2. Методические указания № 99/228 от 22.12.1999 3. Холмогоров Н.А., Кузнецова Н.В. Клинический ку-
«Перечень курортов России с обоснованием их уникально- рорт «Ангара» — традиции и перспективы. // Достижения
сти по природным лечебным факторам» (Приказ Минздрава и перспективы восстановительной медицины, курортоло-
России и фонда страхования РФ № 93/34 от 19.03.1999). — М., гии и физиотерапии: Материалы межрегиональной научно-
1999. — С.47. практической конференции. — Иркутск, 2002. — С. 9-12.
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected] Фиалковский Валерий Иванович — ассистент, к.м.н.
© ШЕВЧЕНКО Е.В. — 2010
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫСШЕГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Е.В.Шевченко
(Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В статье рассмотрена история развития педиатрической службы в России от появления до нашего времени. Приведены сведения о педиатрическом факультете Иркутского государственного медицинского университета
Ключевые слова: педиатрическая служба, педиатрический факультет, Иркутский государственный медицинский университет.
HISTORICAL ASPECTS OF HIGHER PEDIATRIC EDUCATION IN RUSSIA
E.V Shevchenko (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. The article reviews the history of pediatric service development in Russia from its appearance till present days. There is some information about Pediatrics Faculty of Irkutsk State Medical University.
Key words: pediatric service, Pediatrics Faculty, Irkutsk State Medical University.
Эффективность мероприятий по улучшению здоровья населения в значительной мере определяется сохранением здоровья детей, так как истоки многих заболеваний взрослого населения следует искать в детстве.
Начало учения о сохранении здоровья детей относится к IV веку до нашей эры к моменту написания Гиппократом трактата «О природе ребенка».
Сохранение внимания к лечению детей, особенностям сохранения их здоровья на протяжении всех последующих лет имело волнообразный характер, что было вызвано периодически высокими показателями заболеваемости и смертности среди детей, особенно на первом году жизни.
Поиск путей и методов, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей, включал в себя комплекс мероприятий, в том числе формирование законодательной базы, организацию сети медицинских учреждений, осуществление подготовки специальных медицинских кадров.
Первая детская больница была открыта в 1802 г. в Париже. В дальнейшем аналогичные детские больницы появились в Англии и Швейцарии, в Италии и Скандинавских странах, в США. В России были организованы и открыты:
— в 1763 г. в Москве и в 1771г. в Санкт-Петербурге — первые воспитательные дома
— в 1834 г. в Петербурге — первая детская больница им. Н.Ф. Филатова (вторая в Европе)
— в 1842 г. в Москве — вторая детская больница им. Н.Ф. Филатова
— в 1844 г. в Петербурге — первая в мире и в России больница для детей раннего возраста им. Л.Пастера.
Ведущая роль в эффективном проведении медицинских мероприятий принадлежит врачам-педиатрам, так как они непосредственно оказывают лечебнопрофилактическую помощь детям, проводят реабилитационные мероприятия, принимают активное участие в совершенствовании деятельности лечебнопрофилактических учреждений.
В первых педиатрических школах врачей — специалистов по оказанию медицинской помощи детям обучали самому необходимому: особенностям питания детей
различного возраста, методикам выхаживания детей, исследованию этиологии и патогенеза развития патологических процессов у ребенка, методам биохимического и микробиологического обследования, различным аспектам лечения заболевания.
Несмотря на все проводимые мероприятия к началу ХХ столетия в мире отсутствовала система, обеспечивающая охрану и укрепление здоровья женщин и детей. Показатели здоровья женского и детского населения имели в целом неблагоприятное значение, особенно в России. Интегральные показатели здоровья в России в начале ХХ столетия составляли:
— средняя продолжительность жизни женщин составляла — 33 года
— материнская смертность находилась на уровне — 420 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми
— младенческая смертность была в пределах — 270 случаев на 1000 детей, родившихся живыми.
Первый Российский нарком здравоохранении Н.А.Семашко писал в 1923 году: «Стратегической задачей здравоохранения должно стать создание государственной системы охраны материнства и детства, так как оздоровление населения должно начинаться с оздоровления матери и ребенка».
В стране многое было сделано для улучшения ситуации — был подготовлен пакет государственных законодательных актов по охране здоровья и оказании медицинской помощи женщинам и детям, создана разветвленная сеть медицинских учреждений, сформирована система до- и последипломной подготовки специальных медицинских кадров.
Стройная система подготовки медицинских кадров для работы в учреждениях системы ОМД относится к периоду открытия профильных факультетов, где обучали студентов для последующей их работы в профильных медицинских учреждениях. Впервые с нашей стране и в мировой практике факультет для подготовки педиатров был открыт в 1930 г. при 2-ом Медицинском институте (ныне Российский Государственный медицинский университет). Назывался он «Факультет охраны материнства, младенчества и детства» и имел 2 отделения — охраны материнства, младенчества и
детства и охраны здоровья детей и подростков. В 1936 г. отделения слились в один факультет — педиатрический.
За период существования педиатрического доди-пломного образования подготовка педиатров претерпела изменения (табл. 1).
