УДК: 81'42
А. И. Кабанков
ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕЦЕДЕНТНОГО МИРА В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ И ЗАКОН СЕМАНТИКО-АКСИОЛОГИЧЕСКОГО МАЯТНИКА (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕЦЕДЕНТНОГО МИРА В. ВЫСОЦКОГО)
Рассматривается особая разновидность медиаконцепта - прецедентный мир - в аспекте его эволюции в интернет-дискурсе, определяемой законом семантико-аксиологического маятника. Маятник способен начать движение в случае активизации специфических катализаторов: мощности концептуального напряжения концепта, разветвленности древа векторов его ассоциативно-смыслового развертывания, способности к генерации и генерализации смыслов, аксиологической поливалентности. Анализируя каждый катализатор, исследователь описывает особенности их функционирования на примере использования в новых медиа одного из элементов прецедентного мира В. Высоцкого. Благодаря различным интерпретациям этого элемента прецедентный мир расширяется, варьирует, разворачивается - «живет» в медиасфере, подкрепляя различные аксиологические и содержательные тренды современной публичной коммуникации.
Ключевые слова: прецедентность, прецедентный мир, медиадискурс, закон семантико-аксиологического маятника, Владимир Высоцкий.
Прецедентный мир (ПМ) представляет собой медиаконцепт особого рода, имеющий свои специфические особенности (см. об этом: [1]). Как любой медиаконцепт, прецедентный мир обладает двумя важными параметрами: жизненным циклом и миромоделирующим потенциалом. Названные характеристики напрямую связаны с основным законом эволюционного развития медиаконцепта -законом семантико-аксиологического маятника (подробно описан О. В. Орловой [2]). Данный закон предполагает наличие у элементов ПМ (таких как прецедентные тексты, прецедентные высказывания, прецедентные имена и др.) как минимум двух акцентуаций различной семантико-аксиоло-гической валентности. Таким образом, за счет любого элемента ПМ расширяется предметная область и коннотативный спектр медиаконцепта.
О. В. Орлова в статье «Жизненный цикл и миро-моделирующий потенциал медиаконцепта» отмечает, что катализаторами так называемого «маятникового» эффекта являются мощность концептуального напряжения концепта, разветвленность древа векторов его ассоциативно-смыслового развертывания, способность к генерации и генерализации смыслов, аксиологическая поливалентность [3]. Данные понятия и их специфика будут объяснены на материале дискурсивного развертывания в интернет-пространстве одного из элементов ПМ В. Высоцкого, а именно - интерпретаций текста песни «История болезни». В анализируемых примерах сохранена орфография, пунктуация и стилистическое оформление авторов интернет-сообщений.
Мощность концептуального напряжения концепта определяется его способностью, взаимодействуя с другими актуализированными текстовыми концептами, многократно усиливать коммуникативно-прагматический потенциал высказывания. Наиболее заряженные (с содержательной и эмоциональной точек зрения) тексты и гипертексты по-
рождают самые эмоциональные реакции, провоцируя рост мощности ключевых концептов. Особенно заметен этот мультипликативный эффект в новых медиа при обсуждении социально-резонансных событий и тем.
Материал «История одной мамы» (URL: http:// novosti-n.org/analitic/read/675.html) об усыновлении семьей с одним собственным ребенком троих братьев вызвал бурную полемику в комментариях. Например, пользователь с ником История болезни (никнейм в данном случае является прямой отсылкой к песне В. Высоцкого «История болезни») пишет: Живет больное все быстрей, все злей и без надежды, И наслаждается своей - ИСТОРИЕЙ БОЛЕЗНИ! Больные люди, больное общество! И лицемерие - действие за счет бюджета, то бишь за счет налогоплательщиков! То есть никакого бездействия нет - здоровые семьи из своих налогов финансируют активность вот таких больных, нездоровых семейств, как Дятловы. Чему подражать и чем восторгаться непонятно. Автор, кроме апелляции к произведению поэта в ник-нейме, начинает свой комментарий с фрагмента песни, последние, дублирующие его виртуальный псевдоним, слова которого, чтобы усилить впечатление и привлечь внимание читателей, пишет заглавными буквами. Пользователь История болезни убежден, что люди, которые готовы брать детей из детских домов при наличии своих «цветов жизни», больны, равно как и общество, не просто допускающее, но и поощряющее это явление.
