Научная статья на тему '«Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы'

«Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOUNDATIONS OF ORTHODOX CULTURE / KNOWLEDGE ABOUT RELIGION IN SCHOOL / THE PROBLEM OF TEACHER TRAINING / THE PARENTAL OPINION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Татьяна

This paper analyzes the conceptual bases for introducing and implementing the subject “Foundations of World Religious Cultures and Secular Ethics" in the public schools of the Tambov region. It draws upon official data presented by the Diocesan Administration and the regional Department of Education. The article also provides the results of independent monitoring of the introduction and teaching experience of the “Foundations of Orthodox Cultures" in the Tambov regional schools that was carried out by the staff of the Center for Religious Studies of Tambov State University. The work included questionnaires, attendance at parents’ evenings, conversations with teachers who were trained in the subject and who had experience teaching these disciplines. The author analyzes different positions concerning the teaching of “Foundation of Orthodox Culture" in schools; identifies the most significant problems in this area, which includes the preparation of teachers and the low motivation of teachers and students; and gives examples of positive experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Основы православной культуры» в школах Тамбовской области: успехи и проблемы»

Татьяна Пронина

«Основы православной культуры» в школах Тамбовской области i успехи и проблемы

DOI: http://doi.org/io,22394/2073-7203-2017-35-4-119-138 Tatîana Fronina

Teaching "Foundations of Orthodox Culture" in Schools of the Tambov Region: Achievements and Problems

Tatiana Pronina — Center for Religious and Ethnopolitical Studies, A.S. Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Russia). tania_pronina@mail.ra

This paper analyzes the conceptual bases for introducing and implementing the subject "Foundations of World. Religious Cultures and Secular Ethics" in the public schools of the Tambov region. It draws upon official data, presented, by the Diocesan Administration and the regional Department of Education. The article also provides the results of independent monitoring of the introduction and teaching experience of the "Foundations of Orthodox Cultures" in the Tambov regional schools that was carried out by the staff of the Center for Religious Studies of Tambov State University. The work included questionnaires, attendance at parents' evenings, conversations with teachers who were trained in the subject arid who had experience leaching these disciplines. The author analyzes different positions concerning the teaching of "Foundation of Orthodox Culture" in schools; identifies the most significant problems in this area, which includes the preparation of teachers and the low motivation of teachers and. students; and gives examples of positive experience.

Keywords: Foundations of Orthodox Culture, knowledge about religion in school , the problem of teacher training, the parental opinion.

ОПРОС преподавания знаний о религии в школе по-преж-нему остается острым в российском обществе. Согласно социологическим опросам, в 2009 г. (то есть в начале введения предмета о религиях в российских школах) значительное

Притча Т. <Юсиовы православной культуры >; в школах Тамбовской области: успехи и проблемы// Государство, рглкгкя, шркокь ь России к за рубежом, ген?. №4. С. 1:9-138. 1 1 Q

Pronina^ Tallan а (üoitj "Teaching 'Foundations of Orthodox Culture' in Schools of the Tambov Region: Achievement* and Problem::", Go^udar^tvo, гсЬ.дгга, tserkeu' v Rosiga г za rub^zhom 35C-I J- no 13З.

число респондентов на вопрос «Должен ли быть в школе предмет, связанный со знанием о религии?» отвечали положительно1.

В 20П г. патриарх Кирилл высказался таким образом: «Введение «Основ православной культуры» — один из важнейших вопросов повестки дня церковно-государственных отношений, имеющий в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивающий интересы миллионов родителей и их детей»2.

Представители Русской православной церкви нередко говорят о духовно-нравственном кризисе, переживаемом российским обществом, и рассматривают преподавание «Основ православной культуры» (ОПК) в школах как средство его преодоления. Так, например, директор Московской православной Свято-Петровской гимназии священник Андрей Постернак недавно заявил:

«. Основы православной культуры» — это предмет о том, как молодому человеку сделать нравственный выбор, научиться различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь. А история показывает, что нравственные критерии в обществе и государстве способна устанавливать только религия-3.

Как на отрицательный фактор указывается на постоянный процесс реформирования российского образования, на элиминирование воспитательной составляющей из образовательного процесса, превратившегося в услугу по формированию профессиональных компетенций.

Цели, обозначенные в предложенной представителями РПЦ «Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура,,» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура», сами по себе не вызывают возражений:

1. Вы были бы за или против, чтобы в школе детям преподавали основы религии, закон Божий ?//Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1318. [https://wcioin.fu/database/ baza... rezu]tatov_oprosa_s_igg2_goda, доступ от 25.04.2017].

2. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23 декабря 2011 г. 0i1ip://p2.patT:iarchi.a.rii/2Oii/i2/23/ 1233797630/d0klad_j2011.d0c., доступ от 25.04.2017.].

3. Религия в школе: чем грозит нам ОПК//Православие и мир |hltp://www.pravmir. ru/religiya-v-shkole-chem-grozit-nam-opk/, доступ от 28.04.2017].

— развитие воспитания детей в системе государственного и муниципального образования, расширение возможностей для формирования духовной культуры и нравственности детей в общеобразовательных учреждениях, что сознается обществом как одно из основных условий преодоления негативных социальных тенденций и процессов;

— реализация образовательных потребностей граждан, представляющих различные мировоззренческие, в том числе конфессиональные, группы населения в Российской Федерации, их детей в государственной и мун 11 ц ип а л ь ной системе образования, в общеобразовательных учреждениях;

■—упорядочение практики изучения в общеобразовательных учреждениях курсов религиозной культуры разных конфессий, а также других мировоззренческих, этических, философско-религиоведческих учебных курсов, разработанных на основе нерелигиозных ми-ровоззренче ских подходов4.

