Научная статья на тему 'Преподавание русской литературы в системе РКИ как фактор интеграции иностранных учащихся в российское социокультурное пространство'

Преподавание русской литературы в системе РКИ как фактор интеграции иностранных учащихся в российское социокультурное пространство Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1659
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ПРЕДВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабарова К. В., Тимофеева Н. А., Малышева Н. А.

В статье рассматривается процесс преподавания русской литературе иностранной аудитории гуманитарного направления, где вся работа преподавателя направлена на создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества иностранных учащихся на уроках русского языка и литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабарова К. В., Тимофеева Н. А., Малышева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание русской литературы в системе РКИ как фактор интеграции иностранных учащихся в российское социокультурное пространство»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 2410-700Х

способности влияют среда проживания и мера воспитания. Следовательно, формируя у ребенка такую черту личности, важно создать ситуацию, в которой школьник в первый раз бы пережил подходящее этому психическое состояние, а потом это состояние закрепить, сделать крепкой чертой личности ребенка [2, с. 33].

Д.Ж. Андерсон считает, что необходимым условием осуществления любой лидерской основой является педагогическое нацеливание лидера, предполагающее педагогическую организацию мотивированных условий деятельности, направленную на приобщение личности в социально-значимые отношения со стороны лидера. [1, с. 10],

Так как модульное образование в основе одной из целей представляет формирование у обучающихся лидерских навыков, поэтому весь процесс строится на основе направлений вызывающих потребность в проявлении собственного «я». Поэтому важность обучения будет намного выше, чем ученик сможет наполниться знаниями сам, а учитель регулировать этим процессом - мотивообразовывать, реализовывать и формировать, давать консультацию, осуществлять контроль. Модульный урок, поэтому и отличается от обычного, потому что младший школьник учится самоработе, контактировать и оказывать помощь друг к другу, оценивать работу свою и своего товарища[5, с. 69].

Модульное обучение реализует способности младшего школьника, поэтому желающим часто предлагаются задания творческого характера. Такая работа помогает раскрыться и больше вступать в контакт с одноклассниками [5, с. 71].

Таким образом, основы модульной технологии большие, раскрывающие новые возможности и для обучающегося, и для педагога. Исходя из этого основное место в программе «учитель - ученик» занимает обучающийся, выполняющий задание в то время и с той основой понимания, осмысления и запоминания, соответствующей его личностным возможностям. Задания, подготовленные учителем, подразумевают деятельность обучающегося с заданиями учебников, хрестоматии, художественной, научно-популярной литературы, наблюдения, экспериментальную работу. При выполнении заданий школьник может проверить и оценить себя, посоветоваться с товарищем, если нужно поспорить с ним, попросить помощи, проконсультироваться с учителем. Всё это поможет развить лидерские качества обучающегося. Список использованной литературы:

1. Андерсон Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером. Советы американского психолога. Семья и школа. -М.: 1994. - №2.- 15 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. 5-е изд. - М.: Аспект Пресс. 2006. - 363с.

3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.

4. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.: Просвещение. 1977.

5. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - Москва.: 1996.

© Тополя Л.С., Савченко В. В., 2017

УДК 378.147:347.176

Хабарова К.В.

старший преподаватель кафедры РКИиМК БГИИК,

Тимофеева Н.А. доцент кафедры РКИиМК БГИИК, Малышева Н.А. старший преподаватель кафедры РКИиМК БГИИК

г.Белгород, РФ

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РКИ КАК ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В РОССИЙСКОЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация

В статье рассматривается процесс преподавания русской литературе иностранной аудитории

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

гуманитарного направления, где вся работа преподавателя направлена на создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества иностранных учащихся на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова

Социокультурное пространство, русский язык как иностранный, русская литература, иностранный студент, предвузовская подготовка.

Известно, что обучение русскому языку как иностранному является эффективным только в том случае, если проводится параллельно с познанием русской истории, культуры, современных реалий различных сфер жизни российского общества. «Каждый урок иностранного языка - это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру» [5, с. 25]. В этом отношении особо важным представляется обращение к чувственно-эмоциональной сфере жизни человека. Выход в культурное пространство изучаемого языка невозможен без обращения к душе, характеру носителей языка, где чувства и эмоции занимают главенствующее место.

В связи с этим в последние десятилетия признается особая роль обучения русской литературе в системе преподавания РКИ, т.к. художественная литература - это словесный вид искусства, который отражает материальную и духовную жизнь народа, его культуру в устных (фольклор) и письменных произведениях, хранит и передает из поколения в поколение нравственные ценности и идеалы. Любое из классических творений русской литературы обладает, разумеется, своим содержанием и своим воспитательным потенциалом. Художественные произведения обращены к разным сторонам души читателя и способствуют полноте и целостности развития языковой личности иностранных студентов.

Особенность учебного процесса на подготовительном отделении состоит в том, что русский язык изучается как специальный предмет на занятиях по русскому языку как иностранному, а на занятиях по общеобразовательным дисциплинам, в том числе и по русской литературе, он является одновременно и средством и предметом обучения.

Курс русской литературы, преподаваемый на этапе довузовской подготовки иностранных студентов, должен быть предназначен для учащихся, владеющих русским языком на элементарном уровне и собирающихся в дальнейшем продолжить свое обучение гуманитарным специальностям (филология, журналистика, дизайн, режиссура, актерское искусство, вокал, хореография и т.д.). Содержание дисциплины должно соответствовать современному Государственному образовательному стандарту по РКИ. Данный курс не может претендовать на глубину исследования. Это только введение в русскую литературу.

