УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0072
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ)
© 2019
Декман Илона Евгеньевна, кандидат психологических наук, консультант отдела старший преподаватель кафедры «Педагогика, психология» Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в городе Ессентуки (357600, Россия, Ессентуки, улица Долина Роз, 7, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: изучить уровень коррупции в органах администрации города Ставрополя и дать социально-психологический анализ эффективности предпринимаемых антикоррупционных мер органами местного самоуправления города Ставрополя. Полагалось, что данное исследование будет способствовать улучшению понимания негативного явления «коррупции», содействовать объективности оценки, а также принятию администрацией города Ставрополя комплексных и целенаправленных мер по противодействию коррупцией. Методы: в настоящем исследовании применен метод массового опроса по месту проживания респондентов с использованием методики анкетирования. Кроме того, в ходе теоретического этапа научного исследования был проведен анализ вторичной информации с использованием вторичных документов (материалы периодических информационных изданий, размещаемая социальная реклама антикоррупционной направленности; сведения по противодействию коррупции, размещаемые на сайте администрации города Ставрополя в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и др.). Результаты: на основании полученных в ходе исследования данных нами представлена оценка и социально-психологический анализ основных коррупционных факторов и административных барьеров, влияющих на жизнь граждан, определение масштабов коррупционной деятельности и причин ее возникновения в городе Ставрополе и рекомендации по снижению коррупции. Так, отмечена положительная динамика по удовлетворенности населения предпринимаемыми администрацией города Ставрополя антикоррупционными мерами (с 67% в 2017 году, до 83% в 2018 году), отмечен рост уровня доверия граждан к деятельности администарции города Ставрополя (с 58% в 2017 году, до 64% в 2018 году). Практическая значимость: результаты настоящего исследования могут быть использованы как исходный документ для работы администрации города Ставрополя по оптимизации антикоррупционной деятельности, выявления и устранения коррупционных рисков, определения конфликтах зон, совершенствования используемых антикоррупционных инструментов и подходов, внедрения механизмов взаимодействия с гражданским обществом, а также для корректировки программных мер по снижению уровня коррупции в городе Ставрополе.
Ключевые слова: коррупция, коррупционное поведение, антикоррупционная деятельность, эффективность деятельности, психологические факторы коррупции, доверие граждан, направленность личности, психологическая устойчивость личности, нравственные ценности.
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF ANTI-CORRUPTION ACTIVITY OF LOCAL GOVERNMENT BODIES (ON THE EXAMPLE OF THE STAVROPOL CITY ADMINISTRATION)
© 2019
Dekman Ilona Evgenievna, candidate of psychology, senior lecturer of the Department
«Pedagogy, Psychology» Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Yessentuki (357600, Russia, Essentuki, Rose Valley Street, 7, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to study the level of corruption in the administration of the city of Stavropol and to give a socio-psy-chological analysis of the effectiveness of anti-corruption measures taken by the local government of the city of Stavropol. It was believed that this study will help improve the understanding of the negative phenomenon of "corruption", promote the objectivity of the assessment, as well as the adoption by the administration of the city of Stavropol of comprehensive and targeted measures to combat corruption. Methods: in this study, a mass survey method was used by the place of residence of the respondents using the survey method. In addition, during the theoretical stage of scientific research, secondary information was analyzed using secondary documents (materials from periodicals, social anti-corruption advertisements posted; information on anti-corruption, posted on the website of the administration of the city of Stavropol in the information and telecommunications network Internet and others). Results: based on the data obtained during the study, we presented an assessment and a socio-psychological analysis of the main corruption factors and administrative barriers affecting the lives of citizens, determining the scale of corruption activities and the reasons for its occurrence in the city of Stavropol and recommendations for reducing corruption. Thus, there was a positive trend in population satisfaction with anti-corruption measures taken by the administration of the city of Stavropol (from 67% in 2017 to 83% in 2018), an increase in the level of citizens' confidence in the activities of the administration of the city of Stavropol was noted (from 58% in 2017 to 64 % in 2018). Practical significance: the results of this study can be used as a source document for the work of the administration of the city of Stavropol in optimizing anti-corruption activities, identifying and eliminating corruption risks, defining zone conflicts, improving anti-corruption tools and approaches, introducing mechanisms for interaction with civil society, and also for adjusting policy measures to reduce corruption in the city of Stavropol.
