№ 1 - 2015 г. 13.00.00 педагогические науки
УДК 378.661
ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА МЛАДШИХ КУРСАХ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Ж. Е. Турчина1. О. Я. Шарова1. Т. М. Осипова2. Т. К. Турчина1. Н. М. Потылицына1.
О. П. Фатьянова1
1ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск) 2ФГУЗ «Сибирский клинический центр» ФМБА России (г. Красноярск)
В статье рассматриваются основные направления оптимизации летней производственной практики студентов младших курсов на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. Представлен подробный анализ показателей успеваемости по итогам дифференцированных зачётов по программам и специальностям практики. В ходе производственной практики акцентируется особое внимание на способность и готовность к выполнению профессиональных умений и навыков в рамках представленной рабочей программы специальности. Актуальными вопросами являются также совершенствование учебно-методических материалов и материально-технической базы; усиление роли базовых руководителей вуза в реализации данного вопроса.
Ключевые слова: производственная практика, оптимизация, медицинский уход, практические навыки, федеральный государственный образовательный стандарт.
Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]
Шарова Ольга Яновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]
Осипова Татьяна Михайловна — и. о. заместителя генерального директора по организации медицинской помощи ФГУЗ «Сибирский клинический центр» ФМБА России, рабочий телефон: 8 (391) 274-31-60
Турчина Тамара Константиновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный
медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: [email protected]
Потылицына Наталья Михайловна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: [email protected]
Фатьянова Ольга Петровна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: [email protected]
Практика для студента — необходимая часть обучения, без которой его знания не будут «жизнеспособными». Как сделать, чтобы эффект от практики был максимальным и приносил ощутимую пользу обеим сторонам — студентам и лечебным организациям? [4].
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса [1].
В связи с переходом на новый ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» (квалификация — «специалист») от 2010 года большое внимание стало уделяться учебным и производственным практикам на первых курсах КрасГМУ. Это связано с компетентной подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности и должно способствовать их профессиональному образованию, т. е. конкретным профессиональным умениям [5, 9].
Производственная практика студентов является неотъемлемой качественной составляющей учебно-воспитательного процесса вуза, важным критерием при аттестации, а также логичным продолжением учебного процесса [2].
Первая производственная практика в качестве помощника младшего медицинского персонала является, по сути, этапом первичной профессиональной социализации будущих медиков и предполагает совершенствование морально-этической культуры студента, так как она повышает ценность общения между будущим врачом и больным и располагает большими психотерапевтическими возможностями. Профессиональная социализация будущего врача на этапе обучения в вузе осуществляется с целью выстраивания студентом собственной траектории профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной, а в будущем и профессиональной деятельности [3].
Медицинский уход является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. До начала изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь [8]. Согласно содержанию ФГОС ВПО в учебный процесс клинической кафедры сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого вошли 5 летних производственных
практик (ЛПП): помощник младшего медицинского персонала у студентов 1-го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности 060101 «Лечебное дело» (120 час.); помощник младшего медицинского персонала у студентов 1-го курса ФФМО по специальности 060103 «Педиатрия» (120 час.); помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальности 060101 «Лечебное дело» (120 час.); помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальности 060103 «Педиатрия» (120 час); помощник палатной и процедурной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальности 060201 «Стоматология» (72 час.) [6].
Мероприятия по оптимизации ЛПП студентов в КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, включая младшие курсы, заключались в следующем:
1. Усиление акцента на отработку практических навыков студентов во время учебной практики по уходу (аудиторные занятия) с чётким требованием алгоритма выполнения.
2. Совершенствование учебно-методического комплекса модуля практики: 2.1. Переработка дневников ЛПП (качественно пересмотрены практические навыки
по программам ЛПП).2.2. Переработка экзаменационных билетов (убраны тестовый контроль и задачи; увеличилось количество практических навыков в билете до 3-х). 2.3. Переработка учебно-методических рекомендаций по ЛПП для студентов и базовых руководителей.
3. Усиление роли базовых руководителей лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения и ответственных лиц за ЛПП по вузу (по приказу были назначены базовые кураторы от Университета в количестве 21 человек, от кафедры СД и КУ —
6 человек), которые курировали посещаемость студентов во время ЛПП, дисциплину, а также выполнение практических навыков, заполнение дневников.