Таблица 1
Особенности подготовки врачей-педиатров в динамике с 10\930 по 2006 г.
Характеристики 1930 г. 2006 г.
Сроки подготовки врачей-педиатров (годы) 4 6
Перечень обязательных учебных дисциплин 30 54
Число профильных учебных дисциплин 4 11
Часы на изучение дисциплин специальности 340 1800
Количество экзаменов 0 30-35
Становление педиатрии в России в качестве самостоятельной научной и учебной дисциплины происходило на основе терапии и акушерства. Вопросы диагностики и лечения детских болезней, особенности питания и методы выхаживания детей читались известными профессорами терапевтами — С.Г. Зыбелиным и Г.И. Сокольским, акушерами — Н.М. Максимович-Амбодик, С.Ф. Хотовицким и Н.А. Тобольским.
Датой рождения первой кафедры педиатрии следует считать 1865 год.
В этом году профессором В.М. Флоринским был прочитан созданный им курс лекций по детским болезням. Первыми профильными кафедрами стали: кафедра пропедевтики детских болезней, кафедра педиатрии раннего возраста, кафедра старшего возраста и кафедра детской хирургии.
Дополнительно на педиатрических факультетах появились такие дисциплины, как детские инфекционные болезни, детская неврология, детская оториноларингология, детская офтальмология, детская дерматология, поликлиническая и неотложная педиатрия, детская гинекология, детская эндокринология.
Особенность подготовки студентов-педиатров состоит в изучении возрастных анатомо-физиологических особенностей детей и подростков, особенностей развития патологических процессов в растущем организме ребенка, причин и механизмов возникновения заболеваний у детей и подростков, возможностей диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков, методов реабилитации и профилактики заболеваний у детей и подростков.
Доказательством жизнеспособности педиатрического образования явились следующие показатели: позитивная динамика показателей младенческой смертности, создание сектора детской медицины в национальных системах здравоохранения, наличие педиатрического образования в медицинских вузах Российской Федерации и в других странах, признание диплома в других странах.
Таблица 2
Динамика младенческой смертности в некоторых странах мира по годам
Страны 1913 1930 1950 1970 1990 2000 2005
Россия 269,3 230,6 80,7 22,8 17,4 14,6 10,4
Австрия 156,9 103,7 66,1 25,9 10,2 5,6 4,1
Англия 79,8 59,7 29,9 18,2 9,1 5,8 5,2
Франция 98,9 78,3 52,1 15,3 8,3 4,8 4,4
Швеция 63,2 55,4 21,3 11,2 5,9 3,4 3,7
США 86,4 66,2 29,2 21,4 10,1 6,9 5,9
Благодаря использованию акушерами и неонатоло-гами инновационных технологий с 1999 по 2004 г. отмечена положительная динамика показателей: недонаши-ваемости — с 63%о до 56%о, родившихся с внутричерепной родовой травмой — с 28,1 до 11,6 случаев на 100 тыс. родившихся живыми, больных сепсисом — с 5,9 случаев
до 2,9 случаев на 100 тыс. родившихся живыми, больных гемолитической болезнью — с 93,2 до 84,2 случаев на 100 тыс. родившихся живыми
Сектор детской медицины объективно присутствует в национальных системах здравоохранения, так как детский возраст является наиболее динамичной частью онтогенеза в плане соматического развития, психоэмоционального развития, функционального развития, интеллектуального развития. В нашей стране принята периодизация по возрасту. Она обусловлена рядом причин: особенностями морфо- и функциогенеза, характерным набором факторов риска, наличием «своей» нозологией, для детей типичен высокий уровень острой и хронической патологии
Высшее педиатрическое образование (додиплом-ный уровень) на рубеже столетий характеризуется позитивной оценкой в странах с традиционно консервативными взглядами на структуру учебных планов по специальности «Педиатрия». В США после ознакомления с учебным планом и программами учебных дисциплин, изучаемых на педиатрическом факультете (Даллас, Техас) было принято решение принимать дипломы выпускников педиатрического факультета наряду с дипломами выпускников лечебного факультета. В Британской национальной службе здоровья лидирующее положение занимает первичная медицинская помощь. Отмечается, что «...к дисциплинам, которые сейчас востребуются населением в приоритетном порядке относятся педиатрия и психиатрия» (Ch. F. George «Undergraduate Medical Education in The United Kingdom».In: Medical Curricula in European Cjuntries, M.Garcia-Berbero (ed), WHO).
В Иркутском государственном медицинском университете педиатрический факультет был открыт в 1981 году. Обучение студентов ведется в соответствии со Стандартом образования. В процессе развития факультета были созданы профильные кафедры — педиатрии №1, педиатрии №2, детских инфекционных болезней, детской хирургии и акушерства и гинекологии. Преподавание ведется высококвалифицированными педагогами, докторами наук и профессорами, Заслуженными врачами России, кандидатами наук и доцентами, специалистами высшей врачебной категории. Для повышения квалификации педиатров была создана кафедра педиатрии факультета повышения квалификации. Педиатры готовятся не только для иркутской области, но и для всего региона: для республик Тыва, Саха (Якутия), Хакасия, Бурятия. Готовим мы специалистов и для дружественной Монголии. К сожалению, около 10 последних лет из Монголии приезжали студенты только на лечебный и фармацевтический факультеты. И только второй год вновь началась подготовка и на педиатрическом факультете. Выпускники педиатрического факультета высоко ценятся в области. Многие из них стали докторами наук, возглавили ведущие детские лечебные, оздоровительные и воспитательные учреждения Иркутской области.
