мер по предупреждению коррупции.

В структуре Управления МВД России по городу Старому Осколу функционируют Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции, функции которого аналогичны функциям Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Белгородской области, а также группа оперативно-разыскной информации и правовое направление.

Проблемы формирования антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел связаны, с одной стороны, с наличием факторов, провоцирующих коррупцию, с другой - с внутренней готовностью сотрудника следовать нормам правомерного поведения.

Морально-нравственный облик, приверженность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации антикоррупционной модели поведения воспринимаются и оцениваются обществом в качестве одного из векторов развития правового государства [15], а любое проявление коррупции - как угроза обществу и государству, угроза национальной безопасности [17]. Оптимизация антикоррупционной подготовки сотрудников органов внутренних дел становится настоятельным требованием общества к полиции [18].

Правовое регулирование антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел осуществляется системой ведомственных нормативных актов.

Приказом МВД России от 19 апреля 2010 г. № 29310 утвержден Порядок уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно указанному приказу (п. 2) обязанность уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения, в том числе о ставших известными фактах обращения к другим сотрудникам, военнослужащим, гражданским служащим, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений возлагается на всех сотрудников, военнослужащих и гражданских служащих системы МВД России.

Уведомление осуществляется посредством подачи специального документа, выполненного в произвольной форме либо в соответствии с

10 Приказ МВД России от 19 мая 2010 г. № 293 (ред. от 05.12.2016) «Об утверждении порядка уведомления в систе-

ме МВД России о фактах обращения в целях склонения к со-

вершению коррупционных правонарушений» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

примерным образцом. В уведомлении указываются сведения об обратившемся лице, источнике поступления обращения в целях склонения к коррупционному правонарушению и иные данные. К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения. Запрещается составление уведомления от имени другого лица или лиц.

Проверка информации, содержащейся в уведомлении, проводится в течение 30 суток со дня поступления уведомления в орган внутренних дел. Результаты проверки с выводами и предложениями докладываются представителю нанимателя (работодателя), ее назначившему. По результатам проведенной проверки представителем нанимателя (работодателя) принимается одно из следующих решений: 1) о передаче уведомления и материалов его проверки для рассмотрения в органы прокуратуры; 2) об окончании проведения проверки в случае, если указанные в уведомлении сведения не нашли своего объективного подтверждения.

Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г № 12011 установил обязательность проведения антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, подготавливаемых в системе МВД России, утвердил Положение об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, обязал руководителей организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, организовать такую работу силами подразделений и сотрудников, на которых возложены обязанности по ведению правовой работы.

Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 74612 установил порядок формирования комиссий по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел и урегулированию конфликта интересов, создаваемых во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821.

11 Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. № 120 (ред. от 03.10.2017) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

12 Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 746 (ред. от 20.08.2014) «О мерах по реализации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» в органах внутренних дел Российской Федерации».

Приказом МВД России от 31.07.2012 № 74713 утверждены формы статистической отчетности, в том числе отчета о ходе реализации мер по противодействию коррупции в системе МВД России.

Приказом МВД России от 26.06.2013 № 47214 утверждено Положение об осуществлении в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством.

Согласно Положению, решение об осуществлении проверки принимается отдельно в отношении каждого гражданина или работника и оформляется в письменной форме. При осуществлении проверки кадровое подразделение вправе проводить беседу с гражданином или работником, получать от него пояснения по представленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам, по окончании проверки обязано ознакомить работника с результатами проверки.

По результатам проверки руководитель, имеющий право назначения на соответствующую должность, принимает одно из следующих решений: 1) назначить гражданина на должность; 2) отказать гражданину в назначении на должность; 3) применить к работнику меры дисциплинарной ответственности.

При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в соответствующие государственные органы.

