УДК 376.1
Ю. П. Вавилов
Проблемы учебной неуспеваемости школьников
В статье рассматривается проблема учебной неуспеваемости с позиции системного подхода. Учебная неуспеваемость -это несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научных знаний, навыков и умений или недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Основные виды учебной неуспеваемости: 1) общее стойкое отставание по многим или всем учебным предметам; 2) частичная стойкая неуспеваемость по отдельным (1-3) предметам; 3) эпизодическая неуспеваемость. Типы неуспевающих учеников: 1) ученики, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; 2) ученики с низким уровнем мыслительной деятельности, слабыми способностями к учению; 3) ученики, не умеющие учиться; 4) особая группа неуспевающих из числа одаренных, необычных учащихся. Причины учебной неуспеваемости могут быть педагогическими, психологическими, биопсихологическими и социальными. Они связаны или с самим учеником, или с действием внешних факторов, а чаще с внутренними и внешними факторами одновременно. Причинная обусловленность неуспеваемости имеет полисистемный характер. Поэтому работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости также должна быть системной, и в ней необходимо активное сотрудничество всех участников образовательной деятельности. Для достижения успеха требуется применение современных инновационных технологий в области обучения, воспитания и развития.
Ключевые слова: учебная неуспеваемость, виды учебной неуспеваемости, типы неуспевающих учеников, причины учебной неуспеваемости, предупреждение и преодоление неуспеваемости.
Yu. P. Vavilov
Problems of Schoolchildren's Educational Backwardness
In the article the problem of educational backwardness is considered according to the position of the system approach. Educational backwardness is disparity between the training of pupils and existing standards to the assimilation of scientific, knowledge, skills and abilities, or the insufficient, low level of acquiring educational material. The main types of educational backwardness: 1) the general stable lagging behind in many or all educational subjects; 2) the stable backwardness in some (1-3) subjects; 3) the episodical and relatively easily surmountable backwardness. The types of backward pupils: 1) the pupils without effective motives of studies; 2) the pupils with a low level of thinking activity, weak abilities for studies; 3) the pupils, who are not able to study; 4) the special group of backward pupils from gifted, unusual people. The causes of educational backwardness are pedagogical, psychological, biopsychological and social ones. They are connected either with the pupil himself, or with actions of outward factors, but more often with internal and external factors at the same time. The causal conditions of backwardness have a polysystem character. Consequently the work on prevention and overcoming backwardness also must be system, and active cooperation of all participants of the educational activity is necessary in it. The achievement of success needs in use of modern innovatory technologies in the sphere of education, upbringing and development.
Keywords: educational backwardness, types of educational backwardness, types of backward pupils, causes of educational backwardness, prevention and overcoming of backwardness.
Проблемы учебной неуспеваемости, низкой успеваемости, отставания в учебной деятельности нередко называются вечными, так как остаются практически не решенными применительно к общеобразовательной школе и профессиональным образовательным учреждениям. Сложилось три позиции в отношении понимания и решения данных проблем. Первая позиция заключается в том, что учебная неуспеваемость обусловлена объективными причинами, в силу которых неуспевающие появляются закономерно, и это нужно принимать как реальный факт. Сторонники второй позиции оптимистично утверждают, что учебная неуспеваемость в
принципе может быть полностью преодолена, и это доказывает положительный опыт известных педагогов-новаторов и многих обычных педагогов, добивающихся полной учебной успеваемости, в том числе обучения не только без «двоек», но и без «троек» [7, 8]. Авторы, придерживающиеся третьей позиции, считают, что проблема учебной неуспеваемости не может быть решена в полном объеме и навсегда по отношению ко всем обучающимся; она разрешима в отношении одних и неразрешима по отношению к другим; в разное время один и тот же ученик может стать успевающим и неуспевающим. Но в целом приверженцы третьей позиции полагают,
© Вавилов Ю. П., 2016
что благодаря технологическим достижениям современной педагогики и психологии проблема предупреждения и преодоления учебной неуспеваемости в перспективе может и должна решаться более успешно.
