— будущие специалисты-провизоры должны хорошо знать химический состав, биологически активных веществ лекарственных растений и основные действующие, а также сопутствующие вещества, которые могут влиять на способ приготовления лекарственных форм и препаратов из лекарственного растительного сырья. Они должны хорошо знать способы и правила применения лекарственного растительного сырья, поступающего в аптеку, а также лекарственные сборы и препараты. Уметь объяснять возможности этих лекарственных средств, их побочное действие, а также знать их аналоги;
В связи с вышеизложенным, на кафедре фармакогнозии и ботаники уже с 1 курса при изучении биологии и ботаники даются студентам необходимые знания не только по морфолого-анатомическим признакам и систематике растений, но и обращается большое внимание на лекарственные растения, которые затем будут изучаться на фармакогнозии. При этом уделяется особое внимание охране лекарственных растений.
Знания и практические навыки, полученные в ходе обучения, закрепляются на практике в ходе ботанических экскурсий и изготовлении гербарных образцов.
На 3 курсе студенты изучают и осваивают вышеуказанные методы анализа лекарственного растительного сырья по гербарным образцам растений, образцам сырья, собранным и оформленным самими студентами, проводят фитохимический и товароведческий анализ лекарственного растительного сырья. Закрепляют свои знания, практические навыки и умения на коллоквиумах, семинарах, контрольных работах, экзаменах и в ходе учебной практики.
Во время обучения программой предусмотрено выполнение курсовой работы. На фармакогнозии она выполняется в виде реферата по разработанным на кафедре темам, включающим раздел экспериментальных исследований по тематике научной работы сотрудников
кафедры. Часто курсовая работа перерастает затем в дипломную работу, которую лучшие из студентов защищают затем вместо сдачи государственного экзамена.
Во время выполнения курсовых и дипломных работ студенты выступают с докладами на студенческих конференциях, оформляют свою работу в виде тезисов.
Следует отметить, что в помощь по освоению специальности кроме учебников в распоряжении у студентов 1, 3 и 5 курсов имеются методические пособия и рекомендации, разработанные преподавателями кафедры и научно-исследовательскими учреждениями г. Иркутска.
Кроме того, на кафедре работает научный кружок, где студенты, имеющие склонность к научной работе, делают первые шаги в большую науку. Работа в кружках дает дополнительные знания студентам, развивает их творческие способности, учит работать с литературой и интернетом. Дает навыки публичных выступлений и т. д.
На практике студенты получают дополнительные знания о растениях лекарственных и декоративных, а также о растениях Красной Книги, произрастающих в Восточной Сибири. Студенты осваивают приемы и правила заготовки лекарственного растительного сырья, способы их культивирования, интродукции и размножения.
Во время обучения как на 3 так и на 5 курсах студенты узнают о стандартизации лекарственного растительного сырья и требованиях к его доброкачественности.
Таким образом, заканчивая обучение на кафедре фармакогнозии и ботаники студенты достигают уровня специалиста-провизора в области знаний, практических умений и навыков по специальности «Фармакогнозия». Они могут работать как в аптеках и фармпредприяти-ях, так и в контрольно-аналитических лабораториях, где проводится анализ лекарственного растительного сырья, лекарственных средств и препаратов растительного происхождения на подлинность и доброкачественность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная программа по дисциплине «Фармакогнозия» (для специальности: 040500 — Фармация) — М., 2002 . — 17 с.
2. Государственный образовательный стандарт выс-
шего профессионального образования. Специальность 040500 — Фармация. Квалификация Провизор. — М., 2000. — 17 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Федосеева Галина Михайловна — заведующая кафедрой, профессор, д.ф.н.,
Фамилия, имя, отчество второго полностью — должность, учёная степень, учёное звание автора, адрес одного из авторов: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра... Тел. (3952) хххххх. E-mail: [email protected]
Информация предоставляется обо всех авторах работы!!!
© ФИАЛКОВСКИЙ В.И. — 2010
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРОРТОЛОГИИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В.И. Фиалковский
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье представлены сведения о дополнительном включении в учебную программу студентов 6 курса лечебного факультета цикла занятий по курортологии в качестве региональной образовательной компоненты в Иркутском государственном медицинском университете (ИГМУ) на базе клинического курорта «Ангара», расположенного в черте города Иркутска. Успешный опыт преподавания курортологии может служить основанием к разработке подобной образовательной инновации для интернов лечебного факультета при подготовке врачей восстановительной медицины.
Ключевые слова: курортология, природные факторы, курорт «Ангара», восстановительная медицина, образовательные инновации.
BALNEOLOGY TEACHING IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
V.I. Fialkovsky (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. There has been presented the information on additional including into the teaching program for medical faculty undergraduates a cycle of training classes in health — resort science as a regional educational component at Irkutsk
State Medical University on the base of clinical resort «Angara» that is situated within the city of Irkutsk. The 10-year long successful innovation experience of teaching health — resort science can serve as a foundation ofworking out the educational innovation for medical faculty interns to be trained as rehabilitation medicine specialists.
Key words:
Инновационные технологии в образовании, как правило, связывают с совершенствованием методик преподавания дисциплин, входящих в утвержденную министерством учебную программу вуза. Однако инновации — это любые новшества как методического, так и содержательного характера образования [1].
В учебную программу в вузе может быть включен дополнительный предмет (при обоснованной необходимости) в качестве региональной образовательной компоненты. Законодательство это позволяет. В 2000 году по нашему предложению в ИГМУ было принято решение в отношении цикла занятий по курортологии для студентов 6 курса лечебного факультета.
Известно, что курортология является разделом медицины, изучающим свойства природных лечебных факторов (лечебной грязи, минеральных вод и лечебного климата) и их воздействие на организм человека. Она разрабатывает условия и методы их практического использования с лечебно-профилактической целью.
Необходимость знакомства будущих врачей с курортологией и организацией работы санитарно-курортных учреждений не вызывает сомнений, однако, учебным планом не предусмотрена. Изучение любой клинической дисциплины требует наличия клинической базы, доступной для студентов. В то время как курорты обычно располагаются в местностях на большом удалении от городов и, соответственно, медицинских вузов. Иркутск является исключением, так как курорт «Ангара» расположен в природоохранной местности находящейся в черте города. Клинический курорт «Ангара» рассчитан на 450 мест и в течение года курс восстановительного лечения проходят более 5000 пациентов [3].
Основными природными лечебными факторами курорта являются лечебные минеральные воды (сероводородный хлориднонатриевый рассол) для наружных процедур и лечебно-столовая питьевая минеральная вода (гидрокарбонатно-сульфатно-хлориднонатриевая вода), а также лечебные сапропелевые и сульфидноиловые грязи. Лечение природными факторами дополняется широким использованием современной аппаратной физиотерапии.
В комплексную курортную терапию входит лечебная физкультура с использованием терренкура и тренажерных залов, массаж, диетотерапия и базовая фармакотерапия при обязательном соблюдении двигательного режима.
С 1979 года на курорте кроме общетерапевтического отделения функционирует единственное в Восточной Сибири реабилитационное отделение долечивания больных острым инфарктом миокарда, нестабильной стенокардией и послеоперационных больных после аортокоронарного шунтирования и стентирования коронарных артерий. Санаторный этап реабилитации более 10 лет проходят больные после операции на желудке и желчных путях. Несколько позже — с острым нарушением мозгового кровообращения, сахарным диабетом и беременные женщины из группы риска.
С 2000 года, после заключения договора о совместной работе и сотрудничестве между ИГМУ и клиническим курортом «Ангара», на этой базе началось обучение студентов основам курортологии. Учебная программа, разработанная нами, предусматривает кроме знакомства с историей развития курортного дела в России, разбор актуальных вопросов климатотерапии, бальнеотерапии и грязелечения. На курортах используют природные факторы для профилактики и лече-
ния заболеваний, имеющих хроническую форму. Отбор пациентов проводится врачами по месту жительства, поэтому студенты знакомятся с порядком медицинского отбора при направлении на курорт, показаниями и противопоказаниями к курортной терапии и с наиболее известными курортами России [2]. Студентам демонстрируется организация реабилитационных отделений и лечебные процедуры в бальнеогрязелечебнице, гидропроцедуры, прием сухих углекислых ванн и разные маршруты терренкура в зависимости от двигательного режима пациентов.
Учитывая отсутствие учебника по курортологии для студентов медицинских вузов, нами подготовлены и изданы методические рекомендации по актуальным вопросам дисциплины: «История возникновения и развития курортного дела в России» и «Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков. Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение». Их наличие в библиотеке позволяет студентам самостоятельно готовиться по этим темам.
Началом интеграции России в образовательное пространство Европы является Болонский процесс. Унифицировать высшее образование необходимо на европейском уровне. Однако при интеграции высшего европейского образования, нужно сохранить разнообразие содержания образовательных программ.В соответствии с новыми требованиями по унификации системы высшего образования (Болонская конвенция) в 2008 году была переработана программа цикла курортологии. Внедрена в учебный процесс балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности и переработан раздел самостоятельной работы студентов.
Курортология является важным разделом знаний, необходимых при подготовке врачей новой специальности — врач восстановительной медицины. Сертификационный курс для таких специалистов кроме курортологии включает углубленное изучение лечебной физической физкультуры и спортивной медицины, физиотерапии, рефлексотерапии и мануальной терапии. Освоение этих клинических дисциплин обычно проходит на стационарном или поликлиническом этапах реабилитации. И только курортология требует наличия клинической базы на курорте, что для многих медицинских вузов малодоступно.
Потребность во врачах восстановительной медицины есть и продолжает нарастать в связи с приказом Минздрава РФ от 1.07.2003 года № 296 «О совершенствовании восстановительного лечения в РФ» и Положением об организации деятельности центра восстановительной медицины и реабилитации. Разносторонняя подготовка врачей восстановительной медицины в интернатуре затруднительна. Одной из причин этого является отсутствие клинических курортов в черте города. В то же время опыт преподавания курортологии в ИГМУ свидетельствует о желании ряда студентов получить эту специальность для последующей работы на курортах или в центрах восстановительной медицины.
Считаем, что успешный десятилетний опыт преподавания курортологии в Иркутском государственном медицинском университете, как региональной образовательной компоненты, может служить основанием к рассмотрению вопроса о подобной инновации по подготовке врачей восстановительной медицины с использованием клинической базы курорта «Ангара».
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулинский В.И. Два типа инноваций на кафедре био- Материалы учебно-методической конференции. — Иркутск,
химии. // Инновационные технологии обучения в ИГМУ: 2006. — С. 91-92.
2. Методические указания № 99/228 от 22.12.1999 3. Холмогоров Н.А.. Кузнецова Н.В. Клинический ку-
«Перечень курортов России с обоснованием их уникально- рорт «Ангара» — традиции и перспективы. // Достижения
сти по природным лечебным факторам» (Приказ Минздрава и перспективы восстановительной медицины, курортоло-
России и фонда страхования РФ № 93/34 от 19.03.1999). — М., гии и физиотерапии: Материалы межрегиональной научно-
1999. — С.47. практической конференции. — Иркутск, 2002. — С. 9-12.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected] Фиалковский Валерий Иванович — ассистент, к.м.н.
© ШЕВЧЕНКО Е.В. — 2010
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Е.В.Шевченко
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье рассмотрена история развития педиатрической службы в России от появления до нашего времени. Приведены сведения о педиатрическом факультете Иркутского государственного медицинского университета
Ключевые слова: педиатрическая служба, педиатрический факультет, Иркутский государственный медицинский университет.
HISTORICAL ASPECTS OF HIGHER PEDIATRIC EDUCATION IN RUSSIA
E.V. Shevchenko (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The article reviews the history of pediatric service development in Russia from its appearance till present days. There is some information about Pediatrics Faculty of Irkutsk State Medical University.
Key words: pediatric service, Pediatrics Faculty, Irkutsk State Medical University.
Эффективность мероприятий по улучшению здоровья населения в значительной мере определяется сохранением здоровья детей, так как истоки многих заболеваний взрослого населения следует искать в детстве.
Начало учения о сохранении здоровья детей относится к IV веку до нашей эры к моменту написания Гиппократом трактата «О природе ребенка».
Сохранение внимания к лечению детей, особенностям сохранения их здоровья на протяжении всех последующих лет имело волнообразный характер, что было вызвано периодически высокими показателями заболеваемости и смертности среди детей, особенно на первом году жизни.
Поиск путей и методов, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей, включал в себя комплекс мероприятий, в том числе формирование законодательной базы, организацию сети медицинских учреждений, осуществление подготовки специальных медицинских кадров.
Первая детская больница была открыта в 1802 г. в Париже. В дальнейшем аналогичные детские больницы появились в Англии и Швейцарии, в Италии и Скандинавских странах, в США. В России были организованы и открыты:
— в 1763 г. в Москве и в 1771г. в Санкт-Петербурге — первые воспитательные дома
— в 1834 г. в Петербурге — первая детская больница им. Н.Ф. Филатова (вторая в Европе)
— в 1842 г. в Москве — вторая детская больница им. Н.Ф. Филатова
— в 1844 г. в Петербурге — первая в мире и в России больница для детей раннего возраста им. Л.Пастера.
Ведущая роль в эффективном проведении медицинских мероприятий принадлежит врачам-педиатрам, так как они непосредственно оказывают лечебнопрофилактическую помощь детям, проводят реабилитационные мероприятия, принимают активное участие в совершенствовании деятельности лечебнопрофилактических учреждений.
В первых педиатрических школах врачей — специалистов по оказанию медицинской помощи детям обучали самому необходимому: особенностям питания детей
различного возраста, методикам выхаживания детей, исследованию этиологии и патогенеза развития патологических процессов у ребенка, методам биохимического и микробиологического обследования, различным аспектам лечения заболевания.
Несмотря на все проводимые мероприятия к началу ХХ столетия в мире отсутствовала система, обеспечивающая охрану и укрепление здоровья женщин и детей. Показатели здоровья женского и детского населения имели в целом неблагоприятное значение, особенно в России. Интегральные показатели здоровья в России в начале ХХ столетия составляли:
— средняя продолжительность жизни женщин составляла — 33 года
— материнская смертность находилась на уровне — 420 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми
— младенческая смертность была в пределах — 270 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.
Первый Российский нарком здравоохранении Н.А.Семашко писал в 1923 году: «Стратегической задачей здравоохранения должно стать создание государственной системы охраны материнства и детства, так как оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребенка».
В стране многое было сделано для улучшения ситуации — был подготовлен пакет государственных законодательных актов по охране здоровья и оказании медицинской помощи женщинам и детям, создана разветвленная сеть медицинских учреждений, сформирована система до- и последипломной подготовки специальных медицинских кадров.
Стройная система подготовки медицинских кадров для работы в учреждениях системы ОМД относится к периоду открытия профильных факультетов, где обучали студентов для последующей их работы в профильных медицинских учреждениях. Впервые с нашей стране и в мировой практике факультет для подготовки педиатров был открыт в 1930 г. при 2-ом Медицинском институте (ныне Российский Государственный медицинский университет). Назывался он «Факультет охраны материнства, младенчества и детства» и имел 2 отделения — охраны материнства, младенчества и