Трудно переоценить роль государства и общества в осуществлении планомерной и целенаправленной деятельности по становлению и развитию системы подготовки профессиональных медицинских кадров для учреждений охраны материнства и детства.
Можно отметить основные направления улучшения подготовки медицинских кадров для работы в учреждениях охраны материнства и детства (ОМД). Это прежде всего совершенствование законодательноправовой базы, увеличение финансирования образовательных учреждений, осуществляющих подготовку медицинских кадров, повышение качества подготовки медицинских кадров системы ОМД. Внедрение перечисленных мероприятий позволит оснастить медицинские образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для системы ОМД, современным оборудованием, улучшить их материальнотехническое обеспечение, осуществлять на высоком
уровне додипломную подготовку врачей для работы в учреждениях системы ОМД, усовершенствовать последипломное образование врачей для обеспечения лечебных учреждений системы ОМД специалистами высокой квалификации.
Повышение уровня здоровья нынешнего и грядуще-
го поколений Россиян может обеспечить процветание нашей Родины и не последнюю роль в этом играют педиатры
Следует помнить, что «...решая проблемы детского здравоохранения, мы обеспечиваем государственную безопасность страны» (Л.М. Рошаль, детский хирург).
Информация об авторе: 664003, Иркутск, ул. Красного Восстания, 1 Шевченко Елена Викторовна — декан педиатрического факультета, профессор, д.б.н.
© ЩЕРБАТЫХ А.В., ХАМНУЕВА Л.Ю. — 2010
КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
А.В. Щербатых, Л.Ю. Хамнуева (Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, Россия)
Резюме. В настоящее время происходит переориентация оценки результатов подготовки выпускников медицинских высших учебных заведений на понятия «компетентность и компетенция». В настоящей статье рассматриваются компетенции преподавателя медицинского вуза, поскольку подготовить современного врача может только преподаватель, обладающий профессиональными и общими компетенциями.
Ключевые слова: преподаватель медицинского вуза, компетенции.
THE COMPETENCE OF THE TEACHER OF MEDICAL HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS
A.V. Sherbatyh, L.Yu. Khamnueva (Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia)
Summary. At present, the assessment of the results of training outcome of graduates of medical higher educational establishments is being reoriented towards the idea “competence”. Competences and terms of reference of a teacher in a medical higher educational establishment are discussed in this paper, as a student of a medical institute, in order to become a modern professional doctor, has to be taught by a teacher, who has high professional and general competences.
Key words: teacher of medical higher educational establishments, œmpetence.
Учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении требует постоянного совершенствования на основе научно-методических исследований и внедрения полученных результатов, корректировки существующих подходов и методик в образовательном процессе. Одной из актуальных проблем высшего медицинского образования является обеспечение подготовки выпускников, готовых к все более усложняющейся деятельности современного врача.
В этих условиях остро встает вопрос об изменении целей образования. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция» и «компетентность» и возникает необходимость организовать образовательный процесс на основе компетент-ностного подхода.
В новом поколении государственных образовательных стандартов (ГОС) компетентность рассматривается как результат освоения компетенций конкретной личностью, а компетенция — как система знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, определяющих готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определенной области.
Компетенции делят на профессиональные (или специальные) и общие (или надпрофессиональные). Общие компетенции — те, которые необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и внепро-фессиональной сферах, например: готовность работать с литературой, выступать перед аудиторией и др.
Профессиональные компетенции — те, которые необходимы для реализации профессиональной деятель-
ности. Они делятся на компетенции деятельности (провести занятия со студентами, собрать анамнез, сделать назначения в процедурный лист и др.) и личностные компетенции (качества личности, которые формируются через поведение, например ответственность, аккуратность, дисциплинированность, внимательность и др.). Таким образом квалификация — это подтвержденная в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных обязанностей.
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей: самая первая их них — деятельность самого преподавателя. В современном вузе возрастает роль преподавателя, расширяется диапазон его педагогического воздействия на студента. Преподаватель уже не может быть только передатчиком знаний и информации, он должен быть и педагогом, и психологом, и психотерапевтом.
Профессиональные компетенции преподавателя медицинского вуза касаются, прежде всего, учебнометодической и связанной с ней воспитательной деятельностью (подготовить и провести занятие со студентами, прочитать лекцию, проанализировать проведенное занятие, разработать цели и задачи дисциплины на основе компетентностного подхода, составить учебный план занятий и задания для достижения разработанных целей обучения и воспитания по дисциплине, выбрать оптимальные мероприятия по воспитанию студентов и др.).
Общие компетенции преподавателя медицинского вуза включают в себя следующие виды деятельности: