TMD — Tagesmaximaldosis, ZNS — Zentralnervensystem.
В медицинской терминологии синонимическими отношениями охвачены преимущественно два термина (это, как правило, синонимия грецизмов и латинизмов, заимствованных и исконных терминов, эпонимных терминов, полных и сокращенных терминов) показывает, что в синонимические связи вступают две языковые единицы. Наряду с этим выявлена другая закономерность, заключающаяся в том, что количество внутриотраслевых терминологических синонимов имеет тенденцию к увеличению. Подсчёты показывают, что для
обозначения заболеваний могут быть использованы 9 синонимов, а в фармакологии — 15.
Всё это свидетельствует о том, что благодаря явным и регулярно проявляющимся синонимическим отношениям медицинская терминология обладает высокой степенью системности и требует более внимательного и детального изучения. Следовательно, изучение терминологических синонимов может считаться одной из неотъемлемых задач урока иностранного языка. Что в дальнейшем, может помочь будущему специалисту медику при общении с коллегами на иностранном языке.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахманова О.С. Экстралингвистические и внутрилинг-вистические факторы в функционировании и развитии язы-ка//Теоретические проблемы современного советского языкознания. — М.: Наука, 1964. — С. 23-25.
2. Павилёнис Р.И. Проблема смысла: современный логикофилософский анализ смысла. — М.: Изд-во «Мысль», 1983. — С. 5-8.
3. Татаринов В.А. Теория терминоведения. — В 3-х т.: Т.1.
Теория термина: история и современное состояние. — М., 1996. — С. 47-49.
4. Токарева М.В. Становление, развитие и современное состояние английской терминологии нефрологии и урологии: ав-тореф. дис. ...канд. филол. наук. — Иркутск, 2003. — С. 15-16.
5. Швецова С.В. Современные офтальмологические термины в английском языке: способы их образования. — Иркутск: РИО ГУ НЦ ВВХ ВСНЦ СО РАМН, 2006. — С.27-29.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания,1, ИГМУ, кафедра иностранных языков; тел. (3952) 242916. Федина Елена Анатольевна — ассистент.
© ФЕДОСЕЕВА Г.М., БОЧАРОВА Г.И., МИРОВИЧ В.М., ГОРЯЧКИНА Е.Г. — 2010
ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРОВИЗОРОВ НА КАФЕДРЕ ФАРМАКОГНОЗИИ И БОТАНИКИ
Г.М. Федосеева, Г.И. Бочарова, В.М. Мирович, Е.Г. Горячкина (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В представленной работе излагаются основные этапы формированию компетентного подхода у будущего специалиста-провизора в отношении лекарственных растений, лекарственного растительного сырья, а также лекарственных средств и препаратов растительного происхождения.
Ключевые слова: компетентностный подход, провизор, лекарственное растительное сырье, лекарственные растения.
FORMATION COMPETENT APPROACH AT THE FUTURE EXPERTS-PHARMACISTS ON DEPARTMENT PHARMACOGNOZY AND BOTANY
G.M. Fedoseeva, G.I. Bocharova, V.M. Mirovich, E.G. Goryachkina (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. tte forming of competent approach to medicinal plants and raw materials of vegetable origin in a future pharmacist should begin with the courses of biology, botany and pharmacognozy.
Key words: competent approach, pharmacist, medicinal plants, raw materials of vegetable.
Формирование компетентного подхода у будущих специалистов любого профиля должно проводиться с первых дней обучения специальности. Что касается специалиста-провизора, то формирование у него компетентности в отношении лекарственных растений, лекарственного растительного сырья и препаратов растительного происхождения осуществляется, начиная с курсов биологии, ботаники, а затем фармакогнозии и ресурсоведения [1, 2]. При преподавании этих предметов прежде всего необходимо задаться следующим вопросом. Какими знаниями, практическими знаниями, умениями и навыками должен обладать специалист-провизор, окончив курсы ботаники, фармакогнозии и ресурсоведения.
Он должен:
— знать морфологические и микроскопические признаки вегетативных и генеративных органов лекарственных растений и лекарственного растительного сырья, чтобы при заготовке или приемке сырья уметь отличить их от примесей;
— уметь проводить макро- и микроскопический анализ сырья;
— знать качественные реакции, помогающие устанавливать подлинность лекарственного растительного сырья;
— владеть навыками фитохимического анализа сырья с целью установления его доброкачественности;
— уметь проводить товароведческий анализ сырья с целью установления его подлинности и доброкачественности как товара для аптек или других фармацевтических предприятий;
— уметь проводить ресурсоведческие исследования с определение запасов сырья лекарственных растений, что тоже входит в программу подготовки специалиста-провизора;
Специалист-провизор должен уметь:
— работать с научной литературой и литературой по специальности, что также необходимо в будущей профессии;
— уметь готовить доклады, рефераты и выступить с ними на заседаниях, конференциях и т. п., что важно для провизора-руководителя определенного подразделения или специалиста любого ранга для повышения своего уровня и квалификации;
— будущие специалисты-провизоры должны хорошо знать химический состав, биологически активных веществ лекарственных растений и основные действующие, а также сопутствующие вещества, которые могут влиять на способ приготовления лекарственных форм и препаратов из лекарственного растительного сырья. Они должны хорошо знать способы и правила применения лекарственного растительного сырья, поступающего в аптеку, а также лекарственные сборы и препараты. Уметь объяснять возможности этих лекарственных средств, их побочное действие, а также знать их аналоги;
В связи с вышеизложенным, на кафедре фармакогнозии и ботаники уже с 1 курса при изучении биологии и ботаники даются студентам необходимые знания не только по морфолого-анатомическим признакам и систематике растений, но и обращается большое внимание на лекарственные растения, которые затем будут изучаться на фармакогнозии. При этом уделяется особое внимание охране лекарственных растений.