Рассмотрение проблемы учебной неуспеваемости нуждается в некотором уточнении самих понятий, исполняемых в процессе анализа указанной проблемы. Разное понимание сущности неуспеваемости может порождать разные оценки данного феномена и разные подходы к решению проблемы. Для лучшего понимания сущности неуспеваемости предлагается вначале раскрыть сущность успеваемости в учебной деятельности. В современных толковых и педагогических словарях учебная успеваемость определяется как необходимая степень усвоения предметных знаний, навыков и умений, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, точности, прочности и сознательности. Успеваемость находит свое внешнее выражение в качественных словесных оценках и мотивированных количественных баллах (отметках), что предполагает применение системы четких и обоснованных показателей успеваемости в виде общих требований к усвоению содержания учебного материала и учета особых конкретных показателей по различным учебным предметам на разном уровне их освоения (в разных классах, на разных этапах обучения). Необходимая учебная успеваемость достигается системой дидактических принципов, методов, форм и средств, а также системой воспитательных мер. При этом в психолого-педагогической литературе главными факторами, обуславливающими учебную успеваемость, считаются такие, как 1) цели обучения и вытекающие из них требования к обучающимся; 2) психофизические возможности (способности) обучающихся; 3) социальные условия их жизни, обучения и воспитания в образовательном учреждении.
В современном российском образовании в рамках реализации образовательных стандартов применяется компетентностный подход к оценке результатов образования. При таком подходе в содержание цели образования включается не только освоение обучающимися определенной системы научно-предметных знаний, навыков и умений, но также развитие способностей, воспитание личностных качеств обучающихся, формирование у них умения решать жизненные проблемы и проявлять творческую активность. Из сказанного следует, что при таком подходе оцен-
ка учебной успеваемости или неуспеваемости становится лишь частью общей оценки итогов образования. Между тем, на практике общая оценка результатов образования, как правило, не применяется и подведение итогов ограничивается оценкой успеваемости по учебным дисциплинам.
Учебная успеваемость трактуется как несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научно-предметных знаний, навыков и умений; как недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Неуспеваемость характеризуется признаками, противоположными по отношению к успеваемости, или недостаточным уровнем признаков успеваемости. Обучающийся является неуспевающим, если он не знает, не владеет навыками, не умеет или имеет низкий (ниже определенного минимума) уровень знаний, навыков и умений. Формально это выражается в виде негативных баллов успеваемости («2», «неудовлетворительно»).
Неуспеваемость связывают с отставанием в учебе. Отставание - это невыполнение требований к усвоению учебного материала, которое имеет место на промежуточных отрезках учебного процесса, между временными рамками для определения успеваемости. Отставание - процесс накопления невыполненных требований, недоучивания, непонимания и т. п. Отдельные отставания синтезируются и приводят к неуспеваемости. Напротив, профилактика и преодоление отставания позволяют предотвратить неуспеваемость.
В психолого-педагогической литературе указываются различные виды учебной неуспеваемости. Так, по мнению А. А. Бездарного, существует абсолютная и относительная неуспеваемость. Абсолютная неуспеваемость присуща тем обучающимся, которые имеют отметки «2» и «1», то есть находятся на уровне ниже минимума требований. Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех обучающихся, которые могли бы выполнить обязательные требования к уровню знаний согласно учебной программе [3].
А. М. Гельмонт и Н. И. Мурачковский выделяют три степени учебной неуспеваемости в зависимости от количества предметов и устойчивости отставания: 1) общее и глубокое отставание в течение длительного времени; 2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по 1-3 предметам; 3) эпизодическая неуспеваемость
то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая [4, 6].
В. С. Цетлин обращает внимание на то, что существует фиксированная неуспеваемость и скрытая, невыявленная неуспеваемость [9]. Имеются и другие классификации.
Существенный интерес представляет и характеристика различных типов неуспевающих школьников, что важно в плане поиска и применения различных вариантов дифференциального, а также индивидуального подходов в решении проблем неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников отличаются своеобразным сочетанием важнейших свойств личности и спецификой учебной деятельности.
Для разных типологий неуспевающих берутся разные критерии. Так, Л. С. Славина выделяет типы неуспевающих по критерию главной причины неуспеваемости: 1) неуспевающие, у которых отсутствуют действенные мотивы учения; 2) школьники со слабыми способностями к учению; 3) не умеющие учиться [9]. Н. И. Мурачковский в основу типологии неуспевающих кладет такие личностные свойства, как особенности мыслительной деятельности и отношение к учению. В результате выделяются три типа неуспевающих: 1) школьники, имеющие низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению; 2) школьники с высоким уровнем развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению; 3) неуспевающие с низким качеством мыслительной деятельности и отрицательным отношением к учению [6].