Однако реакция общества на введение в школах предмета о религии неоднозначна. Кто-то считает, что любое разделение детей в рамках школы по религиозному признаку в нынешних российских условиях взрывоопасно; другие говорят о том, что эта система даст возможность изучать свою культуру и религию. Нет единодушия и в самой РПЦ. Согласны все лишь в том, что для введения данного предмета в школе нет достаточных кадров, обладающих необходимыми знаниями. Оптимистичны только сторонники «идеологическо-формального» подхода: «Все члены совета (Попечительский совет Центрального федерального округа по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия». — Прим. авт.) сошлись во мнении, что духовио-ирав-ст венное воспитание является идеологической основой государства»5. По мнению представителей такой позиции, для преподавателей ОПК лишние знания даже вредны— достаточно изучить курс Закона Божьего.

В Тамбовской области данный проект реализуется в соответствии с «Концепцией включения в новое поколение государствен-

4. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» б составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» |Д111р:/7р51§и.ги/^0\¥Г110а(1/1217097893.cr0n4.pdf, доступ от 4.05.2017].

5. Духовно-нравственное воспитание в Тамбовской области в 2007-2010 годах//Тамбовский епархиальные ведомости. 2010. № д. С. 27.

ных стандартов среднего образования предмета "Православная культура,,». Процесс введения дисциплин «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) контролируется епархиальным управлением и находится в ведении руководителя отдела религиозного образования и катехизации, имеющего высшее, но военно-техническое образование и являющегося решительным сторонником вышеназванного идеологического подхода. Возникает правомерный вопрос, насколько он компетентен в вопросах реализации образовательных программ и экспертизы предметов, требующих знаний в области гуманитарных дисциплин, этики, педагогики, дидактики. Ответственный работник регионального Управления образования и науки так ответил на этот вопрос: «Именно представители епархии являются наиболее компетентными в данной сфере». Для более эффективной работы епархией и Управлением образования создана совместная рабочая группа по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»6. Общественность, родители, преподаватели высшей школы не участвуют в обсуждении и реализации этой инициативы, а работники Управления образования и науки проводят консультации только с представителями епархиального управления, даже но вопросу определения альтернативного курса для людей, выбирающих предмет «Светская этика». Получается, что нарушается пункт самой «Концепции включения...»:

К подготовке и экспертизе ориентировочных образовательных стандартов но соответствующим учебным предметам, примерных учебных программ привлекаются работники научных центров, преподаватели вузов...7

В «Концепции...» обозначено, что преподавание по предметам этого курса контролируется соответствующей религиозной организацией, включая и содержание курсов, и кадровый состав. В Законе «Об образовании» указано:

6. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Опыт взаимодействия Тамбовской епархии с органами управления образования в сфере преподавания «Основ православной куль туры » / / Та мб ов екий еп архи алъные в е д омо сти. 2 о ю. № 7. С. 20.

7. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями8.

Однако конкретно об отборе кадров для преподавания дисциплин о религии в вышеприведенных текстах не сказано. В свое время мы услышали из уст Президента РФ и министра образования, что преподавать предметы в рамках образовательной области ОРКСЭ в школу придут светские специалисты в области знаний о религиозных культурах и этике9.

На наш вопрос о том, кто будет вести этот предмет в школах Тамбовской области, руководитель епархиального отдела религиозного образования протоиерей Игорь Груданов дал однозначный ответ, что решать, кого допустить к реализации этой дисциплины, будут представители епархии. В качестве основного критерия отбора он обозначил «воцерковленность» преподавателя, не уточняя, что это означает. Российские исследователи в сфере изучения религиозности по сей день спорят о значении данного термина, введенного в научное употребление В.Ф. Чес-ноковойю. В научных исследованиях при использовании этого понятия выделяются критерии «измерения воцерковлеиности», среди которых чаще всего фигурируют такие, как частота посещения богослужений, исповеди, причащения, исполнения постов. Скорее всего, в данном случае имеется виду наличие опыта церковной жизни у учителя. Но остается процедурный вопрос: как проконтролировать наличие такого опыта? Это возможно только в случае введения .контроля за мировоззренческой, религиоз-

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 гг. |.http://zakori-ob-obrazovariÍLru, доступ от 3.05.2017].

д. Совещание в Барвихе, 22 июня 2009 r.//Newsru [http://\\^\^\\newsni.com/re]igy/ 2iju]2009/ sovesbchanie.html, доступ от 24.04.2017].

ю. См.: Чеснокова В.Ф. Воцерковленноеть: феномен и способы его изучения. М., 2000; Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.

бой жизнью, что противоречит Конституции. Или же достаточно на словах выразить свою преданность определенным идеалам?