Цель курса - подготовить студентов-иностранцев гуманитарных специальностей к обучению на основных факультетах: ознакомить учащихся с наиболее важными понятиями литературоведения, литературными направлениями, русским фольклором, жизнью и творчеством самых ярких представителей русской литературы XIX века.

Задачи курса:

1. Дать определения важнейшим понятиям литературоведения (тема, идея, сюжет; образ героя, литературный персонаж) и научить студентов оперировать литературоведческими терминами.

2. Изучить основные литературные направления (течения), роды и жанры художественной литературы.

3. Познакомить студентов-иностранцев с жанрами русского фольклора.

4. Сформировать у обучающихся общее представление о жизни и творческом пути крупнейших русских писателей XIX века, об особенностях их творческой индивидуальности.

5. Научить студентов анализировать поэтические и прозаические произведения изучаемого периода:

- определять тему и идею;

- давать характеристики главным героям;

- выявлять художественные особенности произведений.

Необходимо отметить, что изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры) изучаются иностранцами-филологами с первого курса, но, знакомясь с высокохудожественными образцами русской классики на подготовительном отделении, уже можно начинать разговор о художественной образности. Еще на начальных этапах изучения русской литературы иностранные учащиеся

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

замечают, что обычная разговорная речь и речь поэтическая значительно отличаются друг от друга, но, несмотря на это, образность, изобразительные средства, особенности авторского стиля являются сложнейшими вопросами понимания художественного произведения иностранцами. В художественном тексте слово часто является многозначным. Многократное наслоение художественного образа затрудняет процесс восприятия его в иноязычной аудитории, поэтому необходимо уже на этапе довузовской подготовки делать попытки по формированию у студентов метафорического мышления. Конечно, это касается, прежде всего, будущих филологов, лингвистов, журналистов, но и не будет лишним для студентов, которые выбрали другие гуманитарные специальности.

В результате изучения курса русской литературы студент-иностранец должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- готовностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, нравственного, культурного, профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Выпускник подготовительного отделения также должен иметь следующие профессиональные компетенции:

- навыки устной и письменной коммуникации на русском языке как иностранном в профессиональной сфере;

- умение применять полученные знания для решения задач профессиональной деятельности.

Иностранный учащийся должен знать:

- минимум литературоведческой терминологии.

Студент должен иметь представление:

- о биографии и творчестве выдающихся русских писателей XIX века;

- об основных сведениях и области теории литературы;

- об основных литературных направлениях (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм).

Иностранец должен уметь:

- читать адаптированные художественные и учебные тексты по литературе;

- пересказывать прочитанный, воспринятый на слух учебный текст, отвечать на вопросы по тексту;

- строить монологическое высказывание по изученной теме с опорой на план, вопросы;

- принимать участие в диалоге, в беседе по изученной теме;

- понимать на слух монологическую и диалогическую речь на литературную тему;

- записывать содержание воспринимаемой на слух информации на литературную тему;

- конспектировать учебный текст по литературе;

- излагать письменно собственное высказывание на заданною литературную тему;

- производить упрощенный литературоведческий анализ художественного текста пока под руководством преподавателя.

Таким образом, задачи обучения литературе в процессе освоения иностранными учащимися русского языка на этапе предвузовской подготовки сложны и многообразны. Все они призваны помочь решить самые важные проблемы преподавания РКИ - научить иностранцев постигать смысл слова и ощущать его потенциальные возможности, развить навыки устной и письменной речи студентов, совершенствовать культуру их речи, привить вкус к чтению художественной литературы на иностранном языке, выработать речевое образное мышление.

Список использованной литературы:

1. Журавлева Л. С., Зиновьева М. Д. О работе с художественными произведениями в процессе обучения языку // Современное состояние и основные проблемы изучения преподавания русского языка и литературы. - М., 1982.

2. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М., 1973 (2-е изд. - М., 1983).

3. Лотман Ю.М. О содержании и структуре понятия «художественная литература»// Поэтика: Хрестоматия по вопросам литературоведения для слушателей университета / Сост. Ланин Б.А. - М.: Изд-во РОУ, 1992. -

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

168 с. - 5-23.

4. Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках иностранного языка. - М., 2002.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000.

©Хабарова К.В., Тимофеева Н.А., Малышева Н.А., 2017

УДК 378 172

Хохлова Ольга Алексеевна, кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна, кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРОНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Аннотация

Данная статья рассматривает основные условия совершенствования системы образования в сфере физической культуры, способствующие не только совершенствованию физических качеств, но повышающие адаптивность, самообучаемость и инициативность студенческой молодежи.

Ключевые слова

Физическая культура личности, гаманитаризация образования, физическая культура, самообразование, профессионально-личностные качества.

Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.

Однако для того, чтобы процесс обучения стал процессом развития личности, важно, в какой позиции он находится по отношению к предмету и процессу освоения его ценностного потенциала, чем мотивирован этот процесс и какую целевую направленность он имеет. Методико-практические занятия по физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода способствуют выявлению и развитию уникальных способностей, имеющихся у каждого студента, формируют физическую культуру личности.

Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи - важнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Центральными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура. Совершенно очевидно, что физическая культура студенческой молодежи - один из основных видов культуры общества в целом и культуры личности, поскольку всестороннего и универсального развития молодого человека за ее пределами осуществить невозможно.

Физическая культура в высших учебных заведениях представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.