УДК 373 : 2
Т. С. Пронина, А. С. Казенное Знание о религии в современной российской школе
В статье проводится анализ концептуальных оснований введения и реализации в общеобразовательных школах дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», а также конкретный опыт реализации данного курса. В тексте используются официальные данные и результаты независимого мониторинга внедрения и опыта преподавания «Основ православной культуры» в школах Тамбовской области. Ключевой вывод авторов состоит в том, что у детей формируются глубокие представления о религиозной культуре только в результате системного подхода, когда устанавливаются межпредметные связи, знание, полученное на уроках ОПК, закрепляется на дополнительных занятиях, получает творческое применение в ходе подготовки внеучебных мероприятий, «акций добра и милосердия», коллективных проектов по темам, актуальным для учащихся.
The article analyzes the introduction in schools of the discipline "Basics of religious cultures and secular ethics", as well as specific experience in the implementation of the course. The text uses the official data and the results of independent monitoring. A key conclusion of the authors is that children have formed a deep understanding of religious culture as a result of system approach, where interdisciplinary connections are established, the knowledge obtained in the classroom, assigned for extra help in preparing projects on topics relevant to students.
Ключевые слова: знания о религии в школе, основы православной культуры, проблемы подготовки педагогов, мнение родителей.
Key words: foundations of the Orthodox culture, knowledge about religion in school, the problem of teacher training, the parents' opinion.
В связи с произошедшими в 1990-х гг. в стране социально-политическими изменениями возросла роль религии в жизни общества и отдельного человека. Закономерно возник вопрос об изучении религиозного наследия, особенностей религиозных культур народов России. В постсоветский период в общеобразовательных школах появляются факультативные предметы, затрагивающие темы о религии, по приглашению родителей священнослужители разных религий также вне рамок учебного плана знакомят детей с историей своей религии, ее обрядами, традициями, ведут беседы на нравственные темы. Согласно общероссийским опросам, значительное число россиян в 2009 г., т. е. в начале введения предмета о религиях в российских школах, отвечали положительно на вопрос: «Должен ли быть в школе предмет, связанный со знанием о религии?» [2]
В предложенной Русской православной церковью «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой
© Пронина Т. С., Казеннов А. С., 2017
образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура"» в качестве основных целей такой инициативы были обозначены пункты, отражающие имевшийся социальный запрос:
- развитие воспитания детей в системе государственного и муниципального образования, расширение возможностей для формирования духовной культуры и нравственности детей в общеобразовательных учреждениях, что сознается обществом как одно из основных условий преодоления негативных социальных тенденций и процессов;
- реализация образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие, в том числе конфессиональные, группы населения в Российской Федерации, их детей в государственной и муниципальной системе образования, в общеобразовательных учреждениях;
- упорядочение практики изучения в общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры разных конфессий, а также других мировоззренческих, этических, философско-религиоведческих учебных курсов, разработанных на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов [4].
Однако реакция общества на введение в школах предмета о религии была и остается неоднозначной. Главный раввин России Берл Лазар назвал предложенную систему неправильной:
«Любое разделение людей в рамках школы по религиозному признаку в нынешних российских условиях взрывоопасно. Это может стать толчком к разделению учеников в классе, последствия чего могут быть опасны не только для представителей неосновных религий России, но и для православия» [9].
С ним был не согласен председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России Зиновий Коган: «Эта система даст возможность изучать свою культуру и религию. Правда, могут возникнуть проблемы у меньшинств, но о них должны подумать культурные общества и организации». По его мнению, наравне с глубоким изучением конкретной религии стоит ввести и общий курс истории вероисповеданий. Эту позицию поддержал Ахмар Завгаев, депутат Госдумы: «Православная, мусульманская и буддийская культура имеет одни истоки. А такое преподавание будет консолидировать наше общество, цементировать межконфессиональные отношения и воспитывать подрастающее поколение»1.
Совет муфтиев России считает возможным преподавание предмета «История традиционных религий России», общего для всех школьников, независимо от их религиозной и национальной принадлежности:
«Совет по исламскому образованию разделяет озабоченность общественности сегодняшним состоянием нравственного воспитания подрастающего поколения, но считает, что конфессиональное разделение школьников при изучении дисциплин духовно-нравственного компонента приведет в будущем к разделению общества и к утрате общих ценностей и ориентиров, определяющих единство нации и российского государства.