Данный пост провоцирует развертывание различных сюжетов сетевого полилога, которые, в свою очередь, также сопровождаются апелляциями к ПМ Высоцкого. Например, холивар, где практически каждый последующий комментарий звучит все более жестко и содержит в себе все более грубые оскорбления оппонента вплоть до обсцен-ной лексики. Пользователь SHREK замечает:
...не оценить этот подвиг может только человек с тяжелой степенью олигофрении! SHREK, по-видимому, говорит о тяжелом душевном недуге и приписывает это заболевание возможным оппонентам. На этот комментарий пользователь История болезни отвечает, обосновывая свою позицию, но завершает сообщение лаконичной обсценной инвективой и оскорблением ... зеленый урод! Общение этих двух комментаторов продолжается и дальше, но его сложно назвать продуктивным. Более того, через некоторое время История болезни меняет свой ник на История болезни Шрека и История болезни одной мамы, стараясь посильнее задеть оппонента.
Далее в дискуссию вступает пользователь И, отмечая: Благодаря вот таким «ненормальным», как Наташа Дятлова, наш мир еще жив, и придет ему конец, как только Наташ не будет, а останутся все такие, как История болезни, и Ник он выбрал себе вполне подходящий ... в нашем БОЛЬНОМ обществе... Пользователь И использует элементы прецедентного высказывания с целью напомнить спорщикам о том, что существует и обратная сторона медали, поднимает проблему нравственности и человечности как средств борьбы с болезнью. Пользователь Конкорд развивает проблему нравственности, поднятую И, не забывая при этом об отсылках к прецедентному высказыванию Высоцкого: Посты некоторых личностей с ущербной психикой (о чем свидетельствуют даже их ники — История болезни!) свидетельство того, что больны не только они — больно все общество. И лечить его консервативными методами, похоже, уже поздно. В данном случае пользователь (в отличие от описанных выше постов Истории болезни) использует прецедентный текст с целью доказать, что поступок героев статьи достоин подражания, а люди (шире - все общество), считающие иначе, -больны.
Как видим, прецедентный текст Высоцкого и заимствованная из него метафора больного общества, получая различные интерпретации и взаимодействуя с разными смысловыми гранями концепта болезнь (психическая болезнь, нравственная болезнь, социальная болезнь и т. д.), служат, с одной стороны, развитию коммуникативного конфликта и полилога, а с другой - дискурсивной эволюции самого ПМ Высоцкого.
Необходимо заметить, что активное разрастание векторов ассоциативно-смыслового развертывания элементов ПМ может быть инициировано как самим прецедентным текстом, так и именем автора. Например, в социальной сети «Maxpark» пользователь Анатолий Лукьянов запустил опрос (URL: http ://maxpark. com/community /5 652/
content/3450001) под заголовком Прав ли был Вла-
димир Высоцкий, называя СССР больным государством?, сопровождая его текстом песни «История болезни». Помимо выбора одного из вариантов ответа, опрос предполагает возможность обмена мнениями в комментариях.
Первый комментарий от пользователя с изображением славянского символа солнца на аватарке категоричен: ...высоцкий таки был евреем,... а гены (как у макаревича) всегда выползают наружу. Автору не нужно вчитываться в текст поэта, он даже не отвечает на вопрос, поставленный топик-стартером, а реагирует на прецедентное имя, реализуя одну из главных интенций виртуальной коммуникации в целом - интенцию самовыражения, в данном случае - выражения собственных антисемитских взглядов. Ему вторит владимир кашеваров, отмечая: кто бы мог сказать своим детям, берите пример с высоцкого вот так надо жить и поступать как он. Дополняет этот комментарий Михаил Мороз: Бухать и колоться, как он? Никто... Поэты прошлого погибали от дуэлей и чахотки, а не от наркозависимости. В ответ беспощадный гуманист пишет: Прочитайте «Правда Смертного часа» Во мне живет мохнатый черный жлоб. Моей рукою выведет он строчку. Шизофрения. Этим пользователям также не важен исходный посыл автора опроса, для них значимо четко обозначить собственные позиции по отношению к образу жизни поэта, оцениваемому негативно.