Приказом МВД России от 12.05.2015 № 55515 утвержден порядок уведомлений о получении

13 Приказ МВД России от 31 июля 2012 г. № 747 (ред. от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

04.09.2013) «Об утверждении форм статистической отчетности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

14 Приказ МВД России от 26 июня 2013 г. № 472 (ред. от

19.03.2014) «Об утверждении Положения об осуществлении в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, и работниками, замещающими указанные должности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

15 Приказ МВД России от 12 мая 2015 г. № 555 «Об организации в Министерстве внутренних дел Российской Федерации работы по реализации постановления Правительства

Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10». [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

сотрудниками органов внутренних дел подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с должностным положением или исполнением служебных (должностных) обязанностей, регистрации уведомлений, приема и хранения подарка и определения его дальнейшей судьбы в соответствии с действующим законодательством.

Приказом МВД России от 30.07.2015 № 79916 утвержден порядок уведомлений работодателя работниками, замещающими должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомление работником организации осуществляется в произвольной форме либо в соответствии с рекомендуемым образцом. В уведомлении, помимо данных о лице, заполняющем уведомление, указываются:

- сведения о физическом или юридическом лице, склоняющем к совершению коррупционного правонарушения, о других сотрудниках или работниках, в случае если стали известны факты обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционного правонарушения;

- сущность коррупционного правонарушения, которое должно было быть совершено по просьбе обратившегося лица;

- способ и обстоятельства склонения к совершению коррупционного правонарушения;

- время, дата и место склонения к совершению коррупционного правонарушения.

К уведомлению прикладываются материалы, подтверждающие обстоятельства обращения.

Уведомление подается непосредственно работодателю в ходе личного приема.

Уведомление должно быть рассмотрено работодателем в течение суток (за исключением выходных и нерабочих праздничных дней) со дня его личного получения или регистрации в подразделении делопроизводства.

По результатам рассмотрения уведомления работодателем принимается одно из следующих решений: 1) об оставлении уведомления без рассмотрения (если оно является анонимным или в нем содержатся сведения, по которым ранее в установленном порядке проводилась проверка, в

16 Приказ МВД России от 30 июля 2015 г. № 799 «Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работников организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

ходе которой они не нашли своего объективного подтверждения; 2) о назначении в установленном порядке проверки изложенных в нем сведений; 3) о передаче уведомления, если в нем содержатся сведения, имеющие признаки преступления, в органы, наделенные полномочиями возбуждать уголовные дела; 4) о передаче уведомления уполномоченному вышестоящему должностному лицу или в вышестоящее подразделение системы МВД России, если рассмотрение уведомления по существу выходит за пределы его должностных полномочий.

Приказом МВД России от 31.07.2015 № 80417 утвержден порядок формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России.

Приказом МВД России от 05.04.2016 № 15818 утвержден порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности.

Указанный порядок распространяется на граждан, претендующих на замещение должности в организациях МВД России, а также на работников этих организаций.

Согласно приказу гражданин, претендующий на замещение должности, представляет такие сведения о себе, супруге и несовершеннолетних детях по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения должности. Работник организации, замещающий должность, включенную в Перечень должностей, ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет аналогичные данные за отчетный период (с 1 января по 31 декабря).

17 Приказ МВД России от 31 июля 2015 г. № 804 (ред. от 02.11.2018) «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа МВД России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов МВД России и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

18 Приказ МВД России от 5 апреля 2016 г. № 158 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах,

расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, и работниками, замещающими эти должности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

Приказом МВД России от 07.11.2016 № 70919 утвержден порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Приказ определяет процедуру принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, представление сведений о которых предусмотрено частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

За исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом Российской Федерации) решение об осуществлении контроля за расходами сотрудников, гражданских служащих принимается:

- Министром внутренних дел Российской Федерации - в отношении лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Министром;

- первым заместителем Министра, заместителями Министра - в отношении лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется первым заместителем Министра, заместителями Министра;

- руководителем (начальником) подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательной, научной, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организа-

19 Приказ МВД России от 7 ноября 2016 г. № 709 «Об утверждении Порядка принятия решения об осуществлении контроля за расходами сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

ций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации - в отношении лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.

