П. Р. Измайлова МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ*
Нарушение законов внутри государства неизбежно влечет за собой ответственность, хотя характер правонарушений и формы ответственности в нем имеют существенные особенности.
Несмотря на постоянное применение и совершенствование института ответственности, правовые нормы международного права, регулирующие ее, до сих пор не кодифицированы и основываются, как правило, на применении обычных правовых норм, сложившихся на базе прецедентов и судебных решений.
В настоящее время международные правонарушения подразделяются на международные деликты и международные преступления. К международным преступлениям относятся особо опасные деяния, нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие особое значение для международного сообщества и негативно воздействующие на всю систему международных отношений. Международными преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления и т.п.
Международно-правовая ответственность регулирует последствия нарушения международного права его субъектами, т.е. государствами. Однако, как известно, во главе каждого государства стоят лица, непосредственно отдающие приказы. Традиционно средством наказания государств служат санкции, решение о которых принимается обычно Советом Безопасности, однако в последние годы признано, что санкции, налагаемые на государство, ведут к бедственному положению народа, а те, кто принимал решения, остаются безнаказанными. Поэтому наметилась тенденция наложения санкций на лиц, стоящих во главе государства.
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, ведущим научным сотрудником Г.Г. Шинкарецкой.
180 Труды Института государства и права Российской академии наук № 5/2011
Существуют юридические и фактические основания привлечения к ответственности должностных лиц государства. Юридические основания - это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определенное поведение квалифицируется как международное правонарушение. Фактические основания - это четко установленные элементы международного правонарушения, составы международного преступления.
Принцип индивидуальной уголовной ответственности является давней нормой обычного международного права, признанной еще в Кодексе Либера в Оксфордском руководстве. Впоследствии она нашла юридическое закрепление во многих договорах, относящихся к международному гуманитарному праву, которые и составляют правовую основу ответственности физических лиц за совершение международных преступлений. Это Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., Московская декларация от 30 октября 1943 г. об ответственности гитлеровцев за совершенные зверства, уставы Международных военных трибуналов, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I, II к ним 1977 г., Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и Второй протокол к ней 1999 г., Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.
Утверждение в международном праве принципа индивидуальной уголовной ответственности за серьезные нарушения международного гуманитарного права происходило одновременно с отказом от иммунитетов за такие нарушения. Комиссия ООН по международному праву продемонстрировала приверженность такой позиции. В ст. 7 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества 1996 г., который предназначался для привлечения к уголовной ответственности за совершение международных преступлений международными и национальными судебными органами, Комиссия включила следующую формулировку: «Официальная позиция индивида,
который совершил преступление против мира и безопасности человечества, даже если он действовал как глава государства или правительства, не освобождает его от уголовной ответственности и не смягчает наказание»1.
Международный обычай как доказательство всеобщей практики, несомненно, является юридическим основанием ответственности должностных лиц за совершение международных преступлений. До того как были созданы нюрнбергские правовые нормы, во многих национальных судах уже осуществлялось уголовное преследование физических лиц за преступления против международного права, и в особенности - против законов войны.
Кроме того, к юридическим основаниям ответственности должностных лиц относят общие принципы права, признанные сообществом наций. В этом плане следует упомянуть о деле Эйхмана, рассматривая которое Верховный суд Израиля заявил, что такого рода преступления «нарушают всемирные моральные ценности и гуманистические принципы, которые таятся в системах уголовного права, принятых цивилизованными странами»2, и о деле Клауса Барбье, по которому Кассационный суд Франции сослался на принципы Нюрнберга как на «согласующиеся с общими принципами права, признанными сообществом наций»3.
Основанием международно-правовой ответственности должностных лиц является совершение ими международных преступлений, которые затрагивают интересы международного сообщества и квалифицируются как преступления против человечности, военные преступления, геноцид, агрессия.
Преступление против человечности - бесчеловечные деяния, которые совершаются в рамках широкомасштабного или
1 Международные акты о правах человека. Сб. документов. М., 1998. С. 494.
2 36 Int'l Law Reports 277, 291 (1962, Judgment of May 29).
3 Cass (Ch. Crim.), 6 October 1983, Recueil Dalloz Sirey, Jr. 113, 120 (1984).
систематического нападения на любых гражданских лиц, если нападение было сделано сознательно4.
Преступления против человечности были выделены в особую категорию международных преступлений в Уставе Нюрнбергского Международного трибунала 1945 г. В п. «с» ст. 6 Устава различались два вида преступлений против человечности:
1) бесчеловечные деяния (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны);
2) преследования человеческой группы (по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала)5.
В решении Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии по делу «Рговеайег V. Эгагеп Егс1етоую» содержится определение преступлений против человечности: «Преступления против человечности являются вопиющими актами насилия, которые наносят удар по самому главному, что есть у человека: его жизни, свободе, здоровью, благополучию и достоинству»6.
В решении Международного уголовного трибунала по Руанде при характеристике данного преступления указывается, с одной стороны, на бесчеловечные по своему характеру и природе акты, причиняющие сильные страдания, тяжкие телесные повреждения, серьезный ущерб психическому и физическому здоровью, а с другой - на направленность указанных актов, совершенных как часть широкомасштабных или систематических нападений на гражданское население по национальным, политическим, этническим, расовым или религиозным мотивам7.
