Международное право, европейское право
69
КОДИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ (к 70-летию Нюрнбергского процесса)
ВАЛЕЕВ Револь Миргалимович
Аннотация. В данной статье, посвященной 70-летию Нюрнбергского процесса, в историческом аспекте анализируются международно-правовые акты, предусматривающие ответственность за преступления против человечности. В этой связи определенное внимание уделено анализу аргументов Комиссии международного права ООН о необходимости включения в программу своей работы темы «Преступления против человечности».
Annotation. This paper, devoted to the 70th anniversary of the Nuremberg Trials, author analyzes International Legal Instruments providing for responsibility for the Crime Against Humanity in historical aspect. In this regard, particular attention is paid to the arguments of the UN Commission of International Law, on the need to include in its working program the topic “Crimes against Humanity ”.
Ключевые слова: Нюрнбергский процесс, международные преступления, кодификация преступлений против человечности.
Key words: Nuremberg Trials, International Crimes, The Codification of Crimes against Humanity.
Комиссия международного права ООН 18 июля 2014 года включила в программу своей работы тему «Преступления против человечности» и назначила специального докладчика. Какими же мотивами руководствовалась Комиссия (далее - КМП) при принятии данной темы для разработки?
Прежде чем приступить к анализу этих мотивов и оснований КМП, очевидно, следует кратко остановиться на исследовании тех международно-правовых актов, которые были приняты в течение 70 лет со времени учреждения Нюрнбергского трибунала и принятия его Устава в отношении международной уголовной ответственности за совершение преступлений против человечности.
Как известно, судебный процесс над главными военными преступниками Второй мировой войны начался 20 ноября 1945 года в г. Нюрнберге после разгрома фашистской Германии и закончился вынесением приговора 1 октября 1946 года1.
Преступления, подсудные Трибуналу в зависимости от объекта посягательства, были разделены на три категории: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Не затрагивая преступления против мира и военные преступления, остановимся по теме нашего исследова-
1 См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступлениями : сб. материалов : в 7 т. 1957-1961.
ния на преступлениях против человечности. К ним согласно Уставу были отнесены: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являются ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет (ст. 6 (с)).
Закон от 20 декабря 1945 года № 10, принятый союзническим Контрольным советом, также включил преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Однако данный Закон содержал усовершенствованную норму в отношении преступлений против человечности, в которой, в отличие от Нюрнбергского устава, не содержалось требование о необходимой связи с военными преступлениями или преступлениями против мира. Данная норма имела важное значение для национальных судов при привлечении к уголовной ответственности преступников Второй мировой войны.
По приговору Нюрнбергского трибунала преступными были признаны не только действия высших должностных лиц фашистской Германии, но и организации руководящего состава национал-социалистической партии, СС, СД, гестапо. Однако большинством голосов
70
Юридическая наука. 2015. № 3
представители западных держав Международного военного трибунала не признали преступной организацией так называемые штурмовые отряды (CA), хотя в приговоре отметили, что до 30 июня 1934 года (то есть до их роспуска) СА представляли собой группу, состоявшую большей частью из негодяев и головорезов, участвовавших в фашистских зверствах того периода, и что некоторые части СА использовались для совершения военных преступлений и преступлений против человечности. Международный военный трибунал отказывался также, как того требовало обвинительное заключение, признать преступными гитлеровское правительство, генеральный штаб и верховное командование, указав, что члены упомянутых организаций могут быть привлечены к суду индивидуально2.
Позади 70 лет относительно мирной жизни на Земле. За это время уже выросло новое поколение, родившееся после Второй мировой войны, которое знает о войне только по информационным источникам. Однако уроки Нюрнберга носят исторически значимый характер. Они послужат на многие столетия предостережением для тех, кто игнорирует общечеловеческие ценности, относящиеся к правам и основным свободам человека, кто покушается на незыблемые основы международного права - права на мирное и безопасное развитие всех наций и народов.
За истекшее время нюрнбергские принципы оказали существенное влияние не только на развитие мировых процессов, но и на формирование и развитие новых отраслей и институтов современного международного права в целом, международного гуманитарного и международного уголовного права в частности3.
По мнению Герхарда Верде, профессора Берлинского университета имени Гумбольдта, Устав Нюрнбергского международного военного трибунала может считаться «свидетельством о рождении» международного уголовного
4
права .
2 См.: Ромашкин П.С. Вторая мировая война и проблемы ответственности военных преступников // Уголовное право. История юридической науки. М., 1978. С. 277-307.
