ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
2013 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 3(23)
УДК 654.19(4/9); 002.2(4/9) (004.738.5) 070(410)
ПРЕССА ВЕЛИКОБРИТАНИИ: МЕЖДУ «БУМАЖНЫМ» ПРОШЛЫМ И ЦИФРОВЫМ БУДУЩИМ
Алексей Васильевич Пустовалов
к. филол. н., доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, Пермь, ул. Букирева, 15. theyareeverywhere@gmail.com
Рассматриваются перспективы развития английских газет в условиях сосуществования двух платформ - печатной и цифровой (онлайновой). Подчеркивается кризисность состояния традиционной печатной формы и постоянный рост новой, цифровой; отмечается качественное обновление и увеличение аудитории газет, в особенности - аудитории качественной прессы, чьи позиции значительно укрепились благодаря появлению цифровых платформ. Изучается позиция газет в социальных сетях как фактор оценки их влияния на аудиторию. В связи с трансформацией природы СМИ заявляется о необходимости разработки объективных и независимых параметров оценки положения прессы онлайн, а также комплексного анализа нескольких форм газеты как единого целого.
Ключевые слова: бумажная и электронная пресса; трансформация аудитории качественной прессы; СМИ онлайн и в социальных сетях; проблемы количественной оценки; оценка влияния.
1. Британия как классик газетной прессы
1.1. Знакомый незнакомец
Нельзя сказать, что британские СМИ для нас
- малоизвестная область. Напротив, многие аспекты этих СМИ изучены, а также добросовестно и основательно систематизированы. В. С. Соколов и С. М. Виноградова в 2000 г. выпустили учебное пособие «Периодическая печать Великобритании» [Соколов, Виноградова 2000]; что касается иных аспектов британских СМИ, то здесь стоит отметить Б. Любимова, исследовавшего английское радио и телевидение [Любимов 2000]; Е. Л. Вартанову, обращавшуюся к этой стране в аспектах ИКТ и перехода к информационному обществу [Вартанова 1998]. Что же касается подробного анализа истории английской прессы, то здесь отметим работу исследователей-практиков, живших в Англии долгие годы, -
В. А. Матвеева («Империя Флит-Стрит»), проследившего ее вплоть до 1960-х гг. [Матвеев 1961], и его последователя С. Беглова чей вклад для нас особенно актуален («Империя меняет адрес»), доведшего этот анализ до конца XX в. [Беглов 1997, 2000].
Однако малоосвещенным является вопрос современного состояния британской прессы - в ее движении от печатной к электронной форме (и сосуществования двух форм), а также ее присутствия в социальных сетях (Facebook, Twitter, YouTube). Эти новые направления, новые формы
бытия прессы, трансформация самой ее природы не могут не волновать нас, потому что развитие нашей прессы идет по тому же пути и решать ей приходится те же проблемы. А вопрос выживания газетной прессы сегодня стоит как никогда остро и глобально.
Проанализируем вначале специфику прессы недавнего периода, 2000-х гг., в ее печатной, «бумажной» форме, а затем перейдем к анализу ее новых, онлайновых форм.
1.2. Газеты ежедневные и воскресные, качественные и массовые
Итак, Британия для всего мира - своего рода классик периодической печати. Такое положение обусловлено рядом исторических и социально-политических причин. На протяжении ХУШ-
XIX вв. Великобритания была крупнейшим государством мира, диктуя многим странам свою политическую волю, влияя на их социальный и культурный облик, специфику печати. И сегодня СМИ Великобритании остаются одними из самых влиятельных в мире. (Например, рейтинг авторитетного веб-аналитика Alexa.com говорит
о том, что в интернете только СМИ США могут конкурировать с английскими лидерами топа; другие СМИ не входят в список 150 самых популярных сайтов мира.)
© Пустовалов А. В., 2013
191
Какие же стандарты демонстрирует нам Великобритания как классик периодической печати?
Это, прежде всего, разделение прессы на качественную и массовую. Оно проходит по нескольким критериям, среди которых - аудитория, формат издания, контент, заголовки, соотношение текста и визуального ряда, уровень анализа происходящего, специфика рекламных сообщений.
Кроме того, большая концентрация индустриального населения на сравнительно малой островной территории обусловила то, что в Британии сформировалась классическая вертикальная модель прессы. Лондонские газеты одновременно являются и «национальными», т.е. столичная пресса имеет главенствующее значение [Беглов 1997: 10]. С этой особенностью отчасти связана и другая - высокий уровень концентрации СМИ: большая часть изданий сосредоточена в руках нескольких владельцев.
Укомплектованность и симметричность газетного рынка. Газетный рынок Великобритании плотно заполнен, новые имена вписываются сюда с большим трудом и обычно - путем вытеснения и устранения старых. Чтобы появилась новая национальная газета, должна сначала созреть новая аудитория. С. Беглов говорит о «священном» для Англии числе 10: на английском рынке почти полвека ровно 10 ежедневных и 10 воскресных национальных газет [там же: 44]. Цифра остается стабильной.
Характерно, что ежедневные газеты обзаводятся продолжением - воскресной газетой, которая создается как таковая несколько позже ежедневника (англичане именуют такие пары словом sisters).
Добавим, что при появлении «лишнего», избыточного числа изданий британский газетный
рынок становится менее стабильным.
Непросто складывалась ситуация с воскресными газетами. До начала двухтысячных их было пять, и эта цифра сохранялась за счет того, что группа Trinity Mirror помимо газеты Sunday Mirror (воскресное продолжение Daily Mirror) владела воскресным таблоидом The People, а ежедневная Daily Star не имела воскресного продолжения. Но в октябре 2002 г. такое продолжение появилось (газета Daily Star Sunday). Газет стало шесть. К прежней пятерке воскресная британская пресса вернулась с уходом с газетного рынка крупнейшего таблоида News of the World в феврале 2011 г. Но ровно через год Руперт Мердок, владевший газетой, создает на ее месте новый таблоидный еженедельник - Sun on Sunday.
К тому же мы можем констатировать, что приводимые С. Бегловым для характеристики британской прессы цифры (10 + 10) более-менее верны и на сегодняшний день.
Ежедневных газет выпускается поровну -пять качественных (Daily Telegraph, Guardian, Times, Independent, Financial Times) и пять массовых (Daily Mail, Daily Express, Daily Mirror, Daily Star, Sun).
