Научная статья на тему 'Причины неуспеваемости младших школьников'

Причины неуспеваемости младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ / РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / НЕЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ / УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорнова Светлана Юрьевна

То, что с детьми теперь работать труднее, чем 10 15 лет назад, не нуждается в доказательствах. Кроме того, в последнее время отмечается значительный рост числа учащихся школ, отстающих в учебе. Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, это школа, выпускающая брак. Школа несет ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо она не сумела дать им нужное воспитание и образование. Школа несет ответственность перед родителями неуспевающих учащихся, ибо родители отдали своих детей в школу в надежде, что она воспитает их как нравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины неуспеваемости младших школьников»

Таким образом, при изучении тем спортивной тематики достигаются и решаются следующие цели и задачи: студенты научатся на основе работы в паре и группе освоить новую лексику по темам «Олимпийские игры», «Спорт» и применять ранее изученный речевой материал; в ходе создания проекта сумеют представить результат групповой работы в виде монологического высказывания; совершенствуют умения извлекать информацию из текста, интернета; формируют навыки и умения оформления устных высказываний и т.д.

Список литературы

1. Шавкиева Д.Ш. Современные подходы к обучению английскому языку студентов-инвалидов // European science. № 5 (15), 2016. С. 25-27.

2. Шакиржанова К.Т. Счастливое будущее здоровой матери и ее ответственность и семье // Ta'lim, fan va innovatsiya, 2016. 3-son. 29-35 b.

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Подгорнова С.Ю.

Подгорнова Светлана Юрьевна — учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: то, что с детьми теперь работать труднее, чем 10 - 15 лет назад, не нуждается в доказательствах. Кроме того, в последнее время отмечается значительный рост числа учащихся школ, отстающих в учебе. Школа, в которой есть неуспевающие учащиеся, - это школа, выпускающая брак. Школа несет ответственность перед неуспевающими и второгодниками, ибо она не сумела дать им нужное воспитание и образование. Школа несет ответственность перед родителями неуспевающих учащихся, ибо родители отдали своих детей в школу в надежде, что она воспитает их как нравственных, культурных, творчески активных и социально зрелых личностей.

Ключевые слова: неуспеваемость учащихся, развитие детей, нежелание учиться, умственное развитие.

УДК 373.31

Неуспеваемость учащихся по тому или иному предмету ложится тяжелым бременем на учителя. Ведь он должен уделять им дополнительное внимание и время, проводя и организуя для них дополнительные занятия и консультации. Учитель должен специально для них готовить особые задания, неоднократно повторять пройденный материал. Учитель, несомненно, чувствует свою вину и перед самими неуспевающими учащимися и их родителями, ибо он не сумел найти такие средства и методы работы с этими учащимися, чтобы они не отставали в овладении его учебным предметом.

Рассмотрим теперь более конкретно, какие причины чаще всего приводят к отставанию в общем развитии. Если проследить историю развития таких детей, то обнаруживается, что причиной чаще всего бывает какое-то заболевание, перенесенное в раннем детстве. Наличие слабо выраженных нарушений центральной нервной системы препятствует нормальному функционированию тех или иных систем мозга и задерживает его своевременное развитие. Если в семье имеются осложняющие моменты, то включается целая цепочка неблагоприятных причин. На первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения. Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся на их развитии, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей.

Особую трудность представляют отклонения в умственном развитии ребенка. Небольшое отставание в познавательной деятельности ребенка может быть нестойким и вначале не очень заметным. Однако постепенно, если не обращать внимания на умственную пассивность малыша, оно станет сказываться все резче, а впоследствии и затруднит обучение в школе [1, с. 74].

Другой распространенной причиной неуспеваемости является нежелание ученика учиться. Из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Отсутствие интереса к учебе, начиная с первых шагов обучения, чревато еще одной неприятностью в будущем. Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является

недисциплинированность отдельных учеников. Их число пополняется в широких пределах, увеличиваясь в старших классах. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу, как на уроке, так и вне него, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяет успех борьбы с недисциплинированностью [2, с. 108].

К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождают неуспеваемость. Жизненный опыт и педагогический долг должны помочь учителю найти подход к таким ученикам. Часто бывает достаточно обнаружить и исправить какой-то свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Всякая неискренность только ухудшит взаимоотношения [3, с. 67].

Часто встречающаяся причина неуспеваемости - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие двойки скапливаются, то они, как правило, перерастают в личном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке. Неуспеваемость может быть связана с проблемой улицы. Отдых, игры на свежем воздухе, конечно, необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащегося так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. Поскольку учебная программа предполагает систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.

Список литературы

1. Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе // Издательство Знание. № 5, 1983. 134 с.

2. БезрукихМ.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика. Издательство Москва, 1991. 347 с.

3. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М., 1988. 335 с.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Давлиталиева Г.Ф.

Давлиталиева Гульнара Фатиховна—учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 11, пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область

Аннотация: современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения, так как современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребёнка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер. Ключевые слова: развитие познавательной и исследовательской деятельности, творческие методы обучения, умения и навыки учебной работы.

УДК 373.31

Учеба в начальных классах напоминает плавание в открытом океане на парусном корабле, на котором дети начинают путешествие в страну знаний. Учитель - капитан, и ему нужно так организовать обучение, чтобы курс был правильным, а результаты - доплыть до страны знаний. В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность. Именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, самостоятельной познавательной деятельности учащихся [1, с. 86].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.