1 Материалы обсуждения были опубликованы на ресурсе Газета. ру № 242 от 25.12.2007.
Кроме того, разделение школьников с первого по одиннадцатый класс по национально-конфессиональному признаку при преподавании «Православной культуры», «Исламской культуры», «Иудейской культуры» неминуемо приведет к изоляции отдельных школьников и целых групп, к возникновению конфликтов в детской среде и формированию оснований для проявлений агрессивности и экстремизма в будущем» [10].
Мнения и в самой РПЦ изначально были не единодушны. Так Андрей Кураев, автор учебника по православной культуре для 4 класса, высказывал озабоченность:
«Если Церковь начнет говорить с учителями властно, на языке «вы обязаны», если в каждую школу будет послан циркуляр - то Церковь предстанет в глазах учителей не как мученица, а как гонительница. И свое недоумение, обиду и несогласие учителя понесут в классы. И тогда еще одно поколение будет воспитано на убеждении, что от Церкви надо держаться подальше» [5].
В чем стороны единодушны - это в том, что для введения данного предмета в школе нет достаточных кадров, обладающих необходимыми знаниями. Оптимистично смотрят на эту инициативу только сторонники «идеологическо-формального» подхода: «Все члены совета1 сошлись во мнении, что духовно-нравственное воспитание является идеологической основой государства» [3]. По мнению представителей такой позиции, проблема отсутствия преподавателей «Основ православной культуры» (ОПК) разрешима за счет курсов повышения квалификации учителей-предметников. Но нет ответа на вопрос: «А кто будет учить учителей?»
Образование - это многоуровневая система, включающая обучение учащихся, базовую подготовку учителей и уровень повышения квалификации. При стремительном обновлении информационного контента, когда учащиеся, завершая обучение, фактически должны начинать вновь учиться из-за принципиального устаревания полученных знаний, важнейшей является именно система переподготовки и повышения квалификации. Последняя сущностно связана, как и было ранее, с высшей школой, которая аккумулирует ресурсы, необходимые для осуществления данной деятельности: это исследователи и видные ученые в разных областях науки и образования, учебно-методические разработки, площадки для обмена опытом и проведения экспериментальных исследований, апробация результатов. Но приходится констатировать, что произошла неоправданная трансформация института повышения квалификации в структуре российского образования: он превратился в самодостаточное, самовоспроизводящееся учреждение, что девальвирует его значение, стал еще одним из многочисленных управленческих органов.
Мы изучали ситуации с преподаванием предмета о религии в отдельном российском регионе в течение нескольких лет, что позволило собрать репрезентативный материал, характеризующий данный эксперимент многоаспектно. В Тамбовской области данный проект реализуется в соответствии с «Концепцией включения в новое поколение государственных
1 Попечительский совет ЦФО по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия».
стандартов среднего образования предмета "Православная культура"». Процесс введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) контролируется Епархиальным управлением и находится в ведении руководителя отдела религиозного образования и катехизации, имеющего высшее, но военно-техническое образование и являющегося решительным сторонником вышеназванного идеологического подхода. Для более эффективной работы в рамках апробации проекта епархией и региональным Управлением образования была создана совместная рабочая группа по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» [12].
Оказалось, что фактически общественность, родители, представители высшей школы не участвуют в обсуждении и реализации этой инициативы. Примечательно, что работники Управления образования и науки проводят консультации только с представителями Епархиального управления, даже по вопросу определения альтернативного курса для людей, выбирающих предмет «Основы светской этики». Таким образом, нарушается пункт самой «Концепции включения... "Православной культуры"»: «К подготовке и экспертизе ориентировочных образовательных стандартов по соответствующим учебным предметам, примерных учебных программ привлекаются работники научных центров, преподаватели вузов.» [4].
Действительно, в Законе «Об образовании в Российской Федерации» прописано:
«Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке» [6].
Однако в тексте Закона не указано, что религиозная организация осуществляет отбор и контроль кадров для преподавания дисциплин о религии. Экспертиза же, на наш взгляд, должна носить теологический характер и анализировать содержание программы, дисциплин, учебно-методических материалов. Это поднимает вопрос о наличии экспертов в религиозных организациях и требований, предъявляемых к ним. Справедливо, чтобы характер этих требований был аналогичен критериям в сфере любой экспертной деятельности: не только факт институциональной принадлежности, но и наличие базового (в данном случае теологического), образования, опыт преподавания, научные публикации, учебно-методические разработки в сфере религиозного образования или преподавания предметов о религии.
В 2009 г. Президент РФ Д. А. Медведев и министр образования А. А. Фурсенко внесли ясность в этот вопрос: преподавать предметы в рамках образовательной области ОРКСЭ в школу придут светские специ-
алисты в области знаний о религиозных культурах и этики [11]. Таким образом, задача данного курса - не приобщение к вере и не привлечение к участию в религиозных практиках, а формирование у детей знаний о культуре одной или нескольких религий. Очевидно, что задача очень широкая. Следовательно, как педагогам, реализующим этот курс, так и в еще большей степени экспертам необходимо обладать широкими профессиональными компетенциями в области знаний не только педагогических технологий, методик, но еще истории и культуры религий, религиозного искусства, особенностей культовой деятельности, организации религий, межконфессиональную проблематику и многое другое.
На наш вопрос о том, кто будет вести этот предмет в школах Тамбовской области, руководитель епархиального отдела религиозного образования дал однозначный ответ, что решать, кого допустить к реализации этой дисциплины, будут представители епархии. В качестве основного критерия отбора он обозначил «воцерковленность» преподавателя, не уточняя, что это означает.
Данный термин ввела в научное употребление В.Ф. Чеснокова [14], но российские исследователи справедливо отмечают его неоднозначность и сложность применения. При использовании данного понятия ученые в зависимости от конкретной исследовательской задачи формируют комплекс критериев «измерения воцерковленности». Обычно рассматривают регулярность посещения богослужений, исповеди, причащений, исполнения постов. Можно предположить, что руководитель епархиального отдела образования имел ввиду наличие опыта церковной жизни у учителя. Можно согласиться, что личный опыт участия в религиозных практиках позволит учителю рассказать о них более содержательно. Однако, несомненно, что это не отменяет необходимости вышеназванных профессиональных компетенций, формируемых в ходе получения базового образования, - религиоведческого или теологического.
Подход же к отбору кадров, озвученный епархиальным чиновником на региональном уровне, но распространенный повсеместно, следует признать недопустимым, да и неосуществимым в связи с простым процедурным вопросом: как проконтролировать наличие опыта «воцерковленности» у учителя. Это возможно только в случае введения контроля за мировоззренческой, религиозной жизнью, что противоречит конституционным статьям.
В итоге, во-первых, осуществить заявленный контроль оказалось невозможно; во-вторых, найти такое количество «воцерковленных» учителей также оказалось неосуществимой задачей. Учителя, как социальный срез, обнаружили все черты массового портрета современного россиянина. Ситуация, в частности, отражается в расхождении формально декларируемой религиозности россиян с уровнем исполнения ими религиозных практик, мотивации поведения, выбора социальных практик религиозными постулатами [8].
По данным Центра религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета, 89,5 % жителей области назвали себя православными. При этом верующими себя назвали 85,7 %, более того,
только 56,8 % уверенно назвали себя верующими, тогда как 28,9 % предпочли выбрать вариант «Я, скорее, верующий». Только 6 % опрошенных, по их признанию, регулярно участвуют в жизни церкви, общины, посещают богослужения, большинство же - более 60 % - посещают богослужение, храм по большим праздникам (Рождественское, Пасхальное богослужение) или в связи с такими событиями, как крещение, венчание, панихиды, прибытие икон , мощей , других святынь 1.
На сегодняшний день уроки по ОПК в школах области ведут учителя начальных классов либо предметники (чаще всего это преподаватели мировой художественной культуры, литературы). Беседы с учителями показали, что в большинстве своем они не имеют ни необходимых знаний, ни мотивации преподавать такой курс. К примеру, среди наших собеседниц было несколько таких, которые открыто заявили, что имеют атеистические убеждения. Все наши собеседницы без исключения отметили, что десятидневные курсы повышения квалификации не могут дать полноценной подготовки для ведения курса «Основы православной культуры». А знать необходимо немало: историю христианства в целом и православия, содержание православного вероучения, нравственное учение, обряды, традиции, христианское искусство и другое, что за десять дней не освоить.
В 2014 г. в одном из своих выступлений митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий говорил об отсутствии у учителей ОПК систематических знаний о вере и христианских традициях в связи с тем, что они не получили православного воспитания в семье, о духовно-психологической неготовности части педагогов к преподаванию ОПК [13].