Что касается воскресных, то этот показатель получается сложением четырех качественных (Sunday Telegraph, Observer, Sunday Times, Independent on Sunday) и шести массовых газет (Mail on Sunday, Sunday Express, Sunday Mirror, Daily Star Sunday, Sun on Sunday, People).
Как уже отмечалось выше, почти все ежедневники имеют воскресное продолжение: 18 из 20 образуют пары. Ниже приводится их перечень; полужирным шрифтом выделены две газеты, которые не образуют пары: качественная ежедневная Financial Times и массовая воскресная People (столбик посередине).
Daily Guardian Times Independent Financial Daily Daily Daily Daily Sun
Telegraph Times Mail Express Mirror Star
Sunday Observer Sunday Independent People Mail Sunday Sunday Daily Sun on
Telegraph Times on Sunday on Express Mirror Star Sunday
Sunday Sunday
Кратко охарактеризуем газеты с точки зрения их политических симпатий и проблемнотематической специфики.
1.3. Качественные газеты: политикосодержательная специфика Daily Telegraph (1855) - самая тиражная качественная газета Англии, рупор консервативной партии (отсюда прозвище газеты - «Torygraph»). В 1961 г. появилось воскресное продолжение -
Sunday Telegraph. В 1994 г. Daily Telegraph первой из английских газет обзавелась веб-версией; в 2005 г. - первым регулярным подкаст-сервисом, в 2007 г. - читательским сервисом My Telegraph. К 2000-м гг. выбросила из названия отсылающее в прошлое слово Daily, оставшись просто Telegraph. Тираж сегодня - ок. 550 тыс. экз. На протяжении нескольких лет остается крупнейшим среди качественных ежедневных
газет по числу продаваемых экземпляров изданием.
Guardian (1821) (до 1959 г. - The Manchester Guardian, прозвище - «The Grauniad») - либеральная левая газета. Ее еженедельное продолжение, Observer (1791), старейшее воскресное британское издание, было самостоятельной либеральной газетой до 1993 г., когда была куплена владельцами Guardian. После упадка Times именно Guardian берет на себя функции главного национального издания. Guardian знаменита своими обзорами разного рода и является самой цитируемой британской газетой. Неоднократно становилась газетой года (а веб-сайт - сайтом года). Отличается высокой степенью мультиме-дийности, удачным освоением возможностей веб: о Guardian говорят, что она станет первым национальным изданием, полностью переселившимся в веб. Тираж - ок. 200 тыс. экз.
Times (1788) - в XIX в. играла роль главной газеты Англии, носила титул Громовержец (The Thunderer), ее критика была чувствительна для правительства: зачатую мнение газеты было решающим в политических вопросах нации. Британская Times служила стандартом качественной журналистики для всего мира; в названиях многих авторитетных газет есть слово Times - как некая дань этому факту.
В начале XX в. Times была собственностью разных магнатов массовой прессы - Нортклиф-фа, потом Томпсона, а позже Руперта Мердока, что сильно поколебало ее статус и обусловило изменчивость политических позиций. Воскресное продолжение, Sunday Times (1821), изначально самостоятельное издание, стало парой The Times с 1966 г. Тираж Times - ок. 400 тыс. экз. Мердоковские Times и Sunday Times так же, как Sun и Sun on Sunday, позволяют читать свои материалы лишь за плату. Это вызывает не только много нареканий, но и осторожную похвалу: Мердок - единственный, кто не отдает плоды труда журналистов бесплатно в интернет, но озабочен возможностью его адекватной оплаты.
Financial Times (1888) - интернациональная газета, публикующаяся в 24 городах мира, специализируется на деловых и финансовых новостях, знаменита своей аналитикой. Владелец -группа Pearson, которой принадлежит также издание Economist (1843), позиционирующее себя как еженедельная газета, но по формату являющееся журналом новостей. Тираж - менее 300 тыс. экз.
Independent (1986) (Indy) создавалась как газета яппи (yappi, young upward-going professionals), несколько лет оставалась независимой, сегодня ею владеет А. Лебедев. Самая молодая ка-
чественная английская газета. Декларирует политическую независимость, в передовицах и статьях демонстрирует широкий спектр политических мнений. Воскресное продолжение - Independent on Sunday (1990). У издания наименьший среди качественных газет тираж - ок. 70 тыс. экз.
1.4. Массовые газеты: структурнотематическая специфика
Daily Mail (1896) стала первым из британских ежедневников, нарушившим монополию качественных газет. На протяжении XX в. она являлась и по сей день является одним из крупнейших массовых изданий, постоянно поддерживающих партию консерваторов. Газета постоянно воюет за новые сегменты аудитории, активно борется за симпатии женщин (раздел Femail), пытается откреститься от соседства с red tops (таблоидами). Предпочитаемая печатной версией газеты аудитория - буржуа, средний класс.
В 1982 г. ежедневник обзавелся воскресным приложением Mail on Sunday. Тираж - ок. 1,8 млн экз. На сегодня печатная версия газеты -ближайший конкурент мердоковской Sun, абсолютного лидера британской прессы на протяжении многих лет.
Daily Mirror (1903) - таблоид, так же, как и Times, основанный лордом Нортклифом. Это одна из успешнейших английских газет, использующих внешний вид и приемы нью-йоркских таблоидов. С 1930-40 гг. позиционирует себя как газета для рабочего класса, простых солдат и граждан; она способствовала победе лейбористов на выборах 1945 г. (таблоидная революция), до сих пор поддерживает эту партию. Самая продаваемая газета 1940-70-х, вплоть до 1978 г., когда ее обогнала мердоковская Sun; позже - соперничала уже не с ней, а с Daily Mail. К 2000-м выбросила из названия «немодное» в XXI в. словечко Daily, оставшись просто The Mirror. Воскресное продолжение ежедневника - Sunday Mirror (1963). Владелец - Trinity Mirror, этой же группе принадлежит один из старейших английских воскресных таблоидов People (1881), а также шотландские «сестры» Daily Record и Sunday Mail. Тираж - ок. 1 млн экз.
Daily Express (1900) - таблоид, основанный Артуром Пирсоном и ставший успешным после его покупки Максом Эйткином (позже - лорд Бивербрук, министр снабжения в 1940-е). Традиционно поддерживает партию консерваторов. Воскресное приложение - Sunday Express (1918). Нынешний владелец Express Newspapers, Ричард Десмонд, владеет также «сестрами» Daily Star и Daily Star Sunday. Соперничала по тиражу с Daily
Mail в 1960-90-е, ныне имеет самый маленький среди массовых газет тираж (ок. 500 тыс.).