Не ставя в данный статье задачи охарактеризовать другие, тем более все существующие типологии неуспевающих, стоит обратить внимание на общие психологические особенности таких школьников. Согласно выводам многих авторов [1, 2, 3, 5], к общим особенностям неуспевающих школьников относятся слабая самоорганизация в процессе учения, отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы (неумение учиться), неразвитость логического мышления, несистематичность в учебе, выполнение заданий наспех, зубрежка, отставание в умственном развитии, невнимательность, слабость памяти. У неуспевающих выявлены отрицательные черты характера и нарушения дисциплины. Школьники тяжело переживают неуспехи в учебе и стараются скрывать их (в частности, от родителей). Они не хотят учиться и прогуливают занятия. Осложняются отношения неуспевающих
с учителями, в том числе нередко и по вине учителей, реально не помогающих отстающим школьникам, но морализующих и обижающих их. В этой ситуации неуспевающие начинают дерзить, грубить, срывать учебный процесс. Аналогично складываются отношения и с родителями. Причем родители обвиняют в неуспеваемости не столько своих детей, сколько учителей, которые «плохо учат». Неуспевающим школьникам неуютно и в школе, и дома, поэтому они уходят на «улицу», к подобным себе сверстникам. «Улица» может втягивать в девиантное поведение, и это еще более (или окончательно) мешает налаживанию учебной деятельности и преодолению неуспеваемости школьников.
В категорию неуспевающих школьников часто попадают дети с особыми образовательными потребностями, трудные дети, педагогически запущенные дети, медлительные дети, школьники с задержкой психического развития, больные и ослабленные, дезадаптированные, принадлежащие к «группам риска», асоциальные, из проблемных семей и т. п. В числе неуспевающих могут оказываться и одаренные, вообще неординарные дети.
Приведенная выше характеристика общих особенностей неуспевающих школьников, их типологий во многом раскрывает причины учебной неуспеваемости. Однако вопрос об этих причинах требует и особого рассмотрения.
Причины учебной неуспеваемости, в частности в отношении школьников, выявлены достаточно полно. Классификации их схожи, так как речь идет об одних и тех же причинах и об их одинаковых группах. Рассмотрим классификацию, в которой выделяются четыре группы причин учебной неуспеваемости: 1) психологические причины; 2) биопсихические причины; 3) педагогические причины; 4) социальные причины.
1. Психологические причины. К ним относятся недостатки в развитии учебной мотивации; недостаточный уровень развития психических процессов и свойств - познавательных, эмоциональных и волевых; несформированность исполнительских механизмов учебной деятельности; незнание и неадекватное использование школьниками своих индивидуально-типологических особенностей; недостаточный уровень развития общих и специальных особенностей, нужных для успеха в разных учебных предметах; задержка психического развития и др.
2. Биопсихические причины. В эту группу
включаются наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития, состояния здоровья: общая слабость организма; нарушения зрения, слуха, речи; отставание от возрастных норм физического развития; частые и хронические заболевания; низкая работоспособность и быстрое утомление; физическая гиперактивность и дефицит внимания; слабоумие (элементы олигофрении); акцентуации черт характера, угрожающие психическими заболеваниями; биопсихические зависимости; аутизм.
3. Педагогические причины связаны с качеством образовательных систем, государственных образовательных стандартов, организацией педагогического процесса, методами обучения, педагогическими технологиями, личностью и педагогическим мастерством учителя, характером взаимоотношений между педагогами и обучающимися. Наличие недостатков, негативных сторон в перечисленных компонентах системы образования, у субъектов образовательного процесса и приводит к появлению педагогических причин неуспеваемости. Таких причин много, но чаще всего негативные последствия бывают обусловлены нарушением педагогических принципов организации образовательного процесса, перегрузкой учеников, отсутствием индивидуально-дифференцированного подхода к обучающимся, возникновением пробелов в знаниях школьников, неумением предотвращать и преодолевать трудности в освоении нового материала и неповторением пройденного, слабостью контроля и нетребовательностью со стороны учителей, низким методическим уровнем уроков, слабой воспитательной работой. Падением авторитета педагога в современном обществе, конфликтами с учителями, профессиональным выгоранием педагогов и др.
4. Социальные причины неуспеваемости школьников характеризуются совокупность негативных факторов, связанных с родительской семьей, социальной микросредой и обществом в целом, с воздействием средств массовых коммуникаций и современной культурой, с нравственным климатом общества и жизненными ценностями молодого поколения. Нежелание хорошо учиться и учиться вообще, переход в категорию неуспевающих типичны для детей из неблагополучных семей, где имеются материальная необеспеченность, алкоголизм родителей, ссоры и конфликты, недостаток любви и заботы, педагогическая безграмотность родителей, аморальное
поведение, девиантные действия. Следствием этого является социальная запущенность детей и школьников.