4. Проведён совместно с фармацевтическим колледжем мастер-класс по проведению инъекций.
5. Сотрудниками кафедры СД и КУ созданы 3 видеофильма по отработке следующих практических навыков: «Промывание желудка», «Профилактика пролежней», «Введение назогастрального зонда», которые размещены на сайте вуза.
6. Введён в учебный процесс элективный курс «Основы клинического ухода» для студентов 2-го курса ФФМО — «Стоматология», так как в отличие от «лечебников» и «педиатров» у них не было по учебному плану аудиторных занятий (учебной практики) по уходу за больными.
7. Организован дополнительный фантомный класс на кафедре СД и КУ с целью отработки практических навыков, получены дополнительные фантомы и муляжи на общую сумму более 1 млн руб.
8. В ходе производственной практики особое внимание акцентировалось на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленной рабочей программы, необходимых для дальнейшей деятельности будущего врача.
В 2014-2015 учебном году дифференцированные зачёты по ЛПП на младших курсах согласно приказу ректора КрасГМУ на кафедре СД и КУ прошли в период с 1.09.14 по 11.09.14.
Рейтинг промежуточной аттестации обучающихся по итогам производственной практики складывается из 3-х компонентов (рис. 1). Вместе они составляют 100 %, где «О» — оценка (средняя оценка) базового(ых) руководителя(ей) по итогам практики, выставленная в дневнике (1-й этап); «П» — практические навыки (2-й этап), отработка
в фантомном классе; «С» — собеседование (3-й этап), на младших курсах — это собеседование по дневнику, учитывалось также качество заполнения дневника, количество отработанных практических навыков [7].
Формула расчёта рейтинга для производственных практик:
Рис. 1. Составляющие рейтинга для производственной практики
Итоги показателей успеваемости студентов по ЛПП на младших курсах в 2014-2015 учебном году, по данным отчётов кафедры СД и КУ, представлены на рис. 2.
Рис. 2. Анализ показателей успеваемости ЛПП «Помощник младшего медицинского персонала» — «Лечебное дело» за 2012-2014 годы
Анализируя показатели успеваемости ЛПП «Помощник младшего медицинского персонала» — «Лечебное дело» за 2012-2014 годы, как представлено на рис. 2, следует отметить, что качественный показатель (КП) в 2014 году составил 96,5 %, что несколько выше в сравнении с 2013 годом (95,8 %), но несколько ниже в сравнении с 2012 годом (98,8 %). Это можно объяснить повышенными требованиями к проведению итогового зачёта. Общая успеваемость (ОУ) в 2014 году составила 90,7 %, что ниже в сравнении с предыдущими годами (93,5 %; 95,5 %), что также можно объяснить повышением требований к заполнению дневника и сдачи практических навыков, учитывая алгоритмы выполнения.
Рис. 3. Анализ показателей успеваемости ЛПП «Помощник младшего медицинского персонала» — «Педиатрия» за 2012-2014 годы
Анализируя показатели успеваемости ЛПП «Помощник младшего медицинского персонала» — «Педиатрия» за 2012-2014 года, как представлено на рис. 3, следует отметить, что КП в 2014 году составил 95,31 %, что несколько выше (94,12 %) в сравнении с 2013 годом, но несколько ниже (96,97 %) в сравнении с 2012 годом. Это можно объяснить повышенными требованиями к проведению итогового зачёта. ОУ в 2014 году составила 93,75 %, что выше в сравнении с предыдущими годами (83,05 %; 88,08 %), это можно объяснить более качественной подготовкой студентов к итоговому зачёту.
100,00* ^ ^ *** 90100% 80,00% 70,00% 60,00% 50^00% 40^00% 30^00% 20100% 10,00% о,ос%
2012 год 2013 год 2014 год
Рис. 4. Анализ показателей успеваемости ЛПП «Помощник палатной медицинской сестры» — «Лечебное дело» за 2012-2014 годы
Анализируя показатели успеваемости ЛПП «Помощник палатной медицинской сестры» — «Лечебное дело» за 2012-2014 годы, как представлено на рис. 4, следует отметить, что КП в 2014 году составил 96,69 %, что несколько ниже в сравнении с 2013 годом (98,15 %), но несколько выше в сравнении с 2012 годом (93,82 %). ОУ в 2014 году составила 88,91 %, что ниже в сравнении с предыдущими годами (93,82 %; 97,83 %), это можно объяснить повышением требований к качественному процессу сдачи практических навыков во время зачёта.
