ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК: 343.33
Новичков В. Е.
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Юго-западный государственный университет,
г. Курск
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТА РОССИЙСКОГО, ЗАРУБЕЖНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
В статье рассматриваются отдельные актуальные проблемы конфликта отечественного, зарубежного и международного права, в правопонимании определений, содержащихся в нормах, охраняющих мир и безопасность человечества
Ключевые слова: международное право, уголовный кодекс, преступление против мира и безопасности человечества, конфликт интересов, реабилитация нацизма, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международными договорами.
Социальная обусловленность преступлений против мира и безопасности человечества, определяется как мировыми и локальными войнами, так и внутренними и внешними экономическими, политическими, социальными, этническими, религиозными, военными и иными противоречиями-конфликтам, которые, в свою очередь, повлияли (порой, коренным образом) не только на функции многих современных государств, общественные отношения внутри них, но и на генетическую детерминанту, духовность и ментальность народов мира. Перечисленное в полной мере относится к гражданам Российской Федерации, психология и поведение которых приобрели устойчивые характер и свойства, определяющие неприятие какого-бы ни было неправомерного силового воздействия на собственные естественные, гражданские и суверенные права, а также на аналогичные права граждан иных государств. Подобное поведение, по генетической логике российского этноса соответствует законам разума, совести и верованиям, которые известны, понятны и называются общечеловеческие ценности. Указанные отношения и свойства россиян реализуются рациональной внешней и внутренней политикой Российской Федерации, которые направлены на сдерживание любой формы и вида агрессии, декларирование целесообразности мирного сосуществования различных общественных, экономических, политических, государственных, а также правовых систем.
Собственно, вся история России, наполненная войнами и противостояниями с другими государствами (многие из которых исчезли с политической карты мира) сводится в большей степени к сохранению государственного и национального суверенитета, отстаивания целостности иных государств и живущих там народов (Кавказ, Балканы, Центральная Европа и Центральная Азия и др.). Произошедшие в стране и вне её революции, крестьянские и гражданские, отечественные и мировые войны, в особенности Великая отечественная война 1941-1945 гг. унесли безвозвратно десятки миллионов жизней россиян. Уголовно-правовые нормы ответственности за международные преступления впервые были применены после окончания Второй мировой войны (Великой отечественной войны) и победы в ней государств антигитлеровской коалиции на Нюрнбергском и Токийском процессах, в ходе которых были классифицированы рассматриваемые преступления и, которые были определены и систематизированы в статье 6 Устава Нюрнбергского
Международного военного трибунала, как преступления против мира, безопасности человечества и военные преступления.
В Уставе Нюрнбергского Международного военного трибунала все международные преступления разделены на три группы: 1) преступления против мира, т. е. планирование, подготовку, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений либо участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий; 2) военные преступления, нарушение законов и (или) обычаев войны, в том числе, но не только, убийства, дурное обращение (иногда этот оборот переводят как «истязания» — или увод в рабство либо для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязания военнопленных либо лиц, находящихся в море, убийства заложников, грабеж общественной или частной собственности, разграбление и разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления; 3) преступления против человечности, убийство, истребление, порабощение, высылка и другие жестокие акты, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, либо преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления военного преступления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Международного военного трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.
Позднее, в 1991 г. Комиссия международного права ООН разработала и приняла в первом чтении проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества, среди которых были выделены: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
Поэтому, когда речь идет о преступлениях против мира и безопасности человечества мы имеем ввиду агрессивное вмешательство некоторой части «человечества», отдельных исторических личностей с гипертрофированными психологическими установками (психикой) «зацикленными» на «собственном» превосходстве и амбициях направленных на приобретение прав господствовать над другими людьми и территориями, всего того, что может считаться в будущем их материальным благом и личным достоянием. Однако, известно, что любое искусственное, агрессивное вмешательство в среду, — биологическую, социальную, общественную, государственную либо иную «суверенную среду», — всегда несет различного рода необратимые последствия. Например, человечество может претерпевать эпохальные безвозвратные потери и «упущенные выгоды» для следующих поколений (погибшие в результате совершенных преступлений против мира и человечества люди и их этносы не воспроизведут поколения своих генетических правопреемников). Поэтому претензии на мировое господство или лидерство одного из существующих на нашей планете государств, даже такого, которое декларирует высшее проявление и соблюдение закона и справедливости на земле, следует считать преступлением против мира и безопасности человечества, если жизнь, честь и свобода любой другой личности, существующей вне «правильного» государства считается мизерной.