Приказом МВД России от 14.12.2016 № 83820 утвержден порядок представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России. Действие приказа распространяется на руководящий состав - заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, органов предварительного следствия системы МВД России, органов управления и подразделений Госавтоинспекции, образовательных и научных организаций системы МВД России, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Приказом МВД России от 03.05.2017 № 25821 утвержден порядок уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных

20 Приказ МВД России от 14 декабря 2016 г. № 838 «О порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

21 Приказ МВД России от 3 мая 2017 г. № 258 «Об утверждении Порядка уведомления сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России и работниками, замещающими отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

перед МВД России, о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Приказ регламентирует процедуры представления и регистрации уведомления о возникновении личной заинтересованности, но не регламентирует процедуру его рассмотрения и принятия решения. При этом аналогичный по смыслу, но более детально проработанный приказ МВД России от 30.07.2015 № 799 объявляется утратившим силу.

Приказом МВД России от 01.06.2017 № 33422 утвержден порядок сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, порядок сдачи подарка, его оценки и реализации, в том числе выкупа.

Распоряжениями МВД России утверждаются составы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению23, вносятся изменения в составы этих комиссий24, утверждаются и уточняются меры по реализации требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации25, решаются вопросы организационного характера26.

22 Приказ МВД России от 01 июня 2017 г. № 334 «Об утверждении Порядка сообщения в системе МВД России о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением служебных (должностных) обязанностей, его сдачи, оценки и реализации (выкупа)» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

23 Распоряжение МВД России от 3 марта 2014 г. № 1/1760 «Об утверждении состава Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд. рф/anticorr/NPA/acts

24 Распоряжение МВД России от 20 апреля 2015 г №1/2999 «О внесении изменений в состав Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов, утвержденный распоряжением МВД России от 3 марта 2014 г. № 1/1760» [Электронный ресурс]. - Режим доступа -// URL https://^^/anticorr/NPA/acts

25 Распоряжение МВД России от 17 января 2017 № 1/640 «О мерах по реализации требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд.рф/anticorr/NPA/acts

26 Распоряжение МВД России от 27 декабря 2017 № 1/15871 «Об организации работы по профилактике коррупционных правонарушений и осуществлении сбора сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL https://мвд.рф/anticorr/NPA/acts

А.С. Дугенец, Ф.П. Васильев и А.Н. Гугунский отмечают позитивную роль внутриведомственных административных регламентов как формы, способствующей формированию антикоррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел [19].

Функции мониторинга и анализа в системе противодействия коррупции в органах внутренних дел возлагаются на подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции. Эти же подразделения формируют предложения, направленные на совершенствование деятельности по всем направлениям профилактики и борьбы с проявлениями коррупции в органах внутренних дел соответствующих уровней.

Искоренение коррупции в органах внутренних дел является одним из важных факторов укрепления доверия населения к полиции, без которого невозможно эффективное сотрудничество полиции и населения, институтов гражданского общества по всему спектру решаемых Министерством задач. Постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и организаций системы МВД России, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества входит в состав полномочий МВД России согласно Положению о Министерстве (п. 64).

Неукоснительное соблюдение правил антикоррупционного поведения каждым сотрудником полиции, внося свой вклад в укрепление доверия населения к полиции, не только повышает эффективность противодействия преступности [20], но приобретает и политическое значение, становясь фактором национальной безопасности страны [21]. Предупреждение коррупции и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и служащих органов внутренних дел становится, таким образом, задачей государственной важности. Позитивное решение этой задачи становится нравственным выбором и нравственным долгом каждого сотрудника полиции.

От сотрудников, в которых такой готовности нет, власть обязана жестко и бескомпромиссно избавляться - в целях исключения их разлагающего влияния на здоровый коллектив и общественность.

Возможность качественного изменения результативности борьбы с коррупцией автор видит в решении сохраняющихся социальных проблем основной массы населения страны (низкий уровень жизни как фактор бытовой (низовой) коррупции) и законодательном закреплении репрессивных мер, в частности, института конфискации in rem, доказавших свою эффективность в мировой практике (верхушечная, бюрократическая коррупция) (см., например, [22]).

