Научная статья на тему 'Прецедентный мир как фактор эволюции медиадискурса: обоснование экспериментального исследования (на примере прецедентного мира В. Высоцкого)'

Прецедентный мир как фактор эволюции медиадискурса: обоснование экспериментального исследования (на примере прецедентного мира В. Высоцкого) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МИР / МЕДИАДИСКУРС / ПИЛОТАЖНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ / PRECEDENT WORLD / MEDIA DISCOURCE / PILOT EXPERIMENT / VLADIMIR VYSOTSKY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кабанков Артем Игоревич

Обосновывается актуальность экспериментального исследования прецедентного мира как фактора эволюции медиадискурса. Проведенный в сети «ВКонтакте» пилотажный эксперимент показал, что развитие прецедентного мира обеспечивается множественностью полисубъектных дискурсивных реакций на прецедентные тексты. Доказанный в ходе эксперимента факт включенности прецедентного мира В. Высоцкого в когнитивную базу участников сообщества любителей книг о Гарри Поттере позволяет предположить, что этот прецедентный мир актуален как для медиасреды некоторых узкоспециализированных сообществ и субкультур, так и для современной отечественной медиасферы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRECEDENT WORLD AS A FACTOR OF EVOLUTION OF MEDIA DISCOURSE: JUSTIFICATION OF THE EXPERIMENTAL RESEARCH (AN EXAMPLE OF V. VYSOTSKY'S PRECEDENT WORLD)

The article substantiates the relevance of the experimental study of the precedent world as a factor of evolution of media discource. As a precedent incentive regularly is performed by a creative person, as well as a precedent phenomena are the name of the author, the facts of his biography and, of course, texts, receiving precedential status in the secondary using. The author refers to the experiment, because the network space as a territory for linguistic experiments is used insufficiently actively. The purpose of the experiment is to trace the features of functioning of the Vladimir Vysotsky's precedent world in modern media sphere through actualization of Vysotsky's texts in the media community (in particular in the social networks). Pilot experiment held in social network Vkontakte showed that precedent's world development provides multiplicity dialogical discursive reactions on the precedent texts. The experiment proved that precedent world of Vladimir Vysotsky is a part of the cognitive base of the members of the Harry Potter's fans community. This fact allows the author to suppose that this precedent world is relevant not only to some highly specialized communities and subcultures in media environment but also in modern Russian media sphere as a whole, and because of the trends in a social network is known outside of the network space, can be developed in other environments, but the general direction of this development is reflected in the social networks as one of the places of existence of social consciousness.

Текст научной работы на тему «Прецедентный мир как фактор эволюции медиадискурса: обоснование экспериментального исследования (на примере прецедентного мира В. Высоцкого)»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

УДК 81'42

00! 10.23951/1609-624Х-2017-2-9-13

ПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МИР КАК ФАКТОР ЭВОЛЮЦИИ МЕДИАДИСКУРСА: ОБОСНОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕЦЕДЕНТНОГО МИРА В. ВЫСОЦКОГО)

А. И. Кабанков

Томский государственный педагогический университет, Томск

Обосновывается актуальность экспериментального исследования прецедентного мира как фактора эволюции медиадискурса. Проведенный в сети «ВКонтакте» пилотажный эксперимент показал, что развитие прецедентного мира обеспечивается множественностью полисубъектных дискурсивных реакций на прецедентные тексты. Доказанный в ходе эксперимента факт включенности прецедентного мира В. Высоцкого в когнитивную базу участников сообщества любителей книг о Гарри Поттере позволяет предположить, что этот прецедентный мир актуален как для медиасреды некоторых узкоспециализированных сообществ и субкультур, так и для современной отечественной медиасферы в целом.

Ключевые слова: прецедентный мир, медиадискурс, пилотажный эксперимент, Владимир Высоцкий.

Особую роль в эволюции современного медиа-дискурса как дискурса средств массовой информации и публичного сетевого взаимодействия играют прецедентные миры - «эволюционирующие системы дискурсивных реакций неограниченного числа акторов на стимул прецедентности, коммуникативно актуализирующий и семантически интегрирующий совокупность прецедентных феноменов» [1, с. 184]. В качестве стимула прецедентности регулярно выступает творческая личность, в качестве прецедентных феноменов - имя творца, факты его биографии и, конечно, созданные им тексты, получающие при вторичном их употреблении статус прецедентных.

Анализ прецедентного мира В. Высоцкого [13] показал, что развитие прецедентного мира в сети обеспечивается множественностью полисубъектных дискурсивных реакций на прецедентные тексты, что выражается, во-первых, в увеличении фактов употребления того или иного прецедентного текста, во-вторых, в его регулярном смысловом развертывании в рамках конкретной актуальной темы, в-третьих, в расширении тематической палитры контекстов его употребления и, наконец, в росте количества добавочных смыслов, которые стимулирует прецедентный текст в новых контекстах.

Чтобы подтвердить и конкретизировать данные положения, решено обратиться к экспериментальным методам, важность которых в лингвистике подчеркивал еще Л. В. Щерба в своей статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» [4, с. 24-39]. За более чем 50 лет, прошедших с написания этого классического труда, были разработаны, привнесены в лингвистику из других наук и апробированы многие эффективные методы и методики: ассоциативный эксперимент, метод неоконченных предложений, опрос и др. (см., например, [5-7]), которые сегодня с успехом применяются и к анализу интернет-коммуникации (см., например, [8-10]).

Однако сетевое пространство как плацдарм для лингвистических экспериментов в настоящее время используется недостаточно активно.

Данный эксперимент основан на наблюдении как одном из методов фиксации результатов лингвокреативной деятельности интернет-пользователей и представляет своего рода кальку с типичного оффлайн-эксперимента с тем преимуществом, что в сети можно охватить максимальное количество разных социальных, возрастных и гендерных групп и, исследуя реальное пространство интеракций, на конкретных примерах отследить, «чем и как живет» данный дискурс в настоя-

щее время. Эксперимент носит характер включенного: исследователь погружается в среду, в которой «живут» реципиенты, и наблюдает за их реакциями.

Методика эксперимента наиболее близка к тем, которые проводят маркетинговые компании, агентства и СМИ, наблюдающие за развитием того или иного бренда в сетях и на отдельных интернет-площадках. Она состоит в создании информационного повода в форме прецедентного текста, внедрении его в коммуникативную среду определенного сетевого сообщества и последующем анализе дискурсивных реакций на этот информационный повод. Проведение такого исследования позволяет не только искусственно активизировать дискурсивные трансформации в коммуникативной среде, но и получить, наряду со стимулируемыми прецедентным текстом разнообразными реакциями «на злобу дня», глубинные реакции, глубоко «зашитые» в культурном коде носителей языка.

Цель эксперимента - проследить особенности функционирования прецедентного мира В. Высоцкого в современной медиасфере посредством актуализации текстов Высоцкого в медийных сообществах, в частности в социальных сетях.

Выбор социальной сети «ВКонтакте» обусловлен тем, что в настоящий момент это одна из самых популярных медийных площадок в Рунете (на сайте зарегистрировано больше 380 миллионов человек, около 65 % из них проживает в России) с ежедневной посещаемостью около 80 миллионов пользователей, а доля участников старше 25 лет составляет 59 % от общего числа зарегистрированных (по данным [11, 12]). Кроме того, основные возможности, представляемые разными социальными сетями, схожи, что позволяет предположить, что выводы, полученные на основе анализа одного ресурса, будут справедливы для всех социальных сетей, а также для русскоязычной интернет-среды и медиадискурса в целом, поскольку тренды, живущие в социальной сети, известны и вне сетевого пространства, могут развиваться и в других средах, но общий вектор этого развития отражается в социальных сетях как одном из мест бытования общественного сознания.

Большое значение имеет выбор сетевых сообществ для эксперимента. В качестве площадки для эксперимента выбраны виртуальные сообщества разного типа и направленности, поскольку такие интернет-страницы объединяют людей разного возраста и социальных групп, но все они являются медийно активными личностями. В данную выборку включены сообщества социальной сети «ВКон-такте» со средней ежемесячной активностью не менее 5 000 человек. В качестве сообщества для эксперимента подходят открытые группы и пабли-

ки с возможностью публикации материалов на стене сообщества. Размещение текста от имени администрации сообществ связано с тем, что посты от имени администрации априори более авторитетные, а также их видит большее число подписчиков.

Более подробно будет описан один из пилотажных экспериментов, проведенных в сообществе любителей книг о Гарри Поттере «Типичный Рей-венкловец» (URL: https://vk.com/typicalstudentra-venclaw). В приводимых ниже примерах сохраняется авторская орфография, пунктуация и стилистическое оформление.

Через сервис «Предложить новость» был размещен в сообществе пост: «Значит, нужные книги ты в детстве читал!». Цитата из песни В. Высоцкого «Баллада о борьбе» была размещена без указания имени автора, что позволило выяснить, знакомы ли фанаты Гарри Поттера с творчеством Владимира Высоцкого. Текст сопровожден фотографией (URL: https://c2.staticflickr.cOm/2/1259/864751637_bbb40 6661f_b.jpg), на которой изображены подростки, читающие книгу «Гарри Поттер и Дары Смерти», а перед ними на полу стоят стопки с другими частями эпопеи. Таким образом, данное поликодовое сообщение недвусмысленно транслировало мысль об особой значимости книг о Гарри Поттере в духовном становлении человека.

Вскоре после публикации поста на стене сообщества появляется комментарий Лизы Яковлевой, которая пишет: Вижу строчку из знакомой (дважды) песни...:). Администратор сообщества, в свою очередь, задает вопрос: Лиза, знакомой дважды — это как?)). На это девушка отвечает: Первый раз в исполнении Мельницы, а второй раз — оригинал Высоцкого). Судя по тому, что первый комментарий Лизы Яковлевой набирает десять лайков, а второй - семь, текст Владимира Высоцкого оказывается знакомым не только ей, но и другим участникам. Заметим, что подписчица в первую очередь указывает современный вариант произведения В. Высоцкого в исполнении группы «Мельница», после чего - сам оригинал. Это свидетельствует о стабильном присутствии текста Высоцкого в не только в обыденном сознании современников, но и посредством ремейков - в художественном. Данный этап эксперимента показал, что созданный пост получил первые отзывы, подтверждающие, что фанаты истории о Гарри Поттере знакомы с творчеством Высоцкого.

Через некоторое время после публикации пост был замечен администраторами других сообществ, а также рядовыми пользователями, что выразилось в репостах исходного сообщения. Так, в сообществе «Магглам вход воспрещен! Фанаты Гарри Пот-тера» происходит диалог между пользователями Mister Haladriel и Георгием Пестовым:

- А откуда эта фраза, ммм?

- Mister, это Владимир Высоцкий «Баллада о борьбе». Удивительно, казалось бы, эти два мира нельзя свести воедино. Но вот, свели) Вновь убеждаюсь, что Владимир Семенович - поэт на все времена.

- О да, Высоцкий это тема. (Я знаю откуда цитата, но пост не лайкну из-за отсутствия ссылки).

Автор прикрепляет к своему ответу песню Высоцкого «Баллада о времени».

- Mister, ваше право) Жаль лишь, что песня в сам фильм так и не вошла) Забраковали, если помните.

- Ооо, я порадовал своих Легионеров именно той версией! И вас порадую!

- Mister, вы о той, которая вышла позже? С заменой песен? Знаю, видел. Но тут мне в большей степени за Владимира Семеновича обидно).

Как видно, оба пользователя знают не только текст Высоцкого, из которого взята цитата, но и некоторые детали биографии поэта (Георгию Песто-ву обидно за Высоцкого, чьи песни не вошли в прижизненную версию фильма «Стрелы Робин Гуда»). Однако в своем комментарии Mister Hala-driel (возможно случайно) допускает ошибку - цитата для поста взята из песни поэта «Баллада о борьбе», а к комментарию Mister Haladriel добавляет «Балладу о времени». Кроме этого, Mister Haladriel, на авторский взгляд, отказывается от текста «без автора», текста, «ушедшего в народ», доказательством чего является его следующая позиция: «пост не лайкну из-за отсутствия ссылки».

Совсем по-другому комментируют цитату из Высоцкого администраторы сообщества «Гарри Поттер и Все-Все-Все»: А как по-вашему, ГП в детстве - нужные книги? И какое влияние эта серия книг оказала на вас? В комментариях разворачивается полилог на тему роли книг о Гарри Пот-тере в развитии подрастающего поколения. Приведем некоторые наиболее интересные реплики, явно

отсылающие к теме «нужных книг в детстве», и прокомментируем их.

Часть пользователей обращает внимание на «нужность» чтения разных частей истории о Гарри Поттере в детском возрасте, в частности, встречаются такие реакции: 7-я книжка точно не самая нужная... А в целом, ГП нужная книжка в любом возрасте!; Наверное до книги 6 они нужные; я прочитал 9, понравилось. ГП нужен в любом возрасте; Дочкам не раньше 9-10 лет. Есть и более глубокие наблюдения: Я начал в 12 или 13, 2002-2003 и читал по мере выхода, взрослел так сказать с героями; Я прочитал последнюю книгу в 10 лет. Самая лучшая, на мой взгляд, книга - это тайная комната, а самая худшая - это кубок огня. Сами книги очень интересные, но они подавили мой разум и я хочу вХогвартс. Вопрос о «нужных книгах» оказывается весьма актуальным для поклонников эпопеи о Гарри Поттере, поскольку пользователи апеллируют к личному опыту и считают, что эти книги должны быть прочитаны в «нужное время», оказывают огромное влияние на воспитание ребенка.

Созданный пост оказался интересен участникам сообщества, его просмотрели больше 6 000 человек, больше 300 из них поставили отметку «Мне нравится». К посту было создано более 30 комментариев, которые, с одной стороны, апеллируют к прецедентному миру Высоцкого как актуальному явлению культурной жизни современного социума, а с другой - побуждают пользователей к обсуждению поднятого с помощью цитаты из Высоцкого вопроса о важности чтения «нужных» книг в развитии ребенка.

Кроме того, доказанный в ходе эксперимента факт включенности прецедентного мира Высоцкого в когнитивную базу участников сообщества «поттероманов» позволяет предположить, что этот прецедентный мир актуален как для медиасреды некоторых узкоспециализированных сообществ и субкультур, так и для современной отечественной медиасферы в целом.

Список литературы

1. Орлова О. В., Кабанков А. И. Динамика прецедентного мира творческой личности в дискурсе новых медиа: постановка проблемы // Сибирский филол. журнал. 2015. № 4. С. 182-187.

2. Кабанков А. И. Прецедентный мир как разновидность медиаконцепта (на примере прецедентного мира В. Высоцкого) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 3 (168). С. 29-32.

3. Кабанков А. И. Эволюция прецедентного мира в интернет-дискурсе и закон семантико-аксиологического маятника (на материале прецедентного мира В. Высоцкого) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 7 (172). С. 35-38.

4. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24-39.

5. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М. - Харьков: Ра-Каравелла, 2001. 320 с.

6. Мамаева А. Г. Вербальное ассоциирование и семантизация слова // Вестник МГЛУ. 2014. Вып. 13 (699). С. 156-166.

7. Коноваленко И. В. Структура концепта «власть» (по данным ассоциативного эксперимента) // Вестник ОмГУ. 2011. № 3. С. 168-171.

8. Селезенев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник КемГУ. 2013. Т. 3. Вып. 2 (54). С. 125-131.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2017. 2 (179)

9. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел: Картуш, 2007. Вып. 5. С. 223-237.

10. Компанцева Л. Ф. Интернет-лингвистика: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический подходы. Луганск: Знание, 2008. 528 с.

11. Аудитория Вконтакте. URL: https://vk.com/page-47200925_44240810 (дата обращения: 10.09.2016).

12. Статистика сайта «ВКонтакте.ру». URL: http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/index.html?period=month (дата обращения 10.09.2016).

Кабанков Артем Игоревич, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: artyomkabankov@mail.ru

Материал поступил в редакцию 02.11.2016

DOI 10.23951/1609-624X-2017-2-9-13

PRECEDENT WORLD AS A FACTOR OF EVOLUTION OF MEDIA DISCOURSE: JUSTIFICATION OF THE EXPERIMENTAL RESEARCH (AN EXAMPLE OF V. VYSOTSKY'S PRECEDENT WORLD)

A. I. Kabankov

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article substantiates the relevance of the experimental study of the precedent world as a factor of evolution of media discource. As a precedent incentive regularly is performed by a creative person, as well as a precedent phenomena are the name of the author, the facts of his biography and, of course, texts, receiving precedential status in the secondary using. The author refers to the experiment, because the network space as a territory for linguistic experiments is used insufficiently actively.

The purpose of the experiment is to trace the features of functioning of the Vladimir Vysotsky's precedent world in modern media sphere through actualization of Vysotsky's texts in the media community (in particular in the social networks).

Pilot experiment held in social network Vkontakte showed that precedent's world development provides multiplicity dialogical discursive reactions on the precedent texts. The experiment proved that precedent world of Vladimir Vysotsky is a part of the cognitive base of the members of the Harry Potter's fans community. This fact allows the author to suppose that this precedent world is relevant not only to some highly specialized communities and subcultures in media environment but also in modern Russian media sphere as a whole, and because of the trends in a social network is known outside of the network space, can be developed in other environments, but the general direction of this development is reflected in the social networks as one of the places of existence of social consciousness.

Key words: precedent world, media discource, pilot experiment, Vladimir Vysotsky.

References

1. Orlova O. V., Kabankov A. I. Dinamika pretsedentnogo mira tvorcheskoy lichnosti v diskurse novykh media: postanovka problemy [The dynamics of a creative personality's precedent-related world in the discourse of new media: statement of the problem]. Sibirskiy filologicheskiy zhurnal -Siberian Philological Journal, 2015, no. 4, pp. 182-187 (in Russian).

2. Kabankov A. I. Pretsedentnyy mir kak raznovidnost' mediakontsepta (na primere pretsedentnogo mira V. Vysotskogo) [Precedent world as a variety of media concept (an example of Vladimir Vysotsky's precedent world)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 3 (168), pp. 29-32 (in Russian).

3. Kabankov A. I. Evolyutsiya pretsedentnogo mira v internet-diskurse i zakon semantiko-aksiologicheskogo mayatnika (na materiale pretsedentnogo mira V. Vysotskogo) [Evolution of the precedent world in internet-discource and the semantic-axiological balance wheel law (an example of V. Vysotsky's precedent world)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 7 (172), pp. 35-38 (in Russian).

4. Shcherba L. V. Yazykovaya sistemairechevaya deyatel'nost'[Language system and speech activity]. Leningrad, 1974. Pp. 24-39 (in Russian).

5. Goroshko E. I. Integrativnaya model'svobodnogo assotsiativnogo eksperimenta [Integrative model of free association experiment]. Moscow -Khar'kov, Ra-Karavella Publ., 2001. 320 p. (in Russian).

6. Mamaeva A. G. Verbal'noye assotsiirovaniye i semantizatsiya slova [Verbal association and word's semantization]. Vestnik MGLU - Vestnik of Moscow State Linguistic University, 2014, no. 13 (699), pp. 156-166 (in Russian).

7. Konovalenko I. V. Struktura kontsepta «vlast'» (po dannym assotsiativnogo eksperimenta) [The structure of the concept "power" (according to the association experiment)]. Vestnik OmGU - Herald of Omsk University, 2011, no. 3, pp. 168-171 (in Russian).

8. Selezenev R. S., Skripak E. I. Sotsial'nye seti kak fenomen informatsionnogo obshchestva i spetsifika sotsial'nykh svyazey v ikh srede [Social networks as a phenomenon of the Information Society and the specifics of social relationships in their environment]. Vestnik KemGU - Bulletin of Kemerovo State University, 2013, vol. 3, no. 2 (54), pp. 125-131 (in Russian).

9. Goroshko E. I. Lingvistika Interneta: formirovaniye distsiplinarnoy paradigmy [Internet Linguistics: the formation of the disciplinary paradigm]. Zhanry i tipy teksta v nauchnom i mediynom diskurse [Genres and types of text in academic and media discourse]. Orel, Kartush Publ., 2007, no. 5, pp. 223-237 (in Russian).

10. Kompantseva L. F. Internet-lingvistika: kognitivno-pragmaticheskiy i lingvokul'turologicheskiy podkhody [Internet linguistics: cognitive-pragmatic and lingvo-cultural approaches]. Lugansk, Znaniye Publ, 2008. 528 p. (in Russian).

11. Auditoriya Vkontakte [The audience of Vkontakte] (in Russian). URL: https://vk.com/page-47200925_44240810 (accessed 10 September 2016).

12. Statistika sayta "VKontakte.ru" ["VKontakte.ru" Site Statistics] (in Russian). URL: http://www.liveinternet.ru/stat/vkontakte.ru/index. html?period=month (accessed 10 September 2016).

Kabankov A. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: artyomkabankov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.