Keywords: corruption, corruption behavior, anti-corruption activities, activity efficiency, psychological factors of corruption, citizens' trust, orientation of the personality, psychological stability of the personality, moral values.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Коррупция - это особое социально-психологическое явление, существующее в любом обществе. Оно определяется как злоупотребление служебным положением [1], дача взятки, получение взятки в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера [2].
Коррупция распространяется на все сферы и уровни
жизнедеятельности современного российского общества, подрывает авторитет власти. Ситуация осложняется тем, что коррупция захватила и сам государственный аппарат на разных уровнях. Кроме того, в общественном сознании это явление стало настолько привычным, что люди сами провоцируют чиновников к коррупционному поведению, оправдываясь тем, что так всегда было, ссылаясь на сентенции здравого смысла: «Не нами заведено, не нам менять», «Не подмажешь, не поедешь».
Dekman Ilona Evgenievna psychological
SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ... science
Соответственно с этим закладывается некий стандарт коррупционного поведения чиновников, молчаливо одобряемый большинством и закрепленный как в общественном, так и в индивидуальном сознаниях [3].
Безусловно, полностью искоренить коррупцию практически невозможно, но снизить ее уровень до минимального, вполне посильная задача органов местного самоуправления. Поэтому основной целью является разработка антикоррупционных действий.
На протяжении последних лет в нашей стране активизировалась многоплановая организационная и законодательная деятельность по созданию системной базы для борьбы с коррупцией. Создана законодательная база в сфере противодействия коррупции. В нее входят Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции [4, 5, 6], Федеральные законы «О противодействии коррупции» [7], «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [8].
Системно ведется данная работа и в городе Ставрополе. Так, реализуется муниципальная программа «Противодействие коррупции в сфере деятельности администрации города Ставрополя и ее органах на 2014 - 2018 годы» (далее - Программа), где одной из основных антикоррупционных мер заявлено «...обеспечить проведение среди всех социальных слоев населения научных исследований для оценки уровня коррупции в городе Ставрополе и эффективности проводимой антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления» [9].
Однако, образовалась значительная ниша, вмещающая вопросы социально-психологического ряда. Социально-пихологический анализ деятельности органов местного самоуправления важен в связи с тем, что огромное количество людей тем или иным образом вовлечены в коррупционную деятельность, ее негативные последствия прямо или косвенно отражаются на благосостоянии граждан, вызывают чувство тревоги в обществе и еще большее социальное расслоение [2].
Настоящее исследование явилось одним из важных инструментариев социально-психологического анализа антикоррупционной деятельности по определению уровня коррупции в городе Ставрополе, изучению эффективности антикоррупционных мероприятий, принимаемых органами местного самоуправления, а также выработки рекомендаций по оптимизации антикоррупционной деятельности. Как эта работа ведется в городе Ставрополе, какие механизмы общественного контроля в сфере противодействия коррупции сформированы, и какие меры предпринимаются по предупреждению коррупции - все эти моменты отражены в результатах проведенного социально-психологического анализа.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.
Большинство исследований по вопросу коррупции отмечает ее пагубное воздействие на все общество в целом, заключая тем самым, что борьба с ней необходима. В научной литературе, посвященной изучению коррупции и мерам борьбы с ней, основное внимание уделяется проблеме эффективности государства - политическим, экономическим, административным и правовым факторам противодействия коррупционному поведению чиновников [3].
Коррупция изучается с различных позиций, аспектов, уровней и является организованным социальным явлением, имеющим экономическую, управленческую, этическую составляющие [10]. Вместе с тем, научные исследования проблем коррупции однобоки и игнорируют социально-психологические аспекты. Они не имеют общей методологической базы и системных подходов к изучаемой проблеме. Кроме того, исследований, посвященных анализу антикоррупционной деятельности 310
органов местного самоуправления, в том числе социально-психологическому анализу таковой деятельности, крайне недостаточно [3].