Следующий момент, на который сложно не обратить внимание, - в том, что для реализации инициатив в данной сфере активно используется административный ресурс. В интервью телеканалу «Союз» тамбовский архиерей отметил:
«Мы взаимодействуем не только в плане возрождения святынь. Я хотел бы сказать, что на Тамбовщине очень многое делается в плане воспитания молодежи. Здесь у нас очень добрые отношения с Управлением образования нашей области, с директорским корпусом, с педагогами, родительским сообществом». Результаты такого взаимодействия весьма значительны: «На Тамбовщине сегодня 96 % родителей избрали для своих детей преподавание «Основ православной культуры». На некоторое недоумение журналиста о том, что это уж слишком большой процент, владыка отвечает, что за этим стоит большая работа, и уверенно высказывает мнение, что так и должно быть: «родители действительно осознают важность воспитания своих детей на тех ценностях, которые проповедует христианство. Это действительно хорошие показатели, которые были
1 Основная цель исследования - изучение влияния религии на систему убеждений, мотивацию поведенческих актов, социальные практики современных россиян на примере жителей российских регионов. Метод исследования - анкетный опрос на основе разработанного инструментария. Сроки исследования: октябрь-ноябрь 2017 г. Генеральную совокупность составили жители Тамбовской области. Выборочная совокупность - 1200 респондентов. При обработке данных использовался пакет программного обеспечения Portable IBM SPSS Statistics v19.
достигнуты только благодаря тому, что есть доброе и взаимополезное со-работничество» [1].
В 2010 г. комиссия в составе представителей Тамбовской епархии, института повышения квалификации, учителей школ отмечала, что существуют трудности в реализации данной инициативы. Среди основных проблем назывались: низкая мотивация у учителей, сложность предмета по содержанию для учителей начальных классов, так как требует от них большой эрудиции. Проведенный в 2009 г. первичный мониторинг отношения родителей к выбираемым модулям показал, что 55 % родителей выбрали ОПК, 37 % - «Основы светской этики», 7 % - «Основы мировых религиозных культур» [12]. Данный результат комиссия оценила отрицательно и приняла решение провести повторный мониторинг, предварительно поработав с родителями, завучами, учителями. Возникла необходимость вторичного мониторинга «под контролем сотрудников Управления образования» (курсив авторов). По итогам второго мониторинга уже 92 % родителей выбрали ОПК, из чего можно сделать вывод об успешности предпринятых мер.
В качестве независимых исследователей мы параллельно проводили в 2012-2017 гг. свой мониторинг ситуации с внедрением и опытом преподавания курса ОПК в школах города и области, что включало в себя целый комплекс мероприятий: анкетирование, присутствие на родительских собраниях, на которых обсуждался данный вопрос, беседы с учителями, которым предстояло вести этот предмет, и теми, кто уже имел опыт преподавания подобных дисциплин, проверка остаточных знаний.
На вопрос «Какой предмет должен преподаваться в школе?» в 2013 г. из предложенных вариантов в сумме 34,54% опрошенных жителей Тамбовской области выбрали «Основы православной культуры» и «Основы православных знаний», также в сумме 40,98 % выбрали «Историю религий» и «Религиоведение», 10 % - «Духовное краеведение», а 12,63 % ответили, что никакой из названных (рис. 1).
□ Основы православных знаний, культуры
□ История религий, основы
религиоведения □Духовное краедение
□ Никакой
Рис. 1. Какой из названных предметов должен преподаваться в школе? (%)
Примечательно уже то, что в сравнении с результатами пилотного опроса, который проводился на год раньше основного этапа анкетирования, возросло число тех, кто ответил, что подобного предмета не должно быть в школе: с 8 % до 12 %. Опрос 2017 г. представил нам существенно иную картину: за «Основы православной культуры» сделали выбор 28 % респондентов, за «Основы мировых религиозных культур» - 16 %, «Основы светской этики» выбрали 34,5 % и уже 21 % высказались, что такого предмета не должно быть в школе1.
Анкетирование, проводившееся только в одной из школ города Тамбова также в 2017 г., но именно среди родителей, которые должны были сделать выбор модуля, а не всех жителей, как в предыдущих опросах, выявило 16 % тех, кто считает, что религиозное образование не нужно, и 32 % тех, кто считает, что религиозное образование должно быть только в семье2. Такие результаты отражают наличие напряженности в обсуждении этой темы, отсутствие у инициирующей стороны внимательного подхода, неспособность учителей, администрации школ аргументировать необходимость введения предмета о религии в и без того перегруженный учебный график.
Это подтверждают и результаты наших включенных наблюдений. Порядок введения данного курса предполагает рассмотрение этого вопроса на родительском собрании, где родители должны сделать выбор модуля в рамках данного образовательного предмета. Формат родительских собраний, на которых мы присутствовали как родители учеников и о которых нам рассказали другие родители, был обычно таким: классный руководитель 4-го класса ставит в известность, что в последних четвертях этого класса и первой четверти 5-го класса будет преподаваться предмет о религиях. На вопрос родителей «зачем он нужен?» учителя, как правило, отвечают, что «нашим детям нужно знать о своих традициях, в том числе религиозных». На вопрос: «можно ли отказаться от этого предмета» - ответ отрицательный, так как предмет обязательный для всех. Последнее свидетельствует о том, что постепенно в ходе реализации этой инициативы произошел отход от первоначально провозглашенного принципа о добровольности изучения данного курса. Далее учителя, информируя о том, что существует несколько модулей для выбора, резюмировали, что все должны выбрать «Основы православной культуры». На вопросы «почему?» и «нельзя ли выбрать другой модуль?» звучали ответы: «ОПК - это изучение нашей традиционной культуры», «другие модули все равно некому преподавать, так как нас на курсах повышения квалификации учили только "Основам православной культуры"».
Каковы же конкретные результаты введения в школах Тамбовской области предмета «Основы православной культуры» и что же мы имеем на практике?
1 Анкетирование жителей Тамбовской области, 2017 г., Выборочная совокупность: 1200 человек.
2 Анкетирование родителей одной из школ Тамбова, февраль 2017 г. Выборка: 44 родителя.
Результат получился вполне закономерным: учителя на уроках разбирали с детьми материал учебников и, не имея глубоких познаний в области православия, преподносили собственные, порой весьма своеобразные, представления о православной культуре. Нередко у детей формировалось довольно искаженное знание в этой области. Пожалуй, наиболее частый вариант по итогам этого курса, который мы фиксировали, - отсутствие у учеников знаний по предмету. Так в ходе проверки остаточных знаний по «Основам православной культуры» (на момент беседы прошло не более месяца с Пасхального воскресенья, к тому же курс приходился у детей на текущее полугодие) ученики не смогли ответить на наш вопрос о главных православных праздниках, так же как и на вопрос, с каким событием связан праздник Пасхи. И только после подсказки о крашеных яйцах большинство из детей смогли назвать праздник, с которым связан такой обычай. Беседы с детьми 9-го класса показали, что чаще всего они почти ничего не помнят об этом курсе. Некоторые вспомнили уроки, на которых рассматривали затронувшие их лично темы о героях, о дружбе. Мало кто назвал собственно религиозные темы.
Однако есть и положительный опыт реализации в школе преподавания предметов, связанных с изучением религиозных традиций в изучаемом регионе: в школе села Кузьмина Гать, в которой педагоги сами разработали учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ, вместе с учениками постоянно участвуют в различных конкурсах, проектах, ведут исследовательскую работу по истории местного храма, составляют жизнеописания священнослужителей. Заметные положительные результаты уверенно демонстрирует гимназия имени св. Питирима Тамбовского города Тамбова. Правда, в этом случае судить объективно можно только о части начальной школы, в классах которой на протяжении всех четырех лет раз в неделю преподается предмет ОПК и развита система дополнительного образования, включающая такие предметы, как «Духовное пение», «Народное творчество». Система внеучебных мероприятий также ориентирована на религиозные праздники, события. Необходимо сказать о том, что дети и родители знают о таком профиле этого учебного заведения и, следовательно, изначально мотивированы на изучение религиозной традиции. Нам удалось побеседовать и посетить уроки преподавателя по «Основам православной культуры» данного учебного заведения А. В. Се-региной. Она является опытным методологом в сфере преподавания в школе знаний о религии, автором многочисленных учебно-методических материалов, получавших признание на федеральном уровне. Основной принцип ее методик - уйти от назидания и рассказывать детям о христианстве через его связь с искусством, литературой, нравственностью. А. В. Серегина учитывает реальные показатели религиозности современных россиян, потому, на наш взгляд, и добивается положительного результата. Особенность процесса воспроизводства религиозной традиции в современных обществах заключается в том, что происходит не приобщение к культуре через религию, а наоборот, приобщение к религии через
культуру: через обычаи, традиции, существующие на уровне семьи, сообщества, через искусство, философию этику. В подтверждение этого можно привести мнения по опросам жителей Тамбовской области о том, какие силы сегодня могут лучше всего укреплять нравственные ценности в нашем обществе (рис. 2) [8, с. 127].
Рис. 2. Какие силы сегодня могут лучше всего укреплять нравственные ценности в нашем обществе? (%)1
Результаты ряда наших исследований выявляют, что россияне в качестве главной ценности называют семью. И здесь мы видим, что жители Тамбовской области рассматривают семью как главную силу сохранения нравственности, возлагают большие надежды на образование, тогда как религия с показателем в 2-3 раза меньшим занимает третью позицию.
По итогам наших исследований в отдельном российском регионе можно сделать некоторые выводы. Прежде всего, у детей формируются глубокие представления о религиозной культуре только в результате системного подхода, когда устанавливаются межпредметные связи, знание, полученное на уроках ОПК, закрепляется на дополнительных занятиях, получает творческое применение в ходе подготовки спектаклей, концертов, детских проектов. И, на наш взгляд, положительная реализация преподавания в школах предметов о религии возможна, но в рамках специализированных православных школ, в которые приходят учиться дети, мотивированные на такое изучение и где удается собрать коллектив педагогов-энтузиастов. Когда же, не учитывая того, что в советский период произошло прерывание преемственности в вере, религиозном воспитании, мы пытаемся через религию говорить о традициях, культурных нормах, ценностях, то общество оказывается не восприимчиво. В результате получаем не знания о религиозной культуре, а ущербное знание о традиции и нивелирование религиозного чувства.
1 Опрос жителей Тамбовской области, 2013 г. Выборка: 1200.
169
Список литературы
1. Архипастырь. Митрополит Феодосий // Телеканал «Союз». [Электронный ресурс]. - URL: http://tv-soyuz.ru/peredachi/arhipastyr-efir-ot-11-oktyabrya-2016g (дата обращения: 12.12.2016).
2. Вы были бы за или против, чтобы в школе детям преподавали основы религии, закон Божий? // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1318. [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=12442 (дата обращения: 15.12.2017).
3. Духовно-нравственное воспитание в Тамбовской области в 2007-2010 годах // Тамбов. епарх. ведомости. - 2010. - № 9. - С. 26-27.
4. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» [Электронный ресурс]. - URL: http://pstgu.ru/download/1217097893.cron4.pdf (дата обращения: 4.05.2017).
5. Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма [Электронный ресурс]. - URL: https://www.libfox.ru/473997-andrey-kuraev-osnovy-pravoslavnoy-kultury-kak-lekarstvo-ot-ekstremizma.html/ (дата обращения: 15.12.2017).
6. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон № 273-ФЗ от 29 дек. 2012 г. с изм. 2016-2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 3.05.2017).
7. Пронина Т. С. Преподавание «Основ православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2017. - № 4.
8. Пронина Т. С. Религиозность современных россиян: смена форм или содержания? // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер.: Гуманитар. науки. - 2012. -№ 9 (113). - С. 312-319.
9. Раввин Лазар считает неправильным разделение школьников для изучения религиозных предметов [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interfax-religion.ru/cis.php?act=news&div=22085 (дата обращения: 15.12.2017).
10. Совет по исламскому образованию СМР выступил с заявлением против раздельного преподавания различных религиозных культур в школах // [Электронный ресурс]. - URL: https://islamrf.ru/news/russia/rusnews/1720 (дата обращения: 15.12.2017).
11. Совещание в Барвихе, 22 июня 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.newsru.com/religy/21jul2009/ soveshchanie
12. Феодосий, епископ Тамбовский и Мичуринский. Опыт взаимодействия Тамбовской епархии с органами управления образования в сфере преподавания «Основ православной культуры» // Тамбов. епархиальные ведомости. - 2010. - № 7. -С. 18-21.
13. Феодосий, Митрополит Тамбовский и Рассказовский. Повышение качества преподавания «Основ православной культуры» в школе // Тамбов. епарх. ведомости. -2014. - № 10. - С. 26-27.
14. Чеснокова В. Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения. - М.,
2000.