УДК 502:37.03
Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов на занятиях по дисциплине «Теория и методика обучения биологии»
С. М. Файрушина
В статье освещаются проблемы развития экологической культуры студентов педагогического вуза при подготовке будущих учителей биологии. Рассматриваются особенности формирования когнитивного, мотивационно-деятельностного, эколого-ориентировочного и биолого-педагогического компонентов экологической культуры при изучении курса «Теория и методика обучения биологии». Обосновывается необходимость дополнения данного теоретического курса практической подготовкой по системе «Школа - вуз», позволяющей улучшить профессиональные навыки будущего учителя биологии.
Ключевые слова: экологическая культура, студенты педагогических вузов, теория и методика обучения биологии, компоненты экологической культуры.
Экологическая культура — это система идейных и моральноэтических установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих экологическую безопасность, рациональное природопользование и позволяющих поддерживать равновесие в состоянии окружающей среды. В настоящее время экологическая культура является не желательным компонентом, а обязательным условием существования мирового сообщества [1,
с. 27]. В свете актуальной концепции устойчивого развития необходимым при подготовке будущего учителя биологии является включение элементов экологического образования в преподавание дисциплин гуманитарного и естественно-технического циклов
[3].
Целью курса «Теория и методика обучения биологии» является формирование научного мировоззрения, базирующегося на понимании целостности и системности природы, а также на представлении о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии [2, с. 4-6].
Задачами изучения курса являются:
1) освоение научно-теоретических и практических достижений методики обучения биологии, способствующих развитию профессиональных качеств будущего учителя;
2) развитие практических умений и навыков обучения биологии в школе: составление календарно-тематических планов по преподаваемому курсу; организация классной и внеклассной работы при изучении предмета;
3) обеспечение возможности введения системы экологических понятий в школьном курсе биологии;
4) овладение методиками нравственного и эколого-культурного воспитания школьников;
5) становление базовых качеств эколого-культурной личности будущего учителя, способного через естественнонаучное содержание и интеграцию психолого-педагогических и методических знаний трансформировать экологические ценности и реализовать стратегии и технологии эколого-педагогической деятельности [4, с. 3];
6) формирование профессиональных и общекультурных компетенций учителя биологии.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения «Теория и методика обучения биологии» включает 18 лекционных часов (0,5 зачетных единиц) и 36 семинарско-практических часов (1 зачетная единица). Нами составлена учебно-методическая карта данной дисциплины (см. табл. 1).
Таблица 1
Учебно-методическая карта дисциплины «теория и методика обучения биологии» для дневного отделения
№ п/п Наименование тем, разделов Количество часов / (зачетная единица) Форма конт- роля
всего лекции прак.- сем. сам. работа
1 Методика обучения биологии как наука 8 (0,22) 2 (0,06) 2 (0,06) 4 (0,1) дз
2 Особенности современного биологического образования 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз, ПД
3 Содержание предмета «Биология» в средней школе 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз
4 Методы обучения биологии 16 (0,44) 2 (0,06) 6 (0,17) 8 (0,22) ДЗ, Т
5 Учебно-воспитательные задачи обучения биологии 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз
6 Средства и формы обучения биологии в средней школе 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз
7 Контроль достижений учащихся в процессе изучения биологии 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз, ПП
8 Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) дз
9 Методы анализа и экспертизы электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения 14 (0,39) 2 (0,06) 4 (0,1) 8 (0,22) Р, К
Всего 122 (3,39) 18 (0,5) 36 (1) 6 8(1,9) Э
(ДЗ — домашнее задание, ПД — подготовка доклада, Т — тестирование, ПП — выполнение презентации, Р — выполнение реферата, К — коллоквиум, КР — контрольная работа, Э — экзамен)
В нашей практике преподавания курса акцентированы следующие аспекты:
1) налажен тесный контакт с базовыми школами по системе «Школа — педагогический вуз»: студенты после занятий посещают уроки ведущих учителей-биологов;
2) в содержание отдельных биологических курсов добавлен экологический дидактический материал: ставится задача учета экологического аспекта при подготовке уроков биологии и составлении календарно-тематического плана;
3) внесены экологические проблемные вопросы в тематику практических занятий на пришкольном участке, биологических КВН, диспутов, эколого-биологических игр, викторин, экскурсий и других внеклассных мероприятий.
Данные нововведения реализуются за счет часов, выделенных на самостоятельную работу: на обязательное посещение базовой школы, выполнение календарно-тематического плана с учетом экологического аспекта, разработку внеклассных мероприятий и выполнение реферативной работы отводится 68 часов.
Во время преподавания курса «Теория и методика обучения биологии» нами было проведено исследование для определения когнитивного, мотивационно-деятельностного, эколого-ориентировочного и биолого-педагогического компонентов методической подготовки студентов. В ходе исследования были использованы логические, организационные, технические методические приемы. Базой для данной работы стали Казанский (Приволжский) федеральный университет (К(П)ФУ), Елабужский государственный педагогический университет (ЕГПУ) и Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (НИСПТР). Всего в педагогическом эксперименте приняло участие 167 студентов четвертых курсов, 6 преподавателей соответствующих вузов и 16 учителей-биологов Казани, Елабуги и Набережных Челнов. Были определены контрольные (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). Эксперимент проводился в течение 2009—2011 учебных годов.
Для характеристики когнитивного компонента подготовки студентов мы изучили процесс ознакомления с научно-теоретическими и практическими достижениями методики обучения биологии, рассмотрели особенности усвоения методов, средств, форм преподавания
данного курса, отметили умения студентов оперировать биологическим терминологическим аппаратом (см. табл. 2).
Таблица 2
показатели когнитивного компонента подготовки студентов при изучении курса «теория и методика обучения биологии» (%)
Вузы Параметры К(П)ФУ ЕГПУ НИСПТР
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
знание научно-теоретических и практических достижений методики обучения биологии начало 28 31 23 24 30 33
конец 32 58 28 38 36 57
усвоение методов, средств, форм преподавания курса биологии в школе о л СС ч а н 33 36 33 34 32 35
конец 36 68 44 61 38 71
умение использовать биологический терминологический аппарат о л СС ч а н 39 33 44 42 42 32
конец 41 68 52 65 46 59
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет говорить о том, что в контрольных группах показатели увеличились по всем трем параметрам. Знание научно-теоретических и практических достижений методики обучения биологии выросло на 5 %; усвоение методов, средств, форм преподавания биологии в школе — на 6,7 %; умение использовать биологическую терминологию — на 4,7 %. Лучшие показатели у студентов ЕГПУ.
В экспериментальных группах по первому параметру отмечается рост на 21,7 %, по второму параметру — на 31,7 %, по третьему параметру — на 28,3 %. Наиболее существенные достижения имеют студенты К(П)ФУ: 27 %, 32 %, и 35 % соответственно.
Далее представлены графически изменения показателей когнитивного компонента в процентном измерении (рис. 1).
■ знание научнотеоретических и практических достижений методики обучения биологии
■ усвоение методов, средств, форм преподавания курса биологии в школе
■ умение использовать биологический терминологический аппарат
Рис.1. Показатели когнитивного компонента подготовки студентов при изучении курса «Теория и методика обучения биологии» (%)
Для описания мотивационно-деятельностного компонента мы рассматривали формирование умения составлять календарно-тематические планы по преподаваемому курсу биологии и организовывать классную и внеклассную работу в процессе обучения предмету (см. табл. 3).
Проанализировав данные таблицы 3, мы можем констатировать, что в контрольных группах умение составлять календарно-тематические планы по курсу биологии выросло на 8,6 %; умение организовывать классную и внеклассную работу в процессе обучения предмету — на 18,7 %. Улучшение мотивационно-деятельностного компонента наблюдается, в первую очередь, у студентов К(П)ФУ и НИСПТР.
В экспериментальных группах по первому параметру отмечается рост на 23,7 %; по второму — на 31 %. Оба показателя мотивационно-деятельностного компонента максимально увеличились у студентов НИСПТР: на 34 % и 37 % соответственно.
Таблица 3
показатели мотивационно-деятельностного компонента подготовки студентов при изучении курса «теория и методика обучения биологии» (%)
Вузы К(П)ФУ ЕГПУ НИСПТР
Параметры КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
умение составлять календарно-тематические планы по курсу биологии начало 18 28 13 26 12 23
конец 25 43 28 48 16 57
умение организовывать классную и внеклассную работу начало 13 26 33 34 12 25
конец 33 53 49 63 31 62
Далее графически представлены процентные изменения мотивационно-деятельностного компонента подготовки студентов (рис. 2).
I умение составлять календарно-тематические планы по курсу биологии
умение организовывать классную и внеклассную работу
Рис. 2. Показатели мотивационно-деятельностного компонента подготовки студентов при изучении курса «Теория и методика обучения биологии» (%)
Мы наблюдаем изменение показателей в контрольной группе на 14,4 %, в экспериментальной группе — на 12,3 %.
Определяя динамику эколого-ориентировочного компонента, мы анализируем формирование умения вводить систему экологических понятий в школьный курс биологии и решать проблемы нравственного и эколого-культурного воспитания в процессе обучения (см. табл. 4).
Приведенные в таблице 4 данные показывают, что в контрольных группах умение сформировать систему экологических понятий в процессе преподавания курса биологии выросло на 7,3 %; способность обеспечить нравственное и эколого-культурное воспитание школьников — на 4,7 %. В отношении развития эколого-ориентировочного компонента лучшие результаты демонстрируют студенты ЕГПУ.
В экспериментальных группах первый параметр увеличился на 22,3 %, второй — на 28,3 %. Рассматриваемый элемент методической подготовки у студентов НИСПТР увеличился на 25 % и 32 %, у студентов ЕГПУ — на 25 % и 31 % соответственно. Эти показатели являются самыми значительными.
Таблица 4
показатели эколого-ориентировочного компонента подготовки студентов при изучении курса «теория и методика обучения биологии» (%)
Вузы Параметры К(П)ФУ ЕГПУ НИСПТР
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
умение вводить систему экологических понятий в школьный курс биологии начало 27 27 23 24 21 22
конец 33 44 31 49 29 47
осуществление нравственного и экологокультурного воспитания в процессе обучения начало 23 24 23 24 22 23
конец 26 46 29 55 27 55
Представим процентные характеристики эколого-ориентировоч-
■ умение вводить систему экологических; понятий в школьный курс биологии
осуществление нравственного и экологокультурного воспитания в процессе обучения
Рис. 3. Показатели эколого-ориентировочного компонента подготовки студентов при изучении курса «Теория и методика обучения биологии» (%)
В контрольной группе отмечаются положительные изменения эко-лого-ориентировочного компонента на 15 %, в экспериментальной группе — на 23,6 %.
При исследовании развития биолого-педагогического компонента мы ориентировались на такие параметры, как применение студентами теоретических знаний на практике (посещение уроков биологии в школах города), умение анализировать занятие, способность идентифицировать методы и формы проведения уроков, используемые в обучении средства, а также желание студентов в дальнейшем работать в школе (см. табл. 5).
Анализ данных таблицы 5, показывает, что в контрольных группах применение теоретических знаний на практике выросло на 12,3 %; умение анализировать уроки биологии — на 5,0 %; способность определять методы и формы проведения уроков, а также используемые в обучении средства — на 3,7 %; желание в будущем работать в школе — на 4,3 %. Наиболее активно биолого-педагогический компонент профессиональной подготовки формировался у студентов ЕГПУ по всем показателям: 14 %, 8 %, 4,6 % соответственно.
В экспериментальных группах первый параметр увеличился на 25,0 %, второй — на 33,7 %, третий — на 29,3 %; четвертый —
на 42,0 %. Лучшие показатели роста биолого-педагогического компонента подготовки отмечаются у студентов ЕГПУ и НИСПТР.
Таблица 5
показатели биолого-педагогического компонента подготовки студентов при изучении курса «теория и методика обучения биологии» (%)
Вузы Параметры К(П)ФУ ЕГПУ НИСПТР
КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ
применение теоретических знаний на практике, посещение уроков биологии в школах города начало 18 19 18 20 21 17
конец 33 35 32 49 29 47
умение анализировать урок начало 13 14 13 14 12 13
конец 19 32 21 55 13 55
умение определять методы и формы проведения уроков, средства, используемые на занятии начало 24 24 19 24 22 23
конец 26 46 23 57 27 56
желание работать в школе начало 13 14 13 14 12 13
конец 15 53 19 58 17 56
Как мы видим, при осуществлении предлагаемых нововведений уровень владения дисциплиной, а также желание связать свою даль-
нейшую профессиональную деятельность со школьным образованием увеличиваются (рис. 4).
45
40
35
30
25
20
15
10
5
0
I Применение теоретических знаний на практике
I Умение анализировать урок
Желание работать в школе
Умение определять методы и формы проведения уроков, средства, используемые на занятии
контрольная группа экспериментальная группа
Рис. 4. Показатели биолого-педагогического компонента подготовки студентов при изучении курса «Теория и методика обучения биологии» (%)
Таким образом, установление тесного контакта с базовыми школами по системе «Школа — педагогический вуз», обязательный учет экологического аспекта при подготовке уроков биологии, внесение экологических проблемных вопросов в разработки классных и внеклассных мероприятий являются необходимыми в процессе освоения курса «Теория и методика обучения биологии». Эти элементы подготовки обеспечивают развитие экологической культуры, а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций будущего учителя биологии.
Литература
1. Андреева Н. Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреевой. Москва: Академия, 2009. 208 с.
2. Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: учебное пособие для студентов педагогических вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. 3-е изд., стер. Москва: Академия, 2008. 280 с.
3. Газизуллина Т. О. Формирование нравственно-экологической культуры студентов вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / Т. О. Газизуллина. Екатеринбург, 2011. 23 с.
4. Файрушина С. М. Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов в процессе изучения естественнонаучных дисциплин: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук / С. М. Файрушина. Екатеринбург, 2007. 23 с.
© С. М. Файрушина, 2012
Forming Ecological Culture in Pedagogical Students in the Theory and Methods of Biology Teaching Course
S. Fayrushina
The article reviews the problems arising while developing ecological culture in pedagogical students studying for a teaching degree in biology, and considers the peculiarities behind the cognitive, motivational, action, ecological, indicative, biological and pedagogical components of ecological culture within the Theory and Methods of Biology Teaching course. The author gives ground for the necessity to complete the course in question with a practical component, namely, through the School - Higher Educational Institution system, thus providing some improvement in the professional skills of future biology teachers.
Key words: ecological culture, pedagogy students, theory and practice of biology teaching, ecological culture components.
Файрушина С. М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и методики ее преподавания федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» (Набережные Челны), [email protected] Fayrushina, S., Ph.D. in Education, associate professor, Biology and Teaching Methods Department, Naberezhnye Chelny Institute for Socio-Pedagogical Technologies and Resources (Naberezhnye Chelny), sakinafa@ mail.ru