В итоге, осуществить заявленный контроль оказалось невозможно, равно как и найти необходимое количество «воцерковлен-ных» учителей. Последние обнаруживают все черты обобщенного портрета современного россиянина; в частности — расхождение декларируемой религиозности с уровнем исполнения религиозных практик. Так, по результатам опроса, проведенного Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета на территории г. Тамбова и области, 87,9 % респондентов назвали себя православными; при этом верующими себя назвали 8i,5/6, и только 42% уверенно назвали себя верующими, тогда как 39,5% предпочли выбрать вариант «Я скорее верующий». Только 8% опрошенных, по их мнению, регулярно участвуют в жизни церкви, общины, посещают богослужения; большинство же-—более 6о% — посещают богослужение, храм по большим праздникам (Рождество, Пасха) или в связи с такими событиями, как крещение, венчание, панихиды, прибытие икон, мощей, других святынь11.

В настоящее время уроки по ОПК в школах области ведут учителя начальных классов или предметники (чаще всего это преподаватели мировой художественной культуры, литературы). Наши беседы с учителями показали, что в большинстве своем они не имеют ни необходимых знаний, ни мотивации преподавать такой курс. Некоторые открыто заявили, что придерживаются атеистических убеждений, но этот курс им поручен, и они с трудом представляют, как будут его читать.

Все наши собеседники без исключения отметали, что десятидневные курсы повышения квалификации не могут дать полноценной подготовки для ведения курса ОПК. Преподаватель должен обладать знаниями по истории христианства и православия, содержанию православного вероучения и нравственного учения, церковным обрядам и традициям, христианскому искусству и проч., что за десять дней освоить невозможно. К тому же некоторые из учителей, прошедших переподготовку, сообщи-

11. Основная цель исследования изучение влияния религии на систему убеждений, мотивяцгоо поведенческих актов, социальные практики современных россиян на примере жителей г. Тамбова и Тамбовской области. Метод исследования - ан кетный опрос на основе разработанного инструментария. Сроки исследования: фев-раль-март 2013-2014 гг. Генеральную совокупность составили жители г. Тамбова и Тамбовской области. Выборочная совокупность определялась 3200 респондентами, проживающими на территории Тамбовской области. При обработке данных использовался пакет программного обеспечения Portable IBM SPSS Statistics vig.

ли, что на курсах их не снабжали учебно-методическими материалам, необходимыми для преподавания, но, наоборот, требовали от них принести в общий, своего рода ресурсный банк материалы, разработки, презентации для уроков. В свою очередь, один из преподавателей курсов в беседе признался, что учителям читают лекции только по православной культуре, так как институт повышения квалификации не привлекал и не собирался привлекать специалистов более широкого профиля — религиоведов и философов (для проведения занятий по этике). В то же время в 2014 г. (то есть спустя четыре года после начала эксперимента) митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий в одном из своих выступлений говорил об отсутствии у учителей ОН К систематических знаний о вере и христианских традициях в силу того, что они не получили православного воспитания в семье, о духовно-психо-логической неготовноеги части педагогов к преподаванию ОII К1:'.

В позиции представителей церкви есть некоторое противоречие: с одной стороны, уверенно утверждается, что полноценно о православной вере и традиции могут рассказать ее носители, прежде всего священнослужители: «Кто может рассказать о духовно-нравственных традициях нашего народа лучше священнослужителя?» (цитата из выступлении руководителя социокультурного центра « Преображение» на заседании учебно-методического объединения учителей предмета «Основы православной культуры»13). С другой стороны, священнослужители не приглашаются в школу для преподавания знаний о религии на факультативной основе. Возможно, это связано с трудоемкостью такого преподавания. Другой причиной может быть то, что православие начинает рассматриваться церковными деятелями как фактор конструирования государственной идеологии, формирования гражданской идентичности, и в этом случае массовый и формализованный характер преподавания знаний о православии как о культурной традиции оказывается вполне приемлемым. Потому и ведут в школах этот предмет часто случайные люди, мало знающие о предмете и даже далекие от веры.

На предложение регионального университета привлечь к преподаванию подготовленных специалистов-религиоведов был

12. Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Повышение качества преподавания «Основ православной культуры» в школе//Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № ю. С. 26.

13. Заседание методического объединения//Тамбовские епархиальные ведомости. 2011. № 12. С. 18.

получен отказ. Отказ же от использования потенциала подготовленных к преподаванию такого курса религиоведов связан с отрицательной оценкой самого религиоведения, которая была усвоена руководителем епархиального отдела религиозного образования: «Религиоведение пытается поставить себя над религиями, это зловредная наука и ее не должно быть в системе российского образования». Похоже, такая точка зрения приобрела статус «партийной» установки и была продиктована и чиновникам регионального управления образования, что не замедлило себя обнаружить: так, представитель Управления образования в ответ на предложение привлечь к реализации этого проекта специалистов-религиоведов — и как преподавателей, и как экспертов — высказалась в том смысле, что настоящие религиоведы -— это священники епархиального управления, а потому она руководствуется в своей деятельности прежде всего словами патриарха. Приходится констатировать, что еще один пункт заявленной «Концепции включения...» не соблюдается:

Реализация всех действий и мероприятий на основе положений данной Концепции на всех уровнях должна осуществляться открыто и гласно, при широком участии педагогической и родительской общественности и контроле институтов гражданского общества14.

Другое важное обстоятельство — активное использование в данной сфере административного ресурса. В интервью телеканалу «Союз» правящий архиерей отметил:

Мы взаимодействуем не только в плане возрождения святынь. Я хотел бы сказать, что на Тамбовщине очень многое делается в плане воспитания молодежи. Здесь у нас очень добрые отношения с Управлением образования нашей области, с директорским корпусом, с педагогами, родительским сообществом15.