Daily Star (1978) - таблоид, созданный Express Newspapers, чтобы компенсировать потерю тиража Daily Express. Среди ее рубрик: My Star -раздел, позволяющий читателям создавать собственные профили, комментировать, Playlist -колонка Ким Карр, содержащая видеоподкаст и блог о музыкальных новинках. Газета определена англоязычной Википедией как популистская1: Daily Star старается не высказывать политически окрашенных мнений. Воскресное продолжение газеты, Daily Star Sunday, появилось в 2002 г. Владелец - Ричард Десмонд. Тираж - ок. 540 тыс. экз.
Sun (1963) - создана Сесилем Кингом, племянником лорда Нортклиффа. Sun должна была завоевать более широкую и более молодую аудиторию, но ожиданий вначале не оправдала. После приобретения ее Рупертом Мердоком (1969) стала самым тиражным таблоидом Великобритании. Мердок купил также крупнейший английский воскресный таблоид News of the World (1968), выступавший до своего закрытия в 2011 г. как своеобразное воскресное продолжение Sun. Мердок ввел свои новаторства, крупнейшим из
которых была фотография девушки топлесс на третьей странице (Page 3 Girl), а также публикации провокационно-сексуального характера и раздел Bingo. Знаменита своими политическими высказываниями, отражающими позицию Мердока. Sun традиционно входит в десятку крупнейших газет мира2. Тираж - ок. 2,3 млн экз.
1.5. Тающие тиражи печатной прессы
Для тиражей печатной прессы - не только британской - 2000-е гг. во многом стали роковыми. Вряд ли когда-нибудь какая-то из национальных британских газет вновь достигнет отметки 4 или 5 млн экз., как это было в 1960-е, 1970-е, 1980-е и даже 1990-е гг. Подводя итоги последнему десятилетию XX в., С. Беглов констатировал, что между 1990 и 1999 гг. у большинства английских газет наблюдается «отрицательный баланс тиражей» [Беглов 2000: 40].
Даже при простом сопоставлении приводимых С. Бегловым цифр за 1990 г. с цифрами нынешних тиражей мы видим, что положение как минимум не улучшилось (данные за 2012 г. мы взяли из рубрики «ABC» газеты Guardian3). Особенно впечатляющим выглядит сравнение тиражей массовых газет (табл. 1).
Таблица 1
Тиражи ежедневных британских газет за 1990 и 2012 г. (в тыс. экз.)
Газета/год Daily Telegraph Guardian Times Independent Financial Times Daily Mail Daily Express Daily Mirror Daily Star Sun
1990 1 113 430 432 414 291 1670 1561 3129 919 3936
2012 547 204 396 78 286 1844 529 1034 540 2277
Как видим, положительный баланс сложился только у Daily Mail, которая год за годом в 2000е сражается за звание национальной газеты номер 1. Ее сайт уже обогнал все ресурсы других британских газет, а тираж печатной версии по-
добрался к тиражу ближайшей конкурентки -Sun, потерявшей едва ли не половину своих прежних подписчиков.
Динамика тиражей британских воскресных газет представлена в табл. 2.
Таблица 2
Тиражи воскресных британских газет за 1990 и 2012 г. (в тыс. экз.)
Газета/год Sunday Telegraph Observer Sunday Times Independent on Sunday People Mail on Sunday Sunday Express Sunday Mirror Daily Star Sunday News of the World
1990 656 566 1 186 362 2588 1 889 1727 2910 - 5036
2012 428 231 877 116 428 1687 473 1025 285 1,887
Примечание. В последней нижней ячейке цифра тиража дается не для News of the World, а для открытой Мердоком в 2012 г. на ее месте газеты Sun on Sunday.
Как видим, в воскресных газетах процесс падения тиражей проходил особенно болезненно. За исключением Sunday Telegraph, отделавшейся минимальными потерями, все остальные британские воскресные газеты за прошедшие 22 года существенно уменьшили тираж - в 2-6 раз!
Рассмотрим теперь динамику изменения тиражей за 2000-е гг., за период, который нас особенно интересует, более подробно, представив количество проданных в последний месяц каждого года экземпляров каждой из газет.
Таблица 3
Тиражи ежедневных британских газет (кол-во экз. на конец каждого года по данным Audit Bureau of Circulations UK)
Newspaper Dec 2001 Dec 2002 Dec 2003 Dec 2004 Dec 2005 Dec 2006 Dec 2007 Dec 2008 Dec 2009 Dec 2010 Dec 2011 Dec 2012
The Sun 3306814 3437716 3276454 3180040 3119757 3028732 2985672 2899310 2862935 2717013 2530843 2277809
The Mirror 2046792 2075725 1900155 1700902 1678997 1540917 1494114 1346916 1225502 1133440 1092182 1034641
Daily Star 696029 632439 828879 809960 779556 750374 726465 725671 784958 713602 616498 540548
Daily Mail 2323020 2338592 2299043 2206362 2311023 2311057 2310806 2139178 2113134 2030968 1994908 1844569
The Express 859202 948623 851199 838303 800403 773768 744539 728296 677750 623689 596415 529096
Daily Telegraph 957534 968630 888613 855148 897385 899493 873523 824244 703249 631280 587040 547465
The Times 654036 665393 594137 608384 661400 635777 615313 600962 521535 448463 409060 396041
Financial Times 470151 465737 425387 388087 439563 437720 445231 435319 400827 390121 333771 286401
The Guardian 384406 381013 359273 332736 380693 365635 353436 343010 300540 264819 230108 204222
The Independent 192448 192599 205303 216784 250195 238756 228400 200242 186940 175002 119551 78082
Для наглядности представим полученные в Guardian данные в виде диаграммы (рис. 1).
■The Sun ■The Mirror •Daily Star ■Daily Mail ■The Express Daily Telegraph ■The Times ■Financial Times The Guardian ■The Independent
Рис. 1. Динамика тиражей ежедневных британских газет (2000-е гг.)
