Инновации в образовании Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 5 (2), с. 47-49
УДК 378
ПРЕПОДАВАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
© 2013 г. Е.Ю. Грудзинская
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 12.06.2013
Обсуждаются изменения в процессе обучения студентов и подходах к преподаванию и оцениванию результатов обучения при переходе к компетентностному подходу. Прозрачность критериев оценки, четко обозначенные ожидания и преподавание в активных формах приводят к росту мотивации и ответственности студентов за результаты обучения.
Ключевые слова: компетентностный подход, преподавание, обучение, оценка, управление учебным
процессом, активные методы, качественная оценка,
Преподавание
Под обучением мы понимаем изменения, происходящие со студентом в процессе учения. Учение - это и деятельность, и процесс по усвоению обучающимся содержания образования как части общечеловеческой культуры. Преподавание - это планомерное руководство учебнопознавательной деятельностью обучающегося со стороны преподавателя: определение содержания учения, его объема; форм и методов, последовательности, темпов; создание наилучших условий по усвоению им содержания образования и разностороннему развитию; контроль качества.
Внедрение компетентностного подхода означает изменение структурирования содержания, методов преподавания и учения, а также способов оценки образовательного процесса. Предусматривается модульное построение содержания учебных курсов, введение рейтинговой оценки и использование инновационных методов и педагогических технологий в обучении. Преподаватель, работающий в компетент-ностно-ориентированных технологиях, выполняет роль организатора учебного процесса, ходом которого необходимо управлять [1]. Управление заключается в целенаправленном, систематическом воздействии на коллектив студентов и каждого студента для достижения заданных результатов обучения, направление их к выполнению задания, создание благоприятных условий для успешного выполнения работы. Создание эффективного процесса обучения в активных формах и управление его ходом включает составляющие реального управленче-
критерии.
ского процесса. Преподаватель должен быть готов к формулированию диагностических целей обучения, учитывая при этом исходную подготовку студентов; способен разработать программу действий, последовательно приводящих к выполнению цели; постоянно в течение обучающего процесса получать обратную связь для внесения необходимых корректив.
Обучение
С точки зрения преподавания и обучения, имеется динамическое равновесие между стратегиями преподавания, с одной стороны, и результатами обучения и оцениванием - с другой.
Модульная организация учебного курса предусматривает не только последовательность изложения содержания, но и последовательность в освоении операций, действий, т.е. в становлении компетенций, а также последовательность контрольно-оценочных мероприятий по выявлению уровней освоения знаний и умений. При этом происходит постепенный перенос ответственности за результат обучения с преподавателя на студента, способного к адекватной самооценке в ходе всё увеличивающейся доли самостоятельной работы [2]. Реальным результатом обучения на основе нового компетент-ностного подхода должен стать студент, готовый продемонстрировать и демонстрирующий использование усвоенной новой учебной информации в реальной профессиональной практике и определяющий для себя пути дальнейшего профессионального и личностного развития и соотнесения этих векторов развития с общечеловеческими и культурными нормами со-
циума. Важнейшей частью эффективного обучения являются четко обозначенные ожидания: чего должен достигнуть обучающийся и как он будет демонстрировать это достижение. Лучший способ помочь студентам понять, каким образом они могут достичь установленных результатов обучения, - точно обозначить методы и критерии оценивания.
Обучение в рамках компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения (он-лайн семинары, дискуссии, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, кейсы, психологические и иные тренинги, дискуссии по результатам работы студенческих научных групп, различных исследований, проводимых на уровне университетов, и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторными занятиями и мероприятиями с целью формирования и развития навыков студентов.
Доля занятий, проводимых в интерактивной форме, должна составлять не менее 30% от общей нагрузки студентов. Аудиторные занятия не должны превышать 50% общей нагрузки студентов [3]. Занятия в интерактивной форме, направленные на решение конкретных проблем различного уровня, сокращают разрыв между теорией и практикой и предоставляют возможность продемонстрировать практическое применение теоретических знаний. В рамках учебных курсов могут проводиться встречи с представителями различных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
При разработке основной образовательной программы и элективных курсов необходимо учитывать условие, что максимальный объем учебных занятий не может быть более 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (включая самостоятельную) работы студентов. Каждый университет должен дать студентам возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
Оценка
При введении компетентностного подхода необходимость оценивать сформированность компетенций приводит к расширению способов и форм оценки достижений студента, поиску баланса количественной оценки (тестирования) и качественной (или аутентичной) оценки. В отличие от традиционного формализованного тестирования, требующего от студентов умения
показать свои знания в заранее жестко предопределенном формате, аутентичная оценка представляет собой непрерывный процесс, предоставляющий студенту новые возможности для успешного выполнения задания. В это время не только корректируется (как и при тестировании) обучение студента, но студент, совместно с преподавателем, включается в оценочную деятельность с помощью нетрадиционных стратегий и методов, в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия развивает умения самооценки и самокоррекции. Точность самооценки и самокоррекции обеспечивается прозрачностью критериев и стандартов [4]. В результате стимулируется более глубокое усвоение материала, развиваются ощущение успеха и чувство уверенности, большее число студентов получает возможность активно участвовать в учебном процессе, поддерживается и развивается мотивация к непрерывному образованию.
При этом важно понимать, что различные способы аутентичной оценки (письменные работы, проведение круглого стола и дискуссии, экспертная оценка, выполнение практических работ, самооценка студентов в соответствии с выработанными критериями и оценка их товарищами по итогам обсуждения дискуссионных тем, представления проектов, персональных эссе, презентации, рефераты и даже портфолио) не всегда позволяют оценить знаниевый аспект освоения программы, хотя именно знания и умения являются основой развития компетенций. Только сочетание различных видов контроля, ориентированных как на выявление уровня сформированности компетенций, так и на результаты освоения программы, позволит объективизировать процедуру оценки знаний и охватить при итоговой аттестации все элементы содержания учебного материала, что обеспечивает контролю его системность и связность.
Наиболее эффективной при модульной организации учебного курса признана в настоящее время балльно-рейтинговая система оценки качества освоения студентами образовательной программы, используемой многими российскими вузами [5]. Под балльно-рейтинговой системой понимается система количественной оценки качества освоения образовательной программы. Объектом оценивания в балльнорейтинговой системе являются как формируемые компетенции, так и результаты обучения, что приводит к установлению прямой связи между преподаванием, оцениванием и результатами обучения. Балльно-рейтинговая система оценки является составной частью кредитно-
модульной системы обучения, в основе которой лежит компетентностная модель формирования знаний, умений и навыков.
Эффективность балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности студентов представляет интерес не только с точки зрения преподавателя и администрации как критерий успешности освоения дисциплины, но и с точки зрения студента как механизм стимулирования этой учебной деятельности.
Для набора рейтинга студенту необходимо пройти определенные контрольные этапы: текущий контроль - проверка учебных достижений на занятиях; тематический контроль -оценка результатов определенной темы или раздела программы; рубежный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед переходом к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части. Учебные достижения студентов на каждом из указанных этапов могут определяться сочетанием различных способов традиционной и аутентичной оценки -как тестированием, так и, например, презентацией портфолио. Баллы за результаты тестирования при этом начисляются по традиционной шкале, а баллы за ведение портфолио - в соответствии с критериями, разработанными преподавателем совместно со студентами [4].
Итоговый контроль осуществляется после освоения образовательной программы в полном объёме. Это семестровый зачет и/или экзамен. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.
Заключительный контроль - государственные экзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.
В заключение отметим, что образовательный процесс в новых условиях никоим образом не отвергает достижения высшей школы в области преподавания, обучения и оценки, а раздвигает привычные границы и создает условия для развития всех участников учебного процесса - как студентов, так и преподавателей.
Список литературы
1. Горылёв А.И., Грудзинская Е.Ю. Организационно-управленческая деятельность преподавателя при проведении занятия в технологии «Кейс-стади» при изучении юридических тем // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 54-58.
2. Швец И.М. О ряде трудностей при внедрении образовательных стандартов нового поколения // Школа будущего. 2012. № 3. С. 43-40.
3. Государственные образовательные стандарты профессионального образования: разработка стандартов 3 поколения [Электронный ресурс]. - URL: http: www.mon.gov.ru/dok/fgos/ (дата обращения 12.02.2013).
4. Грудзинская Е.Ю., Петьков В.И. Активные методы в преподавании дисциплины «Изоморфизм. Твердые растворы» // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2012. № 12. С. 47-54.
5. Левченко Т.А. Проблемы и перспективы использования балльно-рейтинговой системы для аттестации учебной работы студентов высших учебных заведений // Успехи современного естествознания. 2008. № 9. С. 55-56 [Электронный ресурс]. - URL: www.rae.ru/use/?section= content&op=showarticle& article_id=7783302 (дата обращения 12.02.2013).
TEACHING, LEARNING AND ASSESSMENT IN THE COMPETENCE APPROACH
E.Yu. Grudzinskaya
We discuss the changes in the process of students’ training and approaches to the teaching and assessment of learning outcomes that take place in the course of transition to the competence approach. Transparency of assessment criteria, clear expectations and teaching in active forms result in the increased level of students’ motivation and their responsibility for learning outcomes.
Keywords: competence-based approach, teaching, learning, assessment, management of the learning process, active methods, quality assessment, criteria.