4 См.: Международное право: Учебник / Отв. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М., 2005. С. 93.
5 См.: Трикоз Е.Н. Преступление против мира и безопасности человечества: сравнительный и международно-правовой аспекты. М., 2007. С. 47.
6 Prosecutor v. Drazen Erdemovic. Case № IT-96-22-T.
7 Prosecutor v. Jean-Paul Akayesu. Case ICTR-97-23-S. Para. 578.
В Римском статуте 1998 г. (ст. 7) под преступлением против человечности также понимаются разного рода бесчеловечные деяния, совершаемые в рамках широкомасштабного или систематического нападения на гражданских лиц как в военное, так и в мирное время8.
Термин «геноцид» впервые использовал польский юрист, обвинитель от США на Нюрнбергском процессе Р. Лемкин. По общепринятой классификации, закрепленной впервые в Уставе Нюрнбергского трибунала 1945 г., геноцид ближе всего стоит к преступлениям против человечности. Но его отличают особые цели, физическое уничтожение отдельных видов национальных, расовых или религиозных групп населения и возможность совершения этих деяний в мирное время.
В Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно:
a)убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
c) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое ее уничтожение;
6) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы;
е) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую9.
Следует признать, что геноцид носит массовый характер, избирательный способ действия и направлен на уничтожение безопасных условий существования национальной, этнической, расовой, религиозной или иной группы населения.
Геноцидом можно считать известные в истории трагические события: резня армян турками в Константинополе 1896 г.,
8 См.: Трикоз E.H. Указ. соч. С. 49.
9 См.: Международные акты о правах человека. Сб. документов. С. 301.
184
Варфоломеевская ночь во Франции 1572 г., фашистские зверства тоталитарных режимов в Германии, Чили, Кампучии и других странах. В 1979 г. один из руководителей Кампучии Пол Пот был обвинен и заочно осужден за геноцид собственного народа путем массовых убийств, жестоких увечий, заключения в концентрационные лагеря и проч.
Одним из примеров этого международного преступления и, что более важно, привлечения за его совершение к уголовной ответственности являются факты серьезного нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Что касается военных преступлений, то этот термин начал использоваться после Первой мировой войны. Комиссия ООН по расследованию военных преступлений гитлеровскою фашизма, созданная в Лондоне 7 октября 1942 г., выдвинула предложение о том, что «концепция военных преступлений шире по своему значению собственно нарушений законов и обычаев войны. Помимо них, военные преступления включают также преступления против мира и человечности»10. По мнению Комиссии, военные преступления - это любые грубые нарушения закона, совершенные в военное время или связанные с подготовкой и ведением войны, либо совершенные в целях воспрепятствования восстановлению мира, которые преступают основные принципы уголовного права, признаваемые всеми цивилизованными народами". Такое расширительное толкование соответствовало историческому моменту, поскольку Нюрнбергский трибунал судил не просто военных преступников, а лиц, виновных в подготовке, развязывании и ведении агрессивной войны. В ст. 6 Устава Международного военного трибунала 1945 г. сказано, что под военными преступлениями подразумеваются: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или загово-
10 Международные акты о правах человека. Сб. документов. С. 430.
" См.: Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. материалов: В 7 т. Т. 1. М., 1957.
ре, направленных к осуществлению любого из вышеизложенных действий12.
Под категорию военных преступлений подпадают следующие разновидности международных преступных деяний:
1) применение запрещенных методов и средств ведения вооруженного конфликта, являющихся нарушением Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.;
2) применение запрещенных методов и средств ведения войны, являющихся серьезным нарушением законов и обычаев, применимых в вооруженных конфликтах и установленных в иных источниках международного права;
3) незаконные оборот и применение во время вооруженного конфликта запрещенного оружия массового поражения;
4) наемничество;
5) преступные посягательства на культурные ценности во время вооруженного конфликта;
6) другие нарушения законов и обычаев войны.
В Уставе Международного военного трибунала 1945 г. агрессия рассматривается в контексте преступлений против мира. Было выделено две формы преступных войн: агрессивная война и война в нарушение международных договоров. Согласно ст. 6 Устава в перечень различных форм деятельности, связанной с войной, были включены планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленном к осуществлению любого из вышеуказанных действий13. Именно такое определение агрессии стало результатом давления делегаций СССР и Франции, которые настаивали на том, чтобы пере-
12 Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. Сб. материалов: В 7 т. Т. 1.
13 См. также: ст. 5 принятого в Токио 19 января 1946 г. Устава Международного военного трибунала для суда над главными военного преступниками Дальнего Востока.
числить деяния, составляющие акты агрессии, для персональной уголовной ответственности нацистских лидеров14.
При привлечении конкретного лица к уголовной ответственности за агрессию необходимо было принимать в расчет масштабы его власти над вооруженными силами или его роль и значение в качестве консультанта или коллаборациониста лиц, осуществляющих такую власть, а также «его умысел при санкционировании использования вооруженных сил».
В ходе Нюрнбергского процесса было заявлено, что «инициирование агрессивной войны является международным преступлением, отличающимся от других военных преступлений тем, что аккумулирует в себе все зло войны».
14 См.: С1иеск 5. ТЬе ШтЬе^ Тпа1 апс! А§§ге551уе \¥аг // Но™агс1 Яеу1е\у. 1946. Уо1. 59. Р. 396-456.