Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2007. Вып. 1. С. 177-186
Преподавание основ православной культуры
В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Зверев В.О.
Директор воскресных школ при храме во имя вмч. Пантелеймона и храме в честь Владимирской иконы Божией Матери в Потапове, ЦО № 1492 г. Москвы (Южное Бутово). Окончил МИФИ, трехгодичные Богословские курсы при Московской Православной духовной академии и Московском государственном открытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова
В статье обобщен личный десятилетний опыт автора по преподаванию основ православной культуры в средней общеобразовательной школе. Даны также некоторые полезные методические рекомендации по преподаванию курса.
В 1990 г. вышел Закон Российской Федерации «О свободе вероисповедания», в котором разрешалось преподавание религиоведческих (в рамках учебной программы) и религиозных (факультативно, по желанию граждан) дисциплин в средней школе (ст. 9: «Светский характер системы государственного образования»). Это позволило всем специалистам, работающим в сфере образования, обратиться к проблеме восстановления в учебных учреждениях системы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В начале 1993 г. появилось письмо Министерства образования РФ о недопустимости атеистической пропаганды в школах и о введении религиоведческих курсов в школьную программу1. В преамбуле ныне действующего Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уже официально зафиксировано особое влияние православия на культуру и историю России.
В те же 90-е годы стали создаваться не только воскресные школы, но и православные гимназии, в некоторых общеобразовательных школах факультативно вводились предметы религиоведческого и культурологического направления, преподаватели этих курсов наибольшее внимание, естественно, уделяли православной культуре. Живое, вполне понятное желание нашего народа вернуться к своим
1 Письмо Министерства образования РФ № 47/20—11п от 19.03.1993.
историческим корням постепенно выразилось в формировании учебного предмета «Основы православной культуры».
Достаточно быстро возникла необходимость в централизации разрозненных усилий в этой области, но из-за довольно сильного влияния атеистического мировоззрения, господствовавшего в прошлом, быстро ввести курс ОПК было непросто. Кроме того, не хватало и соответственно подготовленных специалистов.
И все-таки, несмотря на все трудности при введении курса ОПК, статистика неумолимо свидетельствует, что большинство российских детей, их родители (в их числе и представители иных конфессий) считают курс ОПК нужным и интересным. Поэтому право изучать родную культуру должно быть таким же неоспоримым, как и право изучать математику, физику. Более того — это право должно быть приоритетным2.
Из опыта преподавания ОПК в общеобразовательных учреждениях г. Москвы
Первый урок по основам православной культуры был проведен мною в 1991 году. Это было начало моей педагогической деятельности3. В 1993/94 г. я уже вел кружок ОПК для учеников 5-х классов в своей родной средней школе № 770, где преподавал в качестве основного предмета математику. Сначала из трех пятых классов набралось пятнадцать человек, но постепенно выяснилось, что после уроков дети серьезными предметами заниматься уже не могут, а найти живую форму занятий по ОПК, тем более тогда, при отсутствии методических разработок по этой теме, было трудно. Но многие ребята, став взрослыми, помнят те уроки математики, где я пытался хотя бы немного говорить о Боге. Думается, преподавание естественнонаучных предметов с разных позиций, в том числе и богословских, а не только атеистических, весьма продуктивно. Это расширяет узкие (предметные) границы полученных знаний.
Позже, в 1996 г., в той же школе мною была вновь предпринята
2 В 1990 г. Россия присоединилась к европейской «Конвенции о правах ребенка», в которой декларируется право ребенка получать образование, способствующее воспитанию уважения к «культурной самобытности, языку и ценностям, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
3 По специальности я инженер-физик, окончил МИФИ и никогда раньше не думал о педагогической деятельности, тем более о работе в качестве учителя ОПК, но полученные знания в этой области, желание принять посильное участие в восстановлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков утвердили меня в этом роде деятельности.
попытка ввести факультативно основы православной культуры. На первое занятие пришли человек 12—15, но традиционная, учебнопросветительская форма проведения уроков опять не имела успеха, и в конце концов остался один мальчик из воцерковленной семьи, с которым мы стали делать православную газету.