Знания и практические навыки, полученные в ходе обучения, закрепляются на практике в ходе ботанических экскурсий и изготовлении гербарных образцов.
На 3 курсе студенты изучают и осваивают вышеуказанные методы анализа лекарственного растительного сырья по гербарным образцам растений, образцам сырья, собранным и оформленным самими студентами, проводят фитохимический и товароведческий анализ лекарственного растительного сырья. Закрепляют свои знания, практические навыки и умения на коллоквиумах, семинарах, контрольных работах, экзаменах и в ходе учебной практики.
Во время обучения программой предусмотрено выполнение курсовой работы. На фармакогнозии она выполняется в виде реферата по разработанным на кафедре темам, включающим раздел экспериментальных исследований по тематике научной работы сотрудников
кафедры. Часто курсовая работа перерастает затем в дипломную работу, которую лучшие из студентов защищают затем вместо сдачи государственного экзамена.
Во время выполнения курсовых и дипломных работ студенты выступают с докладами на студенческих конференциях, оформляют свою работу в виде тезисов.
Следует отметить, что в помощь по освоению специальности кроме учебников в распоряжении у студентов 1, 3 и 5 курсов имеются методические пособия и рекомендации, разработанные преподавателями кафедры и научно-исследовательскими учреждениями г. Иркутска.
Кроме того, на кафедре работает научный кружок, где студенты, имеющие склонность к научной работе, делают первые шаги в большую науку. Работа в кружках дает дополнительные знания студентам, развивает их творческие способности, учит работать с литературой и интернетом. Дает навыки публичных выступлений и т. д.
На практике студенты получают дополнительные знания о растениях лекарственных и декоративных, а также о растениях Красной Книги, произрастающих в Восточной Сибири. Студенты осваивают приемы и правила заготовки лекарственного растительного сырья, способы их культивирования, интродукции и размножения.
Во время обучения как на 3 так и на 5 курсах студенты узнают о стандартизации лекарственного растительного сырья и требованиях к его доброкачественности.
Таким образом, заканчивая обучение на кафедре фармакогнозии и ботаники студенты достигают уровня специалиста-провизора в области знаний, практических умений и навыков по специальности «Фармакогнозия». Они могут работать как в аптеках и фармпредприяти-ях, так и в контрольно-аналитических лабораториях, где проводится анализ лекарственного растительного сырья, лекарственных средств и препаратов растительного происхождения на подлинность и доброкачественность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Примерная программа по дисциплине «Фармакогнозия» (для специальности: 040500 — Фармация) — М., 2002 . — 17 с.
2. Государственный образовательный стандарт выс-
шего профессионального образования. Специальность 040500 — Фармация. Квалификация Провизор. — М., 2000. — 17 с.
Информация об авторах: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1 Федосеева Галина Михайловна — заведующая кафедрой, профессор, д.ф.н.,
Фамилия, имя, отчество второго полностью — должность, учёная степень, учёное звание автора, адрес одного из авторов: 664003, Иркутск, ул. Красного восстания, 1, ИГМУ, кафедра... Тел. (3952) хххххх. E-mail: [email protected]
Информация предоставляется обо всех авторах работы!!!
© ФИАЛКОВСКИЙ В.И. — 2010
ПРЕПОДАВАНИЕ КУРОРТОЛОГИИ В ИРКУТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
В.И. Фиалковский
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье представлены сведения о дополнительном включении в учебную программу студентов 6 курса лечебного факультета цикла занятий по курортологии в качестве региональной образовательной компоненты в Иркутском государственном медицинском университете (ИГМУ) на базе клинического курорта «Ангара», расположенного в черте города Иркутска. Успешный опыт преподавания курортологии может служить основанием к разработке подобной образовательной инновации для интернов лечебного факультета при подготовке врачей восстановительной медицины.
Ключевые слова: курортология, природные факторы, курорт «Ангара», восстановительная медицина, образовательные инновации.
BALNEOLOGY TEACHING IN IRKUTSK STATE MEDICAL UNIVERSITY
V.I. Fialkovsky (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. There has been presented the information on additional including into the teaching program for medical faculty undergraduates a cycle of training classes in health — resort science as a regional educational component at Irkutsk