соответствии со ст. 2 Закона РФ «О милиции», является исчерпывающим и может быть дополнен только внесением в этот Закон изменений. Мы считаем, что милиция, выполняя общую задачу пресечения и предупреждения правонарушений, в том числе должна пресекать и предупреждать правонарушения в сфере здоровья и санитарно-эпидемиологическо-го благополучия населения. Милиция - один из немногих органов исполнительной власти, наделенных правом применения обширного комплекса мер принуждения (4). При выполнении своих функций сотрудники Роспотребнадзора сталкиваются с фактами уклонения предпринимателей и юридических лиц от проверок. В этих случаях органы внутренних дел могли бы оказать действенную помощь сотрудникам Роспотребнадзора, опираясь на свой богатый арсенал мер принуждения.
Полагаем, что Роспотребнадзор должен работать не в противовес органам внутренних дел, а в тесном взаимодействии с ними. В большинстве случаев взаимодействие носит декларативный характер, на что неоднократно указывала Генеральная прокуратура РФ. Считаем, что роль милиции общественной безопасности в вопросах обеспечения здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения недооценивается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Роспотребнадзором, для которых данные вопросы являются приоритетными направлениями деятельности. В связи с этим необходимо использовать законотворческие функции субъектов Российской Федерации в целях разработки программ взаимодействия с органами внутренних дел в вопросах обеспечения охраны здоровья и санитарно-эпи-демиологического благополучия населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. - М., 2001.
2. Административная деятельность органов внутренних дел: учебное пособие для вузов / под ред. В. Я. Кикотя. - М., 2003.
3. Безденежных В. М. Правовые формы административной деятельности советской милиции: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1968.
4. Бекетов О. И., Опарин В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: монография. -Омск, 2001.
5. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 10. - Ст. 360; № 32. - Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2964; 1999. - № 14. - Ст. 1666; № 49. - Ст. 5905; 2000. - № 31. - Ст. 3204; № 46. - Ст. 4537;
2001. - № 1 (ч. 2). - Ст. 15; № 31. - Ст. 3172; № 32. - Ст. 3316;
2002. - № 18. - Ст. 172; № 27. - Ст. 2620; № 30. - Ст. 3029;
2003. - № 2. - Ст. 167; № 27 (ч. 1). - Ст. 2700; № 28. - Ст. 2880; № 50. - Ст. 4847; № 52 (ч. 1). - Ст. 5038; 2004. - № 30. -Ст. 3087; № 35. - Ст. 3607; 2005. - № 13. - Ст. 1078; № 14. -Ст. 1212; № 19. - Ст. 1752; 2006. - № 24. - Ст. 2555; № 31 (ч. 1). - Ст. ст. 3420, 3425, 3452.
6. Каплунов А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.
7. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. -Алматы, 2005.
8. Кодекс Украины об административных правонарушениях. - Харьков, 2006.
9. Котюргин С. И. Функции советской милиции. - Омск, 1975. - Ч. 1.
10. Мягков А. В. Досмотр как мера административного предупреждения, применяемая милицией: дис. ... канд. юрид. наук. -Омск, 2004.
11. Новоселов В. П. Административно-правовые проблемы управления здравоохранением в субъектах Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 1999.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 28. - Ст. 2899; 2006. - № 22. -Ст. 2337.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - № 14. - Ст. 1650; 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 2; 2003. -№ 2. - Ст. 167; № 27 (ч. 1). - Ст. 2700; 2004. - № 35. - Ст. 3607;
2005. - № 19. - Ст. 1752; 2006. - № 1. - Ст. 10.
14. Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: монография. - Омск, 1993.
ПРЕСТУПНОСТЬ НА АВТОДОРОГАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ:
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
М. С. Богатов
Омская академия М ВД России
Экономические, политические, социальные и культурные реалии современного российского общества предъявляют высокие требования к транспортным коммуникациям. Важное место в них занимает автомобильный транспорт, который в значительной степени удовлетворяет одну из важнейших социальных потребностей -перемещение людейигрузов. По количеству единиц техники в настоящее время автомобиль является наиболее распространенным видом транспорта и обеспечивает значительный объем перевозок грузов и пассажиров. На дорогах большинства стран мира, в том числе и в России, ежегодно увеличивается количество автомототранс-портных средств. По данным УГИБДД УВД Омской области, по состоянию на 2006 г. общая численность автопарка составляет более 500 тыс. единиц техники, из которых почти 70,0% -легковые автомобили (1, 3).
Основой для функционирования автомобильного транспорта служат автомобильные дороги, протяженность которых в настоящее время в России 897,8 тыс. км, в том числе 745 тыс. км - с твердым покрытием и чуть более 150 тыс. км - грунтовые (4, 14). Главные дороги страны (федеральные), за которые отвечают Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (ФДА Минтранса РФ) и его структурные подразделения в регионах страны, составляют всего 5,2% (около 46,8 тыс. км) от общей протяженности автодорог в России. При этом именно по ним проезжает почти половина всех автопассажиров и перевозится столько же автогрузов (1, 3; 4, 14).