В 1995—1998 гг., работая в школе-лицее при Государственной академии славянской культуры уже в качестве преподавателя ОПК, я организовал кружок по церковнославянскому языку, но результат был аналогичный, то есть дети с интересом изучают православную культуру на основных уроках, но после занятий им нужны подвижные игры на свежем воздухе. Вывод здесь можно сделать один: факультативная (то есть необязательная, кружковая) форма проведения ОПК, которую нам по-прежнему предлагают (а мы часто соглашаемся), скорее всего, не даст никаких положительных результатов. Об этом свидетельствует и опыт других преподавателей. Следовательно, необходимо добиваться включения ОПК в основную сетку часов (в школьный или региональный компонент). Положительный результат в немалой степени будет зависеть от настойчивости родителей и благожелательного отношения школьной и региональной администраций. Конечно, можно разрабатывать и игровые формы занятий по ОПК: православный театр, православное краеведение, изучение православной духовной музыки и др., но это потребует, во-первых, уже совсем других специалистов, во-вторых, в этом случае ожидать от детей серьезных результатов в области знаний по ОПК уже не придется. Хотя все это, естественно, должно иметь место в качестве параллельных структур обучения.
Преподавание ОПК в Академии славянской культуры велось с 1-го по 11-й классы по одному часу в неделю4. Нужно было выработать общую линию на десять лет учебы и составить программы для каждого класса. Все это делалось фактически впервые, нужно было подобрать учебные пособия для каждого возраста, разработать тематику уроков. Постепенно, после двух лет работы с детьми в академии, общая линия стала ясна. Первые классы кратко знакомились с библейской историей и церковным календарем, 5-й класс изучал основы церковнославянского языка, 6—8-е классы — историю Церкви и частично апологетику. 9-й класс знакомился с религиозной картиной мира и сравнительным и нравственным богословием. 10-й и 11-й классы занимались этим более углубленно, тем более что в то время
4 Назывался курс, правда, по-разному: религиоведение, основы духовной культуры, история мировых религий, история религиозной культуры. Но при этом православие оставалось главным содержанием предмета.
(1996—1997 гг.) появились одобренные Министерством образования учебные пособия по религиоведению. Правда, они были довольно сложные для подростков, и изучению православия там уделялось относительно небольшое время. Лучшим среди них можно назвать учебник, вышедший в издательстве «Просвещение» под редакцией Я.Н. Щяпопова, А.И. Осипова и др.5, но в нем, к сожалению, отсутствовали иллюстрации.
Очень хорошо в старших классах воспринимался курс апологетики (часть этого курса присутствует в вышеназванном учебнике) по учебному пособию А.И. Осипова «Основное богословие» (издание 1994 г.), более известное сейчас как «Человеческий разум в поисках истины»6. Курс апологетики, по нашему мнению, должен быть составной частью курса ОПК, иначе разговор о православной культуре будет лишен глубинного основания и станет напоминать курс по изучению мифов Древнего мира.
Через три года мне было предложено преподавать ОПК в православных классах (в классах с этнокультурным компонентом) средней школы № 262. К сожалению, методы преподавания православной культуры в этой школе не совпадали с моим видением этого предмета: программа была перегружена информацией и требовала буквально «зубрежки», кроме того, она, с моей точки зрения, была оторвана от реальной жизни и интересов детей.
Надо пояснить, что почти все дети, начинающие изучать православную культуру в школе, из невоцерковленных или маловоцерков-ленных семей, поэтому говорить с ними о православии нужно с азов, а на это, за исключением самых маленьких, требуется достаточно много времени.
В работе с самыми маленькими детьми необходимо использовать наглядные пособия (иконы, картины, слайды), даже элементы кукольного театра здесь не помешают. В младших классах (1—5-й) лучшей формой занятий является обычный урок с творческими элемен-
5 Щяпопов Я.Н., Осипов А.И. и др. Религии мира. М., 1994.
6 Некоторые преподаватели считают, что «апологетический подход в преподавании ОПК является противоположной дурной крайностью по отношению к атеистическому курсу религиоведения», но наследие идеологии атеизма сегодня еще настолько велико, что апологетика просто необходима в школе, иначе чем же тогда является атеистический курс религиоведения по отношению к курсу апологетики, как не той же «дурной крайностью»? (См., например: Каменский А.А. и др. Биология для 9-го кл. М., 2002.) Школьные курсы почти по всем предметам остались атеистическими. Это касается не только биологии, но и таких предметов, как физика, химия и др. Дети в школе постоянно сталкиваются с пропагандой атеизма, эволюционизма, других подобных гипотез, которые и в сегодняшних учебниках подаются как единственно научные.