Сам же текст песни Высоцкого не интересен даже топикстартеру. Гораздо важнее для него - популярность, которую принесет пост, поэтому вне зависимости от того, какую позицию занимает комментатор, топикстартер соглашается и просит его пригласить к обсуждению друзей. Так, в ответ к самому первому комментарию про предполагаемое еврейство поэта автор топика пишет: И что с того? Однако мнения по вопросу разделились. Посему прошу Вас пригласить на тему друзей. Спасибо! Никаких «мнений» еще нет. Но автору необходима искусственная активность, которую он таким способом стимулирует.
Вместе с тем в комментариях присутствуют и высказывания иного толка. Владимир Карасев отмечает: Ну и где тут про СССР, как больное государство? «Все человечество давно хронически больно, Со дня творения оно болеть обречено...» Речь обо всем человечестве. Пользователь обращает внимание виртуальных собеседников именно на текст Высоцкого, на его исходный смысл, который был искажен топикстартером в угоду собственным целям - увеличению популярности блога за счет неоднозначного и яркого вопроса и упоминания известной личности. Участники дискуссии подчеркивают, что Высоцкий был и остается нрав-
ственным ориентиром эпохи: Харэ уже Высоцкому политику приписывать! Не был он ни дисидентом, ни левым; Теперь свобода - говори, что хочешь. Только и Высоцких больше нет, как и Солженицыных и прочих. Отметим, что в последних примерах комментаторам интересен именно текст Высоцкого, что порождает принципиально иной ракурс обсуждения. Более того, в конечном итоге появление этой иной позиции привело к использованию анализируемого прецедента против автора темы. Пользователь Ramiros PR пишет: Я не сторонник СССР, но называть СССР больным государством может только больной человек. И, во вторых, не надо искажать слов Высоцкого. Как видим, прецедентный текст и прецедентное имя стимулировали несколько векторов ассоциативно-смыслового развертывания виртуального полилога.
Аксиологическая поливалентность ПМ, а также его способность к генерации и генерализации новых смыслов реализуются в интернет-дискурсе посредством ассоциативно-смысловой поддержки большого количества тематических и ценностных доминант, порой абсолютно полярных. Это становится возможным благодаря различиям в восприятии и интерпретации одного и того же текста. Следовательно, объем и семантическая насыщенность ПМ увеличиваются за счет новых рефлексивных реакций.
Пользователь Descriptor на медицинском форуме (URL: http://www.radiographia.ru/node/1899) вместо подписи указывает цитату из песни поэта «История болезни»: Все человечество давно хронически больно, // Со дня творения оно болеть обречено... , актуализируя прямое значение поэтической фразы в рамках медицинского контента. Неметафорическое, прямое прочтение анализируемой цитаты находим на одном из женских форумов (Моя родная сестра в 41 четвертого родила а некоторые и в 20 не в состоянии!??) «Все человечество давно хронически больно и всю историю его болеть обречено»! В. С. Высоцкий (http://eva.ru/love/ messages-3153217.htm)), при обсуждении вопроса о правомерности восприятия религиозных убеждений как психического заболевания, в публикации о здоровье и хирургическом вмешательстве (Как пел великий Владимир Высоцкий: «Все человечество давно хронически больно. Со дня творения оно
болеть обречено. У человечества всего - то колики, то рези. И вся история его - история болезни (http://portmone.name/zdorove-i-meditsina/iz-istorii-bolezni.html)).
В другом случае использование анализируемого прецедента приводит к актуализации юмористической тональности полилога. Вопрос топикстартера на портале «Ответы. Mail.ru» звучит так: Все человечество давно хронически больно. Со дня творения оно болеть обречено... А чем же оно больно? (URL: https://otvet.mail.ru/question/4354033). На данный вопрос каждый из коммуникантов дает свой ответ. Так, The Somebody приводит в качестве ответа другую цитату из «Истории болезни»: Сам первый человек болел,/ Он только это скрыл./ Да и Создатель болен был, / Когда наш мир творил. Пользователь Yaaa замечает: Жизнь ваще опасная штука - от нее УМИРАЮТ!!!:):):) Другой участник беседы Ангел Чарли пишет: жизнь - это болезнь, которая передается половым путем:)) Пользователь с ником Личный Кабинет Удален вводит тему любви своим односложным ответом: «Любовью: -))). В свою очередь Татьяна Титова отмечает: Человечество больно разумом и желанием, которые всю свою жизнь ведут борьбу и не известно кто победит... Когда-нибудь выиграет что-то одно: или все сойдут с ума или будут изнемогать от переизбытка чувств. Таким образом, дискуссия приобретает философское звучание, а болезнь понимается как единство и борьба противоположностей. Новые рефлексивные высказывания, варьирующие от шутливо-иронических до экзистенциальных, способствуют усилению маятникового эффекта в ассоциативно-смысловом поле непрерывно эволюционирующего в интернет-пространстве ПМ.
Итак, ПМ как особая разновидность медиакон-цепта развивается в соответствии с законом семан-тико-аксиологического маятника. Любой элемент ПМ способен «запустить» маятниковый эффект так, как это делает прецедент из песни «Истории болезни», являющийся частью ПМ Высоцкого. Благодаря различным интерпретациям этих элементов ПМ расширяется, варьирует, разворачивается - «живет» в медиасфере, подкрепляя различные аксиологические и содержательные тренды современной публичной коммуникации.
Список литературы
1. Кабанков А. И. Прецедентный мир как разновидность медиаконцепта (на примере прецедентного мира В. Высоцкого) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 3. С. 29-32.
2. Орлова О. В. Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал. Томск: Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2012. 354 с.
3. Орлова О. В. Жизненный цикл и миромоделирующий потенциал медиаконцепта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 6. С. 78-83
Кабанков А. И., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: artyomkabankov@mail.ru
Материал поступил в редакцию 30.03.2016.
A. I. Kabankov
EVOLUTION OF THE PRECEDENT WORLD IN INTERNET-DISCOURCE AND THE SEMANTIC-AXIOLOGICAL BALANCE WHEEL LAW (AN EXAMPLE OF V. VYSOTSKY'S PRECEDENT WORLD)
The article deals with the phenomenon of the precedent world, the elements of which are means of implementing the semantic-axiological balance wheel law. Balance wheel can start moving in the event of activation of specific catalysts such as: power of conceptual voltage of the concept; branching of vectors tree of its associative-semantic deployment, the ability of generating and generalization of meanings, axiological polyvalence. Analyzing each catalyst, the researcher describes the peculiarities of their functioning on the example of the use in the new media of one of the elements of Vladimir Vysotsky's precedent world. Due to various interpretations of this element the precedent world expands, varies, unfolds - "live" in the field of media, supporting different axiological and substantive trends in contemporary public communication.
Key words: precedential, precedent world, media discource, semantic-axiological balance wheel law, Vladimir Vysotsky.
References
1. Kabankov A. I. Pretsedentnyy mir kak raznovidnost' mediakontsepta (na primere pretsedentnogo mira V. Vysotskogo) [Precedent world as a variety of media concept (an example of Vladimir Vysotsky's precedent world)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2016, no. 3, pp. 29-32 (in Russian).
2. Orlova O. V. Diskursivno-stilisticheskaya evolyutsiya mediakontsepta: zhiznennyy tsikl i miromodeliruyushchiy potentsial [Discursive-stylistic evolution of media concept: life cycle and world modeling potential]. Tomsk, 2012, 354 p. (in Russian).
3. Orlova O. V. Zhiznennyy tsikl i miromodeliruyushchiy potentsial mediakontsepta [Life cycle and world modeling potential of media concept]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, no. 6, pp. 78-83 (in Russian).
Kabankov A. I.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: artyomkabankov@mail.ru