Научная статья на тему 'Преподавание курса «Экологический практикум» в бакалавриате педагогического вуза по специальности «География и экология» в условиях модернизации образования'

Преподавание курса «Экологический практикум» в бакалавриате педагогического вуза по специальности «География и экология» в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / РАБОТА СО ШКОЛЬНИКАМИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханмагомедов Ханмагомед Лязимович, Изиева Имамбике Абдуллаевна

В работе рассматривается технология и тематика обучения курса «Экологический практикум» в педагогическом вузе по специальности «География и экология» в условиях модернизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE «ENVIRONMENTAL WORKSHOP» COURSE AT UNDERGRADUATE TEACHING UNIVERSITY ON SPECIALTY OF «GEOGRAPHY AND ECOLOGY» IN THE CONTEXT OF MODERNIZATION OF EDUCATION

In the article the technique and subject matter of "Environmental Workshop" course training in pedagogical high school on "Geography and Ecology" specialty in context of modernization of education are examined.

Текст научной работы на тему «Преподавание курса «Экологический практикум» в бакалавриате педагогического вуза по специальности «География и экология» в условиях модернизации образования»

УДК 378

Х.Л. Ханмагомедов ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

Современная высшая школа находится в постоянном развитии. Внедряются в учебный процесс новые формы, методы, технологии обучения будущих специалистов народного хозяйства. Не исключение и педагогические вузы. В педагогических вузах готовят кадры по самым различным направлениям - гуманитарному, естественнонаучному, художественно-творческому, техническому [6,

Правы Н.Н. Быков, С.Н. Труфанова, Н.Ю. Шумакова, что «на современном этапе все более актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров, имеющих высокий уровень развития профессиональных и общекультурных компетенций. Следовательно, качество подготовки к предстоящей деятельности приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение» [1, с. 129]. При этом вузы могут активно участвовать в формировании содержания образования, исходя из потребностей региона, самих студентов [3]. В этой среде в условиях модернизации образования выделяется географо-экологическое образование. Неслучайно в педагогических вузах готовят кадры по специальности «География и экология» направления «Образование и педагогика» и читают курс «Экологический практикум».

Как междисциплинарный экологический практикум по специальности «География и экология» в педагогическом вузе должен отличаться от курсов медицинских, аграрных, технико-технологических вузов? В педагогическом вузе преподавание этого курса ориентировано на подготовку учительских кадров географо-экологического, биолого-экологического и химического направлений. Количество часов, отводимое по видам занятий, определяет вуз, но не должно быть менее трех зачетных единиц (108 часов). Итоговая аттестация может проводиться в форме зачета, бально-рейтинговой системы, отчета студентов по составленным экологическим проектам, развернутого исследовательского реферата по комплексной проблеме.

И.А. Изиева

ПРАКТИКУМ» В БАКАЛАВРИАТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Khanmagomed Khanmagomedov

Imambike Izieva

с. 183].

© Ханмагомедов Х.Л., Изиева И.А., 2014

Вестник Университета № 20, 2014

Теоретической базой проведения экологического практикума считаем ранее изученные курсы в педагогическом вузе: общая экология, биоценология, экология растений, животных и почв, оценка воздействия на окружающую среду, педагогика (прежде всего раздел «дидактика»). Студент, обучающийся по курсу «Экологический практикум», должен знать и анализировать проблематику международных и российских законов, постановлений Правительства РФ и других документов, имеющих отношение к экологии и рациональному природопользованию.

По нашему мнению, курс «Экологический практикум» должен состоять из эколого-теоретической и эколого-педагогической частей. Первая часть должна не повторять ранее изученного материала в экологических курсах, а способствовать активному усвоению материала второй части. Он может быть проведен в форме лекций или семинарских занятий (это прерогатива вуза).

Первая часть курса. Введение - предмет, цели и задачи курса. Связь курса с общей экологией, биоценологией, геоэкологией и природопользованием, экологией растений, животных и почв, экологическим аудитом, прогнозированием, мониторингом, экономикой природопользования, экологическими разделами общей и региональной физической географии, ландшафтоведения, экономической, социальной, политической и рекреационной географии, теорией образования. Нормативно-правовые документы по экологии, рациональному природопользованию, экологическому образованию и просвещению (конституции РФ и республик РФ, закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровлении и занятости детей», Трудовой кодекс РФ, санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПин 2.44.969.00) и др.). Экологический манифест (по Н.Ф. Реймерсу). Взаимодействие природы и общества как экологическая проблема. Геэкологическая типология и обоснование хозяйственной деятельности. Критерии оценки экологического состояния территорий: ботанические, биохимические, зоологические, почвенные, пространственные, динамические. Биоиндикация. Биотестирование. Стихийные природные явления, бедствия и человек. Защита и улучшение жизненной и трудовой среды человека. Промышленные экосистемы и эффективность промышленного производства. Оптимизация использования сырьевых и энергетических ресурсов. Экопромышленные парки и их основные цели. Мониторинг, оценка, контроль за состоянием загрязнения окружающей среды: атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Процессы, аппаратура и средства измерений и контроля загрязняющих веществ. Экологическая топонимика - нетрадиционное направление изучения взаимоотношений человека, общества и природы. Топонимические свидетельства изменений природы, восстановление былых ландшафтов топонимическими средствами (по В.С. Жекулину, В.А. Жучкевичу, Э.М. Мурзае-ву, Х.Л. Ханмагомедову). Экологические проблемы региона.

Вторая часть курса. Содержание, форма, методы, приемы обучения в школьной экологии в контексте «сегодняшняя школа - школа будущего». Из истории вузовской и школьной экологии и рационального природопользования. Методы и виды обучения школьной экологии. Методы: наблюдение, описание, аэрокосмическое и натурное экспериментирование, лабораторный анализ. Виды: объяснительно-иллюстративный, проблемный, программный. Методические условия экологического содержания, понятие и представления, закономерности, теории, мировоззренческие идеи. Приемы работы с рисунками, фотографиями: описание, анализ, сравнение. Методы проведения внеклассной работы: словесные (вербальные - лекция, беседа, доклад), практические-фронтальные, индивидуальные, наблюдения, опытно-экспериментальные. Направления внеклассной работы: туристско-эколого-краеведческое, экологические экспедиции, экологические слеты, научно-познавательные. Указанные выше методы и приемы обучения экологии широко применяются в современной методике географии и вполне применимы при изучении объектов экологического практикума для современной школы в условиях преемственности курсов и модернизации образования [2; 4]. Современные экологические проблемы и их освещение в вузовских, школьных курсах географии, биологии и экологии. Формиро-

вание экологического мировоззрения, экологического мышления, экологического сознания, этики, экологической морали и экологической культуры учащихся в современной средней (полной) общеобразовательной школе. Восприятие окружающей среды городскими и сельскими школьниками. Учебно-экологическая работа в средней (полной) общеобразовательной школе. Геоэкологические тесты, задания и практические работы на уроках географии и биологии. Проектная и исследовательская деятельность школьников: задачи, программное обеспечение учебных исследований и проектов, особенности комплексной программы «Экология» в начальной, основной и средней школах, ступени их реализации (по Ю.И. Заздравных, А.Л. Майоровой, И.Н. Майоровой). Типы проектов: исследовательский, творческий, информационный. Интегрированные уроки. Уроки-конференции. Экологический кружок. Экологическая тропа. Школьная лаборатория экологического мониторинга. Деловые игры, декады, турниры. Экологический марафон. Экологический эрудицион. Экологические недели и вечера в процессе внеклассной и внешкольной работы учителя со школьниками. Возможности детских центров, лагерей в организации и проведении геоэкологических экскурсий, практических работ и полевых исследований в условиях внешкольной работы.

Данная проблематика носит рекомендательный характер. В этом отношении необходим творческий подход преподавателя вуза, ведущего курс «Экологический практикум», и педагогов в средней (полной) общеобразовательной школе.

При изучении данной дисциплины рекомендуется руководствоваться положениями, о которых пишет А.М. Мурсалов [5]:

1) учить аудиторию мыслить, анализировать, сомневаться и убеждаться в правильности теоретического положения;

2) поднимать острые проблемы и помогать слушателям осознать их остроту;

3) помочь слушателям искать, предлагать и находить правильные решения проблемы;

4) наладить контакт с аудиторией, т.е. совместить свою деятельность с мыслительной деятельностью каждого слушателя;

5) сообщать информацию в форме доверительного разговора с аудиторией;

6) использовать местный материал, наглядные пособия, художественную литературу во взаимосвязи с современностью, критиковать соответствующие псевдонаучные теории;

7) сочетать ясность и доступность изложения материала.

Желательно, чтобы после изучения данного курса студенты проходили педагогическую практику в школе и полевую практику по экологическому изучению географических объектов (региона, рек, озер, почв, воздушного бассейна). Большую помощь при изучении курса «Экологический практикум» могут оказать журналы «География в школе», «География и экология в школе XXI века». В этих журналах преподаватели и студенты вуза, а также учителя средней школы найдут исчерпывающий материал по проблеме преподавания экологии в школе.

Рассмотренная тематика экологического практикума представляет наше видение и носит примерный и рекомендательный характер.

Библиографический список

1. Быков Н.Н., Шумакова Н.Ю., Труфанова С.Н. Современные тенденции подготовки кадров в области физической культуры и спорта // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 129-131.

2. Ермошкина А.С. Уроки географии: 8 кл.: кн. для учителя / А.С. Ермошкина. - М.: Просвещение, 1993. -160 с.

3. Магин В.А. Элективные курсы как средство формирования профессиональных компетенций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 14. - С. 72-75.

4. Методика обучения географии в средней школе: пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.