Рис. 5. Анализ показателей успеваемости ЛПП «Помощник палатной медицинской сестры» — «Педиатрия» за 2012-2014 годы
Анализируя показатели успеваемости ЛПП «Помощник палатной медицинской сестры» «Педиатрия» за 2012-2014 годы, как представлено на рис. 5, следует отметить, что КП в 2014 году составил 98,17 %, что несколько выше в сравнении с 2013 годом (96,43 %) и с 2012 годом (97,00 %). Это можно объяснить более качественной подготовкой студентов к итоговому зачёту. ОУ в 2014 году составила 94,00 %, что ниже в сравнении с 2013 годом (95,73 %) и несколько выше в сравнении с 2012 годом (91,78 %).
Рис. 6. Анализ показателей успеваемости ЛПП «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» — «Стоматология» за 2012-2014 годы
Анализируя показатели успеваемости ЛПП «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» — «Стоматология» за 2012-2014 годы, как представлено на рис. 6, следует отметить, что КП в 2014 году составил 83,95 %, что несколько ниже в сравнении с 2012 годом (98,00 %) и ниже в сравнении с 2013 годом (100,00 %). Это можно объяснить, прежде всего, повышенными требованиями к заполнению дневнику, а также к сдаче практических навыков, учитывая алгоритмы выполнения (в каждом билете были инъекции лекарственных препаратов). ОУ в 2014 году составила 89,00 %, что ниже в сравнении с 2013 годом (90,00 %), но выше в сравнении с 2012 годом (73,37 %).
Рис. 7. Динамика среднего балла по программам ЛПП в 2012-2014 годах
Анализируя динамику среднего балла (СБ) по программам, как представлено на рис. 7, можно отметить, что в 2012 году СБ составил — 4,6 по программе «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» — «Стоматология», по остальным программам — 4,7. В 2013 году СБ составил 4,5 по программам «Помощник младшего медицинского персонала» — Педиатрия«, «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» — «Стоматология», по остальным программам — 4,6. В 2014 году СБ составил 4,7 по программе «Помощник палатной медицинской сестры» — «Педиатрия»; 4,4 — по программе «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» — «Стоматология». По остальным программам СБ составил 4,6.
В целом следует отметить, что СБ по трём годам обучения колеблется на достаточно высоком значении (4,6-4,7).
Следует отметить, что некоторая часть студентов во время ЛПП осваивали навыки не только «своей» программы, но уже и будущего года.
Таким образом, основными мероприятиями по оптимизации ЛПП студентов в КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, включая младшие курсы, являются совершенствование кадрового потенциала и материально-технической базы кафедры, назначение базовых кураторов, переработка учебно-методических материалов, что, несомненно, отразилось в положительную сторону, прежде всего, при анализе показателей успеваемости, улучшении качества заполнения дневников и отработке практических навыков, учитывая алгоритмы выполнения.
Список литературы
1. Белобородов А. А. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов / А. А. Белобородов, В. А. Белобородов // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — № 4 (58). — С. 105-107.
2. Гордиец А. В. Анализ результатов производственной практики студентов специальности «Педиатрия» за 2007-2012 годы / А. В. Гордиец, Е. П. Шитьковская // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конф. с международным участием.
— Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 360-362.
3. Гришкевич Н. Ю. Производственная практика у студентов первого курса как образовательная технология и этап первичной профессиональной социализации / Н. Ю. Гришкевич, С. А. Бахшиева // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-педагогической конф.
с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 362-364.
4. Маслова В. А. Сегодня практикант — завтра сотрудник / В. А. Маслова // Вузовская педагогика : эффективное управление и организация образовательного процесса
в современном медицинском вузе : материалы всероссийской научно-педагогической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — С. 490-492.
5. Новые подходы в организации производственной практики студентов первого курса / Е. В. Зорина, Д. С. Каскаева, Л. А. Мудрова [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2014. — № 4 (88). — С. 91-94.
6. Основные направления организации производственной практики на клинической кафедре в медицинском вузе [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина, Н. Ю. Гришкевич, О. Я. Шарова [и др.] // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2014. — № 1. — Режим доступа : http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1240
7. Положение о промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в ГБОУ ВПО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России : методические рекомендации / С. Ю. Никулина, О. В. Кулешова, Е. Г. Мягкова [и др.]. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — 17 с.
8. Турчина Ж. Е. Некоторые аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов / Ж. Е. Турчина, А. А. Белобородов, Е. П. Данилина // Сиб. мед. обозрение. — 2013. — № 4. — С. 88-9.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118.
WORK PRACTICE OPTIMIZATION ON JUNIOR COURSES IN MEDICAL
SCHOOL
Z. E. Turchina1. O. Y. Sharova1. T. M. Osipova2. T. K. Turchina1 .N. M. Potylitsyna1.
O. P. Fatyanova1
1SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky
of Ministry of Health» (Krasnoyarsk c.) 2FSHE «Siberian clinical center» FMBA of Russia (Krasnoyarsk c.)
In article the main directions of optimization of summer work practice of junior students on clinical deparment of medical school in connection with switching to the Federal state educational standard of the third generation are considered. The detailed analysis of indicators of progress following the results of the differentiated offsets according to programs and specialties of practice is submitted. During the work practice the special attention to ability and readiness for performance of professional skills within the presented work program of specialty is focused. Topical issues are also improvement of educational and methodical materials and material base, strengthening of a role of basic heads of higher education institution in realization of the matter.
Keywords: work practice, optimization, medical care, practical skills, federal state educational standard.
About authors:
Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical science, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 2-62-02-56, e-mail: [email protected]
Sharova Olga Yanovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]
Osipova Tatyana Mikhaelovna — acting deputy CEO on organization of medical care at FSHE «Siberian clinical center» FMBA of Russia, office phone: 8 (391) 274-31-60
Turchina Tamara Konstantinovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
Potylitsyna Natalya Mikhaelovna — candidate of medical science, assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
Fatyanova Olga Petrovna — candidate of medical science, assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Beloborodov A. A. Information and communication technologies in the organization of independent work of students / A. A. Beloborodov, V. A. Beloborodov // Sib. medical review. - 2009. - № 4 (58). - P. 105-107.
2. Gordiyets A. V. The analysis of results of work practice of students of the specialty «Pediatrics» for 2007-2012 / A. V. Gordiyets, E. P. Shitkovskaya // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 360-362.
3. Grishkevich N. Y. Work practice at first-year students as educational technology and stage of primary professional socialization / N. Y. Grishkevich, S. A. Bakhshiyeva // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST: materials of All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 362-364.
4. Maslova V. A. Nowadays the probationer — tomorrow the employee / V. A. Maslova // High school pedagogics: effective management and the organization of educational process
in modern medical school: materials of All-Russian scientific and pedagogical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2014. — P. 490-492.
5. New approaches in the organization of work practice of first-year students / E. V. Zorina,
D. S. Kaskayeva, L. A. Mudrov [etc.] // Sib. medical review. — 2014. — № 4 (88). — P. 91-94.
6. The main directions of the organization of work practice on clinical chair in medical school [electronic resource] / Z. E. Turchina, N. Y. Grishkevich, O. Y. Sharova [etc.] // Medicine and education in Siberia: network scientific publication. — 2014. — № 1. — Access mode: http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=1240
7. The provision on intermediate certification trained on the main educational programs of the higher education — to programs of a bachelor degree, specialist programme, magistracy
in SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor
V. F. Voyno-Yasenetsky»: methodical recommendations / S.Yu. Nikulina, O. V. Kuleshova,
E. G. Myagkova [etc.]. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2014. — 17 P.
8. Turchina Z. E. Some aspects of formation of clinical thinking at junior students / Z. E. Turchina, A. A. Beloborodov, E. P. Danilina // Sib. medical review. — 2013. — № 4. — P. 88-9.
9. Federal state educational standard of higher education in the specialty 060101 «Medical business». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1118.