Подчеркнем, что речь в данном случае идет только об автомобильных дорогах, расположенных вне населенных пунктов. Границы рассматриваемых автодорог определяются дорожными знаками 5.22 «Начало населенного пункта» и 5.23 «Конец населенного пункта» (3, 34).
Отметим, что бурная автомобилизация и развитие разных секторов экономики страны обусловливает постоянное увеличение сети автодорог, что позволяет без преувеличения назвать их «транспортными артериями» современного общества.
Не отстает в этом отношении и Омская область, которая по протяженности автодорог с твердым покрытием на 1 тыс. км2 территории занимает второе место в Западной Сибири после Алтайского края (2,18). Несмотря на то, что в Омской области есть почти все виды транспорта (речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный), ключевую позицию занимают именно автомобильные перевозки (5, 84-85). Омская область опоясана автомобильными дорогами с запада на восток и с севера на
юг, они обеспечивают подъезд к самым отдаленным и малочисленным населенным пунктам, которые недоступны для других видов транспорта. В связи с этим трудно переоценить их социальное, экономическое и политическое значение не только в границах Омской области, но и в пределах Сибирского региона и всей России. Через Омскую область проходят крупные федеральные автотрассы, и некоторые из них являются частью межгосударственного автомобильного сообщения. Это связано с тем, что Омск находится на перекрестке трех центральных в нашем регионе дорог, которые относятся к категории федеральных:
1) М51 «Челябинск-Курган-Петропавловск-Омск-Ново-сибирск», которая является продолжением автодороги М5 «Москва-Челябинск» и частью автодороги «Москва-Влади-восток», и, соответственно, транспортного коридора Восток-Запад;
2) 1Р402 «Омск-Тюмень», переходящая далее в автодорогу 1Р351 «Тюмень-Екатеринбург», которая является частью транспортного коридора, соединяющего крупнейшие города Севера нашей страны, а также альтернативой автодороге М51, участок которой между населенными пунктами Петухово (Курганская область) и Исилькуль (Омская область) проходит через Республику Казахстан;
3) М38 (Е127) «Омск-Черлак-Павлодар-Семипалатинск» (Черлакский тракт), ведущая из Омской области в Казахстан.
Важное межгосударственное значение имеют автодороги Омск-Одесское и Омск-Русская Поляна, также ведущие в Казахстан. Помимо этого, Омск связан асфальтированными автодорогами со всеми городами и районами области. Первые автомобильные дороги с твердым покрытием появились в Омской области в 1954 г. В настоящее время протяженность автодорог общего пользования здесь составляет 9666 км, в том числе 6932 км - с твердым покрытием (71,7% от общей протяженности).
Однако, на наш взгляд, было бы заблуждением рассматривать автодороги вне связи с сопровождающей их инфраструктурой сервиса, к объектам которой относятся автозаправочные станции, придорожные кафе, магазины, кемпинги, гостиницы, автостоянки, ремонтные мастерские и т. д. В большинстве случаев указанные объекты расположены непосредственно на автодорогах либо поблизости от них.
Однако позитивную сущность существования автодорог сопровождает такое негативное явление, как преступность.
По статистическим данным, предоставленным ИЦ УВД Омской области, уровень преступлений, зарегистрированных на автодорогах вне населенных пунктов в 2004 г., характеризуется значительным снижением (на 42,0%) по сравнению с 2003 г. (в 2003 г. зарегистрировано 217 преступлений, в 2004 г. - 126) и стал самым низким за последние 8 лет начиная с 1997 г., когда было зарегистрировано 163 преступления. В 2004 г. зарегистрировано 22 тяжких и особо тяжких преступления, т. е. 17,5%) от числа всех преступлений, зарегистрированных на автодорогах вне населенных пунктов. В 2003 г. тот же показатель составил 52 преступления (24,0%).
В число тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных на автодорогах Омской области вне населенных пунктов в 2003 г., вошли: убийство (чч. 1-2 ст. 105 УК РФ) -4; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ) - 1; вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 4 ст. 150 УК РФ) - 1; кража (чч. 2-4 ст. 158 УК РФ) - 24; грабеж (ч. 2 ст. 161 УК РФ) - 3; разбойное нападение (чч. 2-3 ст. 162 УК РФ) - 9; угон (ч. 2 ст. 166 УК РФ) - 3; контрабанда (ч. 2 ст. 188 УК РФ) - 1; преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 3 ст. 264 УК РФ) - 6.
Среди зарегистрированных в 2004 г. на территории Омской области преступлений, совершенных на автодорогах вне населенных пунктов, к категории тяжких и особо тяжких относятся: убийство (чч. 1-2 ст. 105 УК РФ) - 5; умышленное
причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ) - 1; изнасилование (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК РФ) - 1; хищение чужого имущества, вверенного виновному (ч. 3 ст. 160 УК РФ) - 1; грабеж (ч. 2 ст. 161 УК РФ) - 5; разбойное нападение (ч. 2 ст. 162 УК РФ) - 2; контрабанда (ч. 2 ст. 188 УК РФ) - 1; хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ч. 1 ст. 226 УК РФ) - 1; деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств (чч. 2-3 ст. 228 УК РФ), - 2; преступное нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ч. 3 ст. 264 УК РФ) - 3.
Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что в период с 2003 по 2004 гг. произошло снижение уровня тяжких и особо тяжких преступлений, зарегистрированных на автодорогах Омской области вне населенных пунктов, на 42,3%. Кроме того, за тот же период произошло снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений в структуре всего рассматриваемого вида преступности на 6,5%.
Однако для того, чтобы правильно оценить эти данные, необходимо учитывать, что снижению уровня зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений на автодорогах Омской области вне населенных пунктов способствовал объективный фактор - смягчение уголовной политики государства. Это выразилось в следующем. Во-первых, Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ была произведена декриминализация части неосторожных деяний, связанных с эксплуатацией транспортных средств (утратила силу ст. 265 УК РФ, из диспозиции ч. 1 ст. 264 УК РФ был исключен признак причинения вреда здоровью средней тяжести), что повлекло за собой уменьшение общей массы преступных деяний данного вида. Во-вторых, указанным Федеральным законом внесены изменения в ст. 158 УК РФ, а именно снижены карательные санкции за совершение кражи группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище, с причинением значительного ущерба гражданину, снижен верхний предел предусмотренного за них наказания в виде лишения свободы до 5 лет, в результате чего указанные деяния были автоматически переведены в категорию преступлений средней тяжести.
В качестве положительных тенденций необходимо отметить снижение количества разбойных нападений и преступных нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, зарегистрированных на автодорогах Омской области вне населенных пунктов. Тем не менее, по данным УГИБДД УВД Омской области, на автодорогах вне населенных пунктов за 12 месяцев 2004 г. в результате до-рожно-транспортных происшествий погибли 98 человек, были травмированы 402 человека. Возросла тяжесть последствий ДТП с 13,7% в 2003 г. до 15,2% в 2004 г.
В заключение отметим, что регистрируемые на автодорогах преступления весьма разнообразны по своему характеру, степени общественной опасности, объектам и предметам посягательства, способам их совершения и сокрытия, а также многим другим признакам. Это обусловлено большим объемом сосредоточенных на автодорогах товарно-материальных ценностей, охраняемых уголовным законом, находящихся на дороге значительным количеством людей, с их интересами и целями, нередко вступающими в противоречие между собой. В связи с этим автодороги являются благодатным местом для лиц, жаждущих легкой криминальной наживы и определивших для себя, что совершение любого, даже самого тяжкого преступления является вполне допустимым способом решения материальных и иных проблем.
Не будет преувеличением сказать, что опасность стать жертвой преступного посягательства и понести материальные убытки в большей или в меньшей степени представляет угрозу для большинства людей (водителей и пассажиров автомашин, работников предприятий сервиса и прочих категорий лиц), передвигающихся по автодорогам вне населенных
пунктов либо находящихся на них. Это подтверждается опросами водителей автотранспорта, которые проводились нами на дорогах Омской области в 2005-2006 гг. Сложившаяся на этих автодорогах криминогенная обстановка объективно препятствует нормальному функционированию автомобильного транспорта, что в конечном счете негативно сказывается на рыночных отношениях и развитии экономики Омской области и всей страны в целом. Рассмотренные обстоятельства обращают на себя внимание и требуют внесения коррективов в деятельность органов внутренних дел по предупреждению и профилактике преступлений на автодорогах Омской области, расположенных вне населенных пунктов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дорожно-транспортные происшествия на федеральных автомобильных дорогах Российской Федерации за 2005 г. - М.,
2006.
2. Омская область: на рубеже тысячелетий. - Омск, 2001.
3. Правила дорожного движения Российской Федерации. -Приложение № 1 «Дорожные знаки»: (ГОСТ 10807-78; ГОСТ Р 51582-2000; ГОСТ 23457-86). - М., 2006.
4. Рыжкин С. Дырявое полотно: почему федеральные трассы непригодны для езды // Коммерсантъ. - 2006. - № 40-41. -10 марта.
5. Чепалыга А. Л., Чепалыга Г. И. Регионы России: справочник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.