Коррупция как социально-психологическая проблема активно изучается такими учеными как Ю.А. Антонян [11], О.В. Вановская [12], А.Л. Журавлев [13]. Авторами выявляются и описываются социально-психологические феномены коррупционного поведения. Важный вклад в исследование социально-психологической сущности коррупции и специфики коррупционного поведения внесли отечественные ученые [3] такие как Л.М. Закирова [14], В.А. Соснин [15], А.В. Юревич [16] и др. [17-31].
Для разработки эффективных мер борьбы с коррупцией необходимо изучить социально-средовые факторы коррупционного поведения во взаимосвязи с психологическими детерминантами личностного поведения, а именно они изучены мало и редко принимаются во внимание [3].
Рассматривая коррупционное поведение, мы сталкиваемся с особенностями сочетания индивидуальных психологических качеств личности и социальных условий, которые в совокупности и являются провокаторами коррупционного поведения. Поэтому социально-психологический анализ антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления, а также изучение причин проявления коррупционного поведения и условий его формирования становится в настоящее время особо актуальным. А полученные данные помогут качественным образом улучшить результативность проводимых антикоррупционных мероприятий [3], способствовать улучшению понимания негативного явления «коррупции» и принятию администрацией города Ставрополя комплексных и целенаправленных мер по противодействию коррупции.
Формирование целей статьи (постановка задания).
Целью проведения настоящего исследования стало изучение уровня коррупции в органах администрации города Ставрополя, а также проведение социально-психологического анализа эффективности предпринимаемых антикоррупционных мер органами местного самоуправления города Ставрополя.
Для выполнения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить уровень информированности населения города Ставрополя о принимаемых мерах по противодействию коррупции органами местного самоуправления города Ставрополя;
- определить степень доверия населения города Ставрополя к деятельности администрации города Ставрополя и ее органов;
- определить долю населения города Ставрополя, считающего органы местного самоуправления города Ставрополя, подверженным коррупционным проявлениям;
- определить долю заявителей, которые обращались в органы местного самоуправления города Ставрополя за получением муниципальных и (или) государственных услуг и столкнулись с проявлениями коррупции;
- изучить уровень удовлетворенности населения города Ставрополя принимаемыми органами местного самоуправления города Ставрополя мерами по предупреждению коррупции, в том числе размещенными на официальном сайте администрации города Ставрополя сведениями по противодействию коррупции, размещаемой социальной рекламой антикоррупционной направленности, изготовленной печатной продукцией антикоррупционной направленности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В рамках настоящего исследования в качестве респондентов выступили совершеннолетние граждане Российской Федерации. Общий объем выборки составил 200 респондентов. Для анализа полученных данных был
использован метод математико-статистического анализа полученных результатов с применением описательной статистики, логико-смысловой анализ с применением индуктивно-дедуктивного метода, сравнительного метода и анализа информационных источников [2].
Социально-психологический анализ антикоррупционной деятельности органов местного самоуправления невозможен без оценки понимания гражданами специфики коррупции [32]. В рамках настоящего исследования была определена степень понимания и характер восприятия гражданами города Ставрополя явления «коррупция». Большинство опрошенных (87%) коррупцию связывают с получением и дачей взятки, наличием знакомств для решения тех или иных вопросов. Большинство респондентов 94,9% высказали мнение о том, что взятка - это деньги, получаемые за оказание тех или иных услуг. Несколько меньший процент респондентов (26,8%) сошлись на том, что взятка - это вознаграждение чиновников крупными подарками (квартиры, дома, машины, дачи и т.д.). Таким образом, далеко не все опрошенные, оценивают подарки чиновникам как взятку. Лишь около трети респондентов посчитали взяткой цветы, конфеты, бытовую технику.
В ходе данного исследования был выявлен факт четкого понимания сущности «коррупция» [32].
При определении степени распространения коррупции в органах местного самоуправления города Ставрополя 48,8% (65,3% - в 2017 году) респондентов сошлись на мнении, что такая проблема существует. Кроме того, большинство граждан считают, что через год ситуация с взяточничеством останется на прежнем уровне - 42,8% (42,1% - в 2017 году); изменится в лучшую сторону - 33,8% (37,2% - в 2015 году); примет большие размеры - 23,4% (20,7% - в 2017 году). Горожане относят коррупцию к одной из наиболее значимых и острых проблем. Тем не менее, нельзя сказать, что эта проблема в общественном сознании стоит на первом месте. Только каждый четвертый респондент, согласно данных настоящего исследования, считает, что борьба с коррупцией должна сегодня стать приоритетом, быть самой важной задачей органов власти. Чаще всего в ходе исследования, респонденты, соглашаясь, что борьба с коррупцией является одной из самых важных задач, заявляли, одновременно, что «есть и другие, не менее важные проблемы». Такую позицию заняли 52,6% участников исследования [33].
О понимании явления «коррупция» и ее осознанности наличия нельзя говорить без оценки уровня информированности общества о проявлениях коррупции в обществе, в связи с тем, что информированность населения о коррупционных случаях, действиях по их профилактике и устранению, является одним из важнейших звеньев в понимании сущности коррупции. Респонденты признали, что недостаточно информированы в вопросах коррупции: 34,3% - слабо информированы или не информированы вовсе. Только 15,9% опрошенных имеют самый высокий показатель информированности. Среди них наиболее информированы в вопросах коррупции оказались военнослужащие - 31,6%, предприниматели -15% и студенты - 14,5%.
Относительно источников получения информации по вопросам коррупции в городе Ставрополе на первое место вышло телевидение - 81,4%. На втором месте - печатные СМИ: газеты и журналы (52%), на третьем - информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (36,6%).
Говоря о достаточности информации, предоставляемой СМИ об антикоррупционной политике, проводимой в городе Ставрополе и, в целом, о коррупции, большинство респондентов 53,1% считают, что информации о коррупции в СМИ недостаточно. Кроме того, 32% респондентов отметили, что имеющаяся информация не освещает всех аспектов рассматриваемой проблемы. 85,1% населения говорит о минимальном объеме мате-
риалов о коррупции в СМИ. Только 15% опрошенных высказались о достаточности в СМИ такой информации.
В подтверждение полученных данных в рамках настоящего исследования был проведен анализ сведений по противодействию коррупции на официальном сайте администрации города Ставрополя, газете «Вечерний Ставрополь», а также на местных радио и телевидении. Так, в 2018 году было размещено порядка 58 информационных материалов по исследуемой теме (46 - в 2017 году). Все они дублировались и в городской газете «Вечерний Ставрополь». По радио в течение отчетного периода прошло 41 сообщение коррупционной направленности (35 - в 2017 году), на телевидении было показано 19 сюжетов (9 - в 2017 году).
Данные цифры в некоторой степени подтверждают заявления граждан относительно недостаточной освещенности исследуемой проблемы в СМИ. Однако, остается открытым вопрос: «Какое количество информации должно быть размещено в СМИ, какую цифру считать нормой (100%), от которой можно было отталкиваться при изучении вопроса о достаточности информации?».
Таким образом, полученные в 2018 году данные демонстрируют необходимость усиления информационной политики в вопросах освещения коррупционной проблематики.
Вместе с тем, выявив долю граждан, столкнувшихся с проявлениями коррупции, и уровень коррумпированности органов администрации города Ставрополя, мы приходим к основному выводу, что в 2018 году снизился процент граждан, которые лично сталкивались с проявлениями коррупции в городе Ставрополе. Определены зоны коррупционных рисков, в которых респонденты непосредственно столкнулись с проявлениями коррупции, среди которых: учреждения здравоохранения и образования (76,3% и 82,1% соответственно). Коррумпированность в органах социальной защиты населения в 2018 году, равно как и в 2017 году отмечена не была.
