Научная статья на тему 'Причины и условия оборота фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке'

Причины и условия оборота фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1628
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНА СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ СРЕДСТВО / ОБРАЩЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ / THE REASON OF COMMISSION OF CRIME / MEDICINE / THE FORGED MEDICINE / THE ADDRESS OF MEDICINES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Елена Игоревна

В статье на основе литературных источников рассмотрены причины совершения оборота фальсифицированных лекарственных средств. Автором выделен комплекс причин, носящих социально-экономический, политический, нормативно-правовой, организационный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Третьякова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES AND CONDITIONS OF TURNOVER THE FALSIFIED DRUGS IN PHARMACEUTICAL MARKET

In article on the basis of references the reasons of commission of a turn of the forged medicines are considered. The author allocated a complex of the reasons carrying social and economic, political, standard and legal, organizational character.

Текст научной работы на тему «Причины и условия оборота фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке»

Г осударственной автоматизированной системе Российской Федерации

“Выборы”».

3.ГОСТ 2.051-2013 «ЕСКД. Электронные документы. Общие положения». Введен приказом Росстандарта от 22.11.2013 г. № 1628-ст «О введении в действие межгосударственных стандартов».

4.Собр. законодательства РФ. 2012. № 31.

Старичков Максим Владимирович, канд. юрид. наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики (Россия, Иркутск, Восточно-сибирский институт МВД России).

QUESTIONS OF USE OF CARRIERS OF COMPUTER INFORMATION AS PROOFS

M.V. Starichkov

In article the questions connected with use of electronic media as proofs are considered: their withdrawal during a search and seizure, survey, participation of the specialist in the specified procedural actions.

Keywords: crimes in the sphere of computer information, computer crimes, carriers of computer information, proof, survey, search, seizure, participation of the specialist.

Starichkov Maksim Vladimirovich, candidate jurid. Sciences, Associate Professor, Deputy Head of the Department of Criminology, (Russia, Irkutsk)

УДК 343.98

ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ОБОРОТА ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

Е.И. Третьякова

В статье на основе литературных источников рассмотрены причины совершения оборота фальсифицированных лекарственных средств. Автором выделен комплекс причин, носящих социально-экономический, политический, нормативно-правовой, организационный характер.

Ключевые слова: причина совершения преступления, лекарственное средство, фальсифицированное лекарственное средство, обращение лекарственных средств.

Как представляется, сложность познания любого явления (в том числе и преступности) заключается в том, что на поверхности, как правило, видны следствие, результат, который не только не объясняет, почему данное явление

произошло, но и, наоборот, скрывает истинные причины. В научном познании исследователь должен идти в обратном порядке, от причины к следствию, учитывая при этом всю условность различных классификаций и определений, так как все предметы и явления находятся в бесчисленном взаимодействии и взаимосвязи между собой, которые носят всеобщий характер.

Изучение причин и условий преступности является ведущей проблемой криминологии. Без уяснения механизма действия, причин и условий невозможно ни составить криминологический прогноз, ни вести целенаправленную борьбу с преступностью. Оборот фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке как негативное и противоправное является разновидностью негативных социальных явлений, нуждающаяся в установлении её причин и условий. Значимость этого достаточна очевидна, поскольку эффективная деятельность законодательных, правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению данных деяний возможна лишь на основе научно обоснованных рекомендаций по выявлению и максимальному устранению их причин и условий.

Изучение причин и условий оборота фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке в целом является важнейшей составляющей криминологического воздействия на рассматриваемую сферу общественноэкономических отношений. Знание явлений, обусловливающих совершение оборота фальсифицированных лекарственных средств, позволяет наиболее эффективно использовать уголовно-правовой и иной предупредительный механизм в борьбе с данными преступлениями. Причины и условия рассматриваемого общественно опасного деяния на общесоциальном и специальном уровнях носят экономический, политический, правовой, идеологический и организационно-управленческой характер, кроющиеся в сфере функционирования фармацевтического рынка.

С целью выработки действенных мер борьбы с фальсификацией лекарственных средств в России, определения стратегии и тактики деятельности правоохранительных органов, проведем подробный анализ причин возникновения и существования данного явления, что позволит разработать правовой механизм противодействия им и выработать основы профилактической работы в данной сфере.

Причины, обусловливающие оборот фальсифицированных лекарственных средств, разнообразны. Сюда входят как общие - сложившаяся нестабильная социально-экономическая обстановка в стране; рост цен; невыплаты заработной платы; безработица, так и специфические причины, конкретно связанные с оборотом фальсифицированных лекарственных средств - отсутствие специальной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за совершение оборота фальсифицированных лекарственных средств. Все перечисленные выше причины

можно классифицировать по содержанию на социально-экономические, политические, нормативно-правовые, организационные.

Во-первых, следует рассмотреть социально-экономический причинный комплекс оборота фальсифицированных лекарственных средств. Криминологические исследования свидетельствуют о необходимости первоочередного учёта таких явлений и процессов в экономической жизни общества, как состояние имеющихся у населения потребностей и интересов, не только потребительского характера, но и касающихся процесса занятости населения, получение населением стабильного и обеспечивающего достойную жизнь дохода. Бедность, безработица, социально-экономические контрасты -обстоятельства, которые большинством криминологов признаются криминогенными. В литературе отмечается, что государство оказалось столь слабым, что фактически перестало выполнять свои функции по обеспечению безопасности общества, превращаясь на протяжении всех лет реформ из «фактора порядка» в «фактор дезорганизации» общества [1, С. 134].

Серьезным фактором является ослабление экономики, снижающий уровень жизни населения страны и покупательскую способность населения. В 2012 году экономика России в очередной раз подверглась кризису, вследствие которого расходы на все сферы жизнедеятельности значительно сократились, в том числе финансирование сферы здравоохранения уменьшилось в десятки раз, снизилась заработная плата населения. Кризис вызвал резкое ухудшение и без того не очень высокой покупательной способности населения, поскольку многие лишившись рабочих мест, лишились и источника получения доходов. А в отличие от доходов граждан цены на товары первой необходимости, в том числе и лекарственные средства, постоянно росли [1, С. 134]. Это, в свою очередь, и провоцирует увеличение спроса на недорогие товары, в том числе и лекарства. Потребители, приобретающие продукцию по низкой цене, мало внимания обращают на её качество.

Ухудшение экономического развития страны неизбежно повлекли за собой ослабление социальной составляющей экономики и создание благоприятных условий для оборота фальсифицированных лекарственных средств. В этой связи они всё в большем количестве стали поступать на фармацевтический рынок страны, во много раз уступая аналогам в цене и качестве. Оборот фальсифицированных лекарственных средств приносит огромные доходы. К тому же с переходом на рыночные отношения происходит коммерциализация фармацевтической отрасли производства. То есть производство лекарственных средств уже происходит не в государственных фармацевтических предприятиях, а в коммерческих, для владельцев которых основной целью служит извлечение прибыли. В подтверждении этого высказался председатель совета директоров «ЦВ Протек», крупного дистрибьютора лекарственных средств в России, заявляя, что «многие западные производители, зная, что они имеют дело с нелегальными

компаниями, работают с ними, более того, уже имеют приличную долю в этих компаниях. Для них план завоза своей продукции - превыше всего. И это официальные крупные производители. Они должны признать, что не гарантируют качества завезенной продукции» [2, С. 12].

Таким образом, ослабление экономики неизбежно ведет к увеличению уровня преступности в России в целом. Снижается уровень жизни и уровень покупательской способности населения страны. Отмеченные выше упущения в экономическом развитии страны неизбежно повлекли за собой ослабление социальной составляющей экономики, создали благоприятные условия для обращения фальсифицированных лекарственных средств.

Во-вторых, подлежат анализу причины и условия оборота фальсифицированных лекарственных средств, носящие политический характер. Политическая нестабильность серьезно ослабляет роль государства как гаранта цивилизованных отношений на потребительском рынке. После демонополизации фармацевтического рынка произошло отстранение государства от правового регулирования порядка на нём. В условиях становления рынка поддержание правопорядка не было обеспечено авторитетом и силой государства.

Серьезным криминогенным фактором оборота фальсифицированных лекарственных средств является коррумпированность государственного аппарата и руководящего управленческого звена. Несмотря на распространенное в профессиональной среде мнение о том, что все производители фальсифицированных лекарств хорошо известны, привлечь к уголовной ответственности, как правило, никого не удается. Сегодня о коррупции как о негативном социальном явлении говорят много и везде. Коррупция - одна из основных проблем, уже длительное время стоящая на пути развития российской государственности [3, С. 45]. 19 декабря 2008 года Государственной Думой принят ФЗ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и пока говорить о его эффективности рано. Можно согласиться с мнением В. Н. Южакова [4, С. 58] о том, что массовую коррупцию вызывает несовершенство законов и подзаконных актов и любая возможность толковать нормативный правовой акт неоднозначно позволяет чиновникам использовать его в своих интересах, умножает коррупционные риски применения тех правил, которые утверждаются нормативными правовыми актами. В 2004 г. была сформулирована задача устранения коррумпированных корней законодательных актов путем проведения постоянной и системной антикоррупционной экспертизы законодательства. Уже 2005-2009 г. данная экспертиза была проведена в отношении более 10 проектов федеральных законов, и во всех проанализированных законопроектах были обнаружены типичные коррупциногенные факторы [4, С. 58]. 2 августа 2009 г вступил в законную силу ФЗ Российской Федерации. № 172-ФЗ «Об

антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Как считает А.Л. Репецкая, «подобная

независимая экспертиза могла бы ещё на уровне разработки и принятия законопроектов устранять все имеющиеся возможности для принятия коррупционных решений при применении закона на практике. Это в значительной степени облегчило бы ситуацию в противодействии коррупции» [5, С. 5-6]. Коррупция и конфликт интересов неблагоприятно воздействуют на работу сотрудников правоохранительных органов, приводя к невозможности задержания, судебного преследования и признания виновными тех, кто несет ответственность за фальсификацию.

Все выше перечисленное в настоящее время способствует распространению фальсифицированных лекарственных средств, недобросовестной и неэтичной конкуренции в сфере производства, а также оптового и розничного сбыта лекарственных средств.

В-третьих, к причинам и условиям нормативно-правового характера, обусловливающих оборот фальсифицированных лекарственных средств можно отнести несовершенство российского законодательства, регулирующего как сферу оборота лекарственных средств, так и сферу ответственности за нарушение порядка оборота лекарственных средств. Уголовное законодательство не предусматривает ответственности за совершение оборота фальсифицированных лекарственных средств. Сегодня Российское Правительство по защите фармацевтического рынка страны от некачественных и фальсифицированных лекарственных средств осуществляет деятельность в виде принятия ряда малоэффективных законодательных актов и других документов.

Отсутствие в России реальной защиты прав производителей лекарственных средств вынуждает их самостоятельно защищать свою продукцию. Эта защита на первый взгляд выглядит парадоксально, так как заключается в том, что производители лекарств перестают выявлять на фармацевтическом рынке фальсифицированное лекарство, потому что эти подделки наносят вред и подрывают престиж фирмы. Отсутствие в России твердой законодательной базы в области производства, контроля и сбыта лекарственных средств также способствует распространению фальсифицированной продукции. Состояние законодательной базы не вполне соответствует потребностям сложившейся ситуации на фармацевтическом рынке и потребностям правоохранительной практики, которая ощущает на себе недостатки нормотворческого процесса. Создание такой базы даст возможность силовым структурам более активно противодействовать такого рода деяниям.

Кроме того, ситуация усугубляется еще и тем, что торговля лекарствами фармацевтическими предприятиями России осуществляется без надлежащего контроля качества, потому что нормативно-правовая база, действующая на территории страны, позволяет проводить таможенное оформление с использованием лишь сертификата зарубежного производителя без проведения

анализа на подлинность контрольно-аналитическими лабораториями Министерства здравоохранения и социального развития России.

Что касается контроля качества лекарственных средств, с 1 января по 31 марта 2007 года изготовители (продавцы) лекарственных средств, зарегистрированных в установленном порядке и состоящих из смешанных или несмешанных продуктов для использования в терапевтических целях, расфасованных в виде дозированных лекарственных форм или в упаковке для розничной продажи, вправе самостоятельно выбирать форму обязательного подтверждения соответствия - обязательную сертификацию или декларирование соответствия. При этом декларация о соответствии будет приниматься при наличии у изготовителя (продавца) протокола испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата соответствия на производство или качества Системы сертификации ГОСТ Р. С 1 апреля 2007 года названные лекарственные средства обязательной сертификации уже не подлежали [6]. Вступившее в силу Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 также не содержит в перечне продукции, обязательной для сертификации, лекарственные средства [7]. Кроме того, 70 российских заводов-производителей и 232 зарубежных фирмы освобождены от контроля по всем показателям нормативных документов. Поэтому до 50% реализуемой на фармацевтическом рынке продукции не проходит сертификацию по всем показателям нормативных документов, что не исключает попадания в аптечную сеть фальсифицированных препаратов [8, С. 21-25].

Также к нормативно-правовым причинам можно отнести несовершенный порядок лицензирования деятельности фирм по оптовой торговле лекарственных средств и фирм по утилизации, пришедших в негодность. Порядок выдачи лицензий несовершенен, а порой грубо нарушается (лицензии выдаются по доверенности лицу, не имеющему никакого отношения к фирме, претендующей на лицензию; без предварительного осмотра и оценки технических возможностей по утилизации лекарств, складских помещений и офисов по адресам, указанным в документах, предъявляемых фирмой, претендующей на лицензию). Это способствует созданию большого количества фирм, так называемых «однодневок», которые специально создаются с целью оптовой торговли фальсификатом. Например, участникам фармацевтического рынка было адресовано письмо от 24.11.2004 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в связи с поступлением информации от ГУ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» в Саратовской области, о выявлении препарата «Левомицетин» таблетки 0,5 г. № 10, серии 220404, на упаковках которого указан производитель ЗАО «Биофарм Право-Альфа», имеющего признаки фальсификации, была проведена работа по установлению происхождения данного препарата. В ходе работы было установлено следующее: данный препарат поступил в обращение от ООО

«Промаксима», предъявляющего лицензию на фармацевтическую деятельность, выданную Министерством здравоохранения РФ 24 марта 2004 г.,

регистрационный номер 19/000845. Федеральная служба сообщает о том, что «данная лицензия ООО «Промаксима» не выдавалась. В случае наличия сведений о фармацевтической деятельности, осуществляемой вышеуказанной фирмой просим информировать органы внутренних дел и прокуратуру» [9].

К тому же нет единого бланка лицензии и учёта выданных лицензий на деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, в Росздравнадзоре и в Ростехнадзоре — на деятельность, связанную с уничтожением лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности, в связи, с чем неизвестно число и наименование лицензиатов. Такое положение возникло в связи с тем, что руководство бывших министерств здравоохранения и природных ресурсов делегировало право выдачи лицензий своим территориальным органам в субъектах РФ, которые не сообщали в министерство о выданных лицензиях. При этом в субъектах Федерации печатали свои бланки лицензий, что является грубым нарушением, т.к. правообладателем бланка лицензии на эти виды деятельности являются федеральные органы в лице Росздравнадзора и Ростехнадзора. Бланк лицензии относится к защищенной полиграфической продукции и является документом строгой отчётности. Обращение защищенной полиграфической продукции регламентировано Постановлением Правительства РФ от 24.09.2012 N 965 «О лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок

полиграфической продукции» (вместе с «Положением о лицензировании

деятельности по производству и реализации защищенной от подделок

полиграфической продукции») [10]. Торговля бланками защищенной полиграфической продукции запрещена. Проблемой, косвенно связанной с фальсификацией лекарственных средств, является упаковка данной продукции. В России действует на сегодняшний день почти 4240 предприятий (типографий), занимающихся полиграфической деятельностью, многие из них являются

структурными подразделениями режимных объектов или учебных заведений, и в последнее время не загружены работой своих предприятий, что в целях

выживания заставляет их активно выполнять заказы на изготовление наклеек, этикеток, обложек, упаковок различных сомнительных структур. Лицензирование полиграфической деятельности с февраля 2002 г. отменено. Кроме того, в нашей стране отсутствует ответственность руководителей типографий за изготовление поддельных упаковок, а понятие «упаковка» не предусмотрено ни в одном нормативном акте.

Следующая группа причин, обусловливающих совершение деяний, связанных с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, носит организационный характер, к которым можно отнести следующие:

- увеличение числа участников фармацевтического рынка. После демонополизации фармацевтического рынка количество его участников только за последнее десятилетие выросло в 8 раз, причём такое звено, как оптовое, возросло более чем в 14 раз и на сегодняшний день составило: отечественных компаний более 600, из них крупные 70, иностранных - 240 и посреднических оптовых компаний более 3 тысяч, примечательно то, что их число продолжает расти, при том, что во Франции посреднических компаний - 4, в Германии и США - по 10 [11]. Кроме того, постоянно продолжает увеличиваться количество мелкой торговли (аптечные киоски, аптечные пункты), что создает возможность дополнительного увеличения уровня подделок и развития подпольных пиратских сетей. По данным территориальных органов Федеральной Антимонопольной службы (далее по тексту ФАС) России, в конце 2009 года в стране1 насчитывалось 32,3 тыс. аптечных учреждений (аптек и аптечных пунктов). Из них 26,5% относятся к государственной и муниципальной форме собственности, остальные 73,5% являются частными. Об увеличении количества государственных и муниципальных аптек сообщили 23 Управления ФАС. Количество новых государственных и муниципальных аптечных учреждений, появившихся в течение 2009 года, составляет 226 единиц. Наиболее заметное увеличение - в Республике Коми (в 3,4 раза - появилось 69 аптек), Красноярском крае (на 6,5% - появилось 34 аптечных учреждений). Всего же с 2009 по 2012 год вновь образовано 2227 аптечных учреждений. Однако прирост количества аптечных учреждений произошел исключительно за счёт частных аптек (их количество выросло на 7,7% или на 1697 единиц). Доля субъектов частной формы собственности в общем количестве аптечных учреждений постоянно увеличивается. Если в 2007 г. она составила порядка 60%, в 2008 г. - 63%, в 2009г. - 65%, в 2010 г. - 66,5%, то в 2011 и 2012 гг. - уже 70,6 и 73,5% соответственно [12].

В Иркутской области аптечная сеть насчитывает 1070 предприятий. «Число главных аптек - 380. Из них 170 муниципальных, 210 негосударственных» [13]. Резкий рост количества участников реализации фармацевтической продукции затрудняет процесс контроля их деятельности, создавая благоприятную обстановку для реализации фальсифицированных лекарственных средств.

Кроме того, появилась идея возрождение «аптек на колесах», которые смогли бы обеспечить «равнодоступность эффективных и качественных лекарств для всех слоев населения, как при амбулаторном, так и стационарном лечении» [14]. Несмотря на то, что такой вид деятельности, как передвижная продажа лекарств, сегодня не зафиксирован законодательно и, как следствие, не лицензируется, в Москве проводился подобный эксперимент. Однако в ассоциации зарубежных фармпроизводителей в свою очередь напоминают: именно передвижная и виртуальная (через Интернет) торговля наиболее рискованна с точки зрения возможности приобретения фальсификата [14].

1 За исключением Республики Северная Осетия, Чеченской и Ингушской Республик

132

- увеличение реестра лекарственных средств. На сегодняшний день он включает около 15 тысяч наименований, из которых только 6 тысяч находится в обращении. Если проанализировать структуру этого реестра, то можно увидеть, что в него входят сотни одинаковых наименований. Это связано с тем, что в России не решена проблема адекватности лекарственных средств. Врачи начинают путать названия тех или иных препаратов. За рубежом оптимальным считается пять - шесть тысяч наименований в списке. При этом процесс формирования реестра у западных государств заключается в его оптимизации, из него постоянно исключаются неэффективные лекарственные средства, у которых выявлены побочные эффекты.

Кроме того, к организационным причинам, обусловливающим совершение оборота фальсифицированных лекарственных средств, относятся:

- нечеткость в разграничении компетенции между правоохранительными органами и Росздравнадзором - государственным органом, осуществляющим контроль качества лекарственных средств и координацию их деятельности по выявлению, пресечению и расследованию выявленных преступлений в данной сфере. Приоритетным направлением Росздравнадзора является выявление и изъятие из обращения фальсифицированных и недоброкачественных лекарств, а также учёт и распространение информации о таких лекарствах с целью их изъятия из обращения субъектами фармацевтической деятельности. Лекарственные средства признаются фальсифицированными и подлежат изъятию их обращения только после того, как Росздавнадзор примет такое решение, проведя тщательную проверку этого лекарственного средства, которая может продолжаться от одного до нескольких месяцев. Во время проверки, Росздавнадзор размещает в Интернете свою информацию в форме письма о том, что данный препарат вызывает сомнение в подлинности в связи, с чем его обращение приостанавливается на территории Российской Федерации.

После окончания проверки, если подозрение подтвердилось, Росздравнадзор таким же способом, то есть письмом, информирует участников фармацевтического рынка и свои территориальные подразделения о необходимости изъятия этого фальсификата из обращения и уничтожения. В том случае, если лекарство оказывается качественным, то предлагается возобновить его ранее приостановленную реализацию.

При этом сотрудники территориальных управлений Росздравнадзора, проводя эти мероприятия, сразу не уведомляют органы внутренних дел о выявленном фальсифицированном лекарстве, а сообщают об этом только после проверки, направляя собранный материал по почте, а фальсификат уничтожают, лишая следственные органы вещественного доказательства.

Информация о лекарственных средствах, которые вызывают сомнения подлинности, поступает в Росздравнадзор от их территориальных подразделений, от центров контроля качества лекарственных средств, расположенных в субъектах

РФ, а так же от организаций производителей оригинальных лекарственных средств, осуществляющих собственные проверки. Однако бывает и так, что граждане, которые сомневаются в подлинности купленного лекарства, обращаются в службу фармконтроля и, узнав, что купили фальсифицированное лекарство, обращаются в правоохранительные органы. Однако сотрудники правоохранительных органов, не зная, как поступить в данной ситуации, предлагают гражданам обратиться в компетентные органы здравоохранения. Органы здравоохранения не имеют право принимать заявления граждан. В этом случае правоохранительные органы, в чью обязанность входит прием заявлений от граждан, не знают, как проводить проверку по заявлению и не могут квалифицировать данное деяние, поскольку оборот фальсифицированных лекарственных средств по российскому законодательству не является преступлением. Таким образом, на практике отсутствует методика действий подразделений ОВД по работе в данной отрасли, что в значительной степени затрудняет осуществление деятельности ОВД по выявлению, пресечению и расследованию выявленных деяний, связанных с оборотом фальсифицированных лекарственных средств.

- сложность в выявлении фальсифицированных лекарственных средств, которое, скорее всего, носит случайный характер, а не систематический. Отличить по внешнему виду фальсифицированное лекарственное средство от оригинального не представляется возможным, поскольку чаще всего внешний вид фальсифицированного лекарственного средства не отличается от оригинального или отличается, но на первый взгляд не возможно определить его несоответствие. Подтвердить факт фальсификации лекарственного средства можно только, проведя исследование этого лекарственного препарата. С этой целью из изъятых образцы сомнительных лекарственных препаратов направляются в «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» [15]. Эта работа проводится в рамках возбужденного административного расследования. Административный протокол составляется в том случае, если подтвердится, что обнаруженные лекарства являются фальсифицированными. Если же фальсификация не подтвердится, то они должны быть возвращены владельцу.

В рамках исследования был проведен опрос потребителей лекарственных средств, который показал, что 39, 5 % респондентов считают причинами оборота фальсифицированных лекарственных средств именно несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу оборота лекарственных средств; 30,6 % - слабый контроль со стороны государства; 23 % - высокие цены на лекарственные средства; 1,4 % - коррумпированность государственных служащих;

5, 5 % - большое число частных аптек.

Анализ вышеперечисленных причин, обусловливающих оборот фальсифицированных лекарственных средств, позволяет сделать вывод о том, что действенные законы не принимаются, а существующие не соответствуют

сложившейся ситуации на фармацевтическом рынке страны и строго не выполняются, следовательно, появляются тенденции к фальсификации

лекарственных средств, поскольку отсутствует гнотвратимость наказания.

Все это говорит о том, что тенденция роста к обороту фальсифицированных лекарственных средств будет продолжаться, поскольку отсутствует система должного контроля и противодействия.

Подводя итоги, можно отметить, что причинный комплекс, обуславливающий совершение деяний, связанных с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, достаточно объективно отражает всю совокупность противоречий развития общественных и экономических отношений в стране. Знание причин позволит на более качественном уровне выработать комплекс мер общего и специального предупреждения изучаемых преступлений.

Список литературы:

1. Демидов Ю.Н. Проблемы борьбы с преступностью в социальнобюджетной сфере: Монография. М.: Издательство «Щит-М», 2002.

2. Николаенко Л.А. Фальсификация лекарственных средств. Хабаровск,

2002.

3. Рябинин Н.А. Коррупция и особенности правопонимания в России //

Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и терроризмом в России на современном этапе: сборник материалов методологического семинара (г.

Красноярск, 19-20 февраля 2009 г.) / отв. ред. Д.Д Невирко. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2009.

4. Южаков В.Н. Опыт, методика и перспективы развития антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и терроризмом в России на современном этапе: сборник материалов методологического семинара (г. Красноярск, 19-20 февраля 2009 г.) / отв. ред. Д.Д Невирко. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2009.

5. Репецкая А.Л. Коррупция в России: регламентация, состояние,

региональный срез в сфере правоохраны и осуществления правосудия // Уголовноправовые и криминологические проблемы борьбы с преступностью: сб. науч. тр. / под ред. А.Л. Репецкрй. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007. Вып. 4. ч. 2.

6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 810 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2004 года N 72» // Собрание законодательства Российской Федерации; 2006, N 18, ст.2014. (утратило юрид. силу)

7. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 04.10.2013) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия

которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" //Собрание законодательства РФ", 14.12.2009, N 50, ст. 6096.

8. Юркина Т.П. Проблемы квалификации обращения фальсифицированных лекарственных средств // Медицинское право. 2013. N 1. С. 21 - 25.

9. Федеральная служба в сфере здравоохранения и социального развития. Информационное письмо // КонсультантПлюс.

10. Постановление Правительства РФ от 24.09.2012 N 965 «О

лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции») // Российская газета, N 224, 28.09.2012.

11. Проблемы противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств. URL: http://www.pharmvestnik.ru (дата обращения 19.11. 2012).

12. Шаравская Н. Анализ рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами. 2012. URL: http://fas.gov.ru (дата обращения 23.09.2013).

13. В Иркутской области реализация медикаментов через аптечную сеть

составит в 2013 году около 3 млрд. рублей. URL: http://www.nedug.ru (дата

обращения 25.04.2013).

14. Невинная И. Передвижные аптеки удобны, но небезопасны //Российская газета, № 4765, 3 октября 2008 г.

15. Об утверждении Правил клинической практики в Российской Федерации: Приказ Минздрава РФ от 19.06.2003 N 266 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.06.2003 N 4808) // Российская газета, N 135, 10.07.2003.

Третьякова Елена Игоревна, преподаватель кафедры криминалистики ФГКОУ ВПО «Восточно-Сибирский институт МВД России» (Россия, Иркутстк)

CAUSES AND CONDITIONS OF TURNOVER THE FALSIFIED DRUGS IN PHARMACEUTICAL MARKET E.I. Tretjakova

In article on the basis of references the reasons of commission of a turn of the forged medicines are considered. The author allocated a complex of the reasons carrying social and economic, political, standard and legal, organizational character.

Keywords: the reason of commission of crime, the medicine, the forged medicine, the address of medicines.

Tretjakova Elena Igorevna, teacher of chair of criminalistics East Siberian Ministry of MVD of Russia (Russia, Irkutsk)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.