УДК 37.01 Д.З. РАХМАНОВА
ББК 74.20
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА УЧИТЕЛЯ К ПРОЦЕССУ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕУСПЕВАЮЩИХ ДЕТЕЙ
Каждый ученик овладевает знаниями, умениями и навыками в меру своих сил и возможностей, которые зависят от его индивидуальных особенностей и условий среды. Отношение к учению складывается только процессе в деятельности ученика, определяется ею и проявляется в ней. Стремление к учению, самосовершенствованию может возникать как внутреннее побуждение самого учащегося или же как результат внешнего воздействия со стороны учителей, родителей и общества.
В.А. Сухомлинский писал: "Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у учащихся нет желания учиться"(139, 78).
Учебный процесс представляет собой сложную систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. В этой системе под руководством учителя происходит овладение учеником основ наук, способов деятельности, его развитие. У учителя и ученика свои функции. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности. Задача ученика - овладевать системой знаний, способами их получения, переработки, хранения и применения, воспитывая в себе необходимые качества личности.
А. Г. Добрович убежден: "Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным. Учитель может оказывать воспитательное и образовательное влияние на других, и неизбежно его оказывает, в той степени и мере, в какой сам причастен к воспитанию и образованию, в какой сделал их своим достоянием". (146,73).
Учитель начальных классов должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его богатстве, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его возвышенными духовными запросами. Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящихся в очень сложных взаимоотношениях. Обучение только тогда резулбтативно, когда оно идет впереди развития. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения пробудить те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.
Прежде чем активизировать неуспевающих школьников, необходимо знать, как преодолеть их пассивность и ее результат - неуспеваемость. Пробуждать живую, самостоятельную мысль ученика - это основа основ преподавания всех наук. Тогда каждый, даже самый скучный на первый взгляд, учебный предмет обретет свою неповторимую прелесть, логическую связь с явлениями жизни.
Педагог К.А. Иванов отмечает: "Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь" (52,6).
В помощь учителю в его работе с отстающими детьми нами была составлена "Памятка для учителей начальных классов по предупреждению неуспеваемости учащихся начальных классов". Она была роздана 86 учителям начальных классов г. Худжанда, Б. Гафуровского, Исфаринского, Матчинского и Дж.Расуловского районов. В «Памятке» обозначено, что должен знать учитель и на каких моментах в работе с неуспевающими детьми обязан сосредоточить свое внимание. Ниже предлагаем текст «Памятки» (в переводе на русский язык).
Что должен предпринять учитель
1. Качественно, целенаправленно, эффективно проводить каждый свой урок, продуманно и творчески разнообразя его формы.
2. Составить план индивидуальной работы с неуспевающими учениками. Включить в него специальные упражнения направленные, на развитие внимания, памяти, способности обобщать.
3. Развивать у учеников способность самостоятельно мыслить (например, через создание проблемных ситуаций).
4. Организовать по плану дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учениками.
5. Осуществлять систематический контроль деятельности ученика, фиксируя все в специальном дневнике.
6. Планомерно включать подопечных в деятельность коллектива класса. Используя взаимоподдержку, взаимовыручку детей, добиться заинтересованности всего класса в успехах неуспевающих. Успехи неуспевающих сделать коллективным праздником.
7. Как средство успешной реабилитации неуспевающего ученика эффективно использовать его индивидуальные преимущества (умение петь, рисовать, танцевать, умение мастерить, находчивость и смекалку, физические данные и др.)
8. Смелее привлекать преодолевшего свою неуспеваемость ученика к помощи тем, кто еще не успевает.
9. Не терять управление поведением и активностью неуспевающих учащихся.
В основе данной памятки лежат следующие соображения:
- учитель должен знать свои права, обязанности и иметь неизменное чувство ответственности за подрастающее поколение;
- всеми возможными путями учитель должен выявить причины неуспеваемости школьников;
- учитель должен знать даже скрытые движения души отстающего ребенка, чтобы найти нужные пути и формы воздействия на ученика;
- учитель должен обучать, воспитывать и развивать неуспевающего ученика во всех отношениях в соответствии с общими задачами начальной школы, предварительно выявить уровень обученности и воспитанности учащихся;
- быстро принимать решение и находить оптимальные средства педагогического воздействия на неуспевающих учеников.