О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ
АДМИНИСТРАТИВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА
С. С. Москаленко
Куйбышевский районный суд г. Омска,
канд. юрид. наук, доцент В. В. Головко
Омская академия МВД России
Одним из недостаточно разработанных направлений теории административного права, как представляется, можно назвать административное судопроизводство. Особенность его обусловлена тем, что до настоящего времени в научной литературе пока не найден бесспорный ответ и о соотношении таких понятий, как «административное судопроизводство», «административный процесс», «административная юрисдикция» и «административная юстиция», которые, несмотря на их взаимообусловленность и тесную взаимосвязь, на наш взгляд, неравнозначны.
Как верно отмечает В. Д. Сорокин, формирование научных представлений о сущности процесса как фундаментальной правовой категории происходило на базе реально существовавших гражданского и уголовного процессов. Не случайно поэтому на первый план выдвигалось главное отличительное свойство этих видов процесса - их юрисдикционная природа: разрешение спора о праве (гражданский процесс) и применение принуждения (уголовный процесс) (18, 143). В последнее время стал заметно возрастать интерес отечественных правоведов к иным видам процесса, прежде всего к административному. Помимо процесса административного, общепризнанным является существование законодательного, конституционного процессов. Авторы справедливо задают вопросы: «Надо ли его “конструировать” по образу и подобию “прародителей”, процессов гражданского и уголовного? Как в таком случае поступить с процессом бюджетным (18,141)? Является ли производство по делам об административных правонарушениях административным процессом? Составляют ли правовые нормы, содержащиеся в Кодексе Российской Федерации
об административных правонарушениях и Арбитражно-про-цессуальном кодексе Российской Федерации, административно-процессуальное законодательство России (20,12)?»
Развитие теории об административном процессе привело к оформлению двух равноправных концепций: «юрисдикционной» и «управленческой», основу которым положили монографии Н. Г. Салшцевой «Административный процесс в СССР» (17, 18) и В. Д. Сорокина «Проблемы административного процесса» (19). Точка зрения последнего получила наибольшую поддержку. Сторонниками «управленческой» концепции являются С. С. Студеникин, Г. И. Петров, В. М. Манохин, А. Е. Лунев и др. (12,5; 23,44). Существо данной концепции заключается в том, что административный процесс и административно-процессуальное право представляют собой атрибуты не только юрисдикционной, но и так называемой позитивной деятельности органов исполнительной власти (4, 276; 7, 5). Некоторые ученые рассматривают административный процесс как совокупность всех действий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами) для реализации возложенных задач и функций (3,253; 10,91). Вместе с тем, по мнению Н. Г. Салшцевой, такая «процессуальная экспансия» в области исполнительной власти, по существу, принижает организационно-творческую роль материального права и создает явный примат права процессуального (17,18).
И. В. Панова справедливо считает подобные опасения излишними, ибо процессуальный порядок направлен не на применение, а на обеспечение реализации материальных норм. Скрупулезно отработанные и четко регламентированные правом процедуры различных направлений деятельности управленческих органов настолько важны, что без них любые нормы будут парализованы и потеряют всю свою реальную значимость (16, 30).
Существует и иная точка зрения. В узком толковании административный процесс понимается как рассмотрение дел об административных правонарушениях (11,6), деятельность по разрешению споров, которые возникают между сторонами административного правоотношения, не находящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения (5,4). С точки зрения Н. Г. Салшцевой, административный процесс в правовом смысле - это порядок (способы и формы) осуществления юрисдикции (17, 13-16). В литературе такая трактовка получила название, как уже отмечалось, «юрисдикционная» (1, 4; 2,259; 5, 4; 10, 85; 18, 176).
Главной отличительной чертой концепции узкого толкования административного процесса является отнесение управленческих процедур (частично урегулированных нормами права) к нормам материального, а не процессуального права (6, 272). С точки зрения сторонников юрисдикционного подхода, жалоба - это всегда спор, следовательно, ее рассмотрение может быть только в юрисдикционном производстве (6, 267; 17, 16). Однако жалоба, как верно полагает В. Д. Сорокин, далеко не всегда спор. Во-первых, если жалоба гражданина обоснованна, то, строго говоря, спор может быть лишь проявлением недобросовестности другой стороны; во-вторых, нередки случаи недобросовестности самого жалобщика, склонного, например, к сутяжничеству; в-треть-их, не следует исключать и фактор добросовестного заблуждения самого жалобщика (18,176). И. В. Панова верно полагает: «.. .вряд ли правомерным является мнение о принудительном характере административно-процессуальной деятельности, порядок же рассмотрения других дел в сфере исполнительных органов публичной власти узкая юрисдикционная теория оставляет вообще без всякого внимания» (16, 30).
Таким образом, в административном праве получили доктринальное толкование два основных направления, по которым административный процесс воплощается в повседневной государственно-управленческой деятельности - «юрисдикционный» и «управленческий». Оценивая эти два подхода к пониманию административного процесса, следует признать право на существование каждого из них (9, 382-383).