Отвлекают от учебы и такие компании школьников, в которых большое место занимают интерес к противоположному полу, ранняя сексуальная жизнь, курение, алкоголь, пустое времяпрепровождение, бездуховность. Формированию такого образа жизни способствуют современное поп-искусство, негативное влияние ряда каналов интернета, социальная преступность, расслоение общества, разочарования молодежи, неясность будущего и т. п.
В научной литературе имеются другие классификации причин неуспеваемости. Например, Ю. К. Бабанский рассматривал причинно-следственные связи неуспеваемости соответственно двум группам факторов - внутренним, относящимся к самому школьнику, и внешним, включающим воздействие педагогов, родителей, сверстников, структурных компонентов общества [1]. А. М. Гельмонт сгруппировал причины неуспеваемости соответственно трем категориям неуспеваемости: 1) глубокому общему отставанию; 2) частичной, но устойчивой неуспеваемости и 3) эпизодической неуспеваемости [4].
В целом изучение причин неуспеваемости показало, что они взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют некоторую динамичную систему систем, подчиняющуюся общим законам системного взаимодействия и имеющую свою специфику, обусловленную особенностями образовательного процесса и свойствами субъектов образовательной деятельности.
Общий ответ специалистов на вопрос о путях профилактики и устранения неуспеваемости состоит в том, что нужно предотвратить возникновение и действие причин, порождающих отставание и неуспеваемость в учебной деятельности. А поскольку причины по происхождению и сути различны, их устранение не может быть задачей и делом профессионалов одного профиля. Напротив, для достижения успеха в этой работе должны принять участие и психологи, и педагоги, и медики, и родители школьников, и, конечно, сами обучающиеся.
Направления совместной деятельности вышеназванных субъектов известны. Это диагностика, консультирование, профилактика, терапия (коррекция), воспитание и развитие, что в объединенном виде можно назвать медико-психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.
Диагностика - исследование хода образовательного процесса, причин неуспеваемости, индивидуально-личностных свойств обучающихся. Применяется медицинская, психологическая и педагогическая диагностика в комплексе. Привлекаются к ее проведению и родители школьников. В результате выявляются состояние и динамика успеваемости и неуспеваемости в целом и у отдельных школьников.
Консультирование проводится на основе материалов диагностики и теоретических знаний путем информирования и просвещения родителей, школьников, педагогов и психологов по вопросам предупреждения и преодоления неуспеваемости; разрабатываются и предлагаются конкретные рекомендации по работе с неуспевающими, их родителями. Особые консультации могут быть даны медиками, психологами и педагогами, в том числе друг для друга.
Профилактика - пропедевтическая деятельность психологов, педагогов, медиков и родителей, направленная на обеспечение успешной учебы и полноценного развития для всех школьников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, оказание помощи всем нуждающимся в ней школьникам, устранение пробелов в знаниях, формирование умения учиться, повышение эффективности обучения, воспитания и развития.
Терапия и коррекция - общая работа участников образовательного процесса по совершенствованию образовательной деятельности, устранению отставания и неуспеваемости; развитие способностей школьников, мотивации учения; повышение уровня учебной активности, ответственности, самостоятельности и инициативности школьников; укрепление здоровья и трудоспособности обучающихся; улучшение семейно-бытовых условий домашней учебной работы и др.
Воспитание и развитие школьников есть совместная деятельность субъектов образования по социализации, формированию и развитию личностных качеств школьников - их жизненных потребностей и ценностей, целей и идеалов, мотивов жизни и учения, интеллекта, чувств и воли, способностей и положительных черт характера, учебно важных качеств, коммуникативных свойств личности.
О чем говорят результаты новых конкретных психолого-педагогических исследований по проблемам учебной неуспеваемости школьников? Какие прежние теоретические положения под-
тверждаются, какие инновации реализуются в сфере профилактики и коррекции неуспеваемости? Об этом можно судить по материалам диссертационных исследований, а также по более многочисленным магистерским диссертациям и выпускным квалификационным работам студентов, посвященным вопросам учебной успеваемости и неуспеваемости.
Результаты новых исследований подтверждают, что на практике, как и раньше, имеют место разные уровни учебной успеваемости, в том числе по-прежнему существует учебная неуспеваемость, особенно в текущем образовательном процессе. Выявлены все известные виды неуспеваемости и все ее причины. Детерминация неуспеваемости носит комплексный, системный характер. Соотношение внутренних и внешних причин неуспеваемости вариативно: в одних ситуациях больше «вина» и «беда» самих обучающихся, в других случаях это больше недоработка педагогов и негативное влияние неблагоприятных социально-экономических факторов, следствие невысокого качества применяемых дидактических систем и технологий.
В то же время имеется успешный опыт предупреждения и преодоления неуспеваемости. Большое число учителей обеспечивает полную успеваемость школьников, опираясь на достижения новаторов-предшественников и на современные инновации. В работе с неуспевающими наибольший успех дает индивидуально-личностный подход в обучении, позволяющий усиливать мотивацию учения, повышать познавательную активность, овладевать культурой учебного труда и преодолевать возникающие трудности.
Совершенствование государственных образовательных стандартов, внедрение современных информационно-компьютерных технологий, развитие учебно-материальной базы, оптимизация образовательного процесса в целом - все это, несомненно, может и должно способствовать повышению качества обучения, профилактике и коррекции учебной неуспеваемости.
Библиографический список
1. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников [Текст] / Ю. К. Бабанский. -М. : Академия, 2012. - 290 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Дрофа, 2010. - 300 с.
3. Бударный, А. А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодниче-
ства [Текст] / А. А. Бударный. - М. : Просвещение, 200. - 521 с.
4. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А. М. Гельмонт. - М. : Академия, 1999. - 118 с.
5. Калмыкова, З. И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога [Текст] / З. И. Калмыкова. - М. : Дрофа, 2004. - 200 с.
6. Мурачковский, Н. И. Как предупредить неуспеваемость у школьников [Текст] / Н. И. Мурачковский. - Минск, 2003. - 164 с.
7. Педагогический поиск [Текст] / сост. И. Н. Баженова. - М. : Педагогика, 1988. - 472 с.
8. Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы [Текст] / под ред. Е. В. Карповой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. -192 с.
9. Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам [Текст] / Л. С. Славина. - М. : Академия, 2008. - 367 с.
10. Цетлин, В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В. С. Цетлин. - М. : Педагогика, 2006. - 243 с.
ЫЫ^гаАсИезЩ $р1$ок
1. ВаЬапяку, 1и. К. ОЬ 17исЬепи рпсЫп пеиБреуаетоБИ БЬкоГткоу [Текз!] / 1и. К. ВаЬашку. -М. : Акааетуа, 2012. - 290 8.
2. Во7Иоу1сИ, Ь. I. ПсЬпоБ!' 1 ее Югтиоуате V detskom vozraste [ТекБ!] / Ь. I. Bozhovich. - М. : Бго1а, 2010. - 300 8.
3. ВМатхь А. А. Рий 1 metody preduprezhdenija 1 preodolenija neuspevaemosti 1 vtorogodnichestva [Тек81] / А. А. ВМату|. - М. : Prosveshhenie, 200. -521 8.
4. веГтой, А. М. О prichinah neuspevaemosti ! put-jah ее preodolenija [Тек81] / А. М. ве^оШ - М. : Akademija, 1999. - 118 8.
5. Kalmykova, Ъ. I. Problema preodolenija neuspevaemosti glazami psihologa [Тек81] / Ъ. I. Kalmykova. - М. : Drofa, 2004. - 200 8.
6. Murachkovskij, N. I. Как predupredit' neuspevae-most' и shkol'nikov [Tekst] / N. I. Murachkovskij. -Minsk, 2003. - 164 8.
7. Pedagogicheskij poisk [Тек81] / sost. I. N. Bazhenova. - М. : Pedagogika, 1988. - 472 8.
8. Realizacija standartov vtorogo pokolenija v 8Икок: proЬlemy i perspektivy [Tekst] / pod red. Е. V. Karpovoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. -192 8.
9. 8^ша, Ь. 8. Individual'nyj podhod к neuspeva-jushhim i nedisciplinirovannym uchenikam [Tekst] / Ь. 8. 8^ша. - М. : Akademija, 2008. - 367 8.
10. СеИщ V. 8. Neuspevaemost' shkol'nikov i ее preduprezhdenie [Tekst] / V. 8. Сейш. - М. : Pedagogika, 2006. - 243 8.