тами (рисование, раскрашивание икон, изготовление макетов храмов, конкурсы).
В старших классах (6—11-й) проходили уроки-беседы за круглым столом по вопросам, которые интересовали самих ребят. В этой возрастной категории такая форма работы наиболее плодотворна, что подтверждается и другими известными преподавателями (Т.А. Полетаева, О.Л. Янушкявичене).
Еще три года работы в частной школе и детском саду «Эрудит», а также в так называемых русских средних школах № 1148 и № 868 позволили сделать вывод: главная инициатива по введению курса ОПК на сегодняшний день исходит от директора школы или от активных родителей.
В школе № 1148 им. Ф.М. Достоевского удалось за год работы в 6—9-х классах заинтересовать многих детей предметом ОПК. Всего обучалось около двухсот человек, причем разных национальностей и вероисповеданий, что, однако, никого не раздражало — ни детей, ни родителей, и не вызывало никакого отторжения ОПК. Наблюдения за школьниками всех возрастов показали, что для многих подростков было открытием узнать, что христианство говорит о любви к иноверцам и терпимости, а историческая связь религиозных учений — христианства, ислама и иудаизма играет объединяющую роль в отношениях между детьми разных национальностей и вероисповеданий.
Но при этом надо отметить, что многие дети, особенно старшеклассники, уже настолько далеки от духовной составляющей их жизни, что беседы о православии им совсем неинтересны.
В школе № 868 мне было предложено работать с двумя 10-ми классами, при этом сначала, в течение 5—6 занятий, ученики должны были посещать курс в обязательном порядке, а затем занятия переводились на добровольную основу, и их могли посещать уже только те, кто захочет продолжить обучение. Администрация школы поставила этот предмет в расписании занятий последним, причем в пятницу, что, конечно же, привело к тому, что регулярно на занятия ходили только 5—7 человек. Тем не менее этот факт надо было бы отметить как положительный результат (нынешние подростки очень сложные в духовном отношении), но в школе отказались от дальнейшего проведения занятий. Формальной причиной прекращения занятий послужило то, что по нормативам Департамента образования Москвы кружок может быть оформлен только при наличии 15 учащихся. Еще одной причиной отказа администрации школы от проведения занятий по этому предмету служит процесс прохождения лицензирования, особенно в Москве. Многие, даже частные, школы именно из-за
этого отказываются от введения предмета в образовательную программу — слишком много проблем. То есть даже при наличии желания ввести основы православия нужны еще дополнительные усилия со стороны инициативной группы, чтобы предмет ОПК стал реальностью в школе.
Кстати сказать, в этой же частной школе после прекращения уроков по основам православной культуры некоторые родители-мусульмане, несмотря ни на что, настояли на введении для своих детей предмета по основам ислама, что еще раз подтверждает вывод: главная инициатива должна исходить от родителей. В этой ситуации, думается, могло бы помочь родителям и директорам школ издание нормативных документов и материалов о возможности введения ОПК в средней школе, ведь многие до сих пор считают, что это запрещено.
Некоторые рекомендации по ведению курса ОПК
Курс обязательно должен быть включен в число основных предметов для верующих или тех учащихся, кто так или иначе чувствует себя сопричастным православной вере (т.е. крещен или собирается принять крещение). Прохождение курса должно фиксироваться в основном журнале или журнале дополнительного образования с разъяснением учащимся важности изучения предмета в школе. Уроки желательно проводить в начале или середине учебного дня. Нужно предупредить, что факультативность и добровольность курса означает свободу его выбора учеником и родителями, но не свободу его посещения, т.е. для свободно избравших он становится таким же обязательным для посещения, как и базовые предметы. Не рекомендуется ставить этот предмет последним или вообще в отрыве от базовых предметов, т.к. дети могут уйти с последнего урока (если он к тому же еще и не основной), даже если он им и очень нравится. Любой серьезный, а не игровой курс должен преподаваться в нормальных условиях, в том числе и по времени. Курс ОПК должен преподаваться в качестве основного урока достаточно грамотным в религиозном отношении человеком, желательно с педагогическим образованием.
1. Если преподаватель поставлен администрацией в невыгодные условия, то можно рекомендовать ввести в курс не только познавательные, но и игровые элементы, что тем не менее весьма проблематично для серьезного понимания предмета и не всегда приносит положительные результаты.
2. Для стимулирования процесса обучения должна быть применена система оценок, обычная для средней школы. Предмет должен
стать в сознании учащихся таким же необходимым, как математика, русский язык и другие. Но оценки не должны становиться при этом самоцелью — это дело второстепенное, и их надо применять только тогда, когда предмет включен в число обязательных.
3. Программа курса должна быть реальной, учитывающей все особенности сегодняшних детей, их почти полную беспомощность в духовном отношении. Здесь важнее не четкое следование какой-то программе (тем более если она разработана не преподавателями-практиками), а нахождение живого контакта с детьми.
4. Она не должна быть перегружена информацией, особенно если та не востребована детьми. Лучшая форма урока здесь — это беседа, и нужно стремиться к тому, чтобы дети учились задавать вопросы и задавали их как можно больше7. Таким образом усваиваются самые разнообразные знания, в том числе и достаточно трудные. Конечно, это крайний метод, в идеале нужно добиваться живого и добровольного интереса со стороны учащихся и пользоваться современными учебными программами.
5. Классы лучше делить на группы по десять человек с целью достижения лучшего контакта между детьми и преподавателем. К сожалению, сегодня, как было сказано выше, для ведения факультатива требуется минимум пятнадцать учащихся, а для базового курса — двадцать пять. При таком количестве учащихся теряется личностный подход, а именно здесь он необходим.
6. К преподаванию должен допускаться только верующий человек, так как важно, чтобы дети получили не частные толкования тех или иных лиц, а истинные религиозные знания и могли почувствовать всю глубину православия, которое, как известно, «не доказуется, а показуется»8.
7. Новые учебные пособия должны применяться с большой осторожностью, так как их авторы порой еще недостаточно грамотны в
7 Однажды на уроке (9-й класс) дети не захотели читать учебник по Закону Божию прот. С. Слободского (учебников по ОПК тогда не было вообще).Пришлось прибегнуть к «военной хитрости»: оценка ставилась не за ответ учащегося, а за его вопрос преподавателю по программе курса. При этом дети в поисках наиболее сложного вопроса для учителя начинали с интересом листать учебник.
8 Вызывает недоумение позиция некоторых, даже православных, специалистов, которые добровольно отказываются от необходимости утверждения православной веры педагогами ОПК и требуют от них давать только знания о православии, безотносительно самой веры. Но веру нельзя при всем желании навязать, зато ее легко разрушить, если требовать от ученика четко выученных знаний. Такой подход, думается, насаждает, так сказать, «просвещенный» атеизм, который, по сути, еще более негативен, чем «простой». Опасно незнание, но в сотни раз опаснее знание без нравственной опоры.
религиозном отношении. Вызывает сожаление, что критика таких новых пособий, порой и жесткая, расценивается некоторыми православными авторами как враждебное действие и влечет раскол в рядах нынешних православных педагогов, что не способствует продуктивному развитию этой области образования.
8. Главное в обучении ОПК — это не информирование, а воспитание, и поэтому надо делать упор не на накопление знаний, а на привитие детям положительных качеств. Хорошо при этом применять чтение и обсуждение небольших нравственных рассказов, например Бориса Ганаго, Владимира Крупина. Нужно хорошо продумать, как на практике научить детей исполнению тех моральных правил, о которых они узнают на уроках ОПК. Без такого практического опыта учащиеся вырастут «с большими головами, но маленькими сердцами». Это острейшая проблема и воскресных школ. Нужно приучать детей «делать добро», а не рассуждать о нем. Это сложно, но «вера без дел мертва».
9. Примерное содержание программы при непрерывном обучении с 1-го класса для младших классов должно включать элементарные знания Библии и церковного календаря, для средних — историю Церкви и богослужение, для старших — апологетику и сравнительное богословие (религиоведение).
10. Прежде чем приступать к изучению Священного Писания и Предания, необходимо сначала постараться очистить сознание детей от клишированных понятий, идущих еще с атеистических времен, заставить их как бы остановиться, задуматься над тем, как они живут, что делают, слушают, чего не делают, в чем заключается главный смысл жизни человека. Без этого серьезное изучение Священного Писания, к сожалению, не приведет к желаемому результату.
11. Преподаватель должен четко определить духовный уровень учеников и не стараться дать им всем и сразу побольше «твердой пищи», а питать их ум и сердце тем, что они способны переварить.
12. Если обучение начинается в старших или средних классах, то, не забывая о живом характере общения, все же давать детям хотя бы самые основные сведения о Священной истории, предварив их, как сказано выше, курсом апологетики. Сейчас издано достаточное количество брошюр и даже учебников по этой теме.
13. Количество учебных часов на прохождение предмета желательно увеличить хотя бы до двух в неделю, так как за один час добиться хорошего усвоения предмета весьма проблематично.
14. Очень важно, чтобы изучение ОПК было застраховано от принудительности, навязчивости, «обязаловки». Только осознание
необходимости духовных знаний самими учащимися и их родителями сделает предмет полезным и нужным. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что поначалу желающих серьезно изучать предмет будет немного. Но именно эти ученики впоследствии станут той закваской, которая поднимет остальных учащихся, показав им, что духовное просвещение преображает человека, делает его спокойнее, добрее и ум нее.
15. Необходимо хотя бы два-три раза в год организовывать посещение детьми богослужения, особенно во время церковных праздников. Желающих по возможности подготовить к таинствам Исповеди и Причастия. Это самый лучший наглядный урок по основам православной культуры. Дети очень любят богослужения, они преображаются, участвуя в церковных службах.
16. Хорошо если преподаватель ОПК сумеет организовать контакты администрации светского учебного заведения со священниками ближайшего к нему храма. Служителя Церкви больше уважают, чем простого мирянина, и все пойдет легче под его водительством и бла го сло ве ни ем.
17. В школе необходимо иметь особый кабинет по ОПК, где находились бы не только наглядные пособия, но была бы создана особая духовная атмосфера.
18. Важно добиться также наглядности в обучении, используя и современные технологии.
Выводы
1. Главная задача на сегодняшний день — это создание единого учебного курса ОПК. К сожалению, до сих пор мало хороших учебных пособий для разных возрастных категорий, особенно для старшей школы, и писать их надо коллективно, с привлечением разного рода специалистов, особенно учителей-практиков.
2. Необходимо создавать региональные центры помощи тем школам, где есть желающие обучаться основам православной культуры. Было бы желательно, чтобы в их организации участвовали епархиальные отделы религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, духовные учреждения, а также администрация сферы образования всех уровней.
3. Усвоение предмета требует, особенно вначале, всяческой поддержки со стороны администрации, так как курс ОПК — новый для обычной школы, нет еще достаточного материального и методического обеспечения, преподаватели чаще всего неопытны, и требуются время и повышенное внимание, чтобы курс ОПК органично вошел в
школьную программу. К сожалению, у директоров школ бывает много других проблем, поэтому преподаватель должен быть готов выполнять огромную работу по апробации курса.
4. Необходимо находить способы стимулирования молодых выпускников православных вузов идти работать в школу в качестве преподавателей ОПК.
Несмотря на объективные и субъективные трудности, введение ОПК в школах России является сегодня долгожданным, необходимым и поистине народным явлением. В тех регионах, где курс уже введен, дети, родители и преподаватели в подавляющем большинстве высоко оценивают его роль в повышении духовно-нравственного уровня учащихся. Что касается Москвы и других мегаполисов, то надо учитывать особое состояние детей в них, оторванность от природы, перегруженность информацией, дурными развлечениями, чтобы быть готовыми к долгому ожиданию положительных изменений в их поведении.
В заключение хотелось бы отметить, что преподавание ОПК — это не только общецерковное, но и общегосударственное дело. Более того — дело общественное, то есть наше с вами, а потому именно мы должны приложить максимум усилий для внедрения в современную систему образования предметов по духовно-нравственному совершенствованию наших детей.
Teaching the bases of orthodox culture in the secondary school
V.O.ZVEREV
In the article the personal ten years' experience of the author on teaching the bases of the orthodox culture in secondary school is generalized. Some useful methodical recommendations on teaching are also given.