Ещё раз подчеркнем, что Российская Федерация, её граждане стоят на твёрдых, безусловных позициях сохранения и охраны мира и безопасности человечества на земле, соблюдения общепринятых принципов и ценностей. При этом не имеет значения, к какой нации, национальности, народности, этносу многочисленные людские общности не принадлежали, какую бы религию они не исповедовали, на какой территории не проживали.
Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа» по поводу вышесказанного писал: «А есть ли нечто совершенно иное этим ценностям? Если в мире нечто лучше, весомей, понятней? Понятней, чем, например, приоритет человеческой жизни над иными благами, приоритет его свободы, права на определенную территорию, права консолидироваться в рамках понятной ему организации бытия, культуры, этики, языка, идеологии?
Ответы очевидны — общечеловеческие идеалы продолжают по-прежнему пребывать чистыми и недосягаемо высокими, есть только полное или иное их отрицание, или теоретическая, или практическая непоследовательность им, или обе вместе» [1, с. 672].
Что имеет в своем арсенале средств и методов охраны общечеловеческих ценностей, сохранения мира и безопасности человечества, соблюдения общепризнанных принципов и ценностей современная цивилизация?
Во-первых: создано межгосударственное объединение в лице Организации Объединенных наций и её институтов. С сожалением отметим, что в настоящее время активно распространяется точка зрения утверждающая, что данный международный институт исчерпал свои ресурсы и требует либо модернизации, либо вовсе прекращения своей деятельности с последующим созданием нового международного органа, отвечающим современным реалиям.
Во-вторых, имеется система международно-правовых норм, определяющих общие правила взаимоотношений между странами в сфере обеспечения мира и безопасности человечества.
В-третьих, подписаны двух- и многосторонние договоренности о мире и безопасности между государствами, их объединениями и другими факторами.
В-четвертых, в государствах приняты национальные законодательства, охраняющие мир и безопасность человечества;
В-пятых, разработаны правовые возможности санкционированного применение силы в отношении агрессивных и иных негуманных действий отдельных государств и анклавов, чаще всего пограничных с геноцидом, апартеидом или сопряжены с применением запрещенных средств и методов ведения войны.
Современное правовое регулирование охраны мира и безопасности человечества осуществляется на основе Римского статута Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) и отдельных международных Конвенций по рассматриваемым здесь вопросам. Текст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF.183/9 от 17 июля 1998 г. с изменениями на основе протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г., 16 января 2002 г. Российская Федерация подписала Статут согласно распоряжению Президента РФ от 8 сентября 2000 г. N 394-рп [2].
В соответствии со статьёй 5 Римского Статута Международный Суд обладает юрисдикцией в отношении следующих преступлений: а) преступление геноцида; б) преступления против человечности; в) военные преступления; г) преступление агрессии.
Этим документом также определено, что «преступление против человечности» означает любое из следующих деяний, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц, и если такое нападение совершается сознательно: а) убийство; б) истребление; в) порабощение; г) депортация или насильственное перемещение населения; д) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; е) пытки; ж) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести; з) преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, гендерным, как это определяется в пункте 3, или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному праву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под
юрисдикцию Суда; и) насильственное исчезновение людей; преступление апартеида; к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью» [3].
Большинство государств, с помощью санкционированного мировым сообществом применения силы, согласованно и совместно, применяют эту силу в различных вариантах и вариациях для мирного разрешения кризисов и предотвращения перерастания кризиса в конфликт, принуждая тем самым конфликтующие стороны к миру («принуждение к миру»).
Правовым основанием включения в отечественное уголовное законодательство норм о защите мира и безопасности человечества также являются принципы и нормативные установления международного гуманитарного права, закреплённые в двух его частях, — кризисной и превентивной, — в рамках общепризнанного подхода к разрешению любых локальных вооруженных и иных конфликтов.
Российское законодательство, следуя общечеловеческим принципам, ценностям и нормам, международным договоренностям, а также мировой судебной практики предусматривает строгую ответственность в рамках уголовного закона за посягательства на мир и безопасность человечества.
В главе 34 (XII раздела) уголовного закона Российской Федерации сосредоточена система преступлений против мира и безопасности человечества, которую можно считать законченной в широком смысле слова и, одновременно, в общих чертах, в силу того, что реалии современного мира говорят об изобретательности различных форм, средств и методов посягательств на мир и безопасность человечества. Речь идет о том, что в настоящее время весьма затруднительно различать, например, агрессивную войну от систематических кибер-атак (последний случай, ввод в компьютерную систему России кибер-вируса), террористических актов с использованием взрывных устройств или сброса информационных «бомб» — информационного терроризма и т. д.
Данная система рассматриваемых уголовно-правовых норм в УК РФ, представлена девятью составами общественно опасных деяний: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (статья 353); публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 354); реабилитация нацизма (статья 354.1); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (статья 355); применение запрещенных средств и методов ведения войны (статья 356); геноцид (статья 357); экоцид (статья 358); наемничество (статья 359); нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (статья 360).
Нормы УК РФ, предусматривающие ответственность за преступления против мира и безопасности человечества являются бланкетными и требуют использование специальных понятий, которые установлены в нормативных правовых актах других отраслей права, не только российского, но и международного права. Более того, для правильной квалификации преступлений против мира и безопасности человечества требуются четкие определения в международно-правовых актах, единые подходы и единообразное понимание формулировок и терминов всеми государствами и правоохранительными органами.
В этой части мы наблюдаем определенный конфликт правопонимания логико-языковых феноменов, соответственно, использование государствами «двойных стандартов», и, как результат противоречия в политике правоприменения международного законодательства в области охраны мира и безопасности человечества. Такое положение дел, связанно с рядом причин, основными из которых являются различия в: 1) правовых системах (семьях) государств мира; 2) государственно-политическом устройстве; 3) концептуальных положениях внешней и внутренней политики государств; 4) понимании конкуренции (соревновании, партнерстве и т.п.) государственных систем между собой и средствах реализации конкурентной борьбы, в плоть до крайних их форм; 5) разнице геополитических интересов, методов и средств реализации геополитики.
Последние три причины особенно ярко проявились в связи с общемировым финансово-кредитным, экономическим и политическим кризисом, а также объективными разногласиями и искусственно созданными конфликтами и противоречиями в отдельных государствах, в первую очередь, Афганистане, Ираке, Ливане, Сирии, Украине и некоторых других странах мира. Тем не менее, бланкетный характер норм (диспозиций) уголовного права о преступлениях против мира и безопасности человечества есть признак и форма их связи с международными правовыми установлениями, что диктует необходимость изучения последних для правильной квалификации рассматриваемых общественно опасных деяний и формулирования основания уголовной ответственности.
Для правильной квалификации преступлений против мира и безопасности человечества, закрепленных в УК РФ требуется единообразное понимание следующих специальных, одновременно представляющих правовую проблему понятий: «агрессивная война (ст.ст. 353-354 УК), «нацизм» и «реабилитация нацизма» (ст. 354.1 УК), «оружие массового поражения» (ст. 355 УК), «геноцид» (ст. 357 358 УК); «экоцид» (ст. 358 УК); «наемничество» (ст. 359 УК); «лица или учреждения, которые пользуются международной защитой» (ст. 360 УК). Проблема усложняется ещё и тем, что в настоящее время, во-первых, увеличилось количество конфликтов (как правило, инициированных США в соответствии с официально принятой концепцией «регулируемого хаоса»), носящих смешанной формы, т.е. интернационализированных вооруженных конфликтов. Во-вторых, внутренний вооруженный конфликт, возникающий на межэтнической, межнациональной, религиозной, территориальной почве в каком-либо государстве, с вмешательством в него третьей иностранной стороны — тип современного вооруженного конфликта [4, с. 12]. Из-за чего происходит подмена основных понятий, употребляемых в международной практике защиты мира и безопасности человечества. Например, понятие «конфликт» приобрело различные комбинации: «конфликтная ситуация», «региональные конфликты» [5, 832 с.], мировой конфликт [6], межнациональные конфликты [7] и др. Более того, в эту категорию вооруженных столкновений не входят случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, которые согласно п. 2 С11 Дополнительного протокола I 1977 года не являются вооруженными конфликтами отдельных категорий лиц в период ведения боевых действий урегулировано международными нормами, а отдельные виды вооруженных столкновений до сих пор не охвачены нормами международного права [8]. Например, считается, что положения международного права не регулируют ситуации вооруженных столкновений таких, как на Украине, — между организованными группировками «Правого сектора», националистической партии «Свобода», наемниками без участия Правительственных войск Украины, на территории провозглашённых республик на Юго-Востоке страны. К сожалению, подобный «конфликт интересов третьих стран» и подход «двойных стандартов» наблюдается относительно Сирии, где проводится разделение между конфликтующими сторонами, — «хорошей», «плохой» оппозициями, «правительственными войсками», «отдельными террористическими организациями» (местными, признанными международными и «ИГИЛ» (запрещенная в России организация)).