86 учителей начальных классов, использовавших нашу памятку, в основном одобрили её. По нашим данным, большинство учителей начальных классов не ведут наблюдения и контроля за неуспевающими учениками и, в результате, затрудняются решить, с чего начать работу с неуспевающими. При опросе 46 учителей, у которых не было "памятки", выяснилось, что они не имеют специальной информации по коррекции и активизации деятельности неуспевающих детей.
Мы предлагаем всем учителям начальных классов вести дневник наблюдения за неуспевающими учениками своего класса. Цель ведения такого дневника мы видим в том, что это поможет систематизировать работу с неуспевающими, поможет следить за ходом и результатами этой работы. А ведь организованность, системность делают труд учителя менее изнурительным и более эффективным. Ниже мы приводим образцы дневника наблюдения и плана индивидуальной работы с неуспевающими учениками.
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ
учитель Бабаева С., класс 3 «б»
Дата и Ф.И. Недостатки Формы, методы и Результат
месяц неуспевающег средства
о ученика В учебной Психологич преодоления
деятельности еские недостатков
Хикмат Р. Трудности в неустойчи-вое Индивид. Работа. Усвоил
усвоении внимание и Дополнитель-ные таблицу
математики. слабая память. уроки, умножен.
1Г> Нет нор- Жалуется на индивидуаль-но- на 2, 3. На
о мальной утомляе- психоло-гические уроке стал
с4 скорости мость. Не от-ношения, ис- внима-
чтения общите-лен пользовать тельно
дидактические материалы, при необходимости использовать ТСО. Больше наглядности слушать учителя. Чтение стало слитным.
Примерный план индивидуальной работы с неуспевающим учеником Хикмат Р. на 2015-2016 уч. год
№ Вид работы Место Время Результат
1. Организовать индивидуальный альбом. Содержание альбома должно соответствовать программе по всем предметам Класс-кабинет в течение года
2. Консультация с медиками - специалистами. Поликлини ка 1 раз в год
3. Индивидуальные занятия по а) родном языку, б) математике, в) труду и рисованию, г) иностранным языкам. Класс Вторник, Четверг, Пятница
4. Проведение дидактических и развлекательных игр. (кроссворды, ребусы, на смекалку, скороговорки и др.) Класс в свободное время
5. Проведение беседы с родителями ученика об активизации познава-тельной деятельности ученика. Класс, дом 1 раз в месяц
6. Участие ученика в общественных мероприятиях (утренники, встречи, вечера, субботники и др.) Школа по графику
7. Привлечение к творческой деятель-ности (умение искать, рассуждать, продумать, предпринимать, заучивать и др.) Класс во время индивид. занятий
Основные моменты педагогической деятельности С. Бабаевой связанные с неуспевающим учениками, можно свести к следующим:
- дифференциация обучения и воспитания;
- развитие активности ученика;
- чуткость, внимание учителя к неуспевающим;
- развитие внимания и мышления ученика;
- дать прочные знания, умения и навыки;
- доступность изложения необходимой информации, настойчивость, профессионализм в выработке знаний, умений, навыков;
- неуклонное достижение поставленной цели. (см. схему 1).
Схема 1
Главная задача учителя в работе с неуспевающими учениками - это не только сообщение дидактически обработанного программного материала, но и профессиональная оптимизация всех видов учебно-воспитательной деятельности. Каждый педагог должен быть новатором своего дела. Он должен знать и использовать новые достижения в обучении и воспитании неуспевающих детей.
Учитель начальных классов должен быть творческой личностью, тонким психологом, хорошим педагогом- воспитателем, отличным методистом и организатором внеклассных и внешкольных форм работы с младшими неуспевающими школьниками.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека/ В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянская школа, 1975. - 236 с.
2. Добрович, А.Г. Воспитателю о психологии и психогигиене обучения/ А.Г. Добрович // В кн.: Для учителя и родителей. -М.: Просвещение, 1987. - 207 с.
3. Иванов, К.А. Все начинается с учителя. / К.А. Иванов. - М.: Просвещение, 1983. -175 с.
4. Рахманова, Д.З. Творчество учителя на уроке/ Д.З. Рахманова. -Худжанд: Меъроч, 2015124 с.
5. Шарифзода, Ф. Общая и профессиональная педагогика/ Ф. Шарифзода, А. Миралиев. -Душанбе: Ирфон, 2013.- 224 с.
6. Шукуров, Р.Х. Творческий рост педагога/ Р.Х. Шукуров. -М.: Знание, 1985. - 80 с.
REFERENCES:
1. Sukhomlinski, V.A. How to bring up a genuine man/ V.A. Sukhomlinski.- Kiev: Radnyadskya school , 1975. - 236 p.
2. Dobrovich, A.G. Intructions to the teacher about psychology and the psychology / A.G. Dobrovich // For the teacher and the parents -М.: Prosvishenie , 1987. - 207 p.
3. Ivanov, K.A. All starts with the teacher / K.A. Ivanov - М.: Prosveshenie , 1983. -175 p.
252
4. Rakhmanova, D.Z. Teacher's creativity during the lesson/ D.Z. Rakhmanova.- Khujand: Meroj, 2015-124p.
5. Sharifzoda, F. General and professional Didactics/ F. Sharifzoda, A. Miraliev. -Dushanbe: Irfon, 2013. - 224 p.
6. Shukurov, R. Kh. Creative development of a teacher/ R. Kh. Shukurov. -M.: Znanie , 1985. - 80 p.
Особенности творческоого подхода учителя к процессу активизации учебно-познавательной деятельности неуспевающих детей
Ключевые слова: творческая деятельность, неуспевающий ученик, знания, умения и навыки, активизация познавательной деятельности, организация учебной деятельности
В статье речь идёт об особенностях организации творческой деятельности учителя начальных классов в процессе активизации учебно- познавательной деятельности неуспевающих детей. Автором разработана памятка для учителей, а также приведены примеры из опыта работы учителей начальных классов при работе с неуспевающими детьми. Выделенные моменты педагогической деятельности учителей начальных классов, связанные с неуспевающими учениками, автор показывает в виде схемы. По мнению автора, учитель начальных классов должен быть творческой личностью, тонким психологом, хорошим педагогом- воспитателем, отличным методистом и организатором внеклассных и внешкольных форм работы с младшими неуспевающими школьниками. Приведены конкретные примеры по организации творческой деятельности учителя начальных классов в процессе активизации учебно- познавательной деятельности неуспевающих детей, а также даются методические рекомендации.
Peculiarities of arranging creative activity of primary school teachers in enhancing cognitive
activity of underachieving students
Keywords: creative activity, underachieving student , knowledge, skills, enhancement of cognitive
activity, learning/teaching. The article deals with the peculiarities of arranging creative activity of primary school teachers in enhancing cognitive activity of underachieving students.
The author has developed both methodological recommendations for teachers and illustrated samples from the teaching experience from primary school teachers while working underachieving students. The methodological recommendation of teaching activity of primary school teachers considering underachieving students are presented in tables. In his opinion primary school teachers should be creative, a subtle psychologists, a good educator, a good educator, excellent methodologist and organizer of out class curriculum activity with junior underachieving students. The author sets forward a concrete case in arranging the creative activity of primary school teacher in enhancing cognitive activity of underachieving students.
Сведения об авторе:
Рахманова Дилбар Зикржевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности педагогического факультета Худжандского государственного университета имени академика
Б.Г.Гафурова(Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: dilbar_sns@mail.ru
Information about the author:
Rahmanova Dilbar Zikriyaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Assosiate Pofessor for the Department of Pedagogy and psychology of Professional activity of Pedagogical faculty of Khujand State University named after academician B. G. Gafurov (Republic of Tajikistan, Khujand), E-mail: dilbar_sns@mail.ru