Итак, мы видим, что в двухтысячные ни Daily Mirror, ни Sun, признанные лидеры второй половины XX в., не дорастали не только до отметки 5 млн, но и до отметки 4 млн. И - можно предположить - уже никогда не дорастут. Очевидно, что тенденция к падению тиражей в этот период
не знает исключений. Несмотря на то что некоторые из газет в какие-то годы повышали тираж, это стало не общей тенденцией, а лишь отдельными исключениями, подтверждающими правило.
Таблица 4
Статистика тиражей воскресных британских газет (2000-е гг.)
(данные Audit Bureau of Circulations UK на конец каждого года)
Title /Date Dec 2001 Dec 2002 Dec 2003 Dec 2004 Dec 2005 Dec 2006 Dec 2007 Dec 2008 Dec 2009 Dec 2010 Dec 2011 Dec 2012
News of the World 37S96S9 3776099 369S504 36S4151 35091S9 33S0746 3167435 29S7730 2791773 26009S5 Закрыта 10.07.2011 -
Sun on Sunday 3213613 1SS6739
Sunday Mirror 1659S30 1575043 1530151 1537006 1513323 1322720 13151SS 1195711 1113310 1047363 170200S 1024543
The People 12S7155 1117059 1042S57 932015 SS6235 766S42 6747S1 592306 5326S0 4S6669 7S0266 42S406
Daily Star Sunday N/A 444020 596494 563372 530996 499392 4SS362 4400SS 3S6920 352300 365232 2S502S
Mail on Sunday 223272S 222471S 2259370 2246251 2215765 2241752 2209642 2060731 2000473 19517S3 1909075 16S7301
Sunday Express S12924 S41S67 79S535 S572S7 S09041 759495 6774S0 63S556 590596 544S70 626S32 473336
Sunday Times 131S359 1309594 1337116 12S9375 131325S 1212SS6 114S329 11555S9 1113195 100S163 935442 S774S2
Sunday Telegraph 754011 73196S 677265 65441S 642256 643592 611293 597934 5250SS 490322 452S5S 42S092
The Observer 415494 421962 417772 40492S 430403 435S52 429420 420323 351019 301457 266659 230S33
Independent on Sunday 17123S 169141 219040 19SS71 19S222 163545 155460 150437 12S394 116513
Примечание. Sun on Sunday создана Мердоком 26.02.2012 вместо закрытой News of the World, поэтому в предпоследнем столбике отмечен тираж не за декабрь 2011 г., а за февраль 2012 г.
Для наглядности представим полученные данные в виде диаграммы (рис. 2).
оооооооооооо
UUUUUUUUUOUU
QQQOOQQQOQQO
-----News of the World
-----The Sun on Sunday
-----Sunday Mirror
-----The People
Daily Star Sunday Mail on Sunday
Рис. 2. Динамика тиражей воскресных британских газет (2000-е гг.)
Здесь картина примерно та же: тиражи падают. И даже резкий взлет отдельных газет, например Sunday Mirror (между июлем 2011 г. и февралем 2012 г. на 700 тыс. экз.), и несколько менее заметный пик тиража People (между тем же июлем 2011 г. и февралем 2012 г., ок. 300 тыс. экз.) также стали лишь отдельными исключениями из
общей нисходящей тенденции. Также отчетливо видно, что проявившееся вместо News of the World воскресное приложение к Sun не оправдало надежд Мердока. Начав с довольно высокой цифры в феврале 2012 г. (3,2 млн экз., выше чем «посмертный» тираж News of the World - 2,7 млн), воскресная Sun имела к концу 2012 г. не
более 1,9 млн экз.: резко падающая на диаграмме линия Sun on Sunday вполне отражает реальную ситуацию с газетой.
Итак, подведем краткие итоги. В Англии уже более полувека - 10 ежедневных и 10 воскресных ведущих газет; на плотно укомплектованном рынке каждая из них имеет свое особое место и свою аудиторию: при выбывании одной газеты обязательно появляется новая (и наоборот). Процесс падения тиражей печатных изданий, заметный по всему миру, весьма чувствителен и для британских изданий; утрата печатной формы газеты начинает восприниматься как неизбежность.
2. Онлайн-представительства английских газет: проблемы роста
2.1. Кто лидер и почему?
На сегодняшний день практически нормой за рубежом становится считать электронную форму газеты основной, а печатную - дополнительной; стратегия Web first («Сначала - интернет») становится предпочтительной во всем мире. И дело тут не только в дороговизне печатной формы, но и в разнообразии возможностей электронной формы (возможность поиска по архиву по теме или автору, наличие аудио- и видеоподкастов, блогов, слайд-шоу, возможности RSS-подписки и пр.). Не случайно четыре года назад Джон Йемма, главный редактор известнейшего по обе стороны Атлантики издания Christian Science monitor (средний возраст читателей которого -64 года), в интервью Financial Times Deutschland заявил о бесперспективности печатной формы и огромном выигрыше формы электронной4. Сегодня, по утверждению некоторых аналитиков, аудитория прессы увеличивается небывалыми темпами - как раз за счет обращения к газетам онлайн [Kilman 2012]. Более легкий доступ к новостям в течение всего дня увеличивает привлекательность традиционных медиабрендов и стимулирует развитие журналистики в целом [The State of the News Media 2012: 3], журналистика сегодня переживает период нового взлета [Killman 2012].
Интересно, что общее количество читателей качественных газет онлайн не меньше, а порой и больше, чем количество читателей массовых газет! И здесь как раз показателен опыт Англии - классической страны прессы. Данная тенденция обусловлена обновлением аудитории читателей газет, переселяющихся в интернет:
возможно, те из них, что ранее не имели возможности читать более дорогие качественные газеты, охотно стали делать это онлайн, где часто можно делать это бесплатно. Так, онлайновая версия Guardian в первое десятилетие 2000-ых нередко собирала у себя больше уникальных посетителей, чем любая из массовых газет, хотя любая из них уверенно обходила ее по тиражу (см. табл. 3 и рис. 1).
В Англии на веб-ресурсе издания мы часто имеем не одну, а две газеты (а зачастую больше, чем две: например, сайт mirror.co.uk является представителем Daily Mirror, Sunday Mirror и People). Поэтому зона соперничества онлайн сужается: ежедневники с воскресным продолжением (sisters) становятся одним изданием, поэтому разница между ежедневным и воскресным изданием стирается. В британской зоне интернета (да и часто в целом по миру) с его требованием постоянного обновления новостей из этого правила нет исключений: так, Daily Telegraph, классический ежедневник без воскресного продолжения, в отличие от собственной печатной версии, не прекращает публикацию новостей и по воскресеньям.