Исследование показало инертность опрошенных в борьбе с проявлениями коррупции - 3% респондентов официально оповещали правоохранительные органы о фактах коррупции. Самым популярным средством борьбы с коррупцией отмечен «телефон доверия главы администрации города Ставрополя» и телефон доверия Губернатора Ставропольского края (85,2%).
Для более глубокого изучения вопроса, был изучен показатель «доверие населения к деятельности администрации города Ставрополя и ее органов». В 2018 году было зафиксировано общее повышение уровня доверия населения к работе органов администрации города Ставрополя - 68,3 % (57,1% в 2017 году).
В связи с тем, что граждане постоянно обращаются в различные учреждения органов власти по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг [34] или выполнения своих общественных обязательств или в поисках справедливости и разрешения конфликтов, они потенциально уязвимы с точки зрения возникновения коррупции или злоупотреблений со стороны чиновников [34].
В рамках данного исследования был проведен анализ вероятности попадания горожан в коррупционную ситуацию при обращении за теми или иными услугами в органы администрации города Ставрополя.
В ходе исследования 25,3% респондентов ответили, что за последний год лично сталкивались с проявлениям коррупции, 72,6% - отрицали подобную ситуацию, а 2,1% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос. Полученные данные в сравнении с 2017 годом -32,1%, 61,0%, 6,9% соответственно.
В одних случаях граждане становились жертвами вымогательств, а в других сами предлагали взятки или подарки для получения тех или иных услуг или ускорения различных процедур [35].
Вместе с тем, необходимо отметить, что в обществе
Dekman Ilona Evgenievna SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ..
стало привычным дарить подарки без особой необходимости, просто с позиции «с пустыми руками не пойдешь» и люди сами того не осознавая становятся инициаторами взяток - 49,3 % подтвердили это (53% - в 2017 году). Кроме того, многие сами стимулируют чиновников на ускорение процедур получения услуг и готовы платить за дополнительные услуги 71,2% (70% - в 2017 году).
Каковы же причины, порождающие коррупцию? Среди основных были отмечены следующие: отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц (61,2%); низкие доходы населения (26,3%); отсутствие ответственности за коррупционные деяния (12,5%).
Следующим, одним из важнейших блоков настоящего исследования, стало изучение информированности населения города Ставрополя непосредственно об антикоррупционной деятельности органов администрации города Ставрополя и степени доверия населения к данной информации. Каковы же основные составляющие этой деятельности?
Во-первых, это реализация Программы и Плана мероприятий по противодействию коррупции в администрации города Ставрополя и ее органах.
Основным содержанием данных документов явилась организация многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Именно МФЦ выступил в качестве одной из основных антикоррупционных мер, предпринимаемых администрацией города Ставрополя. МФЦ выступает как посредник между заявителем и органами власти, которая существенно снижает коррупционные риски. Дополнительным инструментом в борьбе с коррупцией является также оснащение рабочих мест операторов МФЦ устройствами видеонаблюдения и аудио-фиксации, которое обеспечено повсеместно во всех филиалах МФЦ города Ставрополя. МФЦ упростил процедуру получения гражданами услуг в части исключения взаимодействия заявителей и должностных лиц и стал «передаточным» звеном в общем процессе предоставления услуг населению. 92,0% респондентов (85,6% - 2017 г.) сошлись на мнении, о том, что деятельность МФЦ значительно способствует снижению уровня коррупции.
Кроме того, вышеуказанными документами закреплена возможность получения услуг в электронном виде. Популяризуется предоставление услуг посредством Портала государственных и муниципальных услуг Ставропольского края. Результаты исследования показали высокий процент (75,4%) обращений за услугами в электронной форме (43,4% - в 2017 году).
Во-вторых, в качестве антикоррупционной деятельности выступает принятие муниципальных правовых актов, направленных на противодействие коррупции и проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов администрации города Ставрополя, органов администрации города Ставрополя.
Эта составляющая антикоррупционной деятельности является сугубо внутриадминистративная. Поэтому результаты исследования показали низкий процент (2,3%) осведомленности населения данной деятельностью. Однако, на официальном сайте администрации города Ставрополя, и в печатных СМИ (при проведении анализа печатной продукции) данная информация актуальна и размещается регулярно.