Результаты такого взаимодействия весьма значительны: на Тамбовщине сегодня 96% родителей избрали для своих детей преподавание «Основ православной культуры». На недоумение журналиста,

14. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура».

15. Архип ас тырь. М ит р ополит Фе о д о ежи / / Те л екана л Союз. [: http: / / tv - soyuz. ru/ peredachi/arhipas1yr-efir-ot-ii-oktyahrya-2Ui6g, доступ от 12.12.2016].

который считает, что это слишком большой процент, владыка без тени сомнения отвечает, что за этим стоит большая работа. Кроме того, он уверенно высказывает мнение, что так и должно быть, так как родители действительно осознают важность воспитания своих детей на тех ценностях, которые проповедует христианство. «Это действительно хорошие показатели, которые были достигнуты только благодаря тому, что есть доброе и взаимополезное соработ-иичество»; «конечно, несколько названных мной знаковых моментов говорят о том, что в этой сфере есть понимание того, что сегодня мы должны думать и заботиться о молодежи и, конечно, воспитывать ее на высоких евангельских нравственных ценностях»16.

Однако в 2010 г., в начале эксперимента, в который включилась Тамбовская область наряду с другими 19 субъектами Российской Федерации, Комиссия в составе представителей епархии, института, повышения квалификации и учителей отмечала, что в реализации данной инициативы существуют трудности. Среди основных проблем назывались низкая мотивация у учителей и сложность предмета по содержанию для учителей начальных классов, так как курс требует от них большой эрудиции.

Проведенный в 2009 г. первичный мониторинг отношения родителей к выбираемым модулям показал, что 55% родителей выбрали ОПК, 37% — светскую этику, — «Основы мировых религиозных кулыур»17. Данный результат Комиссия оценила отрицательно и приняла решение провести повторный мониторинг, предварительно поработав с родителями, завучами, учителями. Возникла необходимость вторичного мониторинга под контролем сотрудников Управления образования. По итогам второго мониторинга уже 92% родителей выбрали ОПК, из чего можно сделать вывод об успешности предпринятых мер.

Сотрудники Центра религиоведческих исследований в качестве независимых исследователей параллельно проводили в 2012-2017 гг. свой мониторинг ситуации с .внедрением и опытом преподавания курса ОПК. в школах города и области, что включало в себя целый комплекс мероприятий: анкетирование, присутствие на родительских собраниях, на которых обсуждался данный вопрос, беседы с учителями, которым предстояло вести этот

1.6. Там же.

17. Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Опыт взаимодействия Тамбовской епархии с органами управления образования в сфере преподавания «основ православной культуры» //Тамбовский епархиальные ведомости. 2010. № 7. С. 19.

предмет, и теми, кто уже имел опыт преподавания подобных дисциплин.

На вопрос «Какой предмет должен преподаваться в школе?» в 2013 г- из предложенных вариантов в сумме 34,54% опрошенных жителей Тамбовской области выбрали «Основы православной культуры» и «Основы православных знаний», также в сумме 40,98% выбрали «Историю религий» и «Религиоведение», 10% — «Духовное краеведение», а 12,63% ответили, что никакой из названных (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Ответы жителей Тамбовской области на вопрос: Какой из названных предметов должен преподаваться в школе?(%)

религиоведение;

40,98%

Учитывая результаты пилотного опроса, который проводился за год до основного этапа анкетирования, можно сказать, что данные по предметам существенно не изменились, но возросло число тех, кто ответил, что подобного предмета не должно быть в школе: с 8% до 12%. Анкетирование 2017 г. — правда, проводившееся только в одной школе, но именно среди родителей, которые должны были сделать выбор модуля, а не всех жителей, как в предыдущих опросах — показало уже 16% тех, кто считает, что религиозного образования не нужно; 32% высказались за то, чтобы религиозное образование было только в семье18. Последнее свидетельствует о нарастании напряженности в обсуждении этой темы: некоторые увидели возможность уйти от сложностей и конфликтов посредством отказа от введения подобного предмета.

18. Анкетирование родителей одной из школ г. Тамбова, февраль 2017 г. Выборка: 44 родителя.

Введение предмета в школе предполагает, что на родительском собрании родители должны выбрать один из предложенных модулей. Собрания, на которых присутствовали исследователи как родители учеников и о которых рассказали другие родители, обычно проходили следующим образом. Классный руководитель 4-го класса сообщает, что в последних четвертях этого класса и первой четверти 5-го класса будет преподаваться предмет о религиях. На вопрос родителей «Зачем он нужен?» учителя, как правило, отвечают: «Нашим детям нужно знать о своих традициях, в том числе религиозных». На вопрос «Можно ли отказаться от этого предмета?» дается отрицательный ответ, так как предмет обязательный для всех. Последнее свидетельствует о том, что постепенно в ходе реализации этой инициативы произошел отход от первоначально провозглашенного принципа добровольности при изучения данного курса. Далее учитель информирует родителей о том, что существует несколько модулей для выбора, резюмируя, что все должны выбрать «Основы православной культуры». На вопросы «Почему?» и «Нельзя ли выбрать другой модуль?» звучали ответы: « О Г J К — это изучение нашей традиционной культуры»; «Другие модули все равно некому преподавать, так как нас на курсах повышения квалификации учили только ОПК». Поскольку родителям приводились практически одни и те же аргументы в пользу ОПК, можно сделать вывод, что учителя на курсах повышения квалификации получили указания как отвечать в случае выбора родителями других модулей. Это подтверждается и рядом других фактов. Так, от преподавательницы курсов повышения квалификации для учителей, которым предстояло вести этот предмет, мы узнали, что она читала небольшой курс лекций только по основам православной культуры : при этом она прямо призналась, что некомпетентна говорить о других религиозных культурах. В свою очередь руководитель отдела образован и я и катехизации Там бовской епархии протоиерей Игорь Груданов, выступая перед учителями на одной из региональных конференций, рекомендовал разъяснять родителям, что курс «Светская этика» является атеистическим, что даже учебник для этого курса никто не хотел писать, настолько его содержание противоречиво, и что российская культура неразрывно связана с православием. Такие аргументы, конечно, влияли на выбор родителей.