- Литература -

1. Корчагина К.А. Коррупция в органах внутренних дел - один из факторов дестабилизации российского общества // Юрист-Правоведъ. 2017. № 3 (28). С. 107-112.

2. Кривенда Е.А. Проблема коррупции в современной России // Территория науки. 2015. № 2. С. 188-191.

3. Потомский В.В. Типология основных антикоррупционных стратегий государства // Вестник государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 26-29.

4. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://crimestat.ru/

5. Путин В.В. Выступление на расширенном заседании коллегии МВД России 21 марта 2014 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа - URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/20624

6. Векленко С.В., Панов С.Л. Принципы противодействия коррупции // Вестник Воронежского института МВД России. 2010. № 3. С. 20-24.

7. Иванов П.И., Шегабудинов Р.Ш. Экономическая и коррупционная преступность и ее латентность как объект криминологического изучения // Вестник экономической безопасности. 2017. № 3. С. 111-120.

8. Саетгараев В.Ф. Взаимодействие органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции // Вестник Казанского института МВД России. 2016. № 4 (26). С. 96-100.

9. Тохтарбаева С.М. Организационно-правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в борьбе с коррупцией // Современное право. 2015. № 5. С. 124-129.

10. Сидоренко Э.Л. Состояние и динамика бытовой коррупции в Российской Федерации // Журнал российского права.

2017. № 6. С. 154-167.

11. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Российский юридический журнал. 2016. № 2. С. 22-31.

12. Сетраков А.Н., Довгань Е.А., Петров М.В. Противодействие коррупции в органах внутренних дел // Закон и право.

2018. № 10. С. 102-104.

13. Сахапов И.Р. Факторы, детерминирующие совершение преступлений коррупционной направленности в ОВД // Вестник Казанского института МВД России. 2012. № 3 (9). С. 36-40.

14. Помаз Г.С. Психологические детерминанты формирования коррупционного поведения сотрудников полиции // Философия права. 2014. № 1. С. 62-65.

15. Помаз Г.С. Коррупционное поведение сотрудников органов внутренних дел как разновидность девиантного поведения // Философия права. 2015. № 2. С. 65-69.

16. Овсяк А.М., Соколов В.А., Корчагина К.А. Формирование антикоррупционной модели поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации как один из векторов развития правового государства // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 1 (84). С. 135-140.

17. Костарев В.В. Коррупция как угроза безопасности России // Инновационная наука. 2016. № 7-8. С. 104-105.

18. Иванцов С.В., Уткин В.А. Оптимизация антикоррупционной подготовки сотрудников органов внутренних дел (итоги межведомственной научно-практической конференции, состоявшейся 8 декабря 2017 г.) // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С. 228-230.

19. Дугенец А.С., Васильев Ф.П., Гугунский А.Н. Современные особенности регулирования вопросов борьбы с коррупцией в системе органов внутренних дел России // Российский следователь. 2011. № 9. С. 29-31.

20. Тонков Е.Е. Доверие населения к государству - необходимое условие эффективного противодействия преступности // Научные ведомости. 2007. № 2 (33). С. 139-149.

21. Жбанков А.Б. Доверие как фактор безопасности // Власть. 2010. № 8. С. 19-21.

22. Купцова А.А., Рютов Д.Ю. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Интерактивная наука. 2017. № 12 (22). С. 100-102.

= References =

1. Korchagina K.A. Korrupciya v organah vnutrennih del - odin iz faktorov destabilizacii rossijskogo obshchestva // YUrist-Pravoved». 2017. № 3 (28). S. 107-112.

2. Krivenda E.A. Problema korrupcii v sovremennoj Rossii // Territoriya nauki. 2015. № 2. S. 188-191.

3. Potomskij V.V. Tipologiya osnovnyh antikorrupcionnyh strategij gosudarstva // Vestnik gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. 2016. № 3. S. 26-29.

