УДК 378
Х.Л. Ханмагомедов ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
Современная высшая школа находится в постоянном развитии. Внедряются в учебный процесс новые формы, методы, технологии обучения будущих специалистов народного хозяйства. Не исключение и педагогические вузы. В педагогических вузах готовят кадры по самым различным направлениям - гуманитарному, естественнонаучному, художественно-творческому, техническому [6,
Правы Н.Н. Быков, С.Н. Труфанова, Н.Ю. Шумакова, что «на современном этапе все более актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров, имеющих высокий уровень развития профессиональных и общекультурных компетенций. Следовательно, качество подготовки к предстоящей деятельности приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение» [1, с. 129]. При этом вузы могут активно участвовать в формировании содержания образования, исходя из потребностей региона, самих студентов [3]. В этой среде в условиях модернизации образования выделяется географо-экологическое образование. Неслучайно в педагогических вузах готовят кадры по специальности «География и экология» направления «Образование и педагогика» и читают курс «Экологический практикум».
Как междисциплинарный экологический практикум по специальности «География и экология» в педагогическом вузе должен отличаться от курсов медицинских, аграрных, технико-технологических вузов? В педагогическом вузе преподавание этого курса ориентировано на подготовку учительских кадров географо-экологического, биолого-экологического и химического направлений. Количество часов, отводимое по видам занятий, определяет вуз, но не должно быть менее трех зачетных единиц (108 часов). Итоговая аттестация может проводиться в форме зачета, бально-рейтинговой системы, отчета студентов по составленным экологическим проектам, развернутого исследовательского реферата по комплексной проблеме.
И.А. Изиева
ПРАКТИКУМ» В БАКАЛАВРИАТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ» В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Khanmagomed Khanmagomedov
Imambike Izieva
с. 183].
© Ханмагомедов Х.Л., Изиева И.А., 2014
Вестник Университета № 20, 2014
Теоретической базой проведения экологического практикума считаем ранее изученные курсы в педагогическом вузе: общая экология, биоценология, экология растений, животных и почв, оценка воздействия на окружающую среду, педагогика (прежде всего раздел «дидактика»). Студент, обучающийся по курсу «Экологический практикум», должен знать и анализировать проблематику международных и российских законов, постановлений Правительства РФ и других документов, имеющих отношение к экологии и рациональному природопользованию.
По нашему мнению, курс «Экологический практикум» должен состоять из эколого-теоретической и эколого-педагогической частей. Первая часть должна не повторять ранее изученного материала в экологических курсах, а способствовать активному усвоению материала второй части. Он может быть проведен в форме лекций или семинарских занятий (это прерогатива вуза).
Первая часть курса. Введение - предмет, цели и задачи курса. Связь курса с общей экологией, биоценологией, геоэкологией и природопользованием, экологией растений, животных и почв, экологическим аудитом, прогнозированием, мониторингом, экономикой природопользования, экологическими разделами общей и региональной физической географии, ландшафтоведения, экономической, социальной, политической и рекреационной географии, теорией образования. Нормативно-правовые документы по экологии, рациональному природопользованию, экологическому образованию и просвещению (конституции РФ и республик РФ, закон РФ «Об образовании», Конвенция ООН о правах ребенка, Постановление Правительства РФ «Об обеспечении отдыха, оздоровлении и занятости детей», Трудовой кодекс РФ, санитарно-гигиенические правила и нормы (СанПин 2.44.969.00) и др.). Экологический манифест (по Н.Ф. Реймерсу). Взаимодействие природы и общества как экологическая проблема. Геэкологическая типология и обоснование хозяйственной деятельности. Критерии оценки экологического состояния территорий: ботанические, биохимические, зоологические, почвенные, пространственные, динамические. Биоиндикация. Биотестирование. Стихийные природные явления, бедствия и человек. Защита и улучшение жизненной и трудовой среды человека. Промышленные экосистемы и эффективность промышленного производства. Оптимизация использования сырьевых и энергетических ресурсов. Экопромышленные парки и их основные цели. Мониторинг, оценка, контроль за состоянием загрязнения окружающей среды: атмосферного воздуха, поверхностных вод, почв. Процессы, аппаратура и средства измерений и контроля загрязняющих веществ. Экологическая топонимика - нетрадиционное направление изучения взаимоотношений человека, общества и природы. Топонимические свидетельства изменений природы, восстановление былых ландшафтов топонимическими средствами (по В.С. Жекулину, В.А. Жучкевичу, Э.М. Мурзае-ву, Х.Л. Ханмагомедову). Экологические проблемы региона.
Вторая часть курса. Содержание, форма, методы, приемы обучения в школьной экологии в контексте «сегодняшняя школа - школа будущего». Из истории вузовской и школьной экологии и рационального природопользования. Методы и виды обучения школьной экологии. Методы: наблюдение, описание, аэрокосмическое и натурное экспериментирование, лабораторный анализ. Виды: объяснительно-иллюстративный, проблемный, программный. Методические условия экологического содержания, понятие и представления, закономерности, теории, мировоззренческие идеи. Приемы работы с рисунками, фотографиями: описание, анализ, сравнение. Методы проведения внеклассной работы: словесные (вербальные - лекция, беседа, доклад), практические-фронтальные, индивидуальные, наблюдения, опытно-экспериментальные. Направления внеклассной работы: туристско-эколого-краеведческое, экологические экспедиции, экологические слеты, научно-познавательные. Указанные выше методы и приемы обучения экологии широко применяются в современной методике географии и вполне применимы при изучении объектов экологического практикума для современной школы в условиях преемственности курсов и модернизации образования [2; 4]. Современные экологические проблемы и их освещение в вузовских, школьных курсах географии, биологии и экологии. Формиро-
вание экологического мировоззрения, экологического мышления, экологического сознания, этики, экологической морали и экологической культуры учащихся в современной средней (полной) общеобразовательной школе. Восприятие окружающей среды городскими и сельскими школьниками. Учебно-экологическая работа в средней (полной) общеобразовательной школе. Геоэкологические тесты, задания и практические работы на уроках географии и биологии. Проектная и исследовательская деятельность школьников: задачи, программное обеспечение учебных исследований и проектов, особенности комплексной программы «Экология» в начальной, основной и средней школах, ступени их реализации (по Ю.И. Заздравных, А.Л. Майоровой, И.Н. Майоровой). Типы проектов: исследовательский, творческий, информационный. Интегрированные уроки. Уроки-конференции. Экологический кружок. Экологическая тропа. Школьная лаборатория экологического мониторинга. Деловые игры, декады, турниры. Экологический марафон. Экологический эрудицион. Экологические недели и вечера в процессе внеклассной и внешкольной работы учителя со школьниками. Возможности детских центров, лагерей в организации и проведении геоэкологических экскурсий, практических работ и полевых исследований в условиях внешкольной работы.
Данная проблематика носит рекомендательный характер. В этом отношении необходим творческий подход преподавателя вуза, ведущего курс «Экологический практикум», и педагогов в средней (полной) общеобразовательной школе.
При изучении данной дисциплины рекомендуется руководствоваться положениями, о которых пишет А.М. Мурсалов [5]:
1) учить аудиторию мыслить, анализировать, сомневаться и убеждаться в правильности теоретического положения;
2) поднимать острые проблемы и помогать слушателям осознать их остроту;
3) помочь слушателям искать, предлагать и находить правильные решения проблемы;
4) наладить контакт с аудиторией, т.е. совместить свою деятельность с мыслительной деятельностью каждого слушателя;
5) сообщать информацию в форме доверительного разговора с аудиторией;
6) использовать местный материал, наглядные пособия, художественную литературу во взаимосвязи с современностью, критиковать соответствующие псевдонаучные теории;
7) сочетать ясность и доступность изложения материала.
Желательно, чтобы после изучения данного курса студенты проходили педагогическую практику в школе и полевую практику по экологическому изучению географических объектов (региона, рек, озер, почв, воздушного бассейна). Большую помощь при изучении курса «Экологический практикум» могут оказать журналы «География в школе», «География и экология в школе XXI века». В этих журналах преподаватели и студенты вуза, а также учителя средней школы найдут исчерпывающий материал по проблеме преподавания экологии в школе.
Рассмотренная тематика экологического практикума представляет наше видение и носит примерный и рекомендательный характер.
Библиографический список
1. Быков Н.Н., Шумакова Н.Ю., Труфанова С.Н. Современные тенденции подготовки кадров в области физической культуры и спорта // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 129-131.
2. Ермошкина А.С. Уроки географии: 8 кл.: кн. для учителя / А.С. Ермошкина. - М.: Просвещение, 1993. -160 с.
3. Магин В.А. Элективные курсы как средство формирования профессиональных компетенций // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 14. - С. 72-75.
4. Методика обучения географии в средней школе: пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 256 с.