Вполне закономерно, что сегодня основным полем соревнования становятся не столько печатные тиражи издания, сколько посещаемость его веб-версии. При всей относительности статистики онлайн, в силу неодинаковых показателей разных интернет-счетчиков, сравнение ее цифр может быть весьма любопытным.
Поэтому интересно посмотреть показатели авторитетного английского национального счетного бюро тиражей (Audit Bureau of Circulations, ABC), куда издатели предоставляют также статистику посещений онлайновых ресурсов своих газет. Такую практику системно британские газеты осуществляют с 2007 г., а та же Guardian ее аккуратно публикует. Естественно, эта статистика доступна только для тех изданий, которые ее для ABC предоставляют (например, нет статистики по газетам Express), и по тем периодам, когда издания могут позволить себе это сделать (например, мердоковская Times Online с «сестрами» Times и Sunday Times по коммерческим соображениям в последнее время этого не делает). Однако получаемых данных все же достаточно для определения позиций британских газет онлайн, причем даже с возможностью рассмотреть эти позиции в динамике (табл. 5).
Таблица 5
Динамика посещаемости сайтов ведущих английских газет
(количество уникальных посетителей в месяц на конец 2007-2012 гг. по статистике Audit Bureau of Circulations UK)
Title/Date Dec 2007 Dec 2008 Dec 2009 Dec 2010 Dec 2011 Dec 2012
Mail Online 13629821 19663467 32843958 53943420 84172568 114037081
Guardian.co.uk 15955312 22829024 36980637 39067825 63171662 68612729
Telegraph.co.uk 10549554 21051959 30711261 31087385 42699603 56624847
Mirror Group Digital 5324463 9702760 11099976 16311555 18488370
Independent.co.uk 8752008 9347658 11041306 15833084 21251877
Sun Online 10474814 18961552 20907012 21.3 m (Jan. 2011) 22132021 24635117
Times Online 11173492 19116658 19854510 21.4 m (Jan. 2011)
Представим полученные данные в виде диаграммы (рис. 3).
2007 2008 2009 2010 2011 2012
------Mail Online
------Guardian.co.uk
-----Telegraph.co.uk
------Sun Online
■-----Times Online
-----lndependent.co.uk
Mirror Group Digital
Рис. 3. Динамика посещаемости сайтов ведущих английских газет (кол-во уникальных посетителей в месяц на конец 2007-2012 гг.)
График показывает, что конкурентная борьба онлайн наиболее остро проходит между тремя «гигантами»: Mail Online, Guardian Online и Telegraph. И если в 2008-2009 гг. «большую тройку» возглавляла Guardian Online, ее лидерство было весьма относительным: в разные месяцы другие члены тройки могли вырываться вперед. Однако с 2010 г. абсолютное лидерство по количеству уникальных посетителей в месяц среди британских газет в интернете захватывает Mail Online.
На сегодня Mail Online претендует на лавры самого посещаемого газетного сайта мира. К 2012 г. Mail Online согласно данным, подаваемым в ABC, перешагнула рубеж в 100 млн уникальных посетителей ежемесячно, заявляя о том, что потеснила абсолютного мирового лидера -американскую New York Times.
Успех газеты британский аналитик Уилл Стаджен объясняет тем, что Daily Mail онлайн смогла найти новую, хотя и несколько случайную аудиторию, непохожую на ее прежних приверженцев - «консервативных пенсионеров среднего класса», которая натыкается в поисковых запросах на ее «сплетни о знаменитостях и откровенные фотографии скудно одетых звезд». При этом Daily Mail не боится «изменить ценностям, которые ее прежний читатель ассоциировал с газетой», ради «чистого накручивания счетчика» [Sturgeon 2011]. В хоре торжествующих голосов, поющих славу национальному таблоиду, забравшемуся на «вершину мира», отчетливо звучат и отрезвляющие нотки. Так, Питер Престон, один из ведущих аналитиков Guardian, в своей статье «New York Times уступил Mail Online - пока» собственный скептицизм подкре-
пляет словами представителя New York Times Эйлен Мерфи, указавшей на некорректность цифр Mail Online, полученных путем сложения посещений нескольких онлайн-ресурсов, которые не всегда имеют отношение к газете. При честном подсчете, как полагает Мерфи, ««Mail Online с нами не посоревнуется» [Preston 2012].
Как и в случае с претензией на лидерство в США газеты Wall Street Journal (см.: [Пустовалов 2012]), мы считаем необходимым проверить такие заявления для формирования объективного и взвешенного взгляда на прессу той или иной страны.
Daily Reach (percent)
dailymail.co.uk nytimes.com
2
1
О
Рис. 4. Динамика посещаемости сайтов Mail Online и New York Times в процентах к общему числу интернет-пользователей в мире (данные Alexa.com за 2012-2013 гг.)
Оценочные критерии в таком вопросе, как популярность в веб, еще только формируются; тем более важно проверять любые подобные заявки не по одному критерию (к тому же лишь отчасти контролируемому), но по нескольким разнокачественным критериям.
Так, данные Alexa.com, авторитетного мирового веб-аналитика, не вполне подтверждают амбициозные претензии Mail Online. Alexa не может отследить точного числа уникальных посетителей веб-ресурса, но может с определенной степенью точности измерять его посещаемость в процентах к общему числу пользователей интернета в мире.
На диаграмме (рис. 4) мы видим, что в с 2011 г. до начала 2013 г. этот ресурс несколько раз догонял New York Times, но не показывал сколько-нибудь устойчивой тенденции перегнать ее.
На данный момент приоритет New York Times подтверждается другой абсолютной цифрой -цифрой рейтинга индекса цитирования Google
PageRank: из десяти максимальных баллов New York Times имеет 9 (такая цифра есть только у Guardian, и больше ни у одной газеты мира), а Mail Online - 8.
Продолжим сравнение популярности лидеров, введя в него ближайшего британского соперника Mail Online - Guardian Online, вновь воспользовавшись данными Alexa.com.
Daily Reach (percent)
dailymail.co.uk guardian.со uk
nytimeS: com
1.5
0.5
1 1 ! l'4jW.V J4 yj 1 -
т млі лж àtUhM т |гМ
: , , , , -
2012 2013
Рис. 5. Динамика посещаемости сайтов Mail Online, Guardian Online и New York Times в процентах к общему числу интернет-пользователей в мире (данные Alexa.com за 2012-2013 гг.)
Очевидно, что за приводимый двухлетний период Mail Online была в целом ближе к Guardian
Online (рис.5), и этот ресурс, скорее всего, может выступать в качестве его ближайшего соперника.
2.2. Британские газеты в соцсетях
Расширим еще больше круг сравнения и представим Mail Online, Guardian Online и другие британские издания онлайн (из тех, кто представляет в ABC статистику посещаемости своих веб-ресурсов) еще в одном широком контексте -в контексте социальных сетей. Сегодня успех новостей издания среди завсегдатаев соцсетей также справедливо воспринимается как одно из важных слагаемых успеха газеты в интернете в целом. Как констатируется в отчете «Состояние СМИ на 2012 г.», который ежегодно составляется «The Pew Research Center for Excellence in Journalism», более половины пользователей интернета получают хотя бы часть новостей из
крупнейших сетей - Facebook или Twitter [Mitchell, Rosenstiel, Christian 2012: 3].
В данном случае нам важно, что востребованность газет в соцсетях также может быть выражена в конкретных цифрах, на которые мало влияют амбиции издателей. Статистика подобного рода совершенно свободно может быть получена в крупнейших соцсетях (Facebook, Twitter, YouTube), где издания обзаводятся своими представительствами. Отразим ее в таблице, дополнив круг рассматриваемых изданий онлайн-представительствами Financial Times, Daily Express и Daily Star (две последние не имеют каналов на YouTube). Как видим, онлайн мы имеем все ту же «священную» британскую десятку - за счет объединения воскресных изданий с ежедневными.
Таблица 6
Статистика обращения в соцсетях к ведущим английским газетам
(данные на 15.03.2013)
Title/Network Facebook Twitter YouTube Общее количество
Guardian. co. uk 749094 910888 28765 1688747
Ft.com 535955 757996 8817 1302768
Thesun.co.uk 675635 275568 5192 956395
Independent. co. uk 176835 199856 4259 380950
Telegraph. co. uk 133278 194209 37886 365373
Mail Online 88912 246317 205 335434
Mirror.co.uk 108744 42744 7913 159401
Th etimes. co. uk 51564 64089 4999 120652
Express.co.uk 23694 43934 67628
Dailystar. co. uk 13655 31469 45124
Представим полученные данные в виде диаграммы (рис. 6).
1800000
1600000
1400000
1200000
юооооо
800000
600000
400000
200000
I n
I
iJ. I .1
1
(?' с0' ,<? о°- о<> ,<?' <?■ с?' „<?
Л-- Л- _<t>- ^
\0
Ж
I Facebook I Twitter YouTube i Общее количество
Рис. 6. Статистика соцсетей для ведущих английских газет (данные на 15.03.2013)
Мы видим, что позиции в соцсетях у Daily Mail весьма сомнительны. И ближайшим конкурентом лидера соцсетей, Guardian, становится не массовая, а качественная Financial Times !
При анализе позиций газет в соцсетях заметна еще одна тенденция: массовые издания здесь не имеют такой аудитории, как их печатные версии, а качественные издания по количеству подписчиков (и, как следствие, по влиянию в интернете) могут обгонять эти издания! (Примерно то же мы отмечали с их онлайн-ресурсами.) Такие качественные издания, как Guardian, Financial Times, Independent, Daily Telegraph, вполне могут посоперничать здесь с такими гигантами, как Sun, Daily Mail, Daily Mirror, часто опережая их как по количеству приверженцев в отдельных сетях, так и по общему числу друзей в соцсетях в целом. Характерно, что в пятерке лидеров соцсетей лишь одно издание - Sun - массовое, а все остальные качественные! То есть сюда вошла почти вся пятерка ежедневной качественной прессы, а Daily Mail - лишь на шестом месте, что вновь ставит под сомнение ее позицию национального интернет-лидера.
В целом, при анализе позиций британских газет в соцсетях мы уже можем предположить, что
переход в интернет более благоприятным образом сказался не на массовой, а на качественной прессе! В таких показателях, как количество аудитории, влияние на нее качественная британская пресса в XIX в. стала превосходить массовую, что весьма необычно, если вспомнить
XX в.
2.3. Комплексный рейтинг британских газет онлайн
Расширим анализ, более системно сопоставив данные по британским газетам доступных нам внешних независимых источников. Сравним несколько показателей: общее количество друзей в социальных сетях в аккаунтах изданий, репутация (число сайтов, поставивших ссылку на данный ресурс, по Alexa.com), рейтинг Back Bing (число ссылок на ресурс по версии Bing, известнейшего поисковика фирмы Microsoft), рейтинг тИЦ Яндекса, рейтинг Google PageRank.
Для удобства сопоставления округлим цифры: рейтинг Back Bing будет отмечаться в десятках сотен тысяч, репутация по Alexa. com, количество друзей в соцсетях - в сотнях тысяч, рейтинг тИЦ - в тысячах, Google PageRank - как есть, в абсолютных единицах.
Таблица 7
Сопоставление независимых рейтингов веб-ресурсов британских газет (март 2013 г.)
Ресурс/показатель Общее кол-во друзей в соцсетях, в сотнях тыс. Репутация (по Alexa.com) в сотнях тыс. Back Bing, в десятках сотен тыс. тИЦ, в тыс. Google PageRank
Guardian. co. uk 16,9 2,4 38,4 5,7 9
Telegraph. co. uk 3,7 1,5 26,1 5,3 8
Dailymail. co. uk 3,4 1,4 22,6 4,8 8
Ft.com 13 0,69 7,72 3,6 8
Independent. co. uk 3,8 0,8 7,87 3 8
Thesun.co.uk 9,6 0,4 4,6 2 8
Th etimes. co. uk 1,2 0,6 0,76 2,9 8
Mirror.co.uk 1,6 0,28 5,22 1,3 7
Express.co.uk 0,68 0,12 0,24 0,6 7
Dailystar. co. uk 0,45 0,05 0,05 0,4 3
Полученные данные представим в виде диаграммы (рис. 7).