В-третьих, информационная работа по предупреждению коррупции (размещение социальной рекламы и изготовление печатной продукции антикоррупционной направленности, подготовка тематических сюжетов в СМИ). Отмечено, что 10,0% респондентов (7,5% в 2017 г.) удовлетворены размещенными в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Ставрополя сведениями по противодействию коррупции, а также размещаемой социальной рекламой антикоррупционной направленности. Не изменился и показатель удовлетворенности населения изготовляемой печатной продукцией антикоррупционной направленно-
сти (равно как и в 2017 г. - 10%). Каждая из перечисленных мер - самостоятельный и очень важный инструмент антикоррупционной деятельности.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
Основываясь на данных, полученных в ходе настоящего исследования, мы пришли к основному выводу о том, что коррупция - это антисоциальный факт, который трактуется гражданами города Ставрополя по мере собственных знаний и восприятий.
Несмотря на существующую разницу в понимании феномена коррупции, подавляющее большинство респондентов всех категорий ассоциируют коррупцию с взяточничеством [32]. Изучение взятки показывает, что в общественном сознании существует механизм двойного стандарта, позволяющий одновременно искренне осуждать взяточничество и участвовать в нем. Механизм двойного стандарта построен на применении в одной и той же ситуации в двух комплексах норм. Одна из этих норм основана на существующих правовых регуляциях, законах нравственности и морали, другие на личном опыте и повседневных обстоятельствах. К примеру, подарки в одних случаях относят к взяткам и рассматривают как отрицательное явление, а в случае, когда это способствует решению личных вопросов, рассматривают как нормальную практику в обществе [32].
Результаты оценки респондентов отражают преимущественно средний уровень информированности об антикоррупционной деятельности администрации города Ставрополя. В связи с этим, необходимо выстраивание информационной политики в вопросах относительно фактов коррупции и реальных мер по борьбе с ней на муниципальном уровне.
Вместе с тем, рейтинг доверия к деятельности структурных подразделений администрации города Ставрополя вырос (с 58% в 2017 году, до 64% в 2018 году). Количество жителей города Ставрополя, удовлетворенных проводимой антикоррупционной деятельностью также увеличилось (с 67% в 2017 году, до 83% в 2018 году).
Таким образом, подводя итог можно заключить, что все поставленные задачи были решены в полном объеме, а данное исследование явилось эффективным механизмом получения объективной информации об антикоррупционной деятельности администрации города Ставрополя, а также изучения мнения горожан о данной деятельности.
В качестве основных рекомендаций по результатам проведенного исследования стали следующие:
- обеспечить повышение правовой грамотности населения города в вопросах коррупции (лекции, семинары, консультации как в органах местного самоуправления города Ставрополя, так и на предприятиях, учреждениях;
- организовать проведение «прямых линий» с гражданами по вопросам антикоррупционного просвещения;
- распространять рекламу антикоррупционной направленности;
- усилить антикоррупционную работу в СМИ;
- освещать проблемы коррупции на официальном сайте администрации города Ставрополя;
- обеспечить разработку и функционирование электронного почтового ящика на официальном сайте администрации города Ставрополя для приема сообщений о фактах коррупции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. СтреликовМ.С. Меры предупреждения и борьбы с коррупцией в российском праве [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// dspace.tltsu.ru —15.01.2016.
2. Департамент информационной работы. Противодействие коррупции [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docplayer. ги — 06.05.2018.
3. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Коррупция. Социально-психологический анализ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pandia.ru — 29.01.2017.
4. Охотский И.Е. Правовой механизм государственной страте-
гии противодействия коррупции в Российской Федерации: конституционально-правовые основы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dlib.rsl.ru —13.09.2015.
5. Национальная стратегия противодействия коррупции : [ Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460] — Режим доступа: http:// www.consultant.ru —10.03.2019.
6. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018
- 2020 годы : [ Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 ] — Режим доступа: http://www.consultant.ru — 10.03.2019.