4. Portal pravovoj statistiki General'noj prokuratury Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa - http:// crimestat.ru/

5. Putin V.V. Vystuplenie na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii 21 marta 2014 g. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa - URL http://www.kremlin.ru/events/president/news/20624

6. Veklenko S.V., Panov S.L. Principy protivodejstviya korrupcii // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2010. № 3.

5. 20-24.

7. Ivanov P.I., SHegabudinov R.SH. EHkonomicheskaya i korrupcionnaya prestupnost' i eyo latentnost' kak ob»ekt kriminologicheskogo izucheniya // Vestnik ehkonomicheskoj bezopasnosti. 2017. № 3. S. 111-120.

8. Saetgaraev V.F. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del i obshchestvennyh ob»edinenij v sfere protivodejstviya korrupcii // Vestnik Kazanskogo instituta MVD Rossii. 2016. № 4 (26). S. 96-100.

9. Tohtarbaeva S.M. Organizacionno-pravovaya reglamentaciya vzaimodejstviya organov vnutrennih del i institutov grazhdanskogo obshchestva Rossii v bor'be s korrupciej // Sovremennoe pravo. 2015. № 5. S. 124-129.

10. Sidorenko EH.L. Sostoyanie i dinamika bytovoj korrupcii v Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava. 2017. №

6. S. 154-167.

11. Perevalov V.D., Hazanov S.D. O metodologicheskih osnovah ocenki ehffektivnosti mer protivodejstviya korrupcii // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2016. № 2. S. 22-31.

12. Setrakov A.N., Dovgan'E.A., Petrov M.V. Protivodejstvie korrupcii v organah vnutrennih del // Zakon i pravo. 2018. № 10. S. 102-104.

13. SahapovI.R. Faktory, determiniruyushchie sovershenie prestuplenij korrupcionnoj napravlennosti v OVD // Vestnik Kazanskogo instituta MVD Rossii. 2012. № 3 (9). S. 36-40.

14. Pomaz G.S. Psihologicheskie determinanty formirovaniya korrupcionnogo povedeniya sotrudnikov policii // Filosofiya prava. 2014. № 1. S. 62-65.

15. Pomaz G.S. Korrupcionnoe povedenie sotrudnikov organov vnutrennih del kak raznovidnost' deviantnogo povedeniya // Filosofiya prava. 2015. № 2. S. 65-69.

16. OvsyakA.M., Sokolov V.A., KorchaginaK.A. Formirovanie antikorrupcionnoj modeli povedeniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii kak odin iz vektorov razvitiya pravovogo gosudarstva // YUrist-Pravoved. 2018. № 1 (84). S. 135-140.

17. Kostarev V.V. Korrupciya kak ugroza bezopasnosti Rossii // Innovacionnaya nauka. 2016. № 7-8. S. 104-105.

18. Ivancov S.V., Utkin V.A. Optimizaciya antikorrupcionnoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del (itogi mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii, sostoyavshejsya 8 dekabrya 2017 g.) // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 4. S. 228-230.

19. Dugenec A.S., Vasil'evF.P., GugunskijA.N. Sovremennye osobennosti regulirovaniya voprosov bor'by s korrupciej v sisteme organov vnutrennih del Rossii // Rossijskij sledovatel'. 2011. № 9. S. 29-31.

20. TonkovE.E. Doverie naseleniya k gosudarstvu - neobhodimoe uslovie ehffektivnogo protivodejstviya prestupnosti // Nauchnye vedomosti. 2007. № 2 (33). S. 139-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. ZHbankovA.B. Doverie kak faktor bezopasnosti // Vlast'. 2010. № 8. S. 19-21.

22. Kupcova A.A., Ryutov D.YU. Zarubezhnyj opyt protivodejstviya korrupcii // Interaktivnaya nauka. 2017. № 12 (22). S. 100102.

(статья сдана в редакцию 14.02.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.