Объекты всех видов преступлений против мира и безопасности достаточно сложны и в большинстве своём включают жизнь, здоровье, достоинство людей, национальное имущество, порядок ведения военных действий, а также посягают на существование определенной группы людей как биологического вида, их жизнь и здоровье, нормальные условия существования и реализацию основных социально-биологических потребностей.
Объективная сторона всех без исключения рассматриваемых преступлений также сформулирована сложно и включает различные по внешней стороне деяния акты поведения, объединенные общей конкретной для той или иной нормы целью и состоят из нескольких частей — квалифицирующих признаков (исключение составляют три статьи с одним основным составом, с его развернутым описанием благодаря указанию на альтернативные
признаки объективной стороны и предмета преступления, например, в УК РФ статья 355. Разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения, статья 357. Геноцид, ст. 358. Экоцид).
Преступления против мира и безопасности человечества, одни из немногих уголовно-правовых регламентов имеющие «двойственную природу» раскрывающую элементы объективной стороны — действия и его результата. Иными словами, составы этих преступления с одной стороны, можно отнести к формальным, с другой стороны их можно отнести к материальным. На последнее указывают содержащиеся в искомых статьях термины, относящиеся к действию и, по-сути, они же указывают на последствия. Например, это такие термины, как: «ведение агрессивной войны» (ч. 2 ст. 353 УК РФ), «распространение заведомо ложных сведений...совершенные публично» (Статья 354.1. УК РФ Реабилитация нацизма), «применение оружия массового поражения» (Статья 356 УК РФ), «разграбление» (Статья 356 УК РФ) «уничтожение» (статьи 357, 358 УК РФ) которые означают как процесс, действие, деятельность, так и последствия этих действий.
Мы понимаем, что вопрос о «двойственности природы», «прямой соотносимости» деяния и последствий состава преступления достаточно спорный, поэтому полагаем, что в рамках теории уголовного права его дискуссионность вполне уместна, но в современных условиях, когда практика реализации данных норм актуализирована и вопрос о последствиях для конкретных людей, человека далеко не праздный с таким положением мы согласиться не можем.
Для убедительности наших суждений и ради справедливости ради, зададимся вопросом: «Что означает, в понимании населения Юго-Востока Украины, ежедневно обстреливаемого в момент перемирия и теряющих в день более десятка родных и близких, уголовно-правовой признак объективной стороны — «последствие» закреплённый и размещённый украинским законодателем в военных преступлениях в разделе Х1Х УК Украины и статьях УК Украины: мародерство (ст. 432), насилие над населением в районе военных действий (ст. 433), плохое обращение с военнопленными (ст. 434), нарушения законов и обычаев войны (в ст. 438), наемничество (ст. 447) (аналогичный Раздел XII, глава 34 «Преступления против мира и безопасности человечества УК РФ)?
Украинские ученые отмечают, что данный вопрос считается проблемным и спорным [9, с. 133-154; 10, с. 77-82].
Для людей же, проживающих на юго-востоке Украины преступные последствия, проводимых государством «АТО-мероприятий» не вызывают споров. Они ощущают на себе — мародерство (ст. 432 УК Украины), насилие над населением в районе военных действий (ст. 433 УК Украины), плохое обращение с военнопленными (ст. 434 УК Украины), нарушения законов и обычаев войны (в ст. 438 УК Украины), наемничество (ст. 447 УК Украины); жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением (здесь и далее нормы Международного права), депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором — использование оружия, снарядов, веществ и методов, способных причинить излишние повреждения или излишние страдания, а также таких средств и методов, которые имеют своей целью причинение или могут причинить долговременный и серьезный ущерб окружающей среде. К ним относят не только яд или отравленное оружие; удушающие, ядовитые или другие газы и любые аналогичные жидкости, материалы или средства, но и пули, которые легко разрываются или сплющиваются в теле человека, такие, как оболоченные пули, твердая оболочка которых не покрывает всего сердечника или имеет надрезы; оружие, боеприпасы и техника, а также методы ведения войны такого характера, которые вызывают чрезмерные повреждения или ненужные страдания или которые являются неизбирательными по своей сути в нарушение норм международного права вооруженных конфликтов, при условии, что такое оружие, такие боеприпасы, такая техника и такие методы ведения войны являются
предметом всеобъемлющего запрещения и включены в приложение к Римскому Статуту (ст. 8).
В юридической литературе на основе анализа норм международного права выделяются следующие запрещенные методы ведения вооруженных конфликтов (войн): умышленное нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц, а также на гражданские объекты; умышленное нанесение ударов по персоналу, объектам, транспортным средствам и проч., предназначенным для оказания гуманитарной помощи или осуществления миссии по поддержанию мира в соответствии с Уставом ООН; умышленное нападение, когда известно, что оно явится причиной случайной гибели или увечья гражданских лиц, нанесения ущерба гражданским объектам либо серьезного и долговременного ущерба окружающей среде, несоизмеримых с военными целями; нападение на незащищенные и не являющиеся военными целями города, деревни, жилища, здания, их обстрел; ненадлежащее использование флага парламентера флага или военных знаков различия и формы неприятеля или ООН, отличительных эмблем, установленных Женевскими конвенциями; заявление о том, что пощады не будет; использование присутствия гражданских лиц для прикрытия объекта; набор или вербовка детей в возрасте до 15 лет в состав национальных вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях, и др. [11, с. 74-76; 12, с. 89]. Субъективная сторона всех без исключения преступлений против мира и безопасности человечества выражается умышленной формой вины, умысел прямой.
Интересен, с точки зрения теории уголовного права и одновременно проблематичен правоприменительный аспект определения субъекта преступлений против мира и безопасности человечества. Мнения юристов разделяются: одни полагают, что субъект этих преступлений общий, другие считают, что по ряду преступлений субъект общий, а по отдельным преступлениям — специальный (например, ч.2 статьи 356 УК РФ). Мы придерживаемся второй точки зрения о том, что по ряду преступлений субъект общий, а по отдельным преступлениям — специальный. Кроме того, абсолютное большинство норм российского уголовного права, предусматривающих ответственность за преступления против мира и безопасности человечества не исключает в качестве субъекта иностранных граждан. В части 3 статьи 12 УК РФ указывается, что: «Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)». Этот юридический факт имеет огромное значение, особенно в условиях возбуждения и возбужденных уголовных дел российскими следователями в отношении украинских граждан и граждан других государств по поводу и основаниям нарушения мира и безопасности человечества. В этой связи мы можем сослаться на справедливость и законность действий Следственного комитета РФ, возбудившего уголовное дело и передавшего его в российский суд в отношении Н.В. Савченко, участвующей в качестве наводчика украинской артиллерии (минометной батареи) при обстреле и убийстве журналистов, — граждан России.
Сегодня известно, что Донецкий городской суд Ростовской области вынес обвинительный приговор украинской летчице Надежде Савченко по делу об убийстве российских журналистов в самопровозглашенной Луганской народной республике: «Савченко Надежда Викторовна совершила убийство Корнелюка и Волошина группой лиц по предварительному сговору по мотивам ненависти и вражды. ... Савченко испытывала
ненависть и вражду к мирному населению ЛНР. ... подсудимая незаконно пересекла границу РФ».
Также в приговоре суда говорится, что организатором убийства российских журналистов под Луганском является командир батальона «Айдар» Сергей Мельничук. «Мельничук, являясь организатором совершения преступления, будучи командиром батальона «Айдар», в соответствии с ранее разработанным планом, руководил преступлением и обеспечил Савченко снаряжением», — таковы выводы судебной инстанции [13, 14, 15].
К сожалению, уголовно-правовые запреты, направленные на защиту мира и безопасности человечества, особо не применяются и относятся к так называемым обще предупредительным, «футурологическим» нормам уголовного права [16, с. 323-344], рассчитанным больше на общую превенцию этих гипер-общеопасных деяний (например, применение мировым сообществом санкций в отношении Ирана и КНДР, осуществлявших собственные «ядерные программы»). Однако события последних десятилетий показывают, что формализованных резолюциями и конвенциями двухсторонних, многосторонних и общемировых (правовых документов ООН, её Генеральной Ассамблеи, Совета Безопасности, решений Гаагского суда, Международного военного трибунала, Международного уголовного суда и др.) механизмов «принуждения к миру» становится недостаточно. Так, вряд ли можно считать полным отказ Ирана от разработки собственного ядерного потенциала в связи с привлечением зарубежных специалистов-ядерщиков для строительства атомных реакторов или сооружения хранилищ изотопных материалов на собственной территории, а также разработку и испытания ядерного оружия КНДР стремлениями к миру и безопасности человечества.
И последнее, вмешательство политической составляющей в купе с финансово-экономическими возможностями сверх держав не позволяют давать объективную международно-правовую оценку деяниям, посягающим на наиболее незыблемые ценности человечества и нарушающим мировой порядок. Подобное вмешательство наиболее ярко было продемонстрированно военной агрессией, части того же «международного сообщества», по отношению к суверенной Югославии, Ираку, Ирану, Ливии, а сегодня наглядно и очевидно демонстрируется в Сирии и Украине, отражая современные тенденции, подходы и проблемы к оценке самых опасных преступлений, посягающих на мир и безопасность человечество.
Литература
1. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский /. М. — 2008.
2. Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12118701/
3. Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.) / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12118701/
4. Бухмин С.В. Применение норм международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах с участием сил ООН: дис. ... канд. юри. наук. Казань, 2005. — С. 12.
5. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях от 18 ноября 1987 г. / Действующее международное право: Международное гуманитарное право. Обеспечение международное безопасности: всемирная безопасность, региональная безопасность, разоружение. Вооруженные конфликты и международное право. В 3 томах. Т. 2: Разд. 14-16 // Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997. — 832 а
6. Резолюция, принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. "Определение агрессии"(ст.1) // Действующее международное право: Международное
гуманитарное право. Обеспечение международное безопасности: всемирная безопасность, региональная безопасность, разоружение. Вооруженные конфликты и международное право. В 3 томах. Т. 2: Разд. 14-16 / Сост.: Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. — М.: Изд-во Моск. независимого ин-та междунар. права, 1997.
7. Соглашение об обмене информацией по вопросам охраны внешних границ государств — участников Содружества Независимых Государств от12 апреля 1996 г. / http:// www. spravka jurist. com/
8. Ежегодные Доклады Генерального Секретаря ООН о работе Организации. 19972004 годы. Официальный сайт ООН. Русский язык. URL: http://www.un.org/russian/basic/sg/reports.htm (27.11.2014).
9. Мохончук С.М. Злочини проти миру та безпеки людства: генезис, еволющя, сучасна регламентащя у кримшальному правi та закош : монографiя / С.М. Мохончук. — Х.: Право, 2013. С. 133-154.
10. Шамара А.В. Система преступлений против мира, безопасности человечества и международного правопорядка в уголовном законодательстве Украины — их классификация в теории уголовного права Украины / А.В. Шамара // Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии: материалы Международной научно-практической конференции. — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. — С. 77-82.
11. Берко А.В., Кибальник А.Г. Применение запрещенных средств и методов ведения войны / А.В. Берко, А.Г. Кибальник / Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. — С. 7476.
12. Кибальник А.Г., Соломоненко П.Г. Преступления против мира и безопасности человечества / А.Г. Кибальник, П.Г. Соломоненко / СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. — С. 89.
13. Надежда Савченко в очередной раз проявила неуважение к суду / Официальный сайт interfax.ru. 21 марта 2016 г.
14. Савченко получила 22 года тюрьмы / Официальный сайт «Газета. Ru»: http://www.gazeta.ru/social. 22 марта 2016 г.
15. Суд вынес Савченко обвинительный приговор // Советская Россия, 23.03. 2016.
16. Новичков В.Е. Уголовно-политическая футурология в сфере борьбы с преступностью (понятийная и предметная область) / В.Е. Новичков// Крымский научный вестник. — №6. — 2015. — С. 323-344.