В то же время следует заметить, что представители церкви нередко представляют ситуацию прямо противоположным образом.

Это происходит в том случае, когда выбор родителей склоняется в пользу предмета «Светская этика»:

Недостаточная информированность родителей об их праве на выбор желательного им модуля комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ). Большинство родителей не знают о цели и задачах курса «Основы православной культуры» (ОПК). Им настойчиво рекомендуют «Основы светской этики», на худой конец—так называемые «Основы мировых религий ». Так что, чаще всего имеет место ситуация, которую можно охарактеризовать как «выбор без выбора»19.

Каковы же конкретные результаты введения в школах Тамбовской области предмета «Основы православной культуры», то есть что мы имеем на практике?

Результат получился вполне закономерным: учителя на уро-ках разбирали с детьми материал учебников и, не имея тлубо^х знаний о православии, преподносили собственные, порой весьма своеобразные, представления о православной культуре. Иногда у детей формировалось довольно искаженное знание в этой области. Можно привести примеры таких курьезов, выявленных в ходе общения со школьниками после прохождения ими данного курса: одна ученица «усвоила», что Троица—-это три бога; другая сказала, что Святой Дух —это когда священник машет кадилом. Не очень понятно, зачем учителя затрагивают на уроках для детей ю-11 лет сложнейшие вопросы христианского вероучения, но очевидно, что знаний об основах православного учения у них недостаточно.

Наиболее часто приходилось фиксировать отсутствие у учеников знаний по предмету. К примеру, на наш вопрос о главных православных праздниках дети ответить не смогли, так же как и на вопрос, с каким событием связан праздник Пасхи. Только после подсказки о крашеных яйцах большинство из детей смогли назвать праздник, с которым связан такой обычай. Следует заметить, что на момент беседы прошло не более месяца с Пасхального Воскресенья, к тому же курс приходился на текущее полугодие. Беседы с детьми 9-го класса показали, что чаще все-

19. Пивоваров Б., протоиерей. Для чего русской школе Основы православной культуры//К Истине. Мисси он ерско-апологетический проект 1Ьйр://Ч\'\\'\\'.к1й1ше.ги/ орк /opk_pivovarov-02.htm, доступ от 15.04.2017].

го они почти ничего не помнят об этом курсе. Некоторые вспомнили уроки, на которых рассматривали затронувшие их лично темы: о героях, о дружбе. Мало кто назвал собственно религиозные темы.

"Интересно привести и мнение родителей, сформировавшееся у них после изучения детьми ОПК, что отражено в таблице.

Таблица 1, Оценка курса ОПК родителями. Формулировка опроса: «Оцените значение курса ОПК для детей»

Приобретение новых знаний 40%

о традициях и культуре

Нравственное воспитание ребёнка 24%

Дает религиозное воспитание 896

Другой вариант 4%

Всего опрошено 44 родителя

Таким образом, большинство родителей восприняли курс как культурологический, знакомящий детей с православием как культурной традицией; также родители обратили внимание на темы, связанные с нравственными понятиями : дружбой, честностью, добротой, милосердием и проч.; лишь немногие (8%) увидели в нем элементы религиозного воспитания.

Примером неоднозначного взаимодействия церковного начальства с органами власти в образовательной сфере на региональном уровне может служить ситуация с ремонтом еще одного здания для Тамбовской духовной семинарии, из которого, благодаря использованию все того же административного ресурса, была выселена общеобразовательная школа. В уже упоминавшемся большом интервью 2016 г. года на телеканале «Союз» митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосии говорил:

Семинария сегодня, как я уже сказал, развивается, она находится в большом, просторном здании архиерейского дома, но совсем недавно мы получили для семинарии еще одно здание на территории монастыря, где в свое время располагалась одна из средних школ города Тамбова. Сейчас школа выведена с территории монастыря, и мы делаем в этом здании второй корпус семинарии, реконструируя его уже в соответствии с требованиями Рособрнадзора, согласно пожеланиям и требованиям нашего Учебного комитета. Поэтому там будет все необходимое для достойного проживания и учебы

иаших семинаристов: прекрасные трапезная, актовый зал, надеюсь, мест на 200, аудитории30.

Очевидно, что архиерей уверен в правоте своей позиции и что его совсем не смущает выселение из здания школьников и педагогического коллектива. В личной беседе бывшие ученики этой школы выражали негодование по поводу данного события, следствием которого для многих из них стало формирование негативного отношения к церкви в целом.

Патриарх Кирилл считает, что эксперимент по введению ОРКСЭ в школах всеми признан успешным. Возможно, что в своих выводах он основывается на данных официальных отчетов региональных образовательных ведомств. Нам пришлось присутствовать на заседании Рабочей группы по гармонизации межэтнических отношений в областной администрации при таком отчете о результатах участия Тамбовской области в проекте по введению во всех школах предмета ОРКСЭ, а вернее -— ОПК. Формально все выглядело показательно и результативно. Но при содержательном анализе данных отчета возникала масса вопросов. Первый —- о заложенных индикаторах результативности. Например, после двух лет эксперимента (то есть преподавания этого курса в 4-х классах) как можно сделать вывод о том, что на 24% понизился уровень наркомании? Также представляется несостоятельным вывод об улучшении на 70% отношений в семье, да и другие показатели просто не могут за этот период получить эмпирического подтверждения.

Другое важное направление в образовательной сфере — это высшая школа. В региональном вузе по инициативе епархии была открыта программа но теологии. Характер организационных мероприятий свидетельствует о том, что реализуется политическая инициатива: «Сегодня мы, конечно, очень стараемся решать те задачи, которые сгавит Святейший Патриарх»,-— говорит в интервью митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Но это идеологическая задача, так как в данной модели религия рассматривается как новая форма гражданско-национальной идеологии. Так, чаще всего говорится о таких целях, как укрепление нации и государства, о традиционных ценностях, возрождении духовности, формировании системы духовной безопасности.

20. Архипастырь. Митрополит Феодосий//Телеканал Союз |Ьйр:/71¥-5оуиг.т/реге-

dachi/aгhipastyr-eйг-0t-ll-0ktyahгya-20l6g, доступ от 12.12.2016].

Наш опыт наблюдения и анализа не дает оснований для вывода о том, что религиозное образование в той форме, в какой оно внедряется в российскую систему образования, будет способствовать целям нравственного воспитания, гармонизации межэтнических и межрелигиозных отношений. Уроки ОПК в школе не формируют у учащихся даже минимальных знаний об изучаемой религиозной традиции.

Что касается реализации программы по теологии в региональном вузе, то в силу «формально-партийного» подхода к этой инициативе ожидать положительных результатов также не приходится. Прежде всего, регион не располагает кадрами для преподавания дисциплин богословского блока. Местная духовная семинария, имея в преподавательском составе двух кандидатов исторических наук с базовым историческим же образованием и не имея ни одного преподавателя с богословской степенью, в данном случае не может помочь. Уровень подготовки семинаристов довольно низкий, и обучение сводится к освоению богослужебного устава, что необходимо в первую очередь будущим или уже действующим священнослужителям. Правда, архиерей собрал в семинарии прекрасную богословскую библиотеку, но без преподавателей, обладающих необходимыми профессиональны-ми знаниями, это не может решить проблемы.

С преподаванием дисциплин религиоведческого содержания в программе по теологии дело обстоит еще сложнее. Назначение соответствующих преподавателей осуществлялось руководителем епархиального отдела образования по согласованию с архиереем-—университет был полностью отстранен от этого процесса. Поэтому неудивительно, что, например, дисциплину «Новые религии» поручено вести священнику, не имеющему ни научной степени, ни педагогического опыта. При этом в университете есть специалист по данной проблематике, задействованный в программе по религиоведению, доктор наук по специальности «философия религии и религиоведение». В чем причина отстранения этого специалиста? Как нам было разъяснено—-это мировоззренческая «неблагонадежность», тот факт, что этот специалист в своих исследованиях допускал отрицательные оценки деятельности церкви. Подобное имело место и в связи с курсом по законодательству, касающемуся религии. В университете есть соответствующий специалист, который является членом разных комиссий по связям с религиозными организациями и председателем регионального совета по проведению р ел и ги о в ед ч еск о й экспер-

тизы, однако данный курс взял на себя руководитель епархиального отдела религиозного образования, имеющий базовое техническое образование. Налицо — ничем не оправданный мировоззренческий отбор преподавателей для реализации программы, провоцирование конфликтов в университетском профессорско-преподавательском коллективе, а не стремление аккумулировать существующий научно-педагогический потенциал. (3 содержательном и учебно-методологическом подходах пока никто не заботится. Закономерным результатом того, что развитием данного направления в университете занимаются некомпетентные люди, стало назначение руководителем программы по теологии человека, далекого от религии, хотя эта программа открыта прежде всего для подготовки учителей по предмету «Основы православной культуры» в школах области.

При этом уже можно говорить о том, что в студенческой среде негативное отношение к РПЦ приобретет черты устойчивой тенденции. В 1990-е гг. некоторые исследователи констатировали, что в российском обществе сформировался проправославный консенсус: положительное отношение к Русской православной церкви выражали и православные, и верующие других религий, и неверующие. Тогда негативные реакции демонстрировали единицы, сегодня в студенческих аудиториях мы фиксируем смену вектора. Возросло число молодых людей, идентифицирующих себя как атеисты. Десять и даже пять лет назад таковыми себя заявляли очень немногие, такой мировоззренческий выбор был крайне непопулярным, вызывал у большинства окружающих возмущение или недоумение. Но ситуация изменилась, и все больше молодых людей осознанно называют себя не индифферентными по отношению к религии, а именно атеистами. Интересно, что в ходе бесед мы чаще всего выясняем, что такие молодые люди допускают существование некоей трансцендентной силы, но категорически выступают против религии, религиозных институтов. Причем подобное отношение обнаруживают и многие из тех, кто идентифицируют себя как православные. На вопрос о причинах такого отношения молодые люди дают приблизительно одни и те же ответы: скандалы, связанные с дорогими предметами и автомобилями у священнослужителей; совершаемые ими безнравственные поступки; имущественные претензии церкви, изъятие зданий, земель; отсутствие значимого участия церкви в решении социальных проблем. По результатам исследовательских поездок по области участники нашего коллектива отмечали, что разгово-

ры о религии стали вызывать у людей раздражение и отторжение. Похоже, что церковь стремительно утрачивает кредит доверия у людей, который она имела в 1990-е и 2000~е годы.

В то же время в регионе есть и положительный опыт преподавания в школе предметов, связанных с изучением религиозных традиций. Например— в школе села Кузьмина Гать, где педагоги сами разработали учебно-методический комплект по курсу ОРКСЭ, вместе с учениками постоянно участвуют в различных конкурсах, проектах, ведут исследовательскую работу по истории местного храма, составляют жизнеописания священнослужителей.

Положительные результаты уверенно демонстрирует гимназия имени св. Питирима Тамбовского. Правда, в этом случае объективно судить можно только о части начальной школы, в классах которой на протяжении всех пяти лет раз в неделю преподается предмет ОПК и развита система дополнительного образования, включающая такие предметы,, как Духовное пение, Народное творчество. Система внеучебных мероприятий также ориентирована на религиозные праздники и иные события. Следует также отметить, что в данном случае дети и родители знают о таком профиле этого учебного заведения и, следовательно, изначально мотивированы на изучение религиозной традиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагоги г имназии имеют многолетний опыт преподавания соответствующих предметов, используют современные интересные методики: например, проект С.И. Белан по созданию вместе со школьниками интерактивной карты «Тамбовские святыни вчера и сегодня» или проект Ü.M. Ерошкиной «Виртуальный музей как средство формирования единой информационной среды в сфере духов но-нравственно го воспитания». Преподаватель ОПК A.B. Серегина—-опытный методолог в сфере преподавания знаний о рел игии в школе. Мы не раз посещали ее уроки, мастер-классы. Она является автором многочисленных учебно-методиче-ских материалов, получивших признание на федеральном уровне. Основной принцип ее методик —уйти от назидания и рассказывать дегям о христианстве через его связь с искусством, литературой, нравственностью. Серегина учитывает реальные показатели религиозности современных россиян, и потому, на наш взгляд, добивается положительного результата. Особенность процесса воспроизводства религиозной традиции в современных обществах заключается в том, что происходит не приобщение к культуре через религию, а, наоборот, приобщение к религии через культуру: через обычаи, традиции, существующие на уровне се-

мьи или сообщества, через искусство, философию, этику. В подтверждение этого можно привести результаты опроса жителей Тамбовской области о том, какие силы сегодня могут лучше всего укреплять нравственные ценности в нашем обществе (Диаграмма 2).

70

30

20

Диаграмма 2. Ответ жителей Тамбовской области на вопрос: Какие силы сегодня могут лучше всего укреплять нравственные ценности в нашем обществе? (в %)2Л

...........................................................семья;...................................................................................................................................................................................................................................................................................................

61

50 ■¡"•: ! I . .'.•;

42

40

правоохранителе Релишя- ые органы;

органы ...эласти; ^

10

Мы видим, что с большим отрывом жители называют семью и возлагают большие надежды на образование, тогда как религия (с показателем в 2-3 раза меньшим) занимает третью позицию, а не первую (как, возможно, ожидали бы сторонники «фор-мально-идеологического» подхода к введению в школах ОПК).

По итогам наших наблюдений можно сделать некоторые выводы.

Прежде всего, у детей формируются глубокие представления о религиозной культуре только в результате системного подхода, когда устанавливаются межпредметные связи, когда знание, полученное на уроках ОПК, закрепляется на дополнительных занятиях, получает творческое применение в ходе подготовки спектаклей, концертов, детских проектов. На наш взгляд, положительный эффект от преподавания в школах предметов о религии возможен, но— в рамках специализированных православных школ, в которые приходят учиться дети, настроенные на такое изучение, и где удается собрать коллектив педагогов-энтузиастов.

21. Опрос жителей Тамбовской области, 2015 г. Выборка: 1200.

Если же мы пытаемся через религию (с прерванной в советское время преемственностью) говорить о традициях, культурных нормах и ценностях, то обнаруживаегся, что общество к этому невосприимчиво. В результате мы получаем не знания о религиозной культуре, а ущербное знание о традиции и нивелирование религиозного чувства.

Библиография/ References

Архипастырь. Митрополит Феодосии //Телеканал Союз [bt1p://tv-soyuz.ni/pered.achi/ arhipastyr-efir-0t-ir-0ktyabrya-20ióg, доступ от 12.12.2016].

Борис Пивоваров, протоиерей. Для чего русской школе Основы православной культуры// К Истине. Миссионерско-аиологетический проект [littp://vvww.k-istiiie. ru/opk /0pk_piv0var0v-02.htm, доступ от 15,04,2017],

Духовно-нравственное воспитание в Тамбовской области в 2007-2010 годах //Тамбовский епархиальные ведомости. 2010. № 9. С. 26 -27.

Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий. Опыт взаимодействия Тамбовской епархии с органами управления образования в сфере преподавания «Основ православной кул ьтур ы » / / Т а м б о в с к и й епархиальные ведомости. 2010. № 7. С. 18-21.

Заседание методического объединения: подведение итогов, решение проблем, планы на будущее//Тамбовские епархиальные ведомости. 2011. № 12. С. 18 20.

Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» [http://pslgu.rn/d0wni0ad/1217097S93.cr0114.pdt, доступ от 4.05.2017].

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Повышение качества препода вания «Основ православной культуры» в школе//Тамбовские епархиальные ведомости. 2014. № ю. С. 26-27.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл из Доклада на Епархиальном собрании города Москвы 23декабря гонг. [http://p2.patriarchia.rLL/ 2011/12/23/1233797630/ doklad_2011.doc, доступ от 25.04.2017].

Совещание в Барвихе. 22 июня 2009 г.//Newsru [http:/ywww.iiewsm.com/religy/ 21J11I2009/ soveshchanie.Html, доступ от 24.04.2017].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273 ФЗ от 29 дека бря 2Ü12 года с изменениями 2017-2016 года [http://zakon-ob-obrazovanii.nl, доступ от 3.05.2017].

fiecHOK"Oßa В.Ф. Воцерковленность: феномен и способы его изучения. М., 200ü.

Чеснокова В.Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.

"Arkhipastyr. Mitropoiit Feodosii" ["Bishop Theodosius"], Telekanal Soiuz [http://tv-soyu2. ru/peredachi/arhipastyr-efir-0t-ii-0klyabrya-20i6g, accessed on 12.12.2016].

Boris Pivovarov. protoierei. "Dlia chego russkoi shkole Osnovy pravoslavnoi knl'tury" ["Why Russian school needs Foundations of Orthodox culture"]. К Istine. Missionersko-apologeticheskii proekt. http: / / ш*. k-i s tine. г и/ o pk / opk pi vo vtu'o v- 02. htm. 15.04.2017].

Chesnokova, V.F. (2000) Votserkovlemiost': fenomen i sposoby ego izucheniia [Participation in the life of the Church: the phenomenon and ways of studying ii]. Moscow.

Chesnokova, V.F. (2005) Tesnym putern: protsess votserkovleniia naseleniia Rossii v kontse XX veka [Narrow is the way: The process of the church ing of the Russian population at the end of the twentieth century], Moscow.

"Dukhovno-nravstveimoe vospitaiiie v Tambovskoi oblasti v 2007-2010 godakh" ["Moral and spiritual education in Tambov region in 2007-2010"] (2010), Tambovskii eparkhiaVnye uedomosti. 9: 26-27.

"Episkop Tambovskii i Micburinskii Feodosii. Opyt vzaimodeistviia Tambovskoi eparkhii s organariii upravleriiia obrazovariiia v sfere prepodavaniia "Osnov pravoslavnoi kul'lurv" ["The experience of cooperation between Tambov diocese and the Directorate of Education in teaching the "Foundations of Orthodox culture"] (2010). Tambovskii eparkhiaVnye uedomosti 7: 18-21.

Federal'nyi zakon "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii"N 273~FZ o129 dekabria 2012 god a. s izmeneniiami 2017-2016 goda [Federal law "On education in the Russian Federation"] [http://zakori-ob-obrazovanii.ru, 3.05.2017].

Kontseptsiia vkliucheniia v novae pokolenie gosudarstvennykh standartov obshchego srednego obrazovaniia uchebnogo predmeta «Pravoslavnaia kul'tura" v sostave novoi. obrazovatel'noi. oblasti uchebnogo plana «.Dukhovno-nravstvennaia kul'tura" [The concept of inclusion in the new state standards of general secondary education of the subject "Foundations of Orthodox culture" in the new educational sphere called "Moral and spiritual culture"j [http://pstgu.ru/d0wnI0ad/1217097893. cr0n4.pdf, accessed on 4.05.2017].

Mitropolit Tambovskii i Rasskazovskii Feodosii (2014) "Povyshenie kachestva prepodavaniia 'Osnov pravoslavnoi. kuTtury' v shkole" ["Improving the quality of teaching the 'Foundations of Orthodox culture' at school"], Tambov skis eparkhiaVnye uedomosti 1.0: 26-27.

Patriarkh Moskovskii i vseia Rusi Kir ill iz Doklada na EparkhiaVnorn sobranii goroda Moskvy 23 dekabria 201.1 g. [Th.e report, to the Diocesan Assembly of the city of Moscow December 23, 20ii\ [http://p2.patriarchia.ru/2011/ 12/23/1233797630/ d0klad_2011.d0c, 25.04.2017].

"Soveshchanie v Barvikhe. 22 iiunia 2009g." ["Meeting in Barvikha. 22 June 2009"], Newsru [http://www.newsru.com/reli.gy/21jul2oo9/ soveshchanie. Htm 1.

"Zasedanie metodicheskogo ob"edineniia: podvedenie itogov, reshenie problem, plany na budushchee" ["'A meeting of the Methodological Association: Summarizing, problem solving, plans for the future"] (2011), Tambovskie eparkhiaVnye uedomosti. 12: 18-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.