3 См.: Валеев Р.М. Нюрнбергские принципы и их влияние на развитие современного международного права (к 65-летию Нюрнбергского процесса) // Российский ежегодник международного права, 2010. С. 37-52;
4 См.: Верле Г. Принципы международного уголовного права. Москва : ТрансЛит, 2011. С. 9.
Как известно, Генеральная Ассамблея ООН 11 декабря 1946 года, буквально через несколько недель после вынесения приговора главным военным преступникам, приняла резолюцию «Подтверждение принципов международного права, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала», в которой предложила Комитету по кодификации международного права (позднее - Комиссия международного права) рассмотреть в качестве вопроса первостепенной важности проекты, имеющие целью формулировку и внесение принципов, признанных Статутом Нюрнбергского трибунала, нашедших выражение в его решении, в общую кодификацию преступлений против мира и безопасности человечества или в международный уголовный ко-декс5.
Эта резолюция подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в его приговоре. Она признала в полной мере обязательными для всех государств -членов ООН постановления Устава Международного военного трибунала об уголовной ответственности за планирование и подготовку и развязывание агрессии, за военные преступления и преступления против человечества6.
В известной резолюции 177 (II) от 21 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея поручила Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе и Приговоре Нюрнбергского трибунала, и составить проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, закрепив в нем нюрнбергские принципы.
Подготовка проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества была завершена КМП в 1954 году7, но по решению Генеральной Ассамблеи рассмотрение проекта Кодекса было отложено до разработки определения агрессии, и работа Комиссии вновь была возобновлена с принятием Генеральной Ассамблеей ООН «определения агрессии» в резолюции 3314 (XXIX) от 14 апреля 1974 года.
Комиссия международного права ООН на 48-й сессии в 1996 году во втором чтении при-
5 См.: Документ ООН. Резолюция Г енеральной Ассамблеи ООН 95 (1) от 11 декабря 1946 г.
6 Подробнее см.: Трайнин А.Н. Защита мира и уголовный закон. М., 1969. С. 193-449.
7 Ежегодник Комиссии международного права ООН. 1954. Т. 2, док. 17/1316.
Международное право, европейское право
71
няла Кодекс преступлений против мира и безопасности человечества8. Однако данный документ так и остался незавершенным, то есть не прошедшим все стадии принятия международно-правового акта.
В Кодексе в качестве преступлений против мира и безопасности человечества были закреплены преступления агрессии, геноцида, против человечности, военные преступления и преступления против персонала ООН и связанного с ним персонала.
Преступлениями против человечности были названы любые из следующих деяний, когда они совершаются систематически или в широких масштабах и инспирируются или направляются правительством либо любой организацией или группой:
a) убийство;
b) истребление;
c) пытка;
d) порабощение;
e) преследование по политическим, расовым, религиозным или этническим мотивам;
f) узаконенная дискриминация по расовым, этническим или религиозным мотивам, влекущая за собой нарушение основных прав и свобод человека и приводящая к серьезному ущемлению интересов части населения;
g) произвольная депортация или принудительное переселение групп населения;
h) произвольное лишение свободы;
i) насильственное исчезновение людей;
j) изнасилование, принуждение к проституции и другие виды сексуального насилия;
k) прочие бесчеловечные акты, наносящие серьезный ущерб физическому или душевному состоянию, здоровью либо достоинству человека, в частности причинение увечий или серьезных телесных повреждений.
Несмотря на продолжение разработки Комиссией международного права ООН Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, формирование и закрепление состава преступлений против человечности пошло по иному пути, а именно путем включения в уставы международных уголовных трибуналов ad hoc по Югославии и Руанде9,
Документ ООН. A/CN/ A/L. 532 от 8 июня 1996 г.
9 См.: Документ ООН. A/CN. 4/L.532, 1996 ; см. также Международное уголовное право в документах / сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова. М. : Статут, 2010. Т. 3.
С. 206-552.
затем в Римский статут международного уголовного суда. А что касается других международных преступлений, то в отношении них были приняты специальные международноправовые акты: об ответственности за совершение военных преступлений - женевские конвенции 1949 года и два дополнительных протокола 1977 года, конвенции о бактериологическом (биологическом) оружии 1972 года, о химическом оружии 1993 года, в отношении геноцида - Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 года.
Определение преступления агрессии, принятое резолюцией 3314 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года, легло в основу его включения в последующие принятые документы: в проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества и в уставы международных уголовных судов.
В ст. 5 Устава Международного уголовного трибунала по Югославии к преступлениям против человечности были отнесены деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, будь то международного или внутреннего характера, направленного против любого гражданского населения:
a) убийства;
b) истребления;
c) порабощения;
d) депортация;
e) заключение в тюрьму;
f) пытки;
g) изнасилования;
h) преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам;
I) другие бесчеловечные акты.
В отличие от Нюрнбергского устава, трибунал по бывшей Югославии в отношении преступлений против человечности не содержит их необходимой связи с военными преступлениями.
Устав Международного уголовного трибунала по Руанде в ст. 3 в качестве преступлений против человечности включил преступления, когда они совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам.
И, наконец, в отношении кодификации состава преступлений против человечности следует особое внимание обратить на Римский
72
Юридическая наука. 2015. № 3
статут Международного уголовного суда, который был принят 17 июля 1998 года и вступил в силу 1 июля 2002 года. По состоянию на 2015 год Статут суда ратифицировали 122 государства, среди которых из числа стран СНГ -Республика Таджикистан10 11 12.
Как подчеркнул Герхард Верле, «наивысшей и на данный момент последней точкой в кристаллизации международного уголовного права стал Римский статут Международного уголовного суда (далее - МУС) и последующее учреждение Международного уголовного суда в Гааге. Статут МУС представляет первую комплексную кодификацию международного уголовного права»11.
Какие же преступные деяния, кроме включенных в ранее анализированные документы, вошли в юрисдикцию МУС в качестве преступлений против человечности? Кроме расширительного обозначения ранее закрепленных в других документах деяний о преступлениях против человечности, в п. 2 ст. 7 Статута МУС вошли насильственное исчезновение людей, преступление апартеида. Более того, Статут содержит элементы преступлений, которые, согласно ст. 9, помогают Суду в толковании и применении ст. 6, 7 и 8, предусматривающих ответственность за геноцид, военные преступления и преступления против человечности.
По смыслу ст. 7 (1) Статута МУС преступления против человечности охватывают только те преступления, которые совершаются в рамках широкомасштабного или систематического нападения против гражданского населения, как во время войны, так и в мирное время. При обсуждении Статута у Суда были различные суждения в отношении критериев «широкомасштабности» или «систематичности», об их альтернативности или кумулятив-12
ности .
Следует также отметить, что после учреждения в 2006 году вместо Комиссии по правам человека Совета по правам человека как органа ООН благодаря его содействию была принята Международная конвенция для защи-
10 Подробнее об имплементации Римского статута Международного уголовного суда Республики Таджикистан см.: Хамидова М.Ф. Правовые последствия присоединения Таджикистана к Статуту Международного уголовного суда : дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2014.
11 Верле Г. Указ. соч. С. 4-5.
12 Теоретический анализ этих критериев см.: Верле Г.
Указ. соч. С. 404-405.
ты всех лиц от насильственных исчезновений, в ст. 5 которой в качестве преступления против человечности предусмотрена «распространенная или систематическая» практика насильственных исчезновений, как она определяется в применимых нормах международного права.
В данной Конвенции, в отличие от раннее принятых актов, в которых применены критерии «широкомасштабное» или «систематическое» нападение, в состав преступления, с учетом его специфики (арест, задержание, похищение или лишение свободы), входит распространенная или систематическая практика насильственных исчезновений13.
Таким образом, мы кратко проанализировали международно-правовые документы, принятые после Нюрнбергского процесса, в которых были сформулированы и закреплены составы преступлений против человечности.
Тем не менее, накануне 70-летия начала Нюрнбергского процесса Комиссия международного права ООН, несмотря на ранее принятые акты по кодификации преступления против человечности, сочла необходимым приступить к исследованию и подготовке нового кодификационного проекта статей по данному вопросу.
Специальным докладчиком по данной теме был назначен господин Шон Д. Мерфи (США). Им были выдвинуты следующие аргументы в пользу кодификации составов преступлений против человечности:
1. В области международного права выявились три основные категории преступлений: военные преступления, геноцид и преступления против человечности, но только две из них охватываются глобальными договорами, которые обязывают предотвращать подобные действия и наказывать за них, равно сотрудничать друг с другом в этих целях. Геноцид был кодифицирован в Конвенции о геноциде 1949 года, военные преступления в женевских конвенциях 1949 года и в двух дополнительных протоколах 1977 года, а в отношении преступления против человечности такой договор отсутствует .
2. Массовое убийство гражданских лиц, совершенное в ходе международного вооруженного конфликта, подпадало бы под режим серьезных нарушений женевских конвенций
13 См.: Документ ООН. A/HR.C/1/L.2., 22 июня 2006 г.
14 См.: Документ ООН, Генеральная Ассамблея ООН, 68 сессия, доп. № 10 (A/68/10).
Международное право, европейское право
73
1949 года, в то время как такое же деяние в ходе внутреннего вооруженного конфликта не подпадало бы под данный режим.
3. Глобальная конвенция о преступлениях против человечности является одним из тех ключевых звеньев, которые отсутствуют в современной системе международного гуманитарного права, международного уголовного права и международного права прав человека. Работа Комиссии международного права по данной теме преследовала бы цель разработки проекта статей для будущей конвенции о предотвращении преступлений против человечности и наказания за них.
Специальный докладчик КМП в ходе ознакомления с данной темой пришел к выводу о необходимости изучения Комиссией отдельных элементов преступлений против человечности, среди которых:
- определить противоправное деяние преступлений против человечности;
- обязать стороны криминализовать данное противоправное деяние в своем национальном законодательстве не только в отношении актов на их территории или со стороны их граждан, но и в отношении совершенных за рубежом актов против граждан других государств, которые затем оказываются на территории данной стороны15;
- эта тема достаточно созрела с точки зрения практики государств, учитывая появле-
ние национальных законов о преступлениях против человечности.
Государства проявляют значительный интерес к поощрению мер, которые содействуют наказанию за серьезные международные преступления, а также в аспекте обеспечения эффективного функционирования принципа взаимодополняемости с нормами международного права. В свете этих тенденций государства, возможно, пожелают принять хорошо проработанную конвенцию о преступлениях против человечности16.
Таковы основные аргументы Комиссии международного права ООН о необходимости кодификации преступлений против человечности, которые заслуживают только одобрения со стороны государств и международных организаций.
Вполне очевидно, что разработка и принятие Комиссией международного права ООН проекта статей о преступлениях против человечности послужит еще одним важным шагом в прогрессивном развитии норм международного уголовного и международного гуманитарного права.
Значение принятия данного документа еще более возрастает на фоне широкомасштабных происходящих на разных континентах внутренних конфликтов со множеством жертв среди гражданского населения, о чем свидетельствуют последние события в Украине, Йемене и в некоторых других странах.
Библиографический список
1. Валеев, Р.М. Нюрнбергские принципы и их влияние на развитие современного международного права (к 65-летию Нюрнбергского процесса) // Российский ежегодник международного права. - 2010. - С. 37-52.
2. Верле, Г. Принципы международного уголовного права. - М : ТрансЛит, 2011.
3. Документ ООН, Генеральная Ассамблея ООН, 68 сессия, доп. № 10 (A/68/10).
4. Документ ООН. A/CN/ A/L. 532 от 8 июня 1996 г.
5. Документ ООН. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 95 (1) от 11 декабря 1946 г.
6. Документ ООН. A/HR.C/1/L.2., 22 июня 2006 г.
7. Ежегодник Комиссии международного права ООН. 1954. Т. 2, док. 17/1316.
8. Международное уголовное право в документах / сост. Р.М. Валеев, И.А. Тарханов, А.Р. Каюмова. - М. : Статут, 2010. - Т. 3.
15 По данным исследования Международного центра прав
человека юридического факультета университета Джорджа Вашингтона, около половины государств - членов ООН не располагают национальными законами о преступлениях против человечности. Эти данные существенно не изменяются из- за количества участников Римского статута (см.: Документ ООН, Генеральная Ассамблея ООН, 68 сессия, доп. № 10 (A/68/10)).
16 См.: Документ ООН, Генеральная Ассамблея ООН, 68 сессия, доп. № 10 (A/68/10).
74
Юридическая наука. 2015. № 3
9. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступлениями : сб. материалов : в 7 т. - 1957-1961.
10. Проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества. - 1996.
11. Ромашкин, П.С. Вторая мировая война и проблемы ответственности военных преступников // Уголовное право. История юридической науки. - М., 1978. - С. 277-307.
12. Трайнин, А.Н. Защита мира и уголовный закон. - М., 1969.
13. Хамидова, М.Ф. Правовые последствия присоединения Таджикистана к Статуту Международного уголовного суда : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2014.