7. О противодействии коррупции : федер. Закон [ принят Гос. Думой РФ 25 декабря 2008 г. ]—Режим доступа: http://www.consultant. ru —10.03.2019.
8. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов : федер. закон [ принят Гос.Думой РФ 17 июля 2009 г. ] — Режим доступа: http://www. consultant.ru —10.03.2019.
9. Противодействие коррупции в сфере деятельности администрации города Ставрополя и ее органах на 2014 — 2018 годы : муниципальная программа : [ утверждена постановлением администрации города Ставрополя от 31.10.2013 № 3835 ] — Режим доступа: https://ставрополь.рф —10.03.2019.
10. Глинкина С.П. Коррупция: фатальная угроза? // Неэкономические грани экономики: непознанное взаимовлияние / Под ред. О.Т. Богомолова. — М.: Институт экономических стратегий, 2010.
11. Антонян Ю.М. Типология коррупции и коррупционного поведения. —М.: РНОПЭ, 2003 г. — 41 с.
12. Вановская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — №2.
13. Журавлев А.Л. Социально-психологические исследования коррупции // Прикладная юридическая психология. — 2012. — №1.
14. Закирова Л.М. Проблемы изучения феномена коррупции в отечественной психологии // Актуальные проблемы экономики и права.
— 2010. — №4.
15. Соснин В.А. Коррупция в предметном поле психологических исследований //Гуманизация образования. — 2017. — №5.
16. Юревич А.В. Психологические факторы коррупции // Психология в экономике и управлении. — 2012. — №2.
17. Фомин М.С. Коррупция как искушение предательством // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 413-415.
18. Иншаков С.М. Коррупция через призму теории национальной безопасности //Актуальные проблемы экономики и права. 2018. Т. 12. № 4 (48). С. 720-729.
19. Королева Э.В., Волынчук Я.А., Бакунова А.Г. Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 304-306.
20. Егиян А.М. Посредничество во взяточничестве: причины и условия свершения // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 240-243.
21. Щедрин Н.В., Дамм И.А., Акунченко Е.А. Актуальные проблемы антикоррупционного просвещения и антикоррупционного образования // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 3 (43). С. 147-160.
22. Янкин Г.Н. Об улучшении эффективности расследования коррупционных правонарушений и преступлений в Российской Федерации //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 371-375.
23. Захарова Е.Ю., Носаненко Г.Ю. Коррупция в медицине: региональный аспект // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 318-320.
24. Горшенков Г.Н., Горшенков А.Г. Оптимизация востребованности научности в борьбе с коррупцией // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4 (20). С. 38-41.
25. Коннов И.А., Коннова П.И., Кваша А.С. Направления развития антикоррупционного законодательства в современной россии (с 2008 г. по настоящее время) //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 350-353.
26. Клеймёнов М.П., Пустовит Р.В. Методологические аспекты прогнозирования коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 42-51.
27. Прохоров Э.А. Коррупционная преступность в сфере государственных закупок: причины общего характера //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 378-382.
28. Агеев В.Н. Процесс формирования гражданского общества как средство противодействия коррупции в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4 (20). С. 5-9.
29. Быков В.В., Прокопович Г.А. Уголовно-правовая основа противодействия коррупции //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 363-366.
30. Королева Э.В., Волынчук Я.А., Харченко М.А. Личный кодекс чести государственного служащего как регулятор антикоррупционного поведения // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 372-374.
31. Воронин С.А. Причины и условия коррупционных преступлений сотрудников правоохранительных органов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 211-213.
32. Исследование коррупции в Кыргызстане: масштабы, причины и возможности снижения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docplayer.ru — 06.05.2018.
33. Результаты Всероссийского опроса «Эффективность законодательных мер противодействия коррупции» [Электронный ресурс].
— Режим доступа: https://spbu.ru — 08.01.2017.
34. О программе по реализации антикоррупционной политики в Ютазинском муниципальном районе на 2007-2008 годы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regionz.ru — 09.02.2016.
35. Отчет о реализации проекта «Общественная антикоррупционная приемная» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// rudocs.exdat.com — 05.01.2017.
Статья поступила в редакцию 15.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019