45
40
35
30
35
20
15
10
5
О
1
1
1 1
1
J J г її ні і і і і
Iі Г Г ІГЛ’ІРРИЧІ Lj
,Р' ,о- ,о- ,о- ,о-
'S'
I Общее кол-во друзей в соцсетях, в сотнях тыс.
| Репутация (по Alexa.com) в сотнях тыс.
Back Bing, в десятках сотен тыс.
I ТИЦ, 8 ТЫС.
I Google Page Rank
Рис. 7. Сопоставление независимых рейтингов веб-ресурсов британских газет (март 2013 г.)
Мы видим, что массовая Daily Mail даже при сложении данных нескольких независимых источников может претендовать только на третье место в национальном топ-10 газет онлайн. При несомненном лидерстве Guardian путь ко второму месту ей преграждает сайт Daily Telegraph, а снизу теснит сайт Financial Times. И даже при более многоаспектном сравнении в пятерку онлайн-лидеров смогло войти лишь одно массовое издание; а в замыкающей пятерке (возглавляя ее) находится одно качественное издание - Times. Масовые Daily Express и Daily Star пока обречены на позицию абсолютных аутсайдеров. (Особенно печальны позиции Daily Star: Google PageRank, исчисляемый цифрой 3, просто неприличен для представителя британской прессы, где без нее самая низкая цифра - 7.) Возможно, поэтому веб-статистика по Daily Express и Daily Star не фиксируется британским ABC и не публикуется в Guardian: хвастаться здесь особенно нечем.
3. Союз бумаги и цифры: кроссплатформенное настоящее британских газет
До сих пор не утихают споры между сторонниками печатной и электронной форм бытия газеты. Но есть и примиряющие голоса. Рей Гринслейд, ведущий медиаобозреватель Guardian, говорит, что скоро период сосуществования двух форм может кончиться, «но пока мы можем наслаждаться этим беспрецедентным периодом нахождения в смешанном медиаокружении. Одновременно мы должны экспериментировать во всех возможных направлениях: от этого зависит будущее журналистики» [Greenslade 2010]. Гринслейд, профессор Лондонского городского университета и аналитик нескольких солидных
британских газет, призывает «праздновать сегодняшний смешанный медиамир». Он полагает, что перспективы сегодняшней газеты зависят от успеха обеих форм.
И Англия, классическая страна прессы, показывает нам две модели такого успеха: модель Daily Mail и модель Guardian.
Daily Mail предлагает в виде печатной и онлайновой форм два разных типа контента и работу на два разных типа аудитории. У Guardian в обоих случаях - одна и та же аудитория, стиль и контент. Есть ли разница, если под журналистикой мы понимаем не только цифры тиража и онлайновых посещений? Есть ли разница в степени влияния газет - Guardian с ее стабильной и вдумчивой аудиторией, и Daily Mail с аудиторией разношерстной и зачастую случайной? Как констатирует британский аналитик У. Стаджен, аудитория Guardian - более сбалансированна, за более скромным, но более заслуженным успехом онлайн-версии Guardian стоит «более лояльное, более преданное, более плотное сообщество читателей и друзей в социальных сетях» [Sturgeon 2011].
Сегодня газетный бизнес приходит к необходимости учитывать показатели и печатной, и электронной платформ. И одним из факторов, обусловливающих их общий успех, считается и востребованность в соцсетях. Сегодня зарубежные аналитики вводят новую традицию - традицию комбинированного подсчета читательской аудитории (см., напр.: [Rogers 2012]). Продолжая ее, приведем свой подсчет. Сравним данные ABC газет в печати (ежедневные плюс воскресные, средний тираж за февраль 2013 г.) и в веб (средняя ежедневная посещаемость) и добавим к ним данные об аудитории в соцсетях.
Таблица 8
Общая аудитория ведущих британских газет (печать, веб, соцсети, млн)
Ре- сурс Ft.com Th etimes. co. uk Independ- ent.co.uk Mir- ror.co.uk Tele- graph.co.u k Guard- ian.co.uk The- sun.co.uk Daily- mail.co.uk
Пе- чать 0,69 1,3 0,485 2,47 0,96 0,428 4,2 3,5
Он- лайн 1,2 1,06 3,1 4,3 1,8 7,9
Соц- сети 0,13 0,12 0,38 0,16 0,37 1,69 1,186 0,34
Примечание. Показатели по онлайн-версиям Financial Times и Times не представлялись ABC.
Представим данные в виде диаграммы (рис. 8).
-
Dailymaii.co.uk
Thesun.co.uk
-
Guardian.co.uk _
- ■ 11643Tb
Telegraph.co.uk
■ Онлайн-еерсия
Mirror.co.uk ЯШ
Independent.co.uk Thetimes.co.uk Ft.com . ■ I ■ Общее кол-во друзей 8 соцсетях
i 0 1
Рис. 8. Общая аудитория ведущих британских газет (печать, веб, соцсети, в млн)
Тезис У. Старждена о сбалансированности «лояльной и преданной аудитории» газеты вполне проверяем. Итак, успех газеты Guardian и ее ближайших конкурентов (кроме Daily Mail!) подкреплен успехом в соцсетях, и можно увидеть определенный баланс между разными типами читателей. На троих читателей онлайновой Guardian (чуть меньше у Sun, чуть больше у Independent) приходится один друг в соцсетях! Несколько более скромные цифры у Mirror и Telegraph: только один из шести онлайновых читателей в случае с первой и один из восьми со второй может являться их другом в соцсетях. (Поскольку пока критериев в этом вопросе нет, можно считать этот британский опыт за ориентир.)
Что же до Daily Mail, то дружбой в соцсетях потенциально связан лишь один из двадцати трех(!) посетителей сайта газеты. Вряд ли это «лояльный и преданный» читатель; это - случайный, хотя и обильный улов, попавший в сети специалистов по оптимизации поисковых запросов, за чье хитроумие газета готова платить.
С другой стороны, нельзя не согласиться с исследователем П. Престоном: Daily Mail «дерется нечестно», однако она единственная из британ-
ских газет, которая может себе позволить не брать с читателя деньги, потому что такой «взлет трафика быстро привлекает рекламу» [Preston 2010]. И если с точки зрения контента и аудитории газета противостоит всем другим британским изданиям, решительно разделив редакции печатной и онлайновой версии, то с точки зрения возможности свободного доступа к материалам газеты она идет в их авангарде: ее читателю точно не грозит перспектива платного потребления ее информации.
С 2010 г. слышны голоса пессимистов, утверждающих, что рано или поздно весь контент газет онлайн будет потребляться только платно, повторяя путь мердоковских Times и Sun. По мнению, например, Д. Митчелла, возможность непосредственно взимать плату за чтение профессионального журналистского материала - это вопрос «будущего журналистики как оплачиваемого ремесла»; в конечном счете, это благо и для читателя: «многие люди ценят лишь то, за что они платят» [Mitchell 2010]. Поэтому он считает благом монетизацию журналистского контента.
Итак, Британия, классическая страна прессы, с точки зрения экономических перспектив пред-
ставляет несколько путей развития (что важно в силу «эталонности» британского пути). Первый -предложенный Мердоком путь оперативной оплаты журналистского труда. Второй, путь Daily Mail, - это оплата журналистского труда через рекламные деньги, привлеченные внушительным числом пользователей ресурса. Третий, очевидно, более долговременный и трудозатратный, путь Guardian, Independent, Telegraph, и пр., -постепенное накопление и воспитание лояльной аудитории на всех доступных платформах с перспективой каким-то образом (это и есть самый больной вопрос) перевести ее внимание в деньги.
Примечания
1 Daily Mail. Political Allegiance // Wikipedia. The Free Encyclopedia. http://en.wikipedia.org/wiki/ Daily_Star_(United_Kingdom)#Political_allegiance (дата обращения: 25.03.2013).
2 Top 100 Newspapers Worldwide (ranked by circulation) // Mondo Times. The Worldwide News Media Guide. http://www.mondotimes.com/new-spapers/worldtop100.html (дата обращения:
25.03.2013).
3 Источник: ABC Guardian // Guardian Unlimited. http://www.guardian.co.uk/media/abcs (дата обращения: 25.03.2013).
4 Yemma J. Zeitung flüchtet ins Netz // Financial Times Deutschland. 10.05.2009. http://www.ftd.de/ it-medien/medien-mternet/:zukunft-des-journalismus-zeitung-fluechtet-ins-netz/510510.html Перевод на рус.: Джон Йемма: Печатная журналистика бесперспективна // Медиаспрут. Теория и практика. http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/yemma.shtml (дата обращения: 25.03.2013).
Список литературы
Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997. 135 с.
Беглов С. И. Печать Великобритании // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. №3. С.44-56.
Вартанова Е. Л. Великобритания: стратегия защиты информационно бедных. Европейский Союз в поисках информационного общества // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 1998. №2
С. 55-71; №3. С. 46-61.
Любимов Б. И. Телевидение и радиовещание Великобритании // Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. 2000. №5. С. 64-81.
Матвеев В. А. Империя Флит-стрит. М., 1961. 303 с.
Пустовалов А. В. Печать или веб? Ведущие газеты США в борьбе за популярность // Вестник Пермского университета. Российская и зарубеж-
ная филология. 2012. Вып. 3(15). С. 186-195. URL: http://rfp.psu.ru/archive/3.2012/pustovalov.
pdf (дата обращения: 02.04.2013).
Соколов В. С., Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000. 112 с.
Greenslade R. Time is short for papers to adapt to world of mixed media // London Evening Standard. 24.10.2010. URL: http://www.standard.co.uk/ business/markets/time-is-short-for-papers-to-adapt-to-world-of-mixed-media-6539670.html (дата обращения: 02.04.2013).
Killman L. World Press Trends: Newspaper Audience Rise, Digital Revenues Yet to Follow // The World Association of Newspapers and News Publishers, 03.09.2012. URL: http://www.wan-ifra.org/press-releases/2012/09/03/world-press-trends-newspaper-audience-rise-digital-revenues-yet-to-follow (дата обращения: 02.04.2013).
Mitchell A., Rosenstiel T., Christian L. What Face-book and Twitter Mean for News // The Pew Research Center for Excellence in Journalism. The State of the News Media. 2012. URL: http://stateofthemedia.org/ 2012/mobile-devices-and-news-consumption-some-good-signs-for-journalism/what-facebook-and-twitter-mean-for-news/ (дата обращения: 02.04.2013).
Mitchell D. Rupert Murdoch may be evil, but that doesn't mean his paywall is Guardian. 11.07.2010. URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/
2010/jul/11/rupert-murdoch-guardian-paywalls (дата обращения: 02.04.2013).
Preston P. New York Times bows to Mail Online
- for now // Guardian. Mediablog, 29.01.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/media/2012/jan/
29/new-york-times-mail-online (дата обращения:
02.04.2013).
Preston P. The Mail's online miracle: or how to get paid without a paywall // Guardian. 18.07.2010. URL: http://www.guardian.co.uk/media/2010/jul/
18/peter-preston-mail-online-paywall (дата обращения: 02.04.2013).
Rogers S. Digital and newspaper readerships combined: figures for major UK newspaper and magazine // Guardian, Datablog. 12.09.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/news/datablog/2012/sep/ 12/digital-newspaper-readerships-national-survey (дата обращения: 02.04.2013).
Sturgeon W. Newspapers and a changing audience // The Media Blog, 08.05.2011. URL: http:// themediablog.typepad.com/the-media-blog/2011/05/ media-readers-twitter-social-infographic.html (дата обращения: 02.04.2013).
The State of the News Media 2012 // The Pew Research Center for Excellence in Journalism. URL: http://stateofthemedia.org/files/2012/08/2012_sotm_ annual_report.pdf (дата обращения: 02.04.2013).
THE PRESS OF GREAT BRITAIN: BETWEEN PAPER PAST AND DIGITAL FUTURE
Alexey V. Pustovalov
Reader of Journalism and Mass Communication Department Perm State National Research University
The article is devoted to the perspectives of development of English newspapers in the situation of coexistence of two platforms - print and digital (online). It registers a crisis in the state of the traditional print form and a continuous growth of a new, digital one; it also stresses a qualitative change, renewal and growth of the newspaper's audience especially the audience of quality press whose position has become firmer due to the growth of digital platforms. It analyses the state of the newspapers in social networks as a factor of estimation of their influence on the audience. In connection with transformation of media nature it claims the necessity of developing objective and independent parameters of estimation of the online newspapers position as well as complex analysis of different forms of the newspaper as a whole.
Key words: print and digital press; transformation of quality press audience; online media and in social nets